Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов г. Алдан»
МО «Алданский район»
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан _________ ________________ ф.и.о. Протокол № от «___»___________2014 | «Согласовано» Зам директора по УВР МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан ________ _____________ ф.и.о. от «___»___________2014 | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан ________ ______________ ф.и.о. от «___»___________2014 |
Программа
Внеурочной деятельности
«Мягкая игрушка»
Составитель программы:
Лукутина Вера Николаевна
г. Алдан, 2014г.
Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограмма«Мягкаяигрушка»составленавсоответствиистребованиямиФГОС. Даннаяпрограммапредусматриваетобучениюучащихсяшитьюигрушек.
Игрушкапостоянныйспутникребёнка. Игрушкисувениры, создаютудетейчувствовосторгаиудовольствияотсвоеготруда.
Обычнокигрушкам - самоделкамдетииспытываютболеетёплоеотношениечемктемигрушкам, которыекупленывмагазине. Этоявляетсялучшимзалогомдлительногоинтересадетейкигрушкамсделаннымсвоимируками.
Изготовлениеигрушки - этоувлекательныйтрудоёмкийпроцесс, требующийотребёнкавнимания, усидчивости, аккуратности. Данныйвидрукоделияспособствуетразвитиюумственныхспособностей, памяти, мелкоймоторикипальцеврук, глазомеру. Научившисьвыполнятьизлистабумагивыкройки, читатьсхемы, ребёноксамначинаеттворить ,фантазировать, создаватьчто-тосвоё.
Цель:развитиетворческихспособностейуучащихся, приобщениекнародно - прикладномутворчеству.
Задачи:
Знакомствосисториейсозданияигрушекстехнологиейихизготовления.
Раскрытиеиндивидуальныхтворческихспособностейучащихся.
Воспитаниеусидчивости, трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, любознательности.
Развитиевнимания ,памяти.
Развитиекоординациидвижений, глазомера.
Воспитаниепатриотизма, любвикродномукраю, освоениезнанийотрадициях, ремёслах.
Участиеучащихсяввыставках, конкурсах, фестивалях.
Занятияпроводятсясучащимися5- 6 классоводинразвнеделю.Программа расчитана на 2 года. Первый год обучения, игрушки выполняются из ткани, второй год – из меха. Итогом работы является выставка.
Назанятиях«Мягкаяигрушка»учащиесяполучаютнекоторыеновыесведенияоткани, обисторииигрушек, опрофессияхсвязанныхсихизготовлением.Изготовлениеигрушексвоимирукамиявляетсяценнейшимсредствомвоспитания, котороеспособствуетпервоначальномуполитехническомуобразованиюучащихся.Материалыдляизготовленияигрушекмогутбытьразличные: сукно, фетр, трикотаж, сатин, ситецит.д. главноеэтолоскутки - отходышвейногопроизводства.Чтобыигрушкасохранялазадуманнуюформу,каркасизготавливаютизпроволоки, (лучшемедной),можноизкартонаилипластиковыхбутылок.Длясшиванияигрушкииспользуютсянитки№10, 20,30разныхцветов, длявышиванияусов, ресниц, носа–нитки «Мулине».Дляотделкиигрушекприменяюттесьму, кружево, пуговицы, бусинки.Программавключаетвсебяпрактическуюитеоретическуючасть. Теоретическаячасть - объяснениеновогоматериала, информацияпознавательногохарактераовидахдекоративно–прикладногоискусства, сведенияизисторииигрушек, ножниц, утюга. Знакомствостехникойбезопасностипривыполненииручныхшвейныхработ.Основноеместоназанятияхотводитсяпрактическимработам, которыевключаютвсебяпереснятиевыкроек, раскрой, пошивигрушкииеёоформление.
Теоретическийматериалсообщаетсявформерассказа, беседы, сопровождаетсявопросами. Учащиесяпривыполненииручныхработбыстроутомляются, поэтомуможноиспользоватьфизминутки. Анализомиоценкойработыявляетсявыставка.
Примерныйпланработы.
1.Историяигрушки. Чтонужнодляработы. Ручныестежкиистрочки.
Техникабезопасности. 2 часа.
2.Подборлоскутковткани, цветовоерешение, подготовкаихкраскрою.
Работасчертежамиивыкройками.2 часа.
3.Переводвыкройкиираскройигрушки.2часа.
4. Сшиваниедеталейигрушкипоплану.2часа.
5.Изготовлениекаркасаинабивкаигрушки.2часа.
6. Соединениевсехчастейигрушкииёёоформление.2часа.
7. Выставкаработ.
Прогнозируемыерезультаты
Умениеобщатьсясучителемисверстниками, задаватьвопросы,выражатьсвоимысли.
Уметьпользоватьсяпланомработы, планироватьсвоюработу.
Знатьтехнологиюизготовлениямягкойигрушки.
Уметьпользоватьсяинструментамииприспособлениямисоблюдаятехникубезопасности.
Проявлятьбережноеотношениеккультурномунаследию, кисторииитрадициямРоссиииЯкутии.
Личностныерезультаты
Личностнымирезультатамивнеурочнойдеятельностиявляютсявоспитаниеиразвитиесоциальноиличностнозначимыхкачеств, раскрывающихотношениектруду, системунормиправилмежличностногообщения, обеспечивающуюуспешностьсовместнойдеятельности.
Воспитаниедействийнаправленныхнадостижениетворческойсамореализации;
уважительноеотношениектрудулюдейикпродукту, производимомулюдьмиразныхпрофессий
Метапредметныерезультаты
Метапредметнымирезультатамиизученияявляетсяосвоениеобучающимисяуниверсальныхспособовдеятельности, применимыхкакврамкахобразовательногопроцесса, такивреальныхжизненныхситуациях.
РегулятивныеУУД
планированиепоследовательностипрактическихдействийдляреализациизамысла, поставленнойзадачи;
отборнаиболееэффективныхспособоврешенияконструкторско-технологическихидекоративно-художественныхзадачвзависимостиотконкретныхусловий;
самоконтрольикорректировкаходапрактическойработы
ПознавательныеУУД
осуществлениепоисканеобходимойинформации;
чтениеграфическихизображений(рисунки, простейшиечертежииэскизы, схемы)
моделированиенесложныхизделий;
конструированиеобъектовсучётомдекоративно-художественныхусловий: определениеособенностейконструкции, подборсоответствующихматериаловиинструментов;
сравнениеразличныхвидовконструкцийиспособовихсборки
КоммуникативныеУУД
умениедоговариваться, приходитькобщемурешениювсовместнойтворческойдеятельностиприрешениипрактическихработ, реализациипроектов;
умениезадаватьвопросы, необходимыедляорганизациисотрудничествассоседомпопарте;
осуществлениевзаимногоконтроляинеобходимойвзаимопомощиприреализациипроектнойдеятельности.
Тематическийпланработы.Первыйгодобучения.
№ | Этапывыполненияработы | Содержаниеработы. | Колич. Часов |
1. | Историяигрушки. Чтонужнодляработы. Ручныестежкиистрочки. Техникабезопасности. | Знакомствосисториейсозданияигрушки. Изучениеправилтехникибезопасностиприобращениисручнымиинструментами. Последовательностьювыполненияручныхстежковистрочек(прямыестежки, косыестежки, отделочныестежки) | 2 |
2. | Подбортканей, цветовоерешение, подготовкаихкраскрою. Работасчертежамиивыкройками. | Знакомствосправиламиподготовкилоскутковтканикраскроюучитываяихфактуруисвойства. Изучениеправилпереносачертежавыкройкинакальку, уменьшение, увеличениевыкройкимягкойигрушки, чтениечертежа, отличиечертежаотлекала. Разметкадеталейнакартонеприпомощишаблона. Инструменты, приспособления. Правилабезопаснойработы. | 2 |
3. | Раскроймягкойигрушки. | Знакомствосправиламираскрояигрушки. Переносмеловыхлинийвзависимостиотвидавыбраннойткани. Изучениеправилтехникибезопасностиприобращениесножницами. Видыножниц, ихмногообразиевзависимостиотвидавыполняемыхработ. | 2 |
4. | Технологияизготовления, сшиваниечастейигрушки. | Работастканью, мехом. Изучениеправилтехникибезопасностиприобращениесручныминструментом, стежкиистрочкиприменяемыеприизготовлениимягкойигрушки. Общиесведенияовидахтканейиниток, ихсвойствах(толщина, цвет)иприменении. Разновидностииглдляшитья, ихклассификация, выбориглпономерувзависимостиотвидавыполняемыхработ. Видыиклассификацияшвейныхниток. Выборнитокпономерувзависимостиотвидавыполняемыхработ, подборниток | 2 |
5. | Изготовлениекаркасаинабивкаигрушки. | Знакомствосматериаламииспользуемымидляизготовлениякаркасапоследовательностьюегоизготовленияинабивкиигрушки. | 2 |
6. | Соединениечастейигрушкииеёоформление. | Видыоформленияигрушек, материалыиспользуемыедляоформления. Правиласоединениячастейигрушки. | 2 |
Изготовлениечерепахи. 8часов. |
7. | Подбортканей, цветовоерешение, подготовкаихкраскрою. Работасчертежамиивыкройками. | Знакомствосправиламиподготовкилоскутковтканикраскроюучитываяихфактуруисвойства. Изучениеправилпереносачертежавыкройкинакальку, уменьшение, увеличениевыкройкимягкойигрушки, чтениечертежа, отличиечертежаотлекала. Разметкадеталейнакартонеприпомощишаблона. Инструменты, приспособления. Правилабезопаснойработы. | 2 |
8. | Раскроймягкойигрушки. «Черепахи» | Повторитьправилараскрояигрушки, переносамеловыхлинийвзависимостиотвидавыбраннойткани. Повторениеправилтехникиприработесножницами. | 2 |
9. | Технологияизготовления, сшиваниечастейигрушки. | Знакомство с технологией изготовления игрушки «Черепашка», порядком её сшивания. Повторение техники безопасности при работе с иголкой и ножницами. | 2 |
10. | Оформлениеголовычерепахипришиваниеволос. | Знакомство с технологией пришивания волос и оформлением лица черепашки. | 2 |
11. | Окончательнаяотделкаигрушки. | Знакомство с видами отделки игрушки. | 2 |
Изготовлениеигрушки«Солнце»2часов |
12. | Подготовкалоскутков, выкройкиираскройдеталейигрушки. | Повторитьправилараскрояигрушки, переносамеловыхлинийвзависимостиотвидавыбраннойткани. Повторениеправилтехникиприработесножницами. | 2 |
13. | Сшиваниеигрушки. | Знакомство с технологией изготовления игрушки «Солнце», порядком её сшивания. Повторение техники безопасности при работе с иголкой и ножницами. | 2 |
14. | Сборкаиокончательнаяотделкаигрушки. | Знакомство с видами отделки игрушки «Солнце» и порядком её выполнения. | 2 |
«Петушок».6 часов |
15. | Подготовкалоскутков, выкройкиираскройдеталейигрушки. | Повторитьправилараскрояигрушки, переносамеловыхлинийвзависимостиотвидавыбраннойткани. Повторениеправилтехникиприработесножницами. | 2 |
16. | Сшиваниеигрушки. | Знакомство с технологией изготовления игрушки «Петушок», порядком её сшивания. Повторение техники безопасности при работе с иголкой и ножницами. | 2 |
17. | Изготовлениекаркаса, набивкаигрушки. Окончательнаяотделкаигрушки. | Знакомство с порядком изготовления каркаса и набивкой игрушки. | 2 |
18 | Выставка работ |
Тематическийпланработы. Второй год обучения.
№ | Темазанятия | Колич. Часов. |
1. | Материалы и инструменты для изготовления игрушек из меха. Техника безопасности. Швы используемые для сшивания меха. | 2 |
«Медвежонок» 6 часов |
2. | Раскрой и сшивание туловища. | 2 |
3. | Изготовление каркаса и набивка игрушки. | 2 |
4. | Соединение всех частей игрушки и окончательная отделка. | 2 |
«Котик» 8 часов |
5. | Раскрой игрушки. | 2 |
6. | Сшивание частей игрушки. | 2 |
7. | Способы соединения.Соединение всех частей игрушки. | 2 |
8. | Виды отделок. Окончательная отделка игрушки. | 2 |
«Собачка» 8 часов. |
9. | Подготовка выкройки. Раскрой игрушки. | 2 |
10. | Сшивание деталей кроя швом через край. | 2 |
11. | Изготовление каркаса и набивка игрушки. | 2 |
12. | Оформление мордочки. Окончательная отделка игрушки. | 2 |
«Лошадка» 8 часов. |
13. | Подготовка выкройки. Раскрой игрушки. | 2 |
14. | Сшивание деталей кроя швом через край. | 2 |
15. | Изготовление каркаса и набивка игрушки. | 2 |
16. | Изготовление гривы и хвоста лошадки и окончательная отделка игрушки. | 2 |
17. | Выставка работ. | |