СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа математического кружка «Занимательная математика». 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. 

Просмотр содержимого документа
«Программа математического кружка «Занимательная математика». 5 класс»









Программа

математического кружка

«Занимательная математика».

5 класс





































  1. Пояснительная записка.

С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производство, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе.

Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкуры. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде.

Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

При организации внеурочной деятельности учащихся от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный теоретический материал, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС):

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.



Цели кружка:

  • расширение и углубление знаний учащихся по  математике,

  • привитие интереса учащихся к математике,

  • развитие математического кругозора, логического мышления,    исследовательских умений   учащихся,

  • воспитание настойчивости, инициативы,

  • развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.

  Задачи кружка:  

  • формирование навыков использования соответствующего математического аппарата при решении задач,                                                                                                                    

  • расширение представлений учащихся об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности,

  • расширение понимания значимости математики для общественного прогресса.



Принципы программы:


1.Актуальность-
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность-
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность-
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность-
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации-
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность -
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 31 занятия.


Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные занятия; внеурочной деятельности

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы, выставки.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


Основные виды деятельности учащихся:


-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математических олимпиадах;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах;
-творческие работы.


Планируемые результаты и способы их проверки.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование,

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

  • создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

  • осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы контроля:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

II. Тематический план

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Задачи на разрезание

6

2

4

2.

Логические задачи

12

3

9

3.

Дележи в затруднительных обстоятельствах

2

1

1

4.

Занимательные задачи на дроби

2

1

1

5.

Олимпиадные задачи

11

2

9

6.

Заключительное занятие- игра

1

0

1


Всего:

31

9

22



III. Содержание программы:

1.Задачи на разрезание (6ч).

Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Пентамимо. Фигуры домино, тримино, тетрамино (игру с такими фигурками называют тетрис), пентамимо составляют из двух, трех, четырех, пяти квадратов так, чтобы квадрат имел общую сторону хотя бы с одним квадратом.

Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.

2. Логические задачи (12ч). Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца.

Основная цель – развивать логическое мышление, умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

3.Дележи в затруднительных обстоятельствах (2ч). Задачи на переливания, задачи на взвешивание и на деление между двумя и тремя.

Основная цель – развивать умение составлять “цепочку рассуждений”, логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.

4.Занимательные задачи на дроби (2ч).

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.

5.Олимпиадные задачи (11ч).

Основная цель – подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкуре “Кенгуру”

6.Заключительное занятие- игра (1ч).

IV. Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов


УУД

Формы организации занятий

Формы контроля

Дата проведения

Задачи на разрезание (6 часов)


1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1



Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном


наблюдение

викторина


2. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге

1



Познавательные УУД:

Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

исследование

конкурс на лучшую презентацию


3. Пентамимо

1


Личностные:

Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор

лабораторная работа

математический диктант


4. Фигуры домино

1


Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

лабораторная работа.

тестирование


5.Фигуры тримино

1


Коммуникативные УУД:

построение речевых высказываний, постановка вопросов


лабораторная работа

тестирование


6. Фигуры тетрамино

1


Коммуникативные УУД:

Умения взаимодействовать с людьми

исследование

конкурс на лучший математический ребус


Логические задачи (12часов)


7.Высказывания. Истинные и ложные.

1



Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль

в форме сличения способа действия и его результата.



аукцион идей

проверочный тест


8.Отрицание высказываний

1


Познавательные УУД:

Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире


игра

контрольный тест


9.Двойное отрицание.


1


Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

состязание

мини-олимпиада


10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1


Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель УД

состязание

тестирование


11. Загадки- смекалки.

1


Познавательные УУД:

логические – синтез как составление целого из частей

проект

конкурс на лучшую загадку-смекалку


12 .Решение логических задач с помощью отрицания высказываний.

1


Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других


презентация

тест


13. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний .


1


Личностные УУД:

воля и настойчивость в достижении цели

тренинг

тест


14.Задачи,решаемые с конца.

1


Регулятивные УУД:

составлять план решения проблем

исследование

тестирование


15.Задачи, решаемые с конца.

1


Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

инсценирование задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи


16. «Газета любознательных».

2


Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности


газета

конкурс на лучшую математическую газету


17. Задачи со спичками.

1


Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации

проектная деятельность

тестирование


18.Задачи со спичками.

1


Коммуникативные УУД:

приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

эксперимент

мозговой штурм


Делёжи, в затруднительных обстоятельствах(2 часа)


19.Задачи на переливание

1


Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации.





исследование

тренинг


20.Задачи на взвешивание

1


Коммуникативные УУД:

умение общаться

исследование

Творческая работа


Занимательные задачи на дроби (2 часа)


21.Старинные задачи на дроби.

1


Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и необходимость исправлять ошибки самостоятельно

проект

тестирование


22.Задачи на совместную работу.

1


Коммуникативные УУД:

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы

игра

конкурс на лучший «Решебник»


Олимпиадные задачи (11 часов)


23. Решение олимпиадных задач

1


Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации




практикум

тренинг


24.Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата»

1


Познавательные УУД:

обобщение и использование полученной информации.

презентация

тестирование


25. Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата»

1


Познавательные УУД:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

творческая работа

тестирование


26. Решение олимпиадных задач

1


Познавательные УУД:

логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

практикум

тренинг


27. Решение олимпиадных задач

1


Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

практикум

тренинг


28.Игра « Работа над ошибками»

1



игра

викторина


29.Решение нестандартных задач.

1


Регулятивные УУД:

Осознавать границы собственных знаний и умений

практикум

тест


30. Математический КВН

1

Коммуникативные УУД:

осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами

КВН

Творческая работа


Заключительное занятие- игра (1 час)


31. Круглый стол «Подведем итоги»

1

Коммуникативные УУД:

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

игра

анкетирование



V. Материально-техническое обеспечение

  • компьютер;

  • проектор;

  • экран;

  • интерактивная доска.


Литература для учителя

- Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.

 -   Закон РФ «Об образовании»;

 -   Примерные программы  по внеклассной работе по математике «Стандарты   второго поколения. Математика 5 – 9 класс»  – М.: Просвещение,  2011 г.

 -   «Математика. Сборник  рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2011.

 - Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988

 - Ред. Л.Я.Фальке «Час занимательной математики»,  Москва, 2003

 - Л.В.Гончарова «Предметные недели в школе. Математика.» Волгоград, 2003

 - И.И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008

 - М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011

 - И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва , «Просвещение», 2009

 - «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009

 - С.А Генкин, И.В. Итенберг, Д.В.Фомин «Ленинградские математические кружки» Киров, «АСА», 1994


Литература для учащихся:

- М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011

 - И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009

 - «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009

 - С.А Генкин, И.В. Итенберг, Д.В.Фомин «Ленинградские математические кружки» Киров, «АСА», 1994

- Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка», М, «Просвещение» 1988

 - Ред. Л.Я.Фальке «Час занимательной математики»,  Москва, 2003