СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа модуля "Введение в школьную жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа выстроена на основе курса "Введение в школьную жизнь",авторы Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. 

Просмотр содержимого документа
«Программа модуля "Введение в школьную жизнь"»

Пояснительная записка

Программа выстроена на основе курса «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова), реализуется в начале сентября первого года обучения в течение первых двух недель.

Цель:

  • психологическая адаптация детей.

Основные задачи курса:

Развитие

  • зрительно-пространственного восприятия, внимания,

  • формирование пространственного восприятия;

  • развитие зрительной памяти;

  • зрительно-моторной функции.


Формирование положительной мотивации к различным видам учебной деятельности, чему в значительной степени способствует игровая форма проведений занятий, большое разнообразие практических заданий, их чередование и богатый иллюстрированный материал.

Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, решаются проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе адаптации первоклассника в школе.

Развитие мелкой моторики рук.


Дети при поступлении в школу обладают слишком разным уровнем развития навыков изображения, техники письма и рисования. Поэтому на занятиях поставлена задача сформировать до определённого уровня не только изобразительные навыки и развитие мелкой моторики, но и навыки, необходимые в школе: понимать и принимать поставленную задачу, слушать и выполнять указания взрослого, контролировать свои действия и уметь увидеть и поправить допущенные ошибки и неточности.

Ребёнка необходимо научить регулировать силу нажима, скорость , размах, равномерность, слитность, плавность. Необходим навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направленности движения, навык правильно положения кисти руки.

На занятиях ставится задача научить умению подчинять движение инструмента передаче любой формы, её конфигурации, относительно величины, пропорции, что требует от ребёнка умения соразмерять, подчинять движения контролю взора.


С этой целью на занятиях дети выполняют различные упражнения:

штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш,

обведение фигур по трафарету или шаблону,

выщипывание геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них аппликаций

обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание,

написание по пунктиру элементов письменных букв.


Курс состоит из 21занятия, которые проводятся в первые 11 дней сентября.

Занятие состоит из 2 частей : развитие познавательных способностей (15-20 мин.) и развитие мелкой моторики руки ( 15 мин.)


Общая продолжительность занятия- 35 мин.

Предполагаемыми результатами обучения на курсе является формирование навыков работы в парах и группах, навыки развития самооценки, активизация процессов памяти, внимания, развитие мелкой моторики руки, что является необходимым условием для формирования навыков письма.


В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами.

Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании.

В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.

Основные разделы курса

Основными разделами данного курса являются:

«Как учить себя с помощью взрослого»;

«Сотрудничество со сверстниками»;

«Отношение ребенка с самим собой».


Содержание курса

День первый

Линейка, посвященная началу учебного года.

Открытый классный час «Здравствуй, школа!»


День второй

Знакомство детей с учителем и между собой.

Формы устного ответа.

Схема класса.


День третий

Знакомство и приветствие, введение знака2(Хор)

Введение способа оценки.


День четвертый

Графический диктант

Введение знака3 (Мы)



День пятый

Реакция на реплику, введение знаков «+», «-»

Самооценка, критерии, оценка.

Отработка введенных ранее знаков, как надо и как не надо спорить


День шестой

Противоречие «Люблю – не люблю»

Введение знака 5 (Вопрос)


День седьмой

Оценка, общая работа как сумма индивидуальных.

Ситуация недоопределенного правила.

Отработка введенных ранее знаков.


День восьмой

Групповые задания с недоопределенными правилами, адресованность, понятность сообщения.

Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.

Критерии оценки, точка зрения оценивающего.


День девятый

Праздник «Посвящение в ученики»



Планирование занятий модуля

«Введение в школьную жизнь».


п/п

Дата проведения

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Практики

1

1.09

Линейка, посвященная началу учебного года.



2

1.09

Открытый классный час

«Здравствуй, школа!»

Знакомство с классом; решение организационных вопросов


3

2.09

Знакомство детей с учителем и между собой.

При помощи различных игровых моментов создать доброжелательную атмосферу в классе, снятие волнения у ребят, сплочение коллектива.

Учитель знакомится с учениками, а ученики друг с другом и учителем.


4



2.09

Формы устного ответа.

Ученики осваивают школьное пространство (внутреннее пространство кабинета, столовой, коридоров, раздевалок и др.) и время (режим дня, звонки-перемены), главные правила школьной жизни (умение слушать, выполнять простые инструкции, здороваться и т.д.)
Работа со школьными принадлежностями: ручкой, карандашом, кистью, листом бумаги.

Основная направленность практик: выделение признаков геометрических фигур и искусственных предметов, и их описание, счетные практики, звуковые и речевые практики, словесные игры, подвижные игры.


5

2.09

Схема класса.

6




3.09

Знакомство и приветствие, введение знака2(Хор)


Ученики продолжают осваивать школьное пространство (разные кабинеты, физкультурный и актовый залы) и время (внутреннее время урока), главные правила школьной жизни (умение слушать и взаимодействовать друг с другом, выполнять простые инструкции, соблюдать правила школьного этикета).Привлечь внимание детей к новому знаку. Учиться различать содержание ответа и его форму.
Работа со школьными принадлежностями — ручка, карандаш, ластик, лист бумаги.

Основная направленность практик: выделение признаков геометрических фигур и искусственных предметов, их описание.


7

3.09

Введение способа оценки.


8

4.09

Графический диктант

9



4.09

Введение знака3 (Мы)


Введение знака «МЫ»

Формирование умения работать в парах, совместно. Противопоставить индивидуальную работу и работу в парах.

Звуковые и речевые практики, словесные игры, счетные практики, знаки и символы.

10

7.09

Реакция на реплику, введение знаков «+», «-»


11





7.09

Самооценка, критерии, оценка.

Противопоставить спор ссоре.

Развивать произвольное внимание, способность работать.

Звуковые и речевые практики, словесные игры, счетные практики, знаки и символы.

12

7.09

Отработка введенных ранее знаков, как надо и как не надо спорить


13

8.09

Противоречие «Люблю – не люблю»

14







8.09

Введение знака5 (Вопрос)

Оценка, общая работа как сумма индивидуальных.

Тренировать учащихся в применении знаков «Я», «МЫ»

Развивать навык сотрудничества. Развивать произвольное внимание.

Движения в пространстве, выполнение двигательных команд, правил, ритмические движения. Звуковые и речевые практики, словесные игры, счетные практики, знаки и символы.

15

9.09

Оценка, общая работа как сумма индивидуальных.

16

9.09

Ситуация недоопределенного правила.


17




9.09

Отработка введенных ранее знаков.


Отработка навыков сотрудничества. Развивать внимание, переключение в играх.

Движения в пространстве, выполнение двигательных команд, правил, ритмические движения. Звуковые и речевые практики, словесные игры, счетные практики, знаки и символы.

18

10.09

Групповые задания с недоопределенными правилами, адресованность, понятность сообщения.

19









10.09

Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.

Критерии оценки, точка зрения оценивающего.

Учить детей выяснять, где надо следовать за учителем, а где высказывать собственное мнение.

Развивать произвольность, рефлексию.

Нацеливание детей на получение продуктов совместной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения.

Движения в пространстве, выполнение двигательных команд, правил, ритмические движения. Звуковые и речевые практики, словесные игры, счетные практики, знаки и символы.

Основная направленность практик: работа с измеряемыми свойствами объектов (величинами), анализ звучащей речи.

20,

21

11.09

Праздник «Посвящение в ученики»

Обобщение всех полученных знаний.




Материальное обеспечение курса

  1. Колокольчик

  2. Визитные карточки

  3. Ордена

  4. Разнообразные сюжетные картинки

  5. Схема класса

  6. Схема времени

  7. Книга «хроника»

  8. Алфавит

  9. Различные куклы, мягкие игрушки

  10. Полоски цветной бумаги, кружки белой бумаги

  11. Бланки для графического диктанта, бланки задания «Стрельба по мишеням»

  12. Рисунки с оптическими иллюзиями

  13. Чертеж домиков, наборы геометрических фигур, план местности, образцы фигур

  14. Листы с разметкой и образцами

  15. Наборы деталей одежды




7