Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
«Согласовано» Заместитель директора по ВР __________ В.А. Савочка «____» __________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы __________ В.С. Кушнир от «___» _________ 2017 г. |
План работы
кружка «Юный цветовод»
на 2017-2018 учебный год
Учитель трудового обучения:
Саблина Е.В.
п. Переяславка
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План работы педагога, осуществляющего внеурочную деятельность составлен на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Годового плана КГКОУ ШИ 9 на 2016/2017 учебный год
Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2017/2018 учебный год
Программ для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1,2./ Под ред В.В. Воронковой/ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Устава КГКОУ ШИ 9.
Курс представлен для проведения кружковых занятий обучающихся -4- 5х классов коррекционных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о цветоводстве.
Написание данной программы вызвано желанием развить в детях любовь к окружающей среде.
Основная идея программы:
Через знакомство с растениями и заботу о них воспитать в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, привить любовь к окружающему миру, желание беречь и заботиться о нем.
А так же развить такие качества, как наблюдательность, аккуратность, трудолюбие, воображение.
Актуальность программы в том, что через выращивание растений и заботу о них дети приобретают положительные качества.
Только убедив подрастающее поколение в необходимости бережного отношения к природе, мы можем рассчитывать на гармоничное развитие личности. Значение экологического воспитания детей не ограничивается развитием знаний о растениях, цветах, о лесе, о природе, развитием полезных навыков. Эта работа позволяет успешно сочетать теоретическую подготовку с практической деятельностью, получить глубокие знания основ цветоводства. Чем осмысленнее ребята познают биологические особенности жизни растений, тем глубже они убеждаются в том, что состояние природы значительно зависит от деятельности человека.
В озеленении школы основными организаторами должны быть сами ребята. Значимость этого важного дела можно объяснить тремя обстоятельствами: оно сочетает в себе трудовое воспитание, природоохранную работу и социализацию детей в обществе.
Программа предназначена для обучающихся 4-5 классов коррекционной школы.
Группа состоит из 10 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Срок реализации программы 1 год.
Программа составлена таким образом, что при необходимости некоторые занятия можно менять местами.
Основа курса – изучение разнообразия и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных растений, выполнение поделок из природных материалов.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Кроме того, программа способствует формированию у обучающихся эстетического вкуса и сознательного отношения к труду.
Занятия кружковой работой дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.
Цель курса: Создать условия для приобретения навыков самостоятельного наблюдения и ухода за растениями; сформировать интерес к цветоводству. Привить практические умения и навыки по выращиванию растений, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Приобрести практические навыки по уходу и содержанию растений открытого и закрытого грунта.
2.Выработать умение экологически грамотно украсить свое жилище цветами.
3.Овладеть дополнительными знаниями о наиболее интересных видах растений.
4. обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями, дать возможность реализовать полученные умения и навыки на практике.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Особое внимание в программе уделяется практическим занятиям и совместной деятельности.
Формы работы:
групповые занятия, практическое выполнение работ, проведение экскурсий и массовых мероприятий в школе, работа с природными материалами.
Учащиеся должны уметь:
1) ухаживать за комнатными растениями;
2)проводить черенкование, знать правила агротехники комнатных и садовых растений.
Методы обучения:
монологический,
показательный (рассказ с элементами беседы).
Методы преподавания:
объяснительный,
информационно-сообщающий,
иллюстративный.
Методы учения:
репродуктивный,
частично поисковый,
поисковый,
проблемный (работа с литературой и печатными изданиями, выполнение индивидуальных заданий).
Методы воспитания:
убеждения,
упражнения,
пример.
Принципы:
Доступности.
Природосообразности (по возрасту).
Системности и систематичности.
Эмоциональной окрашенности.
Индивидуального подхода к каждому ребенку.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце занятий по данному курсу дети
Должны знать:
способы размножения декоративных растений;
требования к условиям выращивания растений;
связи природы и человека.
ухаживать за комнатными растениями.
Должны уметь:
применять полученные знания на практике;
работать с наглядными пособиями;
наблюдать за растениями;
размножать и выращивать декоративные растения.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Для оценки результативности применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль - диагностика знаний, умений и навыков, имеющихся у воспитанников.
Формы :собеседование.
Текущий контроль – оценка качества усвоения знаний.
формы: викторины, творческие задания, собеседование, практическая деятельность.
Итоговый контроль – оценка знаний, умений, навыков, имеющихся у ребенка в конце курса занятий.
формы: качество и количество выращенных растений, выставка творческих работ, оформление альбома; защита проектов ,составление коллекций растений.
Практическая значимость курса:
Знания, полученные учащимися, имеют практическое значение для оформления коридоров, классных комнат, библиотеки.
Формы подведения итогов:
организация выставки растений;
проведение открытых мероприятий, викторин.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Семена комнатных растений.
Гербарные материалы.
Цветочные горшки, кашпо.
Удобрения.
Лопаты.
Грабли.
Лейки.
Ведра.
Носилки.
Подставки.
Камни для оформления клумбы.
Программа кружка “Юные цветоводы”
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Ознакомление с планом работы. С задачами курса кружка.
Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка.
Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми в озеленении.
Тема 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека (1 ч)
Экскурсия в цветочный магазин; на территорию школы ,ознакомление с комнатными цветочно-декоративными растениями, используемыми для озеленения; беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека.
Тема 3. Особенности однолетних цветочно-декоративных растений (4 ч)
Понятие о цветочно-декоративных растениях; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; способы выращивания.
Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки.
Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.
Тема 4. Особенности комнатных растений. 10 часов.
Комнатные растения – наши друзья. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья. Стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена). Питание растений. Пересадка комнатных растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Рыхление. Опрыскивание. Техника безопасности при выполнении практических работ.
Практические работы.
Размещение растений соответственно их требованиям и освещению. Поливка, рыхление почвы, опрыскивание растений, определение необходимости пересадки растений. Пересадка комнатных растений. Оформление фотоальбома “Растения нашего класса”.
Тема 5. Уход за комнатными растениями (8 ч)
Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения связи с особенностями растений и временами года.
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.
Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.
Тема 6 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (4 ч)
Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.
Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.
Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.
Тема 7. Семена однолетников и подготовка их к посеву (4 ч)
Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.
Практические работы: Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.
Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.
Тема 8. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (4 ч)
Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.
Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.
Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.
Тема 9. Размножение комнатных растений размножение черенками (6 ч)
Размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками.
Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.
Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.
Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.
Тема 10. Выращивание рассады однолетников (6 ч)
Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.
Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой.
Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Изготовление наглядных пособий: засушивание и зарисовка растений на разных стадиях развития.
Тема 11. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения (4 ч)
Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.
Практические работы: Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.
Тема 12. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт (8 ч)
Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян.
Проведение ухода за посевами. Практические работы: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; разбивка делянок; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место.
Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений.
Тема 13. Высадка рассады в грунт (6 ч)
Правила высадки рассады в грунт.
Практические работы: Распределение клумб между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.
Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.
Тема 14. Заключение.2 час.
Подведение итогов работы кружка “Юный цветовод” за год.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата | Основные вопросы по теме | Форма проведения, методы, приёмы |
1. | Вводное занятие 1 час. | 04.09. | Ознакомление с планом работы. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Правила безопасного поведения на занятиях кружка Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с цветочно-декоративными растениями, используемыми в озеленении. | Рассказ, экскурсия. |
2. | Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека 1ч. | 04.09. | Ознакомление с комнатными цветочно-декоративными растениями, используемыми для озеленения класса, школы. | Экскурсия, беседа со специалистом. |
3. | Особенности однолетних цветочно-декоративных растений 1 ч. | 11.09. | Понятие о цветочно-декоративных растениях; их группировка; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; способы выращивания. | Рисунки, презентация |
4. 5. | Практические работы 3ч Особенности комнатных растений.2ч. | 11.09. 18.09. 18.09. 25.09. 25.09. | Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки. Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников. Комнатные растения – наши друзья. Внешнее строение растений (корень, листья. Стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена). Питание растений. Пересадка комнатных растений. Особенности сезонного ухода. Рыхление. Опрыскивание. Техника безопасности при выполнении практических работ. | Экскурсия на пришкольный участок, работа в классе. Работа с книгой, памятки по уходу за растениями |
6. | Практические работы.8 ч. | 02.10. 02.10. 09.10. 09.10. 16.10. 16.10. 23.10. 23.10. | Посуда для посадки растений, подготовка почвенной смеси. Знакомство с правилами полива и опрыскивания. Удаление пыли с листовой пластины. Знакомство с правилами рыхления почвы. Уход за посаженными комнатными растениями (применение полученных знаний на практике). | Инвентарь, Памятки, цветы, цветочные горшки. |
7 | Уход за комнатными растениями 1 ч. | 13.11. | Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с временами года. | Рассказ, работа с карточками, альбомами |
8. | Практические работы 7ч. | 13.11. 20.11. 20.11. 27.11. 27.11. 04.12. 04.12. | Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений. | Показ, наглядность, инвентарь |
9 | Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними1ч. | 11.12. | Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. | Презентация, рисунки. |
10 | Практические работы:3ч. | 11.12. 18.12. 18.12. | Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя. Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней. Уход за комнатными растениями. | Микроскоп, Рисунки, инвентарь. |
11 | Семена однолетников и подготовка их к посеву1ч | 25.12. | Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву. | Рассказ, презентация. |
12 | Практические работы:3ч. | 25.12. 15.01. 15.01. | : Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву. Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников. | Рисунки, Пособия, семена |
13. | . Питание комнатных растений из почвы и их подкормка 4ч. | 22.01. 22.01. 29.01. 29.01. | Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. | Инвентарь. Практическая работа. |
14. | Размножение комнатных растений размножение черенками (6 ч) | 05.02. 05.02. 12.02. 12.02. 19.02. 19.02. | Размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками. Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения. | Наглядный материал, рассказ, инвентарь |
15. | Выращивание рассады однолетников 6 ч. | 26.02. 26.02. 05.03. 05.03. 12.03. 12.03. | Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады. Практические работы: Подготовка ящиков, плошек и земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Наблюдения за появлением всходов, ростков и развитием растений. Рисунки | Емкости, грунт, наглядность, рассказ. |
16. | Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения 4ч. | 19.03. 19.03. 02.04. 02.04. | Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений. Практические работы: Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка. | Инвентарь, рассказ. Т\Б при работе лопатой |
17 | Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт8 ч. | 09.04. 09.04. 16.04. 16.04. 23.04. 23.04. 30.04. 30.04. | Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Проведение ухода за посевами. Практические работы: Выбор участка для грунтового посева семян однолетников; подготовка почвы; поделка бороздок и посев семян; уход за подсевами; пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения, за появлением всходов, ростом и развитием растений | Рассказ, инвентарь, семена. |
18. | Высадка рассады в грунт 6 ч. | 07.05. 07.05. 14.05. 14.05. 21.05. 21.05. | Правила высадки рассады в грунт. Практические работы: Распределение клумб между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт. | Рассказ, инвентарь, наглядность. |
19. | Заключение.2ч. | 25.05. 25.05. | Подведение итогов работы кружка “Юный цветовод” за год. | Чаепитие |