СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной работе "Вдумчивое чтение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная работа содержит материал по внеурочной работе по литературному чтению. в документе содержатся темы, произведения для работы по вдумчивому чтению.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной работе "Вдумчивое чтение"»



Планируемые результаты программы



Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты


  1. формирование понятий о добре и зле, нравственности;

  2. формирование потребности в систематическом чтении;

  3. оценивать нравственную оценку поступков героев;

  4. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа;

5)умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.


  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  3. умение работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке.

4) готовность слушать собеседника, вести диалог.


1) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;






Содержание курса внеурочной деятельности

Для решения поставленных задач было определено содержание курса внеурочной деятельности по литературному чтению. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

    • ориентация на читательские интересы ребенка;

    • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;

    • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;

    • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в следующих педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»); «Школа 2100» (программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Чтение и начальное литературное образование» и учебники «Маленькая дверь в большой мир»); «Гармония» (программа О.В. Кубасовой и учебники «Любимые страницы»); «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой и учебники «Литературное чтение»); «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац и учебники «Литературное чтение»); РО в системе Л.В. Занкова (программа В.Ю. Свиридовой «Литература» и учебник «Литературное чтение»).

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы.





Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Русские народные сказки

Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

Учимся разгадывать загадки различной тематики.

Знакомство с понятием «Сказочный зачин». Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.

Сказки о рассказы животных

Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.

Отработка связи « писатель - книги – тема»

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.

Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения.

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.

Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник


«Мои первые книжки»

Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний.

Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений.

Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания.

Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования.

Определение особенностей жанра сказок о животных.

Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения.

«С моей книжной полки»-

Обзор различных изданий одного произведения.

Детальный анализ произведения.

Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении.

Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни. Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.

Устанавливать связь « автор – книга – тема». Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.

«Зарубежная литература»

Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Чтение и рассматривание книги

Умение находить в книгах общие признаки


«О Родине»-

Умение находить в книгах общие признаки

Слушание, чтение и рассматривание книги

Чтение и рассматривание книги

Чтение и рассматривание книги

34ч



№п/п

Название разделов

Тема занятий

Количество часов

Основные формы организации внеучебных занятий

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

Русские народные сказки (5ч)

«Афонька, где был-побывал?»


1

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.

Инсценировка одной из сказок.

06.09

06.09

«Баба-Яга и заморышек»

1

Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.

Инсценировка одной из сказок.

13.09

13.09

«Волшебная водица»

1

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.

Подготовка к литературной игре

20.09

20.09

«Золотой конь»

1

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.

Беседа-дискуссия

27.09

27.09

«Безграмотная деревня»

1

Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.

Подготовка вопросов к викторине

4.10

4.10

Сказки о рассказы животных (5ч)

В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок»

1

Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.

Беседа и рассуждение по прочитанному


11.10

11.10

В.В.Бианки

«Плавунчик»

«Кто чем поёт?»

1

Отработка связи « писатель - книги – тема»

Выставка книг о животных.

18.10

18.10

Е.Пермяк «Два рассказа»

1

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.

Викторина «Учись дружить»

25.10

25.10

Е.Чарушин «Кошка Маруська»

1

Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения.

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.

Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями

07.11

07.11

Б.С.Житков «Как слон спас хозяина от тигра»


1

Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник


Оформление плаката «Настоящий друг»

14.11

14.11

«Мои первые книжки» (7ч)

Е.Пермяк

« Пичугин мост»

1

Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний.

Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах»

21.11

21.11

Киселев

« Мальчик Огонек»

1

Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений

Оформление выставки книг «Товарищам детям»

28.11

28.11

Панькин

« Легенда о матерях»



Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания.

Рассказ «Моя мама».


05.12

05.12

А.Барто

« Было у бабушки 40 внучат»



Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования.

Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице»

12.12

12.12

Сказки В.И.Даля

«Лучший певчий», «Зайчик»


Определение особенностей жанра сказок о животных.

КВН по сказкам Даля.

19.12

19.12

К.И.Чуковский «Загадки»



Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.

Составление классного сборника загадок

09.01

09.01

М. Пришвин «Листопадничек»


Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения.

Подготовка к мини –проекту « Осень в моём городе»

16.01

16.01

«С моей книжной полки»-8ч

Э.Мошковская «Хитрые старушки»



Обзор различных изданий одного произведения.

Работа с иллюстрациями к произведениям, художники – иллюстраторы.

23.01

23.01

Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке»и волшебстве

Я ещё не волшебник, я только учусь.


Детальный анализ произведения.

Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг.

Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей»

30.01

30.01

Б.Заходер «Товарищам детям»


Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении.

Проверка чтения наизусть, составление вопросов для оппонентов

06.02

06.02

Басни дедушки Крылова

«Бочка», «Белка»


Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни.

Литературная игра – «Узнай-ка» (по иллюстрации узнать басню И.А.Крылова)


13.02

13.02

Г.Снегирёв

«Про пингвинов»


Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.

КВН по теме «Живая бусина»

20.02

20.02

Н.Павлова

« Живая бусина»


Устанавливать связь « автор – книга – тема».

Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля

28.02

28.02

Н.Носов «Огурцы»



Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.

Дискуссия «Моё отношение к тому, что «плохо лежит»

07.03

07.03

Н.И.Сладков

«Суд над декабрём»


Литературное слушание, чтение и рассматривание книги.

Подготовка к проекту.

14.03

14.03

«Зарубежная литература»-5ч

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»


Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.

Составление выставки книг Дж. Харриса

31.03

31.03

Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец»


Умение находить в книгах общие признаки

Литературная игра «Почемучка»

03.04


Е. Шварц.         «Сказка о потерянном времени»


Слушание, чтение и рассматривание книги

Составление «сказочного словаря».

10.04


Андерсен Г.Х «Большой морской змей»


Чтение и рассматривание книги

Оформление выставки книг Андерсена.


17.04


Андерсен Г.Х.  «Пастушка и трубочист»


Чтение и рассматривание книги

Подготовка вопросов олимпиады

24.04


«О Родине»-4ч

Софья Могилевская «Сказка о громком барабане»


Чтение и рассуждение о прочитанном

Составление устных иллюстраций к произведению «Сказка о громком барабане»

10.05


Стихи о Родине


Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт.

Беседа-диспут.

15.05


С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»


Детальный анализ произведений, характеристика черт характера.

Учить озаглавливать тематическую выставку.

Беседа-дискуссия.

22.05


Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне»


Самостоятельное чтение, литературное слушание.

Рассказ о своем родственнике-участнике ВОВ

29.05