СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа обучения на дому для детей с ограниченными возможностями литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа обучения на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Программа обучения на дому для детей с ограниченными возможностями литературное чтение»

Пояснительная записка.

Используемая основная программа: Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида М.: «Просвещение», 2008.

Учебник: Книга для чтения. Авторы-составители: Смирнова З. Н., Гусева Г. М. М.: «Просвещение», 2002.

Учебный план: год- 68 часов, неделя – 2 часа.

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

  3. Учить самостоятельно работать с книгой.


Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.



Особенности организации учебного процесса по предмету

Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого ивыразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного .В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального

развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской у учащихся: развития у них интереса к чтению, с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Содержание программы

Техника чтения

      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
      Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
      Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Понимание читаемого

      Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
      Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
      Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Развитие устной речи

      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

      Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
      Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.




Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:
      осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
      трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
      отвечать на вопросы по прочитанному;
      высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
      пересказывать содержание прочитанного;
      устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
      Учащиеся должны знать:
      наизусть 5—8 стихотворений.

Учебник:

Авторы - составители З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева «Чтение» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Москва «Просвещение», 2006г.



Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса:

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

 Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
      Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

 Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
       Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
       Заучивание наизусть стихотворений, басен.



Тематическое планирование.


№ урока

Тема урока

Дата

1

Э. Шим. Брат и младшая сестра.


2

А. Седугин. Молоток.


3

В. Голявкин. Был не крайний случай.


4

Е. пермяк. Пичугин мост.


5

И. Дик. Счастливая ручка.


6

А. Гайдар. Невидимые помощники.


7

С. Маршак. Лодыри и кот.


8

И. Крылов. Лебедь, щука и рак.


9

В. Осеева. Печенье.


10

К. Ушинский. Осень.


11

В. Песков. Осенний лес.


12

А. Твардовский. Лес осенью.


13

Народные приметы. Загадки.


14

А. Гаршин. Лягушка-путешественница.


15

И. Крылов. Стрекоза и муравей.


16

Д. Мамин-Сибиряк. Приемыш.


17

Гуси-лебеди. Русская сказка.


18

Чудесный клад. Молдавская сказка.


19

Лиса и волк. Русская сказка.


20

К. Ушинский. Два плуга.


21

М. Шпагин. Как баклуши били.


22

И. Крылов. Трудолюбивый медведь.


23

Айога. Нанайская сказка.


24

Ю. Тувим. Все для всех.


25

Е. Пермяк. Для чего руки нужны.


26

И. Никитин. Встреча зимы.


27

И. Соколов-Микитов. Зима в лесу.


28

И. Антонов. Сад друзей.


29

И. Суриков. Детство.


30

Н. Некрасов. Мужичок с ноготок.


31

Ю. Дмитриев. Для чего нужен первый снег.


32

Н. Некрасов. Не ветер бушует над бором.


33

А. Гайдар. Елка в тайге.


34

М. Пляцковский. Какая бывает зима.


35

Л. Толстой. Праведный судья.


36

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.


37

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.


38

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.


39

П. Ершов. Конек-горбунок.


40

П. Ершов. Конек-горбунок.


41

П. Ершов. Конек-горбунок.


42

П. Ершов. Конек-горбунок.


43

Братья Гримм. Соломинка, уголек и боб.


44

В. Костылев. Береза.


45

Л. Толстой. Как я ездил верхом.


46

Н. Вагнер. Мальчик и дворовая собака.


47

В. Тарасов. Четвероногий друг.


48

М. Пришвин. Гаечки.


49

М. Горький. Воробьишко.


50

А. Барков. Пожарник Карл.


51

Г. Скребицкий. Медвежонок.


52

И. Токмакова. В Чудной стране.


53

А. Милн. Винни-Пух и все, все, все.


54

А. Милн. Винни-Пух и все, все, все.


55

А. Милн. Винни-Пух и все, все, все.


56

А. Милн. Винни-Пух и все, все, все.


57

А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино.


58

А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино.


59

А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино.


60

Ф. Тютчев. Весенние воды.


61

В. Ситников. Утро.


62

Л. Толстлй. Весна.


63

А. Платонов. Еще мама.


64

А. Платонов. Еще мама.


65

А. Платонов. Еще мама.


66

Л. Квитко. Бабушкины руки.


67, 68

Резерв времени.















6