ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕНИКА 2 КЛАССА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ПО ПРЕДМЕТУ:
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
(33 ч.; 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа по предмету составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 09-д от 23.03.2006 г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области…, утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от __________________ 2011 г.
Цель курса:
Создание условий для совместного выполнения со взрослым приемов элементарного самообслуживания.
Задачи курса:
-формирование знаний о некоторых свойствах и качествах предметов и действий, связанных с выполнением гигиенических процедур (мыло, полотенце, зубная паста, щетка, расческа и т.п.),
- обогащение их представления об окружающих предметах и явлениях;
-формирование у ребенка положительного отношения и интереса к самообслуживанию;
-воспитание положительного отношения к гигиеническим процедурам.
Базовые ценности:
Социальная солидарность будет реализовываться через темы: «Предметы санитарии и гигиены (мыло, полотенце), «Предметы гигиены: мочалка, губка».
Семья будет реализовываться через темы: «Действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать», «Использование таза, ванны».
Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Хранение одежды и обуви».
Обоснование программы:
Уроки самообслуживания являются средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной, но не доступнойучащемуся. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей социальной адаптации.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать приемы самообслуживания.
Основными формами и методами обучения являются:
-совместные с учителем практические работы;
-обыгрывание, где учитель воспроизводит конкретные жизненные ситуации;
-наглядные средства обучения;
На занятиях по самообслуживанию уделяется внимание обогащению пассивного словарного запаса. Для этого используется не только повторение обиходной и специальной терминологии, но и чтение пословиц, поговорок, загадок.
Требования к результату:
Личностный результат:
-сформированность отношения к себе как ученику;
-выполнение упражнений с помощью взрослого.
Метапредметный результат:
-умение эмоционально проявлять себя в процессе выполнения приемов самообслуживания;
Предметный результат:
-умение узнавать окружающие предметы,
-умение слушать учителя.
Предметная составляющая
| Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетвори-тельно «3» | Неудовлетвори-тельно «2» |
П О Н И М А Е Т | Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет, понимает необходимость соблюдения правил личной гигиены | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает. | Обращённую речь и инструкцию не понимает, не понимает необходимость соблюдения правил личной гигиены |
Таблично-графическая схема рабочей программы по самообслуживанию.
Раздел | Цель раздела | Задачи раздела | Ожидаемый результат |
Предметы гигиены. Предметы одежды, обуви. Продукты питания, столовые приборы. Части тела. | Формирование знаний о предметах гигиены. Расширение знаний о предметах одежды и обуви. Расширение знаний о продуктах питания. Закрепление знаний о частях тела. | Воспитание положительного отношения у гигиеническим процедурам. Развитие интереса к окружающим людям. Воспитание стремления к проявлению самостоятельности. Развитие пассивного словаря. | Эмоционально откликаться на проведение гигиенических процедур. Совместно с учителем выполнять элементарные действия с одеждой и обувью. Совместно с учителем выполнять элементарные действия со столовыми приборами. Совместно с учителем показывать части тела. |
Самообслуживание (9 ч.) I четверть
Тема | Содержание |
1.Различаем части головы. | Рассматривание лица куклы. Где нос, рот, уши, глаза, брови? А у тебя? |
2.Части тела: грудь, живот, спина, плечи. | Рассматривание частей тела куклы. Где грудь, спина, живот, плечи? А у тебя, где? |
3.Предметы санитарии и гигиены (мыло, полотенце). | Рассматривание кусочков мыла разных размеров и разного цвета. Называет размера и цвета. Понюхай: «Ах! Рассматривание полотенец: большое, маленькое, белое, синее, зеленое. «Приложим к щечке – мягкое, теплое». |
4.Зубная щетка, паста, порошок. | Рассматривание зубных щеток и пасты. «Это щетка мамина - большая, это папина - большая, это сестренки - маленькая». Называние цвета щеток. «Чтобы почистить зубы нужен зубной порошок или паста. Выдавливает пасту на щетку – немножко и чистим зубы». |
5.Действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать. | «Кукла в гости к нам пришла. Она рисовала - ручки у нее замарались краской. Будем мыть руки водой, вытирать полотенцем. Теперь будем мыть себе руки и вытирать полотенцем (бумажной салфеткой). |
6.Хранение предметов гигиены (мыльница, футляр) | Рассматривание мыльниц, выкладывание на них мыла. Действия - намылили, положили мыло в мыльницу. Рассматривание футляров для щеток. Чей футляр? |
7.Гребешок, расческа. Причесывание. | Внесение расчесок, гребешков. Называние. Причесывание куклы, себя. Игра «Посмотри в зеркало». |
8.Предметы гигиены: мочалка, губка. | Рассматривание мочалок, губок для тела. Называние размера, цвета. Чья мочалка? Словарная работа: мягкая, жесткая. |
9.Использование таза, ванны. | Рассматривание тазов. Называние цвета, размера. «В маленьком помоем посуду для куклы. В большом тазу будем купать куклу». Рассматривание ванны, включение воды. «Кто моется в ванной?». |
Самообслуживание (8 ч.) II четверть
Тема | Содержание |
1.Предметы одежды: платье. | Рассматривание куклы. «У куклы есть одежда – это платье». Называние цвета платья, длины, элементов рисунка. Рассматривание иллюстраций платьев. |
2.Рубашка. брюки. | Игра «Чья одежда?». «Рубашка, брюки – одежда мальчиков, пап». Называние цветов, размеров, рассматривание одежды для кукол, для детей. |
3.Кофта, свитер. | Теплая одежда – кофта, свитер. Надеваем, когда холодно. Рассматривание одежды. Называние цвета, размера. |
4.Предметы обуви: тапочки, ботинки. | Игра «Чья обувь?» Рассматривание тапочек. Называние цветов и размеров. Игра «Кто носит ботинки». Рассматривание иллюстраций, детских ботинок. Называние цвета, размера, частей. |
5.Носки, гольфы. | Что такое носки, гольфы? Рассматривание. Кто носит носки, гольфы? Называние цветов и размеров. Словарная работа: теплые, короткие, длинные. |
6.Сапоги, валенки. | Теплая обувь – сапоги, валенки. Рассматривание. Называние цветов и размеров. Игра «Чья обувь». |
7.Пальто, шуба. | Рассматривание детской одежды – пальто, шуба. Называние цветов. «Без пальто на улице холодно. Без шубы зимой замерзнешь». |
8.Хранение одежды и обуви. | Рассматривание коробок для обуви. Игра «Разложи обувь». В большие коробки – большую обувь, папину, в маленькие коробки – обувь сестренки. |
Самообслуживание (9 ч.) III четверть
Тема | Содержание |
1.Части лица: щеки, губы, подбородок. | Чтение стихотворения: В небе солнышко сияет, наши щечки согревает, носик, руки и бока подрумянило слегка. ноги тоже у ребят понемножку загорят. |
2.Правая, левая рука. | Чтение стихотворения: две сестрицы, две руки рубят, режут, роют, рвут на грядках сорняки и друг дружку моют. Месят тесто две руки, левая и правая. Воду моря и реки загребают, плавая. |
3.Части головы: лоб, затылок. | Рассматривание частей головы в зеркало, у учителя, У сестренки. Называние. |
4. Правая, левая нога. | Чтение стихотворения: раз шажок, два шажок, левый, правый сапожок. Учим наши ножки топать по дорожке. |
5.Назначение носового платка. | Рассматривание носовых платков: папин – большой, мамин – поменьше, Светин – маленький, Сашин, как у папы. Что делают носовым платком? Протирают очки, лоб, нос, руки. Вот так. |
6.Назначение расчески. | Рассматривание различных расчесок: гребешок, массажная, деревянная, пластмассовая, металлическая, с ручкой, без ручки. Каждой расческой попробуем причесать волосы, какой удобнее? |
7.Предметы для приема пищи (салфетка, клеенка). | Рассматривание различных салфеток – бумажных, клеенчатых, из ткани, больших и маленьких. Разглаживаем ладошкой, трогаем. Для чего салфетки? Бумажные и из ткани намокают. Бумажные выбрасывают после использования, тканевые – стирают, из клеенки – протирают влажной тряпочкой. |
8.Ложка, тарелка, кружка, стакан. | Чтение стихотворения: чай попили черепашки, за собой помыли чашки. После ужина чистюли чистят чайник и кастрюли. |
9.Мытье фруктов, ягод и овощей. | Рассматривание фруктов и овощей. Внесение двух тазов – в одном помоем фрукты, в другом – овощи. Вымытые фрукты вытираем салфеткой из ткани и складываем в вазу. Овощи складываем в блюдо и отнесем маме на кухню. |
Самообслуживание (8 ч.) IV четверть
1.Продукты питания: мясо, рыба. | Рассматривание иллюстраций мяса, рыбы. Это - продукты питания. Мясо и рыбу можно жарить, варить. Жарят на сковороде, варят в кастрюле. |
2.Суп, каша. | Из чего няня варит суп? Что она складывает в кастрюлю? Картофель, морковь, мясо, лук, капусту (рассматривание иллюстраций). Из чего няня варит кашу? Из крупы. Из манной крупы – манную кашу, из гречневой крупы – гречневую кашу, из гороха – гороховую кашу (рассматривание круп). |
3.Уход за одеждой. | Рассматривание одежды куклы. У куклы одежда запачкалась, надо привести в порядок – постираем. А как няня стирает одежду, посмотрим. Когда одежда постирана, ее утюжат, вот так. |
4.Продукты питания: яйцо, масло, сахар. | Рассматривание иллюстраций продуктов питания: яйца, масло, сахар. Эти продукты есть на кухне. Рассматривание продуктов, называние. |
5.Уход за обувью. | Куклы гуляли на улице и запачкали обувь, поможем вымыть. Туфли обтираем тряпочкой, сапожки вымоем в тазу. |
6.Продукты питания: картофель, котлеты. | Рассматривание картофеля – его чистят, варят, жарят. Внесение кастрюли, сковороды. Рассматривание котлет. Их жарят. |
7.Уход за постелью. | Рассматривание иллюстраций – дети делают зарядку, заправляют кровать. Давай кукле поможем заправить кровать – расправим простынь, одеяло, сверху - покрывало, подушку. |
8.Сервировка стола. | В гости пришла кукла, будем накрывать на стол. Нужно разложить салфетки, расставить посуду, разложить вилки, ложки. Посмотри, как. |