СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности " По странам и континентам" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса. Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание курса, тематическое плпнирование, календарное планирование по темам.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности " По странам и континентам" 4 класс»

16


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы по учебным предметам География 5 класс: проект. -М..Просвещение, 2011год.(Стандарты второго поколения), рабочей программы Предметной линии учебников " Полярная звезда" В.В. Николина, А.И. Алексеева, Е. К. Липкина " География"5-9 классы М..Просвещение 2013 год., с использованием пособия для учителя" Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М..Просвещекние,2011г.

Актуальность.

Программа внеурочной деятельности “По странам и континентам ” рассчитана на 34 часа, обладает новизной для учащихся. Программа направлена на изучение природы нашей планеты в целом, особенностей открытия, изучения, природных условиях материков и океанах в частности. В связи с этим формирование у учащихся уже на начальном этапе изучения географии географических представлений о мире в целом и образов отдельных стран в частности является весьма актуальным. Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы –Египетские пирамиды, вулканы Исландии, пустыни Австралии, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Индии, Стоунхендж в Великобритании, мечети в Турции и другие Содержание программы включает новые знания и новые образы . Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, архитектурой. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.

Цель программы:

Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела. Сформировать творчески развитую личность школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.





Задачи программы:

  • Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление  о красоте и разнообразии растительного и животного мира.

  • Познакомить детей с традициями и обычаями изучаемого народа.

  • Дать представление о жизни человека: жилище, одежда, быт.

  • Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.

  • Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  

  • Побуждать и поддерживать стремление  школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

  • Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

  • Создавать условия для развития  творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.



Результаты освоения программы:

Личностными результатами освоения программы “По странам и континентам” является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.




Метапредметными результами освоения программы “ По странам и континентам” являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.


Предметными результатами освоения программы “ По странам и континентам” являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.



Формы и режим занятий:

В течение года занятия по внеурочной деятельности “ По странам и континентам” проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, , проектирование учащимися маршрутов путешествий по странам, защита разработанных проектов, работа с ресурсами сети Интернет;

Курс  рассчитан  на 34 часа, проводится 1 занятие в неделю.



Результативность.

В процессе изучения данного курса выполняются  практические работы - одна итоговая – на двух последних занятиях. Итоговая работа  -проектная деятельность в группах по 2-3 человека одному экскурсия по одному из материков по объектам природного и культурного наследия мира.


Тематический план.


Тема урока

Теория

Практика


Введение (1 час)

1

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы. 

1



Тема №1. Путешествуем по странам и материкам (2 часа)

2

Формирование современного облика суши. Материки и страны.

1


3

Политическая карта мира. Народы мира.


1

Тема №2. Загадочная Африка. (5 часов)

4

Занимательные факты из истории исследования Африки

1


5

Путешествие по знойной Африке. Народы и их традиции.

1

1

6

Климат и растительный мир материка.

1


7

Животный мир материка

1


8

Достопримечательности стран материка Африка

1



Тема №3  Австралия и Океания (3 часов)

9

Австралия и Океания. Географическое расположение материка на карте мира.


1

10.

Климат . Растительный и животный мир материка.

1


11

Достопримечательности стран материка. Народы и их традиции.

1



Тема №4. Антарктида. ( 2часа)

12

Антарктида – самый холодный материк планеты.

1


13

Русское открытие Антарктиды. Что люди делают в Антарктиде?


1


Тема №5. Южная Америка (4 часов)

14

Занимательные факты из истории исследования Южной Америки.

1


15

Достопримечательности стран материка. Народы и их традиции.

1


16

Климат и растительный мир материка.


1

17

Животный мир материка

1



Тема №6. Северная Америка (4 часов)

18

Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Географическое положение материка на карте мира


1

19

Климатические условия материка. Животный и растительный мир материка.


1

20

Канада. Достопримечательности страны Народы и их традиции.

1


21

США. Достопримечательности страны Народы и их традиции.

1



Тема №7. Европа (6 часов)

22

Северная Европа. Местоположение на карте мира. Народы и их традиции.


1

23

Климатические условия Растительный и животный мир материка.

1


24

Южная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции.

1


25

Западная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции.

1


26

Восточная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции.

1


27

Занимательные факты из истории исследования.




Тема №8. Азия (5 часов)

28

Занимательные факты из истории исследования Азии. Афанасий Никитин. Хождение за три моря.

1


29

Географическое положение, климат материка.

1


30

Растительный и животный мир .


1

31

Народы и их традиции.


1

32

Достопримечательности стран Азии.

1



Тема №9. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (2 часа)

33

Проект " По странам и континентам"


1

34

Презентация проекта


1



Содержание программы.


Введение (1 час)

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы. 


Тема №1. Путешествуем по странам и материкам (2 часа)

Формирование современного облика суши. Материки и страны.(1 час)

Политическая карта мира. Народы мира. Современные международные отношения.(1 час)


Тема №2. Загадочная Африка. (5 часов)

Занимательные факты из истории исследования Африки. Климатические условия материка

Путешествие по знойной Африке. Разнообразие природы. Животные Африки. Народы. Традиции. Культура.

пустыня Сахара..Река Нила.. Пирамиды в Гизе.

водопад Виктория.

Килиманджаро – «сверкающая» гора

Тема №3  Австралия и Океания (3 часа).

Занимательные факты из истории исследования Австралии и Океании. Разнообразие природы. Животные. Народы. Климатические условия материка

Три открытия Австралии. Как появилось название «кенгуру»?

Девственная природа национального парка Какаду. Дарвин.

Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Двенадцать апостолов.

Большой Барьерный Риф – жемчужина Австралии. . Сидней

Новая Зеландия. Гора Эгмонт. Вулканы Тонгариро.

Океания. Лагуна Бора-Бора – жемчужина коралловых рифов Тихого океана

Тема №4. Антарктида. (2 часа)

Антарктида – самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды. Занимательные факты из истории открытия материка. Несбывшееся предсказание Дж. Кука. Русское открытие Антарктиды. Роберт Скотт - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».Что люди делают в Антарктиде? Международные научные станции.

Тема №5. Южная Америка (4 часов)

Занимательные факты из истории исследования. Ошибка Колумба. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические условия материка Как реки Южной Америки получили свои названия. «Большая нога» или великаны Южной Америки. В дебрях Амазонки. Галапагосские острова.Колумбия: парк бабочек и Золотая гора, Каменные идолы Сан-Аугустина.(1 часа)Озеро Титикака: остров Солнца. Цветущие «канделябры».. Соленые озера Анд .Остров Пасхи.

Тема №6. Северная Америка (4 часов).

Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Путешествие Льюиса и Кларка. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические условия материка. Канадский Арктический архипелаг. Ледяные пустыни острова Элсмир. Ниагара – «Гремящая вода».США. Глейшер-Бей: зеленые фьорды и бескрайние льды Аляски. Хребет Брукс. Йосемитская долина – страна чудес. Йелоустон – наглядное пособие по геологии. . Гранд-Каньон.)Нью-Йорк и Вашингтон: символы свободы. Американская мечта: миф или реальность?

Тема №7. Европа (6 часов).


Занимательные факты из истории исследования. Географическое положение, климат материка. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические условия материка. Северная Европа. Финляндия. Озеро Инари. Швеция. Норвегия. Красота и очарование фьордов: Согне-фьорд, Хардангер-фьорд. Трольсхауген. Берген – самый дождливый город Европы. Памятники Средневековой Европы. Викинги. Дания. Исландия. Ватнадйёкюдль: и лед, и пламень. Большой гейзер и Строккюр.Страны Бенилюкс.Западная Европа. Великобритания. Англия и Уэльс: под одной короной. Уост-Уотер: самое глубокое озеро Англии. Лондон: «мировой» город во все времена. Стоунхендж. Гибралтар. Франция. Париж – жемчужина Европы. Праздник, который всегда с тобой. Лувр – собрание королей. Эйфелева башня. Германия. В Берлин через Бранденбургские ворота. Дворцы и парки Потсдама и Берлина. Музей Сан-Суси – памятник былого могущества прусских королей. Кёльнский собор. Дрезденская галерея. Долина Эльбы. Айсризенвельт – страна чудес австрийских Альп. Маттерхорн – нависающая вершина. Лихтенштейн – «город-крепость". Южная Европа. Португалия – «кузница путешественников». Испания: родина фламенко и матадоров. Солнечная пристань.. Кото-де-Доньяна: болота и леса южной Испании. Андорра. Италия. Рим: вечный город. Гора Этна.. Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон. Балканские страны. Восточная Европа. Чехия. Словакия. Венгрия: королевский город на берегах Влтавы. Румыния. Молдавия. Болгария. Польша. Белоруссия. Россия. Беловежская пуща. Украина. Страны Балтии. Литва. Латвия. Эстония.

Тема №8. Азия (5 часов).

. Географическое положение, климат материка .Занимательные факты из истории исследования Азии. Афанасий Никитин. Хождение за три моря . Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические условия материка Юго-западная Азия. Персия – страна «садов волшебства». Сирия.. Иерусалим: Святой город. Кипр. Турция. Топ-Капе – символ Стамбула. Конусы Каппадокии. Памуккале: «замок – хлопковая крепость».Ирак. Иран. Копетдаг – Лунные горы. Афганистан: холодные озера Республики Закавказья. Азербайджан. Грузия. Армения. Южная Азия. Индия. Храм Солнца в Конараке. Сокровища Агры (Тадж-Махал). Амбер-форт – дворец-крепость.. Непал. Долина Катманду. . Джомолунгма: Богиня горных снегов. Центральная Азия. Киргизия. Тянь-Шань – «Небесные горы». Иссык-Куль – «соленое озеро». Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Таджикистан . Восточная Азия. Китай. Праздник Весны, или Китайский Новый год Великая китайская стена.,. Гуйлиньские холмы: очарование китайского пейзажа. По Великому Шелковому пути. Монголия. Гоби – 1 млн кв км песка и камней. Япония. У подножия Фудзиямы: в розовых тонах. Киото – сокровищница искусств и традиций Японии. КНДР. Республика Корея. Юго-Восточная Азия.

Тема №9. Повторение (2 часа).

Проект" по странам и континентам". Презентация проекта.

Методическое обеспечение программы

Информационное обеспечение курса. Данный курс обеспечен следующими  информационными материалами:

·    набором научных и научно-популярных видеофильмов о природных условиях, достопримечательностях различных стран мира,

·         научно-популярными книгами, статьями и прочими материалами о достопримечательностях мира и России, в том числе современными справочниками “Страны мира”, “Столицы мира”.

·         интернет-ресурсами.

Список литературы

  1. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)

  2. Величайшие чудеса света . Величайшие тайны мира. Энциклопедический справочник А.Ю.Низовский. М. « Вече» 2007 г.

  3. Древний Египет.Детская энциклопедия «Махаон»М. 2014 г.

  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.

  5. Большая энциклопедия знаний « Жизнь на земле» М.»РОСМЕН» 2008 г.

  6. Кто есть кто в мире животных. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.»Эскмо «2006г.

  7. Томилин А.Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Просвещение, 2008. 160 с.

  8. Энциклопедия чудес природы. М.: ЗАО «Издательский дом Ридерз дайджест», 2000 г., 456 с.

  9. Детская энциклопедия . Моря и океаны. М.» РОСМЕН» 2014г.

  10. Астрономия. Энциклопедия. М.» РОСМЕН» 2009г

  11. http://www.krugosvet.ru

  12. http://www.geografia.ru

  13. http://www.carib.ru

  14. http://www.vokrugsveta.ru

  15. http://www.skitalets.ru

  16. http://www.rgo.ru

  17. http://www.glossary.ru

  18. http://www.rcio.rsu.ru



Календарно тематическое планирование


Тема урока

УУД

Дата


Введение (1 час)

1

Организационные вопросы. Знакомство с планом работы. 

Иметь представление об объединении и о содержании предстоящих занятий. Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса



Тема №1. Путешествуем по странам и материкам (2 часа)

2

Формирование современного облика суши. Материки и страны.

Расширить кругозор.

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки


3

Политическая карта мира. Народы мира.

Находить и показывать

изученные страны мира на

глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы


Тема №2. Загадочная Африка. (5 часов)


4

Занимательные факты из истории исследования Африки

Называть государства, Сотрудничество с учителем и учащимися. Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Собирать и оформлять

информацию о исторических событий

и памятниках истории и

культуры. Сотрудничество с учителем и учащимися. Находить и показывать

изученные страны мира на

глобусе и политической карте Называ


5

Путешествие по знойной Африке. Народы и их традиции.


6

Климат и растительный мир материка.


7

Животный мир материка




8

Достопримечательности стран материка Африка




Тема №3  Австралия и Океания (3 часов)

9

Австралия и Океания. Географическое расположение материка на карте мира.

Находить и показывать

изученные страны мира на

глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы


10.

Климат . Растительный и животный мир материка.


11

Достопримечательности стран материка. Народы и их традиции.



Тема №4. Антарктида. ( 2часа)

12

Антарктида – самый холодный материк планеты.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы


13

Русское открытие Антарктиды. Что люди делают в Антарктиде?




Тема №5. Южная Америка (4 часов)

14

Занимательные факты из истории исследования Южной Америки.

Находить и показывать

изученные страны мира на

глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися.1


15

Достопримечательности стран материка. Народы и их традиции.


16

Климат и растительный мир материка.

1

17

Животный мир материка



Тема №6. Северная Америка (4 часов)

18

Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Географическое положение материка на карте мира

1

Находить и показывать

изученные страны мира на

глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися.1

1

19

Климатические условия материка. Животный и растительный мир материка.

1

20

Канада. Достопримечательности страны Народы и их традиции.


21

США. Достопримечательности страны Народы и их традиции.



Тема №7. Европа (6 часов)

22

Северная Европа. Местоположение на карте мира. Народы и их традиции.

1

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы. Находить и показывать

изученные страны мира на

глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися.1

1

23

Климатические условия Растительный и животный мир материка.


24

Южная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции.


25

Западная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции.


26

Восточная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы1


27

Занимательные факты из истории исследования.



Тема №8. Азия (5 часов)

28

Занимательные факты из истории исследования Азии. Афанасий Никитин. Хождение за три моря.

1

1

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природыНаходить и показывать

изученные страны мира на

глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися.1

1

29

Географическое положение, климат материка.


30

Растительный и животный мир .

1

31

Народы и их традиции.

1

32

Достопримечательности стран Азии.



Тема №9. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (2 часа)

33

Проект " По странам и континентам"

Представлять результаты проектной деятельности Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса. Сотрудничество с учителем и учащимися

1

34

Презентация проекта


1