СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по ИЗО 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Основной задачей занятий в кружке является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

    Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, знакомство с творчеством  лучших мастеров народных промыслов, позволяющее  детям увидеть высшие достижения творцов прошлого  и  искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность.

    Главное в курсе – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной степени свойственны всем детям и подросткам.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по ИЗО 5 класс»


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»:

заместитель директора директор

по воспитательной работе МОУ"Новоржевская средняя

МОУ«Новоржевская школа»

средняя школа»

_______ /В.А.Никифорова _____________/В.А. Меркулова

«__»_________2015. Приказ № 86 от 28.08 2015г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Кружка изобразительного и декоративно-прикладного

творчества»


направление «Общекультурное»


для учащихся 5 классов










Составитель:

Иванова Светлана Александровна

учитель высшей квалификационной категории






    1. учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основной задачей занятий в кружке является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, знакомство с творчеством лучших мастеров народных промыслов, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность.

Главное в курсе – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной степени свойственны всем детям и подросткам.

В кружок принимаются дети, проявившие интерес к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу кружка не входит профессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.


Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы


Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.


Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.



Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.


Материал, изложенный в программе, рассчитан на 2 года обучения (занятия 2 часа в неделю).

При реализации творческих замыслов в области моделирования и декоративного искусства предлагается применять на стадии эскиза карандаш, мелки, акварель, тушь, фломастеры, цветную и белую бумагу, на стадии воплощения в материале - мука, соль, ткань, картон, гуашь, акварельные краски, а также подсобные материалы.

Задания построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений детей.

В течение первого года обучения дети учатся различным приемам лепки изделий из соленого теста, приемам работы с разными и бросовыми материалами, знакомятся с традициями русского декоративно-прикладного искусства, с правилами построения композиции, выполняют индивидуальные и коллективные работы.

Программа предполагает построение занятий по проблемному принципу: от проблемы – к конкретному заданию. В течение второго года обучения принцип построения материала противоположный – от конкретных жанров, художественных техник, художественных материалов – к проблемам. Задания, предлагаемые детям, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставлять местами. Можно предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в русло программы.

Подведение итогов может проводиться в форме коллективного обсуждения, выставки творческих работ.
























Тематическое планирование 5 класс



№№

Темы

Общее количество часов

В том числе


Теоретические часы

Практические

часы

1

2

3

4

5

1.

Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

В процессе занятий


2.

Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве

Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве

Гармония искусства, природы и человека

4

1

3

3.

Народный быт, традиции

4

1

3

4.

Синтез искусств на примере годовых календарных праздников

4

1

1

5.

Традиции народной игрушки

2

1

1

6.

Композиция в искусстве

4

1

3

7.

Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи

2

1

1

8.

Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов

4

1

3

9.

Приемы выполнения лепных изделий

10

1

9

10.

Аппликация

4

1

3

11.

Композиция

6

1

5

12.

Работа с разными материалами

8

1

7

13.


Работа с бросовыми материалами

8

1

7

14.

Рисование акварелью гуашью.

8

1

7


Итого:

68

14

54








Содержание

  1. Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

Выполнение правил внутреннего распорядка, техника безопасности при работе с режущими предметами. Обращение с духовкой. Правила пожарной безопасности. Способы окраски лепных изделий, токсичность красок и лаков. Правила дорожного движения, безопасный путь домой.


  1. Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве

Восприятие природы в произведениях живописи, графики, гравюрах и миниатюрах, обсуждение. Чтение стихотворений, соответствующих тематике представленных картин. История и смысл традиционных садов, фотографий и картин с изображениями домов людей разных культур

Практическая работа. Выполнение графических рисунков на различных форматах бумаги. Рисунки должны передавать характер и образный строй прочитанных стихотворений. Лепка декоративных панно, тарелочек для оформления интерьера.

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Репродукции произведений изобразительного искусства, созданных в жанре пейзажа, фотографии.


3. Народный быт, традиции

Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Русская народная сказка.

Практическая работа. Выполнение иллюстрации к любимой сказке .Материалы. Цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Просмотр фрагментов русских народных сказок.


4. Синтез искусств на примере годовых календарных праздников

Масленица, Пасха– религиозные и народные праздники. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Яйца-крашенки, традиции Пасхальной недели. Украшение дома к каждому празднику.

Практическая работа. Зарисовки по памяти, с натуры людей в народных костюмах, в движении, изготовление картин из соленого теста, роспись пасхальных яиц, лепка подставок.

Материалы. Лоскутки, цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть, мука, соль, картон, поролон.

Зрительный ряд. Репродукции картин художников: Б. Кустодиев «Масленица», П. Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста», К.Юон «К Троице», «Сельский праздник», произведений мастеров Федоскина, Холуя, Палеха.


5. Традиции народной игрушки

Глиняная игрушка – Городецкая, Каргопольская, Дымковская. Основные черты народной глиняной игрушки разных регионов России. Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки.

Практическая работа. Лепка и роспись народной игрушки. Технология выполнения игрушки-свистульки. Импровизация по мотивам народной игрушки.

Материалы. Акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть, мука, соль, глина, пластилин одного цвета.

Зрительный ряд. Компьютерная презентация о народных промыслах России.


6. Композиция в искусстве

Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике. Колорит и освещение как средство объединения фигур в композиции. Исполнение композиции живописными материалами. Выделение первого плана и центра композиции цветом, светом и тоном. Достижение целостности композиционного замысла.

Практическая работа. Изображение натюрморта, пейзажа, жанровой картины, панно из соленого теста.

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Репродукции картин художников: В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», И. Репин «Бурлаки», натюрморты П. Кончаловского, Г.Курбе, пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина.


7. Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи.

Колорит – система цветных тонов, их сочетание в картине. Выразительные возможности теплых и холодных цветов, цветовые контрасты. Приемы передачи пространства в живописи.

Практическая работа. Создание композиции на тему «Ярмарка», «Городская улица», «Осенний базар».

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть.

Зрительный ряд. Живопись О. Ренуара. К.Юона, М.Сарьяна, Н.Гончаровой.


8. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и сказочность.

Реалистичное и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.

Практическая работа. Выполнение декоративной композиции натюрморта, создание иллюстрации и лепка панно.

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Натюрморты: И.Хруцкий «Овощи и цветы», «Натюрморт с грибами». П.Сезанн «Натюрморт с яблоками и апельсинами», М.Сарьян «Фрукты», П.Кончаловский «Натюрморт. Фрукты» «Яблоки» и др.


9. Приемы выполнения лепных изделий

Общие этапы изготовления и обработки изделий. Изготовление фруктов и овощей. Общие принципы. Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона. Большие объемные лепные фигурки. Использование ножниц для передачи фактуры. Технология лепки маленьких «хлебобулочных» изделий, кос и венков из теста, ажурных поделок, решеток.

Практическая работа. Изучение приемов передачи в тесте различных поверхностей. Грунтовка, раскрашивание, лакирование изготовленных изделий. Сушка изделий, подрумянивание, глазурование. Изготовление фруктов и овощей. Лепка крупных фигур. Изготовление объемных фигур на каркасе. Изготовление различных предметов с использованием изученных технологий.

Материалы. Мука, соль, вода, акварель, гуашь, лак.


10. Аппликация

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.

В процессе занятий у них развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Знакомство с понятиями ритма и симметрии учащиеся при распределении элементов декоративного узора.

Практическая работа .Учить плановой организации работы, которая особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).Выполнение тематических аппликаций и самостоятельных работ.(«Осенний букет»,натюрморт «Дары осени» и т.д.)

Материалы.Картон, цв. бумага, природный материал(засушенные листья, цветы),клей, ножницы.


11. Композиция

Знакомство с композиционными и колористическими основами создания произведений искусства, основами декоративной композиции.

Практическая работа .Композиция признана одной из основных художественных дисциплин, способствующих формированию творческих качеств личности, поэтому особое место отводится для создания самостоятельных композиций на заданную тему.(пейзаж «Золотая осень», натюрморт «Фрукты» и т.д.)

Материалы.Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра.


12. Работа с разными материалами.

Учить преобразовывать и использовать материалы и информации (в том числе с помощью ИКТ), необходимые для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами.

Практическая работа. Выполнение работ из семян и круп.

Материалы.Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра, различные крупы, семена, клей.


13.Работа с бросовыми материалами.

В процессе изготовления поделок из бросового материала наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).

Практическая работа Во время работы с разными материалами ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия (для украшения быта, подарки близким, панно, новогодние игрушки и т.д.).

Материалы.Бросовый материал, ножницы, канцелярский нож, клеевой пистолет, клей, мишура.


14. Рисование акварелью гуашью.

Развивать и совершенствовать навыки работы акварелью и гуашью. Техника работы акварелью «мазками» ,техника работы акварелью «сухая кисть», техника работы акварелью «по - сырому»

Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.

Учить применять разные техники и технологии в одной композиции.

Практическая работа. Выполнение эскизов на разные темы.

Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра.


Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучение. Кружок комплектуется из учащихся 5 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы – 10-15 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа


Предполагаемая результативность курса:

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.

1. Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в целом;

2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

3. Приобретение опыта самостоятельного социального действия;

Личностные результаты

-Формирование духовно-нравственных ориентиров

-воспитание эстетических качеств личности

-развитие познавательных интересов к изобразительному искусству и

художественно-изобразительной деятельности

-получение простейших навыков владения разнообразными

художественными материалами

-освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в

объёме

Метапредметные результаты :

Регулятивные универсальные учебные действия

-уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия.

-оценивать результаты своей и чужой работы

-эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы,

пластических искусств

-последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной

учебной задачи

Познавательные универсальные учебные действия -чётко разделять

известные и новые учебные правила

-уметь видеть и определять роль колорита

-эмоционально определять эстетические достоинства произведений

искусства

-сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы

-понимать роль и значение декоративных украшений

-на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи

-уметь перерабатывать реальные образы в фантастические

Коммуникативные универсальные учебные действия

-уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог;

-проявлять выразительность в чтении литературного произведения;

-стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам

при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с

другом;

-добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности

при выполнении учебно-творческих задач коллективного типа;

-стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-

индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных

работ.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной

школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и

общества; восприятие и характеристика художественных образов,

представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и

жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

ценностно-эстетической сфере -умение различать и передавать в

художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и

свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих

ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в

собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать

шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и

других народов;

- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о

художественных особенностях произведений, изображающих природу и

человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать

коллективные результаты художественно – творческой деятельности;

- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства

художественной выразительности для передачи замысла в собственной

художественной деятельности; моделирование новых образов путем

трансформации известных.


Информационно-методическое обеспечение

  1. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. – М., 1979.

  2. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М., 1986.

  3. Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве. Искусство в школе. – 1993. - №3.

  4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. – М., 1991.

  5. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы. Книга для учителя. Сост. Н.Н.Фомина.– М., 1995.

  6. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М., 2001.

  7. Большая энциклопедия живописи. Учебное пособие на DVD.

  8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. Учебное пособие на СD.

  9. Россия на рубеже веков. Мультимедийный учебник.

  10. Шпикалова Т.Я. Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 5-8 класс. М., «Просвещение», 2002 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!