Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов
города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета от «___»_____________ 20____г. Протокол № ________________ | | «Утверждаю» Директор МБУДО СЮН _____________ Н.Ф.Крупина «____»_____________20____г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Лесничество»
Возраст обучающихся: 13 – 16 лет
Срок реализации 1 год
| Автор-составитель: Ендураева Наталья Николаевна педагог дополнительного образования |
г.Димитровград 2017год
Рецензенты:
1. внешняя рецензия
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
2. внутренняя рецензия:
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
Программа рассчитана на 1год обучения:
1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144) 13 – 16 лет
Возрастной диапазон освоения программы: 13-16 лет
Программа рассмотрена
и одобрена на заседании
педагогического совета
МБУДО СЮН
протокол № ___ от _______
Секретарь _______________
Содержание:
| Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик» | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цель и задачи программы | |
1.3 | Содержание программы | |
| 1.3.1 Учебный план | |
| 1.3.2 Содержание учебного плана | |
1.4 | Планируемые результаты | |
| Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1 | Календарный учебный график | |
2.2 | Календарный учебный график | |
2.3 | Условия реализации программы | |
2.4 | Формы аттестации | |
2.5 | Оценочные материалы | |
2.6 | Методические материалы | |
2.7 | Список литературы | |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик»
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. естественнонаучной направленности «Лесничество» для объединения «Лесничество» Данная программа создана как авторская по степени участия в разработке.
Актуальность программы: Чтобы не оскудели наши лесные кладовые, нам нужно сажать лесов больше, чем вырубать, и так бережно их использовать, чтобы будущим поколениям земля наша досталась с могучими дубравами и рощами, с полноводными реками и с чистым, живительным воздухом.
Участие в работе школьных лесничеств – не только ступенька в познании мира, окружающей природы, но и приобретение дополнительных знаний об окружающей природе, практических навыков и опыта проведения лесохозяйственных мероприятий. Все это пригодится подрастающему поколению в последующие годы при выборе специальности, учебе в техникумах и вузах, работе в различных отраслях страны. Задача тех, кто сегодня организует и обеспечивает управление лесным хозяйством позаботиться об использовании результатов подготовки молодежи в школьных лесничествах для привлечения их к работе в лесном хозяйстве.
Отличительные особенности программы: каждый учащийся пробует себя в роли помощника работника лесного хозяйства. Работа в школьном питомнике, высадка деревьев на улицах города. Они активно участвуют в акциях, привлекая к своей работе других учеников и населения. Знания умения и навыки помогают им сформировать гражданскую позицию, самостоятельно и дружно работать в коллективе
Свою программу меня заставило написать желание работать с детьми, так как без общеобразовательной программы это невозможно.
Всё это отличает данную программу от других, ранее опубликованных.
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
5. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станции юных натуралистов города Димитровграда Ульяновской области»
Адресат программы: дети
1 года обучения: 13 - 16 лет
психолого-педагогические особенности:
Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении.
Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.
Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.
Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение.
Учитывая данный фактор в дополнительной образовательной программе «Лесничество» созданной для объединения «Лесничество» более половины учебных часов составляет практическая работа, также увеличено количество часов экскурсий, контроль осуществляется в ходе практической работы учащихся.
Содержание и материал программы «Лесничество» соответствует стартовому уровню
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы программа рассчитана на 1год обучения:
1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)
Форма обучения очная
формы организации образовательного процесса: групповая
Методы обучения:
словесный,
наглядный практический;
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
игровой,
дискуссионный,
проектный и др.
методы воспитания:
убеждение,
поощрение,
упражнение,
стимулирование,
мотивация и др.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический;
Формы проведения занятий: акция, игровая программа, круглый стол, сбор, беседа, викторина, мастер-класс, смотрины, обсуждение, практическое занятие, наблюдение, встреча с интересными людьми, тренинг, дискуссия, мозговой штурм, защита проекта, презентация, творческая мастерская, экскурсия.
формы организации учебного занятия - акция, беседа, встреча с интересными людьми, защита проектов, игра, конкурс, круглый стол, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, праздник, практическое занятие, презентация, , экскурсия.
педагогические технологии – технология группового обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения и др.
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)
1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))
Формы подведения итогов реализации программы:
Наблюдение, тест, презентации с использованием интернет-ресурсов.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель и задачи программы:
- цель — Познакомить учащихся с лесным хозяйством. Вовлечь детей в практическую природоохранную деятельность. Приумножить лесные богатства, совершенствуя трудового воспитания учащихся.
- задачи
А) личностные - формирование общественной активности личности в приумножении лесных богатств. Формирование гражданской позиции через участие учащихся в акциях и проектах; желание и умение работать в коллективе.
Б) метапредметные - развитие мотивации к активному участию школьников в лесничестве, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности в выполнении практических заданий;
В) образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к лесному хозяйству, включение в исследовательскую деятельность, приобретение знаний, умений, навыков, по посадке деревьев.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план программы
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Введение (4ч.) |
1.1 | Введение в программу, инструктаж по ОТ, ТБ и ПДД. Знакомство. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, тренинг | Устные ответы, наблюдение |
1.2 | «Зелёный огонёк» по ПДД | 2 | 1 | 1 | Игровая программа | Конкурс, наблюдение устные ответы |
2 | Раздел 2. «Основные этапы по лесничеству». (26) |
2.1 | Общее понятие о природе леса. Экскурсия в дубовую рощу | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие. Дискуссия. Экскурсия | Наблюдение, беседа |
2.2 | Яростность леса. Естественное и искусственное возобновление леса. Экскурсия в питомник на станции юннатов | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, обсуждение, экскурсия | Наблюдение, тест |
2.3 | Сбор семян деревьев. | 2 | | 2 | Сбор, | Опрос |
2.4 | Лесоразведение и лесовостановление. Посадка семян деревьев | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие. Мастер -класс. | Наблюдение, устные ответы |
2.5 | Акция «Посади своё дерево». | 2 | | 2 | Акция, беседа | Наблюдение, анализ выполненной работы |
2.6 | Определение деревьев по внешнему виду. Черенкование ивы. Работа в питомнике | 2 | | 2 | Практическая работа. Сбор, обсуждение | Наблюдение, анализ выполненной работы |
2.7 | Биотехнические материалы. Сбор топинамбура или желудей для лесных жителей | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение |
2.8 | Лесная таксация. Работа с высотомером и мерной вилкой. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, практическая работа, мастер - класс | Анализ выполнения практической работы, опрос |
2.9 | Практическая работа «Определения объёма растущего дерева» | 2 | | 2 | Практическая работа | Анализ выполнения практической работы, наблюдение |
2.10 | Лесохозяйственные машины. Экскурсия в лесничество | 2 | 1 | 1 | Экскурсия | Устные ответы, наблюдение |
2.11 | Лесные пожары. Разработка листовок по защите леса от пожара | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие. | Тест |
2.12 | Вредители и болезни леса. Доклады учащихся | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Викторина, устные ответы |
2.13 | Рисование плаката нашей группы. Чаепитие. | 2 | | 2 | Конкурс, творческая работа | Показ плакатов. Викторина |
3 | Раздел 3. «Моя малая родина». (28 ч.) |
3.1 | Прогулка в лесопарк. Фотоконкурс «Экогражданин». | 2 | 1 | 1 | Смотрины | Наблюдение |
3.2 | Сбор природных материалов. | 2 | | 2 | Сбор | Наблюдение |
3.3 | Оформление гербария по учебной карте. | 2 | | 2 | Самостоятельная работа | Анализ выполненного задания |
3.4 | Синичкин день. | 2 | | 2 | Конкурс рисунков | Наблюдение, викторина |
3.5 | Изготовление кормушек. Вывешивания их на улицу. | 2 | | 2 | Практическое занятие | анализ выполнения практических заданий |
3.6 | Акция «Покорми птиц зимой» | 2 | | 2 | Акция | Наблюдение |
3.7 | Подготовка к экологической операции «Живая ель» | 2 | 1 | 1 | Беседа, мозговой штурм | Наблюдение |
3.8 | Проведение мероприятий с младшими школьниками | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | анализ выполнения мероприятия |
3.9 | Сочинение сказки на тему «праздник Новый год» | 2 | | 2 | Самостоятельная работа | Выступление |
3.10 | Разработка листовок по сохранению новогодних красавиц. Изготовление и раздача их на улицах города | 2 | | 2 | Конкурс, творческая работа | Наблюдение, опрос |
3.11 | Альтернативная ёлочка | 2 | | 2 | Практическое задание | анализ выполнения практических заданий |
3.12 | Опрос среди населения «Какую ёлочку выбрать» | 2 | | 2 | Самостоятельная работа | Опрос |
3.13 | Оформление проекта «Живая ель» | 2 | 1 | 1 | Защита проекта | Наблюдение |
3.14 | Круглый стол. Подведение итогов выполненной работы. Показ презентаций | 2 | 1 | 1 | Круглый стол, размышление | Презентация |
4 | Раздел 4. «Лесные жители». (26ч.) |
4.1 | Насекомые. Понятие энтомофаги и вредители. Доклады учащихся. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение, опрос. Защита докладов |
4.2 | Меры борьбы с насекомыми - вредителями леса. Определение насекомых по коллекции. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Тест |
4.3 | Млекопитающие Ульяновской области. Викторина | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Викторина |
4.4 | Акклиматизация и реакклиматизация животных; борьба с животными, приносящими вред. Применение ремизы, кормушек, солонцов | 2 | 2 | | Размышление, беседа | Опрос |
4.5 | Экскурсия в лес. Определение животных по следам жизнедеятельности (погрызы, следы) | 2 | | 2 | Экскурсия | анализ выполнения практических заданий, опрос |
4.6 | Птицы. Определение птиц по голосу и внешнему виду. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Викторина |
4.7 | Прогулка в лес. Наблюдение за птицами и их голосами. | 2 | | 2 | Экскурсия | Наблюдение |
4.8 | Игра «Умники и умницы» на тему: « Птица года» | 2 | 1 | 1 | Игровая программа | Устные ответы |
4.9 | Лесоразведение и лесовостановление | 2 | 2 | | Беседа | Тест |
4.10 | Встреча со специалистом лесного хозяйства | 2 | | 2 | Встреча с интересными людьми | Беседа, опрос |
4.11 | Растения в лесу. Загадки. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Викторина |
4.12 | Экскурсия в Мелекесское Общество Охотников И Рыболовов. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия | Наблюдение, опрос |
4.13 | Круглый стол «О пользе и вреде лесных обитателей» | 2 | 1 | 1 | Круглый стол, размышление | Наблюдение |
5 | Раздел 5. «Наши работы». (60 ч.) |
5.1 | Аншлаг. Выбор рисунка. | 2 | 1 | 1 | Конкурс | Опрос |
5.2 | Рисование аншлага | 2 | | 2 | Творческая мастерская | Наблюдение. |
5.3 | Рисование аншлага | 2 | | 2 | Творческая мастерская | Наблюдение. |
5.4 | Рисование аншлага | 2 | | 2 | Творческая мастерская | Наблюдение. |
5.5 | Раскрашивание аншлага | 2 | | 2 | Творческая мастерская | Наблюдение. |
5.6 | Раскрашивание аншлага. | 2 | | 2 | Творческая мастерская | Наблюдение. |
5.7 | Раскрашивание аншлага | 2 | | 2 | Творческая мастерская | Наблюдение. |
.5.8 | Установка аншлага. | 2 | | 2 | Практическая работа | Смотрины, анализ работы |
5.9 | Понятие - Экологическая тропа. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, размышление | Опрос |
5.10 | Сбор информации для оформления экологической тропы | 2 | | 2 | Сбор | Наблюдение |
5.11 | Обработка информации экологической тропы | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, беседа | Наблюдение |
5.12 | Составление экологической тропы | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, беседа | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
5.13 | Экскурсия экологической тропы для других классов. | 2 | | 2 | Экскурсия | Наблюдение |
5.14 | Правило поведения в лесу. Техника безопасности в лесу. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие. | Викторина |
5.15 | Уборка в лесопарке | 2 | | 2 | Самостоятельная работа | Наблюдение, |
5.16 | Посадка саженцев | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Наблюдение |
5.17 | Посадка саженцев | 2 | | 2 | Самостоятельная работа | Наблюдение, анализ выполненной работы |
5.18 | Питомник. Уход. | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Опрос, наблюдение |
5.19 | Питомник. Высадка семян деревьев. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Наблюдение, анализ выполненной работы |
5.20 | Размножение красной и черной смородины черенками | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Опрос, наблюдение |
5.21 | Высадка малины. | 2 | | 2 | Самостоятельная работа | Наблюдение |
5.22 | Огораживания муравейников | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие | Наблюдение |
5.23 | Природоохранный проект «Весна без огня» | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, беседа | Опрос |
5.24 | Сбор информации для проекта. | 2 | | 2 | Сбор | Наблюдение |
5.25 | Выполнения проекта | 2 | | 2 | Самостоятельная работа | Наблюдение |
5.26 | Выполнение проекта | 2 | | 2 | Самостоятельная работа | Наблюдение |
5.28 | Изготовление презентации для проекта | 2 | | 2 | Презентация | Наблюдение |
5.28 | Оформление проекта. Защита проекта | 2 | 1 | 1 | Комплексное занятие, защита проекта | Наблюдение |
5.29 | Круглый стол: «Что мы сделали, а что могли ещё сделать» | 2 | 1 | 1 | Круглый стол, дискуссия | Наблюдение |
5.30 | Итоговое занятие. Тест. Презентация «Наши дела. Наши успехи» | 2 | 1 | 1 | Игровая программа | Наблюдение, тест. презентация |
| Итого | 144 | 41 | 103 | | |
1.3.2 Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение
Теория:
- Знакомство с программой «Лесничество». Правила техники безопасности при работе объединения и правила дорожного движения. Правил безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление детей с целью и задачами курса. Ознакомление с основными требованиями к кружковцам.
Практика:
«зеленый огонек»
«рисунок по ПДД
Раздел 2. Основные этапы по лесничеству.
Теория:
Общее понятие о природе леса. Яростность леса. Естественное и искусственное возобновление леса. Лесоразведение и лесовостановление. Определение деревьев по внешнему виду. Биотехнические материалы. Лесная таксация. Лесохозяйственные машины. Лесные пожары. Вредители и болезни леса.
Практика:
Экскурсия в дубовую рощу
Экскурсия в питомник на станции юннатов
Сбор семян деревьев.
Посадка семян деревьев
Акция «Посади своё дерево».
Черенкование ивы. Работа в питомнике.
Сбор топинамбура или желудей для лесных жителей.
Самостоятельная работа с высотомером и мерной вилкой.
Практическая работа «Определения объёма растущего дерева»
Экскурсия в лесничество
Самостоятельная работа по разработке листовок по защите леса от пожара.
Доклады учащихся по теме: «Вредители леса»
Рисование плаката нашей группы.
Раздел 3. Моя малая Родина
Теория: Фотоконкурс «Экогражданин». Синичкин день. Экологическая операция «Живая ель».
Практика:
Прогулка в лесопарк.
Сбор природных материалов.
Оформление гербария по учебной карте.
Конкурс рисунков на тему: «Зимующие птицы».
Изготовление кормушек. Вывешивания их на улицу.
Акция «Покорми птиц зимой»
Самостоятельная работа по проведении мероприятия с младшими школьниками по теме «Живая ель»
Сочинение сказки на тему «праздник Новый год»
Разработка листовок по сохранению новогодних красавиц. Изготовление и раздача их на улицах города.
Альтернативная ёлочка
Опрос среди населения «Какую ёлочку выбрать».
Оформление проекта «Живая ель»
Круглый стол. Подведение итогов выполненной работы. Показ презентаций
Раздел 4. Лесные жители
Теория: Насекомые. Понятие энтомофаги и вредители. Меры борьбы с насекомыми - вредителями леса. Определение насекомых по коллекции. Млекопитающие Ульяновской области. Акклиматизация и реакклиматизация животных; борьба с животными, приносящими вред. Применение ремизы, кормушек, солонцов. Птицы. Определение птиц по голосу и внешнему виду. Лесоразведение и лесовостановление. Растения в лесу.
Практика:
Доклады учащихся на тему «Энтомофаги леса».
Викторина «Млекопитающие нашего леса»
Экскурсия в лес. Определение животных по следам жизнедеятельности (погрызы, следы)
Прогулка в лес. Наблюдение за птицами и их голосами.
Игра «Умники и умницы» на тему: « Птица года».
Встреча со специалистом лесного хозяйства.
Викторина: «Растения в лесу»
Экскурсия в Мелекесское Общество Охотников И Рыболовов.
Круглый стол «О пользе и вреде лесных обитателей».
Раздел 5. Наши работы
Теория: Аншлаг. Понятие - Экологическая тропа. Обработка информации экологической тропы. Правило поведения в лесу. Техника безопасности в лесу. Питомник. Природоохранный проект «Весна без огня».
Практика:
Самостоятельная работа «Выбор рисунка для аншлага».
Творческая мастерская. Рисование аншлага.
Творческая мастерская . Раскрашивание аншлага.
Установка аншлага.
Сбор информации для оформления экологической тропы.
Экскурсия экологической тропы для других классов.
Уборка в лесопарке.
Посадка саженцев.
Высадка семян деревьев.
Размножение красной и черной смородины черенками.
Высадка малины.
Огораживания муравейников.
Выполнение и оформление проекта «Весна без огня».
Круглый стол: «Что мы сделали, а что могли ещё сделать»
Итоговое занятие. Презентация «Наши дела. Наши успехи»
Планируемые результаты.
В результате обучения по программе ребенок: | В результате обучения по программе у ребенка: |
Будет знать- что такое лес, значение леса в жизни человека., обитатели леса. Будет уметь сажать и ухаживать за деревьями, выполнять проекты, презентации. Будет иметь представление о деятельности лесного хозяйства. | Будет сформирована устойчивая потребность в защите и приумножении леса. Будут совершенствовать трудовое воспитание |
Будет стремиться привлекать других в природоохранную деятельность Овладеет понятиями: аншлаг, бонитет, проект, энтомофаги и др. Получит навыки создания питомника, выполнения экологических троп. | Будет сформирована активная жизненная позиция. Будет развита устойчивая потребность к самообразованию Будут развиты творческие способности и воспитаны уважение к нормам коллективным нормам. |
результаты личностные: ребёнок удовлетворён своей деятельностью в объединении, самореализуется в нужности его для природы. Умеет трудиться в коллективе. Повышает творческую активность, проявляет инициативу и любознательность. Формирует навыки в изложении своих мыслей, взглядов. Развивает жизненные социальные компетенции, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); патриотизм и гражданскую позицию (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умеет «презентовать» себя и свои проекты).
результаты метапредметные: развитие творческого потенциала связано с познанием своих возможностей через освоение новых умений в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Ребенок умеет различать и определять разные виды растений животных, насекомых.
результаты предметные: понимать роль лесных насаждений и сохранять их. Анализировать экологические проблемы, знать особенности природы. Познакомятся с деятельностью лесников.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Начало учебного года 15 сентября 2017года
Окончание учебного года 31 мая 2018 года
Продолжительность учебного года 36 недель
В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.
2.2 Календарный учебный график
№ п/п | месяц | число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
-
| | | Комплексное занятие, тренинг | 2 | Введение в программу, инструктаж по ОТ, ТБ и ПДД. Знакомство. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
-
| | | Игровая программа | 2 | «Зелёный огонёк» по ПДД | СШ | Конкурс |
-
| | | Комплексное занятие. Дискуссия. Экскурсия | 2 | Общее понятие о природе леса. Экскурсия в дубовую рощу | Дубовая роща | Наблюдение, беседа |
4. | | | Комплексное занятие, обсуждение, экскурсия | 2 | Яростность леса. Естественное и искусственное возобновление леса. Экскурсия в питомник на станции юннатов | Питомник на станции юннатов | Наблюдение, тест |
5. | | | Сбор | 2 | Сбор семян деревьев. | Школьный двор | Опрос |
6. | | | Комплексное занятие. Мастер -класс. | 2 | Лесоразведение и лесовостановление. Посадка семян деревьев | Станция юннатов | Наблюдение, устные ответы |
7. | | | Акция, беседа | 2 | Акция «Посади своё дерево». | Школьный двор | Наблюдение, анализ выполненной работы |
8. | | | Практическая работа. Сбор, обсуждение | 2 | Определение деревьев по внешнему виду. Черенкование ивы. Работа в питомнике | Питомник | Наблюдение, анализ выполненной работы |
9. | | | Комплексное занятие | 2 | Биотехнические материалы. Сбор топинамбура или желудей для лесных жителей | Питомник | Наблюдение |
10. | | | Комплексное занятие, практическая работа, мастер - класс | 2 | Лесная таксация. Работа с высотомером и мерной вилкой. | СШ | Анализ выполнения практической работы, опрос |
11. | | | Практическая работа | 2 | Практическая работа «Определения объёма растущего дерева» | СШ | Анализ выполнения практической работы, наблюдение |
12. | | | Экскурсия | 2 | Лесохозяйственные машины. Экскурсия в лесничество | Лесничество | Устные ответы, наблюдение |
13. | | | Комплексное занятие | 2 | Лесные пожары. Разработка листовок по защите леса от пожара | СШ | тест |
14. | | | Комплексное занятие. | 2 | Вредители и болезни леса. Доклады учащихся | СШ | Викторина, устные ответы |
15. | | | Конкурс, творческая работа | 2 | Рисование плаката нашей группы. Чаепитие. | СШ | Показ плакатов. Викторина |
16. | | | Смотрины | 2 | Прогулка в лесопарк. Фотоконкурс «Экогражданин». | | Наблюдение |
17. | | | Сбор | 2 | Сбор природных материалов. | Школьный двор | Наблюдение |
18. | | | Самостоятельная работа | 2 | Оформление гербария по учебной карте. | СШ | Анализ выполненного задания |
19. | | | Конкурс рисунков | 2 | Синичкин день. | СШ | Наблюдение, викторина |
20. | | | Практическое занятие | 2 | Изготовление кормушек. Вывешивания их на улицу. | СШ Школьный двор | анализ выполнения практических заданий |
21. | | | Акция | 2 | Акция «Покорми птиц зимой» | Школьный двор | Наблюдение |
22. | | | Беседа, мозговой штурм | 2 | Подготовка к экологической операции «Живая ель» | СШ | Наблюдение |
23. | | | Самостоятельная работа | 2 | Проведение мероприятий с младшими школьниками | СШ | анализ выполнения мероприятия |
24. | | | Самостоятельная работа | 2 | Сочинение сказки на тему «праздник Новый год» | СШ | Выступление |
25. | | | Конкурс, творческая работа | 2 | Разработка листовок по сохранению новогодних красавиц. Изготовление и раздача их на улицах города | СШ Школьный двор | Наблюдение, опрос |
26. | | | Практическое задание | 2 | Альтернативная ёлочка | СШ | анализ выполнения практических заданий |
27. | | | Самостоятельная работа | 2 | Опрос среди населения «Какую ёлочку выбрать» | Школьный двор | Опрос |
28. | | | Защита проекта | 2 | Оформление проекта «Живая ель» | СШ | Наблюдение |
29. | | | Круглый стол, размышление | 2 | Круглый стол. Подведение итогов выполненной работы. Показ презентаций | СШ | Презентация |
30. | | | Комплексное занятие | 2 | Насекомые. Понятие энтомофаги и вредители. Доклады учащихся. | СШ | Наблюдение, опрос. Защита докладов |
31. | | | Комплексное занятие | 2 | Меры борьбы с насекомыми - вредителями леса. Определение насекомых по коллекции. | СШ | Тест |
32. | | | Комплексное занятие | 2 | Млекопитающие Ульяновской области. Викторина | СШ | Викторина |
33. | | | Размышление, беседа | 2 | Акклиматизация и реакклиматизация животных; борьба с животными, приносящими вред. Применение ремизы, кормушек, солонцов | СШ | Опрос |
34. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в лес. Определение животных по следам жизнедеятельности (погрызы, следы) | Лес | анализ выполнения практических заданий, опрос |
35. | | | Комплексное занятие | 2 | Птицы. Определение птиц по голосу и внешнему виду. | СШ | Викторина |
36. | | | Экскурсия | 2 | Прогулка в лес. Наблюдение за птицами и их голосами. | Дубовая роща | Наблюдение |
37. | | | Игровая программа | 2 | Игра «Умники и умницы» на тему: « Птица года» | СШ | Устные ответы |
38. | | | Беседа | 2 | Лесоразведение и лесовостановление | СШ | Тест |
39. | | | Встреча с интересными людьми | 2 | Встреча со специалистом лесного хозяйства | СШ | Беседа, опрос |
40. | | | Комплексное занятие | 2 | Растения в лесу. Загадки. | СШ | Викторина |
41. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в Мелекесское Общество Охотников И Рыболовов. | МО Охотников и Рыболовов | Наблюдение, опрос |
42. | | | Круглый стол, размышление | 2 | Круглый стол «О пользе и вреде лесных обитателей» | СШ | Наблюдение |
43. | | | Конкурс | 2 | Аншлаг. Выбор рисунка. | СШ | Опрос |
44. | | | Творческая мастерская | 2 | Рисование аншлага | СШ | Наблюдение. |
45. | | | Творческая мастерская | 2 | Рисование аншлага | СШ | Наблюдение. |
46. | | | Творческая мастерская | 2 | Рисование аншлага | СШ | Наблюдение. |
47. | | | Творческая мастерская | 2 | Раскрашивание аншлага. | СШ | Наблюдение. |
48. | | | Творческая мастерская | 2 | Раскрашивание аншлага. | СШ | Наблюдение. |
49. | | | Творческая мастерская | 2 | Раскрашивание аншлага. | СШ | Наблюдение. |
50. | | | Практическая работа | 2 | Установка аншлага. | СШ | Наблюдение, анализ работы |
51. | | | Комплексное занятие, размышление | 2 | Понятие - Экологическая тропа. | СШ | Опрос |
52. | | | Сбор | 2 | Сбор информации для оформления экологической тропы | Экологическая тропа | Наблюдение |
53. | | | Комплексное занятие, беседа | 2 | Обработка информации экологической тропы | СШ | Наблюдение |
54. | | | Комплексное занятие, беседа | 2 | Составление экологической тропы | СШ | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий |
55. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия экологической тропы для других классов. | Экологическая тропа | Наблюдение |
56. | | | Комплексное занятие. | 2 | Правило поведения в лесу. Техника безопасности в лесу. | СШ | Викторина |
57. | | | Самостоятельная работа | 2 | Уборка в лесопарке | Лесопарк | Наблюдение |
58. | | | Самостоятельная работа | 2 | Посадка саженцев | Лесопарк | Наблюдение |
59. | | | Самостоятельная работа | 2 | Посадка саженцев | Лесопарк | Наблюдение, анализ выполненной работы |
60. | | | Комплексное занятие | 2 | Питомник. Уход. | Станция юннатов | Опрос, наблюдение |
61. | | | Самостоятельная работа | 2 | Питомник. Высадка семян деревьев. | Станция юннатов | Наблюдение, анализ выполненной работы |
62. | | | Комплексное занятие | 2 | Размножение красной и черной смородины черенками | Станция юннатов | Опрос, наблюдение |
63. | | | Самостоятельная работа | 2 | Высадка малины. | Станция юннатов | Наблюдение |
64. | | | Комплексное занятие | 2 | Огораживания муравейников | Лесопарк | Наблюдение |
65. | | | Комплексное занятие, беседа | 2 | Природоохранный проект «Весна без огня» | СШ | Опрос |
66. | | | Сбор | 2 | Сбор информации для проекта. | СШ | Наблюдение |
67. | | | Самостоятельная работа | 2 | Выполнения проекта | СШ | Наблюдение |
68. | | | Самостоятельная работа | 2 | Выполнения проекта | СШ | Наблюдение |
69. | | | Презентация | 2 | Изготовление презентации для проекта | СШ | Наблюдение |
70. | | | Комплексное занятие, защита проекта | 2 | Оформление проекта. Защита проекта | СШ | Наблюдение |
71 | | | Круглый стол, дискуссия | 2 | Круглый стол: «Что мы сделали, а что могли ещё сделать» | СШ | Наблюдение |
72 | | | Игровая программа | 2 | Итоговое занятие. Тест. Презентация «Наши дела. Наши успехи» | СШ | Наблюдение, тест. презентация |
2.3. Условия реализации программы
Помещения школьный кабинет.
Площадки питомник, лесопарк
Оборудование столы – не менее 7 штук; стулья – не менее 13 штук, доска; наглядный и раздаточный материал; компьютер не менее 1, лопаты не менее 4 шт, краски и др.
Приборы. Высотомер, мерная вилка.
Информационные ресурсы: плакат: «Птицы нашего леса», «Насекомые. Вредители леса»
2.4.Формы аттестации
Формы аттестации— творческая работа, , викторина, презентация и т.д.
2.5 Оценочные материалы
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (викторинах), защита проектов, активности обучающихся на занятиях и т.п.;
- мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы |
1. Теоретическая подготовка ребенка. | |
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 |
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2-6 7-14 15-20 |
2. Практическая подготовка ребенка. | |
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1 5 10 |
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 |
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3-10 11-22 23-30 |
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. |
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей). | 1 5 10 |
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Уровни — по аналогии с п.3.1.1. | 1 5 10 |
3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 |
3.2. Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Адекватность восприятия ин- формации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимися подготовлен- ной информации Самостоятельность в построении дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств | Уровни — по аналогии с п.3.1.1, Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 |
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, пред- усмотренных программой за конкретный период). Удовлетворительно Хорошо Отлично | 1 5 10 |
9-30 31-62 63-90 | ВЫВОД: | Уровень обще-учебные умений и навыков | Низкий Средний Высокий |
до 46 47-98 99-140 | Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий |
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во баллов |
1. Организационно-волевые качества. |
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие. | 1 5 10 |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются извне. Иногда — самим ребенком. Всегда – самим ребенком. | 1 5 10 |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий Средний Высокий | До 4-15 16-30 |
II. Ориентационные качества |
2.1.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная. Заниженная. Нормальная. | 1 5 10 |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | Интерес к занятиям продиктован ребенку извне. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности ориентационных качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3- 10 11-20 |
III. Поведенческие качества |
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодически провоцирует конфликты. Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 5 10 |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3-10 11-20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий Средний Высокий | 0-7 8-37 38-70 |
2.6.Методические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты и т.п.);
объемный (муляжи грибов; растений и их плодов, насекомые, птицы и др.)
схематический или символический (схемы, рисунки, шаблоны);
картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, фотоматериалы);
звуковой (аудиозаписи);
смешанный (учебные кинофильмы);
дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания к викторине, тесты, практические задания).
Методическое обеспечение программы
Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятия | Формы подведения итогов |
Введение | Комплексное занятие, игровая программа, тренинг | Беседа, объяснение, устное изложение | Разработки инструктажей по ТБ и ПДД; Учебно-тематический план, плакаты по ПДД. | Столы, стулья, доска. | Конкурс, наблюдение, |
Основные этапы по лесничеству | Комплексное занятие, акция, сбор, практическая работа, экскурсия | Беседа, объяснения, мастер-класс, обсуждение. | Карточки, раздаточный материал, вопросы и задания к викторине, тесты, практические задания, гербарии | Столы, стулья, доска, высотомер, мерная вилка, краски, бумага | Анализ выполнения практической работы, опрос, смотрины, наблюдение, результаты теста |
Моя малая родина | Комплексное занятие, акция, мозговой штурм, сбор | Беседа, объяснение, самостоятельная работа | Разработки практических заданий, карточки, раздаточный материал, вопросы и задания к викторине | Столы, стулья, доска, фотоаппарат, ножницы, нитки, дощечки, гвозди краски, бумага, компьютер, клей. | Анализ выполненных заданий, наблюдение, конкурс, презентация |
Лесные жители | Комплексное занятие, размышление, экскурсия, игровая программа, практическая работа | Беседа, викторина, игра, объяснение | Вопросы и задания к викторине, коллекция насекомых, карточки, раздаточный материал, иллюстрации, схемы, рисунок, аудиозапись голосов птиц | Столы, стулья, компьютер, бумага. | Наблюдение, тест. опрос, анализ выполнения практических заданий |
Наши работы | Комплексное занятие, конкурс, творческая мастерская, сбор, круглый стол, игровая программа | Размышление, викторина, самостоятельная работа, дискуссия | Вопросы и задания к викторине, схемы, разработка инструкции поведения в лесу, тест, учебный кинофильм. | Аншлаг, краски, компьютер, столы, стулья. мусорные пакеты, перчатки | анализ выполнения практических заданий, опрос, наблюдение. |
2.7.Список литературы
Литература для педагога
1.http://www.ckofr.com/pedagogika/320-vliyanie-smi-na-soczializacziyu-podrostkov?start=1
2. «Дети и дорожное движение» (пособия для учителя). Составитель К.В. Агадюнова.-М.: Просвещение 1978 год.
3. А.И. Воронцов, Е.А. Щетинский. Охрана природы; Москва,1989 г
4. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин .Основы лесоводства М., Просвещение, 1986.г
5. В.П. Ливенцев В.Г. Атрохин . Практикум по лесоводству. М., Просвещение, 1986.г.
6.Е.Г. Мозолевская, Э.С. Соколова. В.Н. Трофимов. Лесозащита и охрана леса. – Москва, 1985 г.
7.Доппельмаир Г.Г. и др. Биология лесных зверей и птиц. Л., Гослесбумиздат. 1951.
8.Технические средства и способы тушения пожаров. Под редакцией Б.П. Иванова – Москва, 1981 г
9. Расти, зелёный друг (Буклет) под ред. Г.А. Юркина – Москва1975 г.
10. Н.А.Афанасенко Опыты в школьном саду. Кн. для учителя. – Москва, 1992 г.
11. А.А.Плешаков Зелёные страницы. – Москва, 1994 г.
12. Трегубов Г.А. Рекомендации по выращиванию посадочного материала и лесоразведению .М. 1960.
13. Основы лесного хозяйства и таксация леса: Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб. : Издательство «Лань», 2010.-384 с.: ил.
Литература для обучающихся и родителей
1. От земли до неба: атлас определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.А. Плешаков. – 12-е изд. – М.: Просвещение , 2011. – 222 с.
2. Лесная энциклопедия в 2-х т /Н.ААнучин и др. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 563 с., ил.
3. Лесная энциклопедия в 2-х т., т. 2. Лимонник – Л50 Ящерицы / Ред. Кол. : Г.И.Воробьёв и др. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 631с., ил.