СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса ОРКСЭ 4 класс (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ОРКСЭ (Основы православной культуры)

Просмотр содержимого документа
«Программа курса ОРКСЭ 4 класс (ФГОС)»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Пожарского муниципального района


РАССМОТРЕНО на

ШМО учителей

Протокол №

от « » 2016г.


Руководитель ШМО

_____________

ФИО

СОГЛАСОВАНА с

зам. директора школы


«___» ___________


Зам. Директора по УВР

__________ О.И. Короткевич

ФИО

УТВЕРЖДАЮ приказом директора МОБУ СОШ№ 13

от « » 2016г.



________Т.Е. Гусенкова

ФИО









Рабочая учебная программа по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

(наименование учебного предмета/курса)

начальное общее образование, четвёртый класс

(ступень образования/класс)

2016 – 2017 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе Примерной программы «Основы православной

Культуры» А.В. Кураев/Составитель А.Я. Данилюк

Программу составила М. И. Ершова, учитель ОРКСЭ,

(ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу)






c. Светлогорье

2016 г



Пояснительная записка

Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» 4 класс составлена в соответствии с нормативными правовыми документами:

  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г № 373;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по курсу ОРКСЭ начального общего образования;

  • программе формирования универсальных учебных действий;

  • основной образовательной программе начального общего образования;

  • авторской программы курса «ОРКСЭ» А.В. Кураева;

  • учебному плану МОБУ СОШ № 13;

  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Общая характеристика учебного предмета

Данная программа создана на основе авторской рабочей программы курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» А.В. Кураева (Просвещение, 2012), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами, заявленными в Уставе МОБУ СОШ № с13 Пожарского муниципального района.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса ОРКСЭ:

знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Принципы обучения:

  • Диалогическое взаимодействие;

  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

  • актуальность;

  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;

  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);

  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;

  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Формы и виды учебной  деятельности  основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Виды деятельности на уроках основ православной культуры

На уроках основ православной культуры основными видами деятельности являются чтение (комментированное, аналитическое, фрагментарное или выборочное, самостоятельное и др.), словарная работа, пересказ, беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, записи при чтении, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге и др. Для формирования метапредметных умений при проведении словарной работы важно не только толковать слова, но и находить ответы в тексте, использовать иллюстративный материал и т. д.

Чтение

Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Учащиеся должны понять идею текста, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и событий, причинно-следственные связи событий и фактов.

Расширение эрудиции учащихся и обогащение их словаря лексикой историко-культурологического и духовно-религиозного значения, усвоение знаний по ОРКСЭ, как и по любому другому предмету, требуют усвоения новых понятий и терминов. Поскольку детям предстоит освоить много новой лексики, которая зачастую имеет мировоззренческое содержание, абстрактное значение, непонятное для детей, необходимо прислушаться к рекомендациям психологов, которые утверждают, что усвоение нового понятия предполагает неоднократное (не менее 7-8 раз) использование его в собственной устной и письменной речи. Основным критерием освоения учащимися новой лексики является её правильное использование в собственной речи.

Особое место при знакомстве с основами православной культуры занимает работа со словами-символами, которые, во-первых, служат маркерами той или иной культуры, во- вторых, имеют священное значение и глубокий духовный смысл для носителей данной культуры. К таким словам-символам относят имена (Христос), названия обрядов, ритуалов и таинств (евхаристия), религиозных праздников (Пасха, Рождество), священных книг (Библия, Евангелие) и сооружений (храм, монастырь) и т. д.

Словарную работу важно проводить и в процессе чтения текста учебника (чтение вслух с правильной расстановкой ударений, запись слов в тетрадь, толкование слов с помощью иллюстративного материала). Например, при знакомстве учащихся со словом клобук сначала следует рассмотреть иллюстрацию в учебнике, затем прочитать объяснение и записать это объяснение в рабочую тетрадь.

Работа с иллюстративным материалом

Работа с иллюстрациями - визуальное дополнение к работе с содержанием учебного материала. Весь иллюстративный материал, предлагаемый к уроку, предназначен для восприятия в единстве с текстом, всегда соответствует ему, дополняет и обогащает материал урока. Иллюстрация помогает глубже понять тему и идею прочитанного, полнее раскрыть их, визуализировать содержание. И наоборот, на этапе закрепления иллюстрации служат своего рода «опорным конспектом», используя который ученик может воспроизвести основное содержание урока. Например: «Расскажите с помощью иллюстраций к уроку о том, что (как, почему)…»

Иллюстративный материал не просто визуализирует содержание урока и дополняет его, но и зачастую выступает в качестве самостоятельной дидактической единицы.

Слушание музыки на уроках

Восприятие детьми музыки на уроках основ православной культуры может быть активным и пассивным, так как музыка оказывает влияние даже без специального вслушивания (фон). Но музыка должна звучать так, чтобы не отвлекать детей от основного вида деятельности.

Музыкальный фон помогает решать важные воспитательные и образовательные задачи. На уроках следует обращаться к духовной музыке, которая исполняется во время христианских богослужений (Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др.). Эту музыку (как фон) возможно использовать практически на всех уроках. На первом, общем для всех модулей уроке можно обратиться к Концерту № 1 для фортепиано с орке- стром П. И. Чайковского (интродукция 1-й части). Можно предлагать звучание характерных для православной культуры инструментов в качестве фона (колокол).

Музыка может быть не только фоном. Детей можно привлекать к её активному слушанию. Для этого требуются определённые комментарии до или после прослушивания.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

В Интернете учитель и учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ на уроке является их адресность и ситуативная локализованность. Если существующие наглядные пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к Интернету и средствам мультимедиа, учитель и дети получат возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса и отдельных учеников.

Принцип репрезентативности - ключевой для отбора материала для любой презентации на уроке. Обращение на уроке к пространственным искусствам - живописи, графике, скульптуре, архитектуре - позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативными и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой религиозной культуры.

Мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом, т. е. на минимальном объёме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения.

Иллюстративный материал к уроку должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и кадров по отдельности на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и работать на концепцию урока. При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, т. е. выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами.

Ресурсы Интернета также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий в музеи, посещения культовых сооружений и поиска справочной информации по теме.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность, – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Организация внеурочной деятельности учащихся

Активное включение учащихся во внеурочную работу обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них. В различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом. Внеурочная деятельность расширяет опыт учащихся в области конструктивного, творческого, нравственно ориентированного поведения в социуме. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и родители, деятели культуры, ветераны, уважаемые представители общественности.

Экскурсии в художественные и краеведческие музеи.

Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор, углубляет и закрепляет знания учащихся. Организационная сторона экскурсии требует наличия чёткого, продуманного плана, содержательная ̶ соответствия программному содержанию, целесообразного отбора материала, системы вопросов, тематики групповых и индивидуальных заданий. Заочная (виртуальная) экскурсия. При невозможности по той или иной причине организовать очную экскурсию она может быть заочной (виртуальной). При проведении таких экскурсий учитывается целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала.

Форма проведения такой экскурсии зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса. Возможные формы проведения заочной экскурсии:

• просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

• рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

• самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

• посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и интернетресурсов.

При подготовке к экскурсии определяется содержание, способы оформления и презентации материала. Для подготовки выступления учащемуся необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета. Выступления учащихся сопровождаются презентацией, выполненной в программе PowerPoint. Материалы, подготовленные для выступления на занятии, могут быть оформлены в виде выставки. Таким образом осуществляется связь учебной и внеурочной деятельности, что является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса в 5 классах и создаёт дополнительные возможности для увеличения объёма и повышения качества знаний учащихся. Посещение культовых сооружений ̶ особый вид внеурочной деятельности, к подготовке и проведению которого надо отнестись особенно тщательно и продуманно.

Посещение культовых сооружений ̶ особый вид внеурочной деятельности, к подготовке и проведению которого надо отнестись особенно тщательно и продуманно. Прежде всего, необходимо поставить в известность о планируемом мероприятии родителей (членов семьи) учащихся, администрацию школы, представителей конфессий. Посещению православного храма должна предшествовать подготовка учащихся: обсуждение правил поведения, разговор о необходимости уважительного отношения ко всему, что в них находится. Посещение культового сооружения не планируется во время проведения в нём молитвы или каких-либо других религиозных обрядов. В то же время нельзя запрещать детям из религиозных семей то, что ребёнок обычно совершает при посещении культового сооружения вместе с членами своей семьи (например, креститься при входе в храм). Необходимо помнить, что данное внеурочное мероприятие имеет исключительно культурологическую направленность и предназначено для визуализации пройденного на уроках материала, для закрепления представлений учащихся об основах религиозной культуры.

Место курса в учебном плане

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы православной культуры» вводится с 4 класса (33 ч., 1ч в неделю).

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно – воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство» и развитие метапредметных умений и навыков.

Требования к результатам освоения содержания

В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и положениями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

• первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

• второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, ген- дерном и других аспектах. Обучение четвероклассников по курсу «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

• становление гуманистических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях;

• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

• формирование чувства прекрасного, эстетических потребностей и ценностей.

Требования к метапредметным результатам:

• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств её достижения;

• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;

• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно - коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

• готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни;

• понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

• освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы православной культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры; знание и понимание основ духовной традиции православия;

• формирование умения устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

• знакомство с описанием содержания духовных книг; с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений; с историей и традициями основных религиозных праздников;

• осознание места и роли православной культуры в истории России;

• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;

• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

Универсальные учебные действия

Курс ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • привлечение родителей к совместной деятельности.


Требования к уровню подготовки оканчивающих начальное общее образование, 4 класс


В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:

В результате изучения «Основ православной культуры» ученик должен:

Знать/понимать:

  • Основные понятия религиозных культур;

  • Историю возникновения религиозных культур;

  • Историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • Особенности и традиции религий;

Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников, святынь;

  • Значение терминов: православие, молитва, Библия, Евангелие, апостолы, евангелисты, притча, проповедь, Голгофа, заповедь, храм, икона, иконостас, алтарь, царские врата, монастырь, монах, святые, Святая Русь;

  • Смысл событий и церковных таинств на доступном возрасту уровне: Рождество, Боговоплощение, Распятие, Воскресение, Тайная вечеря, Крещение, Причастие, Литургия;

  • Значение добра и зла, греха, милосердия, сострадания, любви к ближнему, благословения, труда в жизни православного христианина;

  • Символику православного креста, назначение иконы;

  • Значение молитвы для православного человека, виды молитв;

  • Состав Библии;

  • Факты из истории крещения Руси; называть личности: Бог, Христос, Богоматерь, евангелисты, апостолы, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, князь Владимир, Сергий Радонежский;

  • Иметь представление о некоторых православных праздниках (Пасха, Рождество);

  • Иметь представление об особенностях христианской семьи.

Уметь:

  • Описывать различные явления религиозных традиций и культур;

  • Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

Готовить сообщения по выбранным темам.

  • Объяснять смысл золотого правила этики, некоторых заповедей (заповеди блаженств, заповеди Моисея), христианского подвига, подвига во имя защиты Родины;

  • Описывать некоторые иконы, объяснять основные отличия иконы от картины;

  • Объяснять поведение, поступки, образ мыслей православных христиан;

  • Владеть навыками смыслового чтения литературных произведений, уметь характеризовать его героев, определять в произведении элементы сюжета, анализировать их и давать интерпретацию (в некоторых случаях);

  • Адекватно возрастным и психологическим особенностям воспринимать произведения православной культуры различных видов и жанров.

  • Владеть религиозной терминологией в объеме изученного материала в ходе учебного общения.


Содержание программы

4 класс (33 ч)

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1. Россия – наша Родина.

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2. Культура и религия

Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

3. Человек и Бог в православии.

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

4. Православная молитва.

Её происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5. Библия и Евангелие.

Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие – добрая весть. Смысл Евангелия.

6. Проповедь Христа.

Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7. Христос и Его крест.

Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

8. Пасха.

Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9. Православное учение о человеке.

Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

10. Совесть и раскаяние.

О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11. Заповеди.

Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12. Милосердие и сострадание.

Милосердие - забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

13. Золотое правило этики.

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

14 - 15.

Творческие работы учащихся

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта

16. Подведение итогов праздничного проекта

Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение

17. Храм.

Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

18. Икона.

Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Раздел II. Православие в России.

19. Как христианство пришло на Русь

Что такое Церковь. Что такое крещение.

20. Подвиг

О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

21. Заповеди блаженства

Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

22. Зачем творить добро?

Как подражают Христу. Чему радуются святые.

23. Чудо в жизни христианина

О Святой Троице. О христианских добродетелях.

24. Православие о Божием суде

Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

25. Таинство Причастия

Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

26. Монастырь

Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

27. Отношение христианина к природе

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

28. Христианская семья

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

29. Защита Отечества

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

30. Христианин в труде

О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

31. Любовь и уважение к Отечеству

Духовные традиции России. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

32. Творческие работы учащихся

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта

33. Подведение итогов

Введение в православную духовную традицию.


Контроль предметных результатов

При преподавании учебного предмета «Основы православной культуры» предполагается безотметочная система, но это не означает, что в контроле усвоения знаний нет необходимости. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, а во-вторых, глубины сформированности учебных умений.

Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи:

• подведение итогов работы;

• сравнение (с самим собой и с другими).

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов.

Тестирование (метод тестов) - метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации учащихся путём анализа результатов и способов выполнения детьми ряда специально разработанных заданий. Для оперативного контроля знаний и умений по предмету можно использовать специально подобранные и систематизированные упражнения. Целесообразно предлагать ученикам тестовые задания разных типов. При этом речь не идёт о том, что работа с тестом должна занимать значительную часть урока. Можно предлагать школьникам 2-4 тестовых задания, которые они будут выполнять не дольше 5 минут. Целесообразно использовать те тестовые материалы, которые предлагаются в электронном приложении к учебнику.

Возможные варианты тестовых заданий

1. Задания альтернативных ответов. К каждой задаче альтернативных ответов даётся только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них: да - нет, правильно - неправильно.

2. Задания множественного выбора. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Школьник должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего правильный только один. При составлении заданий множественного выбора следует руководствоваться принципом однородности, т. е. подбирать такие задания, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления. Этот принцип применяется в заданиях с различным числом вариантов ответа (оптимально от 3 до 6).

3. Задания на восстановление соответствия. В заданиях на восстановление соответствия необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) между элементами двух списков.

Обычно такое задание состоит из двух столбцов: в первом - вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором - список утверждений или свойств объектов, которые надо поставить в соответствие.

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние и т. д. Главными преимуществами заданий этого вида являются возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и экономичность размещения задач в тесте.

При составлении заданий на упорядочение элементов следует отметить обязательность инструкции для детей: в какой именно последовательности располагать элементы - от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п.

Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях учащихся. Для оценки эффективности деятельности по воспитанию и социализации учащихся используются следующие виды опроса:

анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основе ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между учителем и учащимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации. В ходе интервью учитель не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов ребёнка или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации.

Самооценка (как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку своих действий по овладению учебным материалом, учебных достижений).

Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чём ещё надо разобраться, а что только предстоит узнать. Процедура сомооценки должна включать в себя:

• разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося;

• мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий;

• создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки.

Возможный вариант самооценки:

перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности её выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (необязательно и даже нежелательно по пятибалльной шкале оценки) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с баллами, выставленными ребёнком, ставит свои баллы.

Ещё один возможный вариант самооценки - использование цветовых сигналов. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники показывают карточки определённого цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради), например:

• зелёный цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой;

• жёлтый цвет - допущены неточности;

• красный цвет - надо постараться для достижения успеха.

Одним из способов оценивания учениками своей деятельности может также являться систематическое обращение к материалам рубрики «Вы узнаете» в учебнике. Обращаясь к материалам этой рубрики в начале урока, учащиеся (под руководством учителя) формулируют одну из задач урока, а анализируя в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов, тем самым анализируют свою деятельность на уроке. При работе в парах или группах очень важна так- же взаимооценка учениками деятельности друг друга. Школьник может получить задание проверить работу своего товарища и исправить имеющиеся, на его взгляд, ошибки, определить, что в работе заслуживает похвалы. Желательно периодически опрашивать учеников с целью определения самых интересных ответов (или составленных товарищами вопросов), самых необычных решений проблемы и т. д. Для детей 10-11 лет большое значение имеет демонстрация своих достижений, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности со стороны сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой внешней оценки может выполнять итоговое мероприятие, завершающее изучение курса ОРКСЭ, выступление перед родителями на родительском собрании или перед педагогами с сообщением о том, чем дети занимаются, что узнают, изучая курс; проведение заочной или очной экскурсии для членов семьи, учителей, учащихся других классов, а также другие мероприятия, которые дадут возможность учащимся презентовать индивидуальные результаты своей работы по предмету.


Раздел учебного курса

Кол–во часов

Текущий и промежуточный контроль

Формы контроля

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

15


Россия – наша Родина

1

Вводная беседа, усвоения нового материала.

Культура и религия

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Человек и Бог в православии

1

Беседа, контроль знаний в виде теста.

Православная молитва

1

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.

Библия и Евангелие

1

Беседа.

Проповедь Христа

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Христос и Его крест

1

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.

Пасха

1

Беседа.

Православное учение о человеке

1

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.

Совесть и раскаяние

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Заповеди

1

Беседа, контроль знаний в виде теста.

Милосердие и сострадание

1

Беседа.

Золотое правило этики

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Храм

1

Экскурсия в храм п. Лучегорск

Икона

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала

Раздел II. Православие в России.

14


Как христианство пришло на Русь

1

Беседа.

Подвиг

1

Беседа.

Заповеди блаженств

1

Беседа, контроль знаний в виде заданий.

Зачем творить добро?

1

Беседа, контроль знаний, интерактивные модели.

Чудо в жизни христианина

1

Беседа, контроль знаний, интерактивные модели.

Православие о Божием суде

1

Беседа, интерактивные модели.

Таинство Причастия

1

Беседа, контроль знаний.

Монастырь

1

Беседа.

Посещение монастыря.

Отношение христианина к природе

1

Беседа, контроль знаний.

Христианская семья

1

Беседа, контроль знаний.

Защита Отечества

1

Беседа, контроль знаний, сообщения.

Христианин в труде

1

Беседа, контроль знаний в виде заданий.

Любовь и уважение к Отечеству

1

Беседа, контроль знаний в виде заданий.

Повторительно – обобщающий урок. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1

Беседа, контроль знаний в виде теста. Готовят презентации творческих проектов.


Виды и формы контроля

- тематический контроль (устные ответы, творческие проекты);

- промежуточная аттестация (защита проектов).

Организация проектной деятельности учащихся

Проекты, выполняемые учащимися в рамках изучения модуля «Основы православной культуры», могут быть:

• индивидуальными или коллективными (группа из 3-6 человек);

• долгосрочными (1-2 месяца) или краткосрочными (1-2 урока);

• творческими (например, написание сценария рождественского вертепа), исследовательскими (например, «История строительства храма в моём городе (селе или посёлке)» или социально значимыми (например, дети пишут поздравительные открытки ветеранам).

Для организации проектной работы на уроке учитель готовит комплект материалов, который включает в себя:

• методический паспорт проекта;

• текст задания и примерную разработку (или предложения) оформления результатов работы над проектом;

• лист планирования и продвижения по заданию

• сценарий (план) проведения учебного занятия (занятий) в технологии проектирования;

• рекомендации по организации работы групп;

• памятку для организации деятельности учащихся;

• список (банк) информационных ресурсов (включая Интернет), которыми учащиеся могут воспользоваться, работая над проектом.

Организация работы групп, подготовке и презентации краткосрочного группового проекта


    1. Примерное время выполнения проекта: 45-90 минут (1-2 урока). Примерное распределение времени

      Этапы занятия

      Время, мин

      Организационный этап

      5-15

      Выполнение проекта детьми

      25-45

      Презентации работ группами

      10-15

      Взаимооценка и подсчёт голосов, самооценка, подведение итогов

      5-15

      Итого

      45-90

    2. Организация рабочего пространства класса

В классе одновременно работают две-четыре группы.

В классе должны быть:

• две-четыре рабочие зоны: круглые столы (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу участников группы); на рабочих столах каждой группы должны быть разложены листы с заданием (по числу участников группы), листы индивидуальных планов (по числу участников группы), листы планирования и продвижения по заданию (один на группу), листы самооценки (по числу участников группы), ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, номер группы (например, написанный на согнутом пополам листе плотной бумаги);

• компьютерная зона (несколько столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и посадочные места);

• стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях (словари, справочники, энциклопедии и др.);

• стол с ручными инструментами и материалами;

• зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).

    1. Ресурсы для выполнения проекта:

• подборка информационных ресурсов по теме: короткие адаптированные для детей младшего школьного возраста тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т. п.; иллюстрации; интересные факты на тему «А знаете ли вы?..»;

• инструменты и средства: компьютеры, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с держателями или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы;

• материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага фор- мата А4, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры и т. д.

    1. Организация наблюдения и помощи учащимся в работе

Урок проводится учителем, в качестве помощников и наблюдателей можно пригласить родителей или членов семей учащихся. В функции учителя входит организация проведения урока, оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе по организации их деятельности (при этом помощь не должна представлять собой прямые подсказки), общее наблюдение за процессом работы групп. Функции наблюдателей и помощников: наблюдение за работой групп, помощь в организации деятельности.

5. Организация деятельности учащихся:

1) учитель объявляет тему урока и делит детей на группы (возможно, такое деление уже обозначилось, когда дети планировали своё будущее участие в проекте);

2) учитель предлагает детям прочесть текст задания, обращает их внимание на то, что они могут выбрать любую тему в рамках проекта и должны решить, что они будут делать - плакат или презентацию, показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами. Затем учитель предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает внимание на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа:

а) обсуждение темы, формы представления результата;

б) составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);

в) выполнение задания;

г) контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

д) представление результатов;

е) голосование за лучший проект;

ж) самооценка (дети находят лист самооценки).

Необходимо познакомить учащихся с ресурсами, их расположением и правилами пользования, например c компьютером. Если у учащихся возникают вопросы, учитель отвечает на них на этом этапе, после чего даёт команду приступить к работе;

3) задания должны быть разработаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы, могли выполнить их примерно за 15-20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп: надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта;

4) по окончании работы над проектом группы поочерёдно представляют свои работы. Перед этим они должны оговорить с учителем, будет ли презентация групповой, или от группы будет выступать один представитель. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у неё осталась только одна минута;

5) после заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания голосования учитель и помощники подводят итоги, а детям предлагается заполнить лист самооценки.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Примеры контрольных заданий

Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально – гуманитарных знаний различной направленности – культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально – оценочной деятельности школьников.

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий:

1) Краткий вопрос типа «Как называется...?», «Перечислите...», «Укажите...», «Дайте определение...», «Что означает...?».

2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).

4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщённой оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определённую тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объёмом не менее 0,5 п. л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.

Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.

1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.

2.Учение Христа.

3.Жертва и воскресение.

4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

5.Как я понимаю золотое правило этики?

6.Суть православного поведения.

7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».

8. Православные традиции русской семьи.

Дополнительные тексты, расширяющие содержание уроков (приложения к урокам)

К урокам предлагаются дополнительные тексты, которые учитель может использовать по своему усмотрению. Это стихотворения, песни, рассказы, сказки, притчи, христианские легенды, мысли святых отцов. Эти материалы можно использовать для организации самостоятельной работы детей, для подготовки внеклассных мероприятий, для выстраивания межпредметных связей. Так, например, к уроку «Милосердие и сострадание» предлагается чтение и обсуждение стихотворения К. В. Лукашевич «Бумажный петушок», на уроке «Икона» предлагается фрагмент статьи Л. Е. Такташовой «Русская икона» и т. д.





































Учебно – методический комплекс

Модуль «Основы православной культуры» по авторской программе А.В. Кураева обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из: 1. учебного пособия для общеобразовательных школ «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры», 4-5 класс, автор Кураев А.В. Просвещение, 2012.;

2. программы к курсу под редакцией Кураева А.В.; · методических рекомендаций для учителя «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры»;

3. электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры», 4-5 класс;

4.Сборник рабочих программ Основы Духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 класса: учебник для общеобразовательных учреждений/ (включёнными в Федеральный перечень): А.В. Кураева. Просвещение, 2012.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийная установка.

Мультимедийные электронные наглядные пособия

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

www.drofa.ru



Календарно – тематическое планирование по курсу ОРКСЭ «Основы православной культуры»

 

Дата

Название раздела, темы урока

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Кол-во часов

Примечание

І

I четверть – «Исторические основы православной культуры»

8


1

05.09.2016

Россия – наша Родина

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Изучают основы духовной традиции православия

1


2

12.09.2016

Культура и религия

Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

1


3

19.09.2016

Человек и Бог в православии

Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Изучают основы духовной традиции православия

1


4

26.09.2016

Православная молитва

Что такое православие. Какие бывают молитвы. О молитве «отче наш».

1


5

03.10.2016

Библия и Евангелие

Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие.

Знакомятся с описанием содержания священных книг. Учатся устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

1


6

10.10.2016

Проповедь Христа


Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурной и поведением людей.

1


7

17.10.2016

Христос и Его Крест

Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций; проводить параллели между различными религиозными культурами.

1


8

24.10.2016

Пасха

Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Учатся эмоционально откликаться на произведения искусства. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания.

1


ІІ

ІI четверть


7


9

07.11.2016

Православное учение о человеке

Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Знакомятся с описанием основных

содержательных составляющих

священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

1


10

14.11.2016

Совесть и раскаяние

О подсказках совести. Как исправить ошибки.

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность». Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии. Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

1


11

21.11.2016

Заповеди

Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства.

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «жалость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «жертвенность». Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о милосердии. Быть готовым незамедлительно оказать помощь тому, кто в ней нуждается.



12

28.11.2016

Милосердие и сострадание

Милосердие - забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Изучить новые понятия: милосердие и сострадание; рассказывать о том, что одно из дел милосердия - милостыня; о библейских притчах.

Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

Соотносить прочитанное с личным опытом. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения



13

05.12.2016

Золотое правило этики

Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Учатся, как применять главное правило человеческих отношений. Как понять, что такое не осуждение.

1


14-15

12.12.2016

19.12.2016



Творческие работы учащихся

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и воспринимать прочитанное.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Рассказывать о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации.

Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры».

Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

2


ІІІ

ІІI четверть

11


16

09.01.2017

Подведение итогов праздничного проекта

Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение

Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Закреплять представления о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать и систематизировать знания. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность

1


17

16.01.2017

Храм

Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

1


18

23.01.2017

Икона

Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от картины; почему человек в православии воспринимается как святыня. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника. Участвовать в беседе. Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1


19

30.01.2017

Как христианство пришло на Русь

Что такое Церковь. Что такое крещение.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

1


20

06.02.2017

Подвиг

О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Приводить примеры патриотического служения Русской Православной Церкви в истории России; примеры достопамятных сказаний русской словесности; примеры возрождения памятников православной культуры России в конце ХХ – начале XXI веков. Выбирать форму участия в проектной деятельности по темам: «Священные страницы родной истории», «Святые люди Русской земли». Самостоятельно раскрывать смысл слов и словосочетаний: «священный», «родная история», «историческая память», «культурноисторическое наследие России».

1


21

13.02.2017

Заповеди блаженства

Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Учатся, как определить, какие заповеди даны людям. Как понять что общего у убийства и воровства.

1


22

20.02.2017

Зачем творить добро?

Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Видеть примеры благодарного поведения человека в окружающей жизни.

Приводить примеры благодарного поведения, описанные в произведениях классической литературы.

Подбирать и объяснять пословицы и поговорки о благодарности.

Называть признаки поведения благодарного человека.

1


23

27.02.2017

Чудо в жизни христианина

О Святой Троице.

О христианских добродетелях.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами религиозной культуры (православной и другой).

1


24

06.03.2017

Православие о Божием суде

Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.



Учатся, как правильно понять, как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастие.

1


25

13.03.2017

Таинство Причастия

Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

1


26

20.03.2017

Монастырь

Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззренческих и культурных традиций

1



ІV четверть 6 часов

27

03.04.2017

Отношение христианина к природе

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Видеть и уметь объяснять взаимосвязь между понятиями «старание», «усердие», «трудолюбие». Замечают в окружающей жизни примеры проявления трудолюбия.

Подбирают и объясняют пословицы и поговорки на тему о трудолюбии, лени и праздности.

1


28

10.04.2017

Христианская семья

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Учатся приводить примеры явлений православной или другой религиозной традиции и светской культуры и сравнивать их.

1


29

17.04.2017

Защита Отечества

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Приводят примеры патриотического служения Русской Православной Церкви в истории России; примеры достопамятных сказаний русской словесности; примеры возрождения памятников православной культуры России в конце ХХ – начале XXI веков. Выбирают форму участия в проектной деятельности по темам: «Священные страницы родной истории», «Святые люди Русской земли». Самостоятельно раскрывают смысл слов и словосочетаний: «священный», «родная история», «историческая память», «культурноисторическое наследие России».

1


29

24.04.2017

Христианин в труде

О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Учатся, как правильно понять, какой труд напрасен.

1


30

08.05.2017

Любовь и уважение к Отечеству

Духовные традиции России. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учатся оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

1


31

15.05.2017

Творческие работы учащихся

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта

Прогнозировать результаты работы на уроке.

Читать и воспринимать прочитанное.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

Рассказывать о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации.

Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры».

Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1


32

22.05.2017

Подведение итогов

Введение в православную духовную традицию.

Устанавливают причинно-следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий. Участвуют в проектной деятельности по теме «Нравственные основы поведения человека», а также в коллективном обсуждении результатов проектной деятельности. Оценивают результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях.

1















Учебно-методическое обеспечение


Образовательная программа

Учебники, учебные пособия

Пособия, методическая и дополнительная литература

Электронные ресурсы

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010.

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.



При реализации образовательных программ используются информационно-коммуникационные средства, рекомендованные образовательной программой: Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры»;

технические средства; экранно-звуковые пособия, дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, видеофильмы, мультимедийные презентации.

      1. Электронная гуманитарная библиотека – http://www.gumfak.ru.;

    1. Государственный музей истории религии – http://www.gmir.ru.;

    2. Федеральный центр информационно-образовательных ресупсов - http://www.fcior.edu.ru.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://www.school-сollection.edu.ru.




ГЛОССАРИЙ

Важные понятия

Благода́ть (др.-греч. χάρις, лат. gratia) – в христианском богословии понимается как нетварная Божественная сила или энергия, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для его спасения. С помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обо́жения. Также благодатью называется незаслуженная милость и благоволение Бога по отношению к людям.

Благодать, как спасительная сила Божия, действует на человека невидимо и прежде всего в Та́инствах.[1]

Добро – понятие этики, характеризующее нравственность и противоположное изначально понятию худа (т.е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.

Долг – внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Добродетель – философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями

Заповедь – религиозно-нравственное предписание. Заповеди, данные Богом, составляют основу религии. Обычно это краткое назидание в виде изложения основных тезисов, но в иудаизме, например, свод обязательных правил настолько разросся, что слово «талмуд» даже стало нарицательным, обозначая свод разносторонних указаний, которым проблематично следовать. Можно считать их моральными советами.

Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему – неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков).

Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфография. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный. Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры православной религии. Например, русское слово « спасибо » это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.

Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Святой (от праслав. svętъ, svętъjь;[1] мн. ч. – святы́е) – мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за благочестие, праведность, богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между Богом и людьми[2][3].

В христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный

Традиции (от лат. T radere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, самые простые – поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Трудолюбие – С точки зрения христианства, – неотъемлемая часть жизни христианина, искореняющее лень, которая порождает другие пороки, и пагубные деяния. Трудолюбие необходимо христианину также в отношение помощи, не только себе, но и другим людям, так как одной из главных заповедей является "Возлюби ближнего как себя самого";

Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.

Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло.

Ценность – то, что имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, и др. – всё это ценности.

Честь – комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».

Честь в христианстве

В христианстве существует термин благочестие. Честь – создание сосуда, крепкое сдерживание себя в достойном, создание сосуда для достойного. Благочестие – созидание сосуда для благодати, для света. Святых в православии зовут подвижниками благочестия.







Работа, направленная на подготовку восприятия материала урока.

Эта работа должна вызвать представления об изучаемой теме, уже имеющиеся в жизненном опыте учащихся. Вот почему задания в этой части урока связаны с такими действиями, как «вспомните», «представьте себе», «вообразите», «как вы думаете...», «нарисуйте», реже, «знаете ли вы, что...». Такие приёмы работы помогают повысить уровень мотивации в изучении и осмыслении новой темы, помогают выстроить новые представления на фундаменте имеющихся, подготовить возможность работы по выявлению, распознаванию новых знаний и изменяющихся представлений.

Чтение статьи учебника, работа, направленная на понимание прочитанного.

На этом этапе работы с учащимися по осмыслению текста могут быть использованы разные приёмы и методы, однако любой из них должен быть направлен, с одной стороны, на осуществление навыка чтения для понимания, а, с другой стороны, на его дальнейшее совершенствование. При всём том, что задача выработки навыков чтения для понимания текста не входит в задачи курса православной культуры, этот предмет – пока единственный, где ученик имеет дело с новым для него типом текста: научно-популярным философским текстом, вот почему чтению на уроке по этому предмету уделяется пристальное внимание.

На этапе работы с текстом могут быть использованы такие методы работы, как:

- чтение с остановками, когда чтение прерывается для обсуждения возможной дальнейшей логики рассуждений, представленных в тексте;

- чтение с вопросами, которая характеризуется такими особенностями, как предоставление возможности детям самим задавать вопросы, направленные на понимание текста, а не только на них отвечать, во-первых, и, во- вторых, предоставление возможности детям усвоить модель речевого правильного поведения (имеется в виду логика ответа взрослого человека: ответ именно на заданный вопрос, наличие тезиса и доказательства), когда учитель будет отвечать на вопросы учащихся к тексту;

- различные способы маркировки текста: маркировка текста значками «знал», «узнал», «хочу знать об этом больше», «это вызывает вопрос» и т.п.

- аналитические способы чтения текста: выделение тезиса, аргументов, выводов.

Рефлексивные формы работы, направленные на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке.

Самым распространённым способом проведения этой работы может быть переопосредование изученного материала. Простейшей формой переопосредования является пересказ. Пересказ может быть подробным и сжатым, главное, чтобы при пересказе ученик не терял логические связи и логическую последовательность изложения. Пересказ – традиционная, испытанная форма проверки знаний учащегося.

Однако могут быть использованы и другие формы переопосредования изученного материала, позволяющие одновременно повторить, обобщить изученное и проверить уровень усвоения и понимания учащимся изученного материала.

Сегодня широко используются тестовые формы проверки знаний, однако тестовые формы переопосредования текста могут быть использованы не только для проверки, но и для обобщения изученного, выстраивания обобщенного целого по теме.

Составление резюме текста также является одновременно и формой осмысления текста, его обобщения и повторения, и способом проверки знаний учащихся.

Обобщение изученного в виде таблиц, схем, вычерчивания линий логических связей могут быть использованы в начале урока как способ вызова имеющихся в опыте представлений и в конце урока как средство повторения и обобщения.

Творческие формы осмысления изученного: сочинения, рисунки, составление рассказов, дополненных рисунками (нечто подобное комиксам), инсценирование – возможность использования такой формы творческой переработки информации не должна проходить мимо внимания учителя.

Одной из самых мощных форм творческого и интегрированного способа осмысления материала является метод проектов. Метод проектов широко используется в современной школе при изучении разных предметов, он может быть использован и при изучении курса основ православной культуры.

Одним из способов рефлексии, осмысления прочитанного и осмысленного на уроке может быть «Разговор по душам», «Сядем в кружок», однако следует помнить, что чувство меры и такта – необходимое свойство учителя, берущегося за преподавание основ православной культуры. Материал почти каждого урока может быть воспринят ребёнком очень личностно, поэтому необходимо оставить за ребёнком право промолчать. Учителю же помнить, что, несмотря на очень высокий воспитательный потенциал уроков основ православной культуры, он не должен превращаться в исповедь, а учитель не должен брать на себя роль исповедника или обличителя людских пороков.



22