Пояснительная записка.
Используемая основная программа: Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида М.: «Просвещение», 2008.
Учебник: Книга для чтения. Авторы-составители: Смирнова З. Н., Гусева Г. М. М.: «Просвещение», 2002.
Учебный план: год- 68 часов, неделя – 2 часа.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Особенности организации учебного процесса по предмету
Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого ивыразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного .В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального
развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской у учащихся: развития у них интереса к чтению, с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Содержание программы
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
наизусть 5—8 стихотворений.
Учебник:
Авторы - составители З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева «Чтение» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Москва «Просвещение», 2006г.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса:
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Дата |
1 | Э. Шим. Брат и младшая сестра. | |
2 | А. Седугин. Молоток. | |
3 | В. Голявкин. Был не крайний случай. | |
4 | Е. пермяк. Пичугин мост. | |
5 | И. Дик. Счастливая ручка. | |
6 | А. Гайдар. Невидимые помощники. | |
7 | С. Маршак. Лодыри и кот. | |
8 | И. Крылов. Лебедь, щука и рак. | |
9 | В. Осеева. Печенье. | |
10 | К. Ушинский. Осень. | |
11 | В. Песков. Осенний лес. | |
12 | А. Твардовский. Лес осенью. | |
13 | Народные приметы. Загадки. | |
14 | А. Гаршин. Лягушка-путешественница. | |
15 | И. Крылов. Стрекоза и муравей. | |
16 | Д. Мамин-Сибиряк. Приемыш. | |
17 | Гуси-лебеди. Русская сказка. | |
18 | Чудесный клад. Молдавская сказка. | |
19 | Лиса и волк. Русская сказка. | |
20 | К. Ушинский. Два плуга. | |
21 | М. Шпагин. Как баклуши били. | |
22 | И. Крылов. Трудолюбивый медведь. | |
23 | Айога. Нанайская сказка. | |
24 | Ю. Тувим. Все для всех. | |
25 | Е. Пермяк. Для чего руки нужны. | |
26 | И. Никитин. Встреча зимы. | |
27 | И. Соколов-Микитов. Зима в лесу. | |
28 | И. Антонов. Сад друзей. | |
29 | И. Суриков. Детство. | |
30 | Н. Некрасов. Мужичок с ноготок. | |
31 | Ю. Дмитриев. Для чего нужен первый снег. | |
32 | Н. Некрасов. Не ветер бушует над бором. | |
33 | А. Гайдар. Елка в тайге. | |
34 | М. Пляцковский. Какая бывает зима. | |
35 | Л. Толстой. Праведный судья. | |
36 | А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. | |
37 | А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. | |
38 | А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. | |
39 | П. Ершов. Конек-горбунок. | |
40 | П. Ершов. Конек-горбунок. | |
41 | П. Ершов. Конек-горбунок. | |
42 | П. Ершов. Конек-горбунок. | |
43 | Братья Гримм. Соломинка, уголек и боб. | |
44 | В. Костылев. Береза. | |
45 | Л. Толстой. Как я ездил верхом. | |
46 | Н. Вагнер. Мальчик и дворовая собака. | |
47 | В. Тарасов. Четвероногий друг. | |
48 | М. Пришвин. Гаечки. | |
49 | М. Горький. Воробьишко. | |
50 | А. Барков. Пожарник Карл. | |
51 | Г. Скребицкий. Медвежонок. | |
52 | И. Токмакова. В Чудной стране. | |
53 | А. Милн. Винни-Пух и все, все, все. | |
54 | А. Милн. Винни-Пух и все, все, все. | |
55 | А. Милн. Винни-Пух и все, все, все. | |
56 | А. Милн. Винни-Пух и все, все, все. | |
57 | А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино. | |
58 | А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино. | |
59 | А. Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино. | |
60 | Ф. Тютчев. Весенние воды. | |
61 | В. Ситников. Утро. | |
62 | Л. Толстлй. Весна. | |
63 | А. Платонов. Еще мама. | |
64 | А. Платонов. Еще мама. | |
65 | А. Платонов. Еще мама. | |
66 | Л. Квитко. Бабушкины руки. | |
67, 68 | Резерв времени. | |
6