СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по социализации и профориентации для учащихся коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программ рассчитана на 9 лет. В 1 - 4 классах учащиеся знакомятся с миром профессий через воспитательные беседы, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.

Просмотр содержимого документа
«Программа по социализации и профориентации для учащихся коррекционной школы»

Данная программа имеет особую актуальность, так как отражает проблемы профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Адресована педагогам, социальным педагогам, воспитателям, классным руководителям, медицинскому персоналу школы.



Пояснительная записка

На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» и письма Министерства образования РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации каждого обучающегося образовательного учреждения». Указано на необходимость подготовки каждого обучающегося как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии. Решение этой проблемы является актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствованием всей кадровой политики государства.

Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» т.е. на социальное становление школьников.

С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнёров, ценностей и т.д.) открытие своего внутреннего мира.

В нашей школе – интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Проблема профессионального становления личности для них является наиболее актуальной.

Выпускники школ с ограниченными возможностями здоровья детей являются наиболее уязвлённой, мало защищённой категорией граждан. Основными трудностями являются низкий уровень развития эмоционально-волевых, коммуникативных и познавательных процессов. Дети и подростки, в силу своих личностных особенностей, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Для большинства из них характерны частые конфликты с окружающими, агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, они не могут конструктивно разрешать свои конфликты. Не покидающее чувство «ущербности и неполноценности» приводит к высокой тревожности, снижению успеваемости в школе, проблемам в поведении, затрудняет процесс социальной адаптации.

Тем не менее, многие из них способны к овладению рабочими профессиями строительной, жилищно-коммунальной сфер, сельскохозяйственного, швейного производства.

Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику школы-интерната достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – воспитатели, учителя, и другие работники школы – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.

Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям с трудностями в выборе профессии.

Формула “подготовка к жизни” и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.

На уроках и воспитательских мероприятиях необходимо выявлять задатки, склонности и способности воспитанников. С этой целью в содержание каждого внеклассного мероприятия включаются информационные блоки, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к профессиям. Профессиональные тематические мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

Школа должна осознать свою долю экономической ответствен­ности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение сво­им интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного произ­водства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Данная программа рассчитана на 9 лет (1-9 классы). С 1-4 класс происходит знакомство с миром профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры.

Работа по профориентации продолжается и в 10-11 классах. Учащиеся этих классов более углубленно изучают материал по штукатурно-малярному делу, столярному делу, швейному делу и обслуживающему труду.

Программы по трудовому обучению являются упрощённой моделью программ учебных заведений, где учатся наши выпускники.

Часто мы используем учебники (в старших классах) предназначенные для изучения материала в училищах, разъясняем учащимся такие понятия как «профпригодность», «способность», «возможность», рассматриваем способности человека как важнейший фактор профессиональной пригодности, и как немаловажно соотнести полученные знания со своими возможностями.

На уроках трудового обучения знакомим учащихся с законами в области труда и занятости (Трудовым кодексом РФ как основным документом, регулирующим трудовые отношения); разъясняем понятия «рынок труда»; показываем пути устройства на работу; знакомим с правилами оформления основных документов при поступлении на работу.

Стараемся рассказывать учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве.

Кроме того даётся такое понятие как конкурентоспособность, и представление о безработице.

Цель данной программы:

Создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.

Задачи:

  • Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.

  • Обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе.

  • Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями посёлка.

  • Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.

  • Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес.

  • Развивать самостоятельность, самосознание.

  • Научить детей правильному профессиональному самоопределению.

  • Развитие нравственного самовоспитания личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.

Нормативно-правовое обеспечение профориетационной деятельности.

Нормативно-правовая база: Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования .





Обучающиеся должны знать:

Значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии ; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о стиля общения.

Обучающиеся должны уметь:

Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы совершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограмы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Принципы профессионального самоопределения:

 

1.Принцип региональности;

2. Личностно ориентированного подхода;

3.Практико-ориентированный;

4.Организации партнерских отношений,

5.Системного подхода,

6.Дифференциации,

7.Интеграции,

8.Комплексного подхода.


 

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

 

Директор

  • направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;

  • постоянно знакомит с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;

  • контролирует всю профориентационную работу в школе;

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

  • ежегодно в начале учебного года информирует отдел образования о трудоустройстве выпускников 9-х и 11-х классов.

  • создаёт учебно-методическую базу по профориентации;

  • организовывает и проверяет деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации;

  • собирает, обобщает и распространяет передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;

  • координирует профориентационную направленность проектной, исследовательской деятельности учащихся;

  • организует занятия учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • курирует преподавание профориентационного курса в ходе предпрофильной подготовки (“Самоопределение”)

Заместитель директора по воспитательной работе

  • вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

  • поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

  • осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика);

  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики; осуществляет контролирующую функцию работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

Классный руководитель

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь социальному педагогу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному обучению и профессиональному самоопределению;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы средних профессиональных учебных заведений.

 

 

 

Учителя-предметники

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

  • организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство и т. д.)

Социальный педагог

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создает базу данных по профдиагностике.

 

 

Ожидаемые результаты:

  • достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;

  • сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;

  • сфрмированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;

  • сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);

  • наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);

  • сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.



Формы работы:

- Экскурсии;

- уроки;

- классные часы;

- анкетирование;

- дискуссии, диспуты;

- исследовательские работы (групповые и индивидуальные);

- встречи со специалистами различных профессий;

- изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;

- консультации по выбору профильного обучения (индивидуальные, групповые);

- родительские собрания;

- встречи с представителями учебных заведений;

- предметные недели;

- творческие работы (сочинения, рисунки и т. д.)



Диагностика эффективности программы:

- диагностика жизненно важных ценностей для учащихся (методика «Общечеловеческие ценности»);

- диагностика профессионально важных качеств у учащихся (методика «Коммуникативные навыки»);

- диагностика познавательных процессов;

- диагностика склонностей и интересов;

- анализ поступлений учащихся школы в учебные заведения и дальнейшего их самоопределения;

Механизм обеспечения программы

Программа реализуется по следующим направлениям:

  • образовательное;

  • информационное;

  • социально-психологическое;

  • рефлексивное.


Организация и контроль реализации программы:

  • выделение направлений профориентационной работы и определение профориентационных задач;

  • включение в реализацию программы всех участников образовательного процесса (классные руководители, воспитатели, педагоги-предметники, учителя технологии, педагоги-психологи, социальные педагоги, зам. директора по УВР и ВР, родители обучающихся);

  • анализ промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы;

  • сбор катамнестических данных о дальнейшем профессиональном определении, трудоустройстве, социальной адаптации выпускников школы;

  • координация деятельности по реализации программы заместителем директора по УВР.

Сроки реализации программы : 2016-2025 год



Результаты программы:

  • положительное отношение обучающихся к трудовой деятельности;

  • профессиональное самоопределение, соответствующеепсихофизическим возможностям обучающихся.

  • сформированность основных принципов построения профессиональной карьеры у выпускников.


Эффективность программы определяется по катамнестическим данным. Основным критерием является получение профессии выпускниками школы и трудоустройство учащихся по выбранному профилю.


Образовательное направление

Задачи:

  • самоопределение профессиональной модели личности учащегося средствами воспитания и обучения;

  • формирование у учащихся позитивного и сознательного отношения в выборе профессии.

Воспитательные мероприятия.

Содержание: на воспитательных занятиях у учащихся формируется позитивное и сознательное отношение к выбору профессии.

1 - 4 классы – знакомство с миром профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры.

5 – 7 классы - формирование мотивации и положительного отношения к трудовой деятельности, выбору будущей профессии через практическую и проектную деятельность и развивающие игры.

8 - 9 классы - развитие у учащихся сознательного отношения к выбору профессии через проектную деятельность, творческие отчёты, презентации.

Инструментарийдля оценки результативности:итоговое общешкольное мероприятие, количество дидактического материала, созданного детьми, отчёт по проекту.


Мастерские трудовых проб.

Содержание: Мастерские трудовых проб организуются для учащихся 4 классов с целью определения уровня психофизического развития учеников 4 классов, их интересов и готовности к обучению по определённому трудовому профилю. Занятия проходят во второй половине дня в соответствии с профилями трудового обучения учебных трудовых мастерских школы. Профили трудового обучения: столярное дело, штукатурно-малярное дело, швейное дело, обслуживающий труд.

Обучение в мастерских трудовых проб носит ознакомительный характер, происходит знакомство учащихся с различными материалами, их свойствами, инструментами и оборудованием. Максимальное внимание уделяется практической деятельности. Детям дается возможность попробовать себя в разнообразных трудовых действиях.

Инструментарий для оценки результативности: мониторинг трудовых проб,диагностика готовности обучения учащихся по профилям трудового обучения, школьный ПМПк.


Работа по профессиональной ориентации учащихся на уроках трудового обучения.

Содержание: на уроках трудового обучения в рамках программы профориентацииучащиеся знакомятся с профессиями по соответствующему профилю, востребованными на рынке труда в городе и регионе. Темы включаются в содержание уроков по трудовому обучению.

5 -9 классы- формирование представления о профессиях в рамках профиля трудового обучения, о трудовых обязанностях в профессиях,обеспечение трудовых проб, экскурсии на различные виды производства,подготовка практической умелости в рамках выбранной профессии.

Инструментарий для оценки результативности: анализ контрольных работ, мониторинг сформированности социально-трудовых компетенций на начало и конец учебного года.


Включение в урочную деятельность упражнений и заданий профориентационной направленности.

Содержание: В поурочное планирование различных учебных предметов включаются задания, содержание которых связано с имеющимися в школе профилями трудового обучения. Такие задания проводятся на этапе закрепления изученной темы. Наиболее целесообразно использовать данные задания на уроках математики, русского языка,трудового обучения, информатики, социально – бытовой ориентировки, обществознания, биологии. В старших классах учащиеся знакомятся с деловыми бумагами, требующимися при трудоустройстве, с организациями, занимающимися трудоустройством. Изучают основные вопросы, возникающие в ходе собеседования с работодателями. Учатся находить информацию о вакансиях рабочих мест и т.д. Практическое закрепление изученного производится через внеклассные занятия, общешкольные мероприятия ( конференции, игры и т.д.), а также воспитательные занятия.


Инструментарий для оценки результативности: анализ выполнения упражнений и заданий, внеклассных и общешкольных мероприятий.



/№

Содержание деятельности

Формы работы

группа

Сроки, периоды

Ответственный

Показатели эффективности

Знакомство с миром профессий.

Воспитательные беседы, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, праздники.

Обучающиеся

1 - 4 класс

В течение учебного года 1 раз в месяц по планам воспитательной работы


воспитатели

100% обучающихся начальных классов получили знания о профессиях.

1.Создание профи-игротеки.



2.Знакомство с историей профессий.

Практическая деятельность в рамках мини-проекта по истории про-фессий и соз-даниеразвива-ющих игр по профориентации

Обучающиеся

5 - 7 класс

В течение учебного года 2 раза в месяц по планам воспитательной работы

воспитатели

1.100% обучающихся включены в практическую деятельность.



2. 100% обучающихся начальных классов получили знания об истории профессий.

Формирование представлений о будущей профессии

Проектная деятельность,

конференция, презентация

обучающиеся

8 - 9 класс

1 раз в месяц

воспитатели

100% обучающихся включено в практическую деятельность.

Коррекционно-развивающие игры по профориентации



Конкурсные задания по профориентации


Обучающиеся

1 – 4 кл.

В течениеучебного года

Соц.педагог, воспитатель, родители

100% обучающихся включено в деятельность.

Трудовые пробы


Практическая деятельность

Обучающиеся 4 кл.

Апрель.


Учителя трудового обучения

100 % учащихся сформированы в группы трудового обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и предпочтениями.

100 % учащихся информированы об имеющихся трудовых профилях и их особенностях:100 % родителей информированы о склонностях и возможностях их детей к определённым трудовым профилям.

Самоопределение профессиональной модели личности учащегося средствами обучения. Темы включаются в содержание уроков по трудовому обучению.

Уроки трудового обучения

Обучающиеся

5 - 9 кл.

В течение учебного года

Учителя трудового обучения

Качество успеваемости на уроках трудового обучения

100 % учащихся 5-9 классов принимают участие в школьном конкурсе «Лучший по профессии».

Включение в урочную деятельность упражнений и заданий профориентационной направленности

Практические упражнения, задания

Обучающиеся

1 – 9 кл.

В течение учебного года

Учителя трудового обучения

100% детей выполняют практические задания профессиональной направленности

Отработка навыков в выборе профессии и

изучение вопросов трудоустройства в современных социально-экономических условиях

Уроки, внеклассные занятия, общешкольные мероприятия

Обучающиеся 5 - 9 кл.


Учителя СБО, русского языка, обществознания, информатики, воспитатели

Коэффициент усвоения - не менее 100%



Информационное направление

Задачи:

  • информировать обучающихся, родителей и педагогов школы о профессиях, предлагаемых учебными заведениями г.Смоленска, о востребованности профессий на рынке труда;

  • информировать родителей, общественные организации о проводимой работе по профориентации в школе.

В начальной школе педагоги привлекают внимание родителей к актуальности темы выбора профессии, формируют представление о процессе профориентации, о спектре предлагаемых профессий.

В среднем звене педагоги информируют родителей о результатах диагностики умений, предпочтений детей и информация об учебных заведениях города, в которых можно получить профессию.

В старших классах для родителей формируется информация об индивидуальных особенностях и предпочтениях, особенностях здоровья детей, осуществляется подбор оптимальных вариантов профобучения на основании анализа коньюктуры рынка труда.

На всех этапах родители знакомятся с результатами анкетирования, тестирования, практических работ обучающихся. Работа с родителями проводится комплексно социальным педагогом, психологом, зам. директора по УВР, классным руководителем.

Учащиеся получают информацию об учебных заведениях и профессиях, на занятиях, на экскурсиях, встречах с представителями различных профессий, на сайтах, через стендовую наглядность, раздаточный материал.

Педагоги получают профориентационную информацию через работу методических объединений школы, индивидуальные консультации, работу с интернет-ресурсами.

В рамках договорных отношений с учреждениями-партнерами происходит обмен информацией о возможных вариантах профессионального определения выпускников школы.

Инструментарий для оценки результативности: анкетирование, опрос, статистический анализ и аналитические справки по проведённым мероприятиям, анализ количества посещений сайта «Профпортал».



/№

Содержание деятельности

Формы работы

группа

Сроки, периоды

Ответственный

Показатели эффективности

Информирование о профессиях и учебных заведениях города, о востребованности рабочих профессий на рынке труда г. Смоленска.

Раздаточный материал, информационные буклеты.

Информация на сайте «Профпортал». Индивидуальные и групповые консультации.

Родители, педагоги,

обучающиеся 1 -9

классов.

В течение учебного года.

Соц. педагоги .

100% родителей, кл. руководителей, педагогов обеспечены информацией по профориентации.

Информирование о профессиях и учебных заведениях города.

Оформление стендов.

Обучающиеся, педагоги, родители.

Начало учебного года.

Специалисты библиотечно-информационного центра, соц. педагоги.

Своевременное обновление информации на стендах.

Информирование о профессиях и учебных заведениях города, об условиях обучения, о рынке труда г.Смоленска,

о социальной поддержке студентов.

«Школа родителей», родительские собрания.


Классные часы,

занятия по профориентации

Родители, обучающиеся 5 - 9 классов.

1 раз в месяц

Соц. педагог.

100% родителей, посещающие мероприятия для родителей, информированы по данной теме.



100%обучающихся информированы по данной теме

Информирование об индивидуальных особенностях здоровья, о профессиональных предпочтениях обучающихся по результатам диагностик.

Классное родительское собрание, консультация, ПМПк

Родители

учащихся 8 – 9 классов

По плану,

по обращению

Соц. педагог, мед.работники.

100% родителей, кл.руководителей, учителей трудового обучения информированы о результатах диагностики.

Информация о проводимой в школе работе по профориентации.


Родительские собрания,

школьный сайт.

Родители,

организации-партнеры по профориентационной работе.


По плану школы.

Социальные педагоги, воспитатели, учителя.

Своевременная подача информации

Оказание помощи в разработках занятий, уроков

Создание «Банка данных» метод.разработок занятий и уроков педагогов школы, подбор методической литературы, видеопрезентаций по данной теме

Консультации, сбор материалов

Педагоги,

воспитатели

1 -9 кл.

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, УВР, специалисты библиотечно-информационного центра

Систематизация разработок и оформление в видео- и электронном формате.

Не 5 конспектов занятий в год, размещенных на сайте школы и сайте «Профпортал» и рекомендованных к использованию.


Создание коррекционно-развивающих игр по теме.


Оформление материала в бумажном и электронном формате.

воспитатели

1 -9 кл.

В течение учебного года

Соц.педагог, воспитатели, педагоги

Создание не менее 10 коррекционно-развивающих игр для «Профигротеки».

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по профориентационной работе

Выступления на методических объединениях открытые занятия, уроки, мастер-классы, разработка дидактических пособий, публикация опыта работы.

Педагоги.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР и ВР, методист

5-10 % педагогов, презентовавших опыт работы по профориентационной работе в течение учебного года.

Знакомство с учебными г. Смоленска.







Знакомство с предприятиями города, с организацией рабочего процесса.

Экскурсии в учреждения профессионального образования.






Экскурсии на предприятия города.

Обучающиеся 9 кл., родители.

Февраль – апрель.








По договоренностис предприятиями города

Социальные педагоги,

классные руководители.

1.У 100% учеников и родителей, посетивших учебное заведение, сформировано представление о конкретном учебном заведении, условиях обучения, о предлагаемых профессиях и о возможности дальнейшего трудоустройства.

Знание расположения учебных заведений.

2.Получение знаний обучающимися о конкретном предприятии, условиях работы – 100%;


1.Информирование о профессиях и учреждениях профессионального образованиягорода, об условиях обучения, о рынке труда г.Смоленска. 2.Рекомендации специалистов о трудоустройстве и особенностях выбора профессии.

Встречи с представителями учреждений профессионального образования, Центра занятости.

Обучающиеся 8 - 9 классов.


Социальные педагоги,

классные руководители.

1.У 100% учеников, посетившихпрофориентационные мероприятия, сформировано представление о конкретном учебном заведении и условиях обучения;

2.У 100% учеников, посетившихпрофориентационные мероприятия, ознакомлены с деятельностью Центра занятости, получили рекомендации по выбору оптимальных вариантов профессиональной подготовки и трудоустройства.



Социально-психологическое направление

Задачи:

  • профессиональное самоопределение личности учащегося средствами психолого-педагогической коррекции;

  • развитие способностей у обучающихся к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Профориентационные занятия социального педагога.


Содержание: занятия направлены на формирование представлениий о будущей профессиональной деятельности и развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.Занятия проходят во вторую половину дня собучающимися7-9 классов. 7кл.Тактика выбора профессии: здоровье, как фактор успешной образовательной карьеры, ознакомление ссовременной ситуацией на рынке труда, знания о профессиях, которые могут получить выпускники в г.Смоленске, формирование у обучающихся практических навыков поиска информации на сайте «Профпортал».

8кл.Трудоустройство: навыки эффективного общения с работодателем, требования работодателя к современному работнику, пакет документов при приёме на работу,современные способы поискаинформации, работа с профессиограммами тех профессий, которые можно получить в нашем городе.

9кл.Обучение практическим навыкам:знакомство с учебными заведениями и предприятиями города, принципы адаптивного поведения на рынке труда, вопросы трудового законодательства, создание профессиограмм,подбор оптимальных вариантов профобучения и трудоустройства.

Инструментарий для оценки результативности: тестирование, анкетирование, презентация деятельности, статистический анализ.


Профориентационные занятия социального педагога.

В 8-9 соц. Педагог проводит коррекционно-развивающие занятия во вторую половину дня. Содержание: коррекционно-развивающие занятия направленына расширение и закрепление знаний учащихся об особенностях профессий, доступных для подростков; на формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями. Занятия проводятся с использованием: элементов социально-психологического тренинга, ролевых и профориентационных игр, дискуссий, анализа конкретных ситуаций, психодиагностических процедур.

8 кл. - Обучение навыкам конструктивного общения и профессионального самоопределения. Изучение внутреннего мира подростка и личностных особенностей, интересов, склонностей. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, овладение способами внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, умениями ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения. Обучение правилам выбора профессии, умениям строить личностный профиль и временную перспективу.

9 кл. - Помощь подросткам в профессиональном самоопределении. Развитие способности адекватно оценивать собственные поступки и действия.

Подростки проектируют профессиональный план (определяются в выборе будущей профессиональной деятельности, обсуждают варианты профессионального образования, овладевают способами и приёмами планирования профессиональной и жизненной перспективы), учатся корректировать его в зависимости от ситуации на рынке труда, развивают навыки самопрезентации, закрепляют образ будущей профессии.


Инструментарий для оценки результативности: анкетирование, опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности.



/№

Содержание деятельности

Формы работы

группа

Сроки, периоды

Ответственный

Показатели эффективности

Развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условия.


Занятия,

практическая деятель-ность

Обучающиеся

7 – 9 кл.

В течение года, по плану соц. педагога

Социальный педагог

1.Сформированность правовой компетенции не менее 100%;

2. Наличие профессионального плана у выпускников не менее 90%.

Формирование эмоционально-личностного и социального развития

Занятия с элементами социально-психологического тренинга

Обучающиеся

8– 9 кл.

В течение года, по плану психолога

Социальный педагог и кл. руководитель

1.Сформированность знаний о необходимости соотнесения личностных особенностей с требованиями будущей профессии у 100% обучающихся.

2.Сформированность навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей у обучающихся не менее 80%.

Коррекция профессиональных планов выпускников

Занятие, консультация

Обучающиеся 9 классов

В течении года

соц. педагог, кл.рук-ль

Оказание поддержки100% учащихся в принятии решения адекватного профессионального выбора.

Коррекция установок, формирование адекватного представ-ления о трудовых перспективах детей.

Консультации, ПМПк, родительские собрания

родители8 - 9 кл

По резуль-татамдиаг-ностики, по обращению

соц. педагог, классный руководитель

Оказание поддержки 100%родителей в принятии решения профессионального выбора их детей.

Социально-трудовая адаптация.

летняя трудовая практика, общественно-полезный труд.

Обучаю-щиеся5-9 классов.

В течение учебного года.

Зам.директора по УВР, учителя трудового обучения, кл. рук..

Готовность к трудовой деятельностине менее 70 %.

Поствыпускное сопровождение, содействие занятости и трудоустройству выпускников после окончания школы.

Индивидуальные консультации

Выпускники школы

Август-сентябрь, по обращению

Социальные педагоги

100% обратившихся за помощью выпускников заняты учебной или трудовой деятельностью.




Диагностическое направление

Задачи:

  • выявить личностные особенности обучающихся для построения индивидуальных маршрутов по профессиональному определению;

  • определить уровень информированности участников образовательного процесса по вопросам профориентации.

На всех этапах профориентационной работы в школе педагоги, воспитатели осуществляют наблюдениеи выявление интересов и способностей обучающихся, фиксируя результаты в дневниках наблюдений и в характеристиках. Эти данные востребованы при определении трудового профиля и выборе профессии.

В «мастерской трудовых проб» учителем трудового обучения ведется мониторинг трудовых проб, результаты которого свидетельствуют о том, насколько успешно у учащегося получаются определенные трудовые навыки в рамках профиля трудового обучения. Медицинский работник определяет наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям трудовой деятельностью. После проведения всех занятий в «мастерских трудовых проб» соц. Педагогом проводится диагностика готовности обучения учащихся на том или ином профиле трудового обучения и с выдачей рекомендаций. Классный руководитель знакомит родителей (законных представителей) учащегося с результатами обучения в мастерской трудовых проб. Все данные заносятся в рекомендательную карту. На основании данных рекомендательной карты школьный психолого-медико-педагогический консилиум рекомендует учащимся профиль трудового обучения.

Социальными педагогами в начальной школе на классных собраниях проводится анкетирование родителей для определения уровня информированности о возможных вариантах трудовой деятельности их детей. В 5 и 8 классах проводится анкетирование родителей для определения уровня информированностио спектре предлагаемых профессий учебными заведениями города, о представления будущей профессии своего ребёнка.

По итогам занятий сообучающимися 7-9 классов социальные педагоги проводят исследование об информированности учащихся о профессиях, которые могут получить выпускники, и учебных заведениях города.

В 8-9 классах соц. педагог проводит обследование обучающихсяс целью выявления профессиональных предпочтений и готовности к профессиональной деятельности.

Инструментарий для оценки результативности: анкетирование, статистический анализ, анализ работы за учебный год.



/№

Содержание деятельности

Формы работы

группа

Сроки, периоды,

Ответственный

Показатели эффективности

Выявление

интересов, способностей к трудовой деятельности

воспитанников

Наблюдение


Обучающие1 - 9кл.

В течение учебного года


Воспитатели, кл.руководители

Учёт рекомендаций при выборе трудового профиля профессии

Трудовые пробы

Карта, диагностика, дневник наблюдения, рекомендательная карта по выбору трудового профиля

Обучающиеся 4 кл.

Апрель

Учителя трудового обучения, соц. педагог, кл. руководители

100% учащихся сформированы в группы трудового обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и предпочтениями

Оценка информированности о профессиях и учреждениях профессионального образования

анкетирование

Родители 3, 5, 8 классов.

Обучающиеся 7 - 9 классы.

начало учебного года

Соц. педагоги,

У 100% родителей определён уровень информированности о профессиях и учреждениях профессионального образования. У 100% учащихся определён уровень информированностио профессиях и учреждениях профессионального образования.

Выявление профессиональных предпочтений

Анкетирование, наблюдение, опрос

Обучающиеся 8-9кл.

январь

Соц. педагог

У учащихся определён уровень сформированности социальных компетенций и качеств личности, необходимых для успешной трудовой деятельности (8класс- не менее 50%, 9 класс - 100%)

Определение уровня сформированности социально-трудовых компетенций

мониторинг

Обучающиеся 5-9 кл

Сентябрь, апрель

Учителя трудового обучения

У 100% учащихся определён уровень и сформированысоциально-трудовыекомпетенции. Учёт индивидуальных особенностей при планировании уроков по технологии.

Выявление особенностей состояния здоровья

Сбор информации по противопоказаниям, изучение мед.карт

Обучающиеся 4, 9 кл

январь

Мед.работники

Формирование групп трудового обучения учащихся 5 классов с учётом мед.показаний. 100 % учащихся 9 классов информированы о мед.показаниях, влияющих на выбор профессии



Рефлексивное направление

Задачи:

  • оценивание промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы;

  • внесение корректив в содержание профориентационной программы.


Промежуточные итоги реализации профориентационной программы подводятся в форме аналитических справок, отчетов по итогам проведенных мероприятий. Итоговый анализ результативности профориентационной работы за текущий учебный год осуществляется в концеучебного года. В августе происходит сбор катамнестических данных о получении профессии и трудоустройстве выпускников школы. Сбор и анализ информации осуществляет классный руководитель в первый год после выпуска учащихся из школы, далее второй и третий год после выпуска - социальные педагоги.

По результатам катамнеза и анализа работы вносятся коррективы в план работы по профориентации на следующий учебный год.

Инструментарий для оценки результативности: статистический отчёт, анализ.


/№

Содержание деятельности

Формы работы

группа

Сроки, периоды

Ответственный

Показатели эффективности

1.Определение качества знаний обучающихся о профессиях.

Общешкольные мероприятия


Обучающие

  1. 4

кл.


Апрель





Зам. директора по ВР, воспитатели, кл. руководители, социальные педагоги.

У 70% обучающихся сформированы представления о мире профессий.

Определение сформированности профессионального плана обучающихся

Общешкольные мероприятия, диагностика.


Обучающиеся 5 -9кл.

обучающиеся 8-9 классов

В течение учебного года


январь


Зам.директора по УВР, зам директора по ВР, соц. Педагоги, учителя, кл. руководители, воспитатели

У обучающихся 9 классов на 90 % сформирован профессиональный план.

Анализ результатов реализации программыпрофориентации.

Сбор информации о выпускниках, продолживших обучение или трудоустроившихся.

Анализ работы за год.



катамнез

Педагоги




Кл.руководители, соц. педагоги

август

Зам. директора по ВР и УВР, соц. педагоги, психологи




Зам. директора по УВР


Достигнутые результаты соответствуют целям и задачам программы профориентации.



Имеется информация о 100% выпускников школы. Осуществляется мониторинг трудовой занятости выпускников школы в течение 3 лет.

Коррекция деятельности, внесение изменений в планирование

Круглый стол,

ПМПк,

Педагоги, ответственные за реализацию программы

Август

Зам. директора по УВР

Результаты реализации программы имеют положительную динамику. Программа по профориентации ориентирована на современную социально-экономическую ситуацию на рынке труда

Содержание программы

1-4 класс

- формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека

1. Классные часы:

1 класс

·  Мир моих интересов;

·  Все работы хороши, выбирай на вкус

2 класс

·  Профессии наших родителей;

·  О профессиях разных, нужных и важных

3 класс

·  Путь в профессию начинается в школе

4 класс

·  «Здоровый образ жизни» (1-4 классы);

2. Экскурсии на предприятия, в библиотеку, на пекарню т. д. (знакомство с различными профессиями);

3. Учебная деятельность:

·  «Все профессии важны», «Что такое экономика», «Культура и образование», «Развитие науки» (курс «Мир вокруг нас»)

·  Знакомство с профессиями в курсе «Русского языка» (словарная работа со словами, обозначающими профессии);

·  Знакомство с профессиями художника, архитектора, скульптора на уроках изобразительного искусства.

·  Профессия оператор ЭВМ (информатика)

4. Конкурс рисунков: «Все профессии нужны, все профессии важны».

5 Работа с родителями:

·  беседы о воспитании у детей готовности к труду.

·  совместные мероприятия детей и родителей;

6 Диагностика (4 класс):

·  выявление интересов учащихся;

·  определение жизненно важных ценностей;

·  выявление способностей и уровня развития познавательных процессов;

5-7 класс

(поисково-зондирующий)

- формирование адекватной самооценки у учащихся;

- формирование у учащихся общетрудовых навыков;

- получение данных о предпочтениях, склонностях, возможностях учащихся;

- развитие интересов и способностей учащихся;

-расширение сведений о профессиях;

- профориентационная направленность уроков;

- развитие навыков общения и взаимодействия;

5 класс

1)Классный час: «Мир моих интересов»

2) Диагностика «Готовность учащихся к обучению в средней школе»

3) Тренинги «Навыки общения и взаимодействия»

4) «Человек и другие люди» (изучение правил взаимодействия с окружающими в курсе «Обществознания»);

5) Классный час: «Мир профессий»

6) Изучение тем: «Кто где работает», «Кем ты хочешь стать?»

7) Знакомство с профессиями ювелир, кожевенник, гончар на уроках истории.

6 класс

1) Классный час: «Моя мечта о будущей профессии»;

2) Исследовательские проекты: «Детские увлечения моих родителей и их профессии»;

3) Классный час: «Навыки общения и взаимодействия»;

4) Изучение тем:

·  «Познание мира и себя»;

·  «Что такое самосознание»;

·  «На что ты способен»;

·  «Человек и его деятельность»;

·  «На пути к жизненному успеху»;

·  «Привычка к труду помогает успеху»;

·  «Готовимся выбирать профессию»;

·  «Выбор жизненного пути»

5) Знакомство с профессиями картограф, топограф, синоптик на уроках географии;

6) Знакомство с профессией археолог на уроках истории.

7 класс

1) Классный час: «Мои увлечения»;
2) Классный час: «Все профессии важны, все профессии нужны»;

3) Классный час: «Правила поведения и навыки общения»;

4) «Не хотел бы ты стать знаменитым?»

5) Знакомство с профессиями картограф, синоптик на уроках географии;

6) Изучение тем:

·  «Кто стоит на страже закона»;

·  «Экономика и её основные участники»;

·  «Дело мастера боится»;

·  «Из чего складывается мастерство работника»;

·  «Труд и зарплата»;

·  «Количество и качество труда»;

5-7 класс

7) Знакомство с профессиями: повара, швеи, модельера, вышивальщицы, вязальщицы, менеджера, дизайнера, предпринимателя, столяра на уроках трудового обучения.

8) Словарная работа со словами, обозначающими профессии на уроках русского языка;

9) Совместные мероприятия с родителями;

10) Экскурсии на предприятия и учреждения;

11) Участие в акции «Чистый дом» (уборка классных помещений и территории вокруг школы);

12) Диагностика: «Общечеловеческие ценности», «Навыки общения и взаимодействия», «Уровень воспитанности»;

13) Классные часы «Здоровый образ жизни»;

14) Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах (рисунки, поделки, фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях.

15) Беседы на родительских собраниях о трудовых навыках учащихся, учебных и внеучебных интересах.

8-9 класс

(профессиональное осознание)

- определение профиля обучения;

-проведение элективных курсов

10-11 класс

Профильное обучение

- формирование профессиональной мотивации;

- развитие навыков самопознания;

- развитие интересов и склонностей учащихся;

- формирование правильного понимания сущности профессий и самоопределения;

- знакомство с различными учебными заведениями;

- формирование знаний и навыков в определённой деятельности через изучение профильных предметов;

- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;

- коррекция профессиональных планов;

- оценка готовности к избранной деятельности;

8 класс

1) Классный час: «Мир профессий» (информация о профессиях, знакомство с профессиями родителей);

2) Классный час: «Мотивы выбора профессий»;

3) Классный час: «Навыки общения и взаимодействия»;

4) Изучение тем:

·  «Ваши способности»;

·  «Межличностные отношения»;

·  «Человек в мире экономических отношений»;

·  «Человек и выбор жизненного пути»;

·  «Современный мир»

(в курсе «Обществознания»)

5) Знакомство с профессиями: повара, швеи, модельера, вышивальщицы, вязальщицы, менеджера, дизайнера, предпринимателя, столяра на уроках трудового обучения.

6) Знакомство с профессиями геолога, синоптика на уроках географии.

7) Родительское собрание: «Предпрофильное обучение в школе».

8) Встречи с родителями, имеющими различные профессии.

9) Экскурсии на предприятия и в учреждения.

10) Классный час «Здоровый образ жизни.

11) Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах (рисунки, поделки, фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях.

9 класс

1) Классный час: «Мои увлечения – шаг к будущей профессии»;

2) Классный час: «Моя жизненная позиция»

3) Классный час: «Возможности и профессия»;

4) Классный час: «Куда пойти учиться?» (знакомство с учебными заведениями);

5) Изучение тем: «Выбери профессию», «Кем ты будешь?», «Что важно в выборе профессии» на уроках трудового обучения.

6) При изучении отраслей промышленности на уроках географии, знакомство с профессиями данных отраслей.

7) Изучение тем:

·  «Человек – творец самого себя»;

·  «Личность и личный выбор»;

·  «Собственность, фермерство и гражданское право»;

·  «Труд и трудовое право»

( в курсе «Обществознания»).

8) Элективные курсы ведут учителя школы в 9 классе (учащиеся определяют свои интересы и склонности, анализируют профессии по основным психологическим характеристикам, знакомятся с правилами выбора профессии)

9) Классные часы по развитию навыков общения и взаимодействия.

10) Обсуждение с родителями возможных перспектив профессионального самоопределения (родительские собрания, индивидуальные консультации)

11) диагностика:

·  «Изучение склонностей учащихся»

·  « Изучение профессиональных интересов»;

·  «Моё жизненное самоопределение».

12) Экскурсии на предприятия.

13) Формирование здорового образа жизни( классные часы, беседы медработника, родительские собрания).

14) Сочинение-рассуждение: «Кем я хотел бы стать и почему?».

15) Встречи с представителями различных учебных заведений.

16) Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах (рисунки, поделки, фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях.

1)Классный час: «Профессии с большой перспективой» (10 класс);

2) Классный час: «Сотвори своё будущее» (10 класс);

3) Классный час: «Психологические характеристики профессий» (11 класс);

4) Классный час: « Что век грядущий нам готовит» (11 класс);

5) Предоставление учащимся информации об учебных учреждениях и о правилах поступления в них.

6) Развитие способностей учащихся через углубленное изучение отдельных предметов.

7) Знакомство с профессиями:

-оператор-аппаратчик, сталевар;

- профессии, связанные с обслуживающим трудом.

8) Формирование общечеловеческих ценностей, навыков общения и взаимодействия в процессе учебно-воспитательной работы.

9) анкетирование «Моё жизненное самоопределение» (центр занятости населения).

10) Родительское собрание: «Формирование профессиональной подготовки в старшем школьном возрасте» (10 класс).

11) Родительские собрания: «Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду», «Самоопределение школьников» (11 класс)

12) Индивидуальные и групповые консультации родителей о перспективах развития рынка труда, о правилах приёма в профессиональные заведения, о контрактно — целевой подготовки кадров.

13) Встречи с выпускниками школы.

14) Встречи с представителями учебных заведений.

15) Изучение тем в курсе «Обществознания»:

·  «Познавательная деятельность человека»;

·  «Деятельность и общение»;

·  «Человек в системе экономических отношений»;

·  «Социальный статус личности».


Глоссарий

Беседа – психологический коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога.

Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.

Игра – деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.

Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Мотивация – наличие причинно-следственной связи, между какими – ни будь действиями, явлениями, поступками.

Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

Обязанность – действия, возложенные на кого–нибудь, подлежащие безусловному выполнению.

Потребность - переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Права – обязанности государства по отношению к человеку.

Профессиональное самоопределение - отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.



Литература:



  1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

  2. Бондарев В.П. Выбор профессии. М.: Просвещение,1991.

  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. – 189 с.

  4. Галстян М.Н. Программа профессионального самоопределения«Твоя профессия»// Работа социального педагога в школе и микрорайоне. М., 2010.

  5. Кисилёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, специалистов, работающих с детьми. Спб.: Речь, 2006. – 160 с.

  6. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М.: 2006. – 104 с. (Коррекционная педагогика).

  7. Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении // Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М.: Просвещение, 1983. – 22 с.

  8. Лубовский В.И. Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Изд. 4-е, испр./ 5-е, стереотип. – 464 с.

  9. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. М. УЦ Перспектива, 2006.

  10. Основы теории и практики профориентации // сост. В.И. Балалихин. Л., 1990.

  11. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. – 366 с.

  12. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

  13. Старобина Е.М. Методика профориентации при умственной отсталости СП Эксперт, 2005.

  14. Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.20).

  15. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.

  16. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

  17. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.

  18. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 496 с.






20