СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе для 7 класса ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа имеет следующие разделы:

  1. пояснительная записка
  2. содержание курса
  3. место в учебном плане
  4. тематическое планирование
  5. календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе для 7 класса ФГОС»

Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений области

«Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»

«Утверждаю»


Директор __________ С.И. Крютченко

Приказ от 29.08.2017 № 184


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

_________по Литературе_________


основное общее образование 7-А; 7 - Б классы______________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов: 2 часа в неделю, в 7-А - 67 часов в год, в 7-Б – 66 часов в год

(в неделю и за год)


Учитель: Масикова Галина Васильевна____________________



Рабочая программа по литературе для 7-х классов разработана с учётом общих целей, определённых Государственным стандартом основного общего образования II поколения, примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2012г.





2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 7-х классов рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Главнейшая цель кадетского корпуса – подготовка каждого обучающегося к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Осваивая программу, обучающийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идёт рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках обучающиеся должны:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определённые умения, знания, конкретные навыки, например, навык беглого грамотного чтения. Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого обучающегося.

Предмет литература входит в образовательную область «филология». Главная цель корпуса – подготовка каждого кадета к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер определенных задач, которые решаются на уроках литературы.

Обучающиеся должны сформировать представление о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения; сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.

Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова.

Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства, на основе общности их тематики, проблематики, идейно эстетических позиций авторов. (Русский язык – прямое и переносное значение слова. Изобразительное искусство – А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину; В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина. Музыка «Украинские народные песни и танцы». Русский язык – подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему).

Необходимо использовать учебник – хрестоматию «Литература», автор Т. Ф. Курдюмова. Книга направлена на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. В хрестоматии раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров. Данная хрестоматия соответствует ныне действующей программе по литературе (5-11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

–формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки воспитанников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Особое внимание уделяется познавательной активности воспитанников, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает овладения знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.


Основные виды устных и письменных работ

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).


Место учебного предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования. Согласно действующему в корпусе учебному плану на 2017-2018 учебный год рабочая программа по литературе предусматривает в 7-А; 7-Б классах обучение в объёме 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа рассчитана для 7-А класса на 67 час, так как в соответствии с годовым календарным графиком ДККК на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков в 7-А классе на 2017-2018 учебный год на дни проведения занятий выпадают –23.02.2018 (1 урок) и 08.03.2018 (1 урок), поэтому в 7-А классе в 2017-2018 учебном году - 67 уроков литературы.

Данная рабочая программа рассчитана для 7-Б класса на 66 часов, так как в соответствии с годовым календарным графиком ДККК на 2017-2018 учебный год и расписанием уроков в 7-Б классе на 2017-2018 учебный год на дни проведения занятий выпадают –01.05.2018 (1 урок) и 09.05.2018 (1 урок), поэтому в 7-Б классе в 2017-2018 учебном году - 66 уроков литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 час).

Искусство слова и его формы. Роды и жанры художественной литературы.

Фольклор и его жанры (2 часа).

Жанры фольклора. Народная драма. Сатирическая драма «Барин». Детский фольклор.

Литература эпохи Возрождения (2 часа)

Мир и человек в эпоху Возрождения. У. Шекспир. Сонеты Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Классическая литература XIX века(40 часов):

Из истории басни (2 часа). Эзоп, Лафонтен, Крылов.

Из истории баллады (1час). В.А.Жуковский «Рыбак», «Перчатка».

А.С.Пушкин. (12 часов) «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец», «Эпиграмма». «Стансы», «Друзьям», «Моя эпитафия», повести «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», роман «Дубровский».

М.Ю.Лермонтов (6 часов). «Смерть Поэта», «Мцыри».

Н.В.Гоголь (6 часов). «Ночь перед Рождеством», «Ревизор».

И.С.Тургенев (1 час). «Бирюк», «Стихотворения в прозе».

Н.А.Некрасов (2 часа). «Размышления у парадного подъезда».

М.Е. Салтыков-Щедрин (2 часа). «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Н.С. Лесков (3 часа). «Левша».

М.Твен (1 час). «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

А.П.Чехов (2 часа). «Хирургия», «Жалобная книга».

Портрет героев в художественных произведениях разных жанров (1 час)

Из истории пародий. А.А.Фет. Д.Д.Минаев(1 час)

Литература ХХ века и ее жанры (19 часов):

Литература ХХ века. Жанры эпоса, лирики и драмы. В.Брюсов. К.Бальмонт. И.Северянин(1час)

Из истории сонета. А.Пушкин. К.Бальмонт. Н.Гумилёв. И. Северянин(1час)

М.Горький (2 часа) «Старуха Изергиль», «Старый год».

В.В.Маяковский (2 часа). «Необычное приключение …», «Гимн обеду».

М.А.Булгаков (1 час). «Ревизор с вышибанием».

К.Г.Паустовский (2 часа) «Рождение сказки».

Ф.Абрамов (1 час). «О чем плачут лошади».

М.В.Шолохов (2 часа). «Они сражались за Родину».

Вн. чтение. А.Н.Толстой «Русский характер» (1 час)

В.Г.Распутин (3 часа). «Уроки французского».

Вн. чтение. Рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» (1 час)

А.Т.Твардовский (1 час). Лирика поэта.

А.Вампилов (1час). «Несравненный Наконечников».

Зарубежная литература (2 часа)

Р.Шекли (1 час). «Запах мысли».

А. Конан Дойл (1 час). «Пляшущие человечки»




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

по учебнику «Литература», 7 класс, авт. Т. Ф. Курдюмова

Составитель программы: учитель русского языка и литературы Масикова Г.В.


Тема раздела. Темы уроков.

Кол-во часов

Универсальные учебные действия (УУД)

Виды учебной деятельности

Роды и жанры художественной литературы

1

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений.

Фронтальная – вступительное слово учителя с элементами беседы.

Индивидуальная – чтение статьи учебника

Фронтальная – беседа по вопросам.

Индивидуальная – выполнение заданий.

Фронтальная – экскурсия по учебнику (1 и 2 части)

Фольклор

2


Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном выступлении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Фронтальная – беседа, выполнение заданий.

Индивидуальная – работа с учебником.

Фронтальная/ Индивидуальная/групповая – работа с учебником (чтение, словарная работа, изучение иллюстраций, ответы на вопросы и выполнение заданий).

Литература эпохи Возрождения

2

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном выступлении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Фронтальная – беседа, выполнение заданий.

Индивидуальная – работа с учебником.

Фронтальная/ Индивидуальная/групповая – работа с учебником (чтение, словарная работа, изучение иллюстраций, ответы на вопросы и выполнение заданий).

Литература ХIХ века.

40

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном выступлении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности; проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, выполнение заданий.

Индивидуальная – работа с учебником, чтение текста, работа по карточкам.

Фронтальная/Индивидуальная/групповая – работа с учебником (чтение, словарная работа, изучение иллюстраций, ответы на вопросы и выполнение заданий).

Литература ХХ века.

19


Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном выступлении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности; проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, выполнение заданий.

Индивидуальная – работа с учебником, чтение текста, работа по карточкам.

Фронтальная/Индивидуальная/групповая – работа с учебником (чтение, словарная работа, изучение иллюстраций, ответы на вопросы и выполнение заданий).

Научно-фантастическая литература

1

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном выступлении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности; проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, выполнение заданий.

Индивидуальная – работа с учебником, чтение текста, работа по карточкам.

Фронтальная/Индивидуальная/групповая – работа с учебником (чтение, словарная работа, изучение иллюстраций, ответы на вопросы и выполнение заданий).

Детективная литература

1

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном выступлении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности; проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, выполнение заданий.

Индивидуальная – работа с учебником, чтение текста, работа по карточкам.

Фронтальная/Индивидуальная/групповая – работа с учебником (чтение, словарная работа, изучение иллюстраций, ответы на вопросы и выполнение заданий).

Всего:

66




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

Учебник под ред. Т.Ф. Курдюмовой, М. Дрофа, 2015 г.


урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Цели и задачи темы

Виды учебной

деятельности



Виды контроля


Тип

урока

7 - А

7 - Б

I четверть (8 недель 2 дня – в 7-А классе - 17 часов

в 7-Б классе – 16 часов)

Введение: Искусство слова и его формы (1 час)


Искусство слова и его формы. Роды и жанры художественной литературы

1

01.09

05.09

Актуализация знаний по литературе, полученных в 5-6 классах. Формирование понятия о трёх родах литературы

Осознанное, творческое чтение учебника, ответы на вопросы, составление конспекта.


Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала.

Фольклор (2 часа)


Фольклор. Жанры фольклора.

1

07.09

06.09

Закрепление понятия о трёх родах литературы. Актуализация знаний о жанрах фольклора. Формирование умения анализировать произведение с точки зрения его жанра.

Выразительное чтение, участие в беседе, выполнение творческих заданий

Тест на знание содержания былины

Комбинированный.

Детский фольклор.

1

08.09

12.09

Участие в решении проблемных заданий, определение мотивов поступков героев.

Тест на определение жанра

Комбинированный

Литература эпохи Возрождения (2 часа)


Мир и человек в эпоху Возрождения.

Сонеты Шекспира

1

14.09

13.09

Актуализация знаний о литературе эпохи Возрождения. Роль театра во времена

У.Шекспира

Повторение понятий «конфликт» и «трагедия», трагический герой.

Формирование умения работать с теоретическим материалом.

Знакомство с автором, участие в решении проблемных заданий, выразительное чтение сонетов Шекспира.

Беседа, проблемные задания

Изучение нового материала.

Знакомство с трагедией У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

1

15.09

19.09

Выборочное чтение трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», участие в решении проблемных заданий,

Чтение по ролям, анализ прочитанного.

Комбинированный

Литература ХIХ века и ее жанры (40 часов)


Из истории басни. Эзоп. Ж. де Лафонтен. В.К.Тредиаковский. А.П.Сумароков.

1

21.09

20.09

Актуализация знаний о басне как жанре литературы. Формирование умения характеристики произведения с точки зрения его жанра. Формирование

умения творческой инсценировки.

Актуализация знаний о балладе как жанре литературы. Углубление знаний о творчестве В.Жуковского. Формирование умения характеристики произведения с точки зрения его жанра.

Усвоение новых биографических данных о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формирование умения определять жанры лирики. Закрепление умения выразительного чтения лирических произведений разных жанров. Формирование умения кратко передавать сюжет повести «Барышня-крестьянка». Закрепление умения анализировать описание природы. Формирование умения составлять рассказ на основе текста произведения. Усвоение знания содержания романа «Дубровский». Закрепление умения определять границы и роль эпизода в произведении. Контроль умения обобщать материал.

Осознанное, творческое чтение учебника, ответы на вопросы.


Анализ басни по определению понятия.

Изучение нового материала

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица».

1

22.09

26.09

Выразительное чтение басни «Ворона и лисица», беседа по вопросам.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

Из истории баллады. Баллады В. А. Жуковского «Светлана», «Перчатка».

1

28.09

27.09

Осознанное, творческое чтение учебника, ответы на вопросы, составление конспекта.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала

Р. к. Жанровое разнообразие творчества А.С.Пушкина. Пушкин в Новочеркасске.

1

29.09

03.10

Участие в решении проблемных заданий, составление конспекта.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала

Болдинская осень в жизни и творчестве А.С.Пушкина

1

05.10

04.10

Осознанное, творческое чтение учебника, ответы на вопросы, составление конспекта.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

Стансы и романсы в лирике А.С.Пушкина

1

06.10

10.10

Выразительное чтение произведений А.С.Пушкина, Беседа по вопросам, проблемные задания.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

1

12.10

11.10

Выборочное чтение, ответы на вопросы, составление таблицы.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

Герои повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

1

13.10

17.10

Проблемные задания, работа с тестом

Тест.

Комбинированный

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Завязка событий.

1

19.10

18.10

Выборочное чтение, ответы на вопросы, характеристика героев, составление таблицы.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

Владимир Дубровский – герой романа А.С.Пушкина.

1

20.10

24.10

Выборочное чтение, ответы на вопросы, проблемные задания.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

Маша Троекурова и Владимир Дубровский – герои романа А.С.Пушкина.

1

26.10

25.10

Выборочное чтение, ответы на вопросы, проблемные задания.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

А.С.Пушкин «Дубровский». Поступки героев.

1

27.10

07.11

Выборочное чтение, ответы на вопросы, проблемные задания, характеристика поступков героев.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

II четверть (8 недель - в 7-А классе - 16 часов

в 7-Б классе – 16 часов)


Развязка романа А.С.Пушкина «Дубровский».


09.11

08.11

Усвоение знания содержания романа «Дубровский». Закрепление умения определять границы и роль эпизода в произведении. Контроль умения обобщать материал. Закрепление умения пересказывать текст, сохраняя авторский стиль. Усвоение новых биографических данных о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Формирование умения определять жанры лирики. Закрепление умения выразительного чтения лирических произведений разных жанров. Знакомство с новыми произведениями поэта. Знакомство с поэмой «Мцыри». Формирование умения выразительного чтения. Формирование умения анализировать произведение с точки зрения его жанра. Формирование умения сбора материала о герое литературного произведения. Формирование умения устного рисования.

Контроль усвоения знаний о творчестве Н.В.Гоголя. Формирование умения читать и анализировать пьесу «Ревизор». Формирование умения сбора и анализа материала о героях. Формирование умения формулировать основную мысль сообщения по его теме. Контроль умения написания сочинения по предложенному плану. Контроль умения формулировать основную мысль сообщения по его теме. Контроль умения сбора и анализа материалов о героях. Формирование понятия о творческой мастерской И.С.Тургенева.



Выборочное чтение, ответы на вопросы, проблемные задания.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

РР. Подготовка к контрольной работе.

1

10.11

14.11

Комментированное чтение. Ответы на вопросы. Проблемные задания.

Систематизация материала

Развитие речи

Контрольная работа № 1 по роману А.С.Пушкина «Дубровский» и повести «Барышня-крестьянка».

1

16.11

15.11

Выполнение контрольной работы.

Тест

Контрольный урок

Р.к. Лирика М.Ю.Лермонтова. Лермонтов в Новочеркасске.

1

17.11

21.11

Знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова, разнообразием его лирики. Выполнение конспекта.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

Жанровое разнообразие лирики М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта».

1

23.11

22.11

Выразительное чтение стихотворений Лермонтова. Беседа, проблемные задания.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1

24.11

28.11

Выборочное чтение поэмы «Мцыри», характеристика героя, проблемные задания.

Беседа, проблемные задания

Изучение нового материала

Герой поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова

1

30.11

29.11

Выборочное чтение поэмы «Мцыри», характеристика героя, проблемные задания.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

Три дня «жизни» героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

01.12

05.12

Чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри», выборочное чтение, ответы на вопросы.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

Выразительность лирики М.Ю.Лермонтова.

1

07.12

06.12

Чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова, ответы на вопросы, работа с учебником.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Завязка действия.

1

08.121

12.12

Знакомство с личностью Н.В. Гоголя, выполнение конспекта, выборочное чтение.

Чтение по ролям

Комбинированный

История Хлестакова. Нравы уездного города. (По комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

1

14.12

13.12

Выборочное чтение, выполнение теста, ответы на вопросы.

Тест на знание содержания.

Комбинированный

Городские жители и Хлестаков. (По комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

1

15.12

19.12

Ответы на вопросы, проблемные задания.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

Смех в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

21.12

20.12

Выполнение письменной работы.

Тест.

Комбинированный

31

Р.Р. Подготовка к выполнению контрольной работы

1

22.12

26.12

Работа с произведением, сбор материала для выполнения контрольной работы.

Подготовка к контрольной работе

Развитие речи

32

Контрольная работа № 2 по творчеству М.Лермонтова и Н.В.Гоголя.

1

28.12

27.12

Выполнение письменной работы.

Тест

Контрольный урок

33

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

1

29.12

16.01

Знакомство с личностью И.С.Тургенева, выполнение конспекта, выборочное чтение.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный


III четверть (9 недель 5 дней - в 7-А классе - 18 часов

в 7-Б классе – 20 часов)


34

Усвоение знания содержания романа «Дубровский». Закрепление умения определять границы и роль эпизода в произведении.

1

18.01

17.01

Формирование умения читать стихотворения в прозе. Формирование умения определять основную мысль произведения. Актуализация знаний о творчестве Н. Некрасова. Закрепление умения выразительно читать лирические произведения. Формирование умения определять основную мысль произведения, его художественные особенности. Актуализация знаний о жизни и особенностях творчества Н.Лескова. Формирование представления о жанре сказа. Формирование умения характеристики литературного героя. Формирование умения работать с иллюстрациями. Усвоение знаний о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина. Формирование понятия о видах комического. Формирование умения работать с иллюстрациями. Формирование умения сопоставлять произведения одного жанра. Формирование знаний о жизни и творчестве М. Твена. Контроль умения давать характеристику литературному герою. Усвоение знаний о жизни и творчестве А.П.Чехова. Формирование умения видеть и определять виды комического и сатирического.

Знакомство с личностью Н.А. Некрасова, выразительное чтение стихотворения.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

35

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

1

19.01

23.01

Выборочное чтение стихотворения «Железная дорога», чтение наизусть отрывка.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

36

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа.

1

25.01

24.01

Знакомство с личностью Н.С.Лескова, выборочное чтение, пересказ «по цепочке».

Пересказ «по цепочке».

Изучение нового материала

37

«Ужасный секрет тульских мастеров».

1

26.01

30.01

Выборочное чтение, характеристика героев, заполнение таблицы.

Характеристика по цитатам произведения

Комбинированный

38

Судьба Левши.

1

01.02

31.01

Ответы на вопросы, работа с учебником, проблемные задания.

Беседа, проблемные задания

Комбинированный

39

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

02.02

06.02

Знакомство с личностью М.Е. Салтыкова-Щедрина, выборочное чтение.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала

40

Внеклассное чтение. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки.

1

08.02

07.02

Составление теста по материалам сказок, ответы на вопросы.

Составление теста по материалам сказок.

Урок внеклассного чтения

41

Контрольная работа № 3 по творчеству Н.Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

09.02

13.02

Выполнение контрольной работы

Тест

Контрольный урок

42

Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».

1

15.02

14.02

Знакомство с личностью М.Твена, выборочное чтение.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

43

Р.к. А.П.Чехов. Юмористические рассказы А.П.Чехова.

1

16.02

20.02

Знакомство с личностью А.П.Чехова, выборочное чтение, анализ героев.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

44

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова

1

22.02

21.02

Ответы на вопросы, выборочное чтение, пересказ, выполнение заданий.

Организация совместной учебной деятельности

Урок внеклассного чтения

45

Портрет героев в художественных произведениях разных жанров

1

01.03

27.02

Работа с учебником, выборочное чтение, ответы на вопросы, проблемные задания.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

Литература ХХ века (20 часов)


46

Литература ХХ века. Отраже­ние духовных поис­ков человека ХХ века в ли­рике. Жанры эпоса, лирики и драмы. В.Брюсов. К.Бальмонт. И.Северянин.

1

02.03

28.02

Закрепление умения определять тему, ос­новную мысль и жанр лирического произведе­ния. Кон­троль умения вырази­тельного чтения лири­ческого произведения.

Расширение знаний о творчестве М.Горького. Формиро­вание умения краткого пересказа близко к тексту. Формирование умения определять и формулировать основную мысль произведения «Старуха Изергиль». Формирование умения определять жанр эпического произведения.

Расширение знаний о творчестве В.В.Маяковского. Закрепление умения конспектировать статью учебника, составлять рассказ по конспекту.

Работа с учебником, составление конспекта, выразительное чтение стихотворений В.Брюсова, К.Бальмонта, И.Северянина.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала

47

Из истории сонета. А.Пушкин. К.Бальмонт. Н.Гумилёв. И северянин.

1

09.03

06.03

Работа с учебником, ответы на вопросы, индивидуальные задания.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала

48

М.Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Сказка «Старый год».

1

15.03

07.03

Знакомство с личностью М.Горького, выборочное чтение, анализ героев.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала

49

М.Горький. Сказка «Старый год».

1

16.03

13.03

Выборочное чтение, анализ героев, ответы на вопросы.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

50

В.В.Маяковский. Поэт-новатор.

1

22.03

14.03

Знакомство с личностью В.Маяковского, его новаторским творчеством, выразительное чтение.

Организация совместной учебной деятельности

Изучение нового материала

51

Р/Р. Запомнившееся стихотворение

1

24.03

20.03

Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть.

Выразительное чтение.

Урок повторения и обобщения


IV четверть (7 недель 5 дней - 16 часов)


52

Литературные пародии В.В.Маяковского и М.Булгакова

1

05.04

21.03

Формирование умения выразительного чтения лирических произведений В.Маяковского. Формирование умения характеризовать сатирические приёмы в пародиях.

Формирование понятия о писательском труде «Рождение рассказа». Закрепление

умения составлять план рассказа. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа: «Нам, людям, в особенности писателям, стоит поучиться у природы».

Усвоение содержания произведения М.А.Шолохова «Они сражались за Родину». Формирование умения наблюдать за созданием образов и настроением в литературном произведении. Формирование умения отбора материала по теме. Усвоение содержания рассказа.

Знакомство с особенностями и главными героями творчества В.Г.Распутина. Усвоение содержания рассказа «Уроки французского» Контроль усвоения содержания рассказа. Формирование умения подбирать цитаты для характеристики героев литературного произведения. Формирование умения письменного оформления монологического рассказа.

Контроль усвоения знаний о жанрах эпоса. Понятие об эссе как жанре эпоса.

Усвоение содержания рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади». Закрепление умения определять тему и основную мысль произведения.

Усвоение знаний о драматических жанрах.

Закрепление умения определять жанр и обосновывать своё мнение. Закрепление умения выразительного чтения.

Работа с учебником, ответы на вопросы, проблемные задания.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

53

К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа».

1

06.04

03.04

Знакомство с личностью К.Г. Паустовского, выборочное чтение, анализ героев, подготовка к внеклассному чтению.

Организация совместной учебной деятельности

Организация совместной учебной деятельности

54

Внеклассное чтение. Отражение духовных поисков человека ХХ века.

1

12.04

04.04

Индивидуальная работа – создание собственного текста.

Творческая работа – создание собственного текста.

Урок внеклассного чтения

55

М.А.Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину»

1

13.04

10.04

Знакомство с личностью М.А. Шолохова, выборочное чтение глав из романа, анализ героев.

Ответ на проблемный вопрос.

Комбинированный

56

Р. к. Один день на войне (по произведению М.А.Шолохова «Они сражались за Родину»)

1

19.04

11.04

Анализ героев, выборочный пересказ, самостоятельный отбор материала по теме.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Комбинированный

57

Внеклассное чтение. А.Н.Толстой «Русский характер»

1

20.04

17.04

Знакомство с личностью А.Н.Толстого, выборочное чтение, анализ героев и их поступков, проблемные задания.

Пересказ близко к тексту

Урок внеклассного чтения

58

А.Т.Твардовский. Лирика. «Как после мартовских метель…»

1

26.04

18.04

Знакомство с личностью А.Т. Твардовского, выразительное чтение стихотворений, составление плана.

Составление плана.

Комбинированный

59

Рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

27.04

24.04

Знакомство с личностью В.Г. Распутина, выборочное чтение, анализ героев, выполнение письменной работы.

Тест на знание произведения.

Комбинированный

60

Герои рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

03.05

25.04

Ответы на вопросы, выборочное чтение, анализ героев и их поступков, выполнение развёрнутого письменного ответа.

Развернутый письменный ответ.

Урок обобщения и систематизации

61

Р/Р. Творческая работа по рассказу «Уроки французского» В.Г.Распутина

1

04.05

02.05

Выполнение творческой работы по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».

Тест.

Урок обобщения и систематизации

62

Внеклассное чтение. Рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

10.05

08.05

Индивидуальная работа, самостоятельный сбор материала по заданной теме.

Самостоятельный отбор материалов по заданной теме.

Урок внеклассного чтения

63

Рассказ Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади»

1

11.05

15.05

Знакомство с личностью Ф.А.Абрамова, выборочное чтение, анализ героев.

Организация совместной учебной деятельности

Комбинированный

64

Итоговая контрольная работа № 4.

1

17.05

16.05

Выполнение контрольной работы

Тест

Контрольный урок

65

Водевиль как драматический жанр. Водевиль А.Вампилова «Несравненный Наконечников».

1

18.05

22.05

Выборочное чтение произведения, ответы на вопросы.

Организация совместной учебной деятельности.

Комбинированный урок

66

Фантастический рассказ Роберта Шекли «Запах мысли». Артур Конан Дойль и его герои. Итоговый урок.

1

24.05

23.05

Знакомство с Шекли и А. Конан Дойла, выборочное чтение, работа с учебником.

Выборочное чтение. Список произведений на лето

Урок обобщения и систематизации

67

Итоговый урок. Обобщение пройденного


25.05

-

Выборочное чтение произведения, ответы на вопросы.

Организация совместной учебной деятельности. Список произведений на лето

Урок обобщения и систематизации



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений.

2. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2015

3. СD - ROM /Русская литература.

Русская литература от Нестора до Маяковского

Русская поэзия 17-20 вв.

Пушкин в зеркале двух столетий.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

  1. Презентации уроков.


Список литературы

Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2015 г.

Государственный стандарт среднего (полного)образования по литературе;

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2015

Дополнительная

  1. Б.И. Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.А. Холодкова. – Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007

  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007

  3. В.Я.Коровина. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997

  4. Литература 7 класс. Поурочные планы. (По учебнику В.Я.Коровина). Составитель: Скоркина Н.М. – Волгоград, Учитель – АСТ, 1999

  5. Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997

  6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996

  7. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-7. – М.: Айрис-пресс, 2000

  8. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990

  9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985

  10. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980

Материальная база

  • мультимедиа проектор;

  • компьютер;

  • экран;

  • музыкальный центр.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» и система их оценки


Личностные результаты обучающихся, формируемые при изучении предмета «Литература»:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература»:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты обучающихся кадетского корпуса:

познавательные:

• понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

ценностно-ориентационные:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;

коммуникативные:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетические:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В рамках деятельностного компонента обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные.

Обучающийся получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Познавательные.

Обучающийся получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 

  1. Нормы оценок сочинений:

Оценка «5»

  Содержание и речь:

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  1. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  1. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

  2. В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.

Оценка «4»

Содержание и речь:

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначи­тельные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  6. В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.

Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 ор­фографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грам­матические ошибки.

Оценка «3»

Содержание и речь:

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструк­ции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 ор­фографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грам­матические ошибки.

 Оценка «2»

Содержание и речь:

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсут­ствует связь между ними, работа не соответствует плану.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными пред­ложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи не­правильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

  6. В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 ор­фографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических оши­бок.



Нормы оценок устных ответов:

«5»

  1. Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме про­граммы.

  2. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.

  3. Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.

  4. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.

  5. Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.

  6. Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.

«4»

  1. Раскрыто основное содержание материала.

  2. Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.

  3. Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.

  4. Ответ самостоятельный.

  5. Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.

  6. Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.

«3»

  1. Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.

  2. Не дано определение понятий.

  3. Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из на­блюдений и опытов.

  1. Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.

  2. Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминоло­гии и определении понятий.

  3. Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения. 

«2»

  1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

  2. Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

  3. Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» -  86% – 100 %;

«4» - 60% - 85 %;

«3» -  36% - 59 %;

«2» -  0% - 35 %.