Рабочая программа кружка по математике для 1 класса Пояснительная записка Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. В первом классе 66 часов (2 час в неделю). Программа первого класса реализуется в рамках «Внеурочная деятельность». Актуальность программы заключается в том, что обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса: • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается при участии всего класса. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 минут. Особенности организации учебного процесса. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Основные виды деятельности учащихся: решение занимательных задач; оформление математических газет; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность, творческие работы самостоятельная работа; работа в парах, в группах. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результататов : Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметных результататов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Содержание кружка «Веселая математика» Вводные занятия 3 ч. «Математика – царица наук». Как люди научились считать. Сравниваем. Слева направо. Справа налево. Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?» 2. Знаки и символы. 6 ч. Как люди научились считать. Игры «Лестница-чудесница», «Грибы», «Светофор». Игры «Угадай цифру», «Назови число», «Золотой ключик». Игры «Строим дома», «Вкусное мороженое», «Зонтики» Игры «Китайские фонарики», «Мячики» Игра «Путешествие на Луну» 3. Математика – это интересно. 11 ч. Числовые задания. Задания на обобщение Вспомни и сосчитай! Арифметические задачи Задачи – ловушки Логические задачи Задачи для самых умных Математическая эстафета. Учимся отгадывать ребусы. Учимся отгадывать ребусы. Игры с Колобком 4. Веселая геометрия. 8 ч. Игра «Петрушка», «Кто где живет?», «Повторяй за мной». «Угадай сказки Буратино» Тренируем память. Графические диктанты. Части Оригами. Геометрические фигуры. Многоугольники Многоугольники Урок-Игра «Путешествие с Ученым Ластиком», Урок-эстафета «Три стороны и три угла и столько же вершин». 5. Сложение и вычитание в пределах 10. 9 ч. История возникновения знаков «+», «-», «=». Игры «Составим поезд», «Молчанка», «Маятник» Арифметический бег по числовому ряду. Игра «День и ночь» Математическая рыбалка Лучший летчик Самый быстрый почтальон Занимательные квадраты Занимательные треугольники Математический лабиринт 6. Спичечный конструктор. 3 ч. Веселые палочки. 7. Занимательные игры. 7 ч. .Морской бой Морской бой Уголки Поддавки Го-бан Крестики нолики «Угадай место игрушки», «В какой дом отнести телеграмму» 8. Танграм. 5 ч. Мозаика Зайчик Котенок Домик Отгадай загадку и выложи танграм 9. Сложение и вычитание в пределах 20 8 ч. Счет от 10 до 20 Математическая раскраска Математический лабиринт Расшифруй слово Игра «Построим дом» Математические цепочки. Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения» Игра «Самый внимательный» Головоломный лабиринт. 10. Обобщение. 5 ч. Математические фокусы Математика и профессии людей. Проект «Математика вокруг нас» Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. Календарно-тематическое планирование № п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности | | Вводное занятие.3ч. | 1. | | «Математика – царица наук». Как люди научились считать. | Выступление учителя. Обсуждение в группе «Математика в жизни людей» | 2 | | Сравниваем. Слева направо. Справа налево. | 3 | | Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?» | Инсценировки, сообщения детей, разгадывание загадок, чтение стихотворений. | | Знаки и символы. 6ч | 4. | | Как люди научились считать. | Беседа. Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». Упражнять в построении числового ряда, умении увеличивать и уменьшать заданное число, считать по порядку двойками; восприятие цифровой информации | 5. | | Игры «Лестница-чудесница», «Грибы», «Светофор». | 6. | | Игры «Угадай цифру», «Назови число», «Золотой ключик». | 7. | | Игры «Строим дома», «Вкусное мороженое», «Зонтики» | 8. | | Игры «Китайские фонарики», «Мячики» | 9. | | Игра «Путешествие на Луну» | | Математика – это интересно. 11 ч. | 10. | | Числовые задания. | Соотносить конкретный объект к заданной группе, выделение из общего понятия единичное; решение задач; отгадывание математических ребусов; работа в парах; игра в магазин; адачи-шутки. | 11. | | Задания на обобщение | 12. | | Вспомни и сосчитай! | 13. | | Арифметические задачи | 14. | | Задачи – ловушки | 15. | | Логические задачи | 16. | | Задачи для самых умных | 17. | | Математическая эстафета. | 18. | | Учимся отгадывать ребусы. | 19. | | Учимся отгадывать ребусы. | 20. | | Игры с Колобком | | Веселая геометрия. 8 ч. | 21. | | Игра «Петрушка», «Кто где живет?», «Повторяй за мной». | Групповая работа, работа в парах. Складывание животных и различных фигур из бумаги. Найти, разрезать правильные части. | 22. | | «Угадай сказки Буратино» | 23. | | Тренируем память. Графические диктанты. | 24. | | Части | 25. | | Оригами. Геометрические фигуры. | 26 | | Многоугольники | 27. | | Многоугольники | 28. | | Урок-Игра «Путешествие с Ученым Ластиком», Урок-эстафета «Три стороны и три угла и столько же вершин». | | Сложение и вычитание в пределах 10. 9 ч. | 29. | | История возникновения знаков «+», «-», «=». | Закрепление навыков сложения и вычитания. Групповая, парная, индивидуальная работа | 30. | | Игры «Составим поезд», «Молчанка», «Маятник» | 31 | | Арифметический бег по числовому ряду. Игра «День и ночь» | 32. | | Математическая рыбалка | 33. | | Лучший летчик | 34. | | Самый быстрый почтальон | 35. | | Занимательные квадраты | 36 | | Занимательные треугольники | 37 | | Математический лабиринт | | Спичечный конструктор. 3 ч. | 38 | | Веселые палочки | Построение конструкции по заданному образцу, перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Работа в парах | 39 | | Веселые палочки | 40 | | Веселые палочки | | Занимательные игры. 7 ч | 41 | | Морской бой | Ориентация в пространстве; знакомство с играми разных народов; работа в парах | 42 | | Морской бой | 43 | | Уголки | 44 | | Поддавки | 45 | | Го-бан | 46 | | Крестики нолики | 47 | | «Угадай место игрушки», «В какой дом отнести телеграмму» | | Танграм. 5 ч | 48 | | Мозаика | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения на части. | 49 | | Зайчик | 50 | | Котенок | 51 | | Домик | 52 | | Отгадай загадку и выложи танграм | | Сложение и вычитание в пределах 20 8 ч. | 53 | | Счет от 10 до 20 | Работа в парах и группах. Коллективная работа | 54 | | Математическая раскраска | 55 | | Математический лабиринт | 56 | | Расшифруй слово | 57 | | Игра «Построим дом» | 58 | | Математические цепочки. | 59 | | Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения» | 60 | | Игра «Самый внимательный» | 61 | | Головоломный лабиринт. | | | Обобщение. 5 ч | 62. | | Математические фокусы | Презентация – проект «Профессии и математика» | 63. | | Математика и профессии людей. | 64 | | Проект «Математика вокруг нас» | Защита проекта | 65-66 | | Просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике. | Работа в группе: инсценирование загадок, решение задач. | Литература: 1. В.В. Волина. Праздник числа. 2. Волкова С.И.,ПчелкинаО.Л. Математика и конструирование в 1 классе. –М.:Просвещение, 1993. 3. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 классе. –М.:Новая школа, 1997. 4. Т.К. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике. 1 класс. М.: Просвещение, 2000. 5. Т.Г. Любимова. Хочешь быть умным? Решай задачи! Чебоксары: «Клио» 2002. 6. А.П. Тонких. Логические игры и задачи на уроках математики |