СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по Информатике и ИКТ 4 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составила: Иванчикова Евгения Юрьевна

Срок действия: 1 год

Категория обучающихся: 4 класс

Тип образовательной программы: основная (начальное общее образование), разработана на основе программ «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», входящих в образовательную систему «Школа 2100». Автор: Горячев А.В.

Просмотр содержимого документа
«Программа по Информатике и ИКТ 4 класс»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Информатика

4 класс




Составила: Иванчикова Евгения Юрьевна

Срок действия: 1 год

Категория обучающихся: 4 класс

Тип образовательной программы: основная (начальное общее образование), разработана на основе программ «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», входящих в образовательную систему «Школа 2100».

Автор: Горячев А.В.












г. Владивосток

2014 г.

Содержание



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание курса.

  3. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

  4. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.

  5. Перечень учебно-методического обеспечения.

  6. Учебно-тематический план.
































Пояснительная записка

Приобщение школьников к информационным технологиям является одной из важнейших целей современного начального образования отражённых в инвариантной части базисного учебного (образовательного) плана. Особое место должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.

Данная программа разработана на основе учебников «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах», 4 класс, рекомендованных министерством образования Российской Федерации, входящих в образовательную систему «Школа 2100». Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям.

Учебная нагрузка составляет 1 урок в неделю.

Содержательные линии.

Содержательная линия Алгоритмы посвящена дальнейшему знакомству со способами описания действий и процессов: алгоритм, схема и построчная запись алгоритма; описание ветвлений и циклов в построчной записи алгоритма; алгоритмы с параметрами.

Содержательная линия Объекты предназначена для дальнейшего знакомства со способами описания объектов: описание состава объекта (структуры системы) с помощью схемы состава; описание признаков и действий составных частей объектов (компонент системы).

Содержательная линия логических рассуждений (Множества) посвящена знакомству со способами описания логических рассуждений: определение истинности высказываний, в том числе со словами «не», «или», «и»; описание связей между высказываниями-условиями и высказываниями-заключениями с помощью правил «если-то»; описание логических рассуждений с помощью схемы рассуждений.

Содержательная линия Знакомство с компьютером посвящена знакомству и работе с Файлами и папками: понятия папка, файл, полное имя файла, сменные носители; программы для выполнения действий с файлами и папками; создание, удаление, копирование, перемещение файлов и папок; перенос файла с одного компьютера на другой.

При прохождении содержательной линии Создание текстов учащиеся познакомятся с текстами и научатся с ними качественно правильно работать: правильная посадка и расположение рук на клавиатуре; составные части текста; разные средства оформления текста; составные части текстового документа; набор текста на клавиатуре русскими и латинскими буквами; сохранение, открытие, редактирование и оформление текстов; копирование удаление и вставка фрагментов текста.

Содержательная линия Создание печатных публикаций посвящена знакомству с печатными публикациями; с ситуациями, в которых может потребоваться умение готовить печатные публикации с помощью компьютера; с видами и составными частями печатных публикаций; с программами для создания печатных публикаций. Данная содержательная линия предназначена научить вставлять изображения в печатную публикацию; создавать схемы и включать их в печатную публикацию; создавать таблицы и включать их в печатную публикацию. Обучающиеся будут красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы.

Одна из основных целей курса – формирование представлений о компьютере и информационных средах работы с информацией, формирование логического мышления.

Задачи курса:

  1. Систематизация и углубление имеющихся у детей представлений об алгоритме;

  2. Систематизация и углубление представлений об объектах, умения их анализировать;

  3. Систематизация и углубление представлений о множествах и действиях с ними;

  4. Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на информационных носителях.

  5. Формирование умений по созданию информационных объектов (текст, таблица, схема, рисунок) с помощью компьютера.

  6. Формирование умения наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, текст, видео),

  7. Работа с разными видами информации, её поиск и преобразование.

  8. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) инструменты информационных технологий;

  9. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

  10. Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды.

  11. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

  12. Развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  13. Воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  14. Формирование самостоятельной познавательной деятельности с использованием ИКТ;

  15. Воспитание бережного отношения к технике.

Особенностью программы является сочетание обучения по двум курсам «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» и «Информатика в играх и задачах».

Данная программа предлагает систему работы по учебникам-тетрадям и с компьютерной поддержкой. На ПК выполняются задания соответствующие теме урока, из учебника, подготовленные учителем или из обучающих пакетов для начальной школы.

Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Виды учебной деятельности.

- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.

- моделирование.

- Решение доступных конструкторско-технологических задач.

- простейшее проектирование

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных умений, которые включают овладение такими универсальными учебными действиями, как:

  • ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе.

  • Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель-подчиненный)

  • Развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждает.



Содержание курса

Тема 1. Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.

Знакомство с алгоритмами – традиционный раздел практически любого курса информатики, так как способность выполнять и разрабатывать алгоритмы занимает одно из центральных мест при обработке информации и решении задач. Неполное и полное ветвление в алгоритме. Цикл в построчной записи алгоритма. Параметры алгоритма. Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

Тема 2. Файлы и папки.

Работа с информацией: Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции над файлами и папками: создание, копирование, перемещение, переименование, удаление.

Тема 3. Объекты.

Формальное описание предметов (объектов) в информационно-логических моделях производится перечислением атрибутов предмета и действий, выполняемых им или над ним. При этом в описании предмета могут быть выделены его составные части, также описываемые через их атрибуты и действия. Совокупность атрибутов и действий определяет класс (или тип), к которому относится предмет и который является аналогом категории «понятие» (точнее её абстракцией).Описание общих свойств и отличительных признаков. Схема состава объекта. Адрес составной части. Массив объектов на схеме состава. Признаки и действия объекта и его составных частей.

Тема 4. Создание текстов.

Создание текстов. Компьютерное письмо. Текстовые редакторы. Правила клавиатурного письма. Клавиатурные тренажёры. Операции при создании текстов: набор текстов, вырезание, копирование, вставка. Оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета шрифта). Организация текста (выравнивание абзаца).

Тема 5. Печатные публикации.

Программы для создания печатных публикаций. Создание небольших печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера, оформления текста. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Таблицы в публикациях.

Тема 6. Поиск информации.

Поиск информации. Источники информации. Способы компьютерного поиска информации. Поисковые запросы. Поиск изображений.

Тема 7. Множество.

Изучается в третьей четверти. Его условно можно разделить на две части:

А) темы, непосредственно связанные с логикой экспертных систем: логические цепочки, правила вывода и др.;

Б) начальные знания в области математики, активно используемых в информатике вообще, и в экспертных системах в частности: элементы теории графов, теории множеств, математической логики.

Множество. Подмножество. Пересечение множеств. Истинность высказывания со словами "НЕ", "И", "ИЛИ". Описание отношений между объектами с помощью графов. Пути в графах Высказывания со словами "НЕ", "И", "ИЛИ" и выделение подграфов.


Требования к ЗУН

Тема 1. Инструктаж по правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.

Изучив эту тему учащиеся должны знать:

  • понятие «алгоритм»;

  • понятия «неполное ветвление» и «полное ветвление»;

  • понятие «цикл»

  • Параметры алгоритма

Учащиеся должны уметь:

  • составлять алгоритмы с неполным ветвлением;

  • составлять алгоритмы с полным ветвлением;

  • составлять циклические алгоритмы;

  • тестировать алгоритмы и вносить в них необходимые исправления;

  • составлять построчную запись циклического алгоритма.

Тема 2. Файлы и папки.

Работа с информацией: Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции над файлами и папками: создание, копирование, перемещение, переименование, удаление.

Учащиеся должны знать:

  • понятия Файла и папки;

  • основные свойства папки и файла;

  • основные операции над файлами и папками.

Учащиеся должны уметь:

  • создав файлы и папки;

  • копировать файлы и папки;

  • перемещать файлы и папки;

  • переименовать файлы и папки;

  • удалять файлы и папки.

Тема 3. Объекты.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «состав», «действия», «признаки»;

  • понятие «адрес объекта».

Учащиеся должны уметь:

  • описывать общие свойства и отличительные признаки объектов;

  • составлять схему состава и писать адрес составной засти;

  • определять признаки и действия объекта и его составных частей.


Тема 4. Создание текстов.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «текста», «абзаца»

  • правила компьютерного письма;

  • текстовые редакторы;

  • параметры текста (шрифт, размер, цвет, выравнивание).

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять операции при создании текстов: набор текстов, вырезание, копирование, вставка.

  • Оформлять текст.

  • Настраивать выравнивание абзацев, поля и красную строку.

Тема 5. Поиск информации.

Поисковые запросы. Поиск изображений.

Учащиеся должны знать:

  • Источники информации;

  • Способы компьютерного поиска информации;

Учащиеся должны уметь:

  • Формулировать поисковые запросы;

  • Осуществлять поиск необходимой информации;

  • Осуществлять поиск изображений.

Тема 6. Печатные публикации.

Учащиеся должны знать:

  • Программы для создания печатных публикаций;

  • Способы обработки элементов информационных объектов;,

Учащиеся должны уметь:

  • Создавать печатные публикации на компьютере;

  • Оформлять заголовки, подзаголовки, основного текста.

  • Включать в публикации иллюстрации;

  • Создавать схем;

  • Включать таблицы в публикации.

Тема 7. Множество.

Учащиеся должны знать:

  • понятия «множество», «подмножество», «пересечение множеств»;

  • понятия «графы»,

  • слова-связки "НЕ", "И", "ИЛИ".

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять задания, используя представление о пересекающихся множествах;

  • определять истинность высказывания со словами "НЕ", "И", "ИЛИ";

  • Описывать отношения между объектами с помощью графов;

  • записывать пути в графах и выделять подграфы.


Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Страницы учебника


Тема 1. Правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.

 

1

Правила работы в кабинете информатики. Алгоритмы.

– анализ условия учебной задачи;

–    оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– планирование последовательности   шагов алгоритма для достижения цели;

– поиск ошибок в плане действий и   внесение в него изменений;



2

Неполное ветвление в алгоритме.

2-3

3

Полное ветвление в алгоритме.

4-7

4

Цикл в построчной записи алгоритма.

8-11

5

Алгоритм с параметрами. (слова-актёры)

12-15

6

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

16-21

7

Контрольная работа.

середина


Тема 2. Файлы и папки

- создавать папки (каталоги).

- удалять, копировать и перемещать файлы и папки (каталоги).

 

8

Папки. Полное имя файла.

3-5

9

Операции над файлами и папками.

6-8





 

Тема 3. Объекты

– выбор оснований и критериев для   сравнения, классификации объектов;

– аргументирование своей точки зрения   на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации   объектов;

– участие в коллективном обсуждении;

 

10

Описание общих свойств и отличительных признаков

30-33

11

Схема состава объекта. Адрес составной части.

34-36

12

Массив объектов на схеме состава.

37-39

13

Признаки и действия объекта и его составных частей.

40-42

14

Контрольная работа по теме Объекты.

 


Тема 4. Создание текстов

 

15

Создание текстов. Компьютерное письмо.

- выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, набор текста, перемещение курсора, вырезание, копирование и вставка текста, выбор шрифта, размера и начертания символов, организация текста, сохранение и редактирование текстовых документов).

9-14

16

Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы.

15-16




17

Правила клавиатурного письма. Набор текстов.

17-18

18

Редактирование текста.

19-23

19

Вырезание, копирование, вставка фрагментов текста.

24-25

20

Оформление текста.

26-27

21

Организация текста. Контрольная работа по теме Создание текстов.

28-30


Тема 5. Поиск информации.

-выполнение запросов по ключевым словам, -выбор подходящей информации из результатов поиска,

-сохранение найденных и выбранных текстов и изображений).

 

22

Поисковые системы. Поисковые запросы.

65-72

23

Поиск информации Поисковые запросы.

73-75

24

Поиск изображений.

76-78


Тема 6. Создание печатных публикаций

 

25

Печатные публикации.

- выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою.

- выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, дополнение текстов иллюстрациями, схемами, таблицами, сохранение и редактирование печатных публикаций).

- создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы.

- выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции.

31-37

26

Программы для создания публикаций. Работа над текстом.

38-39

27

Повторный инструктаж. Иллюстрации в публикациях.

40-41

28

Схемы в публикациях.

42-45

29

Таблицы в публикациях.

46-48


Тема 7. Множества.

 

30

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

– синтез – составление целого из частей,   в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– установление причинно-следственных   связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– анализ условия учебной задачи;

–    оценивание работы в соответствии с критериями;

– признавание возможности   существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения

2-4

31

Истинность высказывания со словами "НЕ", "И", "ИЛИ".

5-7

32

Описание отношений между объектами с помощью графов.

8-11

33

Пути в графах

15-16

34

Контрольная работа.


35

Обобщение материала


Контрольных работ – 3, тест 1.



Перечень учебно-методического обеспечения:

Требуемое Программное обеспечение:

  • Графический редактор Paint,

  • Текстовые редакторы

    • Блокнот,

    • MicrosoftWord,

    • PowerPoint.

  • ПО к интерактивной доске.

  • Учебные программы:

    • Страна фантазия 2-4 класс,

    • Информатика (Матвеева)

    • Клавиатурный тренажёр,

    • Компоненты ПК.

  • Пакет Мышка Мия.

  • Программа MyTest и тесты к ней.

  • Подготовленные учителем к урокам презентации, файлы для интерактивной доски.

  • Подготовленные учителем к урокам файлы с заданиями и исходные тексты для работы на ПК.

Плакаты

  • Устройства ПК,

  • Правила сидения за компьютером,

  • Измерение информации,

  • Окна Графического редактора Paint.

  • Панели инструментов «Главная», «Вставка», «Работа с таблицами» (Конструктор и Макет), «Работа с рисунками» (Формат) текстового редактора Microsoft Word 2010.

Наглядно-раздаточные материалы

  • Информатика. 3-й класс. Комплект наглядных пособий в 2-х частях. Составитель Н.И. Суворова. - М.: Баласс, 2005.-40- с.

  • Подготовленные учителем:

    • наклейки в тетрадь с панелями инструментов текстового редактора?

    • тесты,

    • практические работы,

    • задания для выполнения на ПК.

Список литературы:

  • Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2008.

  • Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс; Учебник-тетрадь в 2-х частях.- М.: Баласс, 2006.-64 с.

  • Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс; Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2006.-128 с.

  • Горячев А.В., Суворова Н.И., Информатика. Учебник 4 класс («Логика и алгоритмы»). – М.: Баласс, 2009.

  • Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ: 4 класс: Учебник: в 2 ч. – М.: Академкнига\Учебник, 2010.

  • Матвеева Н.В., Челак Е.Н, Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. – Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике для 4 класса. СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

  • Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 496 с.: ил.

  • Хребтов В.А Информатика для младших школьников. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 64 с.


ЭОР:

  • http://www.standart.edu.ru – Официальный сайт ФГОС

  • http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»

  • http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации

  • http://www.ed.gov.ru/ - Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию

  • http://www.teacher.fio.ru – каталог учебных и методических материалов по курсу информатики

  • http://www.infoznaika.ru – Всероссийская олимпиада «Инфознайка» 1- 11 классы

  • http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

  • http://fcior.edu.ru/  - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

  • http://www.ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  • http://videouroki.net/ - видеоуроки


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД
«КЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ»

(НШДС)


«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора АНОО ДВЦНО по ОРО


_________Л.Г. Старокожева



«УТВЕРЖДАЮ»


Директор НШДС



__________С.О. Дутко




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основной (дополнительной) образовательной программы

по информатике 4 класс



Образовательная область: информатика
Цель:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по информатике и ИКТ, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Категория слушателей: 4 класс
Срок обучения: 1 год
Форма обучения: классно-урочная


Тематическое планирование

Тема

Часов

Правилам работы в кабинете информатики. Алгоритмы.

6

Файлы и папки

2

Объекты

5

Создание текстов

7

Поиск информации.

2

Создание печатных публикаций

5

Множества

4

Всего часов: 31 час



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!