СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также в соответствии  Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 10 класс»

МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 » г. Улан-Удэ





«Рассмотрено»

Педагогическим советом

«___» ___________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________Л. А. Зогдоева

«___» ___________ 2017 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

10 класс

(школа)

на 2017 - 2018 учебный год





Составил: Данчинова М. Д.

учитель русского языка

и литературы









Улан-Удэ, 2017



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также в соответствии Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Образовательная программа по литературе воплощает идею внедрения в практику российской школы деятельностного подхода к организации обучения. Главным условием реализации является освоение учебного предметного материала, который соотносится с личностными и метапредметными результатами. Планируемые предметные результаты, определенные программой по литературе, предполагают формирование читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о литературе.

Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета в 10 классе – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи учебного предмета «Литература»:

– получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;

– овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

– овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

– формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

– формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

– овладение умением определять стратегию своего чтения;

– овладение умением делать читательский выбор;

– формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

– овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

– знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

– знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

Место и роль предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося

Место предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 102 часа, в том числе уроки развития речи (написание домашних сочинений).

Формы контроля знаний и умений обучающихся

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для чтения. А также предусмотрены уроки внеклассного чтения.


№ п/п


Тема урока

Кол-во часов

Обучающее сочинение по творчеству А.Пушкина

1

Обучающее сочинение по лирике Лермонтова

1

Обучающее сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

1

Обучающее сочинение по творчеству И. А. Гончарову

1

Обучающее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

1

Обучающее сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

2

Обучающее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

1

Обучающее сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»

2

Обучающее сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

2

Обучающее сочинение по творчеству А. П. Чехову

2

Итоговое сочинение

2

Реализация национально-регионального компонента предполагается на уроках посредством литературного творчества писателей родного края. Буряты — единственный народ Сибири, имеющий такие самобытные памятники литературы. Данный аспект содержит как образовательный, так и воспитательный потенциал, передает особые реалии национальной жизни, отражает многовековую историю бурятского народа, что составляет предмет гордости носителей национального языка. Это обеспечивает равномерность, комфортные условия для организации учебного процесса.

Уроки внеклассного чтения пропорционально распределены между основным материалом. Это обеспечивает равномерность, комфортные условия для организации учебного процесса. Особое внимание уделяется разделам «Бурятская драматургия», «Сатирические рассказы бурятских писателей», «Поэты и писатели о Родине, родной природе», «Чехов на бурятской сцене».

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Ученик 10 класса должен знать:

–место и значение русской литературы в мировой литературе;

–произведения новейшей отечественной и мировой литературы;

–важнейшие литературные ресурсы, в том числе в сети Интернет;

–функции историко-культурного подхода в литературоведении;

– особенности историко-литературного процесса XIX и XX веков;

–наиболее яркие или характерные черты литературных направлений или течений;

– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

– соотношение и взаимосвязи литературы с историческим периодом, эпохой.

Ученик 10 класса должен уметь:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Методы и формы организации работы

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

  • Урок-лекция.

  • Урок – исследование.

  • Урок – устный журнал.

  • урок - творческая мастерская.

  • урок – игра.

  • урок – конкурс.

  • Урок – путешествие.

  • Методы и приемы обучения.

  • 1) Рассказ учителя - повествовательное изложение содержания изучаемого материала.

  • 2) Лекция - выстраивает систему знаний, обладает особой убедительностью и формирует мировоззрение; вызывает эмоционально-эстетическое отношение учащихся; средство формирования устной и письменной речи; средство стимулирования самостоятельной работы.

  • 3) Справка (биографическая, историческая, культурно-бытовая).

  • 4) Словарная работа - толкование слов учителем, обращение к словарям, толкование слов учащимися, запись толкования слов на доске, самостоятельная работа учащихся по словарям.

  • 5) Беседа - диалогический метод.

  • 6) Работа с книгой под руководством учителя и самостоятельная.

  • Содержание курса «Литература. 10 класс»

  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (102 ч)

  • Литература XIX века

  • Введение (2 часа)

  • Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

  • Литература первой половины XIX века

  • Обзор русской литературы первой половины XIX века

  • Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

  • Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века

  • А. С. Пушкин (7+1)

  • Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

  • Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

  • Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

  • Поэма «Медный всадник».

  • Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

  • Обучающее сочинение. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

  • М. Ю. Лермонтов (5+1)

  • Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

  • Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

  • Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

  • Обучающее сочинение

  • Н. В. Гоголь (5+1)

  • Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

  • Обучающее сочинение

  • Литература второй половины XIX века(1 ч)

  • Обзор русской литературы второй половины XIX века Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, еѐ социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественых образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

  • И. А. Гончаров (4 + 1)

  • Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

  • Обучающее сочинение

  • А. Н. Островский (5+1)

  • Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

  • Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'.

  • Обучающее сочинение

  • И. С. Тургенев (6+2)

  • Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

  • Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Обучающее сочинение

  • Ф. И. Тютчев (3 часа)

  • Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

  • Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений).

  • Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

  • А. А. Фет (2 часа)

  • Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

  • Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

  • А. К. Толстой (1 час)

  • Жизнь и творчество (обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

  • Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

  • Н. А. Некрасов (8+1)

  • Жизнь и творчество (обзор).

  • Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

  • «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

  • Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  • История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Обучающее сочинение

  • М. Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)

  • Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

  • Ф. М. Достоевский (7+2)

  • Жизнь и творчество.

  • Роман «Преступление и наказание».

  • Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Обучающее сочинение

  • Л. Н. Толстой (12+2)

  • Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

  • История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.

  • Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Обучающее сочинение

  • Н. С. Лесков (4 часа)

  • Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

  • А. П. Чехов (8+2)

  • Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.

  • Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Обучающее сочинение

  • К. Хетагуров. (1ч)

  • Обзор творчества. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

  • Зарубежная литература (2 часа)

  • Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

  • Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

  • Итоговые уроки.

  • Произведения для заучивания наизусть

  • А.А.Фет. « На заре ты её не буди…», «Я пришел к тебе с приветом…». «Какая ночь!...». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор)

  • Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся)

  • А.Н.Островский. Гроза. (монолог по выбору уч-ся)

  • И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору уч-ся)

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Примерная основная образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В. Я Коровиной. М.: «Просвещение», 2012 г.

  • Учебно-методический комплект учащихся:

  • 1. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.

  • 2. Русская литература XIX века: Практикум: 10 класс / Под ред. Коровина В.И., Миронова Н.А. - М.: Просве­щение.

  • Словари

  • 1.Русские писатели XIX – начала XX века: Биобиблиографический словарь /Под ред. Н.Н.Скатова. –– М.: Просвещение,2005.

  • 2.Русские писатели XIX века. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. /Под ред. П.А.Николаева. –– М.: Просвещение, 2006.

  • Дополнительные пособия:

  • 1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012.

  • 2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И.Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, II полугодие. – 4‑е изд., испр. и доп. — 416 c

  • 3. Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 классы: Для быстрой подготовки к устному экзамену и ЕГЭ

  • 4. Я иду на урок литературы. 10 класс. Книга для учителя. М., Первое сентября, 2012.

  • 5. А.Н.Семёнов. Русская литература в вопросах и ответах. 12-19 век. 9-10 классы. Пособие для учителя. М., Владос, 2013.

  • Мультимедийная поддержка уроков:

  • http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий».

  • http://www.lib.ru - библиотека Максима Мошкова.

  • http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  • Дополнительная литература:

  1. Авторские презентации

  2. Видеофильмы, мультфильмы, видеолекции, аудиокниги:

  • «Гроза»

  • «Обломов. Лекция»

  • «Обломов 1,2 часть»

  • «Отцы и дети. Лекция»

  • «Отцы и дети.1-4 серия»

  • «Очарованный странник»

  • «Леди Макбет Мценского уезда»

  • «Кому на Руси жить хорошо»

  • «История одного города»

  • «Ф.М.Достоевский. Биография»

  • «Преступление и наказание. 8 серий»

  • «Война и мир.4 части»

  • «Главные герои и темы произведения. Лекция»

  • «А.Чехов. Рассказы. Аудиокнига»

  • «Ионыч»

  • «О любви.2 части»

  • «Вишнёвый сад в 2-х частях»

  • Медиаресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki

  2. http://www.a4format.ru/

  3. http://www.poezia.ru/"Поэзия.ру" - литературно-поэтический сайт

  4. http://www.fplib.ru/ Русская поэзия XIX и XX веков

  5. http://www.rifmoved.ru Рифомед.ру

  • Календарно-тематическое планирование

  • по литературе 10 класс

    • № п/п

    • Тема урока

    • Кол-во часов

    • Дата проведения

    • 1.

    • Русская литература XlX века в контексте мировой литературы.

    • 1

    • 2

    • Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

    • 1

    • 3

    • А. С. Пушкин. Жизнь и творчество

    • 1

    • 4.

    • Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

    • 1

    • 5.

    • Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

    • 1

    • 6.

    • Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.

    • 1

    • 7.

    • Философская лирика А. С. Пушкина.

    • 1

    • 8.

    • Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»

    • 1

    • 9.

    • Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

    • 1

    • 10.

    • Обучающее сочинение по творчеству А.Пушкина

    • 1

    • 11.

    • М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

    • 1

    • 12.

    • Анализ стихотворения «Молитва»

    • 1

    • 13.

    • Мотив трагического одиночества в творчестве Лермонтова

    • 1

    • 14.

    • Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова

    • 1

    • 15.

    • Тема любви в творчестве Лермонтова

    • 1

    • 16.

    • Обучающее сочинение по лирике Лермонтова

    • 1

    • 17.

    • Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения Гоголя.

    • 1

    • 18.

    • «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека»

    • 1

    • 19.

    • Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга.

    • 1

    • 20.

    • Сочетание трагедийности и комизма, реальности и фантастики в повести «Невский проспект».

    • 1

    • 21.

    • Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

    • 1

    • 22

    • Обучающее сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

    • 1

    • 23.

    • Русская литература второй половины XIX века (обзор)

    • 1

    • 24.

    • И. А. Гончаров Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.

    • 1

    • 25.

    • Диалектика характера Обломова.

    • 1

    • 26.

    • «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

    • 1

    • 27

    • Роман «Обломов» в русской критике

    • 1

    • 28.

    • Обучающее сочинение по творчеству И. А. Гончарову

    • 29.

    • А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

    • 1

    • 30

    • Драма «Гроза». Своеобразие конфликта. Смысл названия.

    • 1

    • 31

    • Образ города Калинова.

    • 1

    • 32

    • Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.

    • 1

    • 33

    • Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике.

    • 1

    • 34

    • Обучающее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

    • 1

    • Вн//чт

    • Бурятская драматургия

    • 35

    • И. С. Тургенев. Жизнь и творчество.

    • 1

    • 36

    • История создания романа «Отцы и дети».

    • 1

    • 37.

    • Базаров. Его сторонники и противники.

    • 1

    • 38.

    • Трагическое одиночество Базарова.

    • 1

    • 39.

    • Любовь в романе «Отцы и дети».

    • 1

    • 40.

    • Анализ эпизода «Смерть Базарова».

    • 1

    • 41

    • Обучающее сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    • 1

    • 42.

    • Обучающее сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

    • 1

    • 43.

    • Ф. И. Тютчев – наследник классицизма и поэт-романтик.

    • 1

    • 44

    • Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей.

    • 1

    • 45

    • Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

    • 1

    • 46

    • А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

    • 1

    • 47

    • Любовная лирика А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета.

    • 1

    • Вн/чт

    • Бурятские поэты и писатели о родной природе

    • 48

    • А. К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

    • 1

    • 49

    • Н. А.Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов-журналист.

    • 1

    • 50

    • Героическое и жертвенное в образе разночинца- народолюбца.

    • 1

    • 51

    • Н. А. Некрасов о поэтическом труде.

    • 1

    • 52

    • Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики Н.Некрасова.

    • 1

    • 53

    • Поэмы Н.Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

    • 1

    • 54

    • Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

    • 1

    • 55

    • Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

    • 1

    • 56

    • Особенности поэтического языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

    • 1

    • 57

    • Обучающее сочинение по творчеству ' Н. А. Некрасова

    • 1

    • 58

    • М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество

    • 1

    • 59

    • «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя.

    • 1

    • 60

    • Образы градоначальников.

    • 1

    • Вн/ чт

    • Сатирические рассказы бурятских писателей

    • 61

    • Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.

    • 1

    • 62

    • «Преступление и наказание» - первый идеологический роман.

    • 1

    • 63

    • «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»

    • 1

    • 64

    • Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.

    • 1

    • 65

    • Композиционная роль снов Раскольникова

    • 1

    • 66

    • «Двойники» Раскольникова

    • 1

    • 67

    • Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

    • 1

    • 67

    • Обучающее сочинение по роману

    • 1

    • 68

    • Достоевского «Преступление и наказание»

    • 1

    • 69

    • Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

    • 1

    • 70

    • Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

    • 1

    • 71

    • История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

    • 1

    • 72

    • Духовные искания Андрея Болконского

    • 1

    • 73

    • Духовные искания Пьера Безухова

    • 1

    • 74

    • Женские образы в романе «Война и мир»

    • 1

    • 75

    • Семья Ростовых и семья Болконских..

    • 1

    • 76

    • Народ и «мысль народная» в изображении писателя.

    • 1

    • 77

    • Народ и «мысль народная» в изображении писателя.

    • 1

    • 78

    • Образы Кутузова и Наполеона.

    • 1

    • 79

    • Патриотизм ложный и патриотизм истинный.

    • 1

    • 80

    • Анализ эпизода из романа «Война и

    • мир».

    • 1

    • 81

    • Обучающее сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

    • 1

    • 82

    • Обучающее сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

    • 1

    • 83

    • Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.

    • 1

    • 84

    • Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

    • 1

    • 85

    • Рассказ Н. Лескова «Тупейный художник».

    • 1

    • 86

    • Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

    • 1

    • 87

    • А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. «Человек в футляре».

    • 1

    • 88

    • Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.

    • 89

    • Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

    • 1

    • 90

    • Особенности драматургии А. П. Чехова

    • 1

    • 91

    • «Вишневый сад»: образ вишнёвого сада.

    • 1

    • 92

    • Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

    • 1

    • 93

    • Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.

    • 1

    • 94

    • Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

    • 1

    • Вн/ чт

    • Чехов на бурятской сцене

    • 95

    • Обучающее сочинение по творчеству А. П. Чехову

    • 1

    • 96

    • Обучающее сочинение по творчеству А. П. Чехову

    • 1

    • 97

    • К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

    • 1

    • 98

    • Символизм в Европе

    • 1

    • 99

    • Символизм в Европе

    • 1

    • 100

    • Итоговое сочинение

    • 1

    • 102

    • Итоговое сочинение

    • 1

  • Приложения

  • Темы творческих работ

  • В качестве контрольно-измерительных материалов используются вопросы задания из книг:

  • 1. Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2011.- 224с.

  • Творческие работы (сочинения)

  • По творчеству А. Н. Островского

  1. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского.

  2. Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)

  • 3. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)

  • 4. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

  • 5 Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».

  • По творчеству И. С. Тургенева

  1. Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

  • 2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.

  • 3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

  • 4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

  • По творчеству Ф. И. Тютчева

  • 1. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?

  • 2. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.

  • 3. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

  • По творчеству Н. А. Некрасова

  1. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.

  2. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".

  3. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

  4. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

  5. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

  • По творчеству Ф. М. Достоевского

  1. "Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).

  2. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)

  3. "Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).

  • 4. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

  • 5. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

  • По творчеству Л. Н. Толстого

  1. "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).

  2. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  3. Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  4. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)

  5. "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).

  6. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  • По творчеству А. П. Чехова

  1. Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.

  2. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).

  3. «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).

  4. «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)

  5. Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».