Пояснительная записка
• Рабочая программа разработана на основе Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №16 с учетом примерной программы по предмету физическая культура для учащихся 7 классов. • Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
•Задачи: укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
-формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
обучение методике движений;
-развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способностей;
-выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
-приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время. -воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
-освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития комплекса ГТО в частности, о роли ГТО в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни.
• На курс «Физическая культура» в 7 классе отводится 70 часов, по 2 часа в неделю. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных;
• учебно-методической комплекс:
1.А.П. Матвеев. «Физическая культура» для учащихся 6 – 7 классов Издательство Москва «Просвещение », 2016г.
2.Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся под общей редакцией А.П. Матвеева .
3.П.А. Киселев, С.Б. Киселева Справочник учителя физической культуры. Издательство «Учитель», 2012г. 4.Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» Издательство «Школьная Пресса». •Программа рассчитана на общеобразовательные классы.
• Форма промежуточной аттестации – зачёт
2)Планируемые предметные результаты
Предметные результаты:
• укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
• овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
• воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
выполнять спортивные требования, предъявляемые Всероссийскими нормами «Готов к труду и обороне» (смотреть приложение №1)
проходить тестирование для проверки физической подготовленности обучающихся (смотреть приложение № 2).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся..
Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется качеством усвоения знаний теоретического раздела программы, двигательных умений и навыков, уровнем физической подготовленности, а также уровнем развития двигательных способностей обучающихся.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений. Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные триместры с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
3) Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Знания о физической культуре (в процессе урока)
Что такое координация движений; что такое дистанция; как возникли физическая культура и спорт. Ученики получат первоначальные сведения об Олимпийских играх : когда появились, кто воссоздал символы и традиции; что такое физическая культура; получат представление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; что такое личная гигиена человека; получат первоначальные сведения о внутренних органах человека и его скелете; узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа; что такое осанка.
Формой организации занятий по физической культуре в школе является:
урок физической культуры.
Основные виды учебной деятельности: Изучение строевых команд и перестроений, изучение основных терминов по предмету.
Легкая атлетика 20 часов
Техника спринтерского бега: высокий старт от 30 до 60 м. Бег с ускорением до 60 м. Скоростной бег до 50 м. Бег на результат 60 м.
Техника длительного бега: бег в равномерном темпе: девочки до 15 минут, мальчики до 20 минут. Бег на 1500 м.
Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 9-11 шагов разбега способом «согнув ноги».
Техника прыжка в высоту: прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега способом «перешагивание».
Развитие выносливости: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.
Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг.
Развитие скоростных и координационных способностей: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность.
Формой организации занятий по физической культуре в начальной школе является:
урок физической культуры.
Основные виды учебной деятельности: Разминка, направленная на развитие физических качеств и движений. Выполнение беговых упражнений.
Формой организации занятий по физической культуре в школе является:
урок физической культуры.
Основные виды учебной деятельности: Проверка лыжной формы, инвентаря;, соблюдение дистанции и техники безопасности.
Гимнастика с элементами акробатики. 10 часов
Организующие команды и приемы:
- построение и перестроение на месте;
- перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением;
- перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием;
Акробатические упражнения и комбинации:
-кувырок вперед и назад;
- стойка на лопатках.
Акробатическая комбинация (мальчики и девочки):
и.п. основная стойка. Упор присев-кувырок вперед в упор присев-перекат назад-стойка на лопатках-сед с прямыми ногами-наклон вперед руками достать носки-упор присев-кувырок вперед-и.п.
Ритмическая гимнастика (девочки)
- стилизованные общеразвивающие упражнения.
Опорные прыжки:
Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 cм)
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)
- передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики)
- висы согнувшись, висы прогнувшись.
- подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.
Формой организации занятий по физической культуре в школе является:
урок физической культуры.
Основные виды учебной деятельности: Разминка, направленная на развитие координации движений. Тестирование подтягивания на перекладине, кувырки, стойки и перемещения.
Баскетбол. 12 часов - стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
- броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол. 12 часов - стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Лыжная подготовка (16 часов)
Попеременный двухшажный , одновременный одношажный и бесшажный ходы. Подъём "полуёлочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 4-5 км.
Формой организации занятий по физической культуре в школе является:
урок физической культуры.
Основные виды учебной деятельности: Проверка лыжной формы, инвентаря; Попеременный двухшажный , одновременный одношажный и бесшажный ходы. ступающий лыжный шаг без палок, соблюдение дистанции и техники безопасности.
4) Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Легкая атлетика Вводный. Техника безопасности во время занятий физической культурой. Спринтерский бег. Высокий старт. Стартовый разгон. | 10 часов | | |
2 | Высокий старт. бег 30м. Встречные эстафеты. | | | |
3 | Значение правильной осанки для здоровья и хорошей учебы. Челночный бег 30 *10 м. | | | |
4 | Высокий старт. Бег по дистанции – финиширование. | | | |
5 | Входящая контрольная работа. Бег 60 м на результат. | | | |
6 | Техника прыжка в длину с 9-11шагов. Техника метание мяча на дальность. | | | |
7 | Прыжок в длину с 9-11шагов. Метание гранаты на дальность. | | | |
8 | Прыжок в длину на результат. | | | |
9 | Бег на средние дистанции. До 1500м | | | |
10 | Кросс 1500м. Без учета времени. Бег с препятствиями. | | | |
11 | Баскетбол. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением. | 6 часов | | |
12 | Передача мяча от груди двумя руками. Учебная игра. | | | |
13 | Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением. | | | |
14 | Передача мяча от груди двумя руками. Учебная игра. | | | |
15 | Бросок мяча двумя руками в движении снизу. Учебная игра. | | | |
16 | Бросок мяча в движении двумя руками от головы. | | | |
17 | Волейбол. Учебная игра по основным правилам | 6 часов | | |
18-19 | Верхняя подача мяча, прием мяча после отскока от сетки. |
20-22 | Верхняя подача мяча, прием мяча после отскока от сетки. | | | |
23 | Гимнастика Висы. Строевые упражнения. | 10 часов | | |
24-25 | Висы. Строевые упражнения. Развитие силовых способностей | | | |
26-27 | Акробатика. Кувырки назад, стойка ноги врозь (м.). «Мост» и поворот в упор на одном колене (д.).Кувырки назад и вперед, длинный кувырок (м.). «Мост» и поворот в упор на одном колене (д.). | | | |
28-30 | Акробатика. Кувырки назад, стойка ноги врозь (м.). «Мост» и поворот в упор на одном колене (д.).Кувырки назад и вперед, длинный кувырок (м.). «Мост» и поворот в упор на одном колене (д.). | | | |
31-32 | Акробатика. Зачетные упражнения. Кувырки назад, стойка ноги врозь (м.). «Мост» и поворот в упор на одном колене (д.).Кувырки назад и вперед, длинный кувырок (м.). «Мост» и поворот в упор на одном колене (д.). | | | |
33-34 | Лыжная подготовка Техника безопасности во время занятий лыжной подготовкой. Скользящий шаг без палок и с палками. Попеременный двушажный ход | 16часов | | |
35 | Техника безопасности во время занятий лыжной п Скользящий шаг без палок и с палками. Попеременный двушажный ход. | | | |
36 | Повороты переступанием в движении | | | |
37 | Попеременный двушажный ход. Одновременный двушажный ход | | | |
38 | Подъем «полуелочкой». Одновременный бесшажный ход. | | | |
39-40 | Подъем «полуелочкой». Одновременный бесшажный ход. | | | |
41 | Повороты переступанием в движении. Попеременный двушажный ход. | | | |
42 | Повороты переступанием в движении. Попеременный двушажный ход. | | | |
43 | Одновременный двушажный ход. | | | |
44 | Одновременный двушажный ход. Торможение и поворот плугом | | | |
45 | Одновременный двушажный ход. Торможение и поворот плугом | | | |
46 | Повороты переступанием в движении. Попеременный двушажный ход | | | |
47 | Подъем «елочкой» Торможение и поворот плугом | | | |
48 | Прохождение дистанции до 3,5 км | | | |
49 | Баскетбол. Ведение мяча с сопротивлением. Учебная игра | 6 часов | | |
50 | Ведение мяча с сопротивлением. Учебная игра | | | |
51 | Передача мяча в тройках со сменой мест. Штрафной бросок. Учебная игра. | | | |
52 | Оценка техники передачи мяча в тройках со сменой мест. Учебная игра | | | |
53 | Штрафной бросок. Учебная игра. | | | |
54 | Бросок одной рукой от плеча в движении с сопротивлением. Учебная игра. | | | |
55 | Волейбол. Нижняя прямая подача, прием подачи. Игра по упрощенным правилам | 6 часов | | |
56-57 | Игра по упрощенным правилам | | | |
58 | Нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | | | |
59-60 | Нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | | | |
61 | Легкая атлетика Прыжок в высоту с 9-11 шагов разбега способом «перешагивание». Метание мяча с 3-5 шагов на дальность. | 10 часов | | |
62 | Прыжок в высоту с 9-11 шагов разбега способом «перешагивание». Метание мяча с 3-5 шагов на дальность | | | |
63 | Прыжок в высоту. Метание мяча с 3-5 шагов на дальность. Повторение. | | | |
64 | Итоговый зачет. Метание мяча на результат | | | |
65 | Низкий старт. Стартовый разгон. Бег 30 м | | | |
66 | Бег 60 м на результат. | | | |
67 | Бег с высокого старта.Кросс до 3 км | | | |
68 | Подготовка к сдаче норматива – бег на 1000м | | | |
69 | Бег 1000м на результат | | | |
70 | Прыжок в длину способом «согнув ноги». Подведение итогов года | | | |
Приложение №1
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Общие положения Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (далее – Комплекс) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 года № Пр-756, пункт 1а: «Разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта Всероссийский физкультурно- спортивный комплекс – программную и нормативную основу физического воспитания граждан, предусматривающую требования к их физической подготовленности и соответствующие нормативы с учетом групп здоровья». Комплекс направлен на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно- оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, проведение мониторинга и улучшение физической подготовленности граждан Российской Федерации. Цель комплекса ГТО: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации. Задачи: 1) увеличение числа обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом; 2) повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни; 3) формирование у обучающихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни; 4) повышение общего уровня знаний обучающихся о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий; 5) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных секций.
IV. СТУПЕНЬ
(возрастная группа от 13 до 15 лет)
1. Виды испытаний (тесты) и нормативы
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Нормативы |
Мальчики | Девочки |
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак |
Обязательные испытания (тесты) |
1. | Бег на 60 м (с) | 10,0 | 9,7 | 8,7 | 10,9 | 10,6 | 9,6 |
2. | Бег на 2 км (мин, с) | 9.55 | 9.30 | 9.00 | 12.10 | 11.40 | 11.00 |
или на 3 км | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | - | - | - |
3. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) | 4 | 6 | 10 | - | - | - |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) | - | - | - | 9 | 11 | 18 |
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) | - | - | - | 7 | 9 | 15 |
4. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Достать пол ладонями | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук |
Испытания (тесты) по выбору |
5. | Прыжок в длину с разбега (см) | 330 | 350 | 390 | 280 | 290 | 330 |
или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 175 | 185 | 200 | 150 | 155 | 175 |
6. | Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) | 30 | 36 | 47 | 25 | 30 | 40 |
7. | Метание мяча весом 150 г (м) | 30 | 35 | 40 | 18 | 21 | 26 |
8. | Бег на лыжах на 3 км (мин, с) | 18.45 | 17.45 | 16.30 | 22.30 | 21.30 | 19.30 |
или на 5 км (мин, с) | 28.00 | 27.15 | 26.00 | - | - | - |
или кросс на 3 км по пересеченной местности* | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
9. | Плавание на 50 м (мин, с) | Без учета времени | Без учета времени | 0.43 | Без учета времени | Без учета времени | 1.05 |
10. | Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м (очки) | 15 | 20 | 25 | 15 | 20 | 25 |
или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция – 10 м (очки) | 18 | 25 | 30 | 18 | 25 | 30 |
11. | Туристский поход с проверкой туристских навыков | Туристский поход с проверкой туристских навыков на дистанцию 10 км |
Количество видов испытаний (тестов) в возрастной группе | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 |
* Для бесснежных районов страны.
** Для получения знака отличия Комплекса необходимо выполнить обязательные испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости, а также необходимое количество испытаний (тестов) по выбору по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей, координационных способностей, уровня овладения прикладными навыками. Виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору изложены в приложении к настоящим государственным требованиям к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
28