16
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы по учебным предметам География 5 класс: проект. -М..Просвещение, 2011год.(Стандарты второго поколения), рабочей программы Предметной линии учебников " Полярная звезда" В.В. Николина, А.И. Алексеева, Е. К. Липкина " География"5-9 классы М..Просвещение 2013 год., с использованием пособия для учителя" Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М..Просвещекние,2011г.
Актуальность.
Программа внеурочной деятельности “По странам и континентам ” рассчитана на 34 часа, обладает новизной для учащихся. Программа направлена на изучение природы нашей планеты в целом, особенностей открытия, изучения, природных условиях материков и океанах в частности. В связи с этим формирование у учащихся уже на начальном этапе изучения географии географических представлений о мире в целом и образов отдельных стран в частности является весьма актуальным. Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы –Египетские пирамиды, вулканы Исландии, пустыни Австралии, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Индии, Стоунхендж в Великобритании, мечети в Турции и другие Содержание программы включает новые знания и новые образы . Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, архитектурой. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.
Цель программы:
Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела. Сформировать творчески развитую личность школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.
Задачи программы:
Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
Познакомить детей с традициями и обычаями изучаемого народа.
Дать представление о жизни человека: жилище, одежда, быт.
Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Результаты освоения программы:
Личностными результатами освоения программы “По странам и континентам” является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения программы “ По странам и континентам” являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения программы “ По странам и континентам” являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Формы и режим занятий:
В течение года занятия по внеурочной деятельности “ По странам и континентам” проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, , проектирование учащимися маршрутов путешествий по странам, защита разработанных проектов, работа с ресурсами сети Интернет;
Курс рассчитан на 34 часа, проводится 1 занятие в неделю.
Результативность.
В процессе изучения данного курса выполняются практические работы - одна итоговая – на двух последних занятиях. Итоговая работа -проектная деятельность в группах по 2-3 человека одному экскурсия по одному из материков по объектам природного и культурного наследия мира.
Тематический план.
№ | Тема урока | Теория | Практика |
| Введение (1 час) |
1 | Организационные вопросы. Знакомство с планом работы. | 1 | |
| Тема №1. Путешествуем по странам и материкам (2 часа) |
2 | Формирование современного облика суши. Материки и страны. | 1 | |
3 | Политическая карта мира. Народы мира. | | 1 |
Тема №2. Загадочная Африка. (5 часов) |
4 | Занимательные факты из истории исследования Африки | 1 | |
5 | Путешествие по знойной Африке. Народы и их традиции. | 1 | 1 |
6 | Климат и растительный мир материка. | 1 | |
7 | Животный мир материка | 1 | |
8 | Достопримечательности стран материка Африка | 1 | |
| Тема №3 Австралия и Океания (3 часов) |
9 | Австралия и Океания. Географическое расположение материка на карте мира. | | 1 |
10. | Климат . Растительный и животный мир материка. | 1 | |
11 | Достопримечательности стран материка. Народы и их традиции. | 1 | |
| Тема №4. Антарктида. ( 2часа) |
12 | Антарктида – самый холодный материк планеты. | 1 | |
13 | Русское открытие Антарктиды. Что люди делают в Антарктиде? | | 1 |
| Тема №5. Южная Америка (4 часов) |
14 | Занимательные факты из истории исследования Южной Америки. | 1 | |
15 | Достопримечательности стран материка. Народы и их традиции. | 1 | |
16 | Климат и растительный мир материка. | | 1 |
17 | Животный мир материка | 1 | |
| Тема №6. Северная Америка (4 часов) |
18 | Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Географическое положение материка на карте мира | | 1 |
19 | Климатические условия материка. Животный и растительный мир материка. | | 1 |
20 | Канада. Достопримечательности страны Народы и их традиции. | 1 | |
21 | США. Достопримечательности страны Народы и их традиции. | 1 | |
| Тема №7. Европа (6 часов) |
22 | Северная Европа. Местоположение на карте мира. Народы и их традиции. | | 1 |
23 | Климатические условия Растительный и животный мир материка. | 1 | |
24 | Южная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции. | 1 | |
25 | Западная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции. | 1 | |
26 | Восточная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции. | 1 | |
27 | Занимательные факты из истории исследования. | | |
| Тема №8. Азия (5 часов) |
28 | Занимательные факты из истории исследования Азии. Афанасий Никитин. Хождение за три моря. | 1 | |
29 | Географическое положение, климат материка. | 1 | |
30 | Растительный и животный мир . | | 1 |
31 | Народы и их традиции. | | 1 |
32 | Достопримечательности стран Азии. | 1 | |
| Тема №9. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (2 часа) |
33 | Проект " По странам и континентам" | | 1 |
34 | Презентация проекта | | 1 |
Содержание программы.
Введение (1 час)
Организационные вопросы. Знакомство с планом работы.
Тема №1. Путешествуем по странам и материкам (2 часа)
Формирование современного облика суши. Материки и страны.(1 час)
Политическая карта мира. Народы мира. Современные международные отношения.(1 час)
Тема №2. Загадочная Африка. (5 часов)
Занимательные факты из истории исследования Африки. Климатические условия материка
Путешествие по знойной Африке. Разнообразие природы. Животные Африки. Народы. Традиции. Культура.
пустыня Сахара..Река Нила.. Пирамиды в Гизе.
водопад Виктория.
Килиманджаро – «сверкающая» гора
Тема №3 Австралия и Океания (3 часа).
Занимательные факты из истории исследования Австралии и Океании. Разнообразие природы. Животные. Народы. Климатические условия материка
Три открытия Австралии. Как появилось название «кенгуру»?
Девственная природа национального парка Какаду. Дарвин.
Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Двенадцать апостолов.
Большой Барьерный Риф – жемчужина Австралии. . Сидней
Новая Зеландия. Гора Эгмонт. Вулканы Тонгариро.
Океания. Лагуна Бора-Бора – жемчужина коралловых рифов Тихого океана
Тема №4. Антарктида. (2 часа)
Антарктида – самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды. Занимательные факты из истории открытия материка. Несбывшееся предсказание Дж. Кука. Русское открытие Антарктиды. Роберт Скотт - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».Что люди делают в Антарктиде? Международные научные станции.
Тема №5. Южная Америка (4 часов)
Занимательные факты из истории исследования. Ошибка Колумба. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические условия материка Как реки Южной Америки получили свои названия. «Большая нога» или великаны Южной Америки. В дебрях Амазонки. Галапагосские острова.Колумбия: парк бабочек и Золотая гора, Каменные идолы Сан-Аугустина.(1 часа)Озеро Титикака: остров Солнца. Цветущие «канделябры».. Соленые озера Анд .Остров Пасхи.
Тема №6. Северная Америка (4 часов).
Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Путешествие Льюиса и Кларка. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические условия материка. Канадский Арктический архипелаг. Ледяные пустыни острова Элсмир. Ниагара – «Гремящая вода».США. Глейшер-Бей: зеленые фьорды и бескрайние льды Аляски. Хребет Брукс. Йосемитская долина – страна чудес. Йелоустон – наглядное пособие по геологии. . Гранд-Каньон.)Нью-Йорк и Вашингтон: символы свободы. Американская мечта: миф или реальность?
Тема №7. Европа (6 часов).
Занимательные факты из истории исследования. Географическое положение, климат материка. Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические условия материка. Северная Европа. Финляндия. Озеро Инари. Швеция. Норвегия. Красота и очарование фьордов: Согне-фьорд, Хардангер-фьорд. Трольсхауген. Берген – самый дождливый город Европы. Памятники Средневековой Европы. Викинги. Дания. Исландия. Ватнадйёкюдль: и лед, и пламень. Большой гейзер и Строккюр.Страны Бенилюкс.Западная Европа. Великобритания. Англия и Уэльс: под одной короной. Уост-Уотер: самое глубокое озеро Англии. Лондон: «мировой» город во все времена. Стоунхендж. Гибралтар. Франция. Париж – жемчужина Европы. Праздник, который всегда с тобой. Лувр – собрание королей. Эйфелева башня. Германия. В Берлин через Бранденбургские ворота. Дворцы и парки Потсдама и Берлина. Музей Сан-Суси – памятник былого могущества прусских королей. Кёльнский собор. Дрезденская галерея. Долина Эльбы. Айсризенвельт – страна чудес австрийских Альп. Маттерхорн – нависающая вершина. Лихтенштейн – «город-крепость". Южная Европа. Португалия – «кузница путешественников». Испания: родина фламенко и матадоров. Солнечная пристань.. Кото-де-Доньяна: болота и леса южной Испании. Андорра. Италия. Рим: вечный город. Гора Этна.. Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон. Балканские страны. Восточная Европа. Чехия. Словакия. Венгрия: королевский город на берегах Влтавы. Румыния. Молдавия. Болгария. Польша. Белоруссия. Россия. Беловежская пуща. Украина. Страны Балтии. Литва. Латвия. Эстония.
Тема №8. Азия (5 часов).
. Географическое положение, климат материка .Занимательные факты из истории исследования Азии. Афанасий Никитин. Хождение за три моря . Народы и традиции. Разнообразие природы. Животные. Климатические условия материка Юго-западная Азия. Персия – страна «садов волшебства». Сирия.. Иерусалим: Святой город. Кипр. Турция. Топ-Капе – символ Стамбула. Конусы Каппадокии. Памуккале: «замок – хлопковая крепость».Ирак. Иран. Копетдаг – Лунные горы. Афганистан: холодные озера Республики Закавказья. Азербайджан. Грузия. Армения. Южная Азия. Индия. Храм Солнца в Конараке. Сокровища Агры (Тадж-Махал). Амбер-форт – дворец-крепость.. Непал. Долина Катманду. . Джомолунгма: Богиня горных снегов. Центральная Азия. Киргизия. Тянь-Шань – «Небесные горы». Иссык-Куль – «соленое озеро». Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Таджикистан . Восточная Азия. Китай. Праздник Весны, или Китайский Новый год Великая китайская стена.,. Гуйлиньские холмы: очарование китайского пейзажа. По Великому Шелковому пути. Монголия. Гоби – 1 млн кв км песка и камней. Япония. У подножия Фудзиямы: в розовых тонах. Киото – сокровищница искусств и традиций Японии. КНДР. Республика Корея. Юго-Восточная Азия.
Тема №9. Повторение (2 часа).
Проект" по странам и континентам". Презентация проекта.
Методическое обеспечение программы
Информационное обеспечение курса. Данный курс обеспечен следующими информационными материалами:
· набором научных и научно-популярных видеофильмов о природных условиях, достопримечательностях различных стран мира,
· научно-популярными книгами, статьями и прочими материалами о достопримечательностях мира и России, в том числе современными справочниками “Страны мира”, “Столицы мира”.
· интернет-ресурсами.
Список литературы
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
Величайшие чудеса света . Величайшие тайны мира. Энциклопедический справочник А.Ю.Низовский. М. « Вече» 2007 г.
Древний Египет.Детская энциклопедия «Махаон»М. 2014 г.
Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.
Большая энциклопедия знаний « Жизнь на земле» М.»РОСМЕН» 2008 г.
Кто есть кто в мире животных. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.»Эскмо «2006г.
Томилин А.Н. Как люди изучали свою Землю. М.: Просвещение, 2008. 160 с.
Энциклопедия чудес природы. М.: ЗАО «Издательский дом Ридерз дайджест», 2000 г., 456 с.
Детская энциклопедия . Моря и океаны. М.» РОСМЕН» 2014г.
Астрономия. Энциклопедия. М.» РОСМЕН» 2009г
http://www.krugosvet.ru
http://www.geografia.ru
http://www.carib.ru
http://www.vokrugsveta.ru
http://www.skitalets.ru
http://www.rgo.ru
http://www.glossary.ru
http://www.rcio.rsu.ru
Календарно тематическое планирование
№ | Тема урока | УУД | Дата |
| Введение (1 час) |
1 | Организационные вопросы. Знакомство с планом работы. | Иметь представление об объединении и о содержании предстоящих занятий. Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | |
| Тема №1. Путешествуем по странам и материкам (2 часа) |
2 | Формирование современного облика суши. Материки и страны. | Расширить кругозор. Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | |
3 | Политическая карта мира. Народы мира. | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | |
Тема №2. Загадочная Африка. (5 часов) | |
4 | Занимательные факты из истории исследования Африки | Называть государства, Сотрудничество с учителем и учащимися. Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса Собирать и оформлять информацию о исторических событий и памятниках истории и культуры. Сотрудничество с учителем и учащимися. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте Называ | |
5 | Путешествие по знойной Африке. Народы и их традиции. | |
6 | Климат и растительный мир материка. | |
7 | Животный мир материка | | | |
8 | Достопримечательности стран материка Африка | | |
| Тема №3 Австралия и Океания (3 часов) |
9 | Австралия и Океания. Географическое расположение материка на карте мира. | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | |
10. | Климат . Растительный и животный мир материка. | |
11 | Достопримечательности стран материка. Народы и их традиции. | |
| Тема №4. Антарктида. ( 2часа) |
12 | Антарктида – самый холодный материк планеты. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | |
13 | Русское открытие Антарктиды. Что люди делают в Антарктиде? | | |
| Тема №5. Южная Америка (4 часов) |
14 | Занимательные факты из истории исследования Южной Америки. | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися.1 | |
15 | Достопримечательности стран материка. Народы и их традиции. | |
16 | Климат и растительный мир материка. | 1 |
17 | Животный мир материка | |
| Тема №6. Северная Америка (4 часов) |
18 | Занимательные факты из истории исследования Северной Америки. Географическое положение материка на карте мира | 1 Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися.1 | 1 |
19 | Климатические условия материка. Животный и растительный мир материка. | 1 |
20 | Канада. Достопримечательности страны Народы и их традиции. | |
21 | США. Достопримечательности страны Народы и их традиции. | |
| Тема №7. Европа (6 часов) |
22 | Северная Европа. Местоположение на карте мира. Народы и их традиции. | 1 1 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы. Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися.1 | 1 |
23 | Климатические условия Растительный и животный мир материка. | |
24 | Южная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции. | |
25 | Западная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции. | |
26 | Восточная Европа. Достопримечательности стран. Народы и их традиции. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы1 | |
27 | Занимательные факты из истории исследования. | |
| Тема №8. Азия (5 часов) |
28 | Занимательные факты из истории исследования Азии. Афанасий Никитин. Хождение за три моря. | 1 1 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников информацию и обсуждать полученные сведения. Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации. Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природыНаходить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Называть государства мира. Сотрудничество с учителем и учащимися.1 | 1 |
29 | Географическое положение, климат материка. | |
30 | Растительный и животный мир . | 1 |
31 | Народы и их традиции. | 1 |
32 | Достопримечательности стран Азии. | |
| Тема №9. Туристско-рекреационный потенциал Земного шара (2 часа) |
33 | Проект " По странам и континентам" | Представлять результаты проектной деятельности Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса. Сотрудничество с учителем и учащимися | 1 |
34 | Презентация проекта | | 1 |