Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой внеурочной деятельности направления «Мир вокруг нас» являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
Основная образовательная программа среднего(полного)общего образования МКОУ Новопогореловская СОШ им. Л.И. Буинцева-
Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас ” составлена для учащихся 3класса и направлена на развитие деятельности учащихся. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Основная цель занятий:
– формирование социального опыта школьника;
осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.
Ценностными ориентирами содержания курса в начальной школе являются:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему мир природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Основной акцент сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в неделю по 1 часу. рассчитан на 34часа(3-йкласс.
Ожидаемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;
Содержание программы в 3-м классе
1 раздел «Окружающий мир» - 8 ч
Природа вокруг нас -2 ч.
Животные вокруг нас – 3ч.
Растения вокруг нас -3 ч.
2раздел «Планета Земля» - 12 ч.
Наша земля на глобусе и карте – 2ч
Формы поверхности земли и родного края. – 2ч.
Водоёмы.- 2 ч. .
Заочное путешествие по родной стране. 3ч
– Планеты Солнечной системы 3 ч
3 раздел «Человек и его место на Земле» 14ч.
3.1 Изучаем экологические связи в живой природе.- 2ч.
3.2 Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. -3ч.
3.3 Изучаем способы охраны природы – 2ч.
3.4 Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. – 5ч.
3.5 Мы в борьбе за чистоту на планете. – 2ч
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель и задачи | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Дата по плану | Дата по факту |
| 1 раздел «Окружающий мир» - 24 ч | | | | | |
1 | Природа вокруг нас Конкурс рисунков | Расширить знания о разнообразии природы | Научатся группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным при-знакам. Научатся видеть и изображать красоту осенней природы | Осознание ответственности человека за общее благополучие; - классификация по заданным критериям; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах | | |
2 | Виртуальная экскурсия в лес | Посмотреть видеофильм. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений и животных; провести групповые наблюдения во время экскурсии по лесу | Научатся различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения; | | |
| | | | | | |
3 | Животные вокруг нас | Расширить знания о многообразии животных | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Сбор, обработка и передача информации различными способами; определять общую цель и пути её достижения; осознание ответственности человека за общее благополучие | | |
4-5 | В мире птиц | Познакомить детей с многообразием представителей пернатых, развивать познавательный интерес | Научатся наблюдать за птицами, различать их по их внешнему виду; классифицировать по группам, видам; анализировать, делать выводы | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | | |
6 | Растения вокруг нас | Расширить знания детей о многообразии растительного мира | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации; - составлять план и последовательность действий | | |
7-8 | В мире удивительных растений | Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Что это за листья? Что такое хвоинки? Что общего у разных растений? Выясняем, что такое экология. | Научатся распознавать растения ближайшего природного окружения (кустарники, деревья, травы). Различать, что общего у разных растений? Выяснят, что такое экология. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | | |
| 2раздел «Планета Земля» - 12 ч. | | | | | |
1-2 | Наша земля на глобусе и карте | Научить детей работать с глобусом и картами | Научатся работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач; | | |
3-4 | Формы поверхности земли и родного края. | Познакомить с формами поверхности земли и родного края | Научатся различать и называть формы поверхности земли, характеризовать их, анализировать и делать выводы. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | |
5-6 | Водоёмы. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. | Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёме и в системе водоснабжения своего края. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | Определять общую цель и пути её достижения; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; | | |
7-9 | Заочное путешествие по родной стране. | Расширить знания детей о родной стране и родном городе | Познакомятся с городами России, научатся показывать их на карте | Сбор, обработка и передача информации различными способами; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | | |
10-12 | Планеты Солнечной системы | Расширить знания детей о Солнечной системе; развивать познавательный интерес | Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы; познакомятся с планетами Солнечной системы | Формулировать и удерживать познавательную задачу; устанавливать аналогии и причинно – следственные связи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | | |
| 3 раздел «Человек и его место на Земле» 12ч. | | | | | |
1-2 | Изучаем экологические связи в живой природе | Дать понятие «прямые связи», «косвенные связи»; познакомить с сетью питания, или пищевой сетью, экологической пирамидой. | Узнают, каково значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы; что защитные приспособления у растений и животных- это проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач | | |
3-5 | Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | Познакомить с исчезающими видами живой природы | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознание ответственности человека за общее благополучие | | |
6-7 | Изучаем способы охраны природы | Познакомить со способами охраны природы | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности); извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения; моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формулировать и удерживать познавательную задачу; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач; готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения; | | |
8-12 | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. | Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | | |
13-14 | Мы в борьбе за чистоту на планете. | Разъяснить детям, почему необходимо поддерживать чистоту на планете | Научатся объяснять влияние человека на природу; извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных сообществах | Составлять план и последовательность действий; называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием; проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач | | |
. Список литературы
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2 Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
3.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
4.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
5.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
6.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
7.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
8.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
9.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64
.