06.04 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор ________ Е.М.Демидова Протокол №4 ______ Г.Н.Ляшкова Приказ № 01.08/392 от « 29» августа 2018г. «30» августа 2018г. от «31» августа 2018г. Руководитель ____Е.Ю.Колесникова «Об утверждении рабочих программ» |
| | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Учитель | Григорчук Елена Викторовна | | | |
| | | | | | | | | | |
Учебный год | 2018-2019 | | | |
| | | | | | | | | | |
Класс | 4-Б | | | |
| | | | | | | | | | |
Название учебного предмета | Русский язык | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в год | 170 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Количество часов в неделю | 5 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |
| | | | | | | | | | |
| |
| | | | | | | | | | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 1-4 классы», 2011 г.
Для реализации программы используется учебник «Русский язык. 4 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2014.
На изучение предмета русский язык в 4-Б классе МБОУ «ЗСШ» отводится 170 часов в год (5 часов в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденному приказом директора школы от 30.08.2018г. № 01.08/385.
Цели:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные.
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
• принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
• уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тематический раздел | Количество часов |
1 | Повторение | 5 ч. |
2 | Предложение | 15 ч. |
3 | Слово в языке и речи | 15 ч. |
4 | Части речи | 7 ч. |
5 | Имя существительное | 15 ч. |
6 | Правописание безударных падежных окончаний | 28 ч. |
7 | Имя прилагательное | 31 ч. |
8 | Местоимение | 8 ч. |
9 | Глагол | 37 ч. |
10 | Повторение | 9 ч. |
| Всего | 170 ч. |
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вид работы | 1четв | 2четв | 3четв | 4четв |
Стартовая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) | 1 | | | |
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 |
Контрольное списывание | 1 | | 1 | |
Текущие контрольные работы | 1 | 1 | 1 | 1 |
Контрольное изложение | | 1 | | |
Словарный диктант | | 1 | | 1 |
Контрольное сочинение | | | 1 | |
Годовая контрольная работа | | | | 1 |
Всероссийская проверочная работа | | | | 1 |
Итоговая комплексная контрольная работа | | | | 1 |
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
Повторение (5 ч) |
1 | | | Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык |
2 | | | Язык и речь. Формулы вежливости |
3 | | | Текст. План текста |
4 | | | Текст. Подробное изложение текста «Первая вахта» |
5 | | | Текст. Типы текста |
Предложение (15 ч.) |
6 | | | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания |
7 | | | Виды предложений по интонации |
8 | | | Входной диктант с грамматическим заданием |
9 | | | Работа над ошибками. Однородные члены предложения |
10 | | | Диалог. Обращение |
11 | | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения |
12 | | | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Самостоятельная работа |
13 | | | Что такое словосочетание? |
14 | | | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов |
15 | | | Запятая между однородными членами, соединенными союзами |
16 | | | Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» |
17 | | | Как отличить сложное предложение от простого предложения? |
18 | | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану |
19 | | | Контрольная работа по теме «Предложение» |
20 | | | Работа над ошибками. Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? |
Слово в языке и речи (15 ч) |
21 | | | Слово и его лексическое значение |
22 | | | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова |
23 | | | Синонимы, антонимы, омонимы |
24 | | | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов |
25 | | | Состав слова. Значимые части слова |
26 | | | Состав слова. Однокоренные слова |
27 | | | Состав слова. Однокоренные слова. Самостоятельная работа |
28 | | | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова |
29 | | | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов |
30 | | | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах |
31 | | | Упражнение в написании приставок и суффиксов |
32 | | | Разделительные ъ и ь |
33 | | | Контрольное списывание |
34 | | | Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе |
35 | | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану |
Части речи (7 ч.) |
36 | | | Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи |
37 | | | Грамматические признаки частей речи |
38 | | | Итоговая контрольная работа за 1 четверть |
39 | | | Работа над ошибками. Наречие как часть речи |
40 | | | Наречие как часть речи |
41 | | | Творческое сочинение с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» |
42 | | | Проверочная работа по теме «Части речи» |
Имя существительное (43 ч) |
43 | | | Как определить падеж имени существительного |
44 | | | Признаки падежных форм имен существительных |
45 | | | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных |
46 | | | Упражнение в распознавании дательного и творительного падежей имен существительных |
47 | | | Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных |
48 | | | Контрольное изложение текста по коллективно составленному плану |
49 | | | Работа над ошибками. Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных |
50 | | | Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения |
51 | | | Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» |
52 | | | Второе склонение имен существительных |
53 | | | Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения |
54 | | | Третье склонение имен существительных |
55 | | | Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения |
56 | | | Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений |
57 | | | Контрольная работа по теме «Имя существительное» |
58 | | | Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных |
59 | | | Именительный и винительный падежи |
60 | | | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже |
61 | | | Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже |
62 | | | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных |
63 | | | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных |
64 | | | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже |
65 | | | Упражнения в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах |
66 | | | Контрольный словарный диктант. Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах |
67 | | | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. |
68 | | | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже |
69 | | | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже |
70 | | | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Самостоятельная работа |
71 | | | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах |
72 | | | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных |
73 | | | Итоговая контрольная работа за 2 четверть |
74 | | | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» |
75 | | | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах |
76 | | | Сочинение по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница» |
77 | | | Множественное число имен существительных |
78 | | | Именительный падеж имен существительных множественного числа |
79 | | | Родительный падеж имен существительных множественного числа |
80 | | | Родительный падеж имен существительных множественного числ. Самостоятельная работаа |
81 | | | Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа |
82 | | | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа |
83 | | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану |
84 | | | Контрольное списывание |
85 | | | Работа над ошибками. Защита проектов «Говорите правильно!» |
Имя прилагательное (31 ч) |
86 | | | Роль имен прилагательных в языке. |
87 | | | Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? |
88 | | | Род и число имен прилагательных |
89 | | | Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных. Выборочное списывание. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка» |
90 | | | Падеж имени прилагательного |
91 | | | Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов» |
92 | | | Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе |
93 | | | Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода |
94 | | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже |
95 | | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже |
96 | | | Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописании их падежных окончаний |
97 | | | Упражнение в распознавании имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах |
98 | | | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах |
99 | | | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. Самостоятельная работа |
100 | | | Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина |
101 | | | Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе |
102 | | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах |
103 | | | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах |
104 | | | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода |
105 | | | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода |
106 | | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану |
107 | | | Склонение имен прилагательных во множественном числе |
108 | | | Контрольное сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости» |
109 | | | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах |
110 | | | Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах |
111 | | | Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах |
112 | | | Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» |
113 | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных |
114 | | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану |
115 | | | Обобщение и систематизация знаний |
116 | | | Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
Местоимение (8 ч.) |
117 | | | Роль местоимений в речи |
118 | | | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица |
119 | | | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами |
120 | | | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами |
121 | | | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями |
122 | | | Итоговая контрольная работа за 3 четверть |
123 | | | Работа над ошибками. Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями |
124 | | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану |
Глагол (37 ч) |
125 | | | Роль глаголов в языке |
126 | | | Роль глаголов в языке. Самостоятельная работа |
127 | | | Изменение глаголов по временам |
128 | | | Неопределенная форма глагола |
129 | | | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. Контрольный словарный диктант |
130 | | | Образование временных форм от глагола в неопределенной форме |
131 | | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному плану |
132 | | | Спряжение глаголов (общее понятие) |
133 | | | Распознавание лица и числа глаголов |
134 | | | Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа |
135 | | | Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами |
136 | | | Всероссийская проверочная работа (ВПР) (диктант) |
137 | | | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» |
138 | | | Всероссийская проверочная работа (ВПР) (тестовое задание) |
139 | | | I и II спряжения глаголов |
140 | | | Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения |
141 | | | Наши проекты. «Пословицы и поговорки» |
142 | | | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени |
143 | | | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов |
144 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
145 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Самостоятельная работа |
146 | | | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» |
147 | | | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов |
148 | | | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
149 | | | Возвратные глаголы |
150 | | | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени |
151 | | | Упражнение в правописании безударных окончаний, -тся и -ться в возвратных глаголах |
152 | | | Правописание глаголов в прошедшем времени |
153 | | | Годовая административная стандартизированная контрольная работа |
154 | | | Работа над ошибками. Язык и речь |
155 | | | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени |
156 | | | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Составление текста на спортивную тему |
157 | | | Итоговая комплексная контрольная работа (ИККР) |
158 | | | Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи |
159 | | | Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола |
160 | | | Итоговая контрольная работа за 4 четверть |
161 | | | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану |
Повторение (9 ч.) |
162 | | | Язык и речь |
163 | | | Текст. Типы текстов |
164 | | | Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения |
165 | | | Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения |
166 | | | Слово и его лексическое значение. |
167 | | | Значимые части слова. Словообразование |
168 | | | Правописание гласных и согласных в корне слов |
169 | | | Части речи. Морфологические признаки частей речи |
170 | | | Звуко-буквенный и звуковой разбор слов |