Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Александровская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю Директор МБОУ Александровская СОШ ________А.Т.Денежкина Приказ № __ от «___»_________ 2016г. | | Согласовано Зам.директора по ВР _______________ Я.К. Масягина от «___» ___________2016г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Настольный теннис», «Подвижные игры»
для учащихся 5 -6 классов
Составлена на основе: примерной государственной программы спортивной подготовки для общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ, . Москва. «Советский спорт» – 2010г.Под редакцией авторского коллектива В.Г. Барчукова, В.А.Воробьев, О.В. Матыцын «Настольный теннис» и программы «Народные игры на уроках физической культуры во внеурочное время» Г.И. Погадаев, М., «Дрофа», 2010г
Программу составил: Завгородний Ю.В.
с. Александровск
2016г
Пояснительная записка
Данная программа осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального уровня. Распоряжение правительства Российской Федерации от 7 августа 2009г. №1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Приказ Министерства образования РФ от 5.03.2010г., №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ФГОС -2; Примерной государственной программы спортивной подготовки для общеобразовательных школ и детско-юношеских спортивных школ, Москва. «Советский спорт» – 2004.Под редакцией авторского коллектива В.Г. Барчукова, В.А.Воробьев, О.В. Матыцын «Настольный теннис». Программа по настольному теннису направлена на содействие улучшению здоровья учащихся 5-х – 6-х классов, приобретение необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств, гигиенических требований и умения вести здоровый образ жизни. Данная программа способствует умению правильно выполнять основные технические приемы, тактические действия, обеспечивает разностороннюю физическую подготовку.
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.
По программе «Подвижные игры» во внеурочное время достижение цели в укреплении состоянии здоровья и совершенствования физического развития детей и подростков обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:
закаливание, улучшение осанки;
повышение работоспособности;
овладение школой движений;
воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, умение применять их на отдыхе и дома;
приобретение необходимых знаний по гигиене, медицине, физической культуре и спорту;
обучение жизненно важным умениям и навыкам, применению их в различных по сложности условиях и в экстремальных ситуациях;
развитие двигательных способностей;
выработка представлений об основных видах спорта , снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психофизиологических процессов и свойств личности;
приобщение учащихся к систематическим занятиям физической культурой на основе воспитания интереса и создания мотивации для развития двигательных способностей;
углубление знаний о гигиене, закаливающих процедурах, физическом развитии, значение физической культуры в режиме дня.
Цели и задачи курса
Цель- изучение спортивной игры настольный теннис.
Игра в настольный теннис и занятия подвижными играми направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Основными задачами программы являются:
Укрепление здоровья;
Содействие правильному физическому развитию;
Приобретение необходимых теоретических знаний;
Овладение основными приемами техники и тактики;
Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
Привитие учащимся организаторских навыков;
Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису;
Подготовка учащихся к районным и окружным соревнованиям;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.
Материал программы дается в трех разделах:
- основы знаний;
- общая и специальная физическая подготовка
- техника и тактика игры;
Основы знаний
1.Соблюдение техники безопасности на занятиях настольного тенниса.
2. Краткий обзор состояния и развития настольного тенниса в России.
3. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека.
4. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.
5. Правила соревнований по настольному теннису.
Общая физическая подготовка
Является основой развития физических качеств, способностей, двигательных навыков игроков на различных этапах их подготовки.
Поэтому большое внимание на занятиях настольного тенниса будет уделяться развитию двигательных качеств игроков и совершенствованию : силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.
Специальная физическая подготовка
Занимает очень важное место в тренировке теннисистов, поэтому будет уделяться большое внимание упражнениям, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
Техника и тактика игры
В этом разделе представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в различных соревнованиях.
Перечень разделов программы
«Настольный теннис»:
№п/п | Содержание занятий | |
Теоретические сведения |
1. | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. | 1 |
2. | Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Правила игры в настольный теннис. | 1 |
Итого: | 2 |
Практические занятия |
1. | Общая и специальная подготовка | 3 |
2. | Основы техники и тактики игры | 10 |
3. | Контрольные игры. | 2 |
Итого: | 15 |
Всего часов: | 17 |
Календарно - тематическое планирование
«Настольный теннис»
( 17 часов)
№ | Раздел, название урока в поурочном планировании | Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты | Кол-во часов |
Предметные результаты ЗУН) к разделу | Метапредметные результаты (УУД) к разделу |
1 | Введение в мир настольного тенниса. Техника безопасности при проведении занятий по настольному теннису. Стойка игрока. | Знать: - технику безопасности на занятиях настольного тенниса. - историю развития настольного тенниса в России. - влияние физических упражнений на строение и функции организма человека. - гигиену, закаливание, режим и питание спортсменов. - правила соревнований по настольному теннису. Уметь: -принимать стойку игрока, - держать правильно ракетку, - перемещаться в стойке игрока. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий. Знание факторов, потенциально опасных для здоровья, и их опасных последствий. Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения. Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности. | 1 |
2 | Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Способы держания ракетки. | 1 |
3 | Оборудование и инвентарь. Исходное положение при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Способы держания ракетки. | 1 |
4 | Гигиена и врачебный контроль. Перемещения близко у стола и в средней зоне. Правильная хватка ракетки и способы игры. | 1 |
5 | Правила игры в настольный теннис. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Правильная хватка ракетки и способы игры. | 1 |
6 | Удары по мячу | Уметь выполнять -атакующие удары по диагонали, по линии, | 1 |
7 | Подачи. | Уметь: - правильно выполнять подачи мяча накатом, срезкой и боковым вращением. | 1 |
8 | Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. | Уметь: - правильно выполнять удары справа и слева. | 1 |
9 | Удар « накат» справа и слева на столе. | Уметь: - правильно выполнять удары «накатом» справа и слева. | 1 |
10 | Выбор позиции. | Уметь: - делать выбор позиции. | 1 |
11 | Игра в «крутиловку» вправо и влево. | Уметь: - играть в «крутиловку» вправо и влево. | 1 |
12 | Свободная игра на столе. | Уметь: - свободно играть на столе. | 1 |
13 | Игра на счет из одной, трех партий. | Уметь: - играть на счет. | 1 |
14 | Тактика игры с разными противниками. | Уметь: - делать правильный выбор тактики игры с различными противниками. | 1 |
15 | Основные тактические варианты игры. | Знать: - основные тактические варианты игры. - правила игры в настольный теннис. Уметь: - участвовать в соревнованиях. - применять правила игры. | 1 |
16 17 | Соревнования по настольному теннису | | 2 |
Перечень разделов программы
«Подвижные игры»:
Подвижные игры на закрепление и совершенствование навыков бега . -3 часа
На закрепление и совершенствование навыков в прыжках. – 3 часа
На закрепление и совершенствование метания на дальность и точность .- 3 часа
На освоение элементарными умениями в ловле, бросках и передачах мяча. – 3 часа
На закрепление и совершенствования держания, ловли, передачи и броска мяча.- 2 часа
На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей. – 3 часа
Календарно - тематическое планирование
«Подвижные игры»
( 17 часов)
№ | Раздел, название урока в поурочном планировании | Характеристика деятельности учащихся, планируемые результаты | Кол-во часов |
Предметные результаты ЗУН) к разделу | Метапредметные результаты (УУД) к разделу |
1 2 3 | Развитие скоростных способностей, способностей к ориентированию в пространстве | Знать: - технику безопасности на занятиях - историю развития физкультуры и спорта в России. - влияние физических упражнений на строение и функции организма человека. - гигиену, закаливание, режим и питание спортсменов. - правила проведения спортивных игр Уметь: -передвигаться по площадке, -изменять направление движения, - перемещаться в стойке игрока. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий. Знание факторов, потенциально опасных для здоровья, и их опасных последствий. Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения. Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. | 3 |
4 5 6 | Развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | 3 |
7 8 9 | Развитие способностей к дифференцированию параметров движений скоростно-силовых способностей | 3 |
10 11 12 | Развитие на овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. | 3 |
13 14 | Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи и ведения мяча и на развитие к дифференцированию параметров движения, реакции. | 2 |
15 16 17 | Развитие способностей во владении элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | Уметь выполнять -технические элементы спортивных игр и взаимодействовать в тактике игр. | 3 |
| ИТОГО | | | 17 |
Требования к уровню подготовки
Знать:
- технику безопасности на занятиях настольного тенниса.
- историю развития настольного тенниса в России.
- влияние физических упражнений на строение и функции организма человека.
- гигиену, закаливание, режим и питание спортсменов.
- правила соревнований по настольному теннису.
- технику безопасности на занятиях подвижными играми
- свободно обращаться с ракеткой и мячом, уверенно ловить мяч руками с отскока и с лета, катать мячи руками и ракеткой по различным направлениям (линия, диагональ), останавливать ракеткой катящийся мяч, уверенно выполнять «чеканку» (отбивания мяча от пола), подбивать мяч на ладонной и тыльной сторонах ракетки, контролируя при движении высоту и вертикальное направление отскока мяча;
- выполнять имитацию ударов срезкой справа и слева с правильным балансом, показывать расположение точки контакта, делать окончание удара с поднятым локтем на уровне плеч;
- выполнять серии розыгрышей ударами срезкой друг с другом в паре только справа или только слева с акцентом на: а) технику исполнения, б) удержание мяча в игре;
- перемещаться в стороны от центра стола на 2-3 шага и играть с чередованием ударов срезкой справа – слева;
- уверенно выполнять удары срезкой в средней точке полета мяча в правильной стойке;
- иметь представление о правилах игры и способе начисления очка при игре на счет;
- активно сотрудничать с другими детьми на занятии, проявлять положительные эмоции при двигательной активности.
Демонстрировать:
- технические и тактические действия игры настольный теннис, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
Учебно-методический комплект
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004
Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004
Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005
О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000
«Народные игры» во внеурочное время Г.И. Погадаев., Москва, «Дрофа» 2010г.
Физическое воспитание учащихся 1-11 класов, В.И. Лях, Л.Б. Кофман Москва, «Просвещение» 2010г.
11