СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету: самообслуживание, 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуально-ориентированная рабочая программа по самообслуживанию, включает краткое содержание уроков на весь год, по четвертям. Составлена для обучения на дому ребенка с ДЦП, имеющего глубокую умственную отсталость.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету: самообслуживание, 2 класс.»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧЕНИКА 2 КЛАССА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ

ПО ПРЕДМЕТУ:

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

(33 ч.; 1 ч. в неделю)

Пояснительная записка

Программа по предмету составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 09-д от 23.03.2006 г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области…, утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от __________________ 2011 г.

Цель курса:

Создание условий для совместного выполнения со взрослым приемов элементарного самообслуживания.


Задачи курса:

-формирование знаний о некоторых свойствах и качествах предметов и действий, связанных с выполнением гигиенических процедур (мыло, полотенце, зубная паста, щетка, расческа и т.п.),

- обогащение их представления об окружающих предметах и явлениях;

-формирование у ребенка положительного отно­шения и интереса к самообслуживанию;

-воспитание положительного отношения к гигиеническим процедурам.


Базовые ценности:

Социальная солидарность будет реализовываться через темы: «Предметы санитарии и гигиены (мыло, полотенце), «Предметы гигиены: мочалка, губка».

Семья будет реализовываться через темы: «Действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать», «Использование таза, ванны».

Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Хранение одежды и обуви».

Обоснование программы:

Уроки самообслуживания являются средством активно­го познания окружающей действительности. Практическая дея­тельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной, но не доступнойучащемуся. Разно­образие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей социальной адаптации.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать приемы самообслуживания.

Основными формами и методами обучения являются:

-совместные с учителем практические работы;

-обыгрывание, где учитель воспроизводит конкретные жизненные ситуации;

-наглядные средства обучения;

На занятиях по самообслуживанию уделяется внимание обогащению пассивного словарного запаса. Для этого используется не только повторение обиходной и специальной терминологии, но и чтение пословиц, поговорок, загадок.

Требования к результату:

Личностный результат:

-сформированность отношения к себе как ученику;

-выполнение упражнений с помощью взрослого.

Метапредметный результат:

-умение эмоционально проявлять себя в процессе выполнения приемов самообслуживания;

Предметный результат:

-умение узнавать окружающие предметы,

-умение слушать учителя.


Предметная составляющая


Отлично

«5»

Хорошо

«4»

Удовлетвори-тельно

«3»

Неудовлетвори-тельно

«2»

П

О

Н

И

М

А

Е

Т

Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет, понимает необходимость соблюдения правил личной гигиены

Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя.


Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает.

Обращённую речь и инструкцию не понимает, не понимает необходимость соблюдения правил личной гигиены





Таблично-графическая схема рабочей программы по самообслуживанию.

Раздел

Цель раздела

Задачи раздела

Ожидаемый результат

Предметы гигиены.







Предметы одежды, обуви.








Продукты питания, столовые приборы.






Части тела.

Формирование знаний о предметах гигиены.





Расширение знаний о предметах одежды и обуви.







Расширение знаний о продуктах питания.





Закрепление знаний о частях тела.

Воспитание положительного отношения у гигиеническим процедурам.



Развитие интереса к окружающим людям.







Воспитание стремления к проявлению самостоятельности.




Развитие пассивного словаря.



Эмоционально откликаться на проведение гигиенических процедур.



Совместно с учителем выполнять элементарные действия с одеждой и обувью.





Совместно с учителем выполнять элементарные действия со столовыми приборами.


Совместно с учителем показывать части тела.



Самообслуживание (9 ч.) I четверть


Тема

Содержание


1.Различаем части головы.

Рассматривание лица куклы.

Где нос, рот, уши, глаза, брови?

А у тебя?


2.Части тела: грудь, живот, спина, плечи.

Рассматривание частей тела куклы.

Где грудь, спина, живот, плечи?

А у тебя, где?


3.Предметы санитарии и гигиены (мыло, полотенце).

Рассматривание кусочков мыла разных размеров и разного цвета.

Называет размера и цвета. Понюхай: «Ах!

Рассматривание полотенец: большое, маленькое, белое, синее, зеленое. «Приложим к щечке – мягкое, теплое».


4.Зубная щетка, паста, порошок.

Рассматривание зубных щеток и пасты. «Это щетка мамина - большая, это папина - большая, это сестренки - маленькая». Называние цвета щеток.

«Чтобы почистить зубы нужен зубной порошок или паста. Выдавливает пасту на щетку – немножко и чистим зубы».


5.Действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать.

«Кукла в гости к нам пришла. Она рисовала - ручки у нее замарались краской. Будем мыть руки водой, вытирать полотенцем. Теперь будем мыть себе руки и вытирать полотенцем (бумажной салфеткой).


6.Хранение предметов гигиены (мыльница, футляр)

Рассматривание мыльниц, выкладывание на них мыла.

Действия - намылили, положили мыло в мыльницу.

Рассматривание футляров для щеток.

Чей футляр?


7.Гребешок, расческа. Причесывание.

Внесение расчесок, гребешков. Называние.

Причесывание куклы, себя.

Игра «Посмотри в зеркало».


8.Предметы гигиены: мочалка, губка.

Рассматривание мочалок, губок для тела.

Называние размера, цвета.

Чья мочалка?

Словарная работа: мягкая, жесткая.


9.Использование таза, ванны.

Рассматривание тазов. Называние цвета, размера.

«В маленьком помоем посуду для куклы. В большом тазу будем купать куклу».

Рассматривание ванны, включение воды. «Кто моется в ванной?».



Самообслуживание (8 ч.) II четверть


Тема

Содержание


1.Предметы одежды: платье.

Рассматривание куклы.

«У куклы есть одежда – это платье». Называние цвета платья, длины, элементов рисунка.

Рассматривание иллюстраций платьев.


2.Рубашка. брюки.

Игра «Чья одежда?».

«Рубашка, брюки – одежда мальчиков, пап».

Называние цветов, размеров, рассматривание одежды для кукол, для детей.


3.Кофта, свитер.

Теплая одежда – кофта, свитер. Надеваем, когда холодно.

Рассматривание одежды. Называние цвета, размера.


4.Предметы обуви: тапочки, ботинки.

Игра «Чья обувь?»

Рассматривание тапочек. Называние цветов и размеров.

Игра «Кто носит ботинки». Рассматривание иллюстраций, детских ботинок. Называние цвета, размера, частей.


5.Носки, гольфы.

Что такое носки, гольфы? Рассматривание. Кто носит носки, гольфы? Называние цветов и размеров. Словарная работа: теплые, короткие, длинные.


6.Сапоги, валенки.

Теплая обувь – сапоги, валенки. Рассматривание. Называние цветов и размеров.

Игра «Чья обувь».


7.Пальто, шуба.

Рассматривание детской одежды – пальто, шуба. Называние цветов. «Без пальто на улице холодно. Без шубы зимой замерзнешь».


8.Хранение одежды и обуви.

Рассматривание коробок для обуви.

Игра «Разложи обувь». В большие коробки – большую обувь, папину, в маленькие коробки – обувь сестренки.




Самообслуживание (9 ч.) III четверть


Тема

Содержание

1.Части лица: щеки, губы, подбородок.

Чтение стихотворения: В небе солнышко сияет, наши щечки согревает, носик, руки и бока подрумянило слегка. ноги тоже у ребят понемножку загорят.


2.Правая, левая рука.

Чтение стихотворения: две сестрицы, две руки рубят, режут, роют, рвут на грядках сорняки и друг дружку моют. Месят тесто две руки, левая и правая. Воду моря и реки загребают, плавая.


3.Части головы: лоб, затылок.

Рассматривание частей головы в зеркало, у учителя, У сестренки. Называние.


4. Правая, левая нога.

Чтение стихотворения: раз шажок, два шажок, левый, правый сапожок. Учим наши ножки топать по дорожке.


5.Назначение носового платка.

Рассматривание носовых платков: папин – большой, мамин – поменьше, Светин – маленький, Сашин, как у папы. Что делают носовым платком? Протирают очки, лоб, нос, руки. Вот так.


6.Назначение расчески.

Рассматривание различных расчесок: гребешок, массажная, деревянная, пластмассовая, металлическая, с ручкой, без ручки. Каждой расческой попробуем причесать волосы, какой удобнее?


7.Предметы для приема пищи (салфетка, клеенка).

Рассматривание различных салфеток – бумажных, клеенчатых, из ткани, больших и маленьких. Разглаживаем ладошкой, трогаем. Для чего салфетки? Бумажные и из ткани намокают. Бумажные выбрасывают после использования, тканевые – стирают, из клеенки – протирают влажной тряпочкой.


8.Ложка, тарелка, кружка, стакан.

Чтение стихотворения: чай попили черепашки, за собой помыли чашки. После ужина чистюли чистят чайник и кастрюли.


9.Мытье фруктов, ягод и овощей.

Рассматривание фруктов и овощей. Внесение двух тазов – в одном помоем фрукты, в другом – овощи. Вымытые фрукты вытираем салфеткой из ткани и складываем в вазу. Овощи складываем в блюдо и отнесем маме на кухню.




Самообслуживание (8 ч.) IV четверть


1.Продукты питания: мясо, рыба.

Рассматривание иллюстраций мяса, рыбы. Это - продукты питания. Мясо и рыбу можно жарить, варить. Жарят на сковороде, варят в кастрюле.


2.Суп, каша.

Из чего няня варит суп? Что она складывает в кастрюлю? Картофель, морковь, мясо, лук, капусту (рассматривание иллюстраций). Из чего няня варит кашу? Из крупы. Из манной крупы – манную кашу, из гречневой крупы – гречневую кашу, из гороха – гороховую кашу (рассматривание круп).


3.Уход за одеждой.

Рассматривание одежды куклы. У куклы одежда запачкалась, надо привести в порядок – постираем. А как няня стирает одежду, посмотрим. Когда одежда постирана, ее утюжат, вот так.


4.Продукты питания: яйцо, масло, сахар.

Рассматривание иллюстраций продуктов питания: яйца, масло, сахар. Эти продукты есть на кухне. Рассматривание продуктов, называние.


5.Уход за обувью.

Куклы гуляли на улице и запачкали обувь, поможем вымыть. Туфли обтираем тряпочкой, сапожки вымоем в тазу.


6.Продукты питания: картофель, котлеты.

Рассматривание картофеля – его чистят, варят, жарят. Внесение кастрюли, сковороды. Рассматривание котлет. Их жарят.


7.Уход за постелью.

Рассматривание иллюстраций – дети делают зарядку, заправляют кровать. Давай кукле поможем заправить кровать – расправим простынь, одеяло, сверху - покрывало, подушку.


8.Сервировка стола.

В гости пришла кукла, будем накрывать на стол. Нужно разложить салфетки, расставить посуду, разложить вилки, ложки. Посмотри, как.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!