СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Сказкотерапия" для первоклассников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная коррекционная программа расчитана на детей младшего школьного возраста,для которых характерен низкий уровень самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Сказкотерапия" для первоклассников.»

МБОУ Пржевальская СОШ


Рассмотрена на ШМО

начальных классов.

Протокол №1 от____августа 2015года

__________ Домнина Е. Е..

Согласовано:

Зам. директора по УВР


____________ Парфенова З. В.

Утверждено на педсовете

№1 от _______2015

Директор МБОУ Пржевальская СОШ___________Турбаев С. М.









Программа внеурочной деятельности учащихся

«Сказкотерапия»

1 класс











Срок реализации: 1 год

Разработчик: учитель начальных классов

Домнина Елена Ефимовна

высшая категория



2015 - 2016 г.



Пояснительная записка.

.

Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с неадекватной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.

1.2. Основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения.

В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал | личности.
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
• сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию

Цель программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально - психологических игр на основе эклектического подхода.

Задачи программы:
1. Формировать у детей адекватные эмоциональные реакций в отношении себя, своих возможностей;
2. . Обучать детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;

3. Формировать у детей опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.

2.  Условия реализации рабочей программы.

2.1. Основные блоки, цели, задачи и ожидаемые результаты выполнения программы.


блок

цель

задачи

Ожидаемый результат

Ознакомительно-организационный

Настройка детей на занятия

Диагностика самооценки «Лесенка»

Создать доверительную атмосферу в группе.

Знакомство с правилами группы.

Установление межличностных контактов между детьми.

Активное включение обучающихся в групповое взаимодействие.

Коррекционно-развивающий

Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка

Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, своей внешности, формировать желание нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Развивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.

Обучать детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.

Ученик, с адекватной самооценкой, владеющий техниками конструктивного решения конфликтов.

Аналитико-рефлексивный

Диагностика самооценки «Лесенка»

Развивать коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

Подвести итог всей проделанной работе.

Анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.

Тематическое планирование.


№ занятия

Тема

Краткое содержание

Предполагаемый результат

Дата

прог

факт

1

Давай познакомимся.

Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми.

Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.
Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка»»

Активное участие каждого ребенка



2














Мир эмоций

Сказка «Цыплёнок-хвастунишка»


Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа,




Преодоление своих страхов



3

Мир эмоций

Сказка «Ласковый цветок и сердитые тучки»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа,


Преодоление своих страхов

21.09.


4

Мир эмоций

Сказка «Малыш-трусиш»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа,


Преодоление своих страхов



5

Мир эмоций

Сказка «Каприза»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа,


Преодоление своих страхов



6

Мир эмоций

Сказка «Жадный великан»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».

Преодоление своих страхов



7

Мир эмоций

Сказка «Цветок-лепесток»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».

Преодоление своих страхов



8

Мир эмоций.

Сказка «Добрая темнота»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».

Преодоление своих страхов



9

Мир эмоций. Социально-психологические игры.





Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».

Преодоление своих страхов



10

Научись любить себя.

Сказка «Гадкий утёнок»

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок»,», рисунок «Это я теперь», социально-психологические игры..

Выявление своих  положительных и отрицательных  качеств



11

Научись любить себя.

Сказка «Золушка»

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Шарля Перо «Золушка», рисунок «Я в будущем», социально-психологические игры.

Выявление своих  положительных и отрицательных  качеств



12

Научись любить себя.

Сказка «Зайка-зазнайка»

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки , социально-психологические игры.
.

Выявление своих  положительных и отрицательных  качеств



13

Научись любить себя.

Социально-психологические игры.

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать», социально-психологические игры.
Материалы и оборудование: текст сказки, карточки для игры .

Выявление своих  положительных и отрицательных  качеств



14

Все в моих силах.

Сказка «Цветик –семицветик»

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний.
Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».

Актуализация потенциала ребенка, его достоинств.



15

Все в моих силах.

Сказка «Корова Бурёнка»

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний.
Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».

Актуализация потенциала ребенка, его достоинств.





16

Все в моих силах.

Сказка «Доброе превращение»

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний.
Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».

Актуализация потенциала ребенка, его достоинств.




17

Все в моих силах.

Сказка «Злой принц»

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний.
Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».

Актуализация потенциала ребенка, его достоинств.



18

Все в моих силах.

Сказка «Кривляки»

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний.
Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».

Актуализация потенциала ребенка, его достоинств.



19

Все в моих силах.

Сказка «Страна солнца»

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний.
Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».

Актуализация потенциала ребенка, его достоинств.



20

Вместе тесно, а врозь скучно.

Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки.

Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций



21

Вместе тесно, а врозь скучно.

Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки.

Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций



22

Вместе тесно, а врозь скучно.

Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки.

Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций



23

Вместе тесно, а врозь скучно.

Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки.

Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций



24

Вместе тесно, а врозь скучно.

Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки.

Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций









25






Вместе тесно, а врозь скучно.

Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки.

Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций



26

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги.

Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов




Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги.

Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов



27

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги.

Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов



28

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги.

Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов



29







Беседа «Я и класс»

Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».

Ученик, умеющий работать в паре.

Установление доброжелательных отношений между детьми



30

Праздник. Заключительное занятие – рефлексия.

Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».

Ученик, умеющий работать в паре.

Установление доброжелательных отношений между детьми



31

Социально – психологические игры

Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».

Ученик, умеющий работать в паре.

Установление доброжелательных отношений между детьми



32

.Диагностика

Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».

Ученик, умеющий работать в паре.

Установление доброжелательных отношений между детьми



33

Праздник. Заключительное занятие – рефлексия.

Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».

Ученик, умеющий работать в паре.

Установление доброжелательных отношений между детьми





Литература.

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.  Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь 2004.

Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь. 2000.

Шорохова О. А, Сказкотерапия Москва Творческий центр 2009.