СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Лесничество"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для учащихся 7-9 классы. Отличительной особенностью программы является участие школьников а акциях, привлекая к своей деятельности других учеников и населения. Знания, уменияи навыки помогают им сформировать грожданскую позицию, самостоятельность и сплочённость. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Лесничество"»




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Станция юных натуралистов

города Димитровграда Ульяновской области»



Рассмотрена и одобрена на заседании

педагогического совета

от «___»_____________ 20____г.

Протокол № ________________


«Утверждаю»

Директор МБУДО СЮН

_____________ Н.Ф.Крупина

«____»_____________20____г








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«Лесничество»




Возраст обучающихся: 13 – 16 лет

Срок реализации 1 год








Автор-составитель:

Ендураева Наталья Николаевна педагог дополнительного образования






г.Димитровград 2017год


Рецензенты:


1. внешняя рецензия

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)

2. внутренняя рецензия:

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)


Программа рассчитана на 1год обучения:


1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144) 13 – 16 лет


Возрастной диапазон освоения программы: 13-16 лет












Программа рассмотрена

и одобрена на заседании

педагогического совета

МБУДО СЮН

протокол № ___ от _______

Секретарь _______________







Содержание:


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»


1.1

Пояснительная записка


1.2

Цель и задачи программы


1.3

Содержание программы



1.3.1 Учебный план



1.3.2 Содержание учебного плана 


1.4

Планируемые результаты



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1

Календарный учебный график


2.2

Календарный учебный график


2.3

Условия реализации программы


2.4

Формы аттестации 


2.5

Оценочные материалы


2.6

Методические материалы


2.7

Список литературы


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»


1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. естественнонаучной направленности «Лесничество» для объединения «Лесничество» Данная программа создана как авторская по степени участия в разработке.

Актуальность программы: Чтобы не оскудели наши лесные кладовые, нам нужно сажать лесов больше, чем вырубать, и так бережно их использовать, чтобы будущим поколениям земля наша досталась с могучими дубравами и рощами, с полноводными реками и с чистым, живительным воздухом.

Участие в работе школьных лесничеств – не только ступенька в познании мира, окружающей природы, но и приобретение дополнительных знаний об окружающей природе, практических навыков и опыта проведения лесохозяйственных мероприятий. Все это пригодится подрастающему поколению в последующие годы при выборе специальности, учебе в техникумах и вузах, работе в различных отраслях страны. Задача тех, кто сегодня организует и обеспечивает управление лесным хозяйством позаботиться об использовании результатов подготовки молодежи в школьных лесничествах для привлечения их к работе в лесном хозяйстве.

Отличительные особенности программы: каждый учащийся пробует себя в роли помощника работника лесного хозяйства. Работа в школьном питомнике, высадка деревьев на улицах города. Они активно участвуют в акциях, привлекая к своей работе других учеников и населения. Знания умения и навыки помогают им сформировать гражданскую позицию, самостоятельно и дружно работать в коллективе

Свою программу меня заставило написать желание работать с детьми, так как без общеобразовательной программы это невозможно.

Всё это отличает данную программу от других, ранее опубликованных.

Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

5. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области»

Адресат программы: дети

1 года обучения: 13 - 16 лет

психолого-педагогические особенности:

Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении.

Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.

Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.

Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение.

Учитывая данный фактор в дополнительной образовательной программе «Лесничество» созданной для объединения «Лесничество» более половины учебных часов составляет практическая работа, также увеличено количество часов экскурсий, контроль осуществляется в ходе практической работы учащихся.

Содержание и материал программы «Лесничество» соответствует стартовому уровню

Объем программы – 144 часа

Срок освоения программы программа рассчитана на 1год обучения:

1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)

Форма обучения очная

формы организации образовательного процесса: групповая

Методы обучения:

словесный,

наглядный практический;

объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый,

игровой,

дискуссионный,

проектный и др.

методы воспитания:

убеждение,

поощрение,

упражнение,

стимулирование,

мотивация и др.

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический;

Формы проведения занятий: акция, игровая программа, круглый стол, сбор, беседа, викторина, мастер-класс, смотрины, обсуждение, практическое занятие, наблюдение, встреча с интересными людьми, тренинг, дискуссия, мозговой штурм, защита проекта, презентация, творческая мастерская, экскурсия.

формы организации учебного занятия - акция, беседа, встреча с интересными людьми, защита проектов, игра, конкурс, круглый стол, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, праздник, практическое занятие, презентация, , экскурсия.

педагогические технологии – технология группового обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения и др.

Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))

Формы подведения итогов реализации программы:

Наблюдение, тест, презентации с использованием интернет-ресурсов.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель и задачи программы:

- цель — Познакомить учащихся с лесным хозяйством. Вовлечь детей в практическую природоохранную деятельность. Приумножить лесные богатства, совершенствуя трудового воспитания учащихся.

- задачи

А) личностные - формирование общественной активности личности в приумножении лесных богатств. Формирование гражданской позиции через участие учащихся в акциях и проектах; желание и умение работать в коллективе.

Б) метапредметные - развитие мотивации к активному участию школьников в лесничестве, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности в выполнении практических заданий;

В) образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к лесному хозяйству, включение в исследовательскую деятельность, приобретение знаний, умений, навыков, по посадке деревьев.

1.3. Содержание программы



1.3.1 Учебный план программы


п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение (4ч.)

1.1

Введение в программу, инструктаж по ОТ, ТБ и ПДД. Знакомство.

2

1

1

Комплексное занятие, тренинг

Устные ответы, наблюдение

1.2

«Зелёный огонёк» по ПДД

2

1

1

Игровая

программа

Конкурс, наблюдение устные ответы

2

Раздел 2. «Основные этапы по лесничеству». (26)

2.1

Общее понятие о природе леса. Экскурсия в дубовую рощу

2

1

1

Комплексное занятие. Дискуссия. Экскурсия

Наблюдение, беседа

2.2

Яростность леса. Естественное и искусственное возобновление леса. Экскурсия в питомник на станции юннатов

2

1

1

Комплексное занятие, обсуждение, экскурсия

Наблюдение, тест

2.3

Сбор семян деревьев.

2


2

Сбор,

Опрос

2.4

Лесоразведение и лесовостановление.

Посадка семян деревьев

2

1

1

Комплексное занятие.

Мастер -класс.

Наблюдение, устные ответы

2.5

Акция «Посади своё дерево».

2


2

Акция,

беседа

Наблюдение, анализ выполненной работы

2.6

Определение деревьев по внешнему виду. Черенкование ивы. Работа в питомнике

2


2

Практическая работа. Сбор, обсуждение

Наблюдение, анализ выполненной работы

2.7

Биотехнические материалы.

Сбор топинамбура или желудей для лесных жителей

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение

2.8

Лесная таксация. Работа с высотомером и мерной вилкой.

2

1

1

Комплексное занятие, практическая работа, мастер - класс

Анализ выполнения практической работы, опрос

2.9

Практическая работа «Определения объёма растущего дерева»

2


2

Практическая работа

Анализ выполнения практической работы, наблюдение

2.10

Лесохозяйственные машины. Экскурсия в лесничество

2

1

1

Экскурсия

Устные ответы, наблюдение

2.11

Лесные пожары. Разработка листовок по защите леса от пожара

2

1

1

Комплексное занятие.

Тест

2.12

Вредители и болезни леса.

Доклады учащихся

2

1

1

Комплексное занятие

Викторина, устные ответы

2.13

Рисование плаката нашей группы. Чаепитие.

2


2

Конкурс, творческая работа

Показ плакатов. Викторина

3

Раздел 3. «Моя малая родина». (28 ч.)

3.1

Прогулка в лесопарк. Фотоконкурс «Экогражданин».

2

1

1

Смотрины

Наблюдение

3.2

Сбор природных материалов.

2


2

Сбор

Наблюдение

3.3

Оформление гербария по учебной карте.

2


2

Самостоятельная работа

Анализ выполненного задания

3.4

Синичкин день.

2


2

Конкурс рисунков

Наблюдение, викторина

3.5

Изготовление кормушек. Вывешивания их на улицу.

2


2

Практическое занятие

анализ выполнения практических заданий

3.6

Акция «Покорми птиц зимой»

2


2

Акция

Наблюдение

3.7

Подготовка к экологической операции «Живая ель»

2

1

1

Беседа, мозговой штурм

Наблюдение

3.8

Проведение мероприятий с младшими школьниками

2

1

1

Самостоятельная работа

анализ выполнения мероприятия

3.9

Сочинение сказки на тему «праздник Новый год»

2


2

Самостоятельная работа

Выступление

3.10

Разработка листовок по сохранению новогодних красавиц. Изготовление и раздача их на улицах города

2


2

Конкурс, творческая работа

Наблюдение, опрос

3.11

Альтернативная ёлочка

2


2

Практическое задание

анализ выполнения практических заданий

3.12

Опрос среди населения «Какую ёлочку выбрать»

2


2

Самостоятельная работа

Опрос

3.13

Оформление проекта «Живая ель»

2

1

1

Защита проекта

Наблюдение

3.14

Круглый стол. Подведение итогов выполненной работы. Показ презентаций

2

1

1

Круглый стол, размышление

Презентация

4

Раздел 4. «Лесные жители». (26ч.)

4.1

Насекомые. Понятие энтомофаги и вредители. Доклады учащихся.

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение, опрос.

Защита докладов


4.2

Меры борьбы с насекомыми - вредителями леса. Определение насекомых по коллекции.

2

1

1

Комплексное занятие

Тест

4.3

Млекопитающие Ульяновской области. Викторина

2

1

1

Комплексное занятие

Викторина

4.4

Акклиматизация и реакклиматизация животных; борьба с животными, приносящими вред. Применение ремизы, кормушек, солонцов

2

2


Размышление, беседа

Опрос

4.5

Экскурсия в лес. Определение животных по следам жизнедеятельности (погрызы, следы)

2


2

Экскурсия

анализ выполнения практических заданий, опрос

4.6

Птицы. Определение птиц по голосу и внешнему виду.

2

1

1

Комплексное занятие

Викторина

4.7

Прогулка в лес. Наблюдение за птицами и их голосами.

2


2

Экскурсия

Наблюдение

4.8

Игра «Умники и умницы» на тему: « Птица года»

2

1

1

Игровая программа

Устные ответы

4.9

Лесоразведение и лесовостановление

2

2


Беседа

Тест

4.10

Встреча со специалистом лесного хозяйства

2


2

Встреча с интересными людьми

Беседа, опрос

4.11

Растения в лесу. Загадки.

2

1

1

Комплексное занятие

Викторина

4.12

Экскурсия в Мелекесское Общество Охотников И Рыболовов.

2

1

1

Экскурсия

Наблюдение, опрос

4.13

Круглый стол «О пользе и вреде лесных обитателей»

2

1

1

Круглый стол, размышление

Наблюдение

5

Раздел 5. «Наши работы». (60 ч.)

5.1

Аншлаг. Выбор рисунка.

2

1

1

Конкурс

Опрос


5.2

Рисование аншлага

2


2

Творческая мастерская

Наблюдение.

5.3

Рисование аншлага

2


2

Творческая мастерская

Наблюдение.

5.4

Рисование аншлага

2


2

Творческая мастерская

Наблюдение.

5.5

Раскрашивание аншлага

2


2

Творческая мастерская

Наблюдение.

5.6

Раскрашивание аншлага.

2


2

Творческая мастерская

Наблюдение.

5.7

Раскрашивание аншлага

2


2

Творческая мастерская

Наблюдение.

.5.8

Установка аншлага.

2


2

Практическая работа

Смотрины, анализ работы

5.9

Понятие - Экологическая тропа.

2

1

1

Комплексное занятие, размышление

Опрос

5.10

Сбор информации для оформления экологической тропы

2


2

Сбор

Наблюдение

5.11

Обработка информации экологической тропы

2

1

1

Комплексное занятие, беседа

Наблюдение

5.12

Составление экологической тропы

2

1

1

Комплексное занятие, беседа

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

5.13

Экскурсия экологической тропы для других классов.

2


2

Экскурсия

Наблюдение

5.14

Правило поведения в лесу. Техника безопасности в лесу.

2

1

1

Комплексное занятие.

Викторина

5.15

Уборка в лесопарке

2


2

Самостоятельная работа

Наблюдение,

5.16

Посадка саженцев

2

1

1

Самостоятельная работа

Наблюдение

5.17

Посадка саженцев

2


2

Самостоятельная работа

Наблюдение, анализ выполненной работы

5.18

Питомник. Уход.

2

1

1

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение

5.19

Питомник. Высадка семян деревьев.

2

1

1

Самостоятельная работа

Наблюдение, анализ выполненной работы

5.20

Размножение красной и черной смородины черенками

2

1

1

Комплексное занятие

Опрос, наблюдение

5.21

Высадка малины.

2


2

Самостоятельная работа

Наблюдение

5.22

Огораживания муравейников

2

1

1

Комплексное занятие

Наблюдение

5.23

Природоохранный проект «Весна без огня»

2

1

1

Комплексное занятие, беседа

Опрос

5.24

Сбор информации для проекта.

2


2

Сбор

Наблюдение

5.25

Выполнения проекта

2


2

Самостоятельная работа

Наблюдение

5.26

Выполнение проекта

2


2

Самостоятельная работа

Наблюдение

5.28

Изготовление презентации для проекта

2


2

Презентация

Наблюдение

5.28

Оформление проекта. Защита проекта

2

1

1

Комплексное занятие, защита проекта

Наблюдение

5.29

Круглый стол: «Что мы сделали, а что могли ещё сделать»

2

1

1

Круглый стол, дискуссия

Наблюдение

5.30

Итоговое занятие. Тест. Презентация «Наши дела. Наши успехи»

2

1

1

Игровая программа

Наблюдение, тест.

презентация


Итого

144

41

103





1.3.2 Содержание учебного плана



Раздел 1. Введение

Теория:

- Знакомство с программой «Лесничество». Правила техники безопасности при работе объединения и правила дорожного движения. Правил безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление детей с целью и задачами курса. Ознакомление с основными требованиями к кружковцам.

Практика:

  1. «зеленый огонек»

  2. «рисунок по ПДД


Раздел 2. Основные этапы по лесничеству.


Теория:

Общее понятие о природе леса. Яростность леса. Естественное и искусственное возобновление леса. Лесоразведение и лесовостановление. Определение деревьев по внешнему виду. Биотехнические материалы. Лесная таксация. Лесохозяйственные машины. Лесные пожары. Вредители и болезни леса.

Практика:

  1. Экскурсия в дубовую рощу

  2. Экскурсия в питомник на станции юннатов

  3. Сбор семян деревьев.

  4. Посадка семян деревьев

  5. Акция «Посади своё дерево».

  6. Черенкование ивы. Работа в питомнике.

  7. Сбор топинамбура или желудей для лесных жителей.

  8. Самостоятельная работа с высотомером и мерной вилкой.

  9. Практическая работа «Определения объёма растущего дерева»

  10. Экскурсия в лесничество

  11. Самостоятельная работа по разработке листовок по защите леса от пожара.

  12. Доклады учащихся по теме: «Вредители леса»

  13. Рисование плаката нашей группы.


Раздел 3. Моя малая Родина


Теория: Фотоконкурс «Экогражданин». Синичкин день. Экологическая операция «Живая ель».

Практика:

  1. Прогулка в лесопарк.

  2. Сбор природных материалов.

  3. Оформление гербария по учебной карте.

  4. Конкурс рисунков на тему: «Зимующие птицы».

  5. Изготовление кормушек. Вывешивания их на улицу.

  6. Акция «Покорми птиц зимой»

  7. Самостоятельная работа по проведении мероприятия с младшими школьниками по теме «Живая ель»

  8. Сочинение сказки на тему «праздник Новый год»

  9. Разработка листовок по сохранению новогодних красавиц. Изготовление и раздача их на улицах города.

  10. Альтернативная ёлочка

  11. Опрос среди населения «Какую ёлочку выбрать».

  12. Оформление проекта «Живая ель»

  13. Круглый стол. Подведение итогов выполненной работы. Показ презентаций


Раздел 4. Лесные жители


Теория: Насекомые. Понятие энтомофаги и вредители. Меры борьбы с насекомыми - вредителями леса. Определение насекомых по коллекции. Млекопитающие Ульяновской области. Акклиматизация и реакклиматизация животных; борьба с животными, приносящими вред. Применение ремизы, кормушек, солонцов. Птицы. Определение птиц по голосу и внешнему виду. Лесоразведение и лесовостановление. Растения в лесу.

Практика:

  1. Доклады учащихся на тему «Энтомофаги леса».

  2. Викторина «Млекопитающие нашего леса»

  3. Экскурсия в лес. Определение животных по следам жизнедеятельности (погрызы, следы)

  4. Прогулка в лес. Наблюдение за птицами и их голосами.

  5. Игра «Умники и умницы» на тему: « Птица года».

  6. Встреча со специалистом лесного хозяйства.

  7. Викторина: «Растения в лесу»

  8. Экскурсия в Мелекесское Общество Охотников И Рыболовов.

  9. Круглый стол «О пользе и вреде лесных обитателей».


Раздел 5. Наши работы


Теория: Аншлаг. Понятие - Экологическая тропа. Обработка информации экологической тропы. Правило поведения в лесу. Техника безопасности в лесу. Питомник. Природоохранный проект «Весна без огня».

Практика:

  1. Самостоятельная работа «Выбор рисунка для аншлага».

  2. Творческая мастерская. Рисование аншлага.

  3. Творческая мастерская . Раскрашивание аншлага.

  4. Установка аншлага.

  5. Сбор информации для оформления экологической тропы.

  6. Экскурсия экологической тропы для других классов.

  7. Уборка в лесопарке.

  8. Посадка саженцев.

  9. Высадка семян деревьев.

  10. Размножение красной и черной смородины черенками.

  11. Высадка малины.

  12. Огораживания муравейников.

  13. Выполнение и оформление проекта «Весна без огня».

  14. Круглый стол: «Что мы сделали, а что могли ещё сделать»

  15. Итоговое занятие. Презентация «Наши дела. Наши успехи»


    1. Планируемые результаты.


В результате обучения по программе ребенок:

В результате обучения по программе у ребенка:

Будет знать- что такое лес, значение леса в жизни человека., обитатели леса.

Будет уметь сажать и ухаживать за деревьями, выполнять проекты, презентации.

Будет иметь представление о деятельности лесного хозяйства.

Будет сформирована устойчивая потребность в защите и приумножении леса.

Будут совершенствовать трудовое воспитание

Будет стремиться привлекать других в природоохранную деятельность

Овладеет понятиями: аншлаг, бонитет, проект, энтомофаги и др.

Получит навыки создания питомника, выполнения экологических троп.

Будет сформирована активная жизненная позиция.


Будет развита устойчивая потребность к самообразованию

Будут развиты творческие способности и воспитаны уважение к нормам коллективным нормам.


результаты личностные: ребёнок удовлетворён своей деятельностью в объединении, самореализуется в нужности его для природы. Умеет трудиться в коллективе. Повышает творческую активность, проявляет инициативу и любознательность. Формирует навыки в изложении своих мыслей, взглядов. Развивает жизненные социальные компетенции, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); патриотизм и гражданскую позицию (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умеет «презентовать» себя и свои проекты).


результаты метапредметные: развитие творческого потенциала связано с познанием своих возможностей через освоение новых умений в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Ребенок умеет различать и определять разные виды растений животных, насекомых.


результаты предметные: понимать роль лесных насаждений и сохранять их. Анализировать экологические проблемы, знать особенности природы. Познакомятся с деятельностью лесников.



Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1 Календарный учебный график


Начало учебного года 15 сентября 2017года

Окончание учебного года 31 мая 2018 года

Продолжительность учебного года 36 недель

В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.


2.2 Календарный учебный график

п/п

месяц

число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля



Комплексное занятие, тренинг

2

Введение в программу, инструктаж по ОТ, ТБ и ПДД. Знакомство.

СШ

Устные ответы,

наблюдение



Игровая

программа

2

«Зелёный огонёк» по ПДД

СШ

Конкурс



Комплексное занятие. Дискуссия. Экскурсия

2

Общее понятие о природе леса. Экскурсия в дубовую рощу

Дубовая

роща

Наблюдение, беседа

4.



Комплексное занятие, обсуждение, экскурсия

2

Яростность леса. Естественное и искусственное возобновление леса. Экскурсия в питомник на станции юннатов

Питомник на станции юннатов

Наблюдение, тест

5.



Сбор

2

Сбор семян деревьев.

Школьный двор

Опрос

6.



Комплексное занятие.

Мастер -класс.

2

Лесоразведение и лесовостановление.

Посадка семян деревьев

Станция юннатов

Наблюдение, устные ответы

7.



Акция,

беседа

2

Акция «Посади своё дерево».

Школьный двор

Наблюдение, анализ выполненной работы

8.



Практическая работа. Сбор, обсуждение

2

Определение деревьев по внешнему виду. Черенкование ивы. Работа в питомнике

Питомник

Наблюдение, анализ выполненной работы

9.



Комплексное занятие

2

Биотехнические материалы.

Сбор топинамбура или желудей для лесных жителей

Питомник

Наблюдение

10.



Комплексное занятие, практическая работа, мастер - класс

2

Лесная таксация. Работа с высотомером и мерной вилкой.

СШ


Анализ выполнения практической работы, опрос

11.



Практическая работа

2

Практическая работа «Определения объёма растущего дерева»

СШ

Анализ выполнения практической работы, наблюдение

12.



Экскурсия

2

Лесохозяйственные машины. Экскурсия в лесничество

Лесничество

Устные ответы, наблюдение

13.



Комплексное занятие

2

Лесные пожары. Разработка листовок по защите леса от пожара

СШ

тест

14.



Комплексное занятие.

2

Вредители и болезни леса.

Доклады учащихся

СШ

Викторина, устные ответы

15.



Конкурс, творческая работа

2

Рисование плаката нашей группы. Чаепитие.

СШ

Показ плакатов. Викторина

16.



Смотрины

2

Прогулка в лесопарк. Фотоконкурс «Экогражданин».


Наблюдение

17.



Сбор

2

Сбор природных материалов.

Школьный двор

Наблюдение

18.



Самостоятельная работа

2

Оформление гербария по учебной карте.

СШ

Анализ выполненного задания

19.



Конкурс рисунков

2

Синичкин день.

СШ

Наблюдение, викторина

20.



Практическое занятие

2

Изготовление кормушек. Вывешивания их на улицу.

СШ

Школьный двор

анализ выполнения практических заданий

21.



Акция

2

Акция «Покорми птиц зимой»

Школьный двор

Наблюдение

22.



Беседа, мозговой штурм

2

Подготовка к экологической операции «Живая ель»

СШ

Наблюдение

23.



Самостоятельная работа

2

Проведение мероприятий с младшими школьниками

СШ

анализ выполнения мероприятия

24.



Самостоятельная работа

2

Сочинение сказки на тему «праздник Новый год»

СШ

Выступление

25.



Конкурс, творческая работа

2

Разработка листовок по сохранению новогодних красавиц. Изготовление и раздача их на улицах города

СШ

Школьный двор

Наблюдение, опрос

26.



Практическое задание

2

Альтернативная ёлочка

СШ

анализ выполнения практических заданий

27.



Самостоятельная работа

2

Опрос среди населения «Какую ёлочку выбрать»

Школьный двор

Опрос

28.



Защита проекта

2

Оформление проекта «Живая ель»

СШ

Наблюдение

29.



Круглый стол, размышление

2

Круглый стол. Подведение итогов выполненной работы. Показ презентаций

СШ

Презентация

30.



Комплексное занятие

2

Насекомые. Понятие энтомофаги и вредители. Доклады учащихся.

СШ

Наблюдение, опрос.

Защита докладов


31.



Комплексное занятие

2

Меры борьбы с насекомыми - вредителями леса. Определение насекомых по коллекции.

СШ

Тест

32.



Комплексное занятие

2

Млекопитающие Ульяновской области. Викторина

СШ

Викторина

33.



Размышление, беседа

2

Акклиматизация и реакклиматизация животных; борьба с животными, приносящими вред. Применение ремизы, кормушек, солонцов

СШ

Опрос

34.



Экскурсия

2

Экскурсия в лес. Определение животных по следам жизнедеятельности (погрызы, следы)

Лес

анализ выполнения практических заданий, опрос

35.



Комплексное занятие

2

Птицы. Определение птиц по голосу и внешнему виду.

СШ

Викторина

36.



Экскурсия

2

Прогулка в лес. Наблюдение за птицами и их голосами.

Дубовая роща

Наблюдение

37.



Игровая программа

2

Игра «Умники и умницы» на тему: « Птица года»

СШ

Устные ответы

38.



Беседа

2

Лесоразведение и лесовостановление

СШ

Тест

39.



Встреча с интересными людьми

2

Встреча со специалистом лесного хозяйства

СШ

Беседа, опрос

40.



Комплексное занятие

2

Растения в лесу. Загадки.

СШ

Викторина

41.



Экскурсия

2

Экскурсия в Мелекесское Общество Охотников И Рыболовов.

МО Охотников и Рыболовов

Наблюдение, опрос

42.



Круглый стол, размышление

2

Круглый стол «О пользе и вреде лесных обитателей»

СШ

Наблюдение

43.



Конкурс

2

Аншлаг. Выбор рисунка.

СШ

Опрос

44.



Творческая мастерская

2

Рисование аншлага

СШ

Наблюдение.

45.



Творческая мастерская

2

Рисование аншлага

СШ

Наблюдение.

46.



Творческая мастерская

2

Рисование аншлага

СШ

Наблюдение.

47.



Творческая мастерская

2

Раскрашивание аншлага.

СШ

Наблюдение.

48.



Творческая мастерская

2

Раскрашивание аншлага.

СШ

Наблюдение.

49.



Творческая мастерская

2

Раскрашивание аншлага.

СШ

Наблюдение.

50.



Практическая работа

2

Установка аншлага.

СШ

Наблюдение, анализ работы

51.



Комплексное занятие, размышление

2

Понятие - Экологическая тропа.

СШ

Опрос

52.



Сбор

2

Сбор информации для оформления экологической тропы

Экологическая тропа

Наблюдение

53.



Комплексное занятие, беседа

2

Обработка информации экологической тропы

СШ

Наблюдение

54.



Комплексное занятие, беседа

2

Составление экологической тропы

СШ

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий

55.



Экскурсия

2

Экскурсия экологической тропы для других классов.

Экологическая тропа

Наблюдение

56.



Комплексное занятие.

2

Правило поведения в лесу. Техника безопасности в лесу.

СШ

Викторина

57.



Самостоятельная работа

2

Уборка в лесопарке

Лесопарк

Наблюдение

58.



Самостоятельная работа

2

Посадка саженцев

Лесопарк

Наблюдение

59.



Самостоятельная работа

2

Посадка саженцев

Лесопарк

Наблюдение, анализ выполненной работы

60.



Комплексное занятие

2

Питомник. Уход.

Станция юннатов

Опрос, наблюдение

61.



Самостоятельная работа

2

Питомник. Высадка семян деревьев.

Станция юннатов

Наблюдение, анализ выполненной работы

62.



Комплексное занятие

2

Размножение красной и черной смородины черенками

Станция юннатов

Опрос, наблюдение

63.



Самостоятельная работа

2

Высадка малины.

Станция юннатов

Наблюдение

64.



Комплексное занятие

2

Огораживания муравейников

Лесопарк

Наблюдение

65.



Комплексное занятие, беседа

2

Природоохранный проект «Весна без огня»

СШ

Опрос

66.



Сбор

2

Сбор информации для проекта.

СШ

Наблюдение

67.



Самостоятельная работа

2

Выполнения проекта

СШ

Наблюдение

68.



Самостоятельная работа

2

Выполнения проекта

СШ

Наблюдение

69.



Презентация

2

Изготовление презентации для проекта

СШ

Наблюдение

70.



Комплексное занятие, защита проекта

2

Оформление проекта. Защита проекта

СШ

Наблюдение

71




Круглый стол, дискуссия

2

Круглый стол: «Что мы сделали, а что могли ещё сделать»

СШ

Наблюдение

72



Игровая программа

2

Итоговое занятие. Тест. Презентация «Наши дела. Наши успехи»

СШ

Наблюдение, тест.

презентация





2.3. Условия реализации программы


Помещения школьный кабинет.

Площадки питомник, лесопарк

Оборудование столы – не менее 7 штук; стулья – не менее 13 штук, доска; наглядный и раздаточный материал; компьютер не менее 1, лопаты не менее 4 шт, краски и др.

Приборы. Высотомер, мерная вилка.

Информационные ресурсы: плакат: «Птицы нашего леса», «Насекомые. Вредители леса»


2.4.Формы аттестации


Формы аттестации— творческая работа, , викторина, презентация и т.д.


2.5 Оценочные материалы


Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (викторинах), защита проектов, активности обучающихся на занятиях и т.п.;

- мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений.















Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка.


1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1



5



10


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);


Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);


Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием).

1



5



10


ВЫВОД:

Уровень теоретической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

2-6

7-14

15-20

2. Практическая подготовка ребенка.


2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям


Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);


Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

1



5



10


2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);


Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);


Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1



5



10


2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);


Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);


Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1




5



10


ВЫВОД:

Уровень практической подготовки

Низкий

Средний

Высокий

3-10

11-22

23-30

3. Общеучебные умения и навыки ребенка.

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:


3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе

и анализе литературы

Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и

контроле педагога);


Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);


Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей).

1





5



10

3.1.2. Умение пользоваться

компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1.

1

5

10

3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные

учебные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10

3.2. Учебно-коммуникативные умения:


3.2.1. Умение слушать и слышать педагога


3.2.2. Умение выступать перед аудиторией


3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Адекватность восприятия ин-

формации, идущей от педагога


Свобода владения и подачи

обучающимися подготовлен-

ной информации


Самостоятельность в построении

дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств

Уровни — по аналогии

с п.3.1.1,


Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.



Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.

1

5

10


1

5

10


1

5

10

3.3. Учебно-организационные умения

и навыки:


3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место




3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности








3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу





Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой


Соответствие реальных навыков соблюдения правил

безопасности программным требованиям






Аккуратность и ответственность в работе





Уровни — по аналогии

с п. 3.1.1.





Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);


Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);


Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, пред-


усмотренных программой за конкретный период).


Удовлетворительно

Хорошо

Отлично





1

5

10


9-30

31-62

63-90

ВЫВОД:

Уровень обще-учебные умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

до 46

47-98

99-140

Заключение

Результат обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Низкий

Средний

Высокий

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Кол-во баллов

1. Организационно-волевые качества.

1.1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие.

1

5

10

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Волевые усилия ребенка побуждаются извне.

Иногда — самим ребенком.

Всегда – самим ребенком.

1

5

10

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне.

Периодически контролирует себя сам.

Постоянно контролирует себя сам.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности организационно-волевых качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

4-15 16-30

II. Ориентационные качества

2.1.Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Завышенная.

Заниженная.

Нормальная.

1

5

10

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне.

Интерес периодически поддерживается самим ребенком.

Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно.

1

5


10

ВЫВОД:

Уровень сформированности ориентационных качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3- 10 11-20

III. Поведенческие качества

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации.

Периодически провоцирует конфликты.

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

1

5

10

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные.

Избегает участия в общих делах.

Участвует при побуждении извне.

Инициативен в общих делах.

1

5

10

ВЫВОД:

Уровень сформированности поведенческих качеств

Низкий

Средний

Высокий

До

2 3-10 11-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

Низкий

Средний

Высокий

0-7

8-37 38-70




2.6.Методические материалы

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты и т.п.);

  • объемный (муляжи грибов; растений и их плодов, насекомые, птицы и др.)

  • схематический или символический (схемы, рисунки, шаблоны);

  • картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, фотоматериалы);

  • звуковой (аудиозаписи);

  • смешанный (учебные кинофильмы);

дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания к викторине, тесты, практические задания).


Методическое обеспечение программы


Раздел

или

тема

программы

Формы занятий

Приемы и методы

организации

образовательной

деятельности

(в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятия

Формы подведения итогов

Введение

Комплексное занятие, игровая программа, тренинг

Беседа, объяснение,

устное изложение


Разработки инструктажей по ТБ и ПДД; Учебно-тематический план, плакаты по ПДД.

Столы, стулья, доска.


Конкурс, наблюдение,

Основные этапы по лесничеству

Комплексное занятие, акция, сбор, практическая работа, экскурсия

Беседа, объяснения, мастер-класс, обсуждение.

Карточки, раздаточный материал, вопросы и задания к викторине, тесты, практические задания, гербарии

Столы, стулья, доска, высотомер, мерная вилка, краски, бумага

Анализ выполнения практической работы, опрос, смотрины, наблюдение, результаты теста

Моя малая родина

Комплексное занятие, акция, мозговой штурм, сбор

Беседа, объяснение, самостоятельная работа

Разработки практических заданий, карточки, раздаточный материал,

вопросы и задания к викторине

Столы, стулья, доска, фотоаппарат, ножницы, нитки, дощечки, гвозди краски, бумага, компьютер, клей.

Анализ выполненных заданий, наблюдение, конкурс, презентация

Лесные жители

Комплексное занятие, размышление, экскурсия, игровая программа, практическая работа

Беседа, викторина, игра, объяснение

Вопросы и задания к викторине, коллекция насекомых, карточки, раздаточный материал, иллюстрации, схемы, рисунок, аудиозапись голосов птиц

Столы, стулья, компьютер, бумага.

Наблюдение, тест. опрос, анализ выполнения практических заданий

Наши работы

Комплексное занятие, конкурс, творческая мастерская, сбор, круглый стол, игровая программа

Размышление, викторина, самостоятельная работа, дискуссия

Вопросы и задания к викторине, схемы, разработка инструкции поведения в лесу, тест, учебный кинофильм.

Аншлаг, краски, компьютер, столы, стулья. мусорные пакеты, перчатки

анализ выполнения практических заданий, опрос, наблюдение.




2.7.Список литературы



Литература для педагога

1.http://www.ckofr.com/pedagogika/320-vliyanie-smi-na-soczializacziyu-podrostkov?start=1

2. «Дети и дорожное движение» (пособия для учителя). Составитель К.В. Агадюнова.-М.: Просвещение 1978 год.

3. А.И. Воронцов, Е.А. Щетинский. Охрана природы; Москва,1989 г

4. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г

5. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин . Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.

6.Е.Г. Мозолевская, Э.С. Соколова. В.Н. Трофимов. Лесозащита и охрана леса. – Москва, 1985 г.

7.Доппельмаир Г.Г. и др. Биология лесных зверей и птиц. Л., Гослесбумиздат. 1951.

8.Технические средства и способы тушения пожаров. Под редакцией Б.П. Иванова – Москва, 1981 г

9. Расти, зелёный друг (Буклет) под ред. Г.А. Юркина – Москва1975 г.

10. Н.А.Афанасенко Опыты в школьном саду. Кн. для учителя. – Москва, 1992 г.

11. А.А.Плешаков Зелёные страницы. – Москва, 1994 г.

12. Трегубов Г.А. Рекомендации по выращиванию посадочного материала и лесоразведению .М. 1960.

13. Основы лесного хозяйства и таксация леса: Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб. : Издательство «Лань», 2010.-384 с.: ил.


Литература для обучающихся и родителей

1. От земли до неба: атлас определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.А. Плешаков. – 12-е изд. – М.: Просвещение , 2011. – 222 с.

2. Лесная энциклопедия в 2-х т /Н.ААнучин и др. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 563 с., ил.

3. Лесная энциклопедия в 2-х т., т. 2. Лимонник – Л50 Ящерицы / Ред. Кол. : Г.И.Воробьёв и др. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 631с., ил.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!