I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие в Счисляндию» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им. Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Программа рассчитана на один год обучения (2 класс).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
«Путешествие в Счисляндию»— внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.
Важными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности являются:
- познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
- задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
- освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
- развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
- развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.
Цели курса внеурочной деятельности :
- развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций);
- умение планировать последовательность действий;
- овладение умениями анализировать, преобразовывать;
- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с математикой.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- научить оперировать числовой и знаковой символикой;
- научить поиску закономерностей;
- упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;
- научить решать задачи с геометрическим содержанием;
- стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;
- воспитывать ответственность, самостоятельность;
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса математики.
Система вопросов и заданий, использование различных методов дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации, практическая деятельность позволяет лучше усваивать математическую терминологию, находить несколько ходов решения задачи. Используется разнообразная игровая деятельность ( на развитие внимания; игры-тренинги; игры-конкурсы; сюжетные игры; интеллектуально-познавательные игры; интеллектуально-творческие игры).
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
II. Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов | Теория | Практика |
2класс | | |
1. | Арифметические забавы | 11 часов | 4 | 7 |
2. | Логика в математике | 14 часов | 5 | 9 |
3. | Задачи с геометрическим содержанием | 9 часов | 3 | 6 |
Итого: | 34 часа | | |
III. Содержание курса внеурочной деятельности
1. Арифметические забавы (11 ч)
Без карандаша и бумаги. Числовые головоломки. Задачи на нахождение целого и его части. Шифры. Ребусы. Задачи про цифры. «Сколько же?» Закономерности. Математический турнир. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».
2. Логика в математике (14 ч)
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. Алгоритм. Ветвление. Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. Математический бой. Задачи на поиск закономерности. Задачи на внимательность и сообразительность. Задачи – шутки. Математическая смесь. Математический конкурс «Умники и умницы». Калейдоскоп идей. Задачи с лишними или недостающими данными. Математическая викторина. Задачи, решаемые без вычислений.
3. Задачи с геометрическим содержанием (9 ч)
Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи со спичками. Игра - головоломка «Пифагор». Линейные орнаменты (бордюры). Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». Игра: Сектор «Приз!» Оригами. Игра «Геометрическая мозаика». Обобщение и закрепление изученного.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
IY. Планируемые результаты
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы
"Путешествие в Счисляндию"
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Личностные результаты : Практическое использование и знакомство с нормамиупотребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. ( базовая ценность- нравственный выбор) | Воспитательные результаты 1 уровня - понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи ______________________________ Воспитательные результаты 2 уровня к собственным поступкам и деятельности, осознанное принятие ценностей нравственного поведения Воспитательные результаты 3 уровня нравственно-этический опыт взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | Методика «Лесенка» Анкета для второклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова) Детские исследовательские проекты. |
Воспитательный эффект | позитивная адекватная «Я – Концепция», Методика КТО Я? (модификация методики Куна) ___________________________________________ |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Ученик научится: устанавливать причинно-следственные связи; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; искать, анализировать информацию; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Тест «Выделение существенных признаков» |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений. |
| Регулятивные УУД: Ученик научится: - планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; -понимать смысл инструкции учителя; осуществлять взаимный контроль; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы | Методика"Корректурная проба |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения. ____________________________________________ |
| Коммуникативные УУД: Ученик научится: договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнеров в совместной деятельности; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; проявлять инициативу в коллективных работах. | «Рукавички» (Г.А. Цукерман) |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
1. Т. А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике. - Саратов: Издательство Лицей, 2003.
2. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
3. С.И.Волкова. Математика и конструирование, - журнал Начальная школа, 1997-№10
4. Л. Ю. Самсонова . Устный счёт. Сборник упражнений. – М. : Издательство «Экзамен», 2009.
Календарно – тематическое планирование
курса “Путешествия в Счисляндию”
2 Б класс (1 группа)
№ | Тема занятия | Дата |
Арифметические забавы (11 часов) |
1 | Без карандаша и бумаги. | 02.09 |
2 | Числовые головоломки. | 09.09 |
3 | Задачи на нахождение целого и его части. | 16.09 |
4 | Шифры. Ребусы. | 23.09 |
5 | Задачи про цифры. | 30.09 |
6 | «Сколько же?» | 07.10 |
7 | Закономерности. | 21.10 |
8 | Математический турнир | 28.10 |
9 | Задачи на взвешивание. | 11.11 |
10 | Задачи на переливание. | 18.11 |
11 | Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы». | 02.12 |
Логика в математике (14 часов) |
12 | Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. | 09.12 |
13 | Алгоритм. | 16.12 |
14 | Ветвление. | 23.12 |
15 | Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. | 30.12 |
16 | Математический бой. | 13.01 |
17 | Задачи на поиск закономерности. | 20.01 |
18 | Задачи на внимательность и сообразительность. | 27.01 |
19 | Задачи – шутки. | 03.02 |
20 | Математическая смесь. | 10.02 |
21 | Математический конкурс «Умники и умницы». | 17.02 |
22 | Калейдоскоп идей. | 03.03 |
23 | Задачи с лишними или недостающими данными. | 10.03 |
24 | Математическая викторина. | 17.03 |
25 | Задачи, решаемые без вычислений. | 24.03 |
Задачи с геометрическим содержанием (9 часов) |
26 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 31.03 |
27 | Задачи со спичками. | 07.04 |
28 | Игра - головоломка «Пифагор». | 21.04 |
29 | Линейные орнаменты (бордюры). | 28.04 |
30 | Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». | 05.05 |
31 | Игра: Сектор «Приз!» | 12.05 |
32 | Оригами. | 19.05 |
33 | Игра «Геометрическая мозаика». | 26.05 |
34 | Обобщение и закрепление изученного. | 26.05 |
Календарно – тематическое планирование
курса “Путешествия в Счисляндию”
2 Б класс (2 группа)
№ | Тема занятия | Дата |
Арифметические забавы (11 часов) |
1 | Без карандаша и бумаги. | 06.09 |
2 | Числовые головоломки. | 13.09 |
3 | Задачи на нахождение целого и его части. | 20.09 |
4 | Шифры. Ребусы. | 27.09 |
5 | Задачи про цифры. | 04.10 |
6 | «Сколько же?» | 18.10 |
7 | Закономерности. | 25.10 |
8 | Математический турнир | 01.11 |
9 | Задачи на взвешивание. | 08.11 |
10 | Задачи на переливание. | 15.11 |
11 | Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы». | 29.11 |
Логика в математике (14 часов) |
12 | Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. | 06.12 |
13 | Алгоритм. | 13.12 |
14 | Ветвление. | 20.12 |
15 | Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. | 27.12 |
16 | Математический бой. | 10.01 |
17 | Задачи на поиск закономерности. | 17.01 |
18 | Задачи на внимательность и сообразительность. | 24.01 |
19 | Задачи – шутки. | 31.01 |
20 | Математическая смесь. | 07.02 |
21 | Математический конкурс «Умники и умницы». | 14.02 |
22 | Калейдоскоп идей. | 28.02 |
23 | Задачи с лишними или недостающими данными. | 07.03 |
24 | Математическая викторина. | 14.03 |
25 | Задачи, решаемые без вычислений. | 21.03 |
Задачи с геометрическим содержанием (9 часов) |
26 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 28.03 |
27 | Задачи со спичками | 04.04 |
28 | Игра - головоломка «Пифагор». | 18.04 |
29 | Линейные орнаменты (бордюры). | 25.04 |
30 | Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». | 02.05 |
31 | Игра: Сектор «Приз!» | 16.05 |
32 | Оригами. | 23.05 |
33 | Игра «Геометрическая мозаика». | 30.05 |
34 | Обобщение и закрепление изученного. | 30.05 |
Календарно – тематическое планирование
курса “Путешествия в Счисляндию”
2 В класс (1 группа)
№ | Тема занятия | Дата |
Арифметические забавы (11 часов) |
1 | Без карандаша и бумаги. | 01.09 |
2 | Числовые головоломки. | 08.09 |
3 | Задачи на нахождение целого и его части. | 15.09 |
4 | Шифры. Ребусы. | 22.09 |
5 | Задачи про цифры. | 29.09 |
6 | «Сколько же?» | 06.10 |
7 | Закономерности. | 20.10 |
8 | Математический турнир | 27.10 |
9 | Задачи на взвешивание. | 03.11 |
10 | Задачи на переливание. | 10.11 |
11 | Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы». | 17.11 |
Логика в математике (14 часов) |
12 | Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. | 01.12 |
13 | Алгоритм. | 08.12 |
14 | Ветвление. | 15.12 |
15 | Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. | 22.12 |
16 | Математический бой. | 29.12 |
17 | Задачи на поиск закономерности. | 12.01 |
18 | Задачи на внимательность и сообразительность. | 19.01 |
19 | Задачи – шутки. | 26.01 |
20 | Математическая смесь. | 02.02 |
21 | Математический конкурс «Умники и умницы». | 09.02 |
22 | Калейдоскоп идей. | 16.02 |
23 | Задачи с лишними или недостающими данными. | 02.03 |
24 | Математическая викторина. | 09.03 |
25 | Задачи, решаемые без вычислений. | 16.03 |
Задачи с геометрическим содержанием (9 часов) |
26 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 23.03 |
27 | Задачи со спичками. | 30.03 |
28 | Игра - головоломка «Пифагор». | 06.04 |
29 | Линейные орнаменты (бордюры). | 20.04 |
30 | Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». | 27.04 |
31 | Игра: Сектор «Приз!» | 04.05 |
32 | Оригами. | 11.05 |
33 | Игра «Геометрическая мозаика». | 18.05 |
34 | Обобщение и закрепление изученного. | 25.05 |
Календарно – тематическое планирование
курса “Путешествия в Счисляндию”
2 В класс (2 группа)
№ | Тема занятия | Дата |
Арифметические забавы (11 часов) |
1 | Без карандаша и бумаги. | 05.09 |
2 | Числовые головоломки. | 12.09 |
3 | Задачи на нахождение целого и его части. | 19.09 |
4 | Шифры. Ребусы. | 26.09 |
5 | Задачи про цифры. | 03.10 |
6 | «Сколько же?» | 17.10 |
7 | Закономерности. | 24.10 |
8 | Математический турнир | 31.10 |
9 | Задачи на взвешивание. | 07.11 |
10 | Задачи на переливание. | 14.11 |
11 | Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы». | 21.11 |
Логика в математике (14 часов) |
12 | Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. | 28.11 |
13 | Алгоритм. | 05.12 |
14 | Ветвление. | 12.12 |
15 | Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. | 19.12 |
16 | Математический бой. | 26.12 |
17 | Задачи на поиск закономерности. | 09.01 |
18 | Задачи на внимательность и сообразительность. | 16.01 |
19 | Задачи – шутки. | 23.01 |
20 | Математическая смесь. | 30.01 |
21 | Математический конкурс «Умники и умницы». | 06.02 |
22 | Калейдоскоп идей. | 13.02 |
23 | Задачи с лишними или недостающими данными. | 27.02 |
24 | Математическая викторина. | 06.03 |
25 | Задачи, решаемые без вычислений. | 13.03 |
Задачи с геометрическим содержанием (9 часов) |
26 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 20.03 |
27 | Задачи со спичками | 27.03 03.04 |
28 | Игра - головоломка «Пифагор». |
29 | Линейные орнаменты (бордюры). | 10.04 |
30 | Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». | 17.04 |
31 | Игра: Сектор «Приз!» | 24.04 |
32 | Оригами. | 15.05 |
33 | Игра «Геометрическая мозаика». | 22.05 |
34 | Обобщение и закрепление изученного.Итоговый тест | 29.05 |