СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности " Мир вокруг нас"

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности»

Пояснительная записка

Нормативно-правовой базой внеурочной деятельности направления «Мир вокруг нас» являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;

Основная образовательная программа среднего(полного)общего образования МКОУ Новопогореловская СОШ им. Л.И. Буинцева-



Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 3класса и направлена на развитие деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Основная цель занятий:

– формирование социального опыта школьника;

осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;

воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:

—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

—формирование представлений о природе как универсальной ценности;

—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;

—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 часу. рассчитан на 34часа(3-йкласс.



Ожидаемые результаты реализации программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.

Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;





Содержание программы в 3-м классе

1 раздел «Окружающий мир» - 8 ч

    1. Природа вокруг нас -2 ч.

    2. Животные вокруг нас – 3ч.

    3. Растения вокруг нас -3 ч.

2раздел «Планета Земля» - 12 ч.

    1. Наша земля на глобусе и карте – 2ч

    2. Формы поверхности земли и родного края. – 2ч.

    3. Водоёмы.- 2 ч. .

    4. Заочное путешествие по родной стране. 3ч

    5. Планеты Солнечной системы 3 ч

3 раздел «Человек и его место на Земле» 14ч.

3.1 Изучаем экологические связи в живой природе.- 2ч.

3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. -3ч.

3.3 Изучаем способы охраны природы – 2ч.

3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. – 5ч.

3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете. – 2ч







Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Цель и задачи

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Дата по плану

Дата по факту


1 раздел «Окружающий мир» - 24 ч






1

Природа вокруг нас

Конкурс рисунков

Расширить знания о разнообразии природы

Научатся группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным при-знакам. Научатся видеть и изображать красоту осенней природы

Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах



2

Виртуальная экскурсия в лес

Посмотреть видеофильм. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений и животных;

провести групповые наблюдения во время экскурсии по лесу

Научатся различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;










3

Животные вокруг нас

Расширить знания о многообразии животных

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Сбор, обработка и передача информации различными способами; определять общую цель и пути её достижения; осознание ответственности человека за общее благополучие



4-5

В мире птиц

Познакомить детей с многообразием представителей пернатых, развивать познавательный интерес

Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы

Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;



6

Растения вокруг нас

Расширить знания детей о многообразии растительного мира

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.


Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; - составлять план и последовательность действий



7-8

В мире удивительных растений

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология.

Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? Выяснят, что такое экология.

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;





2раздел «Планета Земля» - 12 ч.






1-2

Наша земля на глобусе и карте

Научить детей работать с глобусом и картами

Научатся работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;



3-4

Формы поверхности земли и родного края.

Познакомить с формами поверхности земли и родного края

Научатся различать и называть формы поверхности земли, характеризовать их, анализировать и делать выводы.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих



5-6

Водоёмы.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.


Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Определять общую цель и пути её достижения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;



7-9

Заочное путешествие по родной стране.

Расширить знания детей о родной стране и родном городе

Познакомятся с городами России, научатся показывать их на карте

Сбор, обработка и передача информации различными способами; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.



10-12

Планеты Солнечной системы

Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес

Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы

Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;




3 раздел «Человек и его место на Земле» 12ч.






1-2

Изучаем экологические связи в живой природе

Дать понятие «прямые связи», «косвенные связи»; познакомить с сетью питания, или пищевой сетью, экологической пирамидой.

Узнают, каково значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы; что защитные приспособления у растений и животных- это проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач



3-5

Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение

Познакомить с исчезающими видами живой природы

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие



6-7

Изучаем способы охраны природы

Познакомить со способами охраны природы

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности);

извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения;

моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Формулировать и удерживать познавательную задачу; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;



8-12

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.


Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих



13-14

Мы в борьбе за чистоту на планете.

Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете

Научатся объяснять влияние человека на природу;

извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах

Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач



. Список литературы

1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2 Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

3.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

4.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

5.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.

6.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.

7.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.

8.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.

9.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64





.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!