СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по окружающему миру  (Плешаков А.А.) во 2 классе включает в КТП  перечень экскурсий, проверочных и практических работ.

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру 2 класс "Школа России"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – Москва. : Просвещение, 2011. – 400 с. (Стандарты второго поколения). –ISBN 978-5-09-025230-0;

- авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2011 – 528 с.; ISBN 978-5-09-020184-1;

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год.

Программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели) согласно обязательной части учебного плана.

Программа ориентирована на учебники: Окружающий мир.2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1; 2 / А.А. Плешаков.-2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.– 95 с.: ил. – (Школа России). –ISBN 978-5-09-024666-8 (общ)

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, природе и культуре, истории нашей страны и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.


Общая характеристика курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса


• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям


Место учебного предмета в учебном плане


Программа основного общего образования по «Окружающему миру» составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Окружающий мир» во 2 классе изучается в объеме 68 часов

(2 часа в неделю; 34 учебных недели).


Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём, освоение основ экологической грамотности, формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных чрезвычайных и опасных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Содержание учебного предмета

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсия: Зимние изменения в природе.

Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.


Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Летние изменения в природе

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.


Результаты освоения курса 2 года обучения


К концу 2 класса обучающиеся должны знать:


  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

  • строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

  • имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.


должны уметь:


  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.





Мониторинг качества образования


п/п

Объекты мониторинга

Критерии

Методы оценки

Форма

Сроки

1

Личностные результаты

(самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация)

Уровень сформированности планируемых личностных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).


Мониторинговое исследование



Наблюдение и анализ


Самооценка собственной деятельности обучающегося

Методика «Беседа о школе» ( модификация Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера. Д.Б.Эльконина)


Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи


Анкета « Оцени поступок»

Сентябрь






Конец четверти.

2

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные) результаты обучения

Уровень освоения планируемых метапредметных результатов в соответствии с перечнем из образовательной программы ОУ (высокий, средний, низкий).

Сравнение с данными независимой диагностики.

Промежуточный и итоговый контроль


Самооценка своих достижений

Входная диагностическая работа

Проекты: «Родное село», «Красная книга», «Профессии», «Родословная»

«Города России», «Страны мира».

Итоговая комплексная

работа

Начало года



В течение года





Конец года

3

Предметные результаты обучения


Уровень владения системой научных знаний и системой формируемых действий с учебным материалом по разделам: «Где мы живём?», «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Путешест-вия».

Состояние обученности по предмету: доля неуспевающих, доля - на «4» и «5», Сравнение со среднеобластным показателем

Входной





Текущий, промежуточный и итоговый контроль

Тематические проверочные работы (тестовые задания) и тесты самоконтроля в конце изучения разделов

Сентябрь





В течение года



Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы

экскурсии

практические

работы

проекты


1

Где мы живем?

4


0

1

1

2

Природа

20

1

6

1

3

3

Жизнь города и села

10

1


1

2

4

Здоровье и безопасность

9


1


2

5

Общение

7


1

1

1

6

Путешествия

18

4

2

1

3


Итого

68

6

10

5

12

Перечень обязательных практических и контрольных работ, экскурсий во 2 классе

Экскурсии:

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Весенние изменения в природе.

Формы земной поверхности родного края.

Водоемы родного края.

Летние явления в природе

Практические работы:

Измерение термометром температуры воздуха, воды, тела человека.

Знакомство с горными породами и минералами. Свойства гранита.

Свойства воды.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Группы дикорастущих и культурных растений.

Правила ухода за комнатными растениями.

Отработка правил перехода улицы.

Отработка основных правил этикета.

Определение сторон горизонта по компасу.

Основные приемы чтения карты.

Проверочные работы – 6 ( по каждому разделу )


Календарно-тематическое планирование

п\п


Тема урока


Тип урока


Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата



1



2



3

Содержание урока

(Ученик должен знать)

4

Личностные УУД

5

Познавательные УУД


6

Коммуникативные УУД

7

Регулятивные УУД

8

Пл

ан

Фа

кт

1. Раздел программы: «Где мы живём?» (4ч)


1.

Родная страна. Входная диагностическая работа.


Комбинированный


Наша Родина-Россия. Природа, города, народы России. Символика России.

Знать:

-название нашей страны и её столицы;

-народы России;

-крупные города;

-флаг и герб, узнавать среди других;

-разнообразие природы

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.

Рассказывать о нашей стране, называть народы России, объяснять символику России.

Использовать речь для регуляции своего действия

Формулировать собственное мнение, позицию.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно.



2.

Город и село. «Родное село Филиппово»

Комбинированный


Характерные особенности городских и сельских поселений. Основные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село).

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Знать:

-название нашего города, села, историю его происхождения;

-флаг и герб, узнавать среди других;

-основные достопримечательности

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познав. интерес к новому учебному материалу.

Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.

Рассказывать о нашем городе, объяснять символику нашего города.

Использовать речь для регуляции своего действия

Формулировать собственное мнение, позицию.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно.



3.

Природа и рукотвор

ный мир

Урок изучения нового материала

Предтавление о том, что такое природа и рукотворный мир.

Знать:

-различия между объектами природы и предметами рукотворного мира

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение рассматривать,

сравнивать,

классифицировать.

Умение аргументировать свое предложение


Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.



4.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

« Где мы живём»

Урок контроля


Знать:

-название нашей страны и её столицы;

-народы России;

-крупные города;

-флаг и герб, узнавать среди других;

-разнообразие природы

- название нашего города, историю его происхождения;

-историю города

-флаг и герб, узнавать среди других;

-основные достопримечательности

Способность к самооценке на основе критериев успешности.

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на понимания предложений и оценок учителей.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение рассматривать,

сравнивать,

классифицировать.





Формулировать собственное мнение и позицию, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Учитывать установленные правила планирования и контроле способа решения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



2. Раздел «Природа» (20 ч)


5.

Неживая и живая природа

Урок- исследование


Природа живая и неживая. Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия.

Знать:

-признаки живых организмов;

-чем живые организмы отличаются от искусственных предметов.


Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы).

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.












6

Явления природы Практическая работа №1 «Измерение термометром температуры воздуха, воды, тела человека».

Урок изучени нового материала


Знакомство с явлениями живой и неживой природы.

Знать:

- суть явлений природы;

-взаимосвязь между явлениями природы;

Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование установки на обмен информацией.

Устанавливать связь и различия между явлениями природы.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



7

Что такое погода.

Комбинированный


Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Анализировать примеры использования человеком погоды Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребности людей от природы. Использовать речь для регуляции своего действия.

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защиту. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



8

В гости к осени. Экскурсия «Осенние изменения в природе»

Урок-экскурсия


Времена года . Осень. Признаки осени.

Знать:

- признаки, явления, помогающие раскрывать понятие «осень» (листопад, перелёты птиц, смена времени суток).

- как сохранить здоровье осенью.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.


Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно с источником информации

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



9

Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.




Открытие новых знаний


Времена года . Осень. Признаки осени.

Знать:

- признаки, явления, помогающие раскрывать понятие «осень» (листопад, перелёты птиц, смена времени суток).

- как сохранить здоровье осенью.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.


Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



10

Звёздное небо.

Урок-исследование.

Знать:

-понятия «звёзды» и «планеты», «небесные тела»;

-Земля вращается вокруг Солнца и своей оси;




Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



11

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 «Горные породы и минералы. Гранит и его состав»

Урок- практикум


Природа вокруг нас. Что можно увидеть в недрах Земли? Разнообразие горных пород и минералов

Знать:

-названия камней;

-чем они отличаются друг от друга;

-происхождение и свойства полезных икопаемых;

-значение горных пород и минералов, происхождение известняка;

-свойства гранита и кремня

Развитие готовности к сотрудничествуФормирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать познават.интерес к новому учебн материалу

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребности людей от природы. Использовать речь для регуляции своего действия.

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защиту. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



12

Про воздух.

Комбинированный


Показать значение воздуха для живой природы.

Знать:

-о значении воздуха для живой пироды;

-о составе воздуха;

-об охране чистого воздуха

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование установки на здоровый образ жизни.


Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



13

…И про воду. Практическая работа №3 «Свойства воды»

Комбинированный


Неживая природа. Показать значение воды для живой природы.

Знать:

-о значении воды для живой пироды;

- причины загрязнения воды;

-об охране чистой воды


Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование установки на здоровый образ жизни.


Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.

Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



14

Какие бывают растения? Практическая работа №4 «Распознавание деревьев, кустарников и трав.

».

Урок-практикум


Живая природа. Многообразие растений. Что общего у разных растений?

Знать:

-названия одинаковых частей у разных растений;

-отличие и сходство растений по соцветиям;

-отличие и сходство растений по плодам

Формирование установки на обмен информацией

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществ. признаков.

Называть (по иллюстрациям) одинаковые части у разных растений, отличать растения по соцветиям, плодам

Использовать речь для регуляции своего действия.

.Задавать вопросы.



Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



15

Какие бывают животные?

Контрольно-обобщающий урок


Живая природа. Многообразие животных. Знать:

-основные признаки животных

-строение тела;

-названия групп животных;

-среды обитания животных

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Различать животных

Называть их части тела, среды обитания животных

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



16

Невидимые нити в природе, между природой и человеком.

Комбинированный


Представление об экологических связях между живой и неживой природой

Знать:

- об экологических связях между живой и неживой природой ;

-роль человека в этих связях;

-о необходимости сохранения этих связей


Формирование установки на здоровый образ жизни.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


Поиск и выделение нужной информации.

Формирование универсального логического действия – синтеза

( составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали).

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

.

Планирование и контроль в формесличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.



17

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4«Группы дикорастущих и культурных растений».

Урок-практикум


Дать понятия «Дикорастущие и культурные растения»

Знать:

- основные группы культурных и диких растений.

- названия культурных и диких растений (5-10).

-значение данных растений для человека

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные - дикорастущие растения.

Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.

Формировать уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учётом позиции всех участников.

Планирование и контроль в формесличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.



18

Дикие и домашние животные

Комбинированный


- об особенностях разведения и содержания домашних животных

- особенности поведения домашних и диких животных;

- об ответственности человека перед животными.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.

Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



19

Комнатные растения. Практическая работа №5 «Правила ухода за комнатными растениями»

Урок-практикум


Комнатные растения, их разнообразие.

Знать:

-названия некоторых комнатных растений;

- условия жизни растений;

-родину некоторых растений;

-правила ухода за растениями

-значение ком. растений для человека

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познават интерес к новому материалу.

Характеризовать условия необходимые для жизни растений.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



20

Животные живого уголка.

Урок-практикум


Знакомство с обитателями живого уголка, об особенностях их разведения и содержания.

Знать:

- особенности содержания животных;

- об ответственности человека перед животными.

-о значении животных для человека

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познават интерес к новому учебн.материалу

Характеризовать условия необходимые для жизни растений.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



21

Про кошек и собак.

Урок-практикум


Уход человека за домашними животными-кошками и собаками Их многообразие и полезные свойства.

Знать:

- некоторые породы и группы собак и кошек;

- приёмы ухода за животными.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.


Характеризовать особенности домашних животных (кошек и собак) Строитьрассуждение, включающее установление причинноследственных связей.

. Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



22

Красная книга России. Красная книга Кировской области.

Урок-проект


Правила поведения в природе. Что такое Красная книга? Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенных в красную книгу России. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

Знать:

- правила поведения на природе;

- о бережном отношении человека к природе;

-исчезающие виды животных и растений

Оценивать конкретные примеры поведения в.

природе.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Приходить к общему решению в совместной деятельности.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



23

Будь природе другом

Комбинированный


Природа вокруг нас. Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру. Знать:

- правила поведения на природе;

- о бережном отношении человека к природе;

- правила охраны своего здоровья.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).


Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Контрольно-обобщающий урок


Учимся оценивать свои достижения

Знать:

-названия небесных тел;

-разнообразие горных пород и минералов;

-разнообразие растений;

-разнообразие животных;

-правила поведения в природе

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Адекватно оценивать свои знания и умения.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



Жизнь города и села (10 ч)


25

Что такое экономика

Открытие новых знаний


Природа вокруг нас. Отрасли народного хозяйства. Растениеводство и животноводство. Промышленное

предприятия.

Знать:

- о некоторых отраслях народного хозяйства (промышленное производство, сфера обслуживания, сельское хозяйство, растениеводство, животноводство)

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Устанавливать аналогии. Проводить сравнение, классификации по заданным критериям.

Готовить рассказы о занятиях людей в родном городе и селе на основе бесед с местными жителями, со старшими родственниками.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Умение слушать и вступать в диалог.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



26

Из чего что сделано

Комбинированный


Знакомство с природными материалами

Знать:

-как добывают сырьё

-некоторые производственные процессы

-классифицировать предметы по характеру материала

Способность к самооценке на основе критериев успешности.

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на понимания предложений и оценок учителей.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение рассматривать,

сравнивать,

классифицировать

Осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире, использовать знаково-символические средства.

Умение аргументировать свое предложение,

убеждать и уступать.

Формулировать собственное мнение и позицию, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Умение корректировать,т.е. вносить изменения в способдействия, в случае расхождения с правилом, эталоном.

Учитывать установленные правила решения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



27

Как построить дом

Комбинированный


.Знакомство с технологией строительства городского и сельского дома

Знать

- технологию строительства городского и сельского дома

-виды строительной техники и материалов:



Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.


Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающем мире.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



28

Какой бывает транспорт

Комбинированный


Обобщение знаний о видах транспорта.

Знать:

-историю развития транспорта

-классификацию транспортных средств

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование установки на здоровый образ жизни.


Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных

Объяснять назначение транспорта. Анализировать правила поведения в транспорте

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудниче- стве с учителем ставит новые учебные задачи. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



29

Культура и образование

Урок-игра


Дать представление о культурных и образовательных учреждениях.

Знать:

- культурные и образовательные учреждения

-о необходимости посещения данных учреждений

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Поиск и выделение нужной информации.

Формирование универсального логического действия – синтеза.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интереса. Задавать вопросы.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



30

Все профессии важны. «Профессиинашего села»

Урок-проект


Что нас окружает. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населённого пункта.

Знать:

- о профессиях людей:

-о труде, как основной потребности человека;

- кто и как выращивает хлеб;

- о важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.


Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Готовить рассказы о: профессиях членов семьи, занятии людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Устанавливать аналогии. Проводить сравнение, классификации по заданным критериям.

Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



31

В гости к зиме. Экскурсия «Зимние изменения в природе»

Урок-экскурсия


Времена года. Зима. Экскурсия

Знать:

- особенности зимней природы;

- как определить присутствие животных и птиц;

- что происходит со снегом и льдом с изменением температуры воздуха.

- как сохранить здоровье зимой.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование установки на здоровый образ жизни.


Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».

Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.


Планировать свои действия. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



32

В гости к зиме.

Комбинированный


Времена года. Зима. Признаки зимы. Погода зимой.

Знать:

- погодные явления, происходящие в природе зимой.

- свойства снега, льда.


Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.


Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающ. мире.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



33

Проверим себя по разделу «Жизнь города и села»

Контрольно-обобщающий урок

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

Знать пройденный материал по разделу

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.


Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделан ошибок.



34

Презентация «Родное село Филиппово» «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

Урок-презентация


Представлять результаты проектной деятельности

Знать материал представляемого проекта

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


Строить речевое высказывание в устной форме.

Поиск и выделение нужной информации.

Формирование универсального логического действия – синтеза.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интереса. Задавать вопросы.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



«Здоровье и безопасность» (9ч)


35










Строение тела человека

Урок -исследова

ние

Знакомство с внешним и внутренним строением тела человека. Первоначальное представление о работе внутренних органов. Знать:

- строение тела человека

- название внутренних органов

- как работают внутренние органы

- знать правила безопасного и здорового образа жизни







36

Если хочешь быть здоров.

Урок –игра


. Дать представление о здоровье. Выделение признаков здорового состояния человека.

Знать:

- как вести здоровый образ жизни

- признаки здорового состояния человека

- правила сохранения здоровья

- режим дня и правила личной гигиены

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.




Поиск и выделение нужной информации.

Формирование универсального логического действия – синтеза

( составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали).

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение

Адекватно

оценивать своих одноклассников.

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.



37

Берегись автомобиля!

Урок-практикум


Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Знать:

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах

- правила перехода улицы

- дорожные знаки и сигналы светофора

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Запомнить дни недели. Различать времена года по признакам.Характеризовать времена года.

Строить логическое рассуждение,включающее установление причинно -следственных связей.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



38

Школа пешеходов. Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улицы».


Урок-практикум


Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Строить речевое высказывание в устной форме.

Называть холодные и жаркие районы Земли, её полюса.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию.

Формировать способности адекватно воспринимать оценку учителя.



39

Домашние опасности

Комбинированный


Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать дома. Изучение правил безопасного поведения.

Знать:

- правила безопасного поведения в быту

- об опасности бытовых предметов

- правила оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Умение слушать и вступать в диалог.


Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



40

Пожар!

Комбинированный


Знакомство с причинами возникновения пожара. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Знать:

- правила предупреждения пожара

- как вызывать пожарных по телефону

- правила оказания первой медицинской помощи .

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.

Различать динозавров по источнику питания и по среде обитания.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



41

На воде и в лесу

Комбинированный


Закрепление знаний об опасностях в лесу и на водоеме.

Знать:

- правила поведения во время купания

- пути избежания опасности на воде и в лесу

- о съедобных и несъедобных грибах и ягодах

- правила оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях

Способность к самооценке на основе критериев успешности.

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на понимания предложений и оценок учителей.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение рассматривать,

сравнивать,

классифицировать


Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Контролировать действия партнёра

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



42

Опасные незнакомцы

Комбинированный


Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомымит людьми.

Знать:

- как действовать при встрече с незнакомцем

- пути избежания встречи с подозрительными незнакомыми людьми

Способность к самооценке на основе критериев успешности.

Ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на понимания предложений и оценок учителей.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Умение рассматривать,

сравнивать,

классифицировать


Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Контролировать действия партнёра

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Контрольно-обобщающий урок


Проверить знания и умения учащихся. Формирование умения адекватно оценивать своих достижения.


Знать:

-изученный материал;

- критерии оценки своих достижений.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Адекватно оценивать свои знания и умения.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



Общение (7ч)


44

Наша дружная семья. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье.

Комбинированный


Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей.

Знать:

- чем ученик может помочь своей семье;

- качества семьи.

- обязанности ребёнка в семье.

Формирование этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Работа в группах/ парах по распределению домашних обязанностей. Составление рассказа о помощи ребёнка в семье. Моделировать ситуацию общения с людьми разного возраста.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



45

Родословная семьи»

Урок-проект


Подготовка учащихся к выполнению проекта. Знать:

- родословную своей семьи

- как составлять родословное дерево семьи

- где и как собирать информацию








Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Готовить рассказы о родословной своей семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками. Устанавливать аналогии. Проводить сравнение, классификации по заданным критериям.

Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



46

В школе

Комбинированный


Обсуждение событий, происходящих в жизни школы, класса.

Знать:

- о роли школы в своей жизни

- правила поведения в школе

- о необходимости соблюдения правил поведения

- правила культурного общения

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез

Знаково –символическое моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно.



47

Правила вежливости. Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета».


Комбинированный


Изучение правил вежливости в обращении со сверстниками и взрослыми.

Знать:

-основные формы приветствия, просьбы и т.д.

-правила разговора по телефону

-правила поведения в транспорте

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Выбирать оптимальные формы поведения

Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез

Знаково –символическое моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно.



48

Ты и твои друзья

Комбинированный


Друзья, взаимоотношения между ними. Ценность дружбы, согласия, взаимопомощи.

Знать:

- понятия «друг», «дружба»,

- правила обмена мыслями, знаниями. чувствами, воздействие друг на друга.

Формирование этических чувств – стыда, вины, совести -регуляторов морального поведения.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Строить речевое высказывание в устной форме. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах



49

Мы - зрители и пассажиры.

Контрольно-обобщающий урок


Повторение правил поведения в общественных местах.

Знать:

- правила поведения в театре и кинотеатре

- правила поведения в общественном транспорте и т.д.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Адекватно оценивать свои знания и умения.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

Контрольно-обобщающий урок


Проверить знания и умения учащихся. Формировать умения адекватно оценивать свои достижения.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Адекватно оценивать свои знания и умения.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



Путешествия (18ч)


51

Посмотри вокруг

Урок введения в новую тему


Природа вокруг нас. Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.

Знать:

- правила поведения на природе;

- о бережном отношении человека к природе;

- правила охраны своего здоровья.

Оценивать конкретные примеры поведения в.

природе.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Проанализировать правила охраны своего здоровья.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



52

Ориентирование на местности. Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу»

Урок-практикум

Знакомство с ориентированием на местности помощью компаса и местных признаков. Знать:

- устройство и назначение компаса

- как ориентироваться с помощью данного прибора

- как определять стороны горизонта по местным признакам

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


Работать с иллюстратив-ным материалом. Извлекать необходимую информацию из учебника. Обсуждать полученные сведения.

Строить рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию.

Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию.



53

Формы земной поверхности Экскурсия «Формы земной поверхности родного края».


Комбинированный


Знакомство с формами земной поверхности (равнинами, горами, холмами и оврагами).

Знать:

- различные формы земной поверхности

- как различать эти формы земной поверхности

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.


Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.


Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающем мире.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



54

Водные богатства Части реки. Экскурсия «Водоёмы родного края.

Комбинированный


Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства Кировской области. Красота моря.

Знать:

- различные виды водоемов

- как разливать части реки

- как анализировать схему реки

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Умение слушать и вступать в диалог.


Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



55

В гости к весне. Экскурсия «Весенние явления в природе»

Урок-экскурсия


Весна. Погода весной.

Экскурсия.

Знать:

-признаки весны;

-объекты наблюдения и их изменение весной;

-как сохранить здоровье весной.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Формирование установки на здоровый образ жизни.


Устанавливать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».

Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



56

В гости к весне.

Комбинированный


Весна. Весенние месяцы. Признаки весны.

Знать;

- название весенних месяцев и их различия;

-различать изменения природы, происходящие весной;

- весенние приметы.

-признаки весны , высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц, весенние растения).

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



57

Россия на карте. Практическая работа №10 «Основные приемы чтения карты».


Комбинированный


Знакомство с понятием «географическая карта». Формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты.

Знать:

-понятие «карта»

- приемы чтения карты

- расположение на карте РФ

- условные знаки

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование установки на здоровый образ жизни.


Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных

Объяснять назначение поездов, их устройство, виды.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



58

Города России.

Урок-практикум

Подготовка к выполнению проекта.

Знать:

- новую информацию о городах России

- как и где собирать информацию о городах

- как работать в группе

- достопримечательнос

ти городов России

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Готовить рассказы о городах России на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, чтения литературы. Устанавливать аналогии. Проводить сравнение, классификации по заданным критериям.

Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу. Всотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



59

Путешествие по Москве. Основные достопримечательности столицы

Урок-путешес

твие


Знакомство с достопримечательностями Москвы.

Знать:

- как пользоваться планом города

- основные достопримечательности Москвы

- как находить Москву на карте России

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и в группе.



60

Московский Кремль. Основные достопримечательности Кремля и Красной площади.

Урок-путешес

твие


Знакомство с достопримечательностями Московского Кремля.

Знать:

- сведения из истории о Московском Кремле

- архитектурные памятники Кремля

- о значении Кремля для жителей России

- как и где находить нужные сведения о Кремле

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и в группе.



61

Город на Неве

Урок-путешествие


Знакомство с Санкт-Петербургом.

Знать:

- план и герб города

- историю его основания

- памятники старины

- как и где находить информацию об этом городе

- как найти Санкт-Петербург на карте России

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и товарищами



62

Путешествие по планете. Физическая карта мира.

Комбинированный/


Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия . Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.Знать:

-условные обозначения физической карты, части света, материки и океаны.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и товарищами в группе.



63

Путешествие по материкам

Комбинированный


Находить и определять географические объекты на физической карте и глобусе с помощью условных знаков.

Знать:

-части света, материки и океаны и показывать их на карте;

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.



64

Страны мира. Политическая карта мира.

Урок-проект


Подготовка к проекту. Знакомство с понятиями «физическая» и «политическая» карта мира.

Знать:

- основные страны мира

- различные виды карт, как их можно различить

- как и где можно получить нужную информацию

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познавательный интерес к новомуучебному материалу.

Готовить рассказы о странах мира на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, материалов энциклопедий и сети Интернета. Устанавливать аналогии.

Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать собственное мнение, позицию.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничествеВ сотрудничес

тве с учителем ставить новые учебные задачи



65

Впереди лето. Экскурсия «Летние явления в природе»

Урок-экскурсия


Времена года. Лето. Летние месяцы. Признаки лета. Знать:

- отличительные признаки

- названия летних месяцев и их отличит. признаки;

какие изменения происходят в природе в летнее время года;- охрана животных и растений;

- охрана здоровья человека в летнее время.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.


Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешест

вия»

Контрольно-обобщающий урок


Проверить знания и умения учащихся. Выполнять тестовые задания. Формировать умение адекватно оценивать свои достижения

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Адекватно оценивать свои знания и умения.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Поиск и выделение нужной информации.


Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



67

Презентация

«Города России», «Страны мира»

Урок-презента


Представление результатов проектной деятельности.

Знать:

- материал представляемого проекта


Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Поиск и выделение нужной информации.

Формирование универсального логического действия – синтеза.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интереса. Задавать вопросы.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



68

Итоговая диагностическая работа

Контрольно-обобщающий урок


Проверить знания и умения учащихся.

Научиться адекватно оценивать свои достижения

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов комплексной работы)

Слушать учителя; согласовывать свои действия в соответствии с учебной задачей.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.






Материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально – техническое обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.





Учебники

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012.

2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012.













Рабочие тетради

1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012.

2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012.




Тесты

1. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.


Методические пособия

Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс.



В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение.

В учебниках (1 – 4 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке.

С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 1 – 4 классов включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования.

Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит осуществление проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 1 – 4 классов.

В учебниках 1 – 4 классов в методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения».

Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 и 2 классов – «Мой научный дневник». В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года.

Тетради тестовых заданий содержат тесты по всем темам курса. В конце каждой тетради имеются ответы на все тесты.



В книгах представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Применительно к каждому уроку раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень необходимого оборудования, подробно освещены особенности содержания, методы и приёмы работы

Печатные пособия

Плешаков А. А. Таблицы по окружающему миру. 2 класс.


Комплект учебных таблиц включает 16 таблиц большого формата, разработанных на основе курса А. А. Плешакова.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.

Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами.

Технические средства обучения

Магнитная доска.

Интерактивная доска.

Персональный компьютер.


Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по природоведению, истории, обществознанию.

Фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды, тела человека.

Лупа.

Компас.

Лабораторное оборудование: для измерения веса (весы), проведения наблюдения за погодой (компас) и т. п.

Натуральные объекты

Коллекция полезных ископаемых.

Коллекция плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Живые объекты (комнатные растения)

С учётом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!