РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика
4 класс
Составила: Иванчикова Евгения Юрьевна
Срок действия: 1 год
Категория обучающихся: 4 класс
Тип образовательной программы: основная (начальное общее образование), разработана на основе программ «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», входящих в образовательную систему «Школа 2100».
Автор: Горячев А.В.
г. Владивосток
2014 г.
Содержание
Пояснительная записка
Содержание курса.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебно-тематический план.
Пояснительная записка
Приобщение школьников к информационным технологиям является одной из важнейших целей современного начального образования отражённых в инвариантной части базисного учебного (образовательного) плана. Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Данная программа разработана на основе учебников «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», 4 класс, рекомендованных министерством образования Российской Федерации, входящих в образовательную систему «Школа 2100». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям.
Учебная нагрузка составляет 1 урок в неделю.
Содержательные линии.
Содержательная линия Алгоритмы посвящена дальнейшему знакомству со способами описания действий и процессов: алгоритм, схема и построчная запись алгоритма; описание ветвлений и циклов в построчной записи алгоритма; алгоритмы с параметрами.
Содержательная линия Объекты предназначена для дальнейшего знакомства со способами описания объектов: описание состава объекта (структуры системы) с помощью схемы состава; описание признаков и действий составных частей объектов (компонент системы).
Содержательная линия логических рассуждений (Множества) посвящена знакомству со способами описания логических рассуждений: определение истинности высказываний, в том числе со словами «не», «или», «и»; описание связей между высказываниями-условиями и высказываниями-заключениями с помощью правил «если-то»; описание логических рассуждений с помощью схемы рассуждений.
Содержательная линия Знакомство с компьютером посвящена знакомству и работе с Файлами и папками: понятия папка, файл, полное имя файла, сменные носители; программы для выполнения действий с файлами и папками; создание, удаление, копирование, перемещение файлов и папок; перенос файла с одного компьютера на другой.
При прохождении содержательной линии Создание текстов учащиеся познакомятся с текстами и научатся с ними качественно правильно работать: правильная посадка и расположение рук на клавиатуре; составные части текста; разные средства оформления текста; составные части текстового документа; набор текста на клавиатуре русскими и латинскими буквами; сохранение, открытие, редактирование и оформление текстов; копирование удаление и вставка фрагментов текста.
Содержательная линия Создание печатных публикаций посвящена знакомству с печатными публикациями; с ситуациями, в которых может потребоваться умение готовить печатные публикации с помощью компьютера; с видами и составными частями печатных публикаций; с программами для создания печатных публикаций. Данная содержательная линия предназначена научить вставлять изображения в печатную публикацию; создавать схемы и включать их в печатную публикацию; создавать таблицы и включать их в печатную публикацию. Обучающиеся будут красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы.
Одна из основных целей курса – формирование представлений о компьютере и информационных средах работы с информацией, формирование логического мышления.
Задачи курса:
Систематизация и углубление имеющихся у детей представлений об алгоритме;
Систематизация и углубление представлений об объектах, умения их анализировать;
Систематизация и углубление представлений о множествах и действиях с ними;
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на информационных носителях.
Формирование умений по созданию информационных объектов (текст, таблица, схема, рисунок) с помощью компьютера.
Формирование умения наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, текст, видео),
Работа с разными видами информации, её поиск и преобразование.
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) инструменты информационных технологий;
Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.
Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды.
Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
Воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
Формирование самостоятельной познавательной деятельности с использованием ИКТ;
Воспитание бережного отношения к технике.
Особенностью программы является сочетание обучения по двум курсам «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах».
Данная программа предлагает систему работы по учебникам-тетрадям и с компьютерной поддержкой. На ПК выполняются задания соответствующие теме урока, из учебника, подготовленные учителем или из обучающих пакетов для начальной школы.
Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Виды учебной деятельности.
- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.
- моделирование.
- Решение доступных конструкторско-технологических задач.
- простейшее проектирование
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими универсальными учебными действиями, как:
ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.
Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчиненный)
Развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждает.
Содержание курса
Тема 1. Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.
Знакомство с алгоритмами – традиционный раздел практически любого курса информатики, так как способность выполнять и разрабатывать алгоритмы занимает одно из центральных мест при обработке информации и решении задач. Неполное и полное ветвление в алгоритме. Цикл в построчной записи алгоритма. Параметры алгоритма. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.
Тема 2. Файлы и папки.
Работа с информацией: Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции над файлами и папками: создание, копирование, перемещение, переименование, удаление.
Тема 3. Объекты.
Формальное описание предметов (объектов) в информационно-логических моделях производится перечислением атрибутов предмета и действий, выполняемых им или над ним. При этом в описании предмета могут быть выделены его составные части, также описываемые через их атрибуты и действия. Совокупность атрибутов и действий определяет класс (или тип), к которому относится предмет и который является аналогом категории «понятие» (точнее её абстракцией).Описание общих свойств и отличительных признаков. Схема состава объекта. Адрес составной части. Массив объектов на схеме состава. Признаки и действия объекта и его составных частей.
Тема 4. Создание текстов.
Создание текстов. Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Правила клавиатурного письма. Клавиатурные тренажёры. Операции при создании текстов: набор текстов, вырезание, копирование, вставка. Оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета шрифта). Организация текста (выравнивание абзаца).
Тема 5. Печатные публикации.
Программы для создания печатных публикаций. Создание небольших печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера, оформления текста. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Таблицы в публикациях.
Тема 6. Поиск информации.
Поиск информации. Источники информации. Способы компьютерного поиска информации. Поисковые запросы. Поиск изображений.
Тема 7. Множество.
Изучается в третьей четверти. Его условно можно разделить на две части:
А) темы, непосредственно связанные с логикой экспертных систем: логические цепочки, правила вывода и др.;
Б) начальные знания в области математики, активно используемых в информатике вообще, и в экспертных системах в частности: элементы теории графов, теории множеств, математической логики.
Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Истинность высказывания со словами "НЕ", "И", "ИЛИ". Описание отношений между объектами с помощью графов. Пути в графах Высказывания со словами "НЕ", "И", "ИЛИ" и выделение подграфов.
Требования к ЗУН
Тема 1. Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.
Изучив эту тему учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
составлять алгоритмы с неполным ветвлением;
составлять алгоритмы с полным ветвлением;
составлять циклические алгоритмы;
тестировать алгоритмы и вносить в них необходимые исправления;
составлять построчную запись циклического алгоритма.
Тема 2. Файлы и папки.
Работа с информацией: Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции над файлами и папками: создание, копирование, перемещение, переименование, удаление.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
создав файлы и папки;
копировать файлы и папки;
перемещать файлы и папки;
переименовать файлы и папки;
удалять файлы и папки.
Тема 3. Объекты.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
описывать общие свойства и отличительные признаки объектов;
составлять схему состава и писать адрес составной засти;
определять признаки и действия объекта и его составных частей.
Тема 4. Создание текстов.
Учащиеся должны знать:
понятия «текста», «абзаца»
правила компьютерного письма;
текстовые редакторы;
параметры текста (шрифт, размер, цвет, выравнивание).
Учащиеся должны уметь:
выполнять операции при создании текстов: набор текстов, вырезание, копирование, вставка.
Оформлять текст.
Настраивать выравнивание абзацев, поля и красную строку.
Тема 5. Поиск информации.
Поисковые запросы. Поиск изображений.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Формулировать поисковые запросы;
Осуществлять поиск необходимой информации;
Осуществлять поиск изображений.
Тема 6. Печатные публикации.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Создавать печатные публикации на компьютере;
Оформлять заголовки, подзаголовки, основного текста.
Включать в публикации иллюстрации;
Создавать схем;
Включать таблицы в публикации.
Тема 7. Множество.
Учащиеся должны знать:
понятия «множество», «подмножество», «пересечение множеств»;
понятия «графы»,
слова-связки "НЕ", "И", "ИЛИ".
Учащиеся должны уметь:
выполнять задания, используя представление о пересекающихся множествах;
определять истинность высказывания со словами "НЕ", "И", "ИЛИ";
Описывать отношения между объектами с помощью графов;
записывать пути в графах и выделять подграфы.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Страницы учебника |
| Тема 1. Правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы. | |
1 | Правила работы в кабинете информатики. Алгоритмы. | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений; | |
2 | Неполное ветвление в алгоритме. | 2-3 |
3 | Полное ветвление в алгоритме. | 4-7 |
4 | Цикл в построчной записи алгоритма. | 8-11 |
5 | Алгоритм с параметрами. (слова-актёры) | 12-15 |
6 | Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. | 16-21 |
7 | Контрольная работа. | середина |
| Тема 2. Файлы и папки | - создавать папки (каталоги). - удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги). | |
8 | Папки. Полное имя файла. | 3-5 |
9 | Операции над файлами и папками. | 6-8 |
| | | |
| Тема 3. Объекты | – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участие в коллективном обсуждении; | |
10 | Описание общих свойств и отличительных признаков | 30-33 |
11 | Схема состава объекта. Адрес составной части. | 34-36 |
12 | Массив объектов на схеме состава. | 37-39 |
13 | Признаки и действия объекта и его составных частей. | 40-42 |
14 | Контрольная работа по теме Объекты. | |
| Тема 4. Создание текстов | |
15 | Создание текстов. Компьютерное письмо. | - выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов). | 9-14 |
16 | Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. | 15-16 |
| | |
17 | Правила клавиатурного письма. Набор текстов. | 17-18 |
18 | Редактирование текста. | 19-23 |
19 | Вырезание, копирование, вставка фрагментов текста. | 24-25 |
20 | Оформление текста. | 26-27 |
21 | Организация текста. Контрольная работа по теме Создание текстов. | 28-30 |
| Тема 5. Поиск информации. | -выполнение запросов по ключевым словам, -выбор подходящей информации из результатов поиска, -сохранение найденных и выбранных текстов и изображений). | |
22 | Поисковые системы. Поисковые запросы. | 65-72 |
23 | Поиск информации Поисковые запросы. | 73-75 |
24 | Поиск изображений. | 76-78 |
| Тема 6. Создание печатных публикаций | |
25 | Печатные публикации. | - выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. - выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, дополнение текстов иллюстрациями, схемами, таблицами, сохранение и редактирование печатных публикаций). - создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. - выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. | 31-37 |
26 | Программы для создания публикаций. Работа над текстом. | 38-39 |
27 | Повторный инструктаж. Иллюстрации в публикациях. | 40-41 |
28 | Схемы в публикациях. | 42-45 |
29 | Таблицы в публикациях. | 46-48 |
| Тема 7. Множества. | |
30 | Множество. Подмножество. Пересечение множеств. | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения | 2-4 |
31 | Истинность высказывания со словами "НЕ", "И", "ИЛИ". | 5-7 |
32 | Описание отношений между объектами с помощью графов. | 8-11 |
33 | Пути в графах | 15-16 |
34 | Контрольная работа. | |
35 | Обобщение материала | |
Контрольных работ – 3, тест 1.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Требуемое Программное обеспечение:
Графический редактор Paint,
Текстовые редакторы
Блокнот,
MicrosoftWord,
PowerPoint.
ПО к интерактивной доске.
Учебные программы:
Пакет Мышка Мия.
Программа MyTest и тесты к ней.
Подготовленные учителем к урокам презентации, файлы для интерактивной доски.
Подготовленные учителем к урокам файлы с заданиями и исходные тексты для работы на ПК.
Плакаты
Устройства ПК,
Правила сидения за компьютером,
Измерение информации,
Окна Графического редактора Paint.
Панели инструментов «Главная», «Вставка», «Работа с таблицами» (Конструктор и Макет), «Работа с рисунками» (Формат) текстового редактора Microsoft Word 2010.
Наглядно-раздаточные материалы
Список литературы:
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2008.
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс; Учебник-тетрадь в 2-х частях.- М.: Баласс, 2006.-64 с.
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс; Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2006.-128 с.
Горячев А.В., Суворова Н.И., Информатика. Учебник 4 класс («Логика и алгоритмы»). – М.: Баласс, 2009.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ: 4 класс: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига\Учебник, 2010.
Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. – Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике для 4 класса. СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 496 с.: ил.
Хребтов В.А Информатика для младших школьников. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 64 с.
ЭОР:
http://www.standart.edu.ru – Официальный сайт ФГОС
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.ed.gov.ru/ - Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию
http://www.teacher.fio.ru – каталог учебных и методических материалов по курсу информатики
http://www.infoznaika.ru – Всероссийская олимпиада «Инфознайка» 1- 11 классы
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://www.ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://videouroki.net/ - видеоуроки
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД
«КЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ»
(НШДС)
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора АНОО ДВЦНО по ОРО _________Л.Г. Старокожева | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор НШДС __________С.О. Дутко |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основной (дополнительной) образовательной программы
по информатике 4 класс
Образовательная область: информатика
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по информатике и ИКТ, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Категория слушателей: 4 класс
Срок обучения: 1 год
Форма обучения: классно-урочная
Тематическое планирование
№ | Тема | Часов |
| Правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы. | 6 |
| Файлы и папки | 2 |
| Объекты | 5 |
| Создание текстов | 7 |
| Поиск информации. | 2 |
| Создание печатных публикаций | 5 |
| Множества | 4 |
Всего часов: 31 час