СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Юный цветовод"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 9»

(КГКОУ ШИ 9)


ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

«__» ________ 2023 г.

протокол № ____



УТВЕРЖДАЮ

Директор КГКОУ ШИ 9 _________Т.В. Коржуева

«___»_________ 2023 г.













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный цветовод»




Направленность: социально-гуманитарная

Уровень освоения: ознакомительный

Возраст учащихся: 12-14 лет Срок реализации: 1 год





Составитель:

Алёхина Татьяна Ивановна,

учитель







р.п. Переяславка, 2023г.

Пояснительная записка

Направление программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный цветовод» (далее - Программа) социально-гуманитарной направленности.

Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);

 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- Устав образовательной организации.


Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы в том, что через выращивание растений и заботу о них дети приобретают положительные качества.

Только убедив подрастающее поколение в необходимости бережного отношения к природе, мы можем рассчитывать на гармоничное развитие личности. Значение экологического воспитания воспитанников не ограничивается развитием знаний о растениях, цветах, о лесе, о природе, развитием полезных навыков. Эта работа позволяет успешно сочетать теоретическую подготовку с практической деятельностью, получить глубокие знания основ цветоводства. Чем осмысленнее ребята познают биологические особенности жизни растений, тем глубже они убеждаются в том, что состояние природы значительно зависит от деятельности человека.

В озеленении школы основными организаторами должны быть сами обучающиеся. Значимость этого важного дела можно объяснить тремя обстоятельствами: оно сочетает в себе трудовое воспитание, природоохранную работу и социализацию детей в обществе.

Отличительные особенности программы.

Программа является краткосрочной. Содержание программы строится с учётом возрастных и психологических особенностей и возможностей детей.

Написание данного плана вызвано желанием развить у учащихся любовь к окружающей среде,через знакомство с растениями и заботу о них воспитать в детях бережное отношение к природе, трудолюбие, привить любовь к окружающему миру, желание беречь и заботиться о нем.

А также развить такие качества, как наблюдательность, аккуратность, трудолюбие, воображение.

Адресат программы:

Программа рассчитана для учащихся 12-14 лет.

Объём и сроки усвоения программы, режим занятий:

Период

Продолжительность занятия

Кол-во занятий в месяц

Кол-во часов

9 месяцев

2 часа

8

68

Итого по программе: 68 часов

Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование у обучающихся ценностных представлений об окружающем природном мире

Задачи программы:

  • систематизировать знания о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека;

  • обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и тру­довых навыков ухода за растениями, дать возможность реализовать полученные умения и навыки на практике.

  • осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, качающихся расположения комнатных растений, при составлении различных букетов, выполнении поделок;

  • осуществление экологического и природоохранного воспитания;

  • развитьпрактические навыки по уходу и содержанию растений открытого и закрытого грунта;

  •  развить эстетический вкус, творческие способности.

Учебный план

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1


опрос, наблюдение

2

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

1

1


опрос, наблюдение

3

Особенности однолетних цветочно-декоративных растений

8

2

6

Опрос, наблюдение, оценка выполненной работы

4

Особенности комнатных растений

6

2

4

опрос, наблюдение, оценка знаний

5

Уход за комнатными растениями

8

2

6

Опрос, наблюдение, оценка выполненной работы

6

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними

4

2

2

опрос, наблюдение, оценка знаний

7

Питание комнатных растений из почвы и их подкормка

4

2

2

опрос, наблюдение, оценка знаний

8

Цветоводство и творчество

20

4

16

Опрос, оценка выполненной работы

9

Семена однолетников и подготовка их к посеву

4

2

2

опрос, наблюдение, оценка выполненной работы

10

Выращивание рассады однолетников

4

1

3

опрос, наблюдение, оценка знаний

11

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения

4

1

3

Опрос, оценка выполненной работы

12

Высадка рассады в грунт

4


4

Опрос, оценка выполненной работы



Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Раздел 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.

Экскурсия в цветочный магазин; на территорию школы,ознакомление с комнатными цветочно-декоративными растениями, используемыми для озеленения; беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека.

Раздел 3 Особенности однолетних цветочно-декоративных растений.

Понятие о цветочно-декоративных растениях; разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений; способы выращивания.

Практические работы: Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений; выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки.

Изготовление наглядных пособий: гербариев и коллекций семян однолетников.

Раздел 4.Особенности комнатных растений.

Классификация комнатных растений. Растения и микроклимат помещения. Внешнее строение растений (корень, листья.Стебель, цветок, почки, луковицы, плод, семена). Питание растений. Особенности сезонного ухода. Размножение комнатных растений. Техника безопасности при выполнении практических работ.

Практические работы:

Размещение растений соответственно их требованиям и освещению. Изготовление паспортов комнатных растений.

Раздел 5.Уход за комнатными растениями.

Требования комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения связи с особенностями растений и временами года.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы:

Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.

Раздел 6. Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними.

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.

Практические работы:

Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

Раздел 7.Питание комнатных растений из почвы и их подкормка.

Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Практические работы:

Распознавание минеральных удобрений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.

Раздел 8. Цветоводство и творчество.

Аранжировка (композиции из цветов). Сочетание цветов. Виды букетов. Искусство «Икебана»; композиция из сухоцветов; панно из природного материала; композиция в технике «Квилинг», «Оригами».

Практические работы:

Составление композиции из сухоцветов; природного материала.

Раздел 9. Семена однолетников и подготовка их к посеву.

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Практические работы:

Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Наблюдение за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий: коллекции семян однолетников.

Раздел 10. Выращивание рассады однолетников.

Условия, необходимые для выращивания рассады; агротехника выращивания рассады.

Практические работы:

Подготовка ящиков, земли для посева; посев семян; написание и установка этикеток на ящиках; уход за посевами; пикировка; уход за рассадой.

Раздел 11. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения.

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии; питание растений из почвы; значение обработки, почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практические работы:

Внесение удобрений; перекопка почвы и разбивка участка.

Раздел 12. Высадка рассады в грунт.

Правила высадки рассады в грунт.

Практические работы:

Распределение клумб между юннатами; подготовка почвы; подготовка рассады и высадка ее в грунт; уход за высаженной рассадой.

Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.


Планируемые результаты

Предметные:будут знать строение декоративных растений; способы размножения декоративных растений; требования к условиям выращивания растений; правила размещения растений в комнате; способы защиты от вредителей

Метапредметные: будут уметь классифицировать растения; ухаживать за комнатными растениями; размножать и выращивать декоративные растения; работать с наглядными пособиями; наблюдать за растениями

Личностные: будут бережно относится к природе; разовьют эстетический вкус; сформируют трудолюбие, уважения к труду других людей, аккуратность, дисциплинированность.

Формы контроля и оценочные материалы

Для оценки результативности применяется входной, текущий и итоговый контроль

Входной контроль - диагностика знаний, умений и навыков, имеющихся у воспитанников

Формы: собеседование

Текущий контроль – оценка качества усвоения знаний

Формы: викторины, творческие задания, собеседование, практическая деятельность.

Итоговый контроль – оценка знаний, умений, навыков, имеющихся у ребенка в конце курса занятий.


Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие

1

8.09

2

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

1

8.09

3

Понятие о цветочно-декоративных растениях. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений.

1

15.09

4

Способы выращивания

1

15.09

5

Практическая работа. Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений

2

22.09

6

Практическая работа. Выкапывание и пересадка цветущих растений в горшки

2

29.09

7

Изготовление наглядных пособий: коллекций семян однолетников.

2

6.10

8

Классификация комнатных растений. Внешнее строение растений

1

13.10

9

Размножение комнатных растений

1

13.10

10

Размещение растений соответственно их требованиям и освещению

2

20.10

11

Изготовление паспортов комнатных растений

2

3.11

12

Виды ухода за комнатными растениями

1

10.11

13

Значение перевалки и пересадки

1

10.11

14

Практическая работа. Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы

2

17.11

15

Практическая работа. Приготовление почвенных смесей

2

24.11

16

Практическая работа. Перевалке и пересадке растений

2

1.12

17

Вредители комнатных растений

1

8.12

18

Меры борьбы с вредителями

1

8.12

19

Практическая работа. Обмывание листьев и стеблей

2

15.12

20

Виды удобрений

2

22.12

21

Практическая работа.Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок

2

29.12

22

Аранжировка (композиции из цветов). Сочетание цветов

2

12.01

23

Виды букетов

1

19.01

24

Искусство «Икебана»

1

19.01

25

Практическая работа.Композиция из сухоцветов

4

26.01

2.02

26

Практическая работа.Панно из природного материала

4

9.02

16.02

27

Практическая работа.Композиция в технике «Квилинг»

4

2.03

9.03

28

Практическая работа. «Оригами»

4

16.03

23.03

29

Условия необходимые для прорастания семян однолетников

1

6.04

30

Способы подготовки семян к посеву.

1

6.04

31

Практическая работа.Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду

1

13.03

32

Практическая работа.Определение всхожести семян

1

13.03

33

Практическая работа.Подготовка семян к посеву

2

20.04

34

Агротехника выращивания рассады.

1

27.04

35

Практическая работа.Подготовка почвы для посева

1

27.04

36

Практическая работа.Посев семян

2

4.05

37

Практическая работа.Уход за посевами; пикировка

2

11.05

38

Практическая работа.Подготовка почвы

2

18.05

39

Высадка рассады в грунт

2

25.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!