Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 имени А.С.Пушкина
станицы Кавказская Муниципального образования Кавказский район
Утверждаю
Решение педсовета
Протокол № ____________
Председатель педсовета
_____________Г.И.Колосова
Подпись руководителя Ф.ИО.
Программа коррекционно - развивающих занятий с психологом для детей с умственной отсталостью
Педагог-психолог Репко Наталия Васильевна
Рабочая программа
коррекционно - развивающих занятий с психологом
Пояснительная записка.
Программа коррекционно – развивающих занятий с психологом для учащихся с умственной отсталостью разработана и составлена с учетом психологических, физиологических особенностей учащихся.
Курс индивидуальных коррекционно - развивающих занятий с учащимся имеет своей целью: создание условий для успешного развития эмоционально – волевой сферы, развития и коррекции самооценки, самоконтроля, развития слухового восприятия.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
Задачи:
— формирование у учащегося представления о понятиях «можно», «нельзя»;
— развитие умения воспринимать на слух информацию, инструкцию педагога, интонацию, название предметов, цвета;
— развитие речевого слуха;
— развитие умения у учащегося самостоятельно организовывать себя к уроку, контролировать себя и свои действия в школе;
— развитие у учащегося представлений о различных эмоциональных состояниях;
— изучение в совместной деятельности с педагогом различных эмоциональных состояний на практике;
— развитие у учащегося адекватной самооценки, позитивного отношения к сверстникам.
Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:
— учет специфики овладения учащимися информацией, знаниями;
— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности;
— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, пподготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;
— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.
Знания и умения, которыми должен овладеть учащийся:
— уметь слышать и выполнять инструкцию педагога, основные требования;
— знать понятия «нельзя», «можно»;
— уметь убирать за собой свое рабочее место;
— иметь представление о существовании различных эмоциональных состояниях;
— адекватно и положительно относится к сверстникам, к окружающим людям;
Количество часов в неделю – 2 часа, в год – 70 часов.
Тематическое планирование индивидуальных коррекционно – развивающих занятий
Название раздела | Количество часов |
Вводная диагностика | 1 |
Психокоррекционные сказки | 10 |
Развитие слухового восприятия | 11 |
Самоконтроль | 10 |
Развитие эмоциональной сферы | 21 |
Развитие самооценки | 15 |
Повторение пройденного материала | 1 |
Итоговая диагностика | 1 |
| |
Тематическое планирование индивидуальных
коррекционно - развивающих занятий
№ | Название раздела, тематика занятий | Количество часов |
1 | Вводная диагностика | 1 |
| Психокоррекционные сказки | 10 |
2 | Психокоррекционная сказка «Как медвежонок учился просить игрушки» | 1 |
3 | Психокоррекционная сказка «Как медвежонок научился дружить со всеми» | 1 |
4 | Психокоррекционная сказка «Как медвежонок учился правильно вести себя в школе» | 1 |
5 | Психокоррекционная школа «Фея добрых слов» | 1 |
6 | Психокоррекционная сказка «Няня для медвежонка» | 1 |
7 | Психокоррекционная сказка «Морская история» | 1 |
8 | Психокоррекционная сказка «Праздник дружбы» | 1 |
9 | Психокоррекционная сказка «Непоседа, или сказка о том, как облака превращаются в грозовые тучи» | 1 |
10 | Психокоррекционная сказка «Как медвежонок обращался за помощью» | 1 |
11 | Психокоррекционная сказка «Как медвежонок делал добрые дела и получал похвалу» | 1 |
| Развитие слухового восприятия | 11 |
14 | Развитие умения воспринимать на слух (упражнение «Слушай», «Прислушайся») | 1 |
15 | Развитие умения воспринимать громко, тихо | 1 |
16 | Формирование умения воспринимать на слух интонацию | 1 |
17 | Знакомство с основными требованиями педагога и школы | 1 |
18 | Развитие умения слышать и выполнять требования педагога («Садись», «Бери тетрадь», «Бери ручку», «Открой тетрадь») | 2 |
19 | Формирование умения выполнять инструкцию педагога при выполнении задания | 1 |
20 | Развитие способности на слух воспринимать название различных предметов (упражнение «Найди и покажи») | 1 |
21 | Развитие способности на слух воспринимать различные цвета карандашей (упражнение «Где какой цвет») | 1 |
22 | Развитие речевого слуха (упражнение «Кто как кричит?») | 1 |
23 | Развитие речевого слуха с использованием презентации «Чей голос» | 1 |
| Самоконтроль | 10 |
24 | Знакомство с понятиями «нельзя», «можно» | 1 |
| Формирование представлений у учащегося что нельзя, а что можно с использованием карточек | 1 |
25 | Развитие умения у учащегося слышать и выполнять требования педагога | 2 |
26 | Формирование умения самостоятельно организовывать себя к началу занятия (упражнение «Прозвенел звонок – начался урок») | 1 |
27 | Обучение по соотнесению карточек («Нельзя», «Можно», «Что делать») в совместной деятельности с педагогом | 1 |
28 | Развитие умения самостоятельно соотносить карточки | 1 |
29 | Развитие навыка контроля над собой и своими действиями в школе на перемене, в столовой, в окружении людей | 1 |
30 | Развитие умения самостоятельно убирать за собой свое рабочее место | 1 |
31 | Развитие умения оценивать свой внешний вид с использованием зеркала | 1 |
| Эмоциональная сфера | 21 |
32 | Изучение различных эмоций с использованием карточек | 1 |
33 | Изучение эмоциональных состояний путем их рисования в совместной деятельности с педагогом | 1 |
34 | Продолжение знакомства с различными эмоциональными состояниями через вырезание из журналов / картинок разных частей лица | 1 |
35 | Создание аппликаций из подготовленных заранее материалов | 1 |
36 | Развитие умения соотносить инструкцию педагога с личными действиями (упражнение «Подними карточку с эмоцией …») | 1 |
37 | Чередование различных эмоциональных состояний с использованием картинок по инструкции педагога приемом создания аппликации | 1 |
38 | Развитие способности понимать и выражать с помощью карточек эмоциональные состояний (упражнение «Азбука настроений») | 1 |
39 | Развитие умения использовать эмоцию радости при выполнении задания (упражнение «Ты все правильно сделал – давай вместе похлопаем», «Похвала») | 1 |
40 | Осознание понятия «доброта» (упражнение «Добрые поступки») | 1 |
41 | Создание аппликации - ромашка «Я радуюсь когда…» в совместной деятельности с педагогом | 1 |
42 | Формирование умения реагировать на эмоциональные состояния окружающих | 1 |
43 | Формирование позитивного отношения к сверстникам (упражнение «Мы все друзья») | 1 |
44 | Тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, используя прием подражания (упражнение «Повторяй») | 1 |
45 | Развитие умения показывать свои эмоции с использованием зеркала | 1 |
46 | Формирование эмоционального контакта со взрослыми (упражнение «Иди ко мне – беги ко мне») | 2 |
47 | Формирование умения адекватно выражать свои эмоции при контакте с окружающими людьми | 1 |
48 | Развитие умения снимать эмоциональное напряжение и успокаиваться | 1 |
49 | Тренировка умения останавливаться (упражнение «Стоп», «Остановись») | 1 |
50 | Формирование умения регулировать свое агрессивное поведение (упражнение «Запрещено») | 2 |
| Самооценка | 15 |
51 | Осознание своих сил (подделка – аппликация «Рыбка») | 1 |
52 | Развитие уверенности в себе (упражнение «Ты сможешь», «У тебя все получится») | 1 |
53 | Формирование представлений о понятиях «Я могу», «Я сделаю». Работа с карточками на соотнесение. | 1 |
54 | Формирование умения работать самостоятельно (упражнение «Сделай сам», «Ты сможешь») | 1 |
55 | Формирование у учащегося представлений об индивидуальности (упражнение «Это ты, а это я», «Разные цветы») | 2 |
56 | Развитие представлений у учащегося об индивидуальности каждого (сказка «Разноцветные камни») | 1 |
57 | Развитие у учащегося творческой активности (упражнение «Повторяй за мной», «Удиви меня») | 1 |
58 | Развитие коммуникативных навыков (упражнение «Подарок») | 2 |
59 | Создание ситуации успеха учащегося (работа по созданию композиции из бумажных салфеток) | 2 |
60 | Развитие положительной самооценки (упражнение «Это сделал я», «У меня все получилось») | 2 |
61 | Повышение уровня личностной самооценки учащегося (упражнение «Прекрасное начало», «Ты все замечаешь») | 1 |
62 | Повторение пройденного материала | 2 |
63 | Итоговая диагностика | 1 |