Семикаракорский район, ст. Задоно-Кагальницкая
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Задоно – Кагальницкая средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор МБОУ Задоно –
Кагальницкая СОШ
Приказ от 30.06.2016 №223
_______Ю.В. Лисичкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии_________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 6 класс (девочки)______________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 68
Учитель Туроверова Любовь Александровна
Программа разработана на основе
по программе «Технология ведения дома 6 класс»: программа /Сост. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана -Граф, 2013.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2016-2017гг
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе:
положений № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования (приказ МО РФ от 5 марта 2004 года №1089);
приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 « Об утверждении Порядка организации по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
образовательной программы основного общего образования МБОУ Задоно – Кагальницкая СОШ;
Данная рабочая программа по направлению «Технология ведения дома 6 класс» разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ. Рабочая программа по направлению «Технология ведения дома» составлена для учащихся 6 класса на основе следующих документов: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; Программа «Технология ведения дома 6 класс»: программа /Сост. В. Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года.
Цели и задачи
Главной целью образовательной области «Технология» и данной программы является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает решение общих задач трудового воспитания и обучения:
- формирование политехнических знаний и экологической грамотности;
- подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда;
- раскрытие творческих способностей, усиление эстетической направленности уроков технологии;
- воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважение к людям труда, бережного отношения к природе;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
- освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей в различных видах декоративно-прикладного искусства: вышивке крестом, ручных работах.
Изучение раздела программы «Конструирование одежды» дает общее представление о русском народном костюме, истории передника как элементе русского костюма, разновидностях его покроя и отделке.
При изучении раздела «Вышивка» школьницы наряду с практическими умениями приобретают знания о традиционных видах вышивки, изучая сюжеты и мотивы русской вышивки, знакомятся с различными узорами. Особое место в программе отводится методу проектов. Девочки учатся правильно ставить цели и задачи по теме своего проекта, творчески оформлять его, создавать презентацию и выполнять защиту проекта. Лучшие проекты девочки защищают на школьном конкурсе проектов.
Программа решает и дополнительные задачи:
совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем, способах декорирования предметов интерьера;
ознакомление с различными видами народного творчества и ремесел, вышивкой крестом;
развитие художественной инициативы;
овладение умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда;
формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических знаний по технологии и изготовлению одежды, ручной вышивке;
формирование общей культуры личности, навыки общения, правила этикета, приема пищи, сервировки стола и т.д;
воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
воспитание уважения к народным обычаям и традициям родного края; ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов;
развитие познавательных интересов, в частности, интереса к культурному наследию русского народа, его ремеслам и декоративно-прикладному искусству, развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Программа направлена на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Так как материальное обеспечение не удовлетворяет требованиям по оснащению кабинета технологии для кулинарных работ, то раздел «Кулинария» сокращен до 8 часов и изучается теоретически в связи с отсутствием в кабинете необходимых санитарно-гигиенических условий и оборудования для проведения практических работ по темам данного раздела. Часть освобожденных часов отведена на изучение подраздела «Эстетика пришкольного участка». Часть часов добавлена на подраздел «Художественные ремёсла-Рукоделие», так как одной из важных задач работы нашей школы является воспитание духовно-нравственной личности учащихся, а произведения прикладного искусства отражают художественные традиции Дона, как региональный компонент, передаёт художественный опыт народа, сохраняют историческую память, что является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.
Содержанием рабочей программы направления «Технология ведения дома 6класс» предусматривается изучение программы по следующим направлениям: Эстетика пришкольного участка (осень). Интерьер жилого дома. Элементы материаловедения. Элементы машиноведения. Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки. Изготовление швейных изделий. Кулинария. Рукоделие. Уход за одеждой и обувью. Эстетика пришкольного участка (весна). Строительные ремонтно – отделочные работы. Гигиена девушки. Косметика.
Кроме того, программа предполагает организацию самостоятельной работы школьников по выполнению творческих проектов в ходе учебного процесса, поэтому на раздел «Творческие проектные работы» отводится 6 часов – на оформление пояснительной записки и защиту проекта.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям Девочки учатся соблюдать экономические требования в отношении рационального расходования материалов и утилизации отходов.
Место предмета технология в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение технологии в 6 классах отводится не менее
70 часов из расчёта 2 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Задоно – Кагальницкая СОШ») за год будет проведено 68 часов, программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала.
Содержание учебного предмета «Технология»
Эстетика пришкольного участка (осень)
Инструктаж по ТБ и соблюдение правил работы на пришкольном участке. Двулетники – разнообразие форм и окраски. Условия выращивания двулетников. Значение овощеводства Сезонный характер работ. Характеристика местных почв. Обработка почвы осенью (1). Виды удобрений.
Основные теоретические сведения. знать и строго соблюдать ТБ и правила работы на пришкольном участке с сельскохозяйственным инвентарём. Жизненные циклы двулетников. Ассортимент двулетников: анютины глазки, турецкая гвоздика, колокольчик, мальва, наперстянка, незабудка. Условия выращивания двулетников.
Интерьер жилого дома
Планировка жилого дома Интерьер жилого дома . Декоративное оформление интерьера.
Оформление окна. Виды штор. Декоративное оформление интерьера. Комнатные растения в интерьере
Квартиры. Разновидности комнатных растений. Технология выращивания комнатных растений.
Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома». Аксессуары в твоём доме Оформление интерьера кухни. Декупаж.
Основные теоретические сведения. Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, зоны для приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры. Оформление интерьера комнатными растениями, картинами, предметами декоративно- прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, ковров, мебели, обоев. Декоративное оформление интерьера кухни в технике «Декупаж»
Практические работы. Изготовление макетов оформления тканями окон и дверей. Оформление кухонной доски в технике «Декупаж»
Варианты объектов труда. Макет оформления окна. Кухонная доска в технике «Декупаж»
Художественные ремёсла. Рукоделие Технология вышивки крестом Салфетка с элементами вышивки крестом. Технология вышивки мережкой: «кисточек».Технология вышивки мережкой: «столбики». Технология вышивки мережкой: «в раскол». Технология вышивки лентами. Цветы из ленты. (Технология вышивки лентами. Розы в корзине.
Основные теоретические сведения. Знать технологию вышивки крестом, технологию вышивки «мережки», технологию вышивки лентами. Отделка изделий вышивкой. Применение вышивки в народном и современном костюме. Материалы и инструменты для вышивки по разреженной ткани. Виды мережек и их применение для декорирования изделий. Правила оформления срезов изделия. Технология выполнения простых мережек. Подбор тканей и цветовой гаммы ниток.
Практические работы. Выполнение мережек «кисточка», «столбик», «раскол». Вышивка салфетки мережкой, лентами. . Вышивка салфетки с элементами вышивки крестом и мережкой. Цветы из ленты. Розы в корзине.
Варианты объектов труда. Салфетка «Вишенки» . Заколка «Розочка». Картина «Цветы в корзине»
Практические работы. Салфетка, вышитая мережкой, лентами.
Элементы материаловедения
Свойства тканей. Лицевая и изнаночная стороны тканей.
Основные теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения, влияние вида переплетения на драпируемость ткани, дефекты ткани, сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Практические работы
1. Распознавание тканей из волокон хлопка, льна, шелка, шерсти. 2. Изготовление макетов атласного, сатинового и саржевого переплетений
Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.
Элементы машиноведения
Приёмы работы на швейной машине без электрического привода. Неполадки в работе швейной машины. Чистка и смазка, установка иглы.
Основные теоретические сведения. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины; подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани; неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Назначение соединительных швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, накладного с двумя закрытыми срезами. Их конструкция, технология выполнения и условные графические обозначения.
Практические работы. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей; замена иглы в швейной машине. Выполнение накладного и настрочного шва.
Вариант объекта труда: Машинные швы.
Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки
Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа юбки. Расчёт конструкции юбки.
Построение чертежа конической юбки. Изготовление основы юбки по своим меркам. Моделирование юбки. Расчёт количества ткани. Раскрой юбки. Подготовка деталей кроя к пошиву. Подготовка юбки к первой примерке. Проведение первой примерки . Обработка вытачек, боковых срезов. Обработка застежки «Молния». Обработка пояса и соединение его с юбкой. Обработка нижнего среза юбки.
Окончательная отделка изделия.
Основные теоретические сведения. Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью; ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок; конструкции юбок (прямые, клиньевые, конические). Чтение чертежей конических и клиньевых юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической или клиньевой юбки. Условные обозначения мерок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Зависимость величины прибавок от назначения изделия, силуэта, ткани. Последовательность построения чертежа основы прямой, конической и клиньевой юбок. Расчетные формулы. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 в рабочей тетради с печатной основой и в натуральную величину. Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные книзу, длинные или короткие) Способы моделирования прямой юбки. Выбор модели юбки. Моделирование юбки. Выбор ткани и отделки. Подготовка выкройки к раскрою.
Практические работы: снятие мерок и запись результатов измерений; построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам; выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры; моделирование юбки выбранного фасона; подготовка выкройки юбки к раскрою.
Практические работы.
1. Раскладка выкройки и раскрой ткани.
2. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
3. Обработка деталей кроя.
4. Скалывание и сметывание деталей кроя.
5.Проведение примерки, исправление дефектов.
6.Обработка деталей юбки (стачивание).
7.Обработка верхнего среза юбки.
8. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
9. Определение качества готового изделия.
Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка юбки - прямой, конической или клиньевой.
Проектные работы. Изготовление разных аксессуаров
Технология вязания крючком Материалы и инструменты для вязания. Основные виды петель при вязании крючком. Творческий проект: Подстаканник «Тигрёнок». Творческий проект: Вязание корзины цветов.
Творческий проект: Вяжем аксессуары крючком, или спицами.
Основные теоретические сведения. Знать: виды крючков и спиц; расчёт количества петель для изделия, технологию вязания крючком основных видов петель, технологию вязания крючком по кругу, вязание полотна (петля подъёма)
Оформление творческого проекта
- проблемную ситуацию
-поставить цель
- провести
исследование
- сделать вывод
Практические работы: Творческий проект
Варианты объектов труда. Подстаканник «Тигрёнок» . Вязание корзины цветов, аксессуары.
Кулинария
Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Физиология питания.
Сервировка стола к ужину. Элементы этикета. Оформление подарка
Проект «Приглашаем в гости»
Основные теоретические сведения. Составление меню на ужин из двух-трех блюд. Расчет количества продуктов, времени приготовления блюд. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов и посуды для ужина. Правила подачи десерта. Освещение и музыкальное оформление. Правила приема гостей. Как дарить и принимать подарки. Этика и такт во взаимоотношениях в семье.
Практические работы. Технологическая карта Составление меню на ужин из 3-х человек. Макет сервировки стола к ужину.
Варианты объектов труда. Меню. Варианты сервировки стола
Уход за одеждой и обувью
Уход за одеждой и обувью.
Основные теоретические сведения. Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью; средства защиты от моли; оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки, виды фурнитуры и правила ее замены.
Практические работы. Пришивание фурнитуры;
Варианты объектов труда. Образцы с пришитой фурнитурой;
Эстетика пришкольного участка (весна)
Перекопка грядок. Обустройство цветников. Бордюры. Солитеры. Болезни цветочных культур и их источники . Розы. Уроки агротехники. Типы обрезки чайно-гибридной розы.
Основные теоретические сведения. Перекопка грядок. Обустройство цветников. Бордюры. Солитеры. Болезни цветочных культур и их источники. Розы. Уроки агротехники. Типы обрезки чайно-гибридной розы.
Практические работы. Обустройство цветников. Обрезки чайно-гибридной розы.
Варианты объектов труда. Розовые кусты.
Тематическое планирование
Распределение учебного материала по часам, основные виды деятельности и форма контроля.
Разделы и темы | всего часов | в том числе | Основные виды деятельности, формы контроля |
теория | практика |
Эстетика пришкольного участка (осень). | 8 | 2 | 6 | Выполнение заданий по карточкам (групповая, индивидуальная) |
Интерьер жилого дома. | 9 | 7 | 2 | Выполнение заданий по карточкам (групповая, индивидуальная) |
Рукоделие. Художественные ремесла. Вышивка. | 9 | 1 | 8 | Защита творческий работ(индивидуальная) |
Элементы материаловедения. | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение тестовых заданий (групповая, индивидуальная) |
Элементы машиноведения. | 2 | 0,5 | 1,5 | Выполнение практических заданий (групповая, индивидуальная) |
Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки. | 16 | 4 | 12 | Терминологический диктант, выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий (групповая, индивидуальная) |
Проектные работы. Изготовление разных аксессуаров | 8 | 1 | 7 | Выполнение практических заданий (индивидуальная) |
Кулинария. | 5 | 1 | 4 | Выполнение заданий по карточкам (групповая, индивидуальная) |
Уход за одеждой и обувью. | 1 | 1 | - | Выполнение заданий по карточкам (групповая, индивидуальная) |
Эстетика пришкольного участка (весна). | 8 | 2 | 6 | Работа на пришкольном участке(групповой) |
Итого | 68 | 20 | 48 | |
КАЛЕНДАРНО – тематический план ПО ТЕХНОЛОГИИ
6 класс (девочки)
№ п/п | Тема уроков | Кол-во часов | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Информационно-методическое обеспечение | Планируемый результат и уровень освоения. Базисный уровень | Дом. задание | Дата проведения |
план. | факт |
I четверть – 17 часов |
Эстетика пришкольного участка (осень) – 8 часов |
1 | Правила техники безопасности при работе на учебно - опытном участке | 1 | Беседа. Работа с книгой и инструкциями. | Индивидуальная Работа на пришкольном участке | Учебная, справочно-информационная литература | Знать: - знать и строго соблюдать ТБ и правила работы на участке пришкольном с сельскохозяйствен- ным инвентарём | §1 | 02.09 | |
2 | Двулетники – разнообразие форм и окраски | 1 | Беседа. Работа с книгой иинструкциями просмотр презентации | Групповая, Работа на пришкольном участке | Учебная, справочно-информационная литература | Знать: – о жизненных циклах двулетников; – о небольшом ассортименте двулетников | §2 | 07.09 | |
3 | Условия выращивания двулетников. | 1 | Работа с книгой и наглядным материалом, | Групповая, | Учебная, справочно-информационная литература | Знать: – о жизненных циклах двулетников; | §3 | 09.09 | |
4 | Значение овощеводства Сезонный характер работ. | 1 | Беседа. Работа с книгой и наглядным материалом | Групповая, индивидуальная Работа на пришкольном участке | Учебная, справочно-информационная литература | Знать: – Сезонный характер работ | §4 | 14.09 | |
5 | Характеристика овощных культур. | 1 | Беседа. Работа с книгой и наглядным материалом | Групповая, индивидуальная Работа на пришкольном участке | Учебная, справочно-информационная литература | Знать. - характеристику овощных культур. | §5 | 16.09 | |
6 | Характеристика местных почв. Обработка почвы осенью. | 1 | Беседа. Работа с книгой и наглядным материалом | Групповая, индивидуальная Работа на пришкольном участке | Учебная, справочно-информационная литература | Знать: характеристику местных почв. Правила ухода за посевными, овощными участками. | §6-§7 | 21.09 | |
7 | Виды удобрений | 1 | Беседа. Работа с книгой и наглядным материалом | Групповая, индивидуальная Работа на пришкольном участке | Учебная, справочно-информационная литература | Знать: - виды удобрений - правила внесения удобрений | §8 | 23.09 | |
8 | Осенняя обработка почв | 1 | Беседа. Работа с книгой и наглядным материалом | Групповая, индивидуальная Работа на пришкольном участке работа. | Учебная, справочно-информационная литература | Знать: -особенности обработки почв на полях севооборота. Иметь понятие о мелиорации. | §9 | 28.09 | |
II. Интерьер жилого дома – 9 часов. |
9 | Планировка жилого дома Интерьер жилого дома. | 1 | Беседа. Работа с книгой и наглядным материалом | Групповая, индивидуальная Просмотр презентации | Иллюстрации оформления домашних интерьеров. презентации | Знать: - размещение зон в квартире - общие правила композиции в интерьере | §1-§2 | 30.09 | |
10 | Декоративное оформление интерьера. Оформление окна. Виды штор | 1 | Беседа. Работа с книгой и наглядным материалом | Групповая, индивидуальная Просмотр презентации | Учебная, справочно-информационная литература | Знать: - подбор материалов для отделки дома и цветового решения - виды штор | §1-§2 | 05.10 | |
11 | Декоративное оформление интерьера | 1 | Беседа. Работа с книгой и наглядным материалом | Просмотр презентации Групповая, индивидуальн | Иллюстрации оформления домашних интерьеров. | Знать: - стили оформления интерьера - правила композиции | §1-§2 | 07.10 | |
12 | Комнатные растения в интерьере квартиры | 1 | Лекция. Иллюстрированный рассказ. Работа с наглядным материалом | Просмотр презентации Групповая, индивидуальная | Иллюстрации оформления домашних интерьеров растениями | Знать: - профессиях, занимающихся комнатными растениями | §3-§4 | 12.10 | |
13 | Разновидности комнатных растений | 1 | Лекция. Иллюстрированный рассказ. Работа с матер. наглядным | Просмотр презентации Групповая, индивидуальная | Иллюстрации оформления домашних интерьеров растениями | Знать: – о жизненных циклах комнатных растений; – о большом их ассортименте | §4 | 14.10 | |
14 | Технология выращивания комнатных растений | 1 | Лекция. Иллюстрированный рассказ. Работа с наглядным материалом Практикум. | Просмотр презентации Групповая, индивидуальная Практическая работа | Учебная, справочно-информационная литература | Знать: - технологию пересадки растения - технологию перевалки растения | §5 | 19.10 | |
15 | Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома» | 1 | Лекция. Иллюстрированный рассказ. Работа с наглядным материалом Практикум. | Просмотр презентации Групповая, индивидуальная Практическая работа | Иллюстрации оформления домашних интерьеров растениями | Знать: - проблемную ситуацию -поставить цель - провести исследование - сделать вывод | §5 | 21.10 | |
16-17 | Аксессуары в твоём доме Оформление интерьера кухни. Декупаж | 2 | Иллюстрированный рассказ. Работа с наглядным материалом. Практикум. | Просмотр презентации Групповая, индивидуальная Практическая работа | Иллюстрации оформления аксессуаров в домашних интерьерах | Знать: - об украшении дома разными аксессуарами Уметь: - украшать свой дом; - технологию выполнения декупажа | §1-§5 | 26.10 28.10 | |
II четверть – 15 часов |
III. Художественные ремёсла. Рукоделие – 9часов. |
18 – 19 | Технология вышивки крестом Салфетка с элементами вышивки крестом | 2 | Беседа. Практикум. | Групповая, индивидуальная. Практическая работа. | Инструкционная карта, образцы вышивки мережки. | Знать: технологию выполнения вышивки крестом | §14- §15 | 09.11 11.11 | |
20 | Технология вышивки мережкой: «кисточек». | 1 | Беседа. Практикум. Анализ образцов изделий | Групповая, индивидуальная. Практическая работа. | Инструкционная карта, образцы вышивки мережки. | Знать: технологию выполнения мережки | §14- §15 | 16.11 | |
21 | Технология вышивки мережкой: «столбики», | 1 | Беседа. Практикум. Анализ образцов изделий | Групповая, индивидуальная. Практическая работа. | Инструкционная карта, образцы изготовления мережек. | Знать: – о способах отделки изделия вышивкой, Уметь определять место и размер узора на изделии | §14- §15 | 18.11 | |
22 | Технология вышивки мережкой: «в раскол». | 1 | Беседа. Практикум. Анализ образцов изделий | Индивидуальная. Практическая работа. | Инструкционная карта, образцы изготовления мережек | Знать: технологию выполнения мережки | §14- §15 | 23.11 | |
2324 | Технология вышивки лентами. Цветы из ленты. | 2 | Беседа. Практикум. Анализ образцов изделий | Групповая, индивидуальная Практическая работа. | Инструкционная карта, образцы поузловой обработки, справочная литература | Знать: – краткие сведения из истории создания изделия; – о возможностях различных техник вышивки. | §14- §15 | 25.11 30.11 | |
25 26 | Технология вышивки лентами. Розы в корзине. | 2 | Беседа. Практикум. Анализ образцов изделий | Групповая, индивидуальная Практическая работа. | Инструкционная карта, образцы поузловой обработки, справочная литература | Знать: – краткие сведения из истории создания изделия; – о возможностях различных техник вышивки | §14- §15 | 02.12 07.12 | |
IV. Элементы материаловедения – 2 часа. |
27– 28 | Свойства тканей. Лицевая и изнаночная стороны тканей. | 2 | Беседа. Практикум. | Групповая, индивидуальная. Лабораторная работа | Образцы «Шерсть – шёлк», альбом «Ассортимент тканей», | Знать: – сведения и свойства натуральных волокон животного происхождения | §3 (6кл.) | 09.12 14.12 | |
V. Элементы машиноведения – 2 часа. |
29 | Приёмы работы на швейной машине. | 1 | Инструктаж по ТБ. Беседа. Практикум | Групповая, индивидуальная. Практическая работа | Учебная, справочно-информационная литература иллюстрации презентации | Уметь: – объяснить назначение, принципы действия регуляторов универсальной швейной машины – владеть техникой безопасности; | §4-§5 (6кл.) | 16.12 | |
30 | Неполадки в работе швейной машины. Чистка и смазка, установка иглы. | 1 | Инструктаж по ТБ. Беседа. Практикум. | Индивидуальная. Лабораторная работа. | Учебная, справочная литература, швейные иглы | Знать о дефектах иглы. Уметь: – выполнять подборку толщины иглы в зависимости от толщины тканей; | §6 (6кл.) | 21.12 | |
VI. Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки - 16 часов |
31-32 | Измерение фигуры человека Расчёт конструкции прямой юбки. | 2 | Практикум. | Индивидуальная. Лабораторная работа | Учебная, справочная литература, сантиметр. | Знать - виды поясных изделий. Уметь: – различать требования к ним; – определять разновидности юбок по силуэту и покрою; | §7-§8 | 23.12 28.12 | |
III четверть – 20 часов |
33 | Построение чертежа конической юбки | 1 | Практикум | ИндивидуальнаяПросмотр презентации. Практическая работа | Инструкционные карты, учебная, литература, чертежные инструменты | Знать: – нормы по прибавке к меркам; | §12 | 11.01 | |
34 | Изготовление основы клиньевой юбки по своим меркам. | 1 | Практикум | Индивидуальная Просмотр презентации Практическая работа | Инструкционные карты, чертежные инструменты | Уметь: – читать чертежи; – построить чертеж юбки или модели конической юбки | §12 | 13.01 | |
35 - 36 | Моделирование юбки. Расчёт количества ткани. | 2 | Практикум | Индивидуальная Практическая работа | Инструкционные карты, учебная, литература, и образцы | Уметь: – производить расчет количества ткани; | §10 | 18.01 20.01 | |
37 | Подготовка деталей кроя прямой юбки к смётыванию. | 1 | Практикум | Индивидуальная Практическая работа | Лекало юбки. образцы, иллюстрации, презентации | копировальных строчек, сметывания боковых срезов, заметывания срезов застежки в шве; | §11 | 25.01 | |
38 | Подготовка юбки к первой примерке. | 1 | Практикум | Индивидуальная Практическая работа | Лекало юбки. образцы, иллюстрации, презентации | Знать приемы прокладывания копировальных строчек, сметывания боковых срезов, заметывания срезов застежки в шве; | §11 | 27.01 | |
39 | Проведение первой примерки. | 1 | Практикум. | Групповая, индивидуальная. Практическая работа. | Примерочный пояс, портновский набор | Знать способы обметывания зигзагообразной строчкой | §11 | 01.02 | |
40 | Обработка вытачек, боковых срезов. | 1 | Практикум. | Групповая, индивидуальная. Практическая работа. | Образцы поузловой обработки швов | Знать способы обработки срезов боковых швов | §11 | 03.02 | |
41 | Обработка застежки «Молния». | 1 | Практикум | Индивидуальная Практическая работа | Образцы поузловой обработки, | Знать: – виды застежек; – способы обработки застежки «молния» . Уметь производить контроль качества | §11 | 08.02 | |
42 | Обработка пояса и соединение его с юбкой. | 1 | Практикум | ИндивидуальнаяПрактическая работа | Инструкционная карта, образцы обработки пояса, портновский набор, | Уметь: – выполнять обработку притачного пояса с прокладкой, – производить приутюживание и обработку застежки | §11 | 10.02 | |
4344 | Обработка нижнего среза юбки. | 2 | Практикум | Индивидуальная Практическая работа | Образцы способов обработки низа юбки | Знать способы и последовательность обработки нижнего среза юбки. | §11
| 15.02 17.02 | |
45 46 | Окончательная отделка изделия. | 2 | Практикум | Индивидуальная Практическая работа | Образцы способов обработки низа юбки | Уметь: – контролировать качество работы | §11 (6 кл) | 22.02 01.03 | |
VII. Проектные работы. Изготовление разных аксессуаров – 8 часов |
47 | Материалы и инструменты для вязания | 1 | Иллюстрированный рассказ. Работа с наглядным материалом | Групповая, индивидуальная | Учебная, справочная литература | Знать: - виды крючков и спиц - расчёт количества петель для изделия | §29 | 03.03 | |
48 | Основные виды петель при вязании крючком | 1 | Работа с наглядным материалом. Практикум. | Групповая, индивидуальная Практическая работа. | Инструкционная карта, образцы изготовления | Знать: - технологию вязания крючком основных видов петель | §30-§31 | 10.03 | |
49- 50 | Творческий проект Технология вязания крючком. Подстаканник «Тигрёнок» | 2 | Анализ образцов изделий Практикум. | Групповая, индивидуальная. Практическая работа. | Инструкционная карта, образцы изготовления подстаканника Тигрёнок | Знать: - технологию вязания крючком по кругу вязание полотна (петля подъёма) | §32 | 15.03 17.03 | |
51-52 | Творческий проект Вязание корзины цветов | 2 | Практическая работа. Анализ образцов изделий | Групповая, индивидуальная | Инструкционная карта, образцы изготовления корзины цветов | Знать:- технологию вязания крючком по кругу вязание полотна (петля подъёма) | §29-§32 | 22.03 24.03 | |
IV четверть – 18 часов |
53 - 54 | Творческий проект Вяжем аксессуары крючком, или спицами | 2 | Иллюстрированный рассказ. Работа с наглядным материалом Практикум. | Просмотр презентации Индивидуальная Практическая работа | Инструкции оформления проекта | Знать: - проблемную ситуацию -поставить цель - провести исследование - сделать вывод | §33-§34 | 05.04 07.04 | |
VIII. Кулинария – 5 часов. |
55 | Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Физиология питания. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Индивидуальнаягрупповая. | Инструкции по ТБ | Знать правила пользования плитой; соблюдать основные правила в процессе приготовления пищи | §6-§11 | 12.04 | |
56 | Сервировка стола к обеду. | 1 | Беседа. Практическая работа: Составить меню на ужин из 2–3 блюд | Индивидуальная групповая Просмотр презентации | Инструкционная карта, инструкции по ТБ | Знать – особенности сервировки стола к ужину, набор посуды; –оформления ужина. | §12 | 14.04 | |
57 | Элементы этикета | 1 | Беседа. Практическая работа | Индивидуальнаягрупповая Просмотр презентации | Инструкционная карта | Знать – особенности сервировки стола к ужину, набор посуды; – правила приема гостей | §13 | 19.04 | |
58 | Оформление подарка | 1 | Беседа. Практическая работа | Индивидуальная групповая. Просмотр презентации | Инструкционная карта, | Знать – правила приема гостей, оформления ужина . Уметь составлять меню на ужин из 2–3 блюд | §13 | 21.04 | |
59 | Творческий проект «Приглашаем в гости» | 1 | Беседа. Практическая работа | Индивидуальнаягрупповая. | Инструкционная карта, | Знать: – правила приема гостей | §6-§13 | 26.04 | |
IX. Уход за одеждой и обувью – 1 час |
60 | Уход за одеждой и обувью. | 1 | Беседа. Практическая работа | Индивидуальнаягрупповая. | Инструкционная карта, | Знать: – правила | §18-§19 (6кл) | 28.04 | |
X. Эстетика пришкольного участка (весна) – 8 часов |
61 – 62 | Обустройство цветников. | 2 | Практикум | Групповая, индивидуальная | Учебная, справочная литература, сельскохозяйственный инвентарь | Знать о бордюрах и солитерах. Уметь подбирать растения по каталогу | §10-§12 Сельхоз труд | 03.05 05.05 | |
63 – 64 | Болезни цветочных культур и их источники. | 2 | Беседа, работа с книгой, наглядными пособиями | Групповая, индивидуальная | Учебная, справочно-информационная литература | Знать источники заболеваний растений | §13-§14 Сельхоз труд | 10.05 12.05 | |
65–66 | Типы обрезки чайно-гибридной розы. Обрезка роз | 2 | Беседа. Практикум | Групповая, индивидуальная | Учебная, справочная литература | Знать, как определять качество и способы его сохранения до посадки. саженца | §15-§16 Сельхоз труд
| 17.05 19.05 | |
67 | Уроки агротехники. | 1 | Беседа. Практикум | Групповая, индивидуальная | Учебная, справочная литература. | Знать - выполнять обрезку чайно-гибридных роз. | §17-§18 Сельхоз труд
| 24.05 | |
68 | Розы. Уроки агротехники. | 1 | Беседа. Практикум Секатор | Групповая, индивидуальная | Учебная, справочная литература. | Уметь - выполнять обрезку чайно-гибридных роз. | §19-§20 Сельхоз труд
| 26.05 | |
Всего – 68 часов |
Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Программы В.Д.Симоненко, «Технология ведения дома 6 класс»: программа /Сост. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2013,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.);
Н.В. Синица, В.Д.Симоненко, «Технология ведения дома 6 класс», М: «Вентана-Граф»,2010г. Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.)
Обще пользовательские цифровые инструменты учебной деятельности, используемые в курсе технологии: видео- и аудио- техника: проектор, компьютеры и текстовый редактор, редактор создания презентаций.
Планируемые результаты по технологии – 6 класс девочки
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющими и режущими инструментами, с электрооборудованием, электронагревательными приборами;
способы получения волокон животного происхождения, их свойства и свойства тканей из этих волокон;
историю строчевой вышивки, виды мережек и их назначение;
возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров, их условные обозначения;
назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины, правила работы на машине с ножным приводом;
требования к женской одежде, материалы и отделки, применяемые для изготовления юбок, конструкции юбок, правила снятия мерок и их условные обозначения;
приёмы моделирования юбок, правила подготовки выкройки и раскроя юбки;
назначение, конструкцию и технологию выполнения швов: настрочного, накладного; основные технологические приёмы обработки юбки;
основные требования по уходу за одеждой и обувью;
виды строительных материалов (бумажные, клеевые, вяжущие, деревянные);
санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;
о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе молока; способы определения качества молока, способы сохранения свежего молока, технологию приготовления молочных супов и каш;
правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий, соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров;
общие сведения о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря, о возможности кулинарного использования рыбы разных пород, методы определения качества рыбы;
способы первичной обработки рыбы, технологию приготовления рыбной котлетной массы, способы тепловой обработки рыбы;
технологию приготовления кулинарных блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря, способы определения готовности и правила подачи рыбных блюд к столу;
способы приготовления пресного теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки оладий, блинчиков;
виды и кулинарные свойства крахмала, технология приготовления компотов и киселей; правила сервировки стола к ужину;
значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль освещения в интерьере, санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и производственных помещений;
средства ухода за кожей и волосами; подбор прически с учетом типа лица, инструменты ухода за волосами.
Учащиеся должны уметь:
работать с бытовыми электроприборами;
выполнять эскизы интерьера детской комнаты, проводить сухую и влажную уборку;
определять раппорт саржевого и атласно переплетения, лицевую и изнаночную сторону ткани, её дефекты;
регулировать машинную строчку, устанавливать иглу, заправлять нить в зависимости от вида ткани, работать на швейной машине;
выполнять простые виды мережек “кисточка”, “столбик”, “раскол”;
набирать петли крючком, вязать столбики и полустолбики, полотно рядами;
подбирать ткань и отделку для изготовления юбки, снимать и записывать мерки, читать и строить чертёж прямой и клиньевой юбки, моделировать юбки;
выполнять машинные швы: настрочной, накладной,
обрабатывать прямую и клиньевую юбки;
проводить примерку, определять и исправлять дефекты в юбке, выполнять отделку и ВТО изделия;
выполнять ремонт одежды, заменять фурнитуру;
определять качество молока, сервировать стол к ужину;
составлять технологические карты на приготовление молочных каш и блюд из рыбы;
подбирать светильники, портьеры для интерьера комнаты;
выполнять простейшие малярные работы: приготовление клея, оклеивание обоями поверхностей нанесение грунтов и красок.
Характеристика видов контроля качества знаний по технологии
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся будут различны: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, викторин, кроссвордов, а также контрольных практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться тесты, практикумы, презентации, выполненные самими учащимися.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики: проект – презентация, тест.
Нормы оценок по технологии
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
«5» ставится, если обучаемый:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» ставится, если обучаемый:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучаемый:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
«5» ставится, если обучаемым:
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4» ставится, если обучаемым:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или не довыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3» ставится, если обучаемым:
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени не довыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Нормы оценок выполнения обучающихся графических заданий и лабораторных работ
«5» ставится, если обучаемым:
- творчески планируется выполнение работы;
- самостоятельно и полностью используются знания программного материала;
- правильно и аккуратно выполняется задание;
- умело используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«4» ставится, если обучаемым:
- правильно планируется выполнение работы;
- самостоятельно используется знания программного материала;
- в основном правильно и аккуратно выполняется задание;
- используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«3» ставится, если обучаемым:
- допускаются ошибки при планировании выполнения работы;
- не могут самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
- допускают ошибки и неаккуратно выполняют задание;
- затрудняются самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие
средства.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета _________ В.В. Ятлук
МБОУ Задоно - 29.06.2016
Кагальницкая СОШ
От 29.06.2016