СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Основы медицинских знаний"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа курса «Помоги себе сам» относится к образовательной области «Биология». Cоставлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Основы медицинских знаний"»

Структура рабочей программы курса

«Основы медицинских знаний»



1. Пояснительная записка

- Общая характеристика курса

- Цели и задачи курса

- Сведения о программе, на основе которой разработана рабочая программа

2. Содержание программы

3. Планируемые результаты

4. Календарно-тематическое планирование курса:

- № раздела и занятия

- Дата проведения занятия

- Количество часов

- Тема занятия























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса


Предлагаемая программа курса «Основы медицинских знаний» эколого-биологической направленности.

Осведомленность людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной, демографической обстановки

На сегодняшний день в школах России нет универсальной системы массового обучения медицинским аспектам оказания первой помощи. Информацию об опасности тех или иных состояний, охраны здоровья и медицинской терминологии современный человек получает из научно-популярной литературы или теле- и радиопередач, которые зачастую носят формальный характер.

Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех, кто оказывается рядом с пострадавшим.

Для решения этой проблемы предлагается кружок «Основы медицинских знаний», назначение которого – дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать помощь в случаях:

- Внезапной смерти;

- Электротравмы;

- Утопления;

- Обморока и коллапса;

- Травматического и ожогового шока;

- Опасного для жизни кровотечения и переломов костей;

- Ножевого и пулевого ранений;

- Аллергического шока;

- Коматозного состояния;

- Инородного тела в гортани и асфиксии;

- Острых отравлений кислотами или щелочами, алкоголем, грибами.

Полученные учащимися знания позволят укрепить им здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев личности.

Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и работоспособности.

Цели: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими знаниями и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, расширение знаний обучающихся, склонных к медицинским познаниям, формирование положительной мотивации к выбору естественнонаучного профиля.

Задачи курса:

- расширить знания учащихся о человеке как индивидууме и как биологическом виде;

- повысить заинтересованность обучающихся предметами естественнонаучного профиля;

- показать взаимосвязь между различными науками данного профиля;

- обеспечить разный уровень сложности объема биологических знаний при изучении предметов школьного цикла.


Сведения о программе:


Данная программа имеет ряд особенностей:

  • в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть навыками, научиться выполнять необходимые медицинские мероприятия;

  • овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся, это может быть реализовано при хорошем подборе дидактического материала

  • теоретический материал неразрывно связан с практикой, каждое занятие является логическим продолжением предыдущего

  • каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут контролировать свои знания.



2. Содержание программы курса «Основы медицинских знаний»

    1. Введение (2 часа)

    2. Факторы здоровья (16 часов)

    3. Первая медицинская помощь (54 часа)

    4. Профилактика инфекционных болезней (13 часов)

    5. Лекарственные средства (4 часа)

    6. Виды загрязнений и их влияние на здоровье (6 часов)


3. Планируемыми результатами данной программы будут:


  1. новые дополнительные знания по биологии (вне базового курса);

  2. овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;

  3. профессиональная ориентация;

  4. выбор профиля в дальнейшем;

  5. умение работать самостоятельно и в группе.


Основные требования к знаниям и умениям


Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;







































Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Колич.

часов

1

5.09

Введение. Человек как биосоциальное существо.

1

2

5.09

Организм как целостная система. Понятие о норме и патологии

1

3

7.09

Особенности человека. Биологический ритм человека. Причины нарушений биологических ритмов

1

4-5

12.09

Искусство быть здоровым. Образ жизни как фактор здоровья. Факторы, влияющие на состояние здоровья.

2

6

14.09

История развития представлений о здоровом образе жизни.

1

7-9

19.09

21.09

Вредные привычки и их влияние на организм человека.

3

10-11

26.09

Стресс как негативный социальный фактор.

2

12

28.09

Оздоровительно-профилактические средства на службе здоровья.

1

13-14

3.10

Здоровье человека и медицинская генетика.

2

15

5.10

Роль анализаторов в восприятии окружающего мира.

1

16-17

10.10

Сон как составляющая здорового образа жизни.

2

18

12.10

Гипотезы старения. Продолжительность жизни человека

1

19

17.10

Значение первой медицинской помощи.

1

20

17.10

Раны. Десмургия.

1

21

19.10

Общие принципы оказания первичной помощи

1

22

24.10

Первая помощь при ранениях.

1

23

24.10

Ранения лица

1

24

26.10

Ранения волосистой части головы

1

25

7.11

Ранения глаз

1

26

7.11

Ранения грудной клетки

1

27

9.11

Ранения живота

1

28

14.11

Кровотечения, их виды, характеристика.

1

29

14.11

Острые кровотечения

1

30

16.11

Наружные кровотечения

1

31

21.11

Внутренние кровотечения

1

32

21.11

Гомеостаз. Остановка кровотечений.

1

33

23.11

Переломы. Их основные признаки. Общая характеристика

1

34

28.11

Переломы ключицы

1

35

28.11

Переломы лопатки

1

36

30.11

Первая медицинская помощь при переломах позвоночника.

1

37

5.12

Перелом ребер

1

38

5.12

Перелом плечевой кости

1

39

7.12

Перелом костей предплечья

1

40

12.12

Перелом костей кисти

1

41

12.12

Перелом костей таза

1

42

14.12

Перелом бедра

1

43

19.12

Перелом костей голени

1

44

19.12

Переломы лодыжек и костей стопы

1

45

21.12

Перелом нижней челюсти и костей черепа

1

46

26.12

Закрытые повреждения суставов.

1

47

26.12

Растяжения связок. Вывихи

1

48

28.12

Виды ожогов.

1

49

9.01

Термические ожоги. Первая медицинская помощь при ожогах.

1

50

9.01

Химические ожоги. Общая характеристика и помощь

1

51

11.01

Общее воздействие высоких температур и солнечного излучения

1

52

16.01

Общее перегревание

1

53

18.01

Солнечный ожог

1

54

23.01

Холодовая травма. Общая характеристика

1

55

25.01

Отморожение и общее охлаждение

1

56

30.01

Электротравма. Общая характеристика

1

57

1.02

Первая помощь при электротравме

1

58

6.02

Поражение молнией

1

59

6.02

Травматический шок и противошоковые мероприятия.

1

60

8.02

Утопления и удушения. Первая помощь

1

61

13.02

Инородные тела полости носа, слухового прохода

1

62

13.02

Инородные тела верхних дыхательных путей и глаз

1

63

15.02

Острые отравления. Общая характеристика

1

64

20.02

Первичные детоксикационные мероприятия

1

65

20.02

Отравления алкоголем

1

66

22.02

Отравление кислотами и едкими щелочами

1

67

27.02

Отравление угарным газом

1

68

1.03

Укусы представителей ядовитой фауны (змеи, пауки)

1

69

6.03

Способы переноски пострадавших

1

70

6.03

Переноска с использованием вспомогательных средств

1

71

13.03

Переноска без использования вспомогательных средств

1

72

13.03

Инфекционные болезни. Общие понятия

1

73

15.03

Профилактика инфекционных болезней

1

74

20.03

Значение дезинфекции, дезинсекции.

1

75

3.04

Меры личной профилактики при уходе за инф. больными

1

76

3.04

Понятие о личной гигиене больного.

1

77

5.04

Заболевания органов кровообращения. Инфаркт

1

78

10.04

Заболевания органов кровообращения. Атеросклероз

1

79

10.04

Заболевания органов кровообращения.

1

80

12.04

Заболевания органов дыхания.

1

81

17.04

Заболевания и болезненные состояния нервной системы

1

82

19.04

Инсульт. Эпилепсия.

1

83

24.04

Профилактика болезней эндокринной системы.

1

84

24.04

Хирургические заболевания органов брюшной полости

1

85

26.04

Хирургические заболевания органов брюшной полости

1

86

3.05

Лекарственные средства.

1

87

8.05

Фармокология. Фитотератия.

1

88

10.05

Хранение лекарственных средств

1

89

15.05

Принципы комплектования домашней аптечки

1

90

15.05

Город и здоровье человека

1

91

17.05

Человек и климат. Особенности климата Ростовской обл.

1

92

22.05

Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека.

1

93

22.05

Загрязнение атмосферы и здоровье человека.

1

94

29.05

Загрязнение водных ресурсов и здоровье человека.

1

95

29.05

Итоговое занятие

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!