2015 - 2016 г.
Пояснительная записка.
.
Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с неадекватной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.
1.2. Основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения.
В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал | личности.
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
• сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию
Цель программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально - психологических игр на основе эклектического подхода.
3. Формировать у детей опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
2. Условия реализации рабочей программы.
2.1. Основные блоки, цели, задачи и ожидаемые результаты выполнения программы.
Тематическое планирование.
№ занятия | Тема | Краткое содержание | Предполагаемый результат | Дата |
прог | факт |
1 | Давай познакомимся. | Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей. Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка»» | Активное участие каждого ребенка | | |
2
| Мир эмоций Сказка «Цыплёнок-хвастунишка» | Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа,
| Преодоление своих страхов | | |
3 | Мир эмоций Сказка «Ласковый цветок и сердитые тучки» | Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, | Преодоление своих страхов | 21.09. | |
4 | Мир эмоций Сказка «Малыш-трусиш» | Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, | Преодоление своих страхов | | |
5 | Мир эмоций Сказка «Каприза» | Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, | Преодоление своих страхов | | |
6 | Мир эмоций Сказка «Жадный великан» | Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».
| Преодоление своих страхов | | |
7 | Мир эмоций Сказка «Цветок-лепесток» | Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».
| Преодоление своих страхов | | |
8 | Мир эмоций. Сказка «Добрая темнота» | Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».
| Преодоление своих страхов | | |
9 | Мир эмоций. Социально-психологические игры.
| Цель: Снятие эмоционального напряжения. Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».
| Преодоление своих страхов | | |
10 | Научись любить себя. Сказка «Гадкий утёнок» | Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок»,», рисунок «Это я теперь», социально-психологические игры.. | Выявление своих положительных и отрицательных качеств | | |
11 | Научись любить себя. Сказка «Золушка» | Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Шарля Перо «Золушка», рисунок «Я в будущем», социально-психологические игры.
| Выявление своих положительных и отрицательных качеств | | |
12 | Научись любить себя. Сказка «Зайка-зазнайка» | Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки , социально-психологические игры. . | Выявление своих положительных и отрицательных качеств | | |
13 | Научись любить себя. Социально-психологические игры.
| Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать», социально-психологические игры. Материалы и оборудование: текст сказки, карточки для игры . | Выявление своих положительных и отрицательных качеств | | |
14 | Все в моих силах. Сказка «Цветик –семицветик» | Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний. Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».
| Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. | | |
15 | Все в моих силах. Сказка «Корова Бурёнка» | Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний. Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».
| Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. | | |
16 | Все в моих силах. Сказка «Доброе превращение» | Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний. Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».
| Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. | | |
17 | Все в моих силах. Сказка «Злой принц» | Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний. Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».
| Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. | | |
18 | Все в моих силах. Сказка «Кривляки» | Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний. Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».
| Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. | | |
19 | Все в моих силах. Сказка «Страна солнца» | Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний. Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».
| Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. | | |
20 | Вместе тесно, а врозь скучно. | Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки. | Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций | | |
21 | Вместе тесно, а врозь скучно. | Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки. | Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций | | |
22 | Вместе тесно, а врозь скучно. | Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки. | Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций | | |
23 | Вместе тесно, а врозь скучно. | Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки. | Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций | | |
24 | Вместе тесно, а врозь скучно. | Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки. | Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций | | |
25
| Вместе тесно, а врозь скучно. | Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки. | Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций | | |
26 | Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. | Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги. | Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов | | |
| Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. | Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги. | Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов | | |
27 | Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. | Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги. | Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов | | |
28 | Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. | Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги. | Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов | | |
29 |
Беседа «Я и класс» | Цель: подвести итог всей проделанной работе. Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».
| Ученик, умеющий работать в паре. Установление доброжелательных отношений между детьми | | |
30 | Праздник. Заключительное занятие – рефлексия. | Цель: подвести итог всей проделанной работе. Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».
| Ученик, умеющий работать в паре. Установление доброжелательных отношений между детьми | | |
31 | Социально – психологические игры | Цель: подвести итог всей проделанной работе. Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».
| Ученик, умеющий работать в паре. Установление доброжелательных отношений между детьми | | |
32 | .Диагностика | Цель: подвести итог всей проделанной работе. Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».
| Ученик, умеющий работать в паре. Установление доброжелательных отношений между детьми | | |
33 | Праздник. Заключительное занятие – рефлексия. | Цель: подвести итог всей проделанной работе. Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».
| Ученик, умеющий работать в паре. Установление доброжелательных отношений между детьми | | |
Литература.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь 2004.
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь. 2000.
Шорохова О. А, Сказкотерапия Москва Творческий центр 2009.