СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Мультипликация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования кружка "Мультипликация" для детей дошкольного возраста 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Мультипликация"»

Программа

дополнительного образования детей

«Мультипликация»







Возраст обучающихся 5-6 лет,















Разработчик

Криночкина Светлана Андреевна.







2017







Пояснительная записка

Сущность и специфика программы по мультипликации для детей дошкольного возраста направлена на развитие способности понимать экранный «текст», сопереживать и эмоционально откликаться на элементы, формы и содержания, формировать умения работать с различными видами конструктора, уметь оценивать произведения и аргументировать свою точку зрения и оценку.

Программа направлена на воспитанников дошкольного возраста, не имеющих начальной художественной подготовки.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мультипликация» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Искусство».

Зрительный опыт ребенка начинает складываться ещё в дошкольном возрасте, тогда и начинается приобщение к экранному искусству: «мультфильм». Опыт складывается, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается. Но модель взаимодействия подрастающего поколения с «мультфильмом» не меняется. «Мультфильм» по-прежнему остается лишь развлечением, всерьёз не воспринимаемым ни семьёй, ни дошкольной организацией. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот «мультфильм» остается не востребованным. Между тем перед экраном телевизора дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей.

Выход из подобной ситуации только один – надо использовать тот большой потенциал, которым обладают мультфильмы в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.

Как показывает опыт, мультфильмы, обладают большими возможностями для детского развития. Воспитательные возможности мультфильма настолько широки, что можно говорить об универсальности этого вида искусства для дошкольных учреждений.

Мультфильм обладает огромной убедительной силой, идеи, воспринятые при помощи мультипликации, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка.

Направленность программы научно-техническая - ориентирована на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира. Программа направлена на развитие познавательной активности, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по искусству детей 6-7 лет и выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.

Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку возможность «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира, создавать различные близкие его эмоциональному плану образы.

Актуальность программы. В современном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с новыми информационными компьютерными технологиями, конструированием и экранным искусством. Актуальность данной программы, в том, что она позволяет формировать художественно-эстетический вкус у воспитанников, создаёт основу для образно-эмоционального восприятия экранного искусства.

Педагогическая целесообразность образовательной программы - программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными проектами на занятиях. Каждый воспитанник любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого ребёнка в этом процессе очень значима, и воспитанник, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника группового коллектива.

Создавая совместно с детьми мультфильмы в дошкольном учреждении, педагог развивает социальные умения и навыки, личностные свойства, может выработать у воспитанников, стремление к личному результату. Общий интерес и желание – это добрая основа для освоения экранной грамотности. Данная программа предусматривает постепенное усложнение материала качественное углубление и расширение приобретенных ранее знаний.

Таким образом, педагогическая целесообразность образовательной программы в формировании у ребёнка чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.

Принципы учебного процесса

  • Самостоятельность – дети чувствуют себя полноправными субъектами учебно-воспитательного процесса, то есть участвуют в целеполагании своей деятельности.

  • Самоорганизация – педагог не учит, а помогает, обуславливая необходимость обучения воспитанников, развивая умения и навыки рационального вовлечения в образовательный процесс.

  • Ответственность – развивает социальную зрелость личности

  • Психологическое удовлетворение – подразумевает эмоциональное удовлетворение каждого ребёнка и тем самым поддерживает мотивацию.

  • Развитие – ориентировка на зону ближайшего развития с учетом актуального уровня развития; развитие потребности в преодолении посильных трудностей.

Задачи курса и организация учебного процесса

Цель: Эстетическое воспитание, художественное образование, закрепление умения работать с различными видами конструктора, у детей в процессе формирования навыков грамотного зрителя и создания собственного произведения на материале экранного искусства «мультипликация».

Задачи:

Образовательные задачи.

  1. Формировать представления о мультфильме как о произведении искусства.

  2. Изучать основы языка экранного искусства «мультфильм»

  3. Обучать навыкам фото и видеосъёмки, монтажа, озвучивания мультфильма

  4. Способствовать овладению начальных навыков работы сценариста, режиссёра, оператора, актеров в процессе работы над мультфильмом

  5. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам киноискусства.

Развивающие задачи.

  1. Познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в творческом объединении и перспективами личностного развития;

  2. Развивать внимание и наблюдательность через восприятие и анализ мультфильмов.

  3. Развивать творческое воображение и фантазию, композиционное мышление, художественный вкус.

  4. Развивать эмоциональные, артистические качества у детей средствами мультипликации.

  5. Развивать отзывчивость, умение выражать свои мысли, коммуникабельность.

Воспитательные задачи.

  1. Создавать у детей положительный настрой на занятия в творческом объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

  2. Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус и уважение к жанру «мультипликация».

  3. Воспитывать умственные и волевые качества, концентрацию внимания, логичность воображения.

  4. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

Отличительной особенностью данной образовательной программы от других программ по мультипликации является то, что она предполагает комплексное освоение известных технологий в процессе видеосъёмки небольшого фильма.

Дети получают представления о том, что у мультфильма есть свои особые выразительные средства, кадр, план, ракурс, монтаж, звук, цвет, движение и т.д.

Условия реализации дополнительной образовательной программы

Программа предназначена для детей 5 – 6 лет

На первый год обучения возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка. К обучению допускаются все желающие.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года.

Режим занятий:

Первый и второй год обучения два раза в неделю по 30 мин.

Наполняемость групп 5 - 10 детей. Такой режим работы не будет перегружать детей.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

Фронтальная

  • знакомство с новым видом изображения – движущееся экранное изображение;

  • участие в обсуждениях мультфильмов;

  • предоставление возможности выражать своё отношение к увиденному;

  • освоение знаний о различных видах конструктора и выразительных средствах экрана;

Групповая

  • выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать навыки восприятия и анализа мультфильмов;

  • работа над созданием мультфильма (замысел, сценарий, раскадровка);

  • видеосъемка готовой раскадровки (озвучивание)

Индивидуальная

  • совершенствование знаний выразительных возможностях мультипликации;

  • выполнение практических заданий по освоению процесса видеосъёмки;

  • овладение съемочной камерой (подготовительный период, съёмки, монтаж).

Форма реализации данной программы – художественно-творческая, познавательная деятельность во время занятий, просмотров, обсуждений мультфильмов; использование творческих заданий, развивающих навыки речевого общения в формах мультипликационного повествования, восприятие художественной коммуникации.

Выполняя различные практические творческие задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через творчество, конструирование и экранное искусство, в процессе работы над мультфильмом у детей развивается фантазия, художественное воображение.

Итог каждой темы демонстрация выполненных работ .

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

К концу первого года обучения дети должны:

- знать особенности мультипликации,

- уметь выразить своё отношение к игровому и мультипликационному фильму;

- уметь рассказать о герое мультфильма, его характере, поступках;

- понимать роль музыки в мультфильме;

- иметь представление о том, что такое основная идея мультфильма (авторская позиция);

- знать значение самодельной мультипликации в жизни человека;

- представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съёмке;

- знать этапы работы над созданием мультипликационного фильма;

- уметь мастерить и дорисовывать героев мультипликационных фильмов;

- уметь работать с мультипликационной программой Ogobild Animate;

-уметь собирать и комбинировать мультипликационные сцены из различных конструкторов;

- уметь снимать мультики с помощью веб- камеры;

- активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с созданием мультипликационного фильма.

К концу второго года обучения дети должны:

- знать значение самодельной мультипликации в жизни человека;

- представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съёмке;

- знать этапы работы над созданием мультипликационного фильма;

- уметь мастерить и дорисовывать героев мультипликационных фильмов;

- знать этапы создания плоской перекладки;

- уметь собирать и комбинировать мультипликационные сцены из различных конструкторов;

- уметь снимать мультики с помощью веб- камеры;

- объединять усилия в работе над фильмами, используя мультимедиа конструктор и компьютерную сеть.

- знать специфику мультипликации с её помощью выразить свою мысль, передать какое-то содержание;

- представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съёмке (сделать монтажную запись);

- знать, какие существуют этапы работы над мультфильмом;

- активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с созданием фильма (подготовка титров, выбор музыкального сопровождения, выбор объектов для съёмок в интерьере или на природе, подготовка реквизита, исполнение ролей).

Учет успеваемости по программе:

Основным показателем успеваемости учащихся является выполнение учебного плана.

Контроль за успеваемостью осуществляется во время подготовки и проведения отчетных фестивалей по мультипликации.

Оценивать результаты работы ребёнка необходимо комплексно, исходя из художественного развития личности ребенка в целом. Нужно уделять самое серьезное внимание качеству выполнения детьми мультфильма на занятиях и отчетных мероприятиях, развитию творческих способностей, художественного вкуса, интеллекта, умению самостоятельно и разносторонне изучать различные технологии создания мультфильма.

Оценочными можно считать участие воспитанника в демонстрационных показах.

При определении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  1. результаты работы воспитанника на занятиях;

  2. участие ребёнка в течение года в общественных мероприятиях.

Каждая работа воспитанников должна тщательно обсуждаться.

Принимается во внимание подбор материалов, техник исполнения, качество выполнения работы, авторское решения в оформлении мультфильма, индивидуальность выполненной работы. При обсуждении мультфильма намечаются пути устранения существующих недостатков. Чтобы эта важнейшая форма методической работы приносила максимальную пользу, педагог обязан соблюдать тактичность и доброжелательность в своих критических замечаниях и советах.

По результатам деятельности в течение года проводится диагностика освоения программы:

Время проведения

Цель проведения

Форма контроля

Начальный или входной контроль

Начало учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа

Текущий контроль

В течение учебного года

Определение степени усвоения воспитанниками учебного материала.

Определение готовности детей к восприятию нового материала.

Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении.

Выявление детей, отстающих и опережающих обучение.

Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение,

опрос,

итоговое занятие, самостоятельная работа.


Промежуточный контроль

По окончании темы или раздела.

В конце четверти, полугодия.

Определение степени усвоения детьми учебного материала. Определение результатов обучения.


Творческая работа, открытое занятие,

защита мультфильмов, презентация, демонстрация мультфильмов.

Итоговый контроль

В конце учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей.

Определение результатов.

Ориентирование воспитанников на дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Презентация мультфильмов, демонстрация, защита мультфильмов,

итоговые занятия, коллективная рефлексия,

коллективный

анализ

мультфильмов,

самоанализ.



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

В ходе реализации программы регулярно проводятся:

  • предварительные просмотры мультфильмов

  • демонстрационные занятия для сверстников

  • открытые занятия для родителей

  • защита мультфильмов

  • публикации готовых фильмов в Интернет

Все это позволяет детям почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию их творческого потенциала.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Создание мультфильмов согласно календарно - тематическому плану МАДО детский сад 50 СП 2



Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

Методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной деятельности педагога системы дополнительного образования детей.

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение анимационных фильмов на различные темы. Эта деятельность способствует развитию образного мышления, усидчивости, самостоятельности детей.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу воспитанников по основам создания мультфильма.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, демонстрации детских работ.

Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.

Детям предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий выполнения в рамках изученного содержания.

Методы обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач, такие как словесные, наглядные, практические:

Словесные методы обучения используются на этапе изучения нового материала. В процессе разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают:

  • Объяснения

  • Рассказ

  • Показ

  • Иллюстрация

  • Демонстрация

  • Беседа

Наглядные методы обучения достаточно важны для обучаемых в творческом объединении, имеющих визуальное восприятие действительности. Применение на занятиях наглядных методов обучения, одновременно имеет возможность развивать абстрактное мышление обучаемых.

  • Просмотр видеоматериалов

  • Использование технических средств

Практические методы обучения используются на этапе закрепления изученного материала и охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков.

  • Дискуссии

  • Упражнение

  • Практические задания

  • Анализ и решение ситуаций

Выбор методов обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

• методика контроля усвоения учащимися учебного материала;

• методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся;

• авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

• методы обновления содержания образовательного процесса;

Методическое сопровождение воспитательной работы педагога:

• методика формирования детского коллектива;

• методика выявления неформального лидера в детском коллективе;

• методика организации воспитательной работы;

Методическое сопровождение работы педагога по организации учебного процесса:

• методика комплектования учебной группы;

• методика анализа результатов деятельности;

Методическое сопровождение массовой работы:

• методика организации и проведения массового мероприятия (конкурса, фестиваля, праздника, игровой программы);

• план и методика проведения родительского собрания;

• сценарный план проведения «Дня открытых дверей»

Обеспечение программы методическими видами продукции:

Методические рекомендации по организации работы творческого объединения «Мультипликации» в общеобразовательном учебном заведении.

Методические описания творческих проектов.

Методические разработки занятий.

Методические пособия по киноискусству.

Методические указания по выполнению научно-исследовательских проектов.

Тезисы выступлений на конференции.

Дидактическое обеспечение курса:

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать:

Наглядные пособия.

Репродукции произведений изобразительного искусства.

Художественные фотографии, рисунки и иллюстрации.

Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося).

Электронные презентации по основным разделам программы.

Стенды со сменными экспозициями.

Инструкционные карты, необходимые для выполнения индивидуальной практической работы.

Компьютерные программы

OgoBild Animate

Конструкторы базовой площадки по «Робототехнике»

Цифровая и аудио аппаратура

Интерактивное обеспечение

Аудио и видео записи подходящие к тематике планируемых мультфильмов.

Материально-техническое обеспечение программы.

Занятия по изучению киноискусства проводятся в большом помещении с хорошей акустикой, вентиляцией. Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.

Средства обучения:

- компьютер;

- веб - камера;

- интерактивная доска;

-цифровая техника для озвучивания;

-конструкторы базовой площадки по «Робототехнике»

Формы подведения итогов:

Педагог, организуя и проводя дополнительные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, его профессиональные навыки.

Результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:

Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.

Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини показы, демонстрации, праздники. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то декорации, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.

Выход на экран: показы, смотры, конференции. Эта более значимая ступень, более ответственная, выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно выходить на конкурс окружного значения, далее городские фестивали, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали.

Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.

Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.

























Список литературы

        1. Баженова Л.М. В мире экранных искусств: книга для учителя начальных классов, воспитателей и родителей. – М., 1992.

        2. Баженова Л.М. Наш друг экран. Вып.1, 2 – М.,1995.

        3. Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. – М., 1994.

        4. Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. – М., 1994.

        5. Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. – М., 1980.

        6. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.— М.: Владос, 2004.

        7. Дронов В. Macromedia Flash MX - «БХВ - Петербург, 2003.

        8. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. - М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.

        9. Киркпатрик Г., Питии К. Мультипликация во Flash. – М.: НТ Пресс, 2006.

        10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2004.

        11. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильмы руками детей: книга для учителя. – М., 1990.

        12. Тверезовский Д.И. Macromedia Flash MX 2004. – М.: Вильямс, 2006.

        13. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. – М., 1995.

Сборники.

    1. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред. сост. З.И. Невдахина.— Вып.3.—М.: Народное образование, 2007

    2. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: опыт занятий с младшими школьниками. – М., 1991.

Статьи из журналов

        1. Баженова Л.М. Изучение экранных искусств в начальной школе // Начальная школа.- 2000. №1.

        2. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование.— 2001, №1.

        3. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников// Начальная школа. – 2002, № 5.

Нормативные документы

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.

3.Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

(Приложение к письмуМинобразованияРоссииот11.06.2002г.№30-15-433/16).

4.Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

5.СанПиН 2.4.4. 1251-03(введённые 20.06.2003г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003г. № 27).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!