Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в следующих педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»); «Школа 2100» (программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Чтение и начальное литературное образование» и учебники «Маленькая дверь в большой мир»); «Гармония» (программа О.В. Кубасовой и учебники «Любимые страницы»); «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой и учебники «Литературное чтение»); «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац и учебники «Литературное чтение»); РО в системе Л.В. Занкова (программа В.Ю. Свиридовой «Литература» и учебник «Литературное чтение»).
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы.
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Русские народные сказки | Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Учимся разгадывать загадки различной тематики. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. | 5ч |
Сказки о рассказы животных | Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Отработка связи « писатель - книги – тема» Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник | 5ч |
«Мои первые книжки» | Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Определение особенностей жанра сказок о животных. Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. | 7ч |
«С моей книжной полки»- | Обзор различных изданий одного произведения. Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни. Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Устанавливать связь « автор – книга – тема». Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. | 8ч |
«Зарубежная литература» | Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Чтение и рассматривание книги Умение находить в книгах общие признаки | 5ч |
«О Родине»- | Умение находить в книгах общие признаки Слушание, чтение и рассматривание книги Чтение и рассматривание книги Чтение и рассматривание книги | 4ч |
34ч |
№п/п | Название разделов | Тема занятий | Количество часов | Основные формы организации внеучебных занятий | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
план | факт |
-
| Русские народные сказки (5ч) | «Афонька, где был-побывал?» | 1 | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. | Инсценировка одной из сказок. | 06.09 | 06.09 |
-
| «Баба-Яга и заморышек» | 1 | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. | Инсценировка одной из сказок. | 13.09 | 13.09 |
-
| «Волшебная водица» | 1 | Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. | Подготовка к литературной игре | 20.09 | 20.09 |
-
| «Золотой конь» | 1 | Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. | Беседа-дискуссия | 27.09 | 27.09 |
-
| «Безграмотная деревня» | 1 | Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. | Подготовка вопросов к викторине | 4.10 | 4.10 |
-
| Сказки о рассказы животных (5ч) | В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок» | 1 | Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. | Беседа и рассуждение по прочитанному | 11.10 | 11.10 |
-
| В.В.Бианки «Плавунчик» «Кто чем поёт?» | 1 | Отработка связи « писатель - книги – тема» | Выставка книг о животных. | 18.10 | 18.10 |
-
| Е.Пермяк «Два рассказа» | 1 | Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. | Викторина «Учись дружить» | 25.10 | 25.10 |
-
| Е.Чарушин «Кошка Маруська» | 1 | Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. | Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями | 07.11 | 07.11 |
-
| Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра» | 1 | Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник | Оформление плаката «Настоящий друг» | 14.11 | 14.11 |
-
| «Мои первые книжки» (7ч) | Е.Пермяк « Пичугин мост» | 1 | Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. | Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» | 21.11 | 21.11 |
-
| Киселев « Мальчик Огонек» | 1 | Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений | Оформление выставки книг «Товарищам детям» | 28.11 | 28.11 |
-
| Панькин « Легенда о матерях» | | Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. | Рассказ «Моя мама». | 05.12 | 05.12 |
-
| А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» | | Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. | Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице» | 12.12 | 12.12 |
-
| Сказки В.И.Даля «Лучший певчий», «Зайчик» | | Определение особенностей жанра сказок о животных. | КВН по сказкам Даля. | 19.12 | 19.12 |
-
| К.И.Чуковский «Загадки» | | Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. | Составление классного сборника загадок | 09.01 | 09.01 |
-
| М. Пришвин «Листопадничек» | | Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. | Подготовка к мини –проекту « Осень в моём городе» | 16.01 | 16.01 |
-
| «С моей книжной полки»-8ч | Э.Мошковская «Хитрые старушки» | | Обзор различных изданий одного произведения. | Работа с иллюстрациями к произведениям, художники – иллюстраторы. | 23.01 | 23.01 |
-
| Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке»и волшебстве Я ещё не волшебник, я только учусь. | | Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. | Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей» | 30.01 | 30.01 |
-
| Б.Заходер «Товарищам детям» | | Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. | Проверка чтения наизусть, составление вопросов для оппонентов | 06.02 | 06.02 |
-
| Басни дедушки Крылова «Бочка», «Белка» | | Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни. | Литературная игра – «Узнай-ка» (по иллюстрации узнать басню И.А.Крылова) | 13.02 | 13.02 |
-
| Г.Снегирёв «Про пингвинов» | | Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. | КВН по теме «Живая бусина» | 20.02 | 20.02 |
-
| Н.Павлова « Живая бусина» | | Устанавливать связь « автор – книга – тема». | Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля | 28.02 | 28.02 |
-
| Н.Носов «Огурцы» | | Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. | Дискуссия «Моё отношение к тому, что «плохо лежит» | 07.03 | 07.03 |
-
| Н.И.Сладков «Суд над декабрём» | | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. | Подготовка к проекту. | 14.03 | 14.03 |
-
| «Зарубежная литература»-5ч | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» | | Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. | Составление выставки книг Дж. Харриса | 31.03 | 31.03 |
-
| Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец» | | Умение находить в книгах общие признаки | Литературная игра «Почемучка» | 03.04 | |
-
| Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени» | | Слушание, чтение и рассматривание книги | Составление «сказочного словаря». | 10.04 | |
-
| Андерсен Г.Х «Большой морской змей» | | Чтение и рассматривание книги | Оформление выставки книг Андерсена. | 17.04 | |
-
| Андерсен Г.Х. «Пастушка и трубочист» | | Чтение и рассматривание книги | Подготовка вопросов олимпиады | 24.04 | |
-
| «О Родине»-4ч | Софья Могилевская «Сказка о громком барабане» | | Чтение и рассуждение о прочитанном | Составление устных иллюстраций к произведению «Сказка о громком барабане» | 10.05 | |
-
| Стихи о Родине | | Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт. | Беседа-диспут. | 15.05 | |
-
| С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | | Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. | Беседа-дискуссия. | 22.05 | |
-
| Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне» | | Самостоятельное чтение, литературное слушание. | Рассказ о своем родственнике-участнике ВОВ | 29.05 | |