СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа коррекционного курса "Мир вокруг меня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционный курс индивидуальных занятий для учащихся с ОВЗ «Мир вокруг меня» предполагает целенаправленное развитие слабовидящих обучающихся, создающее основу для успешного овладения детьми учебным программным материалом, способствует коррекции вторичных отклонений, вызванных зрительной депривацией.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционного курса "Мир вокруг меня"»

Пояснительная записка

Программа индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении Основной Образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении Основной Образовательной программы начального общего образования.

Программа индивидуальных коррекционных занятий представлена курсом «Мир вокруг меня», который предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, направленного на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения особого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социуме.



Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования и рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часа в год в 1 классе.


Цель курса:

«Мир вокруг меня» предполагает целенаправленное развитие слабовидящих обучающихся, создающее основу для успешного овладения детьми учебным программным материалом, способствует коррекции вторичных отклонений, вызванных зрительной депривацией.

Задачами коррекционного курса «Мир вокруг меня» являются формирование житейских понятий, уточнение представлений, совершенствование учебной практической деятельности, формирование отдельных трудовых умений и навыков, развитие наглядно-образного мышления, речи учащегося, расширение кругозора, целенаправленное разностороннее воспитание.

Программа предусматривает постепенное усложнение требований к формируемым умениям, а также перенос усвоенных умений и навыков в новые условия.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности, удовлетворению образовательных и творческих потребностей ребёнка; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, адаптации ребенка с нарушениями зрения к новым социальным условиям.


Характеристика детей, для которых предназначена программа:

Необходимость введения в учебный план коррекционного курса «Мир вокруг меня» обусловлено сложностью структуры дефекта данной категории обучающихся. Различные зрительные заболевания влияют на состояние зрительных функций. Снижение остроты зрения отрицательно сказывается на познавательной деятельности учащихся.

Трудности различения мелких деталей, недостаточная способность различения линейных и угловых величин приводит к трудностям узнавания предметов и изображений, смешению сходных по форме предметов и изображений, что приводит к снижению скорости восприятия, его полноты, точности, затруднению формирования предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения - образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения; ведёт к нарушению соотношения образного и понятийного в мыслительной деятельности, что в свою очередь приводит к несоответствию возможностей обучающихся требованиям школьного обучения. Нарушение поля зрения приводит к снижению способности обозревать предметы целостно, одновременно, во всех взаимосвязях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные объекты. Одномоментный характер зрительного восприятия заменяется последовательным (сукцессивным). При отдельных заболеваниях зрительного анализатора нарушается характер зрения, что так же ведёт к зрительной депривации. Только бинокулярное зрение обеспечивает стереоскопическое восприятие окружающего мира. В случае же даже незначительного смещения изображение раздваивается, становится неясным.

Таким образом, необходимо учитывать, что глубокие нарушения зрительных функций влекут за собой снижение стимульно-различительной, аналитико-синтетической, информационно-познавательной функций зрительного восприятия, что в свою очередь снижает способности к приёму, переработке и хранению информации.

Несовпадение возможностей учащихся с программными требованиями обусловливает необходимость дополнительного времени на формирование и уточнение предметных, пространственных представлений, практических умений и навыков, расширение чувственного опыта учащихся.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • сформированность мотивации к обучению;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;

  • высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе;

  • освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания;

Коррекционные задачи:

  • Развитие предметных представлений, преодоление вербализма знаний.

  • Развитие и закрепление навыков ориентировки в большом и малом пространстве.

  • Развитие, формирование, совершенствование навыков коммуникативной деятельности.

  • Совершенствование обобщенных действий в различных видах деятельности (например, в сенсорно-перцептивной деятельности, учебной, предметной и др.)

  • Коррекция личностных и поведенческих особенностей детей с ОВЗ. Совершенствование социо-культурных навыков.

  • Совершенствование познавательной деятельности и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).

Метапредметные:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • умение работать в информационной среде;


Предметные:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения;

  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);


Виды деятельности на занятиях по предметно-практической деятельности

На занятиях по предметно-практической деятельности школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: целенаправленное знакомство с предметами и явлениями окружающего мира с использованием всех сохранных анализаторов.

  • составление рассказов - описаний, текстов-рассуждений.

  • ознакомление с графическими изображениями (чертежами, схемами, картами и т.п.), выработка умения «читать их».

  • вычерчивание геометрических фигур, чертежей, схем, таблиц.

  • моделирование, конструирование;

  • наблюдение за работой механизмов и т.д.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • Сенсорные эталоны (размер, форма, основные и промежуточные цвета);

  • Величины и единицы измерения величин (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, периметр многоугольников);

  • Геометрические фигуры (точка, линия, отрезок, ломаная, звено ломанной, многоугольники, круг);

  • Обобщённые способы географического изображения окружающей действительности (схемы задач, чертежей, предложений, слов);

  • Программные естественные понятия о культурных растениях, хлебных культурах, комнатных растениях; понятия температура, термометр; особенности города как населённого пункта.

Учащиеся должны уметь:

  • Проводить обследование предметов с использованием всех сохранных анализаторов с целью выделения существенных признаков;

  • Уметь составлять план – описание различных предметов (животных, растений и т.д.), сезонных изменений;

  • Уметь ориентироваться в большом и малом пространстве относительно себя и других предметов;

  • Определять время с точностью до минуты;

  • Проводить наблюдения в животной природе с использованием изученных приёмов;

  • Сравнить предметы по цвету, величине и т.д.;

  • Выполнять графические работы, связанные с измерением, вычерчивание;

  • Моделировать и конструировать целое из частей;

  • Подбирать и использовать необходимые инструменты механизмы (линейка, весы, термометр, часы);

  • Пользоваться речью в ходе выполнения действий, формирование навыков самооценки и самоконтроля.


Содержание курса

Основные содержательные линии:

  • Речевая деятельность

  • Житейские понятия

  • Интеллектуальные умения

  • Трудовые умения и навыки

  • Воспитание

Речевая деятельность

Потребность в речи. Словесная речь — средство общения. Ре­чевое поведение. Восприятие, понимание и воспроизведение рече­вых образцов. Соотнесение предметных действий с речевыми об­разцами. Ситуативное и внеситуативное общение. Пользование ре­чевыми образцами, построение речевого высказывания по аналогии, перенос знакомого материала в новые условия. Вариа­тивность высказываний. Практическое овладение структурой язы­ка, фонетикой, лексикой, синтаксисом, грамматикой.

Житейские понятия

Форма, величина предметов, пространственные, количествен­ные, относительные, временные, природоведческие понятия. Овла­дение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окру­жающими.

Интеллектуальные умения

Выделение признаков конкретных предметов; различение пред­метов по цвету, величине; сравнение предметов с выделением сход­ства и различий; выделение групп сходных предметов и называние их; узнавание предметов по описаниям; установление причинно-следственных связей; определение продолжительности действий; временные связи; использование общих правил в конкретной ситу­ации.

Трудовые умения и навыки

Общетрудовые умения: определение цели труда; подбор материалов и инструментов, необходимых для работы; овладение видами соединений и способами скрепления де­талей; планирование порядка выполнения действий; разметка дета­ли на материале; изготовление изделий; обработка материалов; сборка, монтаж; отделка; приемы работы инструментами; контроль, обнаружение, исправление ошибок.

Культура и организация труда: подготовка рабочего места и содержание его в порядке, экономное расходование материалов и времени.

Организационные умения: изготовление изделий по готовым инструкциям, поручениям, плану; исправление ошибок.

Воспитание

Аккуратность, быстрота выполнения заданий; взаимопомощь, настойчивость, дружелюбие. Чувство красоты, эстетичности. Нравственные понятия и представления.

Предметно-практические действия

Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидание появления предмета в двух определенных местах. Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых.

Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей.

Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

Узнавание предметов и различение их:

  • по цвету (красный, синий, желтый);

  • по форме (шар, куб);

  • по размеру (большой, маленький).

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета (формы, размера) из 5—6 предметов двух контрастных цветов (объемных форм, двух контрастных размеров).

Сравнение предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу.

Группировка однородных предметов по цвету (форме, размеру). Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета. Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета. Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета.

Размещение в ряд различных по размеру предметов.

Конструирование

Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами): куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма. Действия с ним: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов.

Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков; забор из кубиков и кирпичиков; рельсы для поезда; стол и стул.

Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение.

Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу).

Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.

Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.

Работа с бумагой и фольгой

Практическое знакомство с бумагой и фольгой.

Упражнения с бумагой и фольгой:

  • сминание;

  • разглаживание ладонью; разрывание;

  • отрывание небольших кусочков;

  • сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении);

  • разгибание и разглаживание листа по месту сгиба.

Свойства бумаги и фольги. Цвет бумаги и фольги. Наблюдение за использованием бумаги и фольги.

Сминание отходов бумаги (фольги) в комки, помещение их в корзину для мусора. Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых действий.

Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка — стакан, обернутый фольгой.

Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания: расположение листа на столе; сгибание части листа; совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба.

Составление наборов цветной бумаги (3—4 листа).

Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление из них с помощью педагога «книжечек».

Работа с природными материалами

Правила поведения на экскурсии в природе. Экскурсия в природу с целью сбора природных материалов. Узнавание, различение, называние растений и собираемых природных материалов (желуди, листья, каштаны). Вместе с педагогом сбор природных материалов (поднимание, отрывание). Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.

Составление букетов из осенних листьев. Подвижная аппликация из сухих листьев. Накладывание совместно с учителем сухих листьев на соответствующее контурное изображение без наклеивания.


Перечень разделов

№ п/п

Разделы

Количество часов

1.

Активация зрительно-целостных образов и сенсорных эталонов

16

2.

Пространственные представления и ориентировка в пространстве

10

3.

Геометрические понятия и величины

18

4.

Естественно-научные понятия и представления

13

5.

Обобщённые способы графического изображения

7

Итого 64часа




Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Темы

Количество часов

Дата


1 четверть

18 часов


Воспроизведение точной информации памяти; узнавание конкретного предмета

1 час


Сравнение групп предметов по размеру

1 час


Сравнение групп предметов по размеру

1 час


Различие основных геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат)

1 час


Различие основных геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат)

1 час


Вычерчивание основных геометрических фигур

1 час


Вычерчивание основных геометрических фигур

1 час


Определение промежуточных цветов предмета

1 час


Определение промежуточных цветов предмета

1 час


Определение промежуточных цветов предмета

1 час


Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты

1 час


Аппликация из природного материала. Составление букетов из осенних листьев.

1 час


Уточнение представления о лиственных деревьях

1 час


Уточнение представления о лиственных деревьях

1 час


Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1 час


Упражнения на установление связи между понятиями.

1 час


Уточнение представления о хвойных деревьях

1 час


Уточнение представления о хвойных деревьях

1 час



2 четверть

14 часов


Пространственные представления. Различие правой, левой сторон; верх, низ.

1 час


Пространственные представления. Различие правой, левой сторон; верх, низ.

1 час


Уточнение представлений о плодах и семенах.

1 час


Упражнения на развитие зрительной памяти.

1 час


Значение выражений «следует за…», «стоит перед…», «между…»

1 час


Значение выражений «следует за…», «стоит перед…», «между…»

1 час


Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

1 час


Линия. Отрезок.

1 час


Ломаная. Звено ломаной.

1 час


Зимние изменения в природе.

1 час


Зимние изменения в природе.

1 час


Многоугольники.

1 час


Многоугольники.

1 час


Классификация животных.

1 час



3 четверть

18 часов


Классификация животных.

1 час


Знакомство с объемными геометрическими фигурами.

1 час


Упражнения на развитие зрительной памяти.

1 час


Понятия «середина», «симметрия».

1 час


Выражения «над», «под»

1 час


Длина. Сантиметр.

1 час


Измерение и вычерчивание отрезков в сантиметрах

1 час


Измерение и вычерчивание отрезков в сантиметрах

1 час


Части растений

1 час


Составление и вычерчивание схем предложений

1 час


Составление и вычерчивание схем предложений

1 час


Основные цвета и их оттенки

1 час


Основные цвета и их оттенки

1 час


Строим город. Первичные навыки конструирования из бумаги.

1 час


Временные представления «раньше», «позже»

1 час


Краткая запись задач в виде схем

1 час


Краткая запись задач в виде схем

1 час


Краткая запись задач в виде схем

1 час



4 четверть

16 часов


Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1 час


Объём. Литр.

1 час


Краткая запись задач в виде схем

1 час


Оригами. Как сгибать и складывать бумагу

1 час


Оригами. Как сгибать и складывать бумагу



Масса. Килограмм

1 час


Краткая запись задач в виде схем

1 час


Решение задач с величинами

1 час


Решение задач с величинами

1 час


Художественныеприемы работы с бумагой (бумагопластика)

1 час


Художественныеприемы работы с бумагой (бумагопластика)

1 час


Весенние изменения в природе

1 час


Цвета в природе

1 час


Бумагопластика. Объемная аппликация.

1 час


Бумагопластика. Объемная аппликация.

1 час


Обобщающий урок

1 час



Список литературы

  1. Бененсон Е. П., Вольнова Е.В., Итина JI.C. Знакомьтесь, геометрия, - М., 1994

  2. Винокурова М.К. Развиваем способности детей 1 класса, М., 2003

  3. Ермолаева-Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводкина В.К. Обучение через развитие познавательных процессов, М., 1998

  4. Житомирский В.Г., Шеврин JI.H. Путешествие по стране геометрия, -М. 1991

  5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения, М., 1973

  6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки, М., 1985

  7. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих, СПБ, 2004

  8. Комплексная реабилитация детей с нарушениями зрениями. Методические рекомендации, 1999

  9. Никулина Г. В., Фомичева JI. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия, СПб, 2003

  10. Ю. Покутнева С.А. Развитие учебных возможностей слепых и слабовидящих учащихся младших классов, Киев, 1996

Приложение 1


Специальные методы и приёмы, используемые на занятиях:

  1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

  2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;

  3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, офтальмолога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;

  4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

  5. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

  • выбор адекватного фона;

  • выбор оптимального цвета;

  • постоянное использование указки для уточнения;

  • ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;

  • педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

  • объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;

  • непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!