Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- авторской программы курса Т.Н.Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками»;
- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2014-2015 учебный год, 2015-2016 учебный год;
- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2014-2015 учебный год, 2015-2016 учебный год.
.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Актуальность программы: занятия курса « Оригами»:
развивают пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
знакомят с основными геометрическими понятиями;
улучшают способность следовать устным инструкциям;
расширяют коммуникативные способности;
воспитывают личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
воспитывают наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Это искусство, позволяющее творить красоту.
Программа является программой общекультурной направленности по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Ценностные ориентиры содержания
курса «Оригами »
В процессе практической деятельности обучающиеся получают представления о красоте, многообразии и богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли труда в жизни человека и общества.
Место в учебном плане.
Программой предусмотрено проведение 72 занятия: В 3–4 классах — 1 занятие в неделю, всего 36 занятий. Продолжительность 35- 40 минут.
Особенности реализации программы
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определеннымприемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус.
Планируемые результаты обучения
3 класс
Личностные результаты:
проявление познавательных мотивов и осознание своих творческих возможностей;
готовность и способность к саморазвитию;
воспитание чувства ответственности;
развитие самостоятельности суждений и нестандартности мышления;
ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке;
воспитание трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим.
Регулятивные результаты:
выбирать необходимые материалы для создания творческих работ;
решать композиционные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах обработки бумаги
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
оценивать правильность выполнения своей работы;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные результаты:
ставить и формулировать проблему;
осуществлять поиск информации;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения при работе с бумагой, картоном;
создавать и преобразовывать схемы в изделия;
развивать художественный вкус;
Коммуникативные результаты:
сотрудничать и оказывать взаимопомощь;
осуществлять взаимный контроль;
договариваться о распределении обязанностей в совместной деятельности;
Предметные результаты:
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в технологической карте, схеме для выполнения задания;
анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
объяснять выполняемые и выполненные действия;
анализировать различные варианты решения задачи, выбирать правильные;
конструировать несложные задачи;
знать историю возникновения и развития различных техник работы с бумагой, сведения об инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;
выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
18
18
18
3 класс (36 занятий)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся |
1 | Вводное | 2 ч. | История развития искусства оригами. Входная диагностика. |
2 | Чудесные превращения бумажного листа | 5 ч. | Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
|
3 | Модульное оригами | 5 ч. | Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
|
4. | Оригами на праздничном столе | 5 ч. | Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Складывание салфеток, вазочки, композиция из фигурок. Оформление праздничного стола. |
5. | Оригами «Валентинки» | 1 ч. | Изготовление валентинок. |
6. | Цветы к празднику | 5 ч. | Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление объёмных композиций. Объемныецветы (тюльпаны). Японская ваза для цветов. |
7. | Оригами – почта | 4 ч. | Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо.Оригинальный конверт с вкладышем. Голубиная почта. |
8. | Базовая форма «Дом» | 3 ч. | Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. |
9. | Впереди лето! | 3 ч. | Объёмное конструирование из деталей оригами. Транспорт. Складывание самолётов-истребителей. Соревнования моделей. |
10. | Иллюстрирование сказки «Теремок» | 2 ч. | Иллюстрирование сказки «Теремок» в технике оригами |
11. | Итоговое занятие | 1 ч. | Оформление тематической выставки. Диагностика |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата план. | Дата факт |
теория | практика | всего |
1. | Вводное занятие. История развития искусства оригами. | 1 | | 1 | | |
2. | Входная диагностика | | 1 | 1 | | |
3. 4. 5. 6. 7. | Чудесные превращения бумажного листа Изделие «Закладка» Изделие «Коробка» Изготовление и оформление подарка. Изделие «Подарочная коробка» Изготовление и оформление подарка. Изделие «Цветы» Изделие «Экзотическая бабочка» (панно) | | 5 1 1 1 1 1 | 5 | | |
8. 9. 10. 11. 12. | Оригами на праздничном столе Оригами на праздничном столе. Правила этикета. Изделие «Приглашение». Складывание поздравительных открыток. Изделие «Забавные фигурки» Складывание бумажной и полотняной салфеток. Изделие «Салфетница» Изделие «Вазочка» Оформление праздничного стола к Дню матери. Композиция «Птицы на ветке» | 1 1 | 4 1 1 1 1 | 5 | | |
13. 14. 15. 16. 17. | Модульное оригами Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей. Бусы. Изделие «Звёзды из 4 модулей» Изделие «Звёзды из 8 и 16 модулей» Изделие «Новогодние игрушки» Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками» | | 5 1 1 1 1 1 | 5 | | |
18. 19 20. 21 | Оригами – почта Изделие «Солдатский треугольник и прямоугольное письмо». Изделие «Датское и английское письмо». Изделие «Оригинальный конверт с вкладышем» Голубиная почта. Изделие «Голубь» | | 4 | 4 | | |
| Оригами «Валентинки» | | 1 | 1 | | |
22. 23. 24. 25. 26 | Объёмные цветы к празднику Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Изделие «Тюльпаны» Оригами из гофрированной бумаги на проволочном каркасе. Изделие «Розовый куст» Композиция «Фантазийные цветы» из треугольных модулей 4. Изделие «Японская ваза» | | 5 1 2 1 1 | 5 | | |
27. 28. 29. | Базовая форма «Дом» 1. Базовая форма «Дом» Изделие «Дом» 2. Базовая форма «Дом» Изделие «Пилотка со звездой» 3. Базовая форма «Дом» Изделие «Шапочка с козырьком" | | 3 1 1 1 | 3 | | |
30. 31. 32. | Впереди лето! 1.Объёмное конструирование из деталей оригами. Изделие «Транспорт 2.Изделие «Самолёт –истребитель» 3. Парад воздушных войск. Соревнования моделей самолётов. | | 3 1 1 1 | 3 | | |
33. 34. | Иллюстрирование сказки«Теремок» 1. Изделие с деталями круглой формы «Теремок» 2. Изделие «Звери» из треугольных модулей. Инсценирование сказки «Теремок» | | 2 1 1 | 2 | | |
35 36. | Итоговое занятие. Выставка «В мире красоты» Итоговая диагностика по курсу. | | 2 | 2 | | |
| ИТОГО: | 2 | 34 | 36 | | |
Планируемые результаты обучения
4 класс
Личностные результаты:
проявление познавательных мотивов и осознание своих творческих возможностей;
готовность и способность к саморазвитию;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
воспитание чувства ответственности;
развитие самостоятельности суждений и нестандартности мышления;
развитие чувства прекрасного и эстетические чувства;
развитие навыка самостоятельной работы, работы в паре, группе при выполнении практических творческих работ;
ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке;
воспитание трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим.
Регулятивные результаты:
выбирать необходимые материалы для создания творческих работ;
решать композиционные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах обработки бумаги;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ;
применять навыки работы с разнообразными материалами;
оценивать правильность выполнения своей работы;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
проявлять познавательную инициативу.
Познавательные результаты:
ставить и формулировать проблему;
осуществлять поиск информации;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения при работе с бумагой, картоном;
создавать и преобразовывать схемы в изделия;
осваивать разнообразные особенности материалов и техник работы с бумагой;
развивать художественный вкус;
Коммуникативные результаты:
сотрудничать и оказывать взаимопомощь;
доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль;
договариваться о распределении обязанностей в совместной деятельности;
Предметные результаты:
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в технологической карте, схеме для выполнения задания;
планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль;
анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
объяснять выполняемые и выполненные действия;
анализировать различные варианты решения задачи, выбирать из них правильные;
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения;
конструировать несложные задачи;
знать историю возникновения и развития различных техник работы с бумагой, сведения об инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ;
знать базовые формы оригами, последовательность их изготовления;
знать основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);
выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
21
4 класс (36 занятий)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся |
1. | Вводное занятие | 2 ч. | Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности. |
2. | Оригами в Интернете | 1 ч. | http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. «TraveltoOriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации. |
3. | Изделия из складки | 4 ч. | Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза. |
4. | Базовая форма «Катамаран» | 5 ч. | Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама. |
5. | Новогодние украшения | 5 ч. | Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей. |
6. | Базовая форма «Птица» | 6 ч. | Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». |
7. | Цветы и вазы оригами | 5 ч. | Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. |
8. | Базовая форма «Лягушка» | 2 ч. | Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис. |
9. | Творческие работы | 3 ч. | Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». |
10. | Итоговое занятие | 2 ч. | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ. Итоговая диагностика |
11. | Выставка творческих работ | 1 ч. | Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей. |
Тематическое планирование
4 класс (36 занятий)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата план | Дата факт |
теория | практика | всего |
1. 2. | Вводное занятие. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы Входная диагностика | 1 | 1 | 2 | | |
3. | Оригами в Интернете | 1 | | 1 | | |
4. 5 6. 7. | Изделия из складки «Гвоздика». Изделия из складки «Роза». Декоративная композиция Изделия из складки «Китайская ваза» | | 1 1 1 1 | 4 | | |
8 9. 10 11. 12. | Базовая форма «Катамаран». Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Изделие «Закладки» Орнамент из модулей. Орнамент из модулей Кусудама. | 1 | 1 1 1 1 | 5 | | |
13 14 15 16 17 | Новогодние украшения Изделие «Звезда из 8 модулей». Изделие «Двухцветная звезда из 8 модулей». Изделие «Объемная ёлка». Бумажный конструктор.Изделие «Игрушки из модулей» | | 1 1 1 1 1 | 5 | | |
18 19 20 21 22 23 | Базовая форма «Птица» Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на основе «Птица». Изделие «Журавлик на гнезде» Изделие «Японский журавлик». Изделие «Журавлик, машущий крыльями.» Изделие «Праздничный журавлик». Ваза «Два журавля». | 1 | 1 1 1 1 1 | 6 | | |
24 25 26 27 28. | Цветы и вазы оригами Изделие «Игольчатая астра». Изделие «Космея. Крокус с листом». Изделие «Фуксия». Изделие «Объемный нарцисс» Изделие «Высокая ваза для цветов». | | 1 1 1 1 1 | 5 | | |
29 30 | Базовая форма «Лягушка» Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка Изделие « Ирис». | 1 | 1 | 2 | | |
31 32 33 | Творческие работы Композиция «Букет цветов». Объёмная композиция «Мой бумажный сад оригами». | | 1 2 | 3 | | |
34 35 | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Итоговая диагностика по курсу | | 1 1 | 2 | | |
36. | Выставка творческих работ | | 2 | 2 | | |
| ИТОГО: | 5 | 31 | 36 | | |
Оценка результатов усвоения программы
Проверка и оценка усвоения и понимания материала происходит, непосредственно, на каждом занятии. Учащиеся, с каждым новым занятием, выполняют поделки более эстетично и, при этом, затрачивают, с каждым разом, всё меньше и меньше времени. Тем не менее, при усвоении технологии изготовлении новой игрушки или базовой формы, ребята обязаны без помощи учителя и одноклассников должны продемонстрировать учителю процесс его изготовления. При изготовлении данных игрушек, допускается подсматривать в свои тетради и накопительную папку со схемами сборки, где имеются чертежи и рисунки заданных изделий. Выполнение домашних заданий, поделок на праздники, а так же оформление итоговых выставочных работ, являются бесспорным подтверждением того, чего добились ребята своим желанием, упорством и стремлением при изучении курса «В мире красоты».
Ученики обязаны показать владение простейшими навыками работы с бумагой, умение воспринимать пространственные формы в разных положениях. Развитие глазомера. Умение воспринимать инструкцию. Представление о базовых формах и геометрических понятиях. Составление проектов и коллективных работ композиционного плана. Систематизация может быть основана на делении материала по базовым формам. Геометрические модели, модели кукол, животных, технические объекты.
Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты:
- моё знакомство с оригами;
- чему я научился на занятиях оригами;
- какие занятия мне наиболее запомнились, почему?
- мои планы на будущее;
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
Проверяется умение создать программную базовую форму.
-Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
Проверяется умение создать изделие, используя инструкционную карту и схему.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Проверяется умение построить и вырезать фигуры с заданными размерами.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006.
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». _ Самара :Издательский дом «Федоров», 2006. _ 48 с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА, 2011. _ 104 с. _ (Золотая библиотека увлечений).
Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Технические средства обучения |
Телевизор Интерактивная доска. Персональный компьютер. | |
Экранно-звуковые пособия |
Видеофильмы, электронные презентации | Фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц др. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Набор демонстрационных материалов. Объемные модели. Наборы цветной бумаги, картона. |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |