Программа кружка "Развивай-ка"

Программа кружка "Развивай-ка" разработана на основе развивающих игр Фридриха Фребеля. 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Развивай-ка"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-Детский сад №104 «Ладушка»

городского округа «город Якутск»


Рекомендована к использованию

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Приказ от _____№ ____

Протокол № _____

Заведующая МБДОУ ЦРР детский сад №104 «Ладушка»

от _________ 20__ г.

_________/М.В.Веретельникова./

_________ 20__ г.




Программа кружка «Развивай-ка»

по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Фребеля.































Пояснительная записка:

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет, работа проводилась в три последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.

Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.

Задачи:

• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

• Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.

• Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

• Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закрепление детьми математической терминологии.

Прорамма составлена на основе игр Фребеля Ф.В.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в день.

Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

1. Образовательная область «Познавательное развитие»: Развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.

3. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речевых способностей и умений, формирование грамматического строя речи, формирование предпосылок чтения и письма, воспитание у детей звуковой культуры речи, словарную работу, воспитание интереса к художественному слову..

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: развитие эстетического мировидения, освоение эмоционально-нравственной культуры, формирование творческого воображения и образного мышления, формирование предпосылок общей художественной и художественно-конструктивной умелости.

5. Образовательная область «Физическое развитие»: психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству, создание условий развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения, развитие физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

График работы кружка «Развивай-ка».


О.О

Звездочка

Сказка

Умка

понедельник

Социально -коммуникативное

15.15-15.40

15.50-16.15.

16.40-17.05

17.15-17.30

17.40-18.10

18.20-18.45

вторник

Познавательное

15.15-15.40

15.50-16.15

16.40-17.05

17.15-17.30

17.40-18.10

18.20-18.45

среда

Речевое

15.15-15.40

15.50-16.15

16.40-17.05

17.15-17.30

17.40-18.10

18.20-18.45

четверг

Художественно-эстетическое

15.15-15.40

15.50-16.15

16.40-17.05

17.15-17.30

17.40-18.10

18.20-18.45

пятница

Физическое развитие

15.15-15.40

15.50-16.15

16.40-17.05

17.15-17.30

17.40-18.10

18.20-18.45













Познавательное развитие:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становления сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

При реализации области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:

- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;

-для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения. так и группы детей дошкольного возраста.

Основной формой для формирования навыков в дошкольном детстве является игра. Настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, подвижные и спортивные -каждый вид игры развивает в ребенке такие качества мышления, использование которых в дальнейшем образовании будет служить развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность. Игра также стимулирует поисковую активность, побуждает стремиться к новизне, развивает речь и творческое воображение.

Перспективный план работы:

Январь

1.Беседа и знакомство с модулями.

2.Игра «Кормушка для птиц»

3.Игра «Почему я не»

Февраль.

1.Игра «Пир на весь мир»

2.Игра «Капризная принцесса»

3.Игра «Туристический автобус».

4.Игра «Волшебный мешочек»

Март.

1.«Королевство кривых зеркал»

2.«В мире фигур».

3.«Аэропорт»

4.Игра «Аптека»

Апрель

1.Игра «Морские обитатели»

2.Игра «Космос»

3.Игра «Гербы и флаги».

4.Игра «Зеркало».

Май.

1.Игра «Зеркало»

2.Игра «Большая стирка».

3.Игра «На лугу»

4.Игра «Одного поля ягоды».



Речевое развитие.

Основное содержание работы по освоению целей и задач данной области должно быть направлено на воспитание у детей звуковой культуры речи, словарную работу (обогащение, закрепление и активизация словаря), формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову. Все эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, игры дают только некоторые ориентиры по освоению ребенком речевой культуры в дошкольном возрасте.

В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.

При усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций.

Связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных конструкций.

Важнейшим средством речевого развития детей является общение со взрослыми и с детьми в разных видах деятельности. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Январь.

1.Игра «Путаница».

2.Игра «Для чего еще».

3.Игра «Гензель и Гретель».

Февраль

1.Игра «Пчелы и змеи».

2.Игра «Пчелы и змеи».

3.Игра «Аукцион».

4.Игра «Аукцион».

Март.

1.Игра «Я-змея».

2.Игра «Колобок».

3.Игра «Красная шапочка».

4.Игра «Красная шапочка».

Апрель.

1.Игра «Волшебники».

2.Игра «Волшебники»

3.Игра «Экскурсия в музей»

4.Игра «Экскурсия в музей».

Май.

1.Игра «Фанты».

2.Игра «Фанты».

3.Игра «Небоскреб»

4.Игра «Небоскреб»











Социально-коммуникативное развитие.

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни. Однако в детстве эти процессы характеризуются чрезвычайной интенсивностью и возрастной сензитивностью.

Игра- является видом деятельности, которая объединяет

все направления жизнедеятельности ребенка.

Именно в игре выявляются законы жизни и как все зависит от их восприятия и понимания детьми.

Игры Фребеля в пособии, решают следующие задачи:

-развивать координацию движений, мышление, воображение, игровую деятельность;

-развивать гендерные представления;

-развивать интерес к совместным играм;

-развивать коммуникативные навыки;

-развивать мелкую моторику, воображение, мышление;

-развивать навыки социального поведения в общественных местах;

-развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную(конструктивную) деятельность;

-развивать представление о себе, своей группе;

Развивать умение выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты;

-расширять и уточнять представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы и человека.

-создавать условия для освоения способов безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;

-формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;

-формировать первоначальные представления о необходимости соблюдения правил дорожного движения;

-формировать предпосылки экологического сознания;

-формировать представления и способы поведения в некоторых опасных ситуациях в быту и на улице;

-познакомить с безопасным поведением на дороге.

Январь.

1.Игра «Золушка».

2.Игра «Золушка».

3.Игра «Итальянское кафе».

Февраль.

1.Игра «Магазин».

2.Игра «Настроение».

3.Игра «Путешествие по городам».

4.Игра «Путешествие».

Март.

1.Игра «Стихийные бедствия»

2.Игра «Шаровая молния»

3.Игра «Костерок».

4.Игра «Вверх дном».

Апрель.

1.Игра «Дорожное движение.

2.Игра «Знаки дорожного движения».

3.Игра «Приглашаем в теремок».

4.Игра «Пароход».

Май.

1.Игра «Шаровая молния».

2.Игра «Поможем лягушке».

4.Игра «путешествие по городам»

5.Игра «Костерок».

Художественно—эстетическое развитие.

Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетического развитие» направлено на достижение целей развития у детей художественно-эстетической культуры через решение следующих задач:

-развитие эстетического мировидения.

-освоение эмоционально-нравственной культуры;

-формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно-эстетических видов деятельности;

-формирование предпосылок общей художественной и художественно-конструктивной умелости;

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Главная цель- всестороннее развитие личности ребенка, раскрытие его способностей-всестороннее развитие личности ребенка, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации, обогащение духовной жизни.

План.

Январь:

1.Игра «Украшаем елку».

2.Угадай песню».

3.«в лес»

Февраль:

1.В лес»

2.«Веселые нотки»

3.«веселые нотки»

4.«Веселые нотки»

Март.

1.«Три поросенка»

2.«Гномы и великаны»

3.«ритмические рисунки»

4.«Бабочки»

Апрель.

1.«Посади дерево».

2.«Бабочки»

3.«Три котенка»

4.«Три медведя»

Май.

1.«Пианино»»

2.«Кот, петух и лиса»

3.«За окном»

4.«Угадай песню»

Физическое развитие.

Целостный подход к здоровью человека как к единству его физического, психологического и социального благополучия решается в процессе психолого-педагогической работы во всех образовательных областях, но основной упор на это делается при решении целей и задач образовательной области «Физическое развитие».

Все игры направлены на решение следующих задач.

  1. Приобщение к физической культуре посредством:

-развивающих подвижных игр;

-командных игр с правилами и сигналами;

-общеразвивающих упражнений;

-упражнений в равновесии, бросках, ловли, метания.

-совершенствования и автоматизации основных в видов движений.

2. Развитие двигательно-экспрессивных способностей и навыков с помощью:

-выполнения имитационных движений;

-выполнения упражнений на образное перевоплощение;

-выполнения статических поз;

-ориентировка в пространстве.

Календарное планирование:

Январь

1.Игра «Тайные агенты»

2.Игра «Тайные агенты»

3.«Сборщики»

Февраль

1.«Настольные спортивные игры»

2.«Спрятанная игрушка»

3.«Боулинг»

4.«Умею-не умею»



Март.

1.«Эстафета»

2.«Карусели»

3.«Ручеек»

4.«Ручеек»

Апрель.

1.Волшебный мяч»

2.«Тише мыши»

3.«Лови-лови»

4.«Ловец жемчуга»

Май.

1.«Веревочка»

2.«Веревочка»

3.Охрана зрения

4.«Охрана зрения»













































Использованная литература:

1 «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Физическое развитие»: Метод.рекомендации /Ю.В.Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. Ред. В.В. Кожевниковой-М:ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014-24с.

2.Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Познавательное развитие»: Метод.рекомендации /Ю.В.Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. Ред. В.В. Кожевниковой-М:ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014-24с.

3.Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Метод. рекомендации /Ю.В.Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. Ред. В.В. Кожевниковой-М:ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014-24с.

4.Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Метод. рекомендации /Ю.В.Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. Ред. В.В. Кожевниковой-М:ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014-24с.

5.Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Речевое развитие»: Метод. рекомендации /Ю.В.Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. Ред. В.В. Кожевниковой-М:ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014-24с.

6.Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод.рекомендации /Ю.В.Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под общ. Ред. В.В. Кожевниковой-М:ООО «Издательство «Варсон», 2014; Самара: ООО «ТД «Светоч», 2014-20с.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей