Содержание
Пояснительная записка | 4 стр. |
Учебно-тематический план | 6 стр. |
Содержание программы | 6 стр. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы | 8 стр. |
Материально-техническое оснащение | 12 стр. |
Календарно-тематический план | 13 стр. |
Список используемой литературы | 15 стр. |
Пояснительная записка
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье нынешних школьников из года в год ухудшается. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в школьном возрасте. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Современная школа внедряет федеральные государственные стандарты образования второго поколения (ФГОС). Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у школьников. Актуальность данной программы заключается в значительной здоровьесберегающей роли бадминтона. Помимо поддержания функциональных возможностей детского организма, развития двигательной подготовленности учащихся, расширение арсенала двигательных действий, улучшение уровня координационных способностей, бадминтон является наилучшим видом спорта, улучшающим кровоснабжение органов зрения, хорошо тренирует глазодвигательный аппарат, улучшает зрение в детском возрасте. Эта игра не просто полезна для зрения, но и излечивает близорукость.
Целью программы является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, а в частности бадминтона, в организации здорового образа жизни, популяризация бадминтона.
В рамках реализации этой цели программа для обучающихся школы будет способствовать решению следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с обще-развивающей и корригирующей направленностью, посредством технических действий игры в бадминтон;
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом и, об игре в бадминтон в частности, истории бадминтона и его современном развитии, роли формирования здорового образа жизни средствами бадминтона;
- обучение навыкам, умениям, техническим действиям игры в бадминтон, в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, организации самостоятельных занятий по бадминтону;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Программа составлена для учащихся 4 класса. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Для поддержания интереса к игре следует создавать на уроках повышенный эмоциональный уровень, используя для этого игровые и соревновательные формы ведения урока, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения, чего добиться на уроках бадминтона очень просто (игры, эстафеты, забеги и т.д.)
Программа основывается на принципах научности, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности, наглядности. Бадминтон – великолепная и демократичная игра. Игра доступная всем, подходит для детей разного уровня подготовки. Бадминтонная площадка помещается в любом спортивном зале, инвентарь: ракетки, воланы, сетка. Правила бадминтона просты и не требуют длительного изучения. Довольно простая техника игры на начальном уровне.
Учебно-тематический план
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов |
-
| Основы теоретических знаний | 1 |
-
| Технико-тактическая подготовка бадминтониста | 20 |
-
| Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста. | 10 |
-
| Учебно-тренировочные игры. Соревнования. | 3 |
Всего: | 34 |
Содержание программы
Основы теоретических знаний
Знакомство с видом спорта. Техника безопасности на занятиях по бадминтону. Санитарно–гигиенические требования и требования безопасности к одежде и инвентарю. Знакомство с бадминтоном, история возникновения и развития. Знакомство со знаменитыми бадминтонистами. Олимпийское движение в бадминтоне. Знакомство с правилами игры в бадминтон.
Техническая подготовка
Хват бадминтонной ракетки. Способы перемещения. Перемещения в различных стойках и направлениях. Жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение подачи различной траектории открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение ударов (коротких, далёких, плоских). Тактическая подготовка.
Ознакомление с приёмами тактической борьбы. Обучение ведению спортивной борьбы. Умение отслеживать и предвидеть действия соперника.
Общая физическая и специальная подготовка.
Развитие физических качеств, необходимых для данного вида спорта – быстроты, гибкости, ловкость, специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты реакции на действия соперника. Повышение функционального состояния организма.
Учебно-тренировочные игры. Соревнования.
Парные игровые упражнения. Перекидывание волана в парах. Совершенствование техники бросков по разным траекториям. Совершенствование техники парных игровых упражнений. Парные и групповые игровые упражнения с ракеткой и воланом. Парные эстафеты с ракеткой и воланом. Парные эстафеты с воланом. Эстафеты с воланом и ракеткой. Игры: «Гонка волана подачей», «Гонка волана ракеткой», «Парная гонка волана», «Гонка волана с упражнениями», «Бой с тенью», «Убеги от водящего», «Унеси волан», «Четные и нечетные», «Сбей волан», «Кто выше и быстрее?», «Кто выше и быстрее с ракеткой?», «Охота на волка», «Падающий волан», «Падающий волан с ракеткой», «Делай, как я, с ракетками», «Имитационный бадминтон», «Вышибалы подачей», «Вратарь», «Отгони мух», «БаскетВол», «Лапта бадминтонистов», «Бадминтон левыми руками», «Двурукий бадминтон», «Учебные игры с круговой сменой».
В процессе занятий по общей физической подготовке используются средства, в основном знакомые детям по урокам физической культуры. Целесообразно периодически выделять на общую физическую подготовку отдельные занятия. Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением детей технике и тактике в бадминтон. Кроме средств бадминтона, составной его частью являются специальные упражнения (подготовительные), играющие важную роль на начальном этапе обучения. Обучение тактическим действиям начинается с первых же занятий. По мере овладения техникой бадминтона юные спортсмены изучают тактические действия, связанные с ней.
Учебный процесс предполагает групповые формы учебных занятий.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия бадминтоном для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам (признакам);
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности бадминтона;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с частными задачами по бадминтону, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности обучающихся.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в бадминтоне;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня обучающихся, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
В области коммуникативной культуры:
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, технических и тактических действий в бадминтоне, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по бадминтону.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и
предметно-практической деятельности.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий по бадминтону, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из бадминтона, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по бадминтону.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программы внеурочной деятельности. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по бадминтону.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории развития бадминтона в олимпийском движение, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития бадминтона в области физической культуры, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте бадминтона в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий по бадминтону, доброжелательное и уважительное отношение к обучающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь обучающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований по бадминтону.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия по бадминтону разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия по бадминтону, формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми
нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о бадминтоне, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по бадминтону, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий по бадминтону с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Материально-техническое оснащение.
Воланы
Маты гимнастические
Ракетки
Секундомер
Сетка бадминтонная
Скакалки
Стенка гимнастическая
Стойки бадминтонные
Теннисные мячи
Обручи
Календарно-тематический план
Номера уроков по порядку | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
1 | Знакомство с видом спорта. Техника безопасности на занятиях по бадминтону. Требование к одежде и инвентарю | 01-07.09 | |
2 | Представление о правильном хвате ракетки, положении кисти | 08-14.09 | |
3 | .Обучение игровым стойкам | 15-21.09 | |
4 | Ознакомление со способами перемещения вперед и назад по площадке | 22-28.09 | |
5 | Общая физическая подготовка (ОФП) и специальная подготовка бадминтониста | 29.09-05.10 | |
6 | Обучение короткой подаче | 06-10.10 | |
7 | Обучение высокодалеким ударам | 17-21.10 | |
8 | Обучение мягким ударам перед собой | 24-28.10 | |
9 | Общая физическая подготовка (ОФП), специальная подготовка бадминтониста | 31.10-04.11 | |
10 | Обучение удару над головой справа | 07-11.11 | |
11 | Обучение плоской подачи | 14-21.11 | |
12 | Обучение плоским ударам | 28.11-02.12 | |
13 | Общая физическая подготовка (ОФП) бадминтониста | 05-09.12 | |
14 | Обучение нападающему удару над головой справа | 12-16.12 | |
15 | Обучение перемещениям вперед к сетке с возвращением в центральную позицию | 19-23.12 | |
16 | Мельница укороченный – подставка – откидка. | 26-30.12 | |
17 | Обучение высокодалекой подаче | 09-13.01 | |
18 | Общая физическая подготовка (ОФП) | 16-20.01 | |
19 | Обучение перемещению назад при ударе над головой справа | 23-27.01 | |
20 | Совершенствование высокодалекого и нападающего удара над головой справа | 30.01-03.02 | |
21 | Совершенствование ударов перед собой и перемещений вперед | 06-10.02 | |
22 | Развитие физических качеств. ОФП, специальная подготовка бадминтониста (СФП) | 13-20.02 | |
23 | Совершенствование высокодалекой подачи | 27.02-03.03 | |
24 | Совершенствование высокодалекого и нападающего удара над головой | 06-10.03 | |
25 | Совершенствование мягких ударов с перемещений вперед | 13-17.03 | |
26 | Совершенствование короткой подачи в переднюю зону. ОФП. | 20-24.03 | |
27 | Совершенствование мягких ударов с перемещением вперед | 27-31.03 | |
28 | Совершенствование комбинации: высокодалекая подача, нападающий удар, мягкий удар (подставка) | 03-10.04 | |
29 | Развитие физических качеств с помощью круговой тренировки (СФП) | 17-21.04 | |
30 | Обучение укороченному удару (мягкому) | 24-28.04 | |
31 | Совершенствование мягких и плоских ударов | 01-05.05 | |
32 | Обучение техники передвижения при имитации удара слева, справа | 08-12.05 | |
33 | Итоговые соревнования | 15-19.05 | |
34 | Итоговые соревнования | 22-25.05 | |
Список используемой литературы
1. Авторской программа «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М.: «Просвещение», 2011.
2.Бадминтон: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ/А.П.Горячев; А.А.Ивашин; Московская городская федерация бадминтона.– М.: Советский спорт, 2010. -160с.
3. Вспомогательный материал для начинающих тренеров и учителей физической культуры. Автор Мастер спорта Международного класса Андриевская М.В.
4. Игра бадминтон: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.
5. Лепешкин, В.А. Бадминтон для всех/В.А. Лепешкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 109с
6. Помыткин, В.П. Книга тренера по бадминтону. Теория и практика./В.П. Помыткин – ОАО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2012. – 344 с.
15