Программа
элективного курса
литературного краеведения
«Оставляю свой след»
(формирование духовно-нравственных начал личности»)
10-11 классы
Автор:
учитель ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина
ж.-д. ст.Клявлино
Измайлова Светлана Николаевна
Приобщение
к духовно-культурным ценностям малой родины связано с открытием литературы родного края
Курс литературного краеведения
«Отсюда шло моё начало»
способствует формированию
духовно-нравственных ценностей школьников
Местный материал
доступнее, ближе, роднее.
Программа (10-11 кл.)
курса литературного краеведения
рекомендована министерством образования и науки Самарской области к использованию в образовательных учреждениях области
Цель курса:
- Формировать внутренний мир учащихся
Задачи:
- познакомить с творчеством местных поэтов;
- развить практические навыки исследовательской работы с литературно-краеведческим материалом использовать богатый потенциал поэзии местных авторов для воспитания нравственных качеств.
Одним из результатов освоения данной программы является умение вести исследовательскую работу
- знать особенности творчества местных поэтов;
- - давать оценку лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления их художественных особенностей;
- - уметь вести исследовательскую работу;
- - развить творческие начала личности;
- - воспитывать в себе нравственные ценности: добро, чувство сопереживания, бережное и ответственное отношение к окружающему миру, духовное стремление возродить традиции своего народа.
Программа предоставляет ребенку условия и среду активного усвоения действительности,
пробы себя и своих сил
Темы:
- Жизнь современной деревни
- Родная природа
- Человек труда
- Завещание молодым
- История родного края
- Тема Родины
- Мама, милая мама
- О единстве людей разных национальностей
«Великая Отечественная война глазами клявлинских авторов».
Поэты – защитники вспоминают о событиях военных лет
Когда моя рана к ненастью заноет,
Я вспомню разведку,
прошедшую с боем…
(И.В.Никитин « Баллада о разведке » )
Поэзия о подвигах
наших земляков
Ты поднимал пехоту дружно,
Шел с ней на запад день и ночь.
Ты был отцом и братом, если нужно,
Чтоб страх солдат смог превозмочь.
(В. Ф. Мясников « Посвящение » )
Лирика
о возвращении солдат с войны
Орудий смолкли раскаты ,
Осела взметенная пыль .
Вернулись герои – солдаты,
Мечту воплотившие в быль.
Мы ждали. Исчезло томленье,
И вот он, свидания час .
Ликуют родные селенья,
Торжественный праздник у нас.
( И.В.Никитин «Орудий смолкли раскаты»)
Стихотворения
о вдовах России
Ты зачем, война ненасытная,
Мужика домой не вернула мне?
Моя душенька изболелася,
Погорела вся, как трава в огне.
Только б жить сейчас, ближних радовать.
Но здоровья нет. Вот опять больна.
Одного хочу я для всех людей,
Чтобы больше к нам не пришла война.
( И.В.Никитин « Вдовьи причитания »)
Предавать забвению
добытое кровью
мы не имеем права
Вовлекаем учащихся в обсуждение вариантов решения выявленных проблем, формулировку личного отношения к проблеме при помощи практикумов, диспутов, дискуссий, семинаров .
Тема «Жизнь
современной деревни»
Дискуссия
«Дорогие мои старики»
Тема «О единстве людей
разных национальностей»
Диспут «Свой. Чужой».
- Концерт, экскурсия и школьный вечер также способствуют развитию интереса учащихся.
- Формы контроля: рефераты, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения, чтение наизусть.
Поэтому литературное краеведение сегодня –
мощное средство
духовно-нравственного воспитания