
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа №6»
ПРОГРАММА
«Мы – славяне»
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«НАДЕЖДА»
Тулун, 2015
Ведомственная принадлежность | Муниципальное образование – «город Тулун» |
Наименование организации участника конкурса | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 6» |
Дата образования учреждения | 1952 год |
Почтовый адрес учреждения | 665252, Иркутская область, г. Тулун, ул. Жданова, 1Б |
Данные ЕГРЮЛ | №003282509 от 27.03.1996 г. |
Руководитель образовательного учреждения | Фроленок Надежда Юрьевна |
Составители программы | Корнелюк Надежда Васильевна |
Руководитель лагеря с дневным пребыванием детей | Грищенко Надежда Юрьевна |
Контактный телефон учреждения | 8(39530) 2-28-59 факс 8(39530) 47-1-03; [email protected] |
Содержание
1. | Образовательно-оздоровительная программа организации отдыха и оздоровления детей | |
2. | Пояснительная записка | 3 |
3. | Информационная карта программы | 7 |
4. | Психологическое сопровождение пребывания детей в лагере | 14 |
5. | Система стимулирования успешности и личностного роста участников смены | 14 |
6. | Режим дня | 15-16 |
7. | Календарный план | 17-19 |
8. | Предполагаемые результаты программы и оценка эффективности реализации программы | 20 |
9. | Приложение | 21-23 |
Пояснительная записка
“Слава нашей стороне, слава русской старине
И про эту старину я рассказывать начну
Чтобы люди знать могли о делах родной земли”
Современное общественное развитие России остро поставило задачу
духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. При разработке программы учитывался опыт воспитательной деятельности школы, традиции школы, современная образовательная ситуация.
Программа летнего лагеря разработана исходя из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований:
Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащение знаниями и новыми впечатлениями.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, так и создаёт основу для развития социального интеллекта и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе как мощная превентивная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения подростков. Поэтому обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
2015 год в России объявлен Годом литературы, поэтому особенно актуальной становится идея воспитания через искусство, литературу, через знакомство детей с культурным достоянием предков, в этом проявляется новизна программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что духовно – нравственное воспитание личности рассматривается как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий. Духовно – нравственное воспитание – это система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, направленный на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.
В основу программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своему региону, своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития города. Это поможет каждому из них стать личностью, впитать в себя высокие нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить талант и народную мудрость. В процессе реализации программы создаются условия для развития у детей навыков взаимодействия с окружающим миром, сформированы представления о том, что предметный мир – это мир рукотворный, т.к. в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением.
Этому будет способствовать и органичный план общелагерных мероприятий под названием «Мы - славяне», в котором практически каждый день ребята будут знакомиться с новым видом искусства и творить своими руками.
Программа смены «Мы – славяне» построена в форме исторического славянского праздника. Дети становятся участниками славянских народных гуляний. Их ждут новые знания, незабываемые приключения, испытания и неожиданные встречи с положительными и отрицательными героями славянских преданий. Смена построена таким образом, что любое действие влечёт за собой последействие, из одного славянского праздника вытекает другой, они переплетаются и заканчиваются крупным праздничным гуляньем, в котором дети показывают всю красоту славянской культуры, с которой познакомились за смену. Каждый из ребят сможет открыть для себя новое и ранее неизведанное, отразить красоту и многообразие славянского мира в своём творчестве. Дети узнают много нового и интересного о названии и сути славянских праздников июня, познакомятся с пантеоном славянских богов и духов, разучат обряды, игры, песни каждого праздника.
Миссия программы - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).
Задачи по погружению в мир славянской культуры:
-содействовать формированию духовно – нравственной позиции школьников,
-приобщать учащихся к познанию истории, культуры, традиций и обычаев народа родного края,
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию прошлого,
- способствовать формированию межличностных отношений в детском коллективе,
-создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого учащегося,
- развивать познавательную активность учащихся.
Реализация этих задач происходит в процессе изучения истории и традиций русского народа (участие в играх, пение песен, музыкально – театрализованные представления, обряды и праздники). Все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса развития детей
Каждый отряд – это поселение. Название поселений выбраны с учетом славянских ремесел, которые известны и в наше время. Главой назначается – посадный, это лидер поселян, который входит в совет княжества. За поселениями следят воеводы – воспитатели, приближенные княгини – руководителя лагеря. Славянский сход - это высшая власть княжества, где каждый имеет равное право голоса.
Весь путь познания славянской культуры отражается на «Календаре народных гуляний» (в плане-сетке смены). Карта делится на 4 крупных праздника июня. Все мероприятия и формы работы по направлениям деятельности подчинены сюжетной линии и темам этих праздников (народных гуляний).
1. «Духов День» - на пути к этому празднику участники смены знакомятся со славянским календарём, с праздниками июня, с богом Ярилом, раскрывают секреты бабушкиных сундуков, участвуют в конкурсах выставках. Зарабатывают бубенчики для своей команды.
2. «Зелёные святки - День русской березки» - на пути к этому празднику участники смены знакомятся с праздниками Семик, Троица. Создают образы славянской мифологии. Прославляют берёзу, как символ жизненной силы славянского народа.
3. «День Ивана Купалы» - в отличие от других праздников открывает путь нового познания. Предшествует ему Аграфена-купальница и поиск цветущего папоротника. Участники смены участвуют в конкурса и турнирах.
4. «День дружбы, единения славян» - большой праздник «Кресень. Славим, славим, прославляем!» с подведением итогов смены. Награждение активных участников творческих конкурсов, присуждение почётных званий каждому члену посада (отряда).
Лучшему усвоению знаний по культурному наследию народов своей родины способствуют разнообразные формы работы:
- игры – путешествия,
- викторины,
- конкурсы – смотры,
- просмотры видеофильмов, слайдов, презентаций, сайтов,
- экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников
- встречи с представителями творческих профессий
- виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.
Народная культура воплощена в доступных для школьников формах, таких как: инсценировки, игры, песни, сказки, загадки. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры.
Умелое использование традиционных и инновационных форм работы развивает, обобщает опыт детей, даёт целостное представление об изучаемом материале, а главное – воспитывает настоящих граждан России, верующих в светлое будущее, почитающих традиции и обычаи своего народа.
К участию в программе привлечены следующие организации города: филиал Центральной городской детской библиотеки №3, МБУК «Краеведческий музей им. П.Ф. Гущина», МБУК «ЦД Сибирь», МАОУ ДОД ЦРТДиЮ «Кристалл», СМИ.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего лагеря.
Информационная карта программы
Основания для разработки программы | Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; Стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; «Концепции воспитания детей Иркутской области»; Постановление мэра городского округа от 15.05.2015г. №634 «Об организации отдыха и проведении оздоровительной работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях города Тулуна в 2015 году»; Муниципальная программа «Образование». |
Цели программы | Обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся: воспитание у детей чувства гордости и бережного отношения к родным истокам, а также воспитание художественного вкуса, чувства любви к прекрасному; развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей; создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул. |
Задачи программы | развивать творческие способности учащихся, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; воспитывать культуру поведения учащихся; формировать у школьников навыки общения и толерантности; прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье детей; расширять экологический кругозор; проводить профилактику детской безнадзорности в каникулярное время; развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры. |
Принципы программы | Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Этот принцип определяет пять «граней»: грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»); грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»); грань глобального восприятия («это нужно знать всем значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»); грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»); грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для окружающего мира»). Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ОЛДП «Надежда» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного дня; взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Принцип уважения и доверия: добровольное включение ребёнка в ту или иную деятельность; доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, учёт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов. |
Основное содержание программы | Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-нравственных традиций России в условиях лагеря с дневным пребыванием детей. Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Надежда» работает по следующим направлениям: духовно-нравственное; гражданско-патриотическое; физкультурно-оздоровительное; культурно-досуговое; нравственно-эстетическое; эколого-краеведческое. |
Формы работы | В рамках реализации данной программы предусмотрено использование как традиционных форм работы, так и создание новых: |
Участники программы | Программа рассчитана на учащихся от 6,5 до 14 лет |
Сроки действия программы | Программа рассчитана на одну смену (18 дней) в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей |
Социальное и трудовое партнерство | Администрация городского округа муниципального образования «город Тулун» – финансирование питания в лагере. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Тулуна предоставляет помещение, материально-техническую базу: оргтехнику, канцелярские принадлежности. Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тулунская городская больница» – предоставление медицинского работника, медосмотр детей, оказание первой медицинской помощи, витаминизация. Областное учреждение здравоохранения «Железнодорожная больница» - медосмотр работников. МАОУ ДОД г. Тулуна «Центр развития творчества детей и юношества «Кристалл» - творческие мастерские, конкурсные программы, мастер классы «Летний сказочный экспресс». Филиал городской библиотеки №3 – часы чтения, викторины и конкурсы. Спортивный стадион «Химик» - соревнования, эстафеты; Краеведческий музей имени П.Ф. Гущина, выставочный зал - экскурсии. |
Этапы реализации программы | Подготовительный период (апрель – май) 1. Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону. 2. Разработка нормативно-правовой базы организации ОЛДП. 3. Разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков. 4. Подготовка методического материала для работников лагеря. 5. Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей. 6. Работа с родителями /собрания, индивидуальные беседы/ по теме: «Организации летней занятости детей». 7. Подготовка материально-технической базы. Организационный период (с 1 по 3 июня) 1. Выработка законов жизни лагеря. 2. Деление детей на группы (творческие, группы здоровья, возрастные). 3. Выборы органов самоуправления. 4. Корректировка планов. Основной период (4-24 июня) 1. Педагогическое, психологическое, медицинское управление процессом оздоровления детей. 2. Работа творческих групп. 3. Ведение дневника здоровья. Заключительный период (25-26 июня) 1. Подведение итогов жизнедеятельности участников площадки по критериям активности, инициативности, достижений укрепления здоровья; 2. Рефлексия. 3. Обобщение опыта по организации площадки. |
Условия реализации программы | Нормативно-правовые условия Федеральный закон от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Устав МБОУ «СОШ №6». Лицензия на право ведения образовательной деятельности. Свидетельство о государственной аккредитации. Постановление администрации городского округа от 23.04.2015г. №553 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2015 году». Постановление администрации городского округа от 15.05.2015г. №634 «Об организации отдыха и проведении оздоровительной работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях города Тулуна в 2015 году». Приказ от 19.05.2015г. № 78/1-од «Об организации и проведении оздоровительной работы с учащимися МБОУ «СОШ №6» в летний период 2015г.». Приказ от 20.05.2015г. №80/1 – од «Об организации работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием для учащихся МБОУ «СОШ №6». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул». Акт приемки оздоровительного лагеря дневного пребывания от 29.05.2015г. Разрешение на заезд детей в летнее оздоровительное учреждение в лагерь дневного пребывания на базе МБОУ «СОШ №6» от 03.06.2015г. Положение о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания от 19.05.2015г. Правила внутреннего распорядка и правила безопасности отдыхающих детей от 20.05.2015г. Методические рекомендации по оказанию первой доврачебной помощи детям, посещающих ОЛДП. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в ОЛДП. Инструкция по охране труда при проведении оздоровительных мероприятий на спортивно – игровой площадке в образовательных учреждениях во время организации летнего отдыха детей. Журнал инструктажа по ТБ (с работниками и детьми). Протоколы проверки знаний по охране труда работников ОЛДП. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве и с детьми. Удостоверение по проверке знаний по охране труда. Удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума. Программа инструктажа, инструкции по обеспечению жизнедеятельности детей и работников ОЛДП. Акт обследования спортивного и игрового оборудования, состояния спортивной площадки от 26.05.2015г. Должностные инструкции работников ОЛДП. Справка о проведении дератизации и противоклещевой обработки территории ОЛДП от 19.05.2015г. Протокол проверки сопротивления изоляции. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра. Протоколы лабораторных испытаний качества воды от 19.05.2015г. Договор о вывозе пищевых отходов, мусора от 12.01.2015г. Программа производственного контроля по питанию. Договор о совместной деятельности с МАОУ ДОД города Тулуна ЦРТД «Кристалл» от 03.06.2014г. Заявления от родителей. Педагогическая копилка воспитательных, спортивно – оздоровительных мероприятий. Кадровые условия В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют: Начальник лагеря. Педагог-организатор. 11 воспитателей. Медицинский работник. Дежурный воспитатель. Тех. Персонал. Зав. производством. 2 повара. Мойщица посуды. Инструктор по физической культуре. Руководители кружков /по договору с МАОУ ДОД ЦРТДиЮ «Кристалл»/: «Летний сказочный экспресс» |
Финансовые ресурсы | Средства областного бюджета, средства муниципального бюджета, спонсорская помощь. |
Материальные ресурсы | Спортивный зал, школьная библиотека, столовая, спортивная игровая площадка, учебные кабинеты, технические средства обучения, настольные игры, аудио фонограммы, компьютеры и мультимедиа, спортивный инвентарь, хозяйственный инвентарь, канцелярские принадлежности. |
Ожидаемые результаты реализации программы | В ходе реализации данной программы ожидается: Воспитание творческой саморазвивающейся личности учащегося, владеющего следующими ключевыми компетенциями: социальными, гражданско-правовыми, коммуникативными. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. Развитие коммуникативных способностей и толерантности. Сокращение в среде детей и молодежи проявлений асоциального поведения. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов). Расширение кругозора детей. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. Личностный рост участников смены на основе базовых ценностей: ЧЕЛОВЕК, ОТЕЧЕСТВО, ЗНАНИЕ, ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. |
Психолого-педагогическое сопровождение участников смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической
помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка. Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Система стимулирования успешности и личностного роста участников смены.
Каждое поселение ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего отряда или мирских дел в целом (в конкурсах и массовых делах).
У каждого отряда есть название и девиз, они определяются на конкурсной основе в начале сезона. В конкурсе участвует весь отряд.
В каждой группе поселян есть свой красный угол, в котором размещены:
За достижения в том или ином виде деятельности отряд получает бубенчик для своего скомороха. В конце сезона по количеству набранных бубенчиков будет определён отряд-победитель смены.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами.
Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.

Режим работы лагеря
дневного пребывания детей «Надежда» с 8.30 до 14.30
Мероприятия | Режим работы |
Приём детей | 8.30 – 9.00 |
Зарядка | 9.00 – 9.15 |
Утренняя линейка | 9.15 – 9.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 9.25 – 9.50 |
Подвижные игры на свежем воздухе, отрядные дела. | 9.50 – 11.00 |
Общелагерные мероприятия, работа кружков | 11.00 – 13.00 |
Обед | 13.00 – 13.30 |
Закаливание с водными процедурами | 13.30 – 14.00 |
Игры на свежем воздухе | 14.00 14.30 |
Организованный уход домой | 14.30 |

Режим работы лагеря
дневного пребывания детей «Надежда» с 8.30 до 17.00
Мероприятия | Режим работы |
Приём детей | 8.30 – 9.00 |
Зарядка | 9.00 – 9.15 |
Утренняя линейка | 9.15 – 9.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 9.25 – 9.50 |
Подвижные игры на свежем воздухе, отрядные дела. | 9.50 – 11.00 |
Общелагерные мероприятия, работа кружков | 11.00 – 13.00 |
Обед | 13.00 – 13.30 |
Закаливание с водными процедурами | 13.30 – 14.00 |
Игры на свежем воздухе | 14.00 14.30 |
Организованный уход домой | |
Дневной сон | 14.30 – 16.00 |
Полдник | 16.00 – 16.30 |
Работа по плану отряда, работа кружков | 16.30 – 17.00 |
Организованный уход домой | 17.00 |
План работы
лагеря дневного пребывания «Мы славяне»
День | Мероприятия | Ответственный |
1 день. День великого поселения. 3 июня | 1. Организационное мероприятие: линейка; принятие правил поведения в поселении обустройство поселения; выборы посадного подготовка визитной карточки отряда на праздник, посвященного открытию лагеря (разучивание названия и девиза отряда) 2. Час общения «Познакомимся поближе». 3. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
2 день. Общеславянский сход. Посвящение 4 июня | 1. Минутка безопасности «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»; 2. Общеславянский сход «СМОТРИНЫ» (открытие лагерной смены). 3. Виртуальное путешествие «Годовое колесо славянских поселений». 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
3 день. Духов День 5 июня | 1. Минутка безопасности «Правила пожарной безопасности» 2. Работа творческих мастерских «Бабушки сундуки. «Образ домашних и лесных духов в славянских мифах и преданиях: домовой, леший, водяной, кикимора, баба-яга – изготовление костюмов. 3. Конкурсная программа Дефиле Богини Мокошь 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
4 день. День славянской письменности. 8 июня | 1. Минутка безопасности «Меры безопасности жизни детей при укусе клещом» 2. Виртуальное путешествие «Истоки славянской письменности». 3. Конкурс рисуночное послание – берестяная грамота» 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
5 день. Богатырская наша сила 9 июня | 1. Минутка безопасности «Правила при поездках в автотранспорте» 2. Работа творческих мастерских «Бабушки сундуки. Украшения и оружие славян» 3. Выставка работ «Народные умельцы» 4. Спортивно-развлекательная программа «Сыны СВАРОГА» | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
6 день. День сказок (международный день сказок) 10 июня | 1. Минутка здоровья «Здоровье не купишь – его разум дарит!» 2. Виртуальное путешествие «Берендеево царство». 3. КТД «Парад сказок – у Лукоморья» 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор Воспитатели |
7 день. День России «Прославим Россию» 11 июня | 1.Минутка России «Символика Российской Федерации» 2 . Работа творческих мастерских «Бабушки сундуки. «Обереги и игрушки славян» 3. Квест игра «Поход Руссичей» 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
8 день. Народные гуляния июня | 1.Минутка безопасности «Правила безопасности во время массовых мероприятий» 2.Виртуальное путешествие «Обряды славянских праздников». 3.Музыкальный конкурс народные гуляния «Посидим, поокаем!» 4.Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
9 день. Веселая ярмарка 16 июня | 1. Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами?», 2.Работа творческих мастерских «Бабушки сундуки. Блюда и лакомства славян» 3. Праздник «Ярмарочные гуляния» - продажа. 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
день. День русской березки 17 июня | 1.Минутка здоровья «Осанка - основа красивой походки». 2. Виртуальное путешествие «Семик – Троица – Духов день» 3. Волонтерская акция «Посещение детского приюта» 3. Творческий конкурс «Красна девица» 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
день. День толерантности «Славянский фестиваль» июня | 1.Минутка здоровья. «Как беречь глаза» 2.Работа творческих мастерских. Мастер класс «Гостиный двор» Выполнение творческих заданий: рисование, изготовление поделок (по типу экспоцентра) 3. Выставка работ народного творчества «Со всех волостей» 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
12 день. Праздник Ивана Купалы. июня | 1.Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию». 2.Виртуальное путешествие «Агрофена – купальница» 3.Интелектуальная викторина от Лешего. «Изучаем лекарственные растения». 4. Спортивно-развлекательная программа «Поиск цветущего папоротника» - поиск клада. | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
13 день. «Тройка мчится, тройка скачет» 20 июня | 1. Минутка безопасности «Правила ПДД» 2. Работа творческих мастерских. Мастер – класс «Мой друг надежный - знак дорожный» 4.Спортивная игра-эстафета «Дороги большого города» | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
14 день. День памяти 22 июня | 1. Минутка безопасности «Правила поведения с незнакомыми людьми» 2. Виртуальное путешествие «Славные битвы русичей». 3. Турнир эрудитов «Мы – славяне» 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
15 день. День творчества и вдохновения 23 июня | 1. Минутка безопасности. «Правила поведения на воде». 2. Работа творческих мастерских – обрядовые песни. 3. Конкурс «Звёздный час. Таланты современных славян» 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
16 день. День путешествий. 24 июня | 1. Минутка безопасности «Один дома», 2. Работа творческих мастерских – домашняя утварь славян 3. «Русская изба» Экскурсия в краеведческий музей. 4. Игры на воздухе «Эй, славяне!». | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
17 день. День дружбы, единения славян 25 июня | 1. Минутка безопасности «Мой мир без вредных привычек» 2. Работа творческих мастерских – оберег на память другу. 3. Викторина «Что должен знать современный Русич?» 4.Спортивная эстафета «Тропою славных побед» | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
18 день Закрытие До свидания, славяне 26 июня | 1. Минутка здоровья «Богатырское здоровье». 2. Закрытие смены "Славим, Кресень, прославляем!" 3. Гала-концерт «Таланты современных славян» Показательные выступления участников смены. Подведение итогов смены, награждение. 4.Весёлый хоровод. | Медицинский работник Руководитель лагеря Педагог-организатор воспитатели |
Предполагаемые результаты программы.
развитие у учащихся чувства патриотизма с помощью разработанных эффективных форм и методов работы;
привитие любви к родному краю, развитие стремления изучать историю родного города, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков;
формирование и развитие в разных педагогических ситуациях гражданского и национального самосознания воспитанников;
формирование патриотического мировоззрения через овладение системой знаний в процессе обучения; развитие познавательной активности учащихся;
рост числа детей и подростков, занимающихся в оборонно-спортивных клубах и объединениях патриотической направленности.
Оценка эффективности реализации программы.
Осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания. Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста чувства патриотизма и интернационализма, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема подрастающего поколения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Словарь смены:
Лагерь – княжество
Отряд – посад
«Гжель»
«Жестов»
«Городец»
«Павлово-посад»
«Хохлома»
Все дети в лагере – поселенцы;
Лидеры (школьники) – посадники;
Воспитатели лагеря – воеводы, приближенные князя и охранники посадов
Начальник лагеря – княгиня.
Организатор – думный дьяк
Столовая – трапезная
Спальня для девочек – светлица
Спальня для мальчиков – опочивальня
Игровая комната – охотницкая
Спортивная комната – круг игрищ
Организаторская – думная палата
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отряд – посад

1.Павловский посад
Все за одного, один за всех – тогда посад наш ждёт УСПЕХ.

2. Гжель – синяя птица
Всегда к победе стремится
Отряд «Синяя птица».
3. Хохломские завитки
Наши милые девчушки – хохломские завитушки,
А мальчишки все с утра – хохломские мастера.

Жостовчане
Мастера из Жостово – просто класс!
За что ни возьмёмся – всё получается у нас!
Городецкое полесье
Мы - ребята молодцы,
Удалые храбрецы.
Мы искусные во всём –
Первыми всегда идём!
15