СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по русскому языку для учащихся 6 класса "Занимательная грамматика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка по русскому языку для учащихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по русскому языку для учащихся 6 класса "Занимательная грамматика"»

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА



ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА



Пояснительная записка


«Без грамматики не выучишь и математики».


Русский язык – один из основных учебных предметов. От того, как школьники овладеют русским языком, зависит успешность прохождения всего учебного материала.

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям и интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и на занятиях в кружке «Занимательная грамматика».

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят занятия кружка «Занимательная грамматика».

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей и развивающей роли внеклассной работы по русскому языку.

Актуальность работы в школе кружка «Занимательная грамматика» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.

Данный курс предназначен для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Цель данного курса: формирование языковой, коммуникативной компетенций учащихся.

Задачи:

  • развивать устную и письменную речь учащихся

  • повышать уровень культуры речи учащихся

  • путём использования диахронического подхода способствовать формированию орфографической зоркости учащихся (через обращение к истории языка)

  • совершенствовать навыки работы с текстом (создание собственных текстов)

  • развивать навыки исследовательской деятельности

  • формирование навыков филологического анализа

  • расширение общего кругозора учащихся


Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность

  • доступность

  • последовательность и системность изложения материала

  • преемственность и перспективность

  • связь теории с практикой

  • наглядность

  • целостность



Формы проведения занятий

  • лекции

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями


Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения

  • развивающее обучение

  • технология обучения в сотрудничестве

  • коммуникативная технология

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


Планируемые результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

  • составлять текст по вопросам учителя

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую

  • подробно пересказывать небольшие тексты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

  • пользоваться словарями, справочниками

  • осуществлять анализ и синтез

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • строить рассуждения

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;

  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

  • слова, словосочетания, предложения, текста;

  • основные орфографические и пунктуационные правила;

  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;


учащиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

  • различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

  • пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями












Используемая литература

1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».

2. Бурмако В.М. «Русский язык в рисунках».

3. Волина В. Весёлая грамматика».

4. Александрович Н.Ф. «Занимательная грамматика». – М., «Просвещение», 2004.

5. Акишина А.А., Акишина Т.Е. «Этикет русского телефонного разговора». – М., «Просвещение», 1990

6. Акишина А.А., Формановская Н.И. «Русский речевой этикет». – М., «Просвещение», 1978Г.

7. А. Панов. «Занимательные задания по русскому языку». – М., «Просвещение», 1991.

8. А. Бондаренко. «Где прячутся ошибки».– М., «Просвещение», 1999.

9. Вартьян Э.Н. «Эти мудрые слова». – М., «Просвещение», 2005.

10. Волина В. В. «Русский язык. Учимся играя». Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО», 1996.

11. «Превращения слов». Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991.

12. Земская Е.А. «Как делаются слова». М., 1963.

13. Клубков П.А. «Говорите, пожалуйста, правильно». С-Пб., 2000.

14. Петрановская Л. «Игры на уроках русского языка». М., 2000.

15. Раков В.И. «Филологические кроссворды и задачи». М., «Илекса», 2006.

16. Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. М., «Аванта +», 2004.

17. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 1991 г.

18. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.




Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Занимательная грамматика»

для учащихся 6 класса на 2011-2012 учебный год (166,5 часов)


занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

I полугодие – 76,5 часов

Сентябрь – 18 часов

1

История фразеологизмов.

2,5


2

Почему мы так говорим? (Значение некоторых фразеологизмов)

2


3

О русских диалектах.

2,5


4

Практикум. География русского языка.

2


5

Старое и новое в русском языке. Зачем нужны устаревшие слова? Неологизмы. Вред и польза.

2,5


6

«Своё» «чужое» в русской речи (о заимствованиях). Можно ли обойтись без иностранных слов?

2


7

Умеем ли мы читать русских классиков?

2,5


8

Авторские слова. Анализ текстов писателей 20 века.

2


Октябрь – 20,5 часов

9

Как делаются слова? Атомы и молекулы слова.

2,5


10

Уникальные слова. О редких явлениях в составе некоторых слов и их причинах.

2


11

Практическое занятие. Выясним словообразовательные отношения.

2,5


12

Разрешите обратиться! (Об этикетных формах). Речевой этикет (Общие нормы) Телефонный этикет.

2


13

Поговорим о рекламе.

2,5


14

Словари – наши друзья и помощники.

2


15

Жемчужины народной речи (о пословицах и поговорках).

2,5


16

Филологические задачи и кроссворды. Решаем и составляем сами.

2


17

Фокусник ь. Грамматическая сказка о разделительных ь и ъ.

2,5


Ноябрь – 20 часов

18

Интересные согласные Н, Р, М, Л, Й.

2


19

В глубь веков на Машине времени. Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

2,5


20

«Ошибкоопасные» места. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

2


21

Ваши старые знакомые. Практическое занятие. Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

2,5


22

Поговорим обо всех приставках сразу. Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-).Игры и упражнения с приставками.

2


23

Память и грамотность. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти.

2,5


24

В Стране Говорящих Скал. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова».

2


25

Древние письмена. Практическое занятие. Расшифровка древних писем.

2,5


26

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

2


Декабрь – 18 часов

27

Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

2,5


28

В Королевстве Ошибок. Игра на внимание «Исправь ошибки».

2


29

Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Слова – синонимы.

2,5


30

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов.

2


31

На карнавале слов. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

2,5


32

Необычный урок. Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

2


33

Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?

2,5


34

Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

2


II полугодие – 90 часов

Январь – 13,5 часов

35

В гостях у слов родственников. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний об отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

2


36

Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

2,5


37

Экскурсия в прошлое. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

2


38

Крылатые слова. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

2,5


39

В королевстве ошибок. Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.

2


40

В стране Сочинителей. Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

2,5


Февраль – 20 часов

41

Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

2


42

Праздник творчества и игры. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

2,5


43

Трудные слова. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

2


44

Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

2,5


45

Шарады и логогрифы. Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

2


46

Откуда пришли наши имена. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

2,5


47

Занимательное словообразование. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

2


48

А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).


2,5


49

КВН по русскому языку. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

2


Март – 20,5 часов

50

Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

2,5


51

«Пигмалион» учит орфоэпии. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

2


52

Что такое фонография или звукозапись? Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

2,5


53

Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

2


54

Звучащая строка. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

2,5


55

Кое- что о звукоподражаниях. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

2


56

О словарях энциклопедических и лингвистических. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

2,5


57

Многозначность слова. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

2


58

Словари «чужих» слов. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

2,5


Апрель – 18 часов

59

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

2


60

«Он весь свободы торжество». Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

2,5


61

Мы говорим его стихами. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

2


62

Слова, придуманные писателями. Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

2,5


63

Словарь языка Пушкина. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

2


64

Смуглая Чернавка. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

2,5


65

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

2


66

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

2,5


Май – 18 часов

67

Какой словарь поможет избежать ошибок? Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

2


68

Словарь- грамотей. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

2,5


69

Научная этимология. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

2


70

Какие бывают имена? Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

2,5


71

Древнерусские имена. Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

2


72

Отчество и фамилия. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

2,5


73

Надо ли останавливаться перед зеброй? Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».

2


74

КВН по русскому языку. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

25.