Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
(КГКОУ ШИ 9)
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета «__» ________ 2023 г. протокол № ____ | | УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ 9 _________Т.В. Коржуева «___»_________ 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный цветовод»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень освоения: ознакомительный
Возраст учащихся: 12-14 лет Срок реализации: 1 год
Составитель:
Алёхина Татьяна Ивановна,
учитель
р.п. Переяславка, 2023г.
Пояснительная записка
Направление программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный цветовод» (далее - Программа) социально-гуманитарной направленности.
Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Устав образовательной организации.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы в том, что через выращивание растений и заботу о них дети приобретают положительные качества.
Только убедив подрастающее поколение в необходимости бережного отношения к природе, мы можем рассчитывать на гармоничное развитие личности. Значение экологического воспитания воспитанников не ограничивается развитием знаний о растениях, цветах, о лесе, о природе, развитием полезных навыков. Эта работа позволяет успешно сочетать теоретическую подготовку с практической деятельностью, получить глубокие знания основ цветоводства. Чем осмысленнее ребята познают биологические особенности жизни растений, тем глубже они убеждаются в том, что состояние природы значительно зависит от деятельности человека.
В озеленении школы основными организаторами должны быть сами обучающиеся. Значимость этого важного дела можно объяснить тремя обстоятельствами: оно сочетает в себе трудовое воспитание, природоохранную работу и социализацию детей в обществе.
Отличительные особенности программы.
Программа является краткосрочной. Содержание программы строится с учётом возрастных и психологических особенностей и возможностей детей.
Написание данного плана вызвано желанием развить у учащихся любовь к окружающей среде,через знакомство с растениями и заботу о них воспитать в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, привить любовь к окружающему миру, желание беречь и заботиться о нем.
А также развить такие качества, как наблюдательность, аккуратность, трудолюбие, воображение.
Адресат программы:
Программа рассчитана для учащихся 12-14 лет.
Объём и сроки усвоения программы, режим занятий:
Период | Продолжительность занятия | Кол-во занятий в месяц | Кол-во часов |
9 месяцев | 2 часа | 8 | 68 |
Итого по программе: 68 часов |
Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у обучающихся ценностных представлений об окружающем природном мире
Задачи программы:
систематизировать знания о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека;
обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями, дать возможность реализовать полученные умения и навыки на практике.
осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, качающихся расположения комнатных растений, при составлении различных букетов, выполнении поделок;
осуществление экологического и природоохранного воспитания;
развитьпрактические навыки по уходу и содержанию растений открытого и закрытого грунта;
развить эстетический вкус, творческие способности.
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | опрос, наблюдение |
2 | Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека | 1 | 1 | | опрос, наблюдение |
3 | Особенности однолетних цветочно-декоративных растений | 8 | 2 | 6 | Опрос, наблюдение, оценка выполненной работы |
4 | Особенности комнатных растений | 6 | 2 | 4 | опрос, наблюдение, оценка знаний |
5 | Уход за комнатными растениями | 8 | 2 | 6 | Опрос, наблюдение, оценка выполненной работы |
6 | Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними | 4 | 2 | 2 | опрос, наблюдение, оценка знаний |
7 | Питание комнатных растений из почвы и их подкормка | 4 | 2 | 2 | опрос, наблюдение, оценка знаний |
8 | Цветоводство и творчество | 20 | 4 | 16 | Опрос, оценка выполненной работы |
9 | Семена однолетников и подготовка их к посеву | 4 | 2 | 2 | опрос, наблюдение, оценка выполненной работы |
10 | Выращивание рассады однолетников | 4 | 1 | 3 | опрос, наблюдение, оценка знаний |
11 | Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения | 4 | 1 | 3 | Опрос, оценка выполненной работы |
12 | Высадка рассады в грунт | 4 | | 4 | Опрос, оценка выполненной работы |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие.
Раздел 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.
Экскурсия в цветочный магазин; на территорию школы,ознакомление с комнатными цветочно-декоративными растениями, используемыми для озеленения; беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека.
Раздел 3 Особенности однолетних цветочно-декоративных растений.
Понятие о цветочно-декоративных растениях; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; способы выращивания.
Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки.
Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.
Раздел 4.Особенности комнатных растений.
Классификация комнатных растений. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья.Стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена). Питание растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Техника безопасности при выполнении практических работ.
Практические работы:
Размещение растений соответственно их требованиям и освещению. Изготовление паспортов комнатных растений.
Раздел 5.Уход за комнатными растениями.
Требования комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения связи с особенностями растений и временами года.
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.
Практические работы:
Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.
Раздел 6. Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними.
Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.
Практические работы:
Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.
Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.
Раздел 7.Питание комнатных растений из почвы и их подкормка.
Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.
Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практические работы:
Распознавание минеральных удобрений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.
Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.
Раздел 8. Цветоводство и творчество.
Аранжировка (композиции из цветов). Сочетание цветов. Виды букетов. Искусство «Икебана»; композиция из сухоцветов; панно из природного материала; композиция в технике «Квилинг», «Оригами».
Практические работы:
Составление композиции из сухоцветов; природного материала.
Раздел 9. Семена однолетников и подготовка их к посеву.
Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.
Практические работы:
Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.
Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.
Раздел 10. Выращивание рассады однолетников.
Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.
Практические работы:
Подготовка ящиков, земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой.
Раздел 11. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения.
Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.
Практические работы:
Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.
Раздел 12. Высадка рассады в грунт.
Правила высадки рассады в грунт.
Практические работы:
Распределение клумб между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.
Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.
Планируемые результаты
Предметные:будут знать строение декоративных растений; способы размножения декоративных растений; требования к условиям выращивания растений; правила размещения растений в комнате; способы защиты от вредителей
Метапредметные: будут уметь классифицировать растения; ухаживать за комнатными растениями; размножать и выращивать декоративные растения; работать с наглядными пособиями; наблюдать за растениями
Личностные: будут бережно относится к природе; разовьют эстетический вкус; сформируют трудолюбие, уважения к труду других людей, аккуратность, дисциплинированность.
Формы контроля и оценочные материалы
Для оценки результативности применяется входной, текущий и итоговый контроль
Входной контроль - диагностика знаний, умений и навыков, имеющихся у воспитанников
Формы: собеседование
Текущий контроль – оценка качества усвоения знаний
Формы: викторины, творческие задания, собеседование, практическая деятельность.
Итоговый контроль – оценка знаний, умений, навыков, имеющихся у ребенка в конце курса занятий.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | 8.09 |
2 | Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека | 1 | 8.09 |
3 | Понятие о цветочно-декоративных растениях. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений. | 1 | 15.09 |
4 | Способы выращивания | 1 | 15.09 |
5 | Практическая работа. Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений | 2 | 22.09 |
6 | Практическая работа. Выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки | 2 | 29.09 |
7 | Изготовление наглядных пособий: коллекций семян однолетников. | 2 | 6.10 |
8 | Классификация комнатных растений. Внешнее строение растений | 1 | 13.10 |
9 | Размножение комнатных растений | 1 | 13.10 |
10 | Размещение растений соответственно их требованиям и освещению | 2 | 20.10 |
11 | Изготовление паспортов комнатных растений | 2 | 3.11 |
12 | Виды ухода за комнатными растениями | 1 | 10.11 |
13 | Значение перевалки и пересадки | 1 | 10.11 |
14 | Практическая работа. Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы | 2 | 17.11 |
15 | Практическая работа. Приготовление почвенных смесей | 2 | 24.11 |
16 | Практическая работа. Перевалке и пересадке растений | 2 | 1.12 |
17 | Вредители комнатных растений | 1 | 8.12 |
18 | Меры борьбы с вредителями | 1 | 8.12 |
19 | Практическая работа. Обмывание листьев и стеблей | 2 | 15.12 |
20 | Виды удобрений | 2 | 22.12 |
21 | Практическая работа.Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок | 2 | 29.12 |
22 | Аранжировка (композиции из цветов). Сочетание цветов | 2 | 12.01 |
23 | Виды букетов | 1 | 19.01 |
24 | Искусство «Икебана» | 1 | 19.01 |
25 | Практическая работа.Композиция из сухоцветов | 4 | 26.01 2.02 |
26 | Практическая работа.Панно из природного материала | 4 | 9.02 16.02 |
27 | Практическая работа.Композиция в технике «Квилинг» | 4 | 2.03 9.03 |
28 | Практическая работа. «Оригами» | 4 | 16.03 23.03 |
29 | Условия необходимые для прорастания семян однолетников | 1 | 6.04 |
30 | Способы подготовки семян к посеву. | 1 | 6.04 |
31 | Практическая работа.Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду | 1 | 13.03 |
32 | Практическая работа.Определение всхожести семян | 1 | 13.03 |
33 | Практическая работа.Подготовка семян к посеву | 2 | 20.04 |
34 | Агротехника выращивания рассады. | 1 | 27.04 |
35 | Практическая работа.Подготовка почвы для посева | 1 | 27.04 |
36 | Практическая работа.Посев семян | 2 | 4.05 |
37 | Практическая работа.Уход за посевами; пикировка | 2 | 11.05 |
38 | Практическая работа.Подготовка почвы | 2 | 18.05 |
39 | Высадка рассады в грунт | 2 | 25.05 |