Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я)
ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально – педагогический колледж»
Утверждена
Зам. директора по УВР ЯИПК
____________ Е.В. Кладкина
«___» ______________ 2016 г.
ПРОГРАММА
кружковой работы
«Аксессуар в одежде»
Срок реализации: на 2016-2017 учебный год
Автор: Борисова Е.А.,
заведующий лабораторией
Якутск, 2016
Пояснительная записка
Краткая характеристика предмета
Дизайн – сфера деятельности человека, продуктом которой является предметный мир. Человек, который занимается дизайном одежды, стремится сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и удобными, красивыми. Этот процесс требует воображения, творческой энергии и оригинального мышления, а так же способности рисовать и шить.
В связи с развитием промышленного способа изготовления вещей и массовым их потреблением, профессия дизайнера становится очень востребованной. Одним из направлений творческой проектной деятельности является Аксессуар в одежде – искусство создания костюма как утилитарной вещи и одновременно художественного произведения.
Аксессуа́ры (в моде) – это вспомогательные детали, предназначенные для украшения и дополнения наряда. Могут быть ключевым или завершающим элементом модного образа. В одежде аксессуары придают костюму законченность. В одежде аксессуары придают костюму законченность.
Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы.
История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одеваться, художником должен быть каждый. Одним это дано природой, а другим – нет.
Художественно-эстетическая направленность программы помогает воспитывать в себе художника, модельера и подчеркнуть индивидуальность человека.
Программа «Аксессуар в одежде» приобретает актуальность в связи с дополнением модуля «Черный ящик» в компетенции «Дизайн костюма» и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания изделия, её художественного оформления. Особенно это важно в преддверии участия в открытых чемпионатах профессионального мастерства по стандартам Worldskills Russia, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в занятости студентов и их профессиональном развитии, а также раскрывает творческий потенциал личности и побуждает к достижению поставленных целей обучения.
Программа «Аксессуар в одежде» интегрирует знания и умения по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология швейных изделий», «Проектирование и художественное оформление одежды», «Моделирование швейных изделий», и создает благоприятные условия для творческой самореализации личности.
Программа составлена с учётом дидактических принципов: принцип индивидуального подхода, принципов наглядности и доступности, сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков.
Наряду работы с группами обучающихся, программа предусматривает широкое использование методов индивидуальной работы.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: Создание условий для раскрытия творческих способностей и развития эстетического вкуса через овладение основами самостоятельного проектирования и создания аксессуара, её художественного оформления для участия в открытых чемпионатах профессионального мастерства по компетенции «Дизайн одежды».
Задачи программы:
Обучающие;
Познакомить учащихся со сферой деятельности специалиста по компетенции «Дизайн одежды»
Научить выполнять дизайн-проект аксессуара
Познакомить с этапами процесса изготовления аксессуара разными способами.
Сформировать знания необходимые для создания оригинальных моделей
Познакомить с формами деталей и отделкой и их использованием в дизайне одежды
Сформировать знания, умения и навыки проектирования, моделирования и изготовление аксессуара
Обучить технологии изготовления некоторых видов аксессуара
Сформировать навыки работы на швейном оборудовании
Развивающие;
Формировать интерес к различным видам декоративной отделки
Пробуждать желание совершенствоваться в данном направлении декоративно-прикладного искусства.
Развивать способности обучающихся к творчеству самовыражению и самореализации
Воспитание способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия.
3. Воспитывающие;
Воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения планировать свою деятельность
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развитие ответственности и самостоятельности, индивидуальности.
Условия реализации программы
Образовательная программа «Аксессуар в одежде» предназначена для студентов.
Общее количество часов: 72 часа
Норма наполняемости группы: 7-12 человек
Во время проведения занятий педагог использует фронтальную, индивидуальную и мелкогрупповую формы работы.
Обеспечение программы методическими видами продукции
Дидактические материалы:
Тематические альбомы
Наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура;
Образцы готовых изделий;
Раздаточный материал: технологические карточки;
Специальная и методическая литература по моделированию проектированию и дизайну одежды с различными иллюстрациями.
Электронные презентации по разделам программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся во внеурочное время в лаборатории макетирования швейных изделий №1 ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально – педагогический колледж», где имеется хорошее искусственное и естественное освещение.
Инструменты и приспособления.
Материалы:
Бусы
Бусины
Бисер
Пайетки
Тесьмы разной ширины
Ленты разной ширины
Сутаж
Кожа натуральная
Кожа искусственная
Замша
Нитки мулине
Пряжа
Шелк
Сукно
Драп
Кружева
Фетр
Итд
Учебно–тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение. | 1 | 1 | |
2 | Виды аксессуаров | 1 | 1 | |
3 | Аксессуар в одежде | 2 | 2 | |
4 | Техника выполнения отделочных работ при создании аксессуара | 6 | 2 | 4 |
5 | Разработка и зарисовки эскиза на изделие | 3 | 1 | 2 |
6 | Зарисовка эскизов на головные уборы | 2 | 2 | |
7 | Практическая работа по изготовлению головных уборов | 6 | | 6 |
8 | Зарисовка эскиза на сумки | 2 | 2 | |
9 | Практическая работа по изготовлению сумок | 6 | | 6 |
10 | Зарисовка на комплект украшений в национальном колорите | 3 | 3 | |
11 | Практическая работа по изготовлению комплекта украшений в национальном колорите | 8 | | 8 |
12 | Разработка авторских работ по созданию коллекции | 12 | 2 | 10 |
13 | Композиционная работа по созданию образа в костюме | 12 | 2 | 10 |
14 | Участие на конкурсах, чемпионатах профессионального мастерства, выставках творчества | 6 | | 6 |
15 | Отчет работы кружковой работы | 2 | | |
| Всего | 72 часа |
Содержание программы
Введение: ознакомление с целями и задачами кружка; основные понятия аксессуаров; история возникновения аксессуара в одежде; используемые материалы; свойства материалов; цветовая гамма; необходимые инструменты и приспособления; правила Т.Б.; расписание занятий.
Виды аксессуаров: ознакомление с видами аксессуаров; материалы; правильное сочетание аксессуаров по фактуре материалов, по цвету, по дизайну. История возникновения отдельных аксессуаров.
Техника выполнения отделочных работ при создании аксессуара: традиционные декоративные швы и строчки вышивкой нитками; вышивание бисером; использование страз и пайеток в отделочных изделиях; использование разных видов соединения деталей изделия; необходимее материалы; необходимые инструменты и приспособления.
Разработка и зарисовки эскиза на изделие: Основное понятие эскиза. Последовательность разработки и зарисовки эскиза. Необходимые инструменты и материалы.
Зарисовка эскизов на головные уборы: Выполнение разработки на зарисовки эскиза на головные уборы. Выбор лучшей модели. Подбор подходящего материала. Расчет расходов на материалы.
Практическая работа по изготовлению головных уборов: изготовление изделия по эскизу.
Зарисовка эскиза на сумки: Выполнение разработки на зарисовки эскиза сумки. Выбор лучшей модели. Подбор подходящего материала. Расчет расходов на материалы.
Практическая работа по изготовлению сумок: Изготовление изделия по эскизу.
Зарисовка на комплект украшений в национальном колорите: Выполнение разработки на зарисовки эскиза на комплект украшений в национальном колорите. Выбор лучшей модели по соответствии деталей друг другу. Подбор подходящего материала. Расчет расходов на материалы. Необходимые инструменты и приспособления.
Практическая работа по изготовлению комплекта украшений в национальном колорите: Изготовление комплекта украшений.
Разработка авторских работ по созданию коллекции: Разработка и зарисовка эскиза. Выбор лучших моделей. Подбор по цветовой гамме. Подбор по структуре материалов. Выполнение лекал по отдельным изделиям. Расчет расхода материала. Необходимые инструменты и приспособления.
Композиционная работа по созданию образа в костюме: Создание образа (вечерний, деловой, спортивный и т.д.). подбор костюма по цветовой гамме, по структуре материала, по фасону, составление решения гардероба, подбор аксессуаров для образа (головные уборы, сумки, обувь, бижутерия, и т.д.).
Участие на конкурсах, чемпионатах профессионального мастерства, выставках творчества: участие на республиканских, региональных конкурсах молодых модельеров, участие на олимпиадах профессионального мастерства, участие в республиканских и региональных открытых чемпионатах профессионального мастерства по компетенции «Дизайн одежды».
Отчет работы кружковой работы: Выставка работ; демонстрация коллекции; письменный отчет о проделанной работе.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Будет знать и уметь:
Безопасные приемы труда с инструментами и приспособлениями для ручных и машинных работ
Виды ручной работы по рукоделию;
Историю костюма, стили одежды;
Изучит каталог форм и деталей, используемых в одежде;
Будет знать правила выбора ткани для одежды;
Выполнять простые эскизы изделий
Будет знать технологию изготовления изделия и правила отделки.
Испытает опыт творческого отношения к трудовой деятельности
Проявит желание совершенствоваться в данном направлении
декоративно-прикладного искусства.
Алгоритм создания дизайн - проекта
Основные силуэтные формы
Этапы процесса моделирования одежды
Выполнять техническое моделирование изделий;
Подбирать ткань и отделку;
Обрабатывать детали;
Оформлять дизайн-папку.
Проявит способности мыслить и создавать оригинальные изделия.
Волевые качества личности станут более выраженными.
Будет знать исторические и современные стили одежды;
Технологические свойства современных текстильных материалов;
Законы композиции костюма;
Единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров;
Моделирование одежды с использованием национального колорита как источника творчества.
Диагностика результативности освоения программы осуществляется через использование разных форм и методов:
Текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой беседы;
Соблюдение правила ТБ;
Итоговый контроль умений и навыков при анализе работы.
Участие на конкурсах, чемпионатах профессионального мастерства, выставках творчества.
Список литературы для педагога:
1. Наталья Найденская, Инесса Трубецкая. Мода. Цвет. Стиль. Серия «Стильный гардероб» - Эксмо 2011.
2. Кравцова Т.А. История текстильного искусства. Учебные материалы ВГУЭС – Москва, 2012
3. Демидова И. Ваш гардероб – стиль – имидж –Минск: Миринда 2000
4. Дудникова Г. П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»- Ростов н/Дону : Феникс, 2001
5. Ерзекова Н. В. Искусство красиво одеваться – Рига: Импакт , 1992
6. Мандар Уус Саха ойуута-бичигэ. Бичик. Якутск - 2010
6. brandnewday.ru
7. 2queens.ru
Список литературы для студентов:
Чернякова В.И. Технология обработки ткани – Просвещение 2009
Яицких В. Шьем со звездами –Москва ЭКСМО- 2012
Современная энциклопедия Мода и стиль – Москва 2015
Журналы мод разных лет
Журнал Ателье разных лет
Орлова Л. В. Азбука моды – М: Просвещение, 2015
Кэролайн Кокс Легендарные модные дома. Всемирная история. Одри. Москва – 2014
Лаура Эсейса Небреда Самый современный атлас мировой моды. Астрель – 2008.