Пояснительная записка.
Высокая суммарная нагрузка учащихся школ требует постоянного контроля за состоянием здоровья детей и организации мероприятий, способствующих улучшению жизнедеятельности различных органов и систем их организма. Одной из главных задач школы является сохранение здоровья учащихся, поэтому педагогический коллектив начальной школы применяет в своей работе здоровьесберегающие технологии. На современном этапе развития школы недопустимо ограничение двигательной активности учащихся только уроками физической культуры.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и общего режима дня учащихся является спортивно – оздоровительная деятельность – урочная и внеурочная. На уроках используются различные физкультминутки, направленные на снятие у детей статического напряжения, физкультурные минутки для глаз, для пальцев рук. Организованы динамические перемены и паузы, введен курс внеурочной деятельности «Подвижные игры».
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка младшего школьного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком своего жизненного опыта. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у младших школьников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему важен оптимальный режим двигательной активности в игровых упражнениях и подвижных играх.
Основными задачами спортивно – оздоровительной деятельности в школе являются:
мотивирование школьников к участию в спортивно – оздоровительной деятельности;
укрепление здоровья детей и обеспечение правильного физического развития;
успешное развитие двигательных качеств;
содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности;
воспитание морально-волевых качеств.
Курс «Подвижные игры» введён в режим обучающихся начальной школы, с целью отдыха учащихся после нескольких уроков и «зарядки» для последующей учебной деятельности.
Задачи курса:
разрядка умственного напряжения учащихся;
противодействие развитию чрезмерного утомления;
обеспечение эффективного отдыха;
повышение работоспособности школьников;
укрепление здоровья;
совершенствование физического развития и двигательной подготовленности;
обогащение детей знаниями в области оздоровления;
обогащение детей знаниями подвижных игр и эстафет;
формирование умения организованно играть в коллективе сверстников;
воспитание интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях спортом.
Одной из форм организации курса можно выделить три условные части.
1-я часть – подготовительная (5 – 7 минут). Её содержание: построение, организационные указания учителя, ходьба и медленный бег по площадке в колонне по одному, общеразвивающие упражнения либо во время ходьбы, либо в игре.
2-я часть – основная (для активного отдыха детей). Она состоит из общих для всего класса подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и самостоятельных спортивных игр.
3-я часть – заключительная (5 – 7минут) направлена на организованное окончание активного отдыха детей. В неё входит спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание с тем, чтобы привести организм детей в относительно спокойное состояние, при котором возможна эффективная последующая учебная деятельность.
Для активного отдыха необходим спортивный инвентарь. Без него занятия не достигают нужного эффекта, а самостоятельные игры и развлечения невозможны.
Подвижные игры во время проведения занятий и прогулок сгруппированы по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения.
Игры, преимущественно с бегом «У медведя во бору», «Салки обыкновенные», « Вызов номеров», «Белые медведи», «День и ночь», «К своим флажкам».
Игры, преимущественно с прыжками: «С кочки на кочку», «Попрыгунчики-воробушки», «Кто обгонит?», «Удочка», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Салки», «Эстафета линейная с прыжками», эстафета «Верёвочка под ногами».
Игры, преимущественно с бросанием, передачей и ловлей мяча: «Передача мяча в колоннах», «Охотники и утки», «Ящерица», «Мяч среднему», «Не дай мяча водящему», «Мячом в цель», «Защита укрепления», «Подвижная цель», «Кто дальше бросит», «Передача мячей в шеренгах», «Увёртывайся от мяча» и др.
Игры, преимущественно с построением и перестроением: «Перемена мест», «Шишки, жёлуди, орехи», «У ребят порядок строгий», «Музыкальные змейки».
Подвижные игры для использования во время прогулок в зимний период учебного года:
Игры со снегом: «Защита укрепления», «Не наступи на снежный ком», «Лучший строитель», «Снайперы».
Игры на санках, лыжах, коньках: «Снежком по мячу», «Эстафета на санках», «Кто дальше», «Спуск с горы (на санках)», «Быстрый лыжник», «Пустое место», «Пятнашки простые», «Спустись со склона».
Подвижные игры малой и средней интенсивности для использования в помещении (во время дождя или сильного мороза): «Два сигнала», «Найди предмет», «Бой петухов», «У кого мяч?», «Туннель», «Не урони палку», «Товарищ командир», «Что изменилось», «Руки соседа».
Содержание курса
Курс может быть очень разнообразным, и построен на принципе доступности возрастным особенностям и возможностям младших школьников. К доступным можно отнести следующие виды движений:
ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и пятках;
бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой и т.д.;
прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку; обруч и т.д.;
бросание и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание мячей на дальность;
лазанье: перелезание, подлезание, пролезание через обручи, лестницы и т.д.;
висы, упоры на детских перекладинах, заборчиках и других конструкциях;
упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами;
упражнения с предметами: с мячами, с обручами, с кеглями и т.д.;
подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими упражнениями, с бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий;
эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках, лыжах.
Содержание курса, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения согласуется с учебным материалом программы по физической культуре для первых классов, дополняет его и способствует лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом совершенствует моторное развитие младших школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Подвижные игры»
Универсальными компетенциями учащихся являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса «Подвижные игры» являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания курса «Подвижные игры» являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха.
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания курса «Подвижные игры» являются следующие умения:
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство:
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
выполнять различные действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.