СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа "Окружающий мир", 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Окружающий мир » для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы автора Плешакова А.А. «Окружающий мир», рабочие программы. 1-4 классы (УМК «Школа России»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю, всего 68 часов. Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Плешаков А.А. «Окружающий мир» и учебник для 3 класса: в 2 частях. (2013г)
Тематическое планирование
№ | Название темы | |
Количество часов | ||
1 | «Как устроен мир» | 6 |
2 | «Эта удивительная природа» | 18 |
3 | «Мы и наше здоровье» | 10 |
4 | «Наша безопасность» | 7 |
5 | «Чему учит экономика» | 12 |
6 | «Путешествия по городам и странам» | 15 |
всего |
| 68 |
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание тем учебного курсаКак устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Авторская программа Плешаков А.А.. УМК «Школа России» М.:«Просвещение» 2011
Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в « ч.М.:«Просвещение». 2012
Рабочая тетрадь Плешаков А.А.. Окружающий мир 1 класс в « ч.М.:«Просвещение». 2012
Плешаков А.А.. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011
Плешаков А.А. и др.. Окружающий мир Поурочные разработки
Содержание программы
Содержательные линии | Требования ФГОС планируемые результаты по предмету | |
| Базовый уровень (обучающийся научится) | Повышенный уровень (обучающийся получит возможность научиться) |
Человек и природа. Разнообразие природы. Человек – часть природы. Мир глазами эколога. Природа в опасности. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения м круговорот воды в природе. Берегите воду. Что такое почва? Разнообразие растений. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест. Невидимая сеть и невидимая пирамида. Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни.
Человек и общество. 1.Общество. 2.Для чего нужна экономика? 3. Полезные ископаемые. 4. Растениеводство. 5. Животноводство. 6. Какая бывает промышленность? 7. Что такое деньги? 8. Государственный бюджет. 9. Семейный бюджет. 10. Экономика и экология. 11. Золотое кольцо России. 12. Наши ближайшие соседи. 13. На Севере Европы. 14. Что такое Бенилюкс? 15. В центре Европы. 16. Путешествие по Франции Великобритании. 17. На юге Европы. 18. По знаменитым местам мира. Наша безопасность. 19. Огонь, вола и газ. 20. Чтобы путь был счастливым. 21. Дорожные знаки. Опасные места. 22. О молниях, змеях, собаках и прочем. 23. Экологическая безопасность.
| - устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных; - осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); - узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; - соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; - исследовать с помощью опытов свойства воды, воздуха и почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем; вырабатывать правильную осанку; выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней.
Обучающийся научится: раскрывать роль экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов; понимать, как ведётся хозяйство в семье; обнаруживать связи между экономикой и экологией; рассказывать по карте о различных странах; приводить примеры достопримечательностей разных стран. Правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечки газа; соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах; понимать, что такое экологическая безопасность; понимать необходимость здорового образа жизни. | - узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; - оформлять результаты исследовательской работы (“Человек и природа”) с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; - моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; - планировать, контролировать и оценивать учебно – познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. пользоваться атласом определителем для распознавания природных объектов, обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться: - оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность; - оформлять результаты исследовательской работы (“Человек и общество”) с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; Использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе - осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; - наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников); - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Опыты и наблюдения
| Элементы содержания | Универсальная учебная деятельность | Домашнее задание | ||||||||||||||||||
Как устроен мир (6 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||
1 |
| Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей.
| Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая при рода организм, био логия, царства, бак терии, микроскоп. Учащиеся должны понимать классифи кацию природы. | Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. | Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моде лей с помощью учителя и самостоятельно | ЛУУД: формирование личного отношения к окружающему миру РУУД: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос ПУУД: взаимосвязь природы и человека КУУД способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | Рисунок, с. 6-9 | ||||||||||||||||||
2 |
| Человек. Ступе ньки познания. Понятие здоро вья. Факторы, влияющие на него. | Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. | Наблюдения над процессами памяти. | Вопросы 1-2, с.10-15 | ||||||||||||||||||||
3 |
| Проект «Богатст ва отданные людям» Экскурсия. | Человек как член об щества, а семья часть общества. Представ ление о гражданстве. | Рисунок
| |||||||||||||||||||||
4 |
| Общество.
| Учащиеся должны уметь различать по нятия государство, территория. Знать герб, флаг России. | Пронаблюдать своё генеалогическое дерево. |
|
| Вопросы 1-3, с.18-23 | ||||||||||||||||||
5 |
| Мир глаза ми эколога Основы здорового образа жизни и безопасность человека. | Учащиеся должны уметь отличать эко логию от других по хожих наук, опреде лять экологические связи. | Наблюдение над связями каждой группы в природе. | Экология как наука о связях между живы ми существами и ок ружающей средой, ее роль в жизни челове ка и общества. Эколо гические связи, их разнообразие. Поло жительное и отрица тельное влияние чело века на природу. При меры животных, исче знувших по вине че ловека. Охрана приро ды. Заповедники и национальные парки. | Вопросы 1-2, с.24-28 | |||||||||||||||||||
6 |
| Природа в опасности. Охрана природы. | Учащиеся должны знать правила пове дения в природе, уметь правильно вес ти себя в зелёной зо не. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. | Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» |
| Вопросы 1-3, с.29-34 | |||||||||||||||||||
Эта удивительная природа(18 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||
7 |
| Тела, вещества, частицы. | Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры. | Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | Разнообразие веще ств в окружающем мире: твердые, жид кие, газообразные ве щества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ , легко опре деляемые свойства воздуха(невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, являя ется условием горе ния). Значение возду ха для растений, животных, человека | ЛУУД: формирование образа Я тесно связано миром природы, куль туры окружающих людей РУУД: умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ПУУД: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью способной изменить мир к лучшему КУУД: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми. | Вопросы 1-2, с. 36-40 | ||||||||||||||||||
8 |
| Разнообразие веществ. Здоровое питание.
| Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. | Соль, сахар, крахмал, кислота Практическое занятие: умение определять наличие крахмала в продуктах. | Вопросы 1-2, с. 41-45 | ||||||||||||||||||||
9 |
| Воздух и его охрана.
| Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. | Опыт «Расширение воздуха» | Вопросы 1-3, с. 46-50 | ||||||||||||||||||||
10 |
| Вода и жизнь. Свойства воды. Профилактика переедания, Пищевых отравлений. | Учащиеся должны уметь определять ос новные свойства во ды. Знать о значе нии воды дляживых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. | Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | Вода и ее свойства (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды. | Вопросы 1-4, с. -51-54 | |||||||||||||||||||
11 |
| Превращения и круговорот воды в природе. Тестирование. | Учащиеся должны знать, как осуществ ляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. | Опыт: спиртовка, стакан с водой, тре ножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды. | ЛУУД: формирование образа Я тесно связано миром природы, куль туры окружающих людей РУУД: умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы ПУУД: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью способной изменить мир к лучшему КУУД: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми. | Вопросы 1-2, с. 55-58 | |||||||||||||||||||
1 2 |
| Берегите воду! Инфекционные болезни. | Учащиеся должны знать причины заг рязнения водоёмов, меры охраны водоё мов от загрязнения. | Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду. | Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. | Вопросы 1-5, с. 59-63 | |||||||||||||||||||
1 3
|
| Как разрушают ся камни! Что такое почва? | Учащиеся должны уметь определять причины разруше ния твёрдых тел. Учащиеся должны знать основные сво йства почвы, состав почвы. Уметь опре делять наличие раз ных компонентов в почве. | Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. Опыт: «Состав почвы». | Процесс разрушения горных пород в при роде, причины и пос ледствия. Почва, ее значение для живой природы Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | Вопросы 1-4, рисунок, с. 64-68 | |||||||||||||||||||
1 4 |
| Разнообразие растений. | Учащиеся должны уметь отличать рас тения одной группы от другой, Знать ос новную классифика цию растений. Подготавливать сообщения . | Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» | Растения и их разнооб разие. Роль растений в природе и жизни челове ка, бережное отноше ние к растениям Ботани ка – наука о растениях. | Вопросы 1-2, с. 69-73 | |||||||||||||||||||
1 5 |
| Солнце, растения и мы с вами.
| Учащиеся должны уметь устанавли вать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. | Опыт «Испаре ние воды листья ми»Практическая работа № 5 Опре деление органов растений, сравне ние органов разли чных растений» | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных | Вопросы 1-2, рисунок, с. 74-77 | |||||||||||||||||||
1 6 |
| Размножение и развитие растений.
| Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.
| Практическая ра бота № 6 «Рассма тривание плодов и семян растений. Определение приз наков их приспо собленности к рас пространению вет ром, животными» | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) |
| Вопросы 1-5, с. 78-81 | ||||||||||||||||||
1 7 |
| Охрана растений. | Учащиеся должны уметь объяснять, по чему многие расте ния становятся ред кими. Знать основ ные экологические правила, которые для каждого челове ка должны стать нормой поведения в природе. | Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений. | Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям |
| Рисунок, с. 82-86 | ||||||||||||||||||
18 |
| Разнообразие животных. | Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей питания | Моделирование | Многообразие живот ного мира. Классифи кация животных: чер ви, моллюски, глоко жие, ракообразные, паукообразные, насе комые, рыбы, земно водные, пресмыкаю щиеся, птицы, звери (млекопитающие).Ви ды животных. Зооло гия- наука о животных | ЛУУД: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей РУУД: Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы ПУУД: Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью способной изменить мир к лучшему КУУД: Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Вопросы 1-4, с. 87-93 | ||||||||||||||||||
19 |
| Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | Учащиеся должны знать классифика цию животных по типу пищи. Уметь составлять цепи питания. | Практическая работа №7 «Моделирование цепей питания» | Классифицировать жи вотных по способу пита ния: растительноядные, насекомоядные, хищни ки и всеядные. Приспо собление животных к добыванию пищи, к за щите от врагов. Подго товка к выполнению проекта: знакомство с материа лами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Размножение и разви тие животных разных групп. Факторы отри цательного воздействия человека на мир живот ных. Исчезающие и ред кие животные. Меры по охране животного мира. | Вопрос 1, с. 94-97 | |||||||||||||||||||
20 |
| Невидимая сеть и невидимая пирамида.
| Учащиеся должны уметь устанавли вать взаимосвязи ме жду растениями и животными дубово го леса. Знать обитателей дубовых лесов | Наблюдение цепей питания в природе. | Рисунок, с. 98-99 | ||||||||||||||||||||
21 |
| Размножение и развитие животных. | Учащиеся должны знать способы размножения животных. | Практическая работа № 8 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» |
| Вопросы 1-5, с. 100-105 | |||||||||||||||||||
22 |
| Охрана животных.
| Учащиеся должны уметь определять причины исчезнове ния животных. Знать экологичес кие правила, которые должны выполнять люди. | Наблюдение в природе причин исчезновения животных. | Вопросы 1-3, с. 106-111опросы 1-3, с. 112-117 | ||||||||||||||||||||
23 |
| В царстве грибов.
| Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. Уметь определять строение шляпочно го гриба. Знать пра вила сбора грибов. | Наблюдение раз личий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов. | Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев. |
| Вопросы 1-4, с. 118-120 | ||||||||||||||||||
24 |
| Великий круговорот жизни. | Учащиеся должны знать основные звенья круговорота жизни. Уметь устанавливать взаимосвязь между ними. |
Моделирование « Круговорот веществ в природе» | Круговорот веществ. Основные звенья кру говорота веществ: производители, потре бители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ |
| Рисунок-ребус | ||||||||||||||||||
Мы и наше здоровье (10 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||
25 |
| Организм человека. Правила обработки ран. | Учащиеся должны знать внутреннее строение организма человека. Уметь показывать внутренние органы на модели человека. |
| Анатомия, физиоло гия, гигиена как нау ки. Понятие об орга нах и системе орга нов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная. | ЛУУД: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире РУУД: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить ПУУД: характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья КУУД: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | Вопросы 1-3, с. 122-129 | ||||||||||||||||||
26 |
| Органы чувств. | Учащиеся должны знать органы чувств и их значение для человека. Уметь беречь органы чувств. | Наблюдение за работой органов чувств. | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира | Вопросы 1-2, с. 130-131 | |||||||||||||||||||
27 |
| Надёжная защита организма. Перевязка ран. | Учащиеся должны знать функции кожи. Уметь оказывать первую помощь при небольших повреждениях. | Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» | Орган защиты от пов реждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигие на. Первая помощь при повреждении ко жных покровов ( ран ки, ушибы, ожоги, обмораживание) | Вопросы 3-4, с. 132-133 | |||||||||||||||||||
28 |
| Опора тела и движение. Проверочная работа. | Учащиеся должны знать строение тела человека. Уметь показывать основные кости скелета. Знать правила посадки за столом и выполнять их. | Наблюдение за работой различных групп мышц.
| Опорно –двигатель ная система, ее роль в организме человека Важность выработки и сохранения прави льной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Вопросы 1-2, с. 134-137 | |||||||||||||||||||
29 |
| Наше питание. Органы пищеварения. Проект«Школа кулинаров» | Учащиеся должны знать органы пище варительной систе мы. Уметь соблю дать правила пита ния. Уметь устанав ливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. |
| Разнообразие питательных веществ(белки, жи ры, углеводы, витами ны), продукты в кото рых они содержатся. Пищеварительная система , ее строение и сохранение правильной осанки. | Рецепты, с. 138-143 | |||||||||||||||||||
30 |
| О дыхании, о движении крови | Учащиеся должны знать органы дыхания и выделения. Уметь заботиться о своём здоровье. | Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса» | Дыхательная и крове носные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхате льной и кровеносной системы Пульс и его частота. |
| Вопросы 1-2, с. 144-146 | ||||||||||||||||||
31
|
| Умей предупре ждать болезни. Первая медицин ская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | Учащиеся должны знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. | Практическая работам 11 «Моделирование строения организма человека» | Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания |
| Вопросы 1-4, с. 147-149 | ||||||||||||||||||
32 |
| Здоровый образ жизни.
| Учащиеся должны знать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. | Наблюдение отли чий между людь ми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми. | Понятие о здоровом образе жизни. |
| Вопросы 1-3, с. 150-153 | ||||||||||||||||||
33 |
| Проверочная работа Опасные шалости.Возможные последствия шалостей. | Выполнять тесты с выбором ответа | Проверка знаний и умений |
| Рисунок | |||||||||||||||||||
34 |
| Презентация про ектов « Богатст ва, отданные лю дям», «Разнооб разие природы родного края», «Школа кулинаров» | Представление результатов проектной деятельности. |
|
|
| Рисунок, рецепт. | ||||||||||||||||||
| Наша безопасность (7 ч) |
|
| ||||||||||||||||||||||
35 |
| Огонь, вода и газ.
| Учащиеся должны знать и уметь выпол нять правила пожар ной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. |
| Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | ЛУУД: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности РУУД: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения ПУУД: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. КУУД: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Вопросы 1-3, с. 4-7 | ||||||||||||||||||
36 |
| Чтобы путь был счастливым. Опасные игрушки. | Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. |
| Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общест венном транспорте | Вопросы 1-4, с. 8-13 | |||||||||||||||||||
37
|
| Дорожные знаки.
| Учащиеся должны знать основные до рожные знаки,уметь ориентироваться на дороге. |
| Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, зап рещающие, предписы вающие, информацион но – указательные, знаки сервиса.
| Вопросы 1-6, с. 14-17 | |||||||||||||||||||
38 |
| Проект «Кто нас защищает» Опасная высота. | Учащиеся учатся на ходить в Интернете и других источни ках информации све дения о Вооружен ных силах Рос сии, деятельности поли ции, пожарной охра ны, МЧСоформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов | Рисунок, с. 18-19 | |||||||||||||||||||||
39 |
| Опасные места.
| Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасн ость, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. | Правила поведения в потенциально опас ных местах: на балко не, в лифте, на строй площадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | Вопросы 1-5, с. 20-24 | ||||||||||||||||||||
40
|
| Природа и наша безопасность.
| Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой. |
| Опасности природно го характера (о молниях, змеях, собаках, ядовит ых растениях и грибах, собаках, кошках) |
| Вопросы 1-4, с. 25-30 | ||||||||||||||||||
41
|
| Экологическая безопасность. | Учащиеся должны знать и выполнять пра вила личной экологической безопасности. |
| Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологи ческой безопасности | Вопросы 1-5, с. 31-36 | |||||||||||||||||||
|
| Чему учит экономика (12 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||
42 |
| Для чего нужна экономика? | Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. |
| Потребности людей. Удовлетворение пот ребностей людей – главная задача эконо мики. Товары, услуги | ЛУУД: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике РУУД: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить ПУУД: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье КУУД: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Вопросы 1-4, с. 38-41 | ||||||||||||||||||
43 |
| Природные богатства и труд людей – основа экономики.
| Учащиеся должны знать основные составляющие экономики. |
| Использование при родных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в эконо мике , труд умствен ный и физический. Роль образования в экономике. | Вопросы 1-3, с. 42-45 | |||||||||||||||||||
44
|
| Полезные ископаемые. | Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. |
| Понятие о полезных ископаемых. Наибо лее важные ископае мые. Значение, спосо бы добычи, охрана по лезных ископаемых. | Вопросы 1-3, с. 46-50 | |||||||||||||||||||
45 |
| Растениеводство.
| Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения.
|
| Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растение водство и животново дство как отрасли се льского хозяйства.Ис пользование культур ных растений для производства продук тов питания и промы шленных товаров. Классификация куль турных растений: зер новые, кормовые, пря дильные культуры, овощи, фрукты, цве ты. Содержание и ра зведение домашних сельскохозяйствен ных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов. | Вопросы 1-4, с. 51-55 | |||||||||||||||||||
46 |
| Животноводство.
| Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. |
| Вопросы 1-3, с. 56-59 | ||||||||||||||||||||
47 |
| Какая бывает промышлен-ность? | Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. |
| Промышленность как составная часть эко номики. Отрасли про мышленности: добы вающая, электроэнер гетика. металлургия, машиностроение, эле ктронная, химичес кая, легкая, пищевая промышленность. | ЛУУД: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике РУУД: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить ПУУД: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье КУУД: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Вопросы 1-3, с. 60-63 | ||||||||||||||||||
48 |
| Проект « Экономика родного края» | Учащиеся должны познакомиться с м атериалами учебни ка, распределить за дания, обсудить спо собы и сроки работ |
| Презентовать и оценивать результаты своей работы
| Рисунок | |||||||||||||||||||
49 |
| Что такое деньги?
| Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. |
| Обмен товарами: бар тер, купля-продажа. Роль денег в экономи ке. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения . | Вопросы 1-3, с. 66-70 | |||||||||||||||||||
50 |
| Государственный бюджет.
| Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. |
| Понятие о государст венном бюджете, рас ходах и доходах. Ис точники доходов. Ос новные стать расхо дов государства. | Вопросы 1-3, с. 71-74 | |||||||||||||||||||
51 |
| Семейный бюджет. | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета. |
| Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | Вопросы 1-3, с. 76-78 | |||||||||||||||||||
52-53 |
| Экономика и экология. | Учащиеся должны знать задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. |
| Положительное и от рицательное воздейст вие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономи ки и экологии. Эколо гические прогнозы, их влияние на экономику. | Рисунок, с. 79-82. Вопросы 1-3, с. 83-84 | |||||||||||||||||||
| Путешествие по городам и странам (15 ч) |
|
| ||||||||||||||||||||||
54-
56 |
| Золотое кольцо России. | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | ЛУУД: становление гуманисти ческих и демократичес ких ценностных ориен таций, формирование уважительного отноше ния к истории и куль туре других народов, РУУД: умение самостоятельно планировать свои дейст вия при подготовке сообщения на заданную тему ПУУД конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях | Вопросы 1-4, с. 86-97 | |||||||||||||||||||
57 |
| Проект «Музей путешествий» | Учащиеся должны познакомиться с ма териалами учебни ка, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея | Рисунок, с. 98-99 | ||||||||||||||||||||
58 |
| Наши ближай шие соседи. Определение сторон горизонта по компасу. | Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. | Государства, граничащие С Россией, их столицы | Вопросы 1-4, с. 100-105 | ||||||||||||||||||||
59 |
| На севере Европы. | Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте. | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди | КУУД: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Вопросы 1-4, с. 108-117 | |||||||||||||||||||
60 |
| Что такое Бенилюкс? Определение сторон горизонта по солнцу. | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерлан ды, Люксембург), их столицы, государстве нное устройство, фла ги, достопримечатель ности |
| Вопросы 1-2, с. 118-124 | |||||||||||||||||||
61
|
| В центре Европы. | Учащиеся должны государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. знаменитые люди страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. | Страны центра Евро пы: Германия, Авст рия, Швейцария, ), их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди | ЛУУД: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, РУУД: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему ПУУД: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях КУУД: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Вопросы 1-3, с. 125-131 | |||||||||||||||||||
62-63
|
| Путешествие по Франции и ВеликобританииБезопасная переправа через водную преграду. |
| Франция и Великобри тания, их местополо жение на карте, их сто лицы, государствен ное устройство, госу дарственные символы достопримечательнос ти. знаменитые люди | Рисунок, с. 132-137. Вопросы 1-4, с. 138-141 | ||||||||||||||||||||
64 |
| На юге Европы.
|
| Греция и Италия, их географическое поло жение, их столицы, го сударственное устрой ство, достопримечате льности знаменитые люди | Вопросы 1-4, с. 142-148 | ||||||||||||||||||||
65 |
| По знаменитым местам мира. Умение вязать узлы. | Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности | Отдельные памятники архитектуры и искус тва , являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж –Махал в Индии, , египетские пирамиды. статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы) | Вопросы 1-2, с. 149-153 | ||||||||||||||||||||
66 67 |
| Экскурсия «Достопримечательности нашего города» | Учащиеся должны знать памятники архитектуры и искусства своего города. |
| |||||||||||||||||||||
68 |
| Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
|
|