СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Окружающий мир", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Окружающий мир", 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа "Окружающий мир", 3 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Окружающий мир » для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы автора Плешакова А.А. «Окружающий мир», рабочие программы. 1-4 классы (УМК «Школа России»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



Место курса в учебном плане


На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю, всего 68 часов. Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Плешаков А.А. «Окружающий мир» и учебник для 3 класса: в 2 частях. (2013г)





Тематическое планирование


Название темы

Количество часов

1

«Как устроен мир»

6

2

«Эта удивительная природа»

18

3

«Мы и наше здоровье»

10

4

«Наша безопасность»

7

5

«Чему учит экономика»

12

6

«Путешествия по городам и странам»

15

всего


68











Результаты изучения курса


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание тем учебного курса

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторская программа Плешаков А.А.. УМК «Школа России» М.:«Просвещение» 2011

Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в « ч.М.:«Просвещение». 2012

Рабочая тетрадь Плешаков А.А.. Окружающий мир 1 класс в « ч.М.:«Просвещение». 2012

Плешаков А.А.. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011

Плешаков А.А. и др.. Окружающий мир Поурочные разработки


Содержание программы


Содержательные линии

Требования ФГОС планируемые результаты по предмету


Базовый уровень (обучающийся научится)

Повышенный уровень (обучающийся получит возможность научиться)

Человек и природа.

Разнообразие природы.

Человек – часть природы.

Мир глазами эколога.

Природа в опасности.

Тела, вещества, частицы.

Разнообразие веществ.

Воздух и его охрана.

Вода.

Превращения м круговорот воды в природе.

Берегите воду.

Что такое почва?

Разнообразие растений.

Размножение и развитие растений.

Охрана растений.

Разнообразие животных.

Кто что ест.

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

Размножение и развитие животных.

Охрана животных.

В царстве грибов.

Великий круговорот жизни.

Организм человека.

Органы чувств.

Надёжная защита организма.

Опора тела и движение.

Наше питание.

Дыхание и кровообращение.

Умей предупреждать болезни.


Человек и общество.

1.Общество.

2.Для чего нужна экономика?

3. Полезные ископаемые.

4. Растениеводство.

5. Животноводство.

6. Какая бывает промышленность?

7. Что такое деньги?

8. Государственный бюджет.

9. Семейный бюджет.

10. Экономика и экология.

11. Золотое кольцо России.

12. Наши ближайшие соседи.

13. На Севере Европы.

14. Что такое Бенилюкс?

15. В центре Европы.

16. Путешествие по Франции Великобритании.

17. На юге Европы.

18. По знаменитым местам мира.

Наша безопасность.

19. Огонь, вола и газ.

20. Чтобы путь был счастливым.

21. Дорожные знаки. Опасные места.

22. О молниях, змеях, собаках и прочем.

23. Экологическая безопасность.


- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;

- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

- соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

- исследовать с помощью опытов свойства воды, воздуха и почвы, моделировать круговорот воды в природе;


- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем;

вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней.






Обучающийся научится:

раскрывать роль экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов;

понимать, как ведётся хозяйство в семье;

обнаруживать связи между экономикой и экологией;

рассказывать по карте о различных странах;

приводить примеры достопримечательностей разных стран. Правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечки газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах;

понимать, что такое экологическая безопасность;

понимать необходимость здорового образа жизни.

- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

- оформлять результаты исследовательской работы (“Человек и природа”) с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

- моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

- планировать, контролировать и оценивать учебно – познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. пользоваться атласом определителем для распознавания природных объектов,

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.


Обучающийся получит возможность научиться:

- оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;

- оформлять результаты исследовательской работы (“Человек и общество”) с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

Использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе

- осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

- наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Опыты и наблюдения


Элементы содержания

Универсальная

учебная деятельность

Домашнее задание

Как устроен мир (6 ч)



1


Природа.

Разнообразие природы. Значение природы для людей.


Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая при рода организм, био логия, царства, бак терии, микроскоп. Учащиеся должны понимать классифи кацию природы.

Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моде лей с помощью учителя и самостоятельно

ЛУУД: формирование личного отношения к окружающему миру

РУУД: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

ПУУД: взаимосвязь природы и человека

КУУД

способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Рисунок,

с. 6-9

2


Человек. Ступе ньки познания.

Понятие здоро вья. Факторы, влияющие на него.

Учащиеся должны знать/ понимать

чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память,

мышление,

воображение.

Наблюдения над процессами памяти.

Вопросы 1-2,

с.10-15

3


Проект «Богатст ва отданные людям»

Экскурсия.

Человек как член об щества, а семья часть общества. Представ

ление о гражданстве.

Рисунок


4


Общество.



Учащиеся должны уметь различать по нятия государство, территория. Знать герб, флаг России.

Пронаблюдать своё генеалогическое дерево.



Вопросы 1-3,

с.18-23

5


Мир глаза ми эколога Основы здорового образа жизни и безопасность человека.

Учащиеся должны уметь отличать эко логию от других по хожих наук, опреде лять экологические связи.

Наблюдение над связями каждой группы в природе.

Экология как наука о связях между живы ми существами и ок ружающей средой, ее роль в жизни челове ка и общества. Эколо гические связи, их разнообразие. Поло жительное и отрица тельное влияние чело века на природу. При меры животных, исче знувших по вине че ловека. Охрана приро ды. Заповедники и национальные парки.

Вопросы 1-2,

с.24-28

6


Природа в опасности. Охрана природы.

Учащиеся должны

знать правила пове дения в природе, уметь правильно вес ти себя в зелёной зо не. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Практическая рабо­та № 1 «Моделиро­вание влияния чело­века на природу»


Вопросы 1-3,

с.29-34

Эта удивительная природа(18 ч)



7


Тела, вещества, частицы.

Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

Практическая рабо­та № 2 «Моделиро­вание расположения частиц в твердом, жидком и газообраз­ном веществе»

Разнообразие веще ств в окружающем мире: твердые, жид кие, газообразные ве щества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ , легко опре деляемые свойства воздуха(невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, являя ется условием горе ния). Значение возду ха для растений, животных, человека

ЛУУД: формирование образа Я тесно связано миром природы, куль туры окружающих людей

РУУД: умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

ПУУД: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью способной изменить мир к лучшему

КУУД: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми.

Вопросы 1-2, с. 36-40

8


Разнообразие веществ.

Здоровое питание.


Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами.

Соль, сахар, крахмал, кислота

Практическое занятие: умение определять наличие крахмала в продуктах.

Вопросы 1-2, с. 41-45

9


Воздух и его охрана.

Учащиеся должны

знать состав и свойства воздуха.

Опыт «Расширение воздуха»

Вопросы 1-3, с. 46-50

10


Вода и жизнь. Свойства воды.

Профилактика переедания,

Пищевых

отравлений.

Учащиеся должны

уметь определять ос новные свойства во ды. Знать о значе нии воды дляживых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Практическая рабо­та № 3 «Свойства воды. Очистка загряз­ненной воды с помо­щью фильтра»

Вода и ее свойства (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды.

Вопросы 1-4, с. -51-54

11


Превращения и круговорот воды в природе.

Тестирование.

Учащиеся должны

знать, как осуществ ляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами.

Опыт: спиртовка, стакан с водой, тре ножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды.

ЛУУД: формирование образа Я тесно связано миром природы, куль туры окружающих людей

РУУД: умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

ПУУД: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью способной изменить мир к лучшему

КУУД: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми.

Вопросы 1-2, с. 55-58

1 2


Берегите воду! Инфекционные болезни.

Учащиеся должны

знать причины заг рязнения водоёмов, меры охраны водоё мов от загрязнения.

Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду.

Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию.

Вопросы 1-5, с. 59-63

1 3


Как разрушают ся камни!

Что такое почва?

Учащиеся должны

уметь определять причины разруше ния твёрдых тел.

Учащиеся должны

знать основные сво йства почвы, состав почвы. Уметь опре делять наличие раз ных компонентов в почве.

Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел.

Опыт: «Состав почвы».

Процесс разрушения горных пород в при роде, причины и пос ледствия. Почва, ее значение для живой природы Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

Вопросы 1-4, рисунок, с. 64-68

1 4


Разнообразие растений.

Учащиеся должны

уметь отличать рас тения одной группы от другой, Знать ос новную классифика цию растений. Подготавливать сообщения .

Практическая рабо­та № 4 «Рассматри­вание живых и гербарных растений»

Растения и их разнооб разие. Роль растений в природе и жизни челове ка, бережное отноше ние к растениям Ботани ка – наука о растениях.

Вопросы 1-2, с. 69-73

1 5


Солнце,

растения и мы с вами.


Учащиеся должны

уметь устанавли вать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.

Опыт «Испаре ние воды листья ми»Практическая рабо­та № 5 Опре деление органов растений, сравне ние органов разли чных растений»

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных

Вопросы 1-2, рисунок, с. 74-77

1 6


Размножение и развитие растений.





Учащиеся должны

знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.


Практическая ра бо­та № 6 «Рассма три­вание плодов и семян растений. Опреде­ление приз наков их приспо собленно­сти к рас простране­нию вет ром, живот­ными»

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)


Вопросы 1-5, с. 78-81

1 7


Охрана растений.

Учащиеся должны уметь объяснять, по чему многие расте ния становятся ред кими. Знать основ ные экологические правила, которые для каждого челове ка должны стать нормой поведения в природе.

Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений.

Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям


Рисунок, с. 82-86

18


Разнообразие животных.

Учащиеся должны

знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания

Моделирование

Многообразие живот ного мира. Классифи кация животных: чер ви, моллюски, глоко жие, ракообразные, паукообразные, насе комые, рыбы, земно водные, пресмыкаю щиеся, птицы, звери (млекопитающие).Ви ды животных. Зооло гия- наука о животных

ЛУУД:

формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

РУУД:

Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

ПУУД:

Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью способной изменить мир к лучшему

КУУД:

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Вопросы 1-4, с. 87-93

19


Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

Учащиеся должны

знать классифика цию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания.

Практическая рабо­та №7 «Моделиро­вание цепей питания»

Классифицировать жи вотных по способу пита ния: растительноядные, насекомоядные, хищни ки и всеядные. Приспо собление животных к добыванию пищи, к за щите от врагов. Подго товка к выполнению проекта: знакомство с материа лами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Размножение и разви тие животных разных групп. Факторы отри цательного воздействия человека на мир живот ных. Исчезающие и ред кие животные. Меры по охране животного мира.

Вопрос 1, с. 94-97

20


Невидимая сеть и невидимая пирамида.


Учащиеся должны уметь устанавли вать взаимосвязи ме жду растениями и животными дубово го леса. Знать обитателей дубовых лесов

Наблюдение цепей питания в природе.

Рисунок, с. 98-99

21


Размножение и развитие животных.

Учащиеся должны

знать способы размножения животных.

Практическая работа № 8 «Моделирование этапов развития бабоч­ки и (или) лягушки»


Вопросы 1-5, с. 100-105

22


Охрана животных.

Учащиеся должны уметь определять причины исчезнове ния животных. Знать экологичес кие правила, которые должны выполнять люди.

Наблюдение в природе причин исчезновения животных.

Вопросы 1-3, с. 106-111опросы 1-3, с. 112-117

23


В царстве грибов.


Учащиеся должны

знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочно го гриба. Знать пра вила сбора грибов.

Наблюдение раз личий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов.

Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев.


Вопросы 1-4, с. 118-120

24


Великий

круговорот жизни.

Учащиеся должны

знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.


Моделирование « Круговорот веществ в природе»

Круговорот веществ. Основные звенья кру говорота веществ: производители, потре бители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ


Рисунок-ребус

Мы и наше здоровье (10 ч)



25


Организм человека.

Правила обработки ран.

Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека.


Анатомия, физиоло гия, гигиена как нау ки. Понятие об орга нах и системе орга нов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная.

ЛУУД:

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РУУД:

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

ПУУД:

характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

КУУД:

отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре

Вопросы 1-3, с. 122-129

26


Органы чувств.

Учащиеся должны

знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств.

Наблюдение за работой органов чувств.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира

Вопросы 1-2, с. 130-131

27


Надёжная защита организма.

Перевязка ран.

Учащиеся должны

знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

Практическая рабо­та № 9 «Первая по­мощь при небольших повреждениях кожи»

Орган защиты от пов реждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигие на. Первая помощь при повреждении ко жных покровов ( ран ки, ушибы, ожоги, обмораживание)

Вопросы 3-4, с. 132-133

28


Опора тела и движение.

Проверочная работа.

Учащиеся должны

знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их.

Наблюдение за работой различных групп мышц.


Опорно –двигатель ная система, ее роль в организме человека Важность выработки и сохранения прави льной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Вопросы 1-2, с. 134-137

29


Наше питание. Ор­ганы пищеварения. Проект«Школа кулинаров»

Учащиеся должны

знать органы пище варительной систе мы. Уметь соблю дать правила пита ния. Уметь устанав ливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.


Разнообразие питательных веществ(белки, жи ры, углеводы, витами ны), продукты в кото рых они содержатся. Пищеварительная система , ее строение и сохранение правильной осанки.

Рецепты, с. 138-143

30


О дыхании, о дви­жении крови

Учащиеся должны

знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье.

Практическая рабо­та № 10 «Подсчет ударов пульса»

Дыхательная и крове носные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхате льной и кровеносной системы Пульс и его частота.


Вопросы 1-2, с. 144-146

31




Умей предупре ждать болезни. Первая медицин ская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Учащиеся должны

знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.

Практическая рабо­там 11 «Моделиро­вание строения орга­низма человека»

Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания


Вопросы 1-4, с. 147-149

32


Здоровый образ жизни.


Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Наблюдение отли чий между людь ми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми.

Понятие о здоровом образе жизни.


Вопросы 1-3, с. 150-153

33


Проверочная работа Опасные шалости.Возможные последствия шалостей.

Выполнять тесты с выбором ответа

Проверка знаний и умений


Рисунок

34


Презентация про ектов « Богатст ва, отданные лю дям», «Разнооб разие природы родного края», «Школа кулинаров»

Представление результатов проектной деятельности.




Рисунок, рецепт.


Наша безопасность (7 ч)



35


Огонь, вода и газ.

Учащиеся должны знать и уметь выпол нять правила пожар ной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.


Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа

ЛУУД:

усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

РУУД:

умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

ПУУД:

усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д.

КУУД:

уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

Вопросы 1-3, с. 4-7

36


Чтобы путь был счастливым.

Опасные игрушки.

Учащиеся должны

уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.


Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общест венном транспорте

Вопросы 1-4, с. 8-13

37



Дорожные знаки.

Учащиеся должны

знать основные до рожные знаки,уметь ориентироваться на дороге.


Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, зап рещающие, предписы вающие, информацион но – указательные, знаки сервиса.





Вопросы 1-6, с. 14-17

38


Проект «Кто нас защищает»

Опасная высота.

Учащиеся учатся на ходить в Интернете и других источни ках информации све дения о Вооружен ных силах Рос сии, деятельности поли ции, пожарной охра ны, МЧСоформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов

Рисунок, с. 18-19

39


Опасные места.

Учащиеся должны

знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасн ость, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Правила поведения в потенциально опас ных местах: на балко не, в лифте, на строй площадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Вопросы 1-5, с. 20-24

40


Природа и наша безопасность.


Учащиеся должны

знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.


Опасности природно го характера (о молниях, змеях, собаках, ядовит ых растениях и грибах, собаках, кошках)


Вопросы 1-4, с. 25-30

41


Экологическая безопасность.

Учащиеся должны

знать и выполнять пра вила личной экологической безопасности.


Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологи ческой безопасности

Вопросы 1-5, с. 31-36



Чему учит экономика (12 ч)



42


Для чего нужна экономика?

Учащиеся должны

уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики.


Потребности людей. Удовлетворение пот ребностей людей – главная задача эконо мики. Товары, услуги

ЛУУД:

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

РУУД:

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

ПУУД:

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

КУУД:

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Вопросы 1-4, с. 38-41

43


Природные богатства и труд людей – основа экономики.


Учащиеся должны

знать основные составляющие экономики.


Использование при родных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в эконо мике , труд умствен ный и физический. Роль образования в экономике.

Вопросы 1-3, с. 42-45

44



Полезные ископаемые.

Учащиеся должны

знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.


Понятие о полезных ископаемых. Наибо лее важные ископае мые. Значение, спосо бы добычи, охрана по лезных ископаемых.

Вопросы 1-3, с. 46-50

45


Растениеводство.

Учащиеся должны

уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.





Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растение водство и животново дство как отрасли се льского хозяйства.Ис пользование культур ных растений для производства продук тов питания и промы шленных товаров. Классификация куль турных растений: зер новые, кормовые, пря дильные культуры, овощи, фрукты, цве ты. Содержание и ра зведение домашних сельскохозяйствен ных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов.

Вопросы 1-4, с. 51-55

46


Животноводство.


Учащиеся должны

знать особенности разведения и содержания домашних животных.


Вопросы 1-3, с. 56-59

47


Какая бывает промышлен-ность?

Учащиеся должны

знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности.


Промышленность как составная часть эко номики. Отрасли про мышленности: добы вающая, электроэнер гетика. металлургия, машиностроение, эле ктронная, химичес кая, легкая, пищевая промышленность.

ЛУУД:

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

РУУД:

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

ПУУД:

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

КУУД:

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Вопросы 1-3, с. 60-63

48


Проект

« Экономика родного края»

Учащиеся должны познакомиться с м атериалами учебни ка, распределить за дания, обсудить спо собы и сроки работ


Презентовать и оценивать результаты своей работы


Рисунок

49


Что такое деньги?


Учащиеся должны

уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты.


Обмен товарами: бар тер, купля-продажа. Роль денег в экономи ке. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения .

Вопросы 1-3, с. 66-70

50


Государственный бюджет.



Учащиеся должны

уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.


Понятие о государст венном бюджете, рас ходах и доходах. Ис точники доходов. Ос новные стать расхо дов государства.

Вопросы 1-3, с. 71-74

51


Семейный бюджет.

Учащиеся должны

знать основы семейного бюджета.


Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Вопросы 1-3, с. 76-78

52-53


Экономика и экология.

Учащиеся должны

знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы.


Положительное и от рицательное воздейст вие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономи ки и экологии. Эколо гические прогнозы, их влияние на экономику.

Рисунок, с. 79-82.

Вопросы 1-3, с. 83-84


Путешествие по городам и странам (15 ч)



54-


56


Золотое кольцо России.

Учащиеся должны

знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать

их на карте

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

ЛУУД:

становление гуманисти ческих и демократичес ких ценностных ориен таций, формирование уважительного отноше ния к истории и куль туре других народов,

РУУД:

умение самостоятельно

планировать свои дейст вия при подготовке сообщения на заданную тему

ПУУД

конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

Вопросы 1-4, с. 86-97

57


Проект «Музей путешествий»

Учащиеся должны познакомиться с ма териалами учебни ка, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея

Рисунок, с. 98-99

58


Наши ближай шие соседи.

Определение сторон горизонта по компасу.

Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

Государства, граничащие

С Россией, их столицы

Вопросы 1-4, с. 100-105


59


На севере Европы.

Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте.

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди

КУУД:

формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Вопросы 1-4, с. 108-117

60


Что такое Бенилюкс?

Определение сторон горизонта по солнцу.

Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерлан ды, Люксембург), их столицы, государстве нное устройство, фла ги, достопримечатель ности


Вопросы 1-2, с. 118-124

61



В центре Европы.

Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Страны центра Евро пы: Германия, Авст рия, Швейцария, ), их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

ЛУУД:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

РУУД:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

ПУУД:

конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях

КУУД:

формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Вопросы 1-3, с. 125-131

62-63


Путешествие по Франции и ВеликобританииБезопасная переправа через водную преграду.


Франция и Великобри тания, их местополо жение на карте, их сто лицы, государствен ное устройство, госу дарственные символы достопримечательнос ти. знаменитые люди

Рисунок, с. 132-137.

Вопросы 1-4, с. 138-141

64


На юге Европы.


Греция и Италия, их географическое поло жение, их столицы, го сударственное устрой ство, достопримечате льности знаменитые люди

Вопросы 1-4, с. 142-148

65


По знаменитым местам мира.

Умение вязать узлы.

Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности

Отдельные памятники архитектуры и искус тва , являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж –Махал в Индии, , египетские пирамиды. статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

Вопросы 1-2, с. 149-153

66

67


Экскурсия

«Достопримечательности нашего города»

Учащиеся должны знать памятники архитектуры и искусства своего города.


68


Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»