СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Шахматы для общего развития»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика «Шахматы для общего развития» в коррекционной школе разрабатывалась и апробируется под руководством В.К. Зарецкого, (кандидат психологических наук, заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегративного (инклюзивного) образования, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Шахматы для общего развития»»


Паспорт программы.

Полное наименование программы: Программа кружка «Шахматы для общего развития»

Тип: Адаптированная, на основе программы В.К. Зарецкого «Шахматы для общего развития»

Направленность деятельности: Спортивно- техническая

Уровень освоения содержания образования: начальный

Разработчик: Губайдуллина Светлана Мухаметьяновна- воспитатель

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 68 часов.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Категория обучающихся: учащиеся 6-9 классов

Форма обучения: очная

Основные используемые технологии:

  • Рефлексивно- деятельностный подход,

  • Уровневая дифференциация

Методы обучения:

  • практические,

  • наглядные,

  • совместные игры,

  • самостоятельное выполнение заданий, решение задач.

Методы контроля:

  • конкурсы, решение задач,

  • турнирные игры

Место реализации программы: МКОУ «СКШИ 8 вида»

Адрес, телефон: Челябинская область город Сатка улица Матросова № 8 а . телефон – 5-50-51.




Оснащение программы:

Нормативно-правовая база:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Концепция модернизации Российского образования

  3. Программа развития школы

  4. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида

Теоритическое основание:

  1. Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии) //Собр.соч., т.4. - М.: Педагогика, 1984.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. о детях с отклонениями в развитии. – М, 1973;

  3. Зарецкий В.К. Об опыте рефлексивно-деятельностного подхода на материале коррекционных занятий по русскому языку//Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью (сост. и ред. Ертанова О.Н., Громова М.В.). – М: Институт педагогических инноваций РАО, 1998.

  4. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. - №1, 2005

  5. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. – М.: Ахилл, 1991.

  6. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. – 2007

  7. Зарецкий В.К. Рефлексивно-деятельностный подход в психолого-педагогическом консультировании детей, имеющих трудности во бучении//Развивающая среда в образовательных учреждениях университетского округа МГППУ. - М.: МГППУ, 2006.

  8. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999;

  9. Коломенский Я.П. Психология детского коллектива. – Минск, 1984;

  10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М, 1985;

  11. Лубовский В.И., Кузнецова Л.В. Психологические проблемы задержки психического развития // Дети с задержкой психического развития. – М, 1984;

  12. Лурия А.Р. Дефектология и психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1993;

  13. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М, 2002;

  14. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000;

  15. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М,1982;

  16. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/сост. И общая редакция В.М. Астапова, Микидзе Ю.В. – СПб.: Питер,2002;

  17. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М, 1986.

Методическая литература:

  1. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

  2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 

  3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год. Задачник. Мат в один ход: 1500 малофигурных позиций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 272.



Информационная поддержка:

Программы Министерства образования России: “Шахматы, первый год” - http://suhin.narod.ru/chessprogr1.htm, “Шахматы, второй год” - http://suhin.narod.ru/chessprogr2.htm, объяснительная записка к курсу - http://suhin.narod.ru/chessfak1.htm; а также такими статьями и фрагментами книг “Зачем детей 2–5 лет учить игре в шахматы? http://suhin.narod.ru/chessland1.htm; “Избранные материалы из книги “1000 самых знаменитых шахматных комбинаций” http://suhin.narod.ru/chesskomb1.htm; “Избранные материалы из книги “Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя” http://suhin.narod.ru/chessuch2.htm и многим другим - смотрите материалы сайта.

Технические средства обучения:

  1. Комплекты шахмат.

  2. Демонстрационная шахматная доска.

  3. Шахматные часы.






Пояснительная записка.


Методика «Шахматы для общего развития» разрабатывалась и апробируется под руководством В.К. Зарецкого, (кандидат психологических наук, заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегративного (инклюзивного) образования, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ. Методика изначально ориентирована и разрабатывалась для детей 8-10 лет (2-3 класс общеобразовательной школы). Именно в этом возрастном периоде эпицентром развития детей является формирование внутреннего плана действий. Именно на стимулирование и поддержку этого процесса в данной методике сделан акцент. Для использования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями методика нуждается в адаптации в соответствии с особенностями развития.


Цели и задачи занятий по методике.

Цикл занятий по методике «Шахматы для общего развития» имеет целью создание в ходе обучения условий для развития детей и освоения ими шахматной игры.

Развивающие задачи: целенаправленное создание условий для развития внутреннего плана действий (способности действовать в уме) и рефлексии, а также способствование развитию внимания, памяти, воображения, пространственного мышления, умения анализировать, умения преодолевать трудности, самостоятельно планировать учебную работу и достигать поставленных перед собой целей и т.д.

С точки зрения шахматной составляющей, конечной целью второго года обучения является освоение всех основных понятий и правил игры в шахматы с выходом на решение задач (от простых – мат в 1 ход, до более сложных – мат в 2 хода, добиться пата, найти ход в позиции, реализовать преимущество и др.).

Те дети, для которых шахматы интересны не сами по себе, а как деятельность, способствующая развитию, по-минимуму, должны выйти к концу обучения на решение простых шахматных задач. Дети, интересующиеся шахматами и двигающиеся более быстрыми темпами, могут выйти на решение сложных задач, на игру в целом, на начала освоения стратегии и тактики игры. Разброс может быть достаточно велик, т.е. дети будут идти по индивидуальным программам.


Принципы построения занятий (По рефлексивно-деятельностному подходу к обучению):

1.1. Представления о развитии и механизмах развития, положенные в основу занятий.

1.2. Принципы рефлексивно-деятельностного подхода, создающие условия для развития.

Позиция учителя-сотрудника; построение взаимодействия на основе принципа сотрудничества; особое внимание к смысловой составляющей занятий; работа в зоне доступной трудности или проблемном эпицентре; организация самостоятельной деятельности ребенка; рефлексия ребенком собственной деятельности, как основной механизм развития; построение занятий по схеме «замысел – реализация – рефлексия». Отличие от занятия, построенного по схеме «цель – средство – результат» или «задание – исполнение – контроль»; отношение к ошибке, как к ресурсу и легализация ошибок; принципы работы с ошибкой и способом действия ребенка.

1.3. Построение уроков шахмат на основе рефлексивно-деятельностного подхода. Типичные трудности и ошибки учителя - как их избежать или преодолеть

Схема построения занятия, этапы урока: рефлексия предыдущего занятия, построение совместного замысла урока, организация деятельности, рефлексия деятельности. Основные виды деятельности учителя: организация рефлексии, выработки замысла, совместной деятельности (учителя и учащихся), выработка договоренности с учениками о правилах и нормах взаимодействия, вмешательство в процесс, помощь ученику, введение новой информации. Трудности и ошибки при: практическом освоении позиции сотрудника; работе с эмоциональной и смысловой составляющей учебного процесса; организации рефлексии детей; создании общего замысла урока;организации самостоятельной деятельности детей, организации итоговой рефлексии.

1.4. Действия учителя из позиции сотрудника. Работа с ошибкой ребенка. Типичные трудности и ошибки учителя - как их избежать или преодолеть.

Виды вмешательства учителя в учебную деятельность ребенка и виды помощи. Работа с трудностью и ошибкой. Работа со способом действия ученика. Движение в зоне доступной трудности. Создание ситуации успеха. Поддерживание смысла работы и интереса к занятиям. Управление процессами взаимодействия учащихся и построения отношений между ними и учителем. Работа в диалоге с учеником. Работа с «живым» процессом («по мысли ребенка»). Творчество на каждом уроке как норма деятельности учителя.

1.5. Принципы организация групповой работы детей.

Малые группы, как основная организационная форма работы с классом или группой из 12 человек; принцип осмысленности процесса организации малых групп: группы для решения конкретной задачи, а не постоянные, донесение до детей смысла групповой работы, участие детей в создании замысла групповой работы.


Принципы построения занятий (для формирования внутреннего плана действий):

2.1. Принципы и механизмы развития внутреннего плана действий, основные понятия.

Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

2.2. Воплощение принципов формирования внутреннего плана действий при организации деятельности ребенка на шахматных занятиях.

Движение от материальной доски с введением дополнительных материальных опор, через работу с рисунком (изображением на компьютере), через использование символических заместителей действий и фигур, через сначала громкую, а потом внутреннюю речь к действию в идеальном («умственном») плане. Типичные ситуации затруднений детей, ошибок, связанных с уровнем развития внутреннего плана действий, примеры вмешательства учителя в процесс, его помощи ребенку, а также способов использования групповой работы (когда дети выступают в роли помощников друг другу)

2.3. Процедуры развития внутреннего плана действия на различных этапах обучения.

Особые формы работы, специально направленные на развитие внутреннего плана действий: формирование мысленного образа шахматной доски, формирование образа хода фигуры, работа по запоминанию позиции – анализ взаимного расположения фигур, поиск решения задачи «от конца», работа с анализом шахматной позиции, работа по решению задач на мат в один ход, на мат в два ход

2.4. Типичные трудности и ошибки учителя с точки зрения создания условий для формирования внутреннего плана действий – как их избежать или преодолеть.

Необходимость понимания развивающегося процесса (т.е. того, как мыслит ребенок, источника его трудностей и ошибок) и умения оказать ребенку помощь через использование материальных и других опор для выполнения действия и организацию рефлексии. Основные ошибки: требование сделать то, чего ребенок не может; подсказка вместо помощи; замещение рефлексии ребенка собственным анализом действия и др.



Тематический план обучения:


Шахматная доска. 10 ч

Горизонтали 7 ч

Вертикали 9 ч

Диагонали 8 ч

Шахматные фигуры 34 ч





Распределение тем по часам


п/п

Содержание


1

2

3

4

5

6

7


8

9

10



11

12

13

14

15

16


17



18

19

20

21

22

23

24

25

26



27

28

29

30

31

32

33

34


35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Шахматная доска

  1. Удивительные приключения шахматной доски.

  2. Форма шахматной доски.

  3. Назначение шахматной доски.

  4. Шахматный порядок.

  5. Белые поля.

  6. Черные поля.

  7. Белые и черные поля, расположенные в шахматном порядке.

  8. Белое угловое поле

  9. Черное угловое поле.

  10. Там клетки черные и белые чудес и тайн полны.


Горизонталь

  1. Верхняя горизонталь.

  2. Расположение предметов на верхней горизонтали

  3. Нижняя горизонталь.

  4. Расположение предметов на нижней горизонтали

  5. Верхняя и нижняя горизонталь

  6. Расположение предметов на верхней и нижней горизонтали

  7. Рассеянный художник.


Вертикаль

  1. Левая вертикаль

  2. Расположение предметов на левой вертикали

  3. Правая вертикаль.

  4. Расположение предметов на правой вертикали

  5. Левая и правая вертикаль.

  6. Расположение предметов на левой и правой вертикали.

  7. Рассеянный художник.

  8. Горизонталь и вертикаль.

  9. Расположение предметов на горизонтали и вертикали.


Диагональ

  1. Белая диаганаль

  2. Черная диагональ.

  3. Белая и черная диагонали.

  4. Большая белая диагональ.

  5. Большая черная диагональ.

  6. Расположение предметов на диагонали.

  7. Рассеянный художник.

  8. Центр.

Шахматные фигуры

  1. Название фигур.

  2. Белые- армия светлых фигур.

  3. Чёрные- армия темных фигур.

  4. Белый король. Черный король.

  5. Белый ферзь. Черный ферзь.

  6. Белая ладья. Черная ладья.

  7. Белый слон. Черный слон.

  8. Белый конь. Черный конь.

  9. Белая пешка. Черная пешка.

  10. Начальное положение всех фигур.

  11. Ту фигуру знаю я, ведь ее зовут ладья.

  12. Нахождение ладьи среди других фигур.

  13. Начальное положение

  14. Ход ладьи

  15. Взятие ладьи

  16. Вперед ходит браво. Помчится налево, направо

  17. Лабиринт

  18. Слон

  19. Нахождение слона среди других фигур

  20. Начальное положение

  21. Ладья против слона

  22. Ферзь

  23. Ход ферзя

  24. Взятие ферзя

  25. Ферзь против ладьи

  26. Ферзь против слона

  27. Конь. Он на одной стоит ноге, а ходи только буквой Г.

  28. Ход коня

  29. Взятие коня

  30. Конь против ферзя

  31. Правила ходов фигур и правила игры

  32. Ладья, слон, ферзь друг против друга.

  33. Шах, способы защиты от шаха.

  34. Мат, способы защиты от шаха.