ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Статус программы
Программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного, на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей УМК «Начальная школа 21 века».
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений;
содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению.
В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания.
Цели и задачи учебного предмета.
Специфические особенности курса литературного чтения начальной школе:
сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениям;
работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как с искусством слова, учитывая специфику его структуры и жанровые особенности;
одновременная работа над языком произведения и речью детей;
сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
различение художественных и научно-познавательных произведений;
формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования
читательской деятельности.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных). Читательское пространство в нашей программе обеспечивается тремпластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебнике), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.
Место курса учебного предмета
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 5 часов в неделю. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область « Филология».
Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. По учебному плану на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 2 часа в неделю, всего 34 часа, 17 рабочих недель
С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные, фронтальные.
Основными формами текущего контроля являются: устный опрос, диагностические работы, тестовые задания, самостоятельные работы.
Виды контроля: итоговый - комплексная контрольная работа – 1; наблюдение - листы контроля.
Ценностные ориентиры содержания
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальны метапредметный характер.
Результаты изучения учебного предмета
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях. В курсе литературного чтения формируются следующие личностные универсальные учебные действия:
- понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
- познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
- овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
- самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
- использование умения читать для удовлетворения личного интереса.
Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
понимание и постановка учебной задачи;
составление плана и последовательности действий;
самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
формирование познавательной учебной задачи;
выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
понимание и формирование учебной задачи;
выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:
слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:
овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.
6. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.
Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]).
Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу).
Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений.
Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое
Работа с текстом
Текст и набор предложений.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Структура текста: абзац, начало и концовка текста.
Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.
Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?)
Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания.
Выявление отношения автора к героям и их поступкам
Работа с текстом научно-популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены).
Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме
Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).
Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи.
Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением
Круг чтения Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей.
Виды детских книг: художественные и научно-популярные.
Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка.
Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Чтение по ролям и инсценирование
Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).
«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).
Пересказ от лица одного из героев произведения.
Рассуждение о героях изученного произведения.
Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений
Чтение: работа с информацией
Представление об информации и сбор информации
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге
7. Планируемые результаты обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
-правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
-моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных);
Ученик получит возможность научиться:
-понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
-высказывать суждения о произведении и поступках героев;
-узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
- оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
-определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
-использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
-различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
-сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность
- сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
-находить в текс те произведения сравнения, обращения;
- находить в тексте и читать диалоги героев;
- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
- моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
-придумывать истории с героями изученных произведений;
-пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
-иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
-инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
-создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
-получать информацию о героях, произведении или книге;
-работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
-дополнять таблицы, схемы, модели;
-сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр,тема);
-дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
-находить в тексте информацию о героях произведений;
8.Учебно – методическое обеспечение
Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2015.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2014.
Цифровые образовательные ресурсы:
Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л.А.Ефросинина)
Оборудование:
Дидактические материалы:
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Читаем сказки, загадки, скороговорки (4 ч.) |
1 | Литературные (авторские) сказки. Народные сказки. Сравнение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» со сказкой В.Сутеева «Кораблик». | 1ч | 16.01 |
2 | Авторские (литературные) сказки. Литературное слушание. В. Сутеев "Палочка - выручалочка" В.Бианки «Лис и мышонок». | 1ч | 18.01 |
3 | Рассказы для детей. К.Ушинский «Играющие собаки» | 1ч | 23.01 |
4 | Рассказы о детях и для детей. Л.Толстой Косточка», В.Осеева «Кто наказал его?». Пословица. | 1ч | 25.01 |
Учимся уму-разуму (4ч) |
5 | Стихотворения и рассказы о детях. И.Северянин «Ее питомцы». Е. Пермяк «Торопливый ножик». | 1ч | 30.01 |
6 | Литературное слушание. Рассказы о детях. Е.Пермяк «Пичугин мост» В. Осеева «Потерянный день». Пословица. | 1ч | 01.02 |
7 | Рассказы о детях для детей. В. Осеева «Три товарища», «Печенье». Пословица | 1ч | 06.02 |
8 | Стихотворения для детей. А.Барто «Я - лишний». Пословица. Я Аким «Мама». Юмористические стихи для детей. Э.Успенский «Все в порядке». | 1ч | 08.02 |
О родной природе (3ч) |
9 | Произведения о природе. Л.Толстой «Солнце и ветер». В.Бианки «Синичкин календарь». | 1ч | 13.02 |
10 | Произведения о природе. Э.Мошковская «Лед тронулся», «Русский лес» Соколов-Микитов | 1ч | 15.02 |
11 | Стихотворения о родной природе. С. Маршак «Ап-рель» Рассказы о природе. М Пришвин «Лесная капель» | 1ч | 27.02 |
О наших друзьях-животных (8 ч) |
12 | Стихотворения о дружбе. И. Мазнин «Давайте дружить». Г. Скребицкий «Пушок» | 1ч | 01.03 |
13 | Рассказы о животных. Ю.Коваль «Бабочка». Загадка. | 1ч | 06.03 |
14 | Рассказы о животных. С.Михалков «Аисты и лягушки». Загадка. П. И.Жуков «Нападение в зоопарке» | 1ч | 09.03 |
15 | Рассказы для детей. Е. Чарушин «Томкины сны», И.Жуков «Нападение на зоопарк» | 1ч | 13.03 |
16 | Произведения о животных. М.Пришвин «Ёжик». Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик». | 1ч | 15.03 |
17 | Произведения о дружбе животных и человека. М.Пришвин «Норка и Жулька». Б. Заходер «Ёжик» | 1ч | 20.03 |
18 | Сказки - несказки о животных. Э. Шим «Глухарь» | 1ч | 22.03 |
19 | Рассказы о животных Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья» Рассказы. | 1ч | 03.04 |
Учимся уму-разуму (6ч) |
20 | Сказки современных писателей для детей. М. Пляцковский «Добрая лошадь», | 1ч | 05.04 |
21 | Рассказы о детях и для детей. В.Осеева «Кто хозяин?». В.Осеева «На катке» | 1ч | 10.04 |
22 | Рассказы о детях. В Голявкин «Про то, для кого Вовка учится», Е.Пермяк «Самое страшное» | 1ч | 12.04 |
23 | Произведения о детях. С.Востоков «Кто кого», И.Бутман «Клоун». | 1ч | 17.04 |
24 | Разножанровые произведения для детей. Е.Пермяк «Бумажный змей», В.Берестов «Серёжа и гвозди» | 2ч | 19.04 24.04 |
Читаем сказки, пословицы, считалки(2ч) |
25 | Произведения о дружбе и доброте. М. Пляцковский «Урок дружбы», В.Орлов « Как малышу нашли маму» | 1ч | 26.04 |
26 | Сказки для детей. А.Усачёв «Грамотная мышка», М Яснов «В лесной библиотеке». В. Сутеев «Цыплёнок и утенок». | 1ч | 01.05 |
Читаем о родной природе(8ч) |
27 | Рассказы и стихотворения о природе. И.Соколов-Микитов. «Радуга Май». Е.Трутнева «Эхо» И.Шевчук. «Ленивое эхо» К.Чуковский. Загадка | 1ч | 03.05 |
28 | Произведения о весне. А.Плещеев. Травка зеленеет. Рассказы для детей. Я.Тайц. Всё здесь. | 1ч | 08.05 |
29 | Весёлые стихи. Загадка. К.Чуковский. Радость. | 1ч | 10.05 |
30 | Произведения о Родине и мире. Ю.Коринец "Волшебное письмо" Р.Валеева. «Здравствуй, лето!» М. Есеновский « Моя небольшая родина». | 1ч | 15.05 |
31 | Обобщение по разделу. Проверь себя. В.Лунин. «Я видела чудо» Проверка техники чтения. | 2ч | 17.05 22.05 |
32 | Итоговая контрольная работа. | 1ч | 24.05 |