Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется обучению чтению.
Программа по обучению чтению направлена на детей 6 лет и предназначена для групповых занятий. Она формирует первоначальные навыки чтения и отрабатывает их Занятия проходят в игровой форме Успешное выполнение заданий на занятии позволит будущим первоклассникам накопить определенный багаж знаний о языке, позволит избежать появление возможных нарушений чтения.
В Программе обучению чтению используется литературный материал. Он напрямую связан с программными разделами и оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает положительное отношение к миру.
Круг детского чтения детей 5-6 лет направлен на формирование интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.
При подготовке к общению с детьми посредством художественного произведения необходимо:
- продумать вопросы, которые помогут детям понять суть произведения (1-2 вопроса), при необходимости зачитать соответствующие отрывки;
- выделить наиболее яркие описания (поведение персонажа, природное явление), чтобы дети еще раз услышали их и помогли педагогу прочесть отрывок, договаривая слова и словосочетания;
- обязательно прочесть текст вслух, правильно расставить акценты.
Определять место звука в слове.
Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
Знать 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Называть жанр произведения.
Драматизировать небольшие сказки.
Знать алфавит русского языка.
Читать прозаические произведения.
Понимать небольшие тексты, их смысл.
Отвечать на вопросы по проверке понимания текста.
Месяц | № | Дата | Тема | Деятельность обучаемого | Дидактический материал |
Сентябрь | 1 | | Устная речь и письменная речь | Знать и выполнять правила поведения на занятии. Знать понятие об устной и письменной речи. Уметь разграничивать эти понятия, пользоваться терминами в своей речи. | книги для чтения, сюжетные картинки, задание на внимание (распечатка) |
2 | | Предложение. Предложения разные по цели высказывания | Знать понятие о предложении. Обучаться отличать предложение от слова, словосочетания. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения. |
3 | | Слово и предложение. | Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Делить предложение на слова. Определять количество слов в предложении на слух. Объяснять смысл пословиц. Уметь располагать тетрадь на рабочем месте. Уметь отличать основную строку и дополнительную. Прописывать бордюры в рабочей тетради. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, Пословица (напечатанная) |
4 | | Слог. | Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Моделировать слова, к словам составлять модели. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева |
Октябрь | 1 | | Гласные звуки. Звуки а, у и буквы их обозначающие | Знать буквы а, у. Делить слова на слоги. Находить ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
2 | | Гласные звуки. Звуки и, ы, о и буквы их обозначающие | Знать буквы и,ы,о. Делить слова на слоги. Находить ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
3 | | Гласные звуки. Звук и буква э. Повторение. | Повторить все гласные звуки и буквы. Знать букву э. Выучить стихотворение. Отличать в слове звуки. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
4 | | Согласные звуки. Мягкие и твердые согласные. | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
Ноябрь | 1 | | Буква п и ее звуки. | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
2 | | Буква м и ее звуки. | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
3 | | Буква б и ее звуки. Буква т и ее звуки. | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
4 | | Буква д и ее звуки | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Составлять схемы слогов | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
Декабрь | 1 | | Буква н и ее звуки. | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
2 | | Буква в и ее звуки | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Составлять схемы слогов. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
3 | | Буква ф и ее звуки | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Разгадывать ребусы. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
4 | | Буква к и ее звуки | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать слова с изученными буквами. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
Январь | 1 | | Буква г и ее звуки | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Узнавать правильное написание букв. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
2 | | Буква х и ее звуки | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать слова с изученными буквами. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
3 | | Буква и звук й | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Выучить стихотворение. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
4 | | Буква я и звуки, которые она обозначает | Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать слова с изученными буквами. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
Февраль | 1 | | Буква е и звуки которые она обозначает | Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать слова с изученными буквами | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
2 | | Буква с и ее звуки | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать слова с изученными буквами. Читать предложения. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
3 | | Буква з и ее звуки. Чтение предложений. | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать стихотворение. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
4 | | Буква и звук ц | Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
Март | 1 | | Повторение. | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Отгадывать буквенные ребусы. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
2 | | Буква р и ее звуки | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать предложения. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
3 | | Буква л и ее звуки | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
4 | | Буква ё и звуки, которые она обозначает | Учиться читать слоги с новой буквой ё. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Учиться читать слова с буквой ё. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
Апрель | 1 | | Буква ю и звуки, которые она обозначает | Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
2 | | Буква и звук ш | Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать предложения с изученной буквой ш. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
3 | | Буква и звук ж | Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать предложения с буквой ж. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
4 | | Правило жи-ши | Учиться отличать мягкие и твердые согласные. Учиться читать слоги. Выучить правило написания жи – ши. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
Май | 1 | | Звук и буква ч. | Учиться читать слоги с буквой ч. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать слова и предложения с буквой ч. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
2 | | Звук и буква щ. | Учиться читать слоги. Делить слово на слоги, выделять ударный слог. Читать слова и предложения с буквой щ. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
3 | | Буква ь | Знать что обозначает ь. Учиться читать слова с буквой ь. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |
4 | | Буква ъ | Знать что обозначает буква ъ. Учиться читать слова с буквой ъ. Разгадывать кроссворд. | Доска и фломастер для доски, книги для чтения, тетрадь в косую линию (на каждого обучающегося), модели слов. Кубики Зайцева, рабочая тетрадь. |