«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»:
заместитель директора директор
по воспитательной работе МОУ"Новоржевская средняя
МОУ«Новоржевская школа»
средняя школа»
_______ /В.А.Никифорова _____________/В.А. Меркулова
«__»_________2015г. Приказ № 86 от 28.08. 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Кружка изобразительного и декоративно-прикладного
творчества»
направление «Общекультурное»
для учащихся 7 класса
Составитель:
Иванова Светлана Александровна
учитель высшей квалификационной категории
учебный год
Пояснительная записка
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых важных и древнейших видов искусств. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделия народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчении., труду и другим предметам, преподаваемым в школе.
Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
Основные цели программы:
организация внеурочной деятельности детей
развитие художественных и творческих способностей детей, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, к народным обычаям и традициям
овладение новыми приемами и технологиями обработки разных материалов, различными способами и приемами художественной деятельности,
развивать кругозор и практические навыки детей,
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициями, коммуникативных способностей, формирующих умение свободно
Основные задачи на текущий 2015 -2016 уч.г.
- освоить приемы владения разными инструментами
- прививать культуру труда
- расширить представление о возможностях предлагаемых видов изобразительной деятельности, продолжить развитие навыков владения инструментами и материалами
- освоить разные изобразительные техники и приемы, стимулировать самостоятельное творческое мышление
В результате обучения обучающиеся должны знать:
- виды декоративно-прикладного творчества,
- народные художественные промыслы России и их историю
- название и назначение инструментов
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
- применение и доступные способы обработки разных материалов различными способами
- правила организации рабочего места
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность
Приемы и методы организации занятий кружка
В организации работы кружка использую все виды деятельности, развивающие личность: труд, обучение, общение, творчество.
При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей,
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
научности (соблюдение строгой технической технологии, символики и др.);
связи теории с практикой; систематичности и последовательности;
учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;
доступности и посильности;
творческой самостоятельности ребенка при руководящей роли учителя;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.
Основные виды занятий – теоретический, практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приемы:
формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, альбомы с образцами, фотографиями, компьютер.
Материалы, инструменты, приспособления:
рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, бросовый материал (стеклянные бутылки, , яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластиковые бутылки , одноразовая посуда ит.д.)пластилин. вата, фольга, медная проволока ит.д.
Основные составляющие занятий:
воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
организация рабочего места
повторение пройденного материала
организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в целом;
2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3. Приобретение опыта самостоятельного социального действия;
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.
Дети в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
2015 -2016 уч.г. –68 часов (2ч. в неделю)
1. Вводное занятие – 1 ч
2. Народный орнамент – 3
3.Декоративно-прикладное искусство –10
4. Лепка – 6
5. Аппликация – 4
6. Композиция - 10
7. Художественные работы из природного материала – 4
8. Художественные работы из разных материалов (тесто, ракушки, стекло, соль и др.) – 10
9Художественные работы из бросового материала (стеклянные и пластиковые бутылки, одноразовая посуда, капроновые чулки, контейнеры от яиц ит.д.)-10
10. Рисование акварелью и гуашью– 10
Предполагаемая результативность курса:
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.
1. Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в целом;
2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3. Приобретение опыта самостоятельного социального действия;
Личностные результаты
-Формирование духовно-нравственных ориентиров
-воспитание эстетических качеств личности
-развитие познавательных интересов к изобразительному искусству и
художественно-изобразительной деятельности
-получение простейших навыков владения разнообразными
художественными материалами
-освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в объёме
Метапредметные результаты :
Регулятивные универсальные учебные действия
-уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия.
-оценивать результаты своей и чужой работы
-эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы,
пластических искусств
-последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной учебной задачи
Познавательные универсальные учебные действия
чётко разделять известные и новые учебные правила
-уметь видеть и определять роль колорита
-эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства
-сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы
-понимать роль и значение декоративных украшений
-на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи
-уметь перерабатывать реальные образы в фантастические
Коммуникативные универсальные учебные действия
-уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог;
-проявлять выразительность в чтении литературного произведения;
-стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом;
-добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности при выполнении учебно-творческих задач коллективного типа;
-стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных работ.
Предметные результаты
освоения изобразительного искусства в основной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
- восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
-умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
ценностно-эстетической сфере
-умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
- умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); -проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.
Информационно-методическое обеспечение
Агамирян Ж. Детская картинная галерея. – М., 1979.
Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М., 1986.
Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве. Искусство в школе. – 1993. - №3.
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. – М., 1991.
Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы. Книга для учителя. Сост. Н.Н.Фомина.– М., 1995.
Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М., 2001.
Большая энциклопедия живописи. Учебное пособие на DVD.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. Учебное пособие на СD.
Россия на рубеже веков. Мультимедийный учебник.
Шпикалова Т.Я. Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 5-8 класс. М., «Просвещение», 2002 г.
2015 -2016 уч. год
№ | Тема и содержание темы | | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка | - |
2. | Народный орнамент. Изобразительные виды декора Виды орнамента Создание орнамента | 3 | Значение и происхождение декоративно-прикладного искусства. Сюжетное изображение. Орнамент. Декоративный элемент. Замкнутый, ленточный, сетчатый орнаменты. | Выполнение акварелью и гуашью простейших узоров в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике их декоративных цветов, ягод, листьев |
3. | Декоративно-прикладное искусство Хохломская роспись. Городецкая роспись. Дымковская роспись. Жостовская роспись. Гжельская роспись. Русская матрешка. | 10 | Характерные декоративные элементы хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, гжельской росписей. | Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов роспись матрешки. |
4. | Лепка | 6 | Рецепт соленого теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения художественных работ из нетрадиционных материалов | Работа с соленым тестом Декоративные панно, картинки по задумке автора. |
5. | Аппликация Выбор натуры, сюжета, узора Составление эскиза к аппликации. Подбор материалов. Вырезание деталей изображения. Вырезание изображений симметричного строения. Декоративная аппликация. | 4 | Технология выполнения аппликации. Эскиз. Монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные) аппликации. Стилизация. Симметрия. | Упражнения в вырезании деталей различных геометрических форм. Вырезание листьев простой и сложной формы, прямых и изогнутых веток, ваз разной формы. |
6. | Композиция Тематические композиции . Составление коллективных композиций. | 10 | Понятие «композиция». Пространство. Перспектива. Пропорции. | Тематические композиции «Золотая осень», «Рождество», «Пасха»»Весеннее настроение»… |
7. | Художественные работы из природного материала Аппликации и панно из засушенных растений. Аппликация и панно из круп и семян.Декорирование. | 4 | Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы | Составление миниатюр из частей растений. Аппликации(плоские) Декорирование. |
8. | Художественные работы из разных материалов: соленого теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги. | 10 | Рецепт соленого теста. Подготовка материалов для работ. Технология выполнения художественных работ из нетрадиционных материалов | Декоративное панно из нетрадиционных материалов. |
9. | Художественные работы из бросового материала. (стеклянные и пластиковые бутылки, контейнеры от яиц, пластиковая одноразовая посуда ит.д.) | 10 | Просмотр работ. (фото из интернета) Ознакомление с технологией изготовления поделок их бросового материала. | Декоративные композиции, панно, различные предметы для украшения интерьера дома. |
10. | Рисование акварелью и гуашью, гелевыми красками | 10 | Разные приемы работы акварелью и гуашью(«по сырому», «тычками» и т.д.) | Участие в художественных конкурсах(районных, областных) |
| | | | |
| ИТОГО: | 68 ч. | 10ч. | 58 ч. |