СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по Информатике и ИКТ 3 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составила: Иванчикова Евгения Юрьевна

Срок действия: 1 год

Категория обучающихся: 3 класс

Тип образовательной программы: основная (начальное общее образование), разработана на основе программ «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», входящих в образовательную систему «Школа 2100». Автор: Горячев А.В.

Просмотр содержимого документа
«Программа по Информатике и ИКТ 3 класс»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Информатика

3 класс




Составила: Иванчикова Евгения Юрьевна

Срок действия: 1 год

Категория обучающихся: 3 класс

Тип образовательной программы: основная (начальное общее образование), разработана на основе программ «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», входящих в образовательную систему «Школа 2100».

Автор: Горячев А.В.













г. Владивосток

2014 г.

Содержание



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание курса.

  3. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

  4. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.

  5. Перечень учебно-методического обеспечения.

  6. Учебно-тематический план.

Пояснительная записка

Приобщение школьников к информационным технологиям является одной из важнейших целей современного начального образования отражённых в инвариантной части базисного учебного (образовательного) плана. Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.

Данная программа разработана на основе учебников «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», 3  класс, рекомендованных министерством образования Российской Федерации, входящих в образовательную систему «Школа 2100». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям.

Учебная нагрузка составляет 1 урок в неделю.

Содержательные линии.

Содержательная линия Алгоритмы даёт учащимся представление об алгоритмах, формах их записи, основных структурах управления и способах проектирования алгоритмов. Ученики учатся самостоятельно составлять план и детально описывать алгоритм выполнения задания, тестировать алгоритмы, вносить в них необходимые исправления.

Основными понятиями содержательной линии Объекты являются признаки предметов, сравнение предметов, разбиение предметов по признакам, составные части предметов. Учащиеся учатся Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам.

Содержательная линия логических рассуждений (Множества) знакомит с понятиями истинность и ложность высказываний, логические рассуждения, высказывания и множества, вложенные множества, отрицания высказываний, графы и табличное описание, пути в графах, деревья. Ребята должны уметь разбить предложенное множество фигур на подмножества по значения разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию.

Стратегия Закономерности включает изучение игр, выигрышных стратегий, аналогичных закономерностей, аналогий. По заданной ситуации ученики составляют короткие цепочки правил «если-то»; записывать выводы в виде правил «если-то»; изображать множества с разным взаимным расположением.

Содержательная линия Знакомство с компьютером знакомит с техникой безопасности и организацией рабочего места, что умеет компьютер, из каких основных устройств состоит компьютер, ввод информации в память компьютера, программы и файлы, рабочий стол, главное меню, запуск программ. Обучающиеся должны научиться приводить примеры информационных носителей; запускать программы из меню Пуск; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места. Знакомимся с устройствами ввода, вывода, хранения, обработки информации на компьютере, осваиваем мышь, клавиатуру, запускаем программы, знакомимся с компьютерным меню, выполняем клавиатурный тренажер.

Содержательная линия Компьютерная графика представлена темой Создание рисунков. Изучая данную тему ребята знакомятся с использованием рисунков, компьютерной графикой, видами компьютерной графики, графическими редакторами. Школьники должны уметь придумывать рисунки, по заданной теме. Овладевают основными операциями при рисовании: рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом в ГР Paint. Знакомятся с работой в программах со встроенными графическими редакторами.

Одна из основных целей курса – формирование представлений о компьютере и информационных средах работы с информацией, формирование логического мышления.

Задачи курса:

  1. Формирование представлений об алгоритме;

  2. Формирование представлений об объектах, умения их анализировать;

  3. Формирование представлений о множествах и действиях с ними;

  4. Формирование умений по созданию информационных объектов с помощью компьютера.

  5. Формирование умений Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, текст, видео),

  6. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) инструменты информационных технологий;

  7. Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды.

  8. Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  9. Воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  10. Формирование самостоятельной познавательной деятельности с использованием ИКТ;

  11. Воспитание бережного отношения к технике.

Особенностью программы является сочетание обучения по двум курсам «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах».

Данная программа предлагает систему работы по учебникам-тетрадям и с компьютерной поддержкой. На ПК выполняются задания соответствующие теме урока, из учебника, подготовленные учителем или из обучающих пакетов для начальной школы.

Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Виды учебной деятельности.

- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.

- моделирование.

- решение доступных конструкторско-технологических задач.

- простейшее проектирование

- работа на ПК

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими универсальными учебными действиями, как:

  • ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.

  • Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчиненный)

  • Развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.


Содержание курса

Тема 1. Инструктаж в кабинете информатики. Алгоритмы.

Введение в предмет, информация и информатика. Знакомство с алгоритмами – традиционный раздел практически любого курса информатики, так как способность выполнять и разрабатывать алгоритмы занимает одно из центральных мест при обработке информации и решении задач. На уроках первой четверти основное внимание уделяется понятию алгоритм и основным управляющим структурам: ветвлению и циклу.

Правилам поведения в компьютерном классе. Алгоритмы. Схема алгоритма Ветвление в алгоритме Цикл в алгоритме Алгоритмы с ветвлениями и циклами


Тема 2. Знакомство с компьютером.

Информационные технологии. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Компьютерные программы: системные и прикладные, операционные системы. Включение и выключение компьютера. Запуск программ. Завершение выполнения программ. Рабочий стол. Клавиатура, общие представления о правилах клавиатурного письма. Пользование мышью.


Тема 3. Объекты.

Формальное описание предметов (объектов) в информационно-логических моделях производится перечислением атрибутов предмета и действий, выполняемых им или над ним. При этом в описании предмета могут быть выделены его составные части, также описываемые через их атрибуты и действия. Совокупность атрибутов и действий определяет класс (или тип), к которому относится предмет и который является аналогом категории «понятие» (точнее её абстракцией). Состав и действия объекта. Общее и особенное. Отличительные признаки.


Тема 4. Множество.

Начальные знания в области математики, активно используемых в информатике вообще, и в экспертных системах в частности: элементы теории графов, теории множеств, математической логики.

Множество. Число элементов множества. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом "НЕ". Истинность высказывания со словами "И", "ИЛИ". Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами.


Тема 5. Создание рисунков.

Использование рисунков. Компьютерная графика. Придумывание рисунка, предназначенного для какой-либо цели. Виды компьютерной графики. Графические редакторы. Основные операции при рисовании: рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом. Набор основных инструментов ГР Paint. Программы со встроенными графическими редакторами.


Тема 4. Закономерности.

Одной из целей курса «Информатика в играх и задачах» является выявление и развитие способностей к творчеству в области информационных технологий – современного этапа технического прогресса общества. Для достижения этой цели предполагается развитие курса в следующих направлениях: 1) знакомство с наиболее общими, фундаментальными закономерностями логики информационных технологий;

2) привитие навыков решения нетиповых задач, тренировка мышления по аналогии, развитие умения находить закономерности, развитие фантазии, знакомство с приемами фантазирования и т.д.

Аналогия. Аналогичная закономерность. Закономерность.


Требования к ЗУН

Тема 1. Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «алгоритм»;

  • формы записи алгоритмов;

  • понятие «высказывание»;

  • истинные и ложные высказывания;

  • понятие «ветвление»;

  • понятие «цикл».

Учащиеся должны уметь:

  • составлять простейшие алгоритмы;

  • тестировать алгоритмы и вносить в них необходимые исправления;

  • определять истинность или ложность высказываний;

  • составлять отрицательные высказывания;

  • работать с циклами.


Тема 2. Знакомство с компьютером.

Учащиеся должны знать:

  • примеры использования компьютеров в жизни людей;

  • программы, управляющие работой компьютеров;

  • как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

  • назначения основных устройств компьютера.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать ПК;

  • пользоваться мышью (перемещать, наводить, делать одинарный и двойной щелчок, перемещать и удалять объекты).

  • открывать папки на рабочем столе;

  • открывать файлы;

  • пользоваться клавиатурой.

  • запускать и работать в прикладных программах.


Тема 3. Объекты.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «составные части предмета», «действия»;

  • понятие «общее название», «отдельный предмет».

Учащиеся должны уметь:

  • описывать предметы перечислением их составных частей и действий, выполняемых ими или над ними;

  • объединять предметы в группы с общим названием и для общего названия придумывать отдельные предметы;

  • находить общее в составе и действиях предметов и определять таким способом общие названия;

  • подбирать предметам подходящие имена;

  • зная общее название, находить и описывать особенное в предметах, перечисляя, «что у него есть еще и что он еще умеет».


Тема 4. Множество.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «множество», «элемент множества», «пересечение множеств»;

  • понятия «графы», «ориентированные графы»;

  • понятия «подмножество»;

  • слова-кванторы: все, некоторые, никакие.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять задания, используя представление о пересекающихся множествах;

  • описывать графы с помощью таблицы;

  • записывать пути в графах.


Тема 5. Создание рисунков.

Учащиеся должны знать:

  • ситуации использования графического редактора.

  • набор основных инструментов, применяемых при рисовании на компьютере;

  • набор основных операций, применяемых при рисовании на компьютере;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции при рисовании;

  • сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения;

  • строить изображения в программах со встроенным ГР.


Тема 6. Закономерности.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «аналогия»;

  • понятия «закономерность»;

  • понятия «аналогичная закономерность»;

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять и использовать аналогии между объектами;

  • выполнять поиск и использование закономерностей;

  • выполнять поиск выигрышной стратегии;

  • выполнять поиск аналогичных закономерностей.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Страницы учебника

 

Тема 1. Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.

 

1

Инструктаж в кабинете информатики. Введение в предмет.

– анализ условия учебной задачи;

–  оценивание   работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– планирование последовательности шагов алгоритма   для достижения цели;

– поиск ошибок в плане действий и внесение в него   изменений


2

Алгоритмы.

1-5

3

Схема алгоритма

6-9

4

Ветвление в алгоритме

10-13

5

Цикл в алгоритме

14-16

6

Алгоритмы с ветвлениями и циклами

17-19

7

Контрольная работа по теме Алгоритмы.

центр

8

Составление сложных алгоритмов

 22-24


Тема 2. Знакомство с компьютером

 

9

Знакомство с компьютером

Восприятие, осмысление нового материала. Работа на ПК

Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ.

4-11




10

Повторный инструктаж. Основные устройства компьютера

12-13

11

Мышь и клавиатура. Включение и выключение.

16-20

12

Компьютерные программы. Проверочная работа по теме Знакомство с компьютером.

14-15, 21-24


Тема 3. Объекты.

 

13

Состав и действия объекта.

– анализ объектов с целью выделения признаков   (существенных, несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе   самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов;

– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований   и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

– участие в коллективном обсуждении;

30-33

14

Общее и особенное.

34-43

15

Отличительные признаки.

44-47

16

Контрольная работа по теме объекты.

центр


Тема 4. Множества.

 

17

Повторный инструктаж. Множество. Число элементов множества. Подмножество.

– синтез – составление целого из частей, в том числе   самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– анализировать условия учебной задачи;

–  умение   оценивать работу в соответствии с критериями;

– признавание возможности существования различных   точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;


2-4

18

Пересечение и объединение множеств.

5-7

19

Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом "НЕ".

8-10

20

Истинность высказывания со словами "И", "ИЛИ".

11-13

21

Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами.

14-15

22

Контрольная работа по теме Множества.

16-18


Тема 5. Создание рисунков

Восприятие, осмысление нового материала. Работа на ПК

Выбирать ситуацию для выполнения творческой работы или придумывать свою.

Сравнивать панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике.

Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии.

Выполнять творческую работу, используя освоенные операции.

 

23

Создание рисунков. Использование рисунков. Компьютерная графика.

25-30

24

Графические редакторы.

31-32

25

Основные операции при рисовании.

33-35


Программы со встроенными графическими редакторами. Тест по теме Создание рисунков.


26.   

Творческая работа «Рисунок»

 


Тема 6. Закономерности.


27

Повторный инструктаж. Аналогия

– анализ условия учебной задачи;

– оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– признавание возможности существования различных   точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения

 

28

Закономерность.

30-33

29

Аналогичная закономерность

34-37

30

Обобщение материала

38-45

31

Контрольная работа

 45-47

32

Выигрышная стратегия


Контрольных работ - 5


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

Требуемое Программное обеспечение:

  • Графический редактор Paint,

  • Текстовые редакторы

    • Блокнот,

    • MicrosoftWord,

    • PowerPoint.

  • ПО к интерактивной доске.

  • Учебные программы:

    • Страна фантазия 1кл,

    • Страна фантазия 2-4 класс,

    • Информатика (Матвеева)

    • Клавиатурный тренажёр,

    • Компоненты ПК.

  • Пакет Мышка Мия.

  • Программа MyTest и тесты к ней.

  • Подготовленные учителем к урокам презентации, файлы для интерактивной доски.

  • Подготовленные учителем к урокам файлы с заданиями и исходные тексты для работы на ПК.

Плакаты

  • Устройства ПК,

  • Правила сидения за компьютером,

  • Измерение информации,

  • Окна Графического редактора Paint.

Наглядно-раздаточные материалы

  • Информатика. 3-й класс. Комплект наглядных пособий в 2-х частях. Составитель Н.И. Суворова. - М.: Баласс, 2005.-40- с.

  • Подготовленные учителем:

    • Набор растровых и векторных картинок.

    • Тесты.

    • Практические работы,

    • задания для выполнения на ПК.

Список литературы:

  • Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2008.

  • Горячев А.В. Информатика (Информатика в играх и задачах). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2008.

  • Горячев А.В., Суворова Н.И., Информатика. Учебник 3 класс («Логика и алгоритмы»). – М.: Баласс, 2009.

  • Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2006.

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ: 3 класс: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига\Учебник, 2010.

  • Хребтов В.А. Информатка для младших школьников. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.

  • Тур С.Н., Бокучава Т.П., Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ – СПб.: БХВ-Петербург, 2007г.

  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. – Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

ЭОР:

  • http://www.standart.edu.ru – Официальный сайт ФГОС

  • http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»

  • http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации

  • http://www.ed.gov.ru/ - Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию

  • http://www.teacher.fio.ru – каталог учебных и методических материалов по курсу информатики

  • http://www.infoznaika.ru – Всероссийская олимпиада «Инфознайка» 1- 11 классы

  • http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

  • http://www.ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  • http://videouroki.net/ - видеоуроки

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД
«КЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ»

(НШДС)


«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора АНОО ДВЦНО по ОРО


_________Л.Г. Старокожева



«УТВЕРЖДАЮ»


Директор НШДС



__________С.О. Дутко




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основной (дополнительной) образовательной программы

по информатике 3 класс



Образовательная область: информатика
Цель:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по информатике и ИКТ, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Категория слушателей: 3 класс
Срок обучения: 1 год
Форма обучения: классно-урочная


Тематическое планирование

Тема

Всего часов

Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.

6

Знакомство с компьютером

5

Объекты.

4

Множества.

6

Создание рисунков

6

Закономерности.

4

Всего часов: 33 часа.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!