СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по бисероплетению "Волшебная бусинка".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчатанна на детей от 8 до 13 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа по бисероплетению "Волшебная бусинка".»

28



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы




«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Заведующая методическим отделом Заместитель директора по УВР Директор ЦВР

Калиничева Т.Ю./___________/ Волкова В.П./__________/ Кузнецова Т.А./___________/

ФИО (подпись) ФИО (подпись) ФИО (подпись)

Протокол №______ Приказ №_____

от «___ «_______20____г. «____»___________20____г. от «___»_________20____г.








Программа дополнительного образования детей


«Волшебная бусинка»


объединения изобразительного и декоративно-прикладного творчества


педагог дополнительного образования: Байбордина Ольга Николаевна


Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 8 - 13 лет



Программа составлена на основе методических рекомендаций педагога городского центра технического творчества город Ростов на Дону Гашицкой Риммы Петровны.

А так же в основе программы лежит систематизация и обобщение автора по энциклопедии по бисероплетению М.Я.Ануфриева (Культура и традиции).





г. Белорецк

2016 год.



Пояснительная записка

Два мира есть у человека,

Один – который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.


Эти слова можно уверенно отнести ко всем художникам, мастерам и просто любителям декоративно- прикладного искусства, которые своими руками творят красивые вещи, творят свой, неповторимый и причудливый мир.


Декоративно прикладное творчество-это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения.


Бисерные работы - живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.


Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала.


Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. В связи с этим актуальным становится организация кружка бисероплетения в рамках дополнительного образования.


В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.


Образовательная программа "Волшебная бусинка", являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения. Обучение детей бисероплетению по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.


Программа рассчитана на работу с детьми от 8 до 13 лет. Учебный курс занятий запланирован на три года обучения. Программа способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию художественного вкуса и любви к декоративно- прикладному искусству.

Занятия проходят 2раза в неделю по 2 часа.


Целью программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества.



Задачи:


Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирования знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники бисероплетения.


Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.


Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкуса.

















Содержание образовательного процесса


1 год обучения


Основой занятий кружка первого года обучения является: ознакомление учащихся с бисерным рукоделием. Планом занятий. Демонстрацией изделий. Основная работа ведётся с проволокой, так как начинающим с ней работать легче. Это: плетение цветов, плоских фигурок, маленьких объёмных игрушек.


История развития бисероплетения. Использование бисера. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Основные приемы бисероплетения. Зарисовка схем.

По итогам изучаемых тем проводятся выставки городские, отчётные.



К концу первого года обучения дети приобретают навыки:


  • Работы с проволокой и немного с леской;

  • Самостоятельной работы по схемам плетения цветов;

  • Прикрепления нового конца проволоки при необходимости;

  • Заработки концов проволоки при завершении работы.

























Учебно - тематический план


I год обучения


Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

I.


Вводное занятие.


2ч.

2ч.

-

II.





Бисеронизание. Плетение цветов на проволоке.


  1. Плетение цветка фиалка.

  2. Плетение цветка клевер.

  3. Плетение листьев к клеверу.

  4. Плетение цветка колокольчик.

  5. Плетение листьев для колокольчика.

  6. Плетение лепестков розы.

  7. Плетение лепестков розы.

  8. Плетение листьев и чашелистика для розы.

  9. Плетение ягодки.

  10. Плетение ягодки и чашелистика.

  11. Плетение листьев для ягодки.

  12. Плетение декоративной зелени.

  13. Плетение декоративной зелени.


26ч.
















6ч.30м.



30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

19ч.30м.



1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


III.


Плетение плоских фигурок животных и бабочек.


  1. Плетение одного крыла бабочки.

  2. Плетение второго крыла бабочка.

  3. Плетение третьего крыла для бабочки.

  4. Плетение четвёртого крыла для бабочки, плетение туловища и соединение всех частей.

  5. Плетение мордочки кота.

  6. Плетение мордочки кота.

  7. Плетение стрекозы.

  8. Плетение мотылька.

  9. Плетение фигуры плоского зайчика.

  10. Плетение фигуры плоского зайчика.

  11. Плетение фигуры плоской розовой пантеры.

  12. Плетение фигуры плоской розовой пантеры.

  13. Плетение фигуры плоского Пяточка.

  14. Плетение фигуры плоского Пяточка.


28ч.

7ч.



30м.

30м.

30м.


30м.



30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


30м.


30м.

30м.

21ч.



1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.



1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

IV.

Плетение объёмных игрушек проволокой и леской.


  1. Плетение мышки.

  2. Плетение мышки и прикрепление фурнитуры.

  3. Плетение удава.

  4. Плетение пчелы.

  5. Плетение крыльев для пчелы и сбор частей игрушки.

  6. Плетение объёмной стрекозы.

  7. Плетение крыльев для стрекозы и сбор частей игрушки.

  8. Плетение крокодила.

  9. Плетение крокодила, присоединение фурнитуры.

  10. Плетение паука.

  11. Плетение паука.

22ч.

5ч.30м.



30м.

30м.


30м.

30м.

30м.


30м.

30м.


30м.

30м.


30м.

30м.


16ч.30м.



1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

V.

Плетение браслетов, колец, серёжек и заколок проволокой и леской. Основные приёмы бисероплетения.


  1. Плетение браслета из бусин с оплёткой из бисера.

  2. Плетение браслета способом восьмёрка.

  3. Плетение цепочки способом цветок из восьми из 8 лепестков.

  4. Плетенее браслета «косичка» из 6 нитей.

  5. Плетение браслета «косичка» из 6 нитей. Второе занятие.

  6. Соединение нитей в браслет. Прикрепление фурнитуры.

  7. Плетение ажурного браслета двух цветов с цветочками.

  8. Плетение ажурного браслета. Второе занятие.

  9. Плетение ажурного браслета, заработка концов.

  10. Плетение кольца из бусин и бисера.

  11. Плетение кольца из бусин и бисера.

  12. Плетение серёжек из бусин и бисера.

  13. Плетение серёжек из бусин и бисера.

  14. Плетение заколок с цветочками.

  15. Плетение заколок с цветочками.

  16. Плетение заколок с цветочками.

  17. Плетение заколок с цветочками.


34ч.

8ч.30м.




30м.


30м.


30м.


30м.


30м.


30м.


30м.


30м.


30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

25ч.30м.




1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

VI.

Комплект украшений: колье, серьги и браслет.


  1. Плетение цепочки для колье по шее.

  2. Плетение цепочки по шее, прикрепление фурнитуры.

  3. Плетение подвесок или бахромы.

  4. Плетение подвесок. Второе занятие.

  5. Плетение подвесок. Третье занятие.

  6. Плетение подвесок. Отпаривание.

  7. Плетение серёжек.

  8. Плетение серёжек.

  9. Плетение серёжек.

  10. Плетение серёжек, прикрепление фурнитуры.

  11. Плетение браслета.

  12. Плетение браслета.

  13. Плетение браслета.

  14. Плетение браслета.

  15. Плетение браслета, прикрепление фурнитуры.


30ч.

7ч.30м.



30м.

30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

22ч.30м.



1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

VII.

Итоговое занятие.

2ч.


Итого:

144ч.

2ч.


Итого:

39ч.

-


Итого:

105ч.




















Содержание программы


I год обучения


1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, а так же различные виды проволоки, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила по техники безопасности, правила дорожного движения.


2. БИСЕРОНИЗАНИЕ. ПЛЕТЕНИЕ ЦВЕТОВ ПРОВОЛОКОЙ (26ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками, и проволокой, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы, а так же проволоки для работы. Знакомство с цветком и его средой обитания. Просмотр цветов, сплетённых более сложным способом плетения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное плетение, петельное плетение, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев для цветка. Правила, заработки оставшихся концов проволоки. Анализ моделей. Зарисовка схем. Правила составления букетов из цветов и изготовления картин из цветов. Просмотр изделий, которые так же можно украсить цветами, сплетенными из бисера и проволоки.


Практическая работа. Плетение таких цветов как: фиалка, клевер, колокольчик, роза, плетение ягодки и декоративной зелени. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий и составление букетов из цветов. Составление композиций из цветов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов. Изготовление картин из цветов. Изготовление вазы для цветов.


3. ПЛЕТЕНИЕ ПЛОСКИХ ФИГУРОК ЖИВОТНЫХ И БАБОЧЕК (28 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности, подбор нужного бисера нужного цвета и проволоки для работы. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных и обитателей моря на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Беседы о жизни животных и бабочек и их среде обитания. Беседы о жизни морских обитателей: о рыбах, раках, морских звёздах и т.д. Беседа об аквариумах, и аквариумных рыбках и правилах содержания аквариума дома. Показ изделий, которые можно украсить при помощи плоских фигурок, сплетённых из бисера и проволоки.

Практическая работа. Плетение бабочек, плоских фигурок животных, плоских фигурок обитателей моря и аквариумных рыбок. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брелков из плоских фигурок животных и кольца. Составление композиции из сплетённых ранее цветов и бабочек. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. Изготовление подставки под карандаши. Обшивка баночки тканью и пришивание на неё обитателей моря: рыбок, морских звёзд, водорослей и камушек. Изготовление коллективной работы: аквариум с аквариумными рыбками и водорослями.


4. ПЛЕТЕНИЕ ОБЪЁМНЫХ ИГРУШЕК ПРОВОЛОКОЙ И ЛЕСКОЙ (22 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности, подбор нужного бисера нужного цвета и формы, лески и проволоки для работы. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объёмных игрушек из проволоки и лески: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем. Подбор фурнитуры. Правила присоединения изделий к фурнитуре. Правила, заработки оставшихся концов лески и проволоки.


Практическая работа. Плетение мышки, удава, пчелы, стрекозы, крокодила и жука. Изготовление брелков из получившихся игрушек на подарки друзьям. Выполнение отдельных элементов объёмных игрушек. Сборка изделий.


5. ПЛЕТЕНИЕ БРАСЛЕТОВ, КОЛЕЦ, СЕРЁЖЕК И ЗАКОЛОК ПРОВОЛОКОЙ И ЛЕСКОЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ (34 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности, подбор нужного бисера нужного цвета, подготовка лески или проволоки для работы. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера «в одну нить». Простая цепочка. Цепочка с бусинками. Цепочка с бугорками. Цепочка с петельками. Цепочка "зигзаг”. Цепочка "змейка”. Цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки "мозаика”, "восьмёрка”, "соты”, ромбы, "фонарики”. Низание из бисера "в две нити”: цепочка "в крестик”, "колечки”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек "в крестик”. Наплетения на цепочку "колечки”. Подвески: бахрома (простая, спиральная), "веточки”, "кораллы”. Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Полотно "в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем. Разновидность фурнитуры, которая используется для серёжек, колец, заколок, браслетов и колье.


Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Плетение цепочки на руку из бусин с оплёткой из бисера. Плетение браслета способом «восьмёрка». Плетение браслета «косичка», заработка концов. Плетение браслета ажурным способом с цветочками. Плетение кольца из бисера, бусин и проволоки. Плетение заколок или невидимок с цветами из бисера. Присоединение фурнитуры.


6. КОМПЛЕКТ УКРАШЕНИЙ: КОЛЬЕ, СЕРЬГИ И БРАСЛЕТ. (30 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, серьги). Выбор нужного бисера. Цветовое решение. Виды застёжек и фурнитуры. Зарисовка схем для выполнения украшений. Измерение длины цепочки для колье. Расчёт цепочек и их длины. Правила присоединения нового конца лески при необходимости. Правила заработки оставшихся концов лески. Правила прикрепления замочка к колье. Расчёт длины цепочек для серёжек. Присоединение фурнитуры к серёжкам. Расчёт длины браслета. Разновидности браслетов: с замочком и сплошной. Правила прикрепления замочка к браслету и заработка оставшихся концов лески. Что делать если цепочка у колье не гладкая, а в борах. Правила по технике безопасности при работе с утюгом. Как правильно наколоть изделие для отпаривания. Как правильно отпарить готовое изделие при помощи утюга и мокрой плотной ткани.


Практическая работа. Изготовление схемы плетения колье, серёжек и браслета на основе личных подсчётов. Плетение комплекта украшений на основе изученных приёмов. Оформление. Накалывание и отпаривание колье серёжек и браслета. Прикрепление застёжки и фурнитуры.


7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)


Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.














2 год обучения


На втором году обучения работа ведётся как с проволокой, так и с леской, добавляются более сложные приемы плетения. Это: плетение цепочек, кулонов, ожерелий, шнуров, колье, подвесок. Плетение объёмных игрушек и плетение деревьев из проволоки. Также идет повторение правил по техники безопасности.


По итогам изучаемых тем проводятся выставки городские, отчётные.


К концу второго года обучения дети приобретают навыки:


  • Работы с леской;

  • Самостоятельной работы по схемам плетения;

  • Прикрепление рабочей нити при необходимости;

  • Заработки концов лески при завершении работы.





























II год обучения


Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

I.


Вводное занятие.


2ч.

2ч.

-

II.





Плетение на проволоке.

Объёмные игрушки из бисера и бусинок.


  1. Плетение игрушки. Голова.

  2. Плетение игрушки. Туловище.

  3. Плетение игрушки. Лапы.

  4. Плетение игрушки. Соединение всех частей.

8ч.









2ч.



30м.

30м.

30м.

30м.


6ч.



1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


III.


Дерево из цветов.


  1. Плетение цветов для дерева.

  2. Плетение цветов для дерева.

  3. Плетение цветов для дерева.

  4. Плетение цветов для дерева.

  5. Плетение цветов для дерева.

  6. Плетение цветов для дерева.

  7. Плетение листьев для дерева.

  8. Плетение листьев для дерева.

  9. Плетение листьев для дерева.

  10. Плетение листьев для дерева.

  11. Плетение листьев для дерева.

  12. Изготовление ствола дерева.

  13. Присоединение всех частей к дереву.

  14. Оформление дерева.

28ч.

7ч.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


21ч.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


IV.

Плетение леской. Основные приёмы бисероплетения. Браслеты.


  1. Браслет способом мозаика. Зарисовка схемы.

  2. Плетение браслета.

  3. Плетение браслета.

  4. Плетение браслета.

  5. Плетение браслета.

  6. Плетение браслета. Присоединение фурнитуры.

  7. Браслет крестиком из трёх цепочек. Зарисовка схемы.

  8. Плетение браслета.

  9. Плетение браслета.

  10. Плетение браслета.

  11. Плетение браслета.

  12. Плетение браслета. Присоединение фурнитуры.

24ч.

6ч.



30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.



18ч.



1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

V.

Заколка для волос.


  1. Зарисовка схемы. Подбор бисера. Плетение.

  2. Плетение заколки.

  3. Плетение заколки и присоединение основы к фурнитуре.

  4. Плетение заколки.

  5. Плетение заколки по схеме.

  6. Оформление и прикрепление фурнитуры.


12ч.

3ч.


30м.


30м.

30м.


30м.

30м.

30м.



9ч.


1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.



VI.

Салфетка.


  1. Выбор бисера. Зарисовка схемы.

  2. Плетение цветов для салфетки.

  3. Плетение цветов для салфетки и одновременное их соединение.

  4. Плетение цветов для салфетки.

  5. Плетение цветов для салфетки замыкание цепочки из цветов в кольцо.

  6. Зарисовка схемы для салфетки.

  7. Плетение сетки внутри салфетки.

  8. Плетение сетки.

  9. Соединение сетки в кольцо.

  10. Оформление салфетки. Отпаривание.

20ч.

5ч.


30м.

30м.

30м.


30м.

30м.



30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


15ч.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.



1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

VII.

Горшок с цветком.


  1. Выбор цветка. Зарисовка схемы. Подбор бисера.

  2. Плетение цветов.

  3. Плетение цветов.

  4. Плетение цветов.

  5. Плетение цветов.

  6. Плетение цветов.

  7. Плетение листьев.

  8. Плетение листьев.

  9. Плетение листьев.

  10. Плетение листьев.

  11. Оформление цветов и листьев в горшке.

22ч.

5ч.30м.


30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


16ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

VIII

Картина с объёмными цветами.


  1. Выбор цветов и бисера для работы. Плетение лепестков цветов.

  2. Плетение лепестков цветов.

  3. Плетение лепестков цветка.

  4. Соединение лепестков в цветки.

  5. Плетение зелёных листочков.

  6. Оформление картины.

12ч.

5ч.30м.

30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


16.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


IX.

Пасхальное яйцо.


  1. Подбор яйца для оплётки. Зарисовка схемы и подбор бисера. Плетение оплётки.

  2. Плетение оплётки центральной части.

  3. Плетение оплётки центральной части.

  4. Заработка верхней части яйца.

  5. Заработка нижней части яйца.

  6. Плетение подставки для яйца. Кольцо, сплетённое крестиком.

  7. Оформление яйца.

14ч.

3ч.30м.


30м.



30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


30м.


10ч.30м.


1ч.30м.



1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.


X.

Итоговое занятие.

2ч.


Итого:

144ч.

2ч.


Итого:

39ч.

-


Итого:

105ч.




















II год обучения


1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)


Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.


2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ. ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА И БУСИНОК (8 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками, и проволокой, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы, а так же проволоки для работы. Знакомство с животными и их средой обитания. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения игрушек. Анализ образцов. Зарисовка схем.


Практическая работа. Плетение игрушек на выбор ребёнка. Составление композиции. Оформление. Применение.


3. ДЕРЕВО ИЗ ЦВЕТОВ (28 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками, и проволокой, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы, а так же проволоки для работы. Анализ образцов деревьев из цветов, сплетённых из бисера. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев из цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Выбор необходимых материалов для установки дерева на подставке, или на каком-нибудь другом предмете. Цветовое и композиционное решение.


Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов для дерева. Соединение цветов и составление композиции. Сборка дерева и закрепление его на подставке. Использование дерева для оформления интерьера.


4. ПЛЕТЕНИЕ ЛЕСКОЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ. БРАСЛЕТЫ(24 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и леской. Подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Плетение в технике мозаика и крестиком. Техника двойного соединения цепочек, тройного и т.д. Правила присоединения фурнитуры к готовым изделиям. Анализ образцов. Выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем браслетов.


Практическая работа. Плетение браслетов на основе изученных приёмов. Заработка оставшихся концов, прикрепление фурнитуры.


5. ЗАКОЛКА ДЛЯ ВОЛОС (12 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и леской. Подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы, подбор различной величины бусин. Анализ образцов заколок для волос. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения заколок для волос.


Практическая работа. Плетение заколок для волос на основе изученных приёмов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе.


6. САЛФЕТКА (20 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и леской. Подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Анализ образцов салфеток. Выбор орнамента. Цветовое решение. Последовательность выполнения салфетки. Зарисовка схем. Правила заработки оставшихся концов лески в каждом цветке. Правила соединения цветков в салфетке между собой. Правила наращивания лески во время плетения сетки, когда в этом есть необходимость.


Практическая работа. Плетение салфетки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление.


7. ГОРШОК С ЦВЕТКОМ (22 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами и проволокой. Подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Анализ образцов различных крупных цветков в горшках. Выбор ёмкости, подходящей для композиции. Цветовое решение. Последовательность плетения цветка и листьев для цветка. Зарисовка схем. Способы оформления цветочных композиций в горшках и в вазах.


Практическая работа. Плетение цветка и листьев для композиции. Сборка и оформление цветочной композиции в горшке.


8. КАРТИНА С ОБЪЁМНЫМИ ЦВЕТАМИ (12 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, иглами, проволокой. Подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы, подбор необходимого материала для изготовления рамки и картины в целом. Анализ картин с различными цветочными композициями. Разновидность рамок для изготовления картины с цветочной композицией. Последовательность изготовления данной работы.


Практическая работа. Плетение цветов и листьев для цветочной композиции. Изготовление рамки для картины. Оформление картины в целом.


9. ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО (14 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц. Полотно, ткачество, мозаика. Кирпичный стежок, полотно "в крестик”, "полоски”, ажурное плетение, "колечки” и вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, "от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная, пластмассовая. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.


Практическая работа. Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.


10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)


Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.












3 год обучения


На 3 год обучения большое внимание уделяется самостоятельному чтению и зарисовкам схем плетения.

Плетение сложных колье, ожерелий, а также плетение картин на станке.


К концу третьего года обучения дети приобретают навыки:


  • Работы на станке;

  • Самостоятельной работы по любым схемам плетения;

  • Самостоятельной работы при изготовлении бисерного изделия;

  • Самостоятельного прикрепления замочка к бисерным украшениям.































III год обучения


Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

I.


Вводное занятие.


2ч.

2ч.

-

II.





Плетение на проволоке.

Большие объёмные игрушки из крупного бисера. Заяц.


  1. Плетение головы. Каркас.

  2. Плетение головы. Оплётка.

  3. Плетение туловища. Каркас.

  4. Плетение туловища. Оплётка.

  5. Плетение одного уха.

  6. Плетение второго уха.

  7. Плетение лап до колена.

  8. Плетение лап после колена.

  9. Плетение галстука, букета и ступней.

  10. Оформление. Соединение всех частей.

20ч.









5ч.




30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


15ч.




1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


III.


Крупные цветы из бисера.


  1. Плетение цветочной композиции из орхидей.

  2. Плетение цветка. Соединение лепестков одновременно с плетением.

  3. Плетение цветка.

  4. Плетение цветка.

  5. Плетение бутона.

  6. Плетение листьев для орхидеи.

  7. Плетение листьев для орхидеи.

  8. Оформление цветочной композиции

16ч.

4ч.

30м.


30м.



30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


12ч.


1ч.30м.


1ч.30м.



1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


IV.

Плетение на леске.

Основные приёмы бисероплетения.


  1. Гобеленовое плетение. Зарисовка схемы. Плетение кулона.

  2. Плетение одной стороны кулона.

  3. Плетение одной стороны кулона.

  4. Плетение другой стороны кулона.

  5. Плетение другой стороны кулона.

  6. Соединение двух частей кулона.

  7. Плетение цепочки для кулона.

  8. Плетение цепочки.

  9. Плетение цепочки.

  10. Присоединение фурнитуры и подплетение бахромы.

20ч.

5ч.



30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.



15ч.



1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


V.

Ткачество.


  1. Выбор рисунка. Зарисовка схемы. Натяжение нитей на станок.

  2. Работа на станке.

  3. Работа на станке.

  4. Работа на станке.

  5. Работа на станке.

  6. Работа на станке.

  7. Работа на станке.

  8. Работа на станке.

  9. Работа на станке.

  10. Работа на станке.

  11. Работа на станке.

  12. Работа на станке.

  13. Работа на станке.

  14. Работа на станке.

  15. Работа на станке.

  16. Работа на станке.

  17. Снятие картины со станка и заработка концов.

  18. Оформление картины под стекло в рамку.


36ч.

9ч.


30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


30м.

27ч.


1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.



VI.

Кабошоны. Плетение подвески, серёжек и кольца.


  1. Оплётка камней для подвески.

  2. Оплётка камней для подвески.

  3. Оплётка камней для серёжек.

  4. Оплётка камня для кольца.

  5. Плетение цепочек для подвески.

  6. Плетение цепочек для подвески на шею.

  7. Оформление подвески. Соединение частей. Присоединение фурнитуры.

  8. Плетение цепочек для серёжек.

  9. Оформление серёжек. Соединение частей. Присоединение фурнитуры.

  10. Плетение цепочки на кольцо. Соединение с оплетённым камнем.


20ч.

5ч.



30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


30м.


30м.

30м.


30м.


15ч.



1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

VII.

Жабо. Колье и серьги.


  1. Плетение колье.

  2. Плетение колье.

  3. Плетение колье.

  4. Плетение колье.

  5. Плетение колье.

  6. Плетение колье.

  7. Присоединение фурнитуры. Отпаривание.

  8. Плетение серёжек.

  9. Плетение серёжек.

  10. Плетение серёжек.

  11. Плетение серёжек.

  12. Плетение серёжек.

  13. Плетение серёжек.

  14. Присоединение фурнитуры и отпаривание.


28ч.

7ч.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.


30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.

30м.



21ч.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.


1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

1ч.30м.

VIII.

Итоговое занятие.

2ч.


Итого:

144ч.

2ч.


Итого:

39ч.

-


Итого:

105ч.




























III год обучения


1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ. БОЛЬШИЕ ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ КРУПНОГО БИСЕРА (20 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и проволокой, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера : петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем отдельных частей игрушки.


Практическая работа. Плетение большой игрушки зайца. Составление композиции. Оформление. Применение.


3. КРУПНЫЕ ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА ( 16ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и проволокой, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Показ готовых букетов из крупных цветов. Подбор подходящей ёмкости, в которую можно поставить букет из крупных цветов, либо ветку, на которой можно расположить вьюн.


Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветка вьюн и его листьев. Сборка изделия, составление букета. Изготовление вазы, корзины, кувшина собственными руками или подготовка ветки, на которой расположится вьюн.


4. ПЛЕТЕНИЯ НА ЛЕСКЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ (20 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и леской, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Техника плотного плетения: монастырское плетение. Техника мозаичного плетения: парная мозаика, воздушная мозаика. Прямое гобеленовое плетение, ткачество. Изделия на основе плотного плетения. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем. Показ изделий изготовленные в технике плотного плетение, и использование их в интерьере.


Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление кулона в технике гобеленовое плетение на цепочке.


5. ТКАЧЕСТВО(36 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и леской, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Знакомство с новым приспособлением для плетения - станок. Техника ткачество с использованием специального станочка. Показ готовых изделий, сплетённых с использованием станка. Выбор картинки. Подбор бисера. Цветовое решение. Последовательность работы на станке. Зарисовка рисунка.


Практическая работа. Натягивание нитей основы. Работа на станке. Заделка и обновление рабочей нити. Заделка начального отрезка рабочей нити. Снятие изделия со станка. Заработка нитей основы. Оформление картины : пришивание её к картону нужного цвета и под стекло в рамку.


6. КАБОШОНЫ. ПЛЕТЕНИЕ ПОДВЕСКИ, СЕРЁЖЕК И КОЛЬЦА.

(20 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и леской, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Анализ образцов кабошонов. Выбор бисера, бусин и камней. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения кабошонов. Правила оплетения камней. Разновидность камней, фурнитуры. Показ готовых изделий.


Практическая работа. Плетение кабошонов: подвески, серёжки и кольца, на основе изученных приёмов. Оплётка камней, плетение цепочек для подвески, кольца и серёжек. Сборка всех частей. Оформление. Прикрепление замочка.


7. ЖАБО. КОЛЬЕ И СЕРЬГИ (28 ч.)


Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, булавками и леской, подбор нужного бисера нужного цвета и нужной формы. Техника «жабо» со стеклярусом и бисером. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем. Правила отпаривания готового колье и серёжек, прикрепление фурнитуры.


Практическая работа. Плетение колье в технике «жабо». Сборка. Прикрепление замочка. Плетение серёжек в технике «жабо». Прикрепление фурнитуры. Отпаривание готовых изделий.

8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся.






































Методическое обеспечение программы.


Формы работы:

1. Беседы;

2. Занятия;

3. Объявления;

4. Индивидуальная работа;

5. Групповая работа;

6. Коллективно-творческая работа;

7. Экскурсия;

8. Игра;

9. Оформление (выставки);


Методы организации образовательного процесса:


1. Теоретический: запись в тетради всего материала.

2. Словесный: беседа, объяснения.

3. Наглядный: иллюстрация книг.

4. Практический.

5. Метод самостоятельной работы (творческие работы по авторскому замыслу).

6. Исследовательский и проблемно-поисковый метод (творческий аспект, поиск и анализ специальной литературы), способствует развитию творческого мышления, воображения.

Контрольная диагностика.

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся.

На занятиях по бисероплетению используются разные виды контроля:

- Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- Промежуточный - праздники в клубе, в школе, в округе (выставки);

- Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в городских и республиканских выставках- конкурсах.












Приложения.


Упражнения, снимающие утомление глаз.


Работать с бисером рекомендуется не более 4-5 часов в день, несколько раз прерывая работу для выполнения упражнений, снимающих утомление глаз.


Первый комплекс:


1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5-6 раз с интервалом в 30 сек.

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.

3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.


Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2 минуты.


Второй комплекс:


Стоя, смотрите прямо, перед собой 2-3 сек. Затем поставьте палец на расстояние 25-30см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку. Повторите 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками надо выполнять, не снимая их. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1-2 секунды уберите пальцы.


Повторите 3-4 раза.


Очень полезно на несколько секунд взглядом окинуть горизонт, посмотреть вдаль.















Полезные советы:


Можно надеть бусинки на нитку без иглы или использовать нить, кончик которой необходимо предварительно обработать клеем или лаком для ногтей.

Кончик нити следует опустить в лак на 5 - 6см., вынуть и подкрутить по направлению закрутки нити, снимаю излишний лак. Так повторить 2 - 3 раза.

В процессе работы кончик нити размочаливается, поэтому операцию приходится периодически повторять, предварительно обрезав испорченный конец.

Хранить бисер лучше в пузырьках и баночках с плотной крышкой.

Не следует смешивать бисер разного цвета и вида.

В процессе работы удобно насыпать немного бисера на ворсистую ткань, однотонную фланель, драп, сукно. С такой ткани легко поддевать бусинку иглой, бисеринки не будут раскатываться и подпрыгнуть.

Нельзя использовать бракованные бисерины, лучше их сразу выбрасывать. В некоторых случаях бисер нужно тщательно калибровать.

При работе бисер следует набирать иглой. В руки его берут в исключительных случаях. В рот бисер брать нельзя.

У стекляруса очень острые края, которыми он может легко перерезать нить. Поэтому с двух сторон от трубочки стекляруса набирают по бисерине.

Нить (Нити) во время работы необходимо все время подтягивать так, чтобы бисерины плотно прилегали друг к другу.

Проходя иглой с нитью через бисеринку с уже ранее пропущенной через нее нитью, нужно стараться не проколоть эту нить.

Чтобы нить была более прочной, перед началом работы ее следует обработать свечкой. Для этого нить протягивают через размягченный кусочек свечки. Ее излишки снимают, пропустив нить через ушко большой иглы.

При работе с леской необходимо пользоваться иглой. Только в исключительных случаях иглу снимают и проходят в отверстие концом лески.

Чтобы бисерины не соскальзывали с нити, перед началом работы их нужны закрепить. Для этого достаточно набрать 6 - 7 бисерин, потом через все, кроме последней из набранных, пройти иглой с нитью в обратном направлении. При этом необходимо оставить конец нити длинной 12 - 15см. После окончания работы временной закрепление можно снять и нить закрепить окончательно.

Для того чтобы закрепить нить в конце работы, нужно пройти назад в соответствии со схемой сначала 6 - 7 бисерин, завязать узелок, затем еще 6 - 7 бисерин, завязать узелок и еще несколько бисерин. Отрезать нить, оставить конец длинной 3 - 4мм., быстро его оплавить. Леску закрепляют так же, как нить, но ее конец оплавляют. Изделия, сплетенные на леске, после окончания работы кладут под груз. Хранить изделия нужно в расправленном виде.





Информационное обеспечение программы


  1. Нормативно-правовая база:

- Закон «Об образовании в РФ» от 07.05.2013г.;

- Приказ Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Положение о программе дополнительного образования детей МБУ ДОД ЦВР от 27.05.2016 г.;

-Устав МБУ ДОД ЦВР № 01-01 от 12.01.2016г.


  1. Основная литература:

- Ануфриева М. Я. "Искусство бисерного плетения", издательство "Культура и традиции", г. Москва, 2013 год.

- Берлина Н. А. "Игрушечки", издательство "Культура и традиции", г. Москва, 2012 год.

- Белов Н.В. "Фигурки из бисера", издательство "Харвест", г. Минск, 2013 год.

- Виноградова Е. "Браслеты", издательство "Валери СПД", г. Санкт- Петербург, 2011 год.

- Гашицкая Р.П., Левина О.В. "Волшебный бисер", издательство "Проф - Пресс", г. Ростов- на- Дону, 2012 год.

- Гусева Наталья. "365 фенечек из бисера", издательство "Айрис Пресс Рольф", г. Москва, 2012 год.

- Федотова М., Валюх Г., «Цветы и букеты», издательство «Культура и традиции», г. Москва, 2013 год.

  1. Дополнительная литература:

- Бёрхен С. «100 оригинальных украшений из бисера» , издательство «Мир книги», г. Москва, 2006 год.

- Книга для девочек, 2 –издание, Кагановская О.Н., издательство «Колос», г. Москва, 1999 год.

- Литвинец Э.Н. «Низание бисером», издательство «Хэлтон», г. Минск, 1999 год.

- Рукоделие популярная энциклопедия Андреева И.А., Грекулова А.Л., Загребаева А.А., Кондратьева Н.П., научное издательство «Большая энциклопедия», 1992 год

- Сколотнева Е.И. "Бисероплетение", издательство "Золотой век" "Динамит", г. Санкт- Петербург, 1999 год.

- Справочное пособие "Бисер, изящное рукоделие", издательство ""Проф- Пресс", г. Ростов- на- Дону, 1999 год.

- Федотова Мария, Зотова Мария. "Кабошоны с бисером", издательсво "культура и традиции", г. Москва, 1999 год.