СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности кружка "Юный турист" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разраотка носит образовательно-развивающий характер. Содержание программы направлено на создание и условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности кружка "Юный турист" 5 класс»

МОУ «Шарапово-Охотская основная общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

Директор школы:

_____________________/ФИО директора/

«____» _______________201_7_г.





П Р О Г Р А М М А

по внеурочной деятельности кружка «Юный турист»

(наименование учебного предмета (курса)

5 класс

(уровень образования)

2017 – 2018 учебный год

(срок реализации программы)





Учитель физической культуры Жихарева Ала Степановна,

высшее образование, 37 лет стаж,

высшая категория









Серпуховской район, 2017 год

Пояснительная записка.

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.

Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.

Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая учреждением дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Планирование составлено на основе рабочей программы по туризму

для 5-6классов, ФГОС.М.: «Просвещение», 2013г. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения), а также программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.

При разработке учитывались следующие документы и материалы:

Закон «Об образовании»,

Рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.12-51-03,

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей,

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Цели программы: сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.

Задачи:

  • формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

  • обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;

  • создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;

  • педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.

  • формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.

Планируемые результаты по годам обучения

После первого года занятий

спортивным ориентированием и туризмом дети должны:

  1. Знать основные условные знаки спортивной карты.

  2. Уметь находить и показывать основные условные знаки спортивной карты на местности.

  3. Овладеть простейшими навыками чтения карты, т.е. определять своё местоположение по карте во время своего движения на местности (в парке и в лесопарке).

  4. Знать четыре стороны горизонта.

  5. Знать назначение и устройство компаса.

  6. Уметь определять четыре стороны горизонта с помощью компаса.

  7. Уметь проходить тренировочную дистанцию по линейным ориентирам.

  8. Знать правила проведения соревнований по спортивному ориентированию летом и зимой, на дистанциях заданного направления и маркированной трассе.

  9. По желанию - принимать участие в соревнованиях по спортивному ориентированию для новичков.

10. Уметь преодолевать естественные препятствия: болото, ручей, бурелом, подниматься на крутые склоны, уметь вести себя на скалах. 11. Преодолеть страх перед лесом, т.е. не бояться играть в «лесные» игры с уходом от места стоянки на 100-500 м. 12.Проходить за однодневный поход до 3 км. 13.Уметь собирать сухие дрова для костра. 14.По желанию – участвовать в соревнованиях по туристской технике для своего возраста. 15.В конце первого года обучения - уметь пройти на лыжах до 3-5 км за один однодневный поход. 16.Уметь преодолевать невысокие спуски и подъёмы на лыжах.

17. Знать правила безопасности в лыжном походе (в частности, правила защиты от обморожений).

18. По желанию - участвовать в соревнованиях по лыжным гонкам.

19. Познакомиться с развивающими играми (на знание условных знаков, определение сторон горизонта, сбор карты из кусочков и т.д.).

20. Знать правила поведения в спортивном зале.

21. По желанию – участвовать в «весёлых стартах», эстафетах.



Учебный план и программа первого года занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.





Календарно - тематическое планирование

Кружок «Юный турист» - 5 класс - (35 часов в год из расчёта 1 час в неделю)

Номер урока

Содержание

(раздел, темы)

Кол-во час.

Даты проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

План

Факт

I четверть: 8 учебных недель.

1

Вводное занятие. Организационное собрание в кружке, техника безопасности на занятиях туризмом. Защита ног в экстремальных условиях.

1



Правила туриста


Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации. Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач

2

Определение азимута на предмет. Личное и групповое снаряжение туриста

1



Компас

Регулятивные: целеполагание - форму­лировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - кон­тролировать и оценивать процесс и ре­зультат деятельности. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, обра­щаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

3

Работа с картой, укладка рюкзака. Работа с картой, используя линейку и компас.


1



Беседа

Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения

4

Разжигание костра, изучение топографических знаков.

1



Топография

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

5

Основные узлы, используемые в пешеходном походе. Игра на знание узлов.

1



Веревки, рисунки узлов

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

6

Подбор продуктов для похода. Способы хранения пищи в путешествии.

1



Меню туриста

Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации. Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач

7

Выбор и заготовка дров в походе. Костровое хозяйство.

1



Рисунки

Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения

8

Питание в путешествии - приготовление пищи. Кулинарные рецепты для похода.


1



Меню туриста

Регулятивные: планирование - опреде­лять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать ре­зультат. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оце­нивать процесс в результате своей дея­тельности. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - формулировать свои затруднения

II четверть: 7 учебных недель.

9-1

Изучить топографические знаки (1 – 15)

1



Веревки, рисунки узлов

Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации. Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач

10-2

Повторить топографические знаки (1 – 15)

1



Веревки, рисунки узлов

Регулятивные: целеполагание - форму­лировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - кон­тролировать и оценивать процесс и ре­зультат деятельности. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, обра­щаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

11-3

Изучить топографические знаки (16 – 31)

1



Веревки, рисунки узлов

Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения

12-4

Повторить топографические знаки (16 – 31)

1



Веревки, рисунки узлов

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

13-5

Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение.


1



Беседа

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

14-6

Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально).

1



Компасы, карты

Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации. Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач

15-7

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности.

1



Компасы, карты

Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения

III четверть: 11 учебных недель.

16-1

Профилактика обморожений и оказание 1 МП. Лыжный кросс до 3 км. с препятствиями.


1



Беседа Лыжный инвентарь

Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации. Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач

17-2

Профилактика обморожений и оказание 1 МП.




1



Беседа

Регулятивные: целеполагание - форму­лировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - кон­тролировать и оценивать процесс и ре­зультат деятельности Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, обра­щаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

18-3

Тренировки по спортивному ориентированию. Определение сторон горизонта по компасу. Игры.

1



Компас

Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения

19-4

Анкетный опрос школьников, об экологических проблемах поселка. Определение круга проблем. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей.


1



Анкета

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

20-5


Место для стоянки, место для костра, одежда походника. Походные навыки туриста.






1










Беседа

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

21-6

Состав походной аптечки. Витамины.


1



Аптечка

Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации. Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач

22-7

Распределение обязанностей в походе, подготовка к походу. Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода.

1



Техника безопаснос-ти

Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения

23-8

Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе

1



Материал для обсуждения

Регулятивные: планирование - опреде­лять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать ре­зультат. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оце­нивать процесс в результате своей дея­тельности. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - формулировать свои затруднения

24-9

Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута.

1



Компасы, карты

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

25-10

Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки.









Практика

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

26-11

Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки.






1



Практика.

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

IV четверть: 9 учебных недель.

27-1


Народные приметы Основные узлы, используемые в пешеходном походе. Вязка узлов. Практическое занятие.

1



Беседа




Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации. Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач

28-2

Разведение костра. Виды костра. Костровое хозяйство.

1





Спички, хворост.

Регулятивные: целеполагание - форму­лировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - кон­тролировать и оценивать процесс и ре­зультат деятельности. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, обра­щаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию

29-3

Ориентирование в лесу по карте - практическое занятие. Изучить топографические знаки (51 – 75).

1



Топография

Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения

30-4

Определение сторон горизонта по растениям. Определение сторон горизонта по постройкам. Игры.

1



Беседа

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

31-5

Туристические походы выходного дня с классными руководителями. Совместное, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма.

1



Карты, материал для выступления

Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

32-6

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях


1



Практика.

Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации. Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач

33-7

Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения.

1



Краеведческий материал.

Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения

34-8

Поход. Подведение итогов туристского путешествия

1



Туристские навыки.

Регулятивные: планирование - опреде­лять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать ре­зультат. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оце­нивать процесс в результате своей дея­тельности. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - формулировать свои затруднения

35-9

Итоговое занятие. Опасные ситуации в воде. Несчастные случаи на воде и меры самопомощи.

1



Беседа

Регулятивные: планирование - опреде­лять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать ре­зультат. Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оце­нивать процесс в результате своей дея­тельности. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - формулировать свои затруднения