МБОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева»
Рассмотрено: ______________ Руководитель МО Мангатаева Е.Ц. Протокол № 1 от «28» августа 2015 г. | Согласовано: ______________ Зам. директора по МР Ситникова С.В. «_____» ______________г. | Утверждено: ______________ И.о. директора школы Цыренова Д.В. Приказ № ____ от «___» ___________ г. |
Рабочая программа
Предмет: география
Класс: 5 «б», «в», «г»
Количество часов: 34часа (1 час в неделю)
Тип программы: общеобразовательная
ФИО учителя: Гомбоева Татьяна Александровна
2015 – 2016 учебный
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе Примерной программы по географии (письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-12630) , с учетом учебного плана МБОУ «Верхне-Талецкая средняя общеобразовательная школа», национально-региональных условий, средств обучения, особенностей контингента учащихся.
Рабочая программа составлена для учащиеся 5-х классов МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ», рассчитана на 35 часов в год, 1 часа в неделю 2015-2016 уч.год.
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.
В основу изучения курса положены принципы: дидактические (научности, сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью); воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность, проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность); развития (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества); педагогики здоровья: не нанесения вреда; субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения; принцип отсроченного результата.
Главная цель курса является формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности; знакомство с географической картой; пробуждение интереса к естественным наукам; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Достижение данной цели решается посредством следующих учебно-методических задач:
обучения: формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; актуализация представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов; актуализация специфических географических и общеучебных умений; формирование начальных представлений о размещении природных и социально-экономических объектов; развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации; развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
развития развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу ситуаций; развитие эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; убеждения в возможности решения; стремление к участию в практических делах; развитие интеллектуальных особенностей личности;
воспитания воспитание толерантности и ориентации на своеобразие духовных традиций народов; воспитание основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих; формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части Земли; коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
валеологические: использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН; активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений; наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы; наличие на уроках эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.; благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке; соответствие урока основным нормам САНПиНа; актуализация ранее полученных знаний по жизнесохранению, их углубление: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношение к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
Характеристика предмета. Курс географии занимает особое положение среди учебных предметов, это единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам. Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета, его вклад в формирование мировоззрения учащихся. Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами и явлениями, понять сущность процессов, происходящих в природе и обществе. Начальный курс географии – курс, формирующий первоначальные знания из разных областей наук о земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России. Программа данного курса в своем содержании отражает национально-региональный компонент базового стандарта географического образования в едином образовательном пространстве РФ.
Возрастные и психологические особенности учащихся. Средний школьный возраст – переход от детства к юности. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чём он даже чувствует своё преимущество. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии); технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов). Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ); наглядный (таблицы, иллюстрации), практический (чтение, подробный, выборочный пересказ), самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра; методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).
Формы контроля, применяемые на уроках: индивидуальный, групповой фронтальный, текущий, тематический, итоговый контроль. Контроль по группам: контроль учителя за деятельностью ученика, взаимоконтроль и самоконтроль. Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, индивидуальная письменная работа.
Результаты изучения (личностные, предметные и метапредметные).
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по географии направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование и развитие экологического мышления.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
овладение основами картографической грамотности;
овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Учебно-тематический план.
№ | Тема разделов | Количество часов | Сроки | Количество контрольных и практических занятий |
Контрольная работа | Практическая работа |
1. | Введение. Географическое познание нашей планеты. | 2 | 1 н. сентября - 2 н. сентября | | |
2. | Земля как планета Солнечной системы. | 4 | 3 н. сентября - 2 н. октября | 1 | 1 |
3. | Геосферы Земли. | 28 | 3 н. октября - 4 н. мая | 5 | 9 |
| Резерв | 1 | | | |
| Итого: | 35 | | 6 | 10 |
Содержание тем курса.
№ | Название темы | Содержание темы | Универсальные учебные действия |
1. | Введение. Географическое познание нашей планеты. | Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия. | Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) |
2. | Земля как планета Солнечной системы. | Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Географические следствия движения Земли. Дни равноденствий и солнцестояний. | Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) особенностям, толерантность. |
3. | Геосферы Земли. | Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства. Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства. Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов. Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха. Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре. Почва и ее образование. Плодородие почвы. Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки. Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли. | Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным. Регулятивные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) |
Перечень практических работ:
Практическая работа №1 «Возникновение Земли»
Практическая работа №2 «Действующие и потухшие вулканы Земли»
Практическая работа №3 «Определение горных пород»
Практическая работа №4 «Определение по карте географического положения гор и равнин»
Практическая работа №5 «Составление прогноза погоды по народным приметам»
Практическая работа №6 «Климат Хоринского района»
Практическая работа №7«Части мирового океана»
Практическая работа №8 «Описание реки по плану»
Практическая работа №9 «Описание рек Хоринского района»
Практическая работа №10 «Растительный и животный мир Хоринского района».
Перечень контрольных работ:
Контрольная работа №1 «Земля как планета Солнечной системы»
Контрольная работа №2 «Литосфера»
Контрольная работа №3 «Атмосфера»
Контрольная работа №4 «Гидросфера»
Контрольная работа №5 «Биосфера»
Контрольная работа №6 «Итоговая»
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, Северо-Атлантическое.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.
Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.
Учебно-методическое обеспечение.
I. Для учителя
Основной учебник
«География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
«География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
«Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
Атлас Начальный курс географии; И.В.Душина, А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2013г
Комплект таблиц «География. Начальный курс 5 класс»
Географические карты.
Дополнительная литература:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,Володарская И.А. и др./ Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – М.: Просвещение, 2014
Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006.
География: Программа. 5-10 классы общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2007
Энциклопедия для детей. Астрономия. - М.: Аванта +, 2010.
Энциклопедия для детей: Т. 3: География. — 3-е изд. — М.: Аванта+, 2007.
Энциклопедия для детей. Геология. - М.: Аванта +, 2010.
Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. - М.: Аванта+, 2010.
Интернет-ресурсы:
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://geo.1september.ru/urok/
http://my-geography.ru/
http://www/uchportal.ru/load/7652
http://geo.metodist.ru
http://www.proshkolu.ru/
www.qeo.1september.ru — сайт «Я иду на урок географии».
www.nature.worldstreasure.com — «Чудеса природы»: материалы о природных явлениях.
www.rqo.ru — географический портал «Планета Земля».
www.qeo2000.nm.ru — «География»: информация об особенностях строения природных ресурсов.
www.Nationalgeographic.com — электронная версия журнала «National geographic».
www.maps.qooqle.com — справочные географические карты в сочетании с космическими снимками.
www.geography.about.com/cs/photos/ — карты и космические снимки участков земной поверхности.
www.allbest.ru — ссылки в разделе «География».
ou.tsu.ru/school/binurok/resource/10.html
http://cochevoy.narod.ru/
www.best-of-africa.ru
http://www.krugosvet.ru/articles/39/1003999/1003999al.htm
http://cochevoy.narod.ru/pf-l.html
http://cochevoy.narod.ru/peru.html
http://www.krugosvet.ru/articles/23/1002337/1002337al.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/113/1011336/1011336al.htm
http://www.krugosvet.ru/articles/63/1006344/1006344al.htm
http://www.secator.ru/czech/index.html
http://www.geografia.ru/experl.htmlhttp://cochevoy.narod.ru/japan.html
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://www/openclass.ru/node246741
II. Для учащихся.
Основной учебник
«География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
«География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс». А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
«Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.
Атлас Начальный курс географии; И.В.Душина, А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2013г
Комплект таблиц «География. Начальный курс 5 класс»
Географические карты.
Дополнительная литература:
Занимательная география на уроках 5-8 класс. Зубанова С.Г. Щербакова Ю.В.; - М. «Глобус», 2007.
Энциклопедия для детей. Астрономия. - М.: Аванта +, 2010.
Энциклопедия для детей: Т. 3: География. — 3-е изд. — М.: Аванта+, 2007.
Энциклопедия для детей. Геология. - М.: Аванта +, 2010.
Энциклопедия для детей. Страны. Народы. Цивилизации. - М.: Аванта+, 2010.
ou.tsu.ru/school/binurok/resource/10.html
http://cochevoy.narod.ru/
www.best-of-africa.ru
http://www.krugosvet.ru/articles/39/1003999/1003999al.htm
http://cochevoy.narod.ru/pf-l.html
http://cochevoy.narod.ru/peru.html
http://www.krugosvet.ru/articles/113/1011336/1011336al.htm
http://www.secator.ru/czech/index.html
http://www.geografia.ru/experl.htmlhttp://cochevoy.narod.ru/japan.html
Контрольно-измерительные материалы.
Источник:
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
www.zavuch.ru
tested.ru
ttp://geo.1september.ru/
Контрольная работа №1.
Тема: «Земля как планета солнечной системы».
1. Какое утверждение о Земле как планете Солнечной системы является верным?
а. Земля является ближайшей к Солнцу планетой Солнечной системы.
б. Общая площадь поверхности земного шара составляет 710 млн.кв.км.
в. Движение Земли вокруг собственной оси происходит с запада на восток.
г. Смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг Солнца.
2. . Средний радиус Земли составляет:
а. 3671 км
б. 6371 км
в. 9671 км
г. 12371км
3. Смена дня и ночи на Земле объясняется
а. Движением Земли по орбите вокруг Солнца
б. Закономерностями суточной ритмики географической оболочки
в. Осевым вращением Земли
г. Изменением наклона земной оси к плоскости орбиты в течение суток
4. Солнце бывает в зените на параллели
а. 900
б. 600
в.400
г.200
5. Неравенство экваториального и полярного радиусов Земли является следствием
а. Осевого вращения Земли
б. Вращение Земли вокруг Солнца
в. Действия силы притяжения Луны
г. Положения океана в Арктике, а в Антарктике — материка
6. 22 июня день равен ночи на
а. Северном полярном круге
б. Северном тропике
в. Экваторе
г. Южном тропике
7. За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
а. За сутки
б. За месяц
в. За один год
г. За один час
8. Укажите, между орбитами, каких планет расположена орбита планеты Земля?
а. Между Сатурном и Ураном
б. Между Меркурием и Венерой
в. Между Марсом и Венерой
г. Между Ураном и Плутоном
9. Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется:
а. Зенитом
б. Экватором
в. Тропиком
10. Укажите, когда солнце бывает в зените в северном полушарии:
1) 21 марта, 2) 23 декабря, 3)22 июня, 4)23 октября
Ключ:
1-3; 2-2;3-3; 4-4 ; 5-1; 6-2: 7-1; 8-3;9-1.
Контрольная работа № 2.
Тема «Литосфера».
I вариант.
Блок А.
Выберите правильный ответ
1. Оболочка Земли, состоящая из верхней части мантии и земной коры:
а. Литосфера б. Биосфера в. Гидросфера г. Атмосфера
2. Совокупность неровностей земной поверхности:
а. Рельеф б. Равнины в. Горы г. Вулканы д. Материки
3. Количество крупных литосферных плит:
а. 6 б. 7 в. 8 г. 9 д. 2
4. Прибор, с помощью которого изучают движения земной коры:
а. Термометр б. Нивелир в. Эхолот г. Сейсмограф д. Барометр
Блок Б
5. Установи соответствие между объектами и материками и запишите полученные группы. (1а; 3в и т.д.)
Природные объекты | Материки |
а. Заилийский Алатау | 1. Южная Америка |
б. Анды | 2. Евразия |
в. Килиманджаро | 3. Африка |
г. Альпы | |
д. Великая Китайская равнина | |
е. Фудзияма | |
6. Восстановите причинно-следственные связи и запишите полученную последовательность в виде цепочки букв (г-в-а-б)
а. Горообразование б. Движение земной коры в. Вулканизм г. Внутренние силы
7. Установите закономерность данных понятий и восстанови недостающее звено. Запиши недостающее слово.
Земная кора -…. – ядро
8. Определите по описанию горы. Запиши их название.
Они расположены вдоль по 60 0 в.д., вытянуты с севера на юг, являются условной границей между Европой и Азией.
9. Сравните материковую и океаническую земную кору. Подумай о параметрах сравнения. Запиши ответ (можно в виде таблицы).
10. Бабушка и дедушка рассказали Айзаре, что всем, кто живет в Алма-Аты нужно уметь наблюдать за поведением животных и иметь аквариум с рыбками. Объясните, почему?
II вариант.
Блок А.
Выберите правильный ответ.
1. Верхняя твердая оболочка Земли:
а. Биосфера б. Атмосфера в. Литосфера г. Гидросфера д. Ноосфера
2. Рельеф – это:
а. Совокупность неровностей земной поверхности
б. Возвышенные участки земной поверхности
в. Выровненные участки земной поверхности
г. Конусообразные возвышенности
д. Холмистые равнины
3. Крупные литосферные плиты:
а. Европа, Антарктида
б. Тихоокеанская, Евразийская
в. Австралийская, Азиатская
г. Североамериканская, Индийская
д. Северная, Южная
4. Сейсмограф…
а. Измеряет глубину водоема
б. Измеряет температуру воздуха
в. Фиксирует колебания земной коры
г. Определяет разность высот
д. Показывает направление ветра
Блок Б.
5. Установите соответствие между объектами и материками, на которых они расположены. Запиши полученные группы (Н-р:3 а; 1 в и т.д.)
Природные объекты | Материки |
а. Гималаи | 1. Южная Америка |
б. Западно-Сибирская равнина | 2. Африка |
в. Уральские горы | 3. Северная Америка |
г. Ла-Платская низменность | 4. Евразия |
д. Аппалачи | |
е. Килиманджаро | |
| |
6. Восстановите причинно-следственные связи и запиши полученную последовательность в виде цепочки букв (Н-р: г – в – а - б)
а. Внутренние силы б. Землетрясения в. Движения земной коры г. Горообразование
7. Установите закономерность и восстанови недостающие звенья. Запиши их.
а. океаническая и материковая …….
б. ………..
в. внешнее, внутреннее …….
8. Определите по описанию равнину. Запиши ее название.
Это самая большая по площади равнина мира, вытянутая с запада на восток, находится в Западном полушарии, низменность.
9. Сравните материковую и океаническую земную кору. Подумайте о параметрах сравнения. Запиши ответ (можно в виде таблицы).
10. В Японии особое внимание уделяется конструкции домов, которые строятся из бетонных плит с металлическими стержнями. Объясните, почему?
Ключ:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1В | а | а | в | г | 1 б; 2а,г,д, е; 3 в. | г-б-а-в | мантия | Уральские горы | признаки: мощность, строение | Алма-Аты -Тянь-Шань - Средиземномрский сейсмический пояс - частые землетрясения - чувствительность животных |
2В | в | а | б | в | 1 г; 2 е; 3 д; 4а, б, г. | а–в– г–б. | мантия | Уральские горы | признаки: мощность, строение | Япония - Тихоокеанский сейсмический пояс - частые землетрясения – прочность конструкции. |
Контрольная работа №3.
Тема: « Атмосфера».
I вариант.
Блок А
1.Укажите максимальную мощность тропосферы:
а) над полюсами
б) над экватором
в) в тропических широтах
г) в умеренных широтах
д) в южном полушарии
2. Определите, на сколько , уменьшается атмосферное давление с подъемом на 10,5 м :
а) 5мм рт.ст
б) 1мм рт.ст
в) 10 мм рт.ст
г) 20 мм рт.ст
д) не изменяется
3. Укажите разность между самой высокой и самой низкой температурой:
а) Среднесуточная температура
б) Изменение погоды
в) Амплитуда
г) Многолетняя среднемесячная температура
д) Средняя годовая температура
4. Укажите основные типы воздушных масс на земном шаре:
а) Субарктический, умеренный, субэкваториальный, экваториальный
б) Арктический, умеренный, тропический, экваториальный
в) тропический, субтропический, экваториальный
г) умеренный, тропический, субарктический
д) Тропический, субэкваториальный, экваториальный
Блок Б
5. Установите соответствие:
а. Прибор, измеряющий атм. давление | 1. осадкомер |
б. Прибор, измеряющий температуру воздуха | 2. флюгер |
в. Прибор, измеряющий влажность | 3. барометр |
г. Прибор, для определения направления ветра | 4. термометр |
д. Прибор, измеряющий количество осадков | 5.гигрометр |
6. Восстановите причинно – следственные связи в образовании муссона:
а) теплый воздух поднимается вверх
б) днем суша нагревается быстрее
в) давление понижается
г) образуется летний муссон
д) воздух над водой перемещается на сушу
7. Определите , какова высота холма (м) , если атмосферное давление на вершине холма 753 мм рт. ст, а у подошвы 758 мм рт. ст
а) 60 б) 50 в) 40 г) 30 д) 20
8. Восстановите причинно-следственные связи:
а) Географическая широта б) Осадки в) Давление г) Температура
д) Угол падения солнечных лучей
9. Сравните экваториальный и тропический климатические пояса. Подумайте о параметрах сравнения.
10. В прогнозе погоды на 25 мая передали, что на Казахстан надвигается арктический воздух. Объясните, почему это информация важна для жителей сельской местности?
II вариант.
Блок А
1. Укажите, какого воздуха больше всего в воздухе(78%)
а) кислород б) азот в) водяной пар г) углекислый газ д) примеси
2.Опредепите нормальное атмосферное давление на широте 450над уровне моря при температуре 00 .
а) 750 мм рт. ст. б) 760 мм рт. ст. в) 740 мм рт. ст. г) 730 мм рт. Ст д) 770 мм рт ст.
3. Определите, на сколько градусов понижается температура на каждые 100 м высоты:
а) 0,1 б) 1 в) 2 г) 0,6 д) 5
4. Укажите тип воздушной массы, приносящий теплую и сухую погоду:
а) экваториальный б) тропический в) умеренный г) арктический д) антарктический
Блок Б
5. Определите по описанию климатический пояс:
В течение года низкое атмосферное давление. И летом и зимой высокая температура и большое количество осадков.
6. Восстанови причинно – следственные связи в образовании бриза
а) теплый воздух поднимается вверх
б) днем суша нагревается быстрее
в) давление понижается
г) образуется дневной бриз
д) холодный воздух над водой перемещается на сушу
7. Определите атмосферное давление на вершине холма, если у подножия 758 мм рт.ст, а высота холма 40м:
а) 759 б) 756 в) 754 г 753 д) 755
8. Установи соответствие:
а) Дождь 1 – в виде белого пушистого налета
б) Изморозь 2 – капельки воды на поверхности земли
в) Роса 3 – крупинки льда
г) Иней 4 – капельки воды, падающие на землю
д) Град 5 – рыхлые кристаллы льда
9. Сравните тропический и умеренный климатические пояса. Подумайте о параметрах сравнения. Запишите свои рассуждения.
10. Объясните, что будет с климатом Казахстана, если мысленно перенести его на берег Атлантического океана.
Ключ:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1В | б | б | в | б | 1 д; 2 г; 3 а; 4 б; 5 в. | б – а – в – д - г | б | д – а – г – в – б. |
2В | б | б | г | б | экваториальный пояс | б – а – в – д – г. | в | 1 г; 2 в; 3 д; 4 а; 5 б. |
| 9 | 10 |
1В | ЭП- жарко и влажно весь год, ТП - жарко и сухо весь год | Заморозки, похолодание, могут погибнуть сельскохозяйственные культуры. |
2В | ТП-жарко и сухо весь год УП – четыре времени года | Станет более теплым и влажным, т.к океан накопитель тепла. |
Контрольная работа № 4.
Тема: «Гидросфера».
I вариант.
Блок А.
Выберите правильный ответ
1.Как используя физическую карту, определить глубину океана:
а. По окраске б. По шкале глубин в. По горизонталям
г. По близости материка д. По географическим координатам
2. В какой единице измеряется соленость воды:
а. В процентах б. В промилле в. В градусах г. в миллиметрах д. В граммах
3. Самая полноводная река в мире:
а. Конго б. Амазонка в. Нил г. Хуанхэ д. Дунай
4. Место, где начинается река:
а. Паводком б. Меженью в. Руслом г. Истоком д. Устьем
5. Почему не замерзает Баренцево море:
а. Соответствующая географическая широта
б. Воздействие теплого океанического течения
в. Воздействие антициклона
г. Повышенное содержание солей
д. Расположение прилегающих островов
6. Какие водоемы быстрее загрязняются и нуждаются в большей защите?
а. Реки б. Озера в. Моря г. Океаны д. Заливы
Блок Б
7. Установите соответствие между формами и их названиями, запишите полученные пары: (а-2 и т.д)
а. Остров 1. Берингов
б. Полуостров 2. Сомали
в. Пролив 3. Новая Гвинея
г. Залив 4. Гвинейский
д. Море 5. Красное
8. Какова роль водорослей в морях, океанах, озерах? Выберите правильный ответ:
а. Для питания живых организмов
б. Для обогащения воды кислородом
в. Для накопления солнечного тепла
г. Для отражения солнечных лучей
д. Все ответы верны
9. Представьте себе, что уровень мирового океана, понизился на 200 метров, какие моря перестали бы существовать? Твои последовательные рассуждения.
10. Во многих странах сейчас наблюдается недостаток пресной воды. Выскажите предположение и запишите, от чего уменьшаются запасы пресной воды.
II вариант.
Блок А.
Выберите правильный ответ.
1. Самая глубокая впадина мирового океана.
а. Хребет Ломоносова б. Впадина Пуэрто-Рико в. Впадина Кермадек
г. Марианская впадина д. Курило-Камчатский желоб
2. В каком море вода наиболее соленая
а. Черное б. Азовское в. Красное в. Белое г. Желтое
3. Самая длинная река на Земле
а. Конго б. Амазонка в. Нил г. Хуанхэ д. Дунай
4.Место, где река заканчивает свое течение.
а. Паводком б. Меженью в. Руслом г. Истоком д. Устьем
5. Какое из названных морей наиболее соленое
а. Красное б. Карское в. Баренцево г. Средиземное д. Черное
6. В чем состоит опасность нефтяных пленок на поверхности морей и океанов?
а. Отсутствие солнечного света б. Нехватка кислорода
в. Замедляются океанические течения г. Гибель живых организмов д. Все ответы верны
Блок Б
7. Установите соответствие «полуостров – материк», к которому он относится
а. Индокитай 1. Африка
б. Сомали 2. Евразия
в. Лабрадор 3. Австралия
г. Балканский 4. Северная Америка
д. Арнимленд 5.Южная Америка
8. Почему наиболее богата живыми организмами мелководная часть моря
а. Большее количество питательных веществ
б. Достаточное количество тепла
в. Большее содержание кислорода
г. Отсутствие животных – хищников
д. Все ответы верны
9. Предложите опыт, с помощью которого можно отличить соленую воду от дождевой.
10. Установите последовательность явлений, происходящих друг за другом при постепенном нагревании воды в сосуде:
а. Небольшое поднятие уровня налитой воды:
б. Появление массы мелких пузырьков газа в воде:
в. Появление крупных пузырьков и их энергичное выделение из воды:
г. Кипение воды:
д. Уменьшение объема воды при продолжительном кипении
Ключ
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1вар | б | б | б | г | б | б | а -3.б-2.в-1.г-4.д-5 | б |
2вар | г | в | в | г | а | д | а-2, б-1, в-4, г-2, д-3 | д |
| 9 | 10 |
1вар | По физической карте изучить шкалу глубин, определить какие моря имеют глубину до 200 метров. Тем самым, мы подтверждаем что данные моря исчезнут при опускании уровня Мирового океана на 200 метров. | Развитие искусственного орошения, увеличение поголовья скота, быстрые темпы роста городов и загрязнение бытовыми отходами. Использование пресной воды в промышленных предприятиях. |
2вар | Берем два предметных стекла. На стекла пипеткой капаем воду по 5 капель. Нагреваем на огне. Если при испарении воды на стекле остается белый налет, то вода соленая, а если стекло чистое, то вода дождевая. | б, в, г, а, д |
Контрольная работа № 5.
теме «Биосфера».
I вариант.
Блок А
1. Биосфера- это:
а. Оболочка земли, населенная живыми организмами
б. Воздушная оболочка Земли
в. Оболочка Земли, где взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга гидросфера, нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы и биосфера
г. Водная оболочка Земли
д.Твердая оболочка Земли.
2. Оболочка Земли, где взаимодействую и взаимно влияют друг на друга гидросфера, нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы и биосфера:
а. Биосфера
б. Атмосфера
в. Геосфера
г. Гидросфера
д. Литосфера
3.Природный комплекс – это:
а. Оболочка земли, населенная живыми организмами
б. Место взаимодействия живых организмов с окружающей средой
в. Целостная система тесно взаимосвязанных между собой природных компонентов
г. Оболочка Земли, где взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга гидросфера, нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы и биосфера
д.Водная оболочка земли.
4. Почву называют особым природным телом т.к.:
а. Ее основу составляют обломочные горные породы
б. В ней живут различные животные
в. В ней всегда находятся воздух и вода
г. Благодаря гумусу она обладает плодородием
д.В ней взаимодействуют природные компоненты
Блок Б
5. Заполните схему «Формы жизни организмов»
ФОРМЫ ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ
6. Подумай о взаимосвязях оболочек Земли. Дополни схему.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБОЛОЧЕК ЗЕМЛИ
7. Из какой природной зоны в какую совершит перелет путешественник, следуя по маршруту а-б?
8. Все природные зоны можно разделить на лесные и безлесные. Объясните, почему в степях и в тундре нет пышной древесной растительности.
9. Сравните географическую оболочку и биосферу. Подумайте о параметрах сравнения.
10. «Кто-то заметил, что человек, попавший в эти леса, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда ослепленный их сказочными богатствами, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумия он наконец удирает из этого «зеленого ада». О какой природной зоне и почему так писал польский ученый А.Фидлер? Где она расположена?
II вариант.
Блок А
1. Оболочка земли, населенная живыми организмами:
а. Биосфера
б. Атмосфера
в. Геосфера
г. Гидросфера
д.Литосфера
2. Географическая оболочка- это:
а. Оболочка земли, населенная живыми организмами
б. Воздушная оболочка \земли
в. Оболочка Земли, где взаимодействую и взаимовлияют друг на друга гидросфера, нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы и биосфера
г. Водная оболочка Земли
д. Твердая оболочка Земли.
3. Целостная система тесно взаимосвязанных между собой природных компонентов:
а. Географическая оболочка б. Почва в. Литосфера г. Гидросфера
д. Природный комплекс.
4. Почва- это:
а. Плодородный слой земли, возникающий в результате взаимодействия живой и неживой природы
б. Химический состав горных пород в. Скопление микроорганизмов
г. Горная порода д. Полезное ископаемое
Блок Б
5. Заполните схему «Формы жизни организмов»
ФОРМЫ ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ
6. Подумай о взаимосвязях оболочек Земли. Дополни схему.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБОЛОЧЕК ЗЕМЛИ
7. Из какой природной зоны в какую совершит перелет путешественник, следуя по маршруту а-б? Запиши.
8. Почему в Алтайских горах высотных поясов меньше, чем в горах Тянь-Шаня?…
9. Сравните географическую оболочку и биосферу. Подумайте о параметрах сравнения.
10. «Кто-то заметил, что человек, попавший в эти леса, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда ослепленный их сказочными богатствами, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда на грани безумия он наконец удирает из этого «зеленого ада». О какой природной зоне и почему так писал польский ученый А.Фидлер? Где она расположена?
Ключ.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1вар | а | в | в | д | Птицы, рыбы, земноводные, членистоногие | Воздух (кислород, углекислый газ), свет, тепло | Зона саванн и редколесий - тропические пустыни | В степях древесным растениям не хватает влаги, а в тундре - тепла. В степях- травы, в тундре- мхи и лишайники |
2вар | а | в | д | а | Кустарники, травы, мхи | Организмы изменяют, разрушают, создают орг. г/п Литосфера- среда обитания, в-ва входят в состав орг-в. | Экваториальные леса- саванны и редколесья | Географическая широта Алтая выше, их высота ниже |
| 9 | 10 |
1вар | Жизненные оболочки По составу компонентов: один-много. Зональность. Геооболочка- результат взаимодействия | Это влажные экваториальные леса. Разнообразие растительного мира поражает, но душный сырой и жаркий воздух, обилие гнуса, насекомых, ядовитых змей и зловоние гниющей растительности |
Контрольная работа № 6.
Тема: «География - начальный курс».
I вариант.
Блок А. Тесты с одним правильным ответом
1. Что такое природа?
а. Растительный мир Земли
б. Животный мир Земли
в. Горы и моря
г. Весь мир, который нас окружает
2. Какая из перечисленных пар является частью живой природы?
а. Растения и горные породы
б. Вода и животные
в. Грибы и бактерии
г. Вирусы и вода
3. Естествознание — это:
а. Совокупность наук о природе
б. Наука, изучающая только живые организмы
в. Наука, изучающая только небесные тела
г. Наука, изучающая историю человека
4. Что такое Вселенная?
а. Небесные тела
б. Космическое пространство и все, что его заполняет
в. Планета Земля
г.Планеты, которые вращаются вокруг Солнца
5. К планетам земной группы относятся:
а. Юпитер и Меркурий
б. Сатурн и Земля
в. Уран и Плутон
г. Марс и Венера
6. Из чего состоит земная кора?
а. Из минералов
б. Из горных пород
в. Из камней
г. Из лавы
7. Приведите пример осадочной горной породы:
а. Мрамор
б. Туф
в. Мел
г. Пемза
8. Грозное природное явление, при котором образуется гигантский атмосферный вихрь
а. Землетрясение
б. Наводнение
в. Ураган
г. Цунами
9. На какие виды делятся вулканы:
а. Потухшие
б. Действующие
в. Потухшие и действующие
10. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называется -
а. Гроза
б. Дождь
в. Метель
г. Ветер
11. Где произрастает кувшинка виктория – регия?
а. Австралия
б. Евразия
в. Южная Америка
г. Северная Америка
Блок Б. Тесты с выбором нескольких правильных ответов
12. Перечислите тела живой природы.
а. Белый гриб
б. Кусок мела
в. Сосна
г. Ручей
д. Бактерия
е. Книга
13.Какие науки относятся к естественным?
а. Химия
б. Физика
в. Информатика
г. Биология
д. География
е.История
14.Выберите небесные тела из предложенного перечня.
а. Солнце
б. Космос
в. Марс
г. Комета Галлея
д. Морская звезда
е. Луна
15. На какие части делится гидросфера:
а. Мировой океан
б. Воды суши
в. Вода в атмосфере
г. Водяной пар
16. Перечислите природные зоны:
а. Антарктический лёд
б. Тайга
в. Саванны
г. Тундра и лесотундра
17. Кто из путешественников открыл Антарктиду:
а. Афанасий Никитин,
б. Ф.Ф.Беллиннсгаузен
в. М.П.Лазарев
г. ВитусБеренг
18. Дайте определение:
1. Галактика-
2. Полезные ископаемые-
3. Гидросфера-
II вариант.
Блок А. Тесты с одним правильным ответом.
1. К небесным телам относятся:
а. Растение звездчатка и Земля
б. Морская звезда и комета Галлея
в. Астероид Церера и Солнце
г.Тунгусский метеорит и звезды Московского кремля
2.. Какую форму имеют звезды во Вселенной?
а. Квадратную
б. Шарообразную
в. Треугольную
г. Пятиугольную
3. Звезды светят, потому что:
а. Отражают свет Солнца
б. Состоят из раскаленных веществ
в. Отражают свет, идущий от Земли
г. Появляются на небе ночью
4. В Солнечной системе вокруг Солнца движутся:
а. 9 планет
б. 11 планет
в. 7 планет
г. Множество планет
5. Из каких частей состоит внутреннее строение Земли:
а. Мантия, ядро
б. Земная кора, мантия, ядро
в. Ядро, земная кора
г. Из газа
6. Приведите пример магматической горной породы:
а. Мрамор
б. Туф
в. Мел
г. Пемза
7. Грозное природное явление, при котором происходит движение земной коры:
а. Землетрясение
б. Наводнение
в. Засуха
г. Цунами
8. На какие виды делятся вулканы:
а. Конические
б. Конические и щитовые
Щитовые
9. Состояние атмосферы в данное время и в данном месте называется:
а. Климат
б. Смерч
в. Осадки
г. Погода
10. Где произрастает эвкалипт:
а. Австралия
б. Евразия
в. Южная Америка
г. Северная Америка
11. Кто открыл Америку?
а. Х.Колумб
б. АмеригоВеспуччи
в. Джеймс Кук
г. Васко да Гама
Блок Б. Тесты с выбором нескольких правильных ответов.
12.Галактика — это:
а. Единая звездная система
б. Скопление звезд на отдельном участке неба
в. Самая крупная звезда
г. Часть Вселенной
13.Солнце — это:
а. Центр Солнечной системы
б. Центр Вселенной
в. Раскаленная планета
г. Раскаленный газовый шар
д. Ближайшая к Земле звезда
14.К планетам земной группы относятся:
а. Земля
б. Сатурн
в. Марс
г. Венера
д. Юпитер
е. Плутон
15. На какие виды делятся все горные породы?
а. Магматические
б. Метаморфические
в. Осадочные
г. Обломочные
16. На какие части делится гидросфера:
а. Мировой океан
б. Воды суши
в. Вода в атмосфере
г. Водяной пар
17. Перечислите природные зоны:
а. Антарктический лёд б. Степи в. Тропический лес г. Тундра и лесотундра
20. Дайте определение:
1. Вселенная-
2. Смерч-
3. Атмосфера
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении
концепции устойчивого развития.
Учащиеся должны владеть компетенциями.
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции: иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения; иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится при выполнении не менее 7 заданий с 1 по 8 + задания 9, 10
Оценка «4» ставится при выполнении не менее 6 заданий с 1 по 8 + 1 задание 9 или 10.
Оценка «3» ставится при выполнении 1-6 заданий, или 4 любых заданий с 1 по 8 + 9 или 10 задание.
Оценка «2» ставится при выполнении менее 5 любых заданий.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.