СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "В мире чисел".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика - царица наук! Предлагаю вам незабываемое путешествие в страну Счисляндию!

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "В мире чисел".»

I. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие в Счисляндию» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Программа рассчитана на один год обучения (2 класс).


Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

«Путешествие в Счисляндию»— внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления.

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.

Важными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности являются:

- познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;

- задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;

- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;

- освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;

- развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

- развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.

Цели курса внеурочной деятельности :

- развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций);

- умение планировать последовательность действий;

- овладение умениями анализировать, преобразовывать;

- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с математикой.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

- научить оперировать числовой и знаковой символикой;

- научить поиску закономерностей;

- упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;

- научить решать задачи с геометрическим содержанием;

- стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;

- воспитывать ответственность, самостоятельность;

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса математики.

Система вопросов и заданий, использование различных методов дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации, практическая деятельность позволяет лучше усваивать математическую терминологию, находить несколько ходов решения задачи. Используется разнообразная игровая деятельность ( на развитие внимания; игры-тренинги; игры-конкурсы; сюжетные игры; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры).

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.


II. Учебно – тематический план


Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

2класс



1.

Арифметические забавы

11 часов

4

7

2.

Логика в математике

14 часов

5

9

3.

Задачи с геометрическим содержанием

9 часов

3

6

Итого:

34 часа




III. Содержание курса внеурочной деятельности


1. Арифметические забавы (11 ч)

Без карандаша и бумаги. Числовые головоломки. Задачи на нахождение целого и его части. Шифры. Ребусы. Задачи про цифры. «Сколько же?» Закономерности. Математический турнир. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

2. Логика в математике (14 ч)

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. Алгоритм. Ветвление. Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. Математический бой. Задачи на поиск закономерности. Задачи на внимательность и сообразительность. Задачи – шутки. Математическая смесь. Математический конкурс «Умники и умницы». Калейдоскоп идей. Задачи с лишними или недостающими данными. Математическая викторина. Задачи, решаемые без вычислений.


3. Задачи с геометрическим содержанием (9 ч)

Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи со спичками. Игра - головоломка «Пифагор». Линейные орнаменты (бордюры). Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». Игра: Сектор «Приз!» Оригами. Игра «Геометрическая мозаика». Обобщение и закрепление изученного.





Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения


IY. Планируемые результаты

Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы

"Путешествие в Счисляндию"



Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты :

Практическое использование и знакомство с нормамиупотребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

( базовая ценность-

нравственный выбор)




Воспитательные результаты

1 уровня


- понимание нравственной

сущности правил культуры

поведения, общения и речи

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

  • ответственное отношение

к собственным поступкам

и деятельности, осознанное

принятие ценностей

нравственного поведения




Воспитательные результаты

3 уровня


нравственно-этический опыт

взаимодействия с окружающими

людьми в соответствии

с общепринятыми

нравственными нормами.



Методика «Лесенка»






Анкета для второклассников по оценке уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова)








Детские исследовательские проекты.


Воспитательный эффект

позитивная адекватная «Я – Концепция», Методика КТО Я? (модификация методики Куна)


___________________________________________

Метапредметные результаты


Познавательные УУД:

Ученик научится:


устанавливать причинно-следственные связи; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; искать, анализировать информацию; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку; осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;


Тест «Выделение существенных признаков»



Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений.


Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; -понимать смысл инструкции учителя; осуществлять взаимный контроль; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы


Методика"Корректурная проба



Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

____________________________________________



Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания;

контролировать действия партнеров в совместной деятельности; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; проявлять инициативу в коллективных работах.


«Рукавички» (Г.А. Цукерман)


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.








Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

1. Т. А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике. - Саратов: Издательство Лицей, 2003.

2. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.

3. С.И.Волкова. Математика и конструирование, - журнал Начальная школа, 1997-№10

4. Л. Ю. Самсонова . Устный счёт. Сборник упражнений. – М. : Издательство «Экзамен», 2009.












































Календарно – тематическое планирование
курса “Путешествия в Счисляндию”

2 Б класс (1 группа)

Тема занятия

Дата

Арифметические забавы (11 часов)

1

Без карандаша и бумаги.

02.09

2

Числовые головоломки.

09.09

3

Задачи на нахождение целого и его части.

16.09

4

Шифры. Ребусы.

23.09

5

Задачи про цифры.

30.09

6

«Сколько же?»

07.10

7

Закономерности.

21.10

8

Математический турнир

28.10

9

Задачи на взвешивание.

11.11

10

Задачи на переливание.

18.11

11

Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

02.12

Логика в математике (14 часов)

12

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

09.12

13

Алгоритм.

16.12

14

Ветвление.

23.12

15

Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

30.12

16

Математический бой.

13.01

17

Задачи на поиск закономерности.

20.01

18

Задачи на внимательность и сообразительность.

27.01

19

Задачи – шутки.

03.02

20

Математическая смесь.

10.02

21

Математический конкурс «Умники и умницы».

17.02

22

Калейдоскоп идей.

03.03

23

Задачи с лишними или недостающими данными.

10.03

24

Математическая викторина.

17.03

25

Задачи, решаемые без вычислений.

24.03

Задачи с геометрическим содержанием (9 часов)

26

Задачи на разрезание и складывание фигур.

31.03

27

Задачи со спичками.

07.04

28

Игра - головоломка «Пифагор».

21.04

29

Линейные орнаменты (бордюры).

28.04

30

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

05.05

31

Игра: Сектор «Приз!»

12.05

32

Оригами.

19.05

33

Игра «Геометрическая мозаика».

26.05

34

Обобщение и закрепление изученного.

26.05

Календарно – тематическое планирование

курса “Путешествия в Счисляндию”

2 Б класс (2 группа)

Тема занятия

Дата

Арифметические забавы (11 часов)

1

Без карандаша и бумаги.

06.09

2

Числовые головоломки.

13.09

3

Задачи на нахождение целого и его части.

20.09

4

Шифры. Ребусы.

27.09

5

Задачи про цифры.

04.10

6

«Сколько же?»

18.10

7

Закономерности.

25.10

8

Математический турнир

01.11

9

Задачи на взвешивание.

08.11

10

Задачи на переливание.

15.11

11

Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

29.11

Логика в математике (14 часов)

12

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

06.12

13

Алгоритм.

13.12

14

Ветвление.

20.12

15

Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

27.12

16

Математический бой.

10.01

17

Задачи на поиск закономерности.

17.01

18

Задачи на внимательность и сообразительность.

24.01

19

Задачи – шутки.

31.01

20

Математическая смесь.

07.02

21

Математический конкурс «Умники и умницы».

14.02

22

Калейдоскоп идей.

28.02

23

Задачи с лишними или недостающими данными.

07.03

24

Математическая викторина.

14.03

25

Задачи, решаемые без вычислений.

21.03

Задачи с геометрическим содержанием (9 часов)

26

Задачи на разрезание и складывание фигур.

28.03

27

Задачи со спичками

04.04

28

Игра - головоломка «Пифагор».

18.04

29

Линейные орнаменты (бордюры).

25.04

30

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

02.05

31

Игра: Сектор «Приз!»

16.05

32

Оригами.

23.05

33

Игра «Геометрическая мозаика».

30.05

34

Обобщение и закрепление изученного.

30.05

Календарно – тематическое планирование
курса “Путешествия в Счисляндию”

2 В класс (1 группа)

Тема занятия

Дата

Арифметические забавы (11 часов)

1

Без карандаша и бумаги.

01.09

2

Числовые головоломки.

08.09

3

Задачи на нахождение целого и его части.

15.09

4

Шифры. Ребусы.

22.09

5

Задачи про цифры.

29.09

6

«Сколько же?»

06.10

7

Закономерности.

20.10

8

Математический турнир

27.10

9

Задачи на взвешивание.

03.11

10

Задачи на переливание.

10.11

11

Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

17.11

Логика в математике (14 часов)

12

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

01.12

13

Алгоритм.

08.12

14

Ветвление.

15.12

15

Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

22.12

16

Математический бой.

29.12

17

Задачи на поиск закономерности.

12.01

18

Задачи на внимательность и сообразительность.

19.01

19

Задачи – шутки.

26.01

20

Математическая смесь.

02.02

21

Математический конкурс «Умники и умницы».

09.02

22

Калейдоскоп идей.

16.02

23

Задачи с лишними или недостающими данными.

02.03

24

Математическая викторина.

09.03

25

Задачи, решаемые без вычислений.

16.03

Задачи с геометрическим содержанием (9 часов)

26

Задачи на разрезание и складывание фигур.

23.03

27

Задачи со спичками.

30.03

28

Игра - головоломка «Пифагор».

06.04

29

Линейные орнаменты (бордюры).

20.04

30

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

27.04

31

Игра: Сектор «Приз!»

04.05

32

Оригами.

11.05

33

Игра «Геометрическая мозаика».

18.05

34

Обобщение и закрепление изученного.

25.05

Календарно – тематическое планирование

курса “Путешествия в Счисляндию”

2 В класс (2 группа)

Тема занятия

Дата

Арифметические забавы (11 часов)

1

Без карандаша и бумаги.

05.09

2

Числовые головоломки.

12.09

3

Задачи на нахождение целого и его части.

19.09

4

Шифры. Ребусы.

26.09

5

Задачи про цифры.

03.10

6

«Сколько же?»

17.10

7

Закономерности.

24.10

8

Математический турнир

31.10

9

Задачи на взвешивание.

07.11

10

Задачи на переливание.

14.11

11

Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

21.11

Логика в математике (14 часов)

12

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

28.11


13

Алгоритм.

05.12

14

Ветвление.

12.12

15

Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

19.12

16

Математический бой.

26.12

17

Задачи на поиск закономерности.

09.01

18

Задачи на внимательность и сообразительность.

16.01

19

Задачи – шутки.

23.01

20

Математическая смесь.

30.01

21

Математический конкурс «Умники и умницы».

06.02


22

Калейдоскоп идей.

13.02

23

Задачи с лишними или недостающими данными.

27.02

24

Математическая викторина.

06.03


25

Задачи, решаемые без вычислений.

13.03


Задачи с геометрическим содержанием (9 часов)

26

Задачи на разрезание и складывание фигур.

20.03

27

Задачи со спичками

27.03

03.04

28

Игра - головоломка «Пифагор».

29

Линейные орнаменты (бордюры).

10.04

30

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

17.04

31

Игра: Сектор «Приз!»

24.04

32

Оригами.

15.05

33

Игра «Геометрическая мозаика».

22.05

34

Обобщение и закрепление изученного.Итоговый тест

29.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!