РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика
3 класс
Составила: Иванчикова Евгения Юрьевна
Срок действия: 1 год
Категория обучающихся: 3 класс
Тип образовательной программы: основная (начальное общее образование), разработана на основе программ «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», входящих в образовательную систему «Школа 2100».
Автор: Горячев А.В.
г. Владивосток
2014 г.
Содержание
Пояснительная записка
Содержание курса.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-тематический план.
Пояснительная записка
Приобщение школьников к информационным технологиям является одной из важнейших целей современного начального образования отражённых в инвариантной части базисного учебного (образовательного) плана. Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Данная программа разработана на основе учебников «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», 3 класс, рекомендованных министерством образования Российской Федерации, входящих в образовательную систему «Школа 2100». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям.
Учебная нагрузка составляет 1 урок в неделю.
Содержательные линии.
Содержательная линия Алгоритмы даёт учащимся представление об алгоритмах, формах их записи, основных структурах управления и способах проектирования алгоритмов. Ученики учатся самостоятельно составлять план и детально описывать алгоритм выполнения задания, тестировать алгоритмы, вносить в них необходимые исправления.
Основными понятиями содержательной линии Объекты являются признаки предметов, сравнение предметов, разбиение предметов по признакам, составные части предметов. Учащиеся учатся Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам.
Содержательная линия логических рассуждений (Множества) знакомит с понятиями истинность и ложность высказываний, логические рассуждения, высказывания и множества, вложенные множества, отрицания высказываний, графы и табличное описание, пути в графах, деревья. Ребята должны уметь разбить предложенное множество фигур на подмножества по значения разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию.
Стратегия Закономерности включает изучение игр, выигрышных стратегий, аналогичных закономерностей, аналогий. По заданной ситуации ученики составляют короткие цепочки правил «если-то»; записывать выводы в виде правил «если-то»; изображать множества с разным взаимным расположением.
Содержательная линия Знакомство с компьютером знакомит с техникой безопасности и организацией рабочего места, что умеет компьютер, из каких основных устройств состоит компьютер, ввод информации в память компьютера, программы и файлы, рабочий стол, главное меню, запуск программ. Обучающиеся должны научиться приводить примеры информационных носителей; запускать программы из меню Пуск; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места. Знакомимся с устройствами ввода, вывода, хранения, обработки информации на компьютере, осваиваем мышь, клавиатуру, запускаем программы, знакомимся с компьютерным меню, выполняем клавиатурный тренажер.
Содержательная линия Компьютерная графика представлена темой Создание рисунков. Изучая данную тему ребята знакомятся с использованием рисунков, компьютерной графикой, видами компьютерной графики, графическими редакторами. Школьники должны уметь придумывать рисунки, по заданной теме. Овладевают основными операциями при рисовании: рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом в ГР Paint. Знакомятся с работой в программах со встроенными графическими редакторами.
Одна из основных целей курса – формирование представлений о компьютере и информационных средах работы с информацией, формирование логического мышления.
Задачи курса:
Формирование представлений об алгоритме;
Формирование представлений об объектах, умения их анализировать;
Формирование представлений о множествах и действиях с ними;
Формирование умений по созданию информационных объектов с помощью компьютера.
Формирование умений Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, текст, видео),
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) инструменты информационных технологий;
Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды.
Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
Воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
Формирование самостоятельной познавательной деятельности с использованием ИКТ;
Воспитание бережного отношения к технике.
Особенностью программы является сочетание обучения по двум курсам «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах».
Данная программа предлагает систему работы по учебникам-тетрадям и с компьютерной поддержкой. На ПК выполняются задания соответствующие теме урока, из учебника, подготовленные учителем или из обучающих пакетов для начальной школы.
Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Виды учебной деятельности.
- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.
- моделирование.
- решение доступных конструкторско-технологических задач.
- простейшее проектирование
- работа на ПК
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими универсальными учебными действиями, как:
ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.
Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчиненный)
Развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Содержание курса
Тема 1. Инструктаж в кабинете информатики. Алгоритмы.
Введение в предмет, информация и информатика. Знакомство с алгоритмами – традиционный раздел практически любого курса информатики, так как способность выполнять и разрабатывать алгоритмы занимает одно из центральных мест при обработке информации и решении задач. На уроках первой четверти основное внимание уделяется понятию алгоритм и основным управляющим структурам: ветвлению и циклу.
Правилам поведения в компьютерном классе. Алгоритмы. Схема алгоритма Ветвление в алгоритме Цикл в алгоритме Алгоритмы с ветвлениями и циклами
Тема 2. Знакомство с компьютером.
Информационные технологии. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Компьютерные программы: системные и прикладные, операционные системы. Включение и выключение компьютера. Запуск программ. Завершение выполнения программ. Рабочий стол. Клавиатура, общие представления о правилах клавиатурного письма. Пользование мышью.
Тема 3. Объекты.
Формальное описание предметов (объектов) в информационно-логических моделях производится перечислением атрибутов предмета и действий, выполняемых им или над ним. При этом в описании предмета могут быть выделены его составные части, также описываемые через их атрибуты и действия. Совокупность атрибутов и действий определяет класс (или тип), к которому относится предмет и который является аналогом категории «понятие» (точнее её абстракцией). Состав и действия объекта. Общее и особенное. Отличительные признаки.
Тема 4. Множество.
Начальные знания в области математики, активно используемых в информатике вообще, и в экспертных системах в частности: элементы теории графов, теории множеств, математической логики.
Множество. Число элементов множества. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом "НЕ". Истинность высказывания со словами "И", "ИЛИ". Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами.
Тема 5. Создание рисунков.
Использование рисунков. Компьютерная графика. Придумывание рисунка, предназначенного для какой-либо цели. Виды компьютерной графики. Графические редакторы. Основные операции при рисовании: рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом. Набор основных инструментов ГР Paint. Программы со встроенными графическими редакторами.
Тема 4. Закономерности.
Одной из целей курса «Информатика в играх и задачах» является выявление и развитие способностей к творчеству в области информационных технологий – современного этапа технического прогресса общества. Для достижения этой цели предполагается развитие курса в следующих направлениях: 1) знакомство с наиболее общими, фундаментальными закономерностями логики информационных технологий;
2) привитие навыков решения нетиповых задач, тренировка мышления по аналогии, развитие умения находить закономерности, развитие фантазии, знакомство с приемами фантазирования и т.д.
Аналогия. Аналогичная закономерность. Закономерность.
Требования к ЗУН
Тема 1. Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
составлять простейшие алгоритмы;
тестировать алгоритмы и вносить в них необходимые исправления;
определять истинность или ложность высказываний;
составлять отрицательные высказывания;
работать с циклами.
Тема 2. Знакомство с компьютером.
Учащиеся должны знать:
примеры использования компьютеров в жизни людей;
программы, управляющие работой компьютеров;
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
назначения основных устройств компьютера.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать ПК;
пользоваться мышью (перемещать, наводить, делать одинарный и двойной щелчок, перемещать и удалять объекты).
открывать папки на рабочем столе;
открывать файлы;
пользоваться клавиатурой.
запускать и работать в прикладных программах.
Тема 3. Объекты.
Учащиеся должны знать:
понятие «составные части предмета», «действия»;
понятие «общее название», «отдельный предмет».
Учащиеся должны уметь:
описывать предметы перечислением их составных частей и действий, выполняемых ими или над ними;
объединять предметы в группы с общим названием и для общего названия придумывать отдельные предметы;
находить общее в составе и действиях предметов и определять таким способом общие названия;
подбирать предметам подходящие имена;
зная общее название, находить и описывать особенное в предметах, перечисляя, «что у него есть еще и что он еще умеет».
Тема 4. Множество.
Учащиеся должны знать:
понятия «множество», «элемент множества», «пересечение множеств»;
понятия «графы», «ориентированные графы»;
понятия «подмножество»;
слова-кванторы: все, некоторые, никакие.
Учащиеся должны уметь:
выполнять задания, используя представление о пересекающихся множествах;
описывать графы с помощью таблицы;
записывать пути в графах.
Тема 5. Создание рисунков.
Учащиеся должны знать:
ситуации использования графического редактора.
набор основных инструментов, применяемых при рисовании на компьютере;
набор основных операций, применяемых при рисовании на компьютере;
Учащиеся должны уметь:
выполнять основные операции при рисовании;
сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения;
строить изображения в программах со встроенным ГР.
Тема 6. Закономерности.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
выявлять и использовать аналогии между объектами;
выполнять поиск и использование закономерностей;
выполнять поиск выигрышной стратегии;
выполнять поиск аналогичных закономерностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности | Страницы учебника |
| Тема 1. Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы. | |
1 | Инструктаж в кабинете информатики. Введение в предмет. | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений | |
2 | Алгоритмы. | 1-5 |
3 | Схема алгоритма | 6-9 |
4 | Ветвление в алгоритме | 10-13 |
5 | Цикл в алгоритме | 14-16 |
6 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами | 17-19 |
7 | Контрольная работа по теме Алгоритмы. | центр |
8 | Составление сложных алгоритмов | 22-24 |
| Тема 2. Знакомство с компьютером | |
9 | Знакомство с компьютером | Восприятие, осмысление нового материала. Работа на ПК Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида. Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ. | 4-11 |
| | |
10 | Повторный инструктаж. Основные устройства компьютера | 12-13 |
11 | Мышь и клавиатура. Включение и выключение. | 16-20 |
12 | Компьютерные программы. Проверочная работа по теме Знакомство с компьютером. | 14-15, 21-24 |
| Тема 3. Объекты. | |
13 | Состав и действия объекта. | – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участие в коллективном обсуждении; | 30-33 |
14 | Общее и особенное. | 34-43 |
15 | Отличительные признаки. | 44-47 |
16 | Контрольная работа по теме объекты. | центр |
| Тема 4. Множества. | |
17 | Повторный инструктаж. Множество. Число элементов множества. Подмножество. | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | 2-4 |
18 | Пересечение и объединение множеств. | 5-7 |
19 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом "НЕ". | 8-10 |
20 | Истинность высказывания со словами "И", "ИЛИ". | 11-13 |
21 | Граф. Вершины и ребра графа. Граф с направленными ребрами. | 14-15 |
22 | Контрольная работа по теме Множества. | 16-18 |
| Тема 5. Создание рисунков | Восприятие, осмысление нового материала. Работа на ПК Выбирать ситуацию для выполнения творческой работы или придумывать свою. Сравнивать панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии. Выполнять творческую работу, используя освоенные операции. | |
23 | Создание рисунков. Использование рисунков. Компьютерная графика. | 25-30 |
24 | Графические редакторы. | 31-32 |
25 | Основные операции при рисовании. | 33-35 |
| Программы со встроенными графическими редакторами. Тест по теме Создание рисунков. | |
26. | Творческая работа «Рисунок» | |
| Тема 6. Закономерности. | |
27 | Повторный инструктаж. Аналогия | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения | |
28 | Закономерность. | 30-33 |
29 | Аналогичная закономерность | 34-37 |
30 | Обобщение материала | 38-45 |
31 | Контрольная работа | 45-47 |
32 | Выигрышная стратегия | |
Контрольных работ - 5
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Требуемое Программное обеспечение:
Графический редактор Paint,
Текстовые редакторы
Блокнот,
MicrosoftWord,
PowerPoint.
ПО к интерактивной доске.
Учебные программы:
Пакет Мышка Мия.
Программа MyTest и тесты к ней.
Подготовленные учителем к урокам презентации, файлы для интерактивной доски.
Подготовленные учителем к урокам файлы с заданиями и исходные тексты для работы на ПК.
Плакаты
Наглядно-раздаточные материалы
Список литературы:
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2008.
Горячев А.В. Информатика (Информатика в играх и задачах). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2008.
Горячев А.В., Суворова Н.И., Информатика. Учебник 3 класс («Логика и алгоритмы»). – М.: Баласс, 2009.
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2006.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ: 3 класс: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига\Учебник, 2010.
Хребтов В.А. Информатка для младших школьников. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.
Тур С.Н., Бокучава Т.П., Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ – СПб.: БХВ-Петербург, 2007г.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. – Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
ЭОР:
http://www.standart.edu.ru – Официальный сайт ФГОС
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.ed.gov.ru/ - Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию
http://www.teacher.fio.ru – каталог учебных и методических материалов по курсу информатики
http://www.infoznaika.ru – Всероссийская олимпиада «Инфознайка» 1- 11 классы
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
http://www.ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://videouroki.net/ - видеоуроки
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД
«КЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ»
(НШДС)
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора АНОО ДВЦНО по ОРО _________Л.Г. Старокожева | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор НШДС __________С.О. Дутко |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основной (дополнительной) образовательной программы
по информатике 3 класс
Образовательная область: информатика
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по информатике и ИКТ, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Категория слушателей: 3 класс
Срок обучения: 1 год
Форма обучения: классно-урочная
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов |
| Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы. | 6 |
| Знакомство с компьютером | 5 |
| Объекты. | 4 |
| Множества. | 6 |
| Создание рисунков | 6 |
| Закономерности. | 4 |
Всего часов: 33 часа.