Программа развивающего курса
«Экономика»
4 класс


Составитель: Раимбердиева Г.Е
Город Тараз
Программа развивающего курса
«Экономика»
Класс: 4
Учебно-методический комплекс:
1.И.А.Сасова, М.М. Фирсова. Экономика для младших школьников. Пособие для учителя. «Вита - Пресс», Москва, 2007.
2.Тетрадь творческих заданий по экономике для учащихся. «Вита - Пресс», Москва, 2007.

Цель курса:

формирование современного экономического
мышления, представляющего сплав познаний устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, усвоения норм цивилизованного экономического поведения, экономической культуры, выработка навыков соответствующей экономической деятельности.

Задачи курса:
в сфере обучения - освоение учащимися основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования и развития, умений экономической деятельности;
в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремления к цивилизованному предпринимательству.
Пояснительная записка к программе по экономике
Существенная роль в системе экономического образования отводится общеобразовательной школе, и прежде всего начальному звену. Именно оно закладывает основы для успешного формирования экономической культуры личности на всех последующих этапах обучения.
В связи с этим возникает необходимость уже с младшего школьного возраста знакомить детей с основами экономики, формировать первоначальные экономические знания, умения и навыки, нравственную устойчивость к негативным экономическим ситуациям.
Особая роль отводится в 4 классе формированию экономической культуры учащихся. Ее следует рассматривать как один .из элементов базовой культуры личности. Экономическая культура младших школьников — это овладение экономическими знаниями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, формирование экономически значимых качеств личности.
К основным экономическим знаниям, которыми должны овладеть младшие школьники, относятся знания (факты, понятия), связанные с ролью труда в жизни каждого человека и всей страны: с пониманием различий между разными видами собственности; с первоначальными представлениями о домашнем и школьном хозяйстве, семейной экономике, стоимости окружающих предметов, товаров, услуг, о рациональных приемах деятельности с целью сбережения времени и других ресурсов. Младшим школьникам необходимо в доступной форме показать, что блага состояние человека и всей страны зависит от качества труда, а богатство выражается не только в деньгах, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей.
Авторы программы стремились к тому, чтобы все формы и методы экономической подготовки учащихся максимально соответствовали их возрасту и учитывали жизненный опыт детей. В основе экономической подготовки учащихся 4 класса лежит деятельностный подход, позволяющий применять на практике экономическую информацию. Использование в учебном процессе сюжетно-ролевых, деловых игр, имитирующих содержание социальной и профессиональной деятельности человека, дает возможность создать атмосферу естественного вхождения детей в конкретную ситуацию, связанную с разрешением экономических проблем.
Прогнозируемый результат
(Основные знания, умения)
Учащиеся должны иметь представления о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, культура, экономика, хозяйство, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность, домашнее хозяйство, школьное хозяйство, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, бюджет семьи, благосостояние.
Учащиеся должны уметь приводить примеры: необходимости труда для удовлетворения потребностей; товаров первой необходимости; услуг, которыми пользуется семья; личной, семейной, общественной и государственной собственности; личного участия в ведении домашнего хозяйства.
Учащиеся должны уметь провести выбор: товара или услуги (из предложенного перечня); личной, семейной, общественной, государственной собственности (из предложенного перечня); личного и школьного имущества.
Учащиеся должны продемонстрировать умения: анализировать экономические ситуации, решать простейшие экономические задачи, экономного и бережного отношения к школьному имуществу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАССА
1. Труд (9 часов)
Почему все должны трудиться. Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится. Продукция. Товар. Услуга. Где производятся товары и услуги.
Основные понятия: труд, продукция, товары, услуги.
2. Собственность (7 часов)
Что такое собственность. Личная собственность. Семейная Собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. Понятие «имущество». Школьное имущество. Богатство. Источники богатства.
Природные богатства. Богатства, созданные трудом человека
Взаимосвязь богатства и культуры. Представление о роли предпринимательства.
Основные понятия: собственность, имущество, богатство, культура.
3. Домашнее хозяйство (8 часов)
Что такое домашнее хозяйство. Обязанности членов семьи в рациональном ведении домашнего хозяйства. Управление домашним хозяйством. Твой вклад в домашнее хозяйство. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения с учетом бюджета семьи. Благосостояние семьи.
Основные понятия: домашнее хозяйство, управление, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, благосостояние.
4. Школьное хозяйство (10 часов)
Что такое школьное хозяйство. Здание. Оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования, литературы, инвентаря, мебели и др. Экономика школьной библиотеки. Экономики школьных мастерских. Учебно-опытный участок. Школьная столовая: доходы и расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.
Основные понятия: экономика, хозяйство, имущество, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность.
5. Итоговое занятие (1 час)

Календарно – тематическое планирование уроков экономики
Количество часов в неделю –1 час Всего – 34 часа 4 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки |
| | | |
1. | Что такое «экономика». | 1 | 1 неделя | | 14.09-19.09 | 21.09-26.09 | 28.09-3.10 | 5.10 |
| | | 1.09-5.09 |
2. | Труд. Почему все должны трудиться? | 1 | 2 неделя 7.09-12.09 |
| | | |
3. | Труд в семье. | | 3 неделя |
| | | 14.09-19.09 |
4. | Труд на производстве. | 1 | 4 неделя |
| | | 21.09-26.09 |
5. | Почему труд по-разному ценится? | 1 | 5 неделя |
| | | 28.09-3.10 5.10 |
6. | Продукция. Товар. Услуга. | 1 | 6 неделя |
| | | 12.10-17.10 |
7. | Где производят товары? | 1 | 7 неделя |
| | | 19.10-24.10 |
8. | Где производят услуги? | 1 | 8 неделя |
| | | 26.10-31.10 |
9. | Проверочная работа. | 1 | 9 неделя |
| | | 2.11-7.11 |
10. | Собственность. Что такое собственность? | 1 | 10 неделя 9.11-14.11 16.11 |
11. | Личная собственность. Семейная собственность. | 1 | 11 неделя 23. 11-28.11 |
12. | Государственная собственность. Общественная собственность. | 1 | 12 неделя |
| | | 30.11-5.12 |
13. | Школьное имущество. | 1 | 13 неделя |
| | | 7.12-12.12 |
14. | Богатство. Источники богатства: природные богатства, результаты трудовой деятельности. | 1 | 14 неделя |
| | | 14.12-19.12 |
15. | Богатство и культура. | 1 | 15 неделя |
| | | 21.12-26.12, 28. 12 |
16. | Проверочная работа. | 1 | 16 неделя |
| | | 4.01-9.01 |
17. | Домашнее хозяйство. Что такое домашнее хозяйство? | 1 | 17 неделя |
| | | 11.01-16.01 |
18. | Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства. | 1 | 18 неделя |
| | | 18.01-23.01 |
19. | Твой вклад в домашнее хозяйство. | 1 | 19 неделя |
| | | 25.01-30.01 |
20. | Управление домашним хозяйством. | 1 | 20 неделя |
| | | 1.02-6.02 |
21. | Бюджет семьи. | 1 | 21 неделя |
| | | 8.02-16.02, 15.02 |
22. | Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи. | 1 | 22 неделя |
| | | 22.02-27.02 |
23. | Благосостояние семьи. | 1 | 23 неделя |
| | | 1.03-6.03 |
24. | Проверочная работа. | 1 | 24 неделя |
| | | 9.03-13.03 |
25. | Школьное хозяйство. Что такое школьное хозяйство? | 1 | 25 неделя |
| | | 15.03-20.03 |
26. | Школьное здание, оборудование. | 1 | 26 неделя |
| | | 22.03-27.03 |
27. | Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, литературы и другого имущества. | 1 | 27 неделя |
| | | 29.03 - 3.04, 15.04 |
28. | Экономика школьной библиотеки. | 1 | 28 неделя |
| | | 12.04-17.04 |
29. | Школьная столовая: доходы и расходы. | 1 | 29 неделя |
| | | 19.04-24.04 |
30. | Стоимость коммунальных услуг. | 1 | 30 неделя |
| | | 26.04-30.04 |
31. | Твой вклад в школьную экономику. | | 31 неделя |
| | | 3.05-8.05 |
32. | Бережливость и экономика. | 1 | 32 неделя |
| | | 10.05-15.05 |
33. | Проверочная работа. Игра-путешествие в страну «Школярия» | 1 | 33 неделя |
| | | 17.05-22.05 |
34. | Обобщение изученного. | 1 | 34 неделя |
| | | 24.05-25.05 |

10