Программа по здоровьесбережению
"Я — здоровый человек!"
В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье
Паспорт программы
Необходимость создания программы:
ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия.
Основные разработчики программы:
классный руководитель: Прошкина А.Ф.,
учителя-предметники:
(русский язык – Татанова В.А., физическая культура – Филимонова Н.В., учитель математики Белова Н.Н,),
медицинский работник - фельдшер Кузина Н.Н..
ЦЕЛЬ:
формирование у обучающихся второй ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков;
Сроки реализации программы.
2011 – 2016 гг.
Перечень основных блоков:
Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
Психологический;
Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
Блок двигательной активности (физическое развитие).
Исполнители:
Классный руководитель и педагоги школы.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы будут:
снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
разработана школьная программа по здоровьесбережению;
разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
включено в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
создана комната психологической разгрузки для обучающихся;
организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.
Система управления и контроля за реализацией программы:
Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО классных руководителей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. ВВЕДЕНИЕ.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Мы можем организовать отдельные виды внеклассных работ, направленных на создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
Необеспеченность детей полноценным питанием;
Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
Невысокий уровень общей культуры сельского населения.
Занятость некоторых родителей работой и недостаточное внимание с их стороны на детей.
Критериями работы учителя по данному направлению являются:
индивидуальный режим;
эмоциональный режим;
смена видов деятельности;
наличие физпауз на уроке;
учет физиологических особенностей в развитии детей;
расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
В нашем классе наблюдаются хронические заболевания, связанные с дыхательной системой и желудочно-кишечным трактом. Еще одним фактором, подтолкнувшим к созданию данной программы, послужило наличие в классе обучающихся с нарушениями осанки и зрения.
Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей данного класса:
интенсификация учебного процесса и гиподинамия;
стрессовая ситуация в семье и школе;
несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
недостатки в существующей системе физического воспитания;
низкий уровень медицинского обслуживания, направленного, как правило, только на оказание экстренной, необходимой медицинской помощи;
отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.
Миссия программы — научить “безопасному плаванию по жизни”
III. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
4.1.Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение.
Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
Питание в школьной столовой;
Наличие стенда или справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Эффективная работа с учащимися на уроках физкультуры;
Организация подвижных игр;
Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
Привлечение медработника к просвещению родителей.
4.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:
Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
Число видов деятельности: 4-7.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
4.3. Принципы работы учителя на уроке:
Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
Интерактивный режим (работа в группах).
Эмоциональная насыщенность (Мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
4.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
5.1.
№ | Содержание работы |
1 | Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания. |
2 | Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов. |
3 | Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе: -влажная уборка, -расписание уроков, -создание интерьера класса |
4 | Работа с паспортом здоровья учащихся класса. |
5 | Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного. |
6 | Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем. |
7 | Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов. |
8 | Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма. |
9 | Составление выставки книг по вопросам здоровья. |
10 | Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении. |
11 | Участие в конкурсах плакатов, рисунков по пропаганде здорового образа жизни. |
12 | Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований. |
13 | Консультирование родителей. |
14 | Беседы с родителями по профилактике детского травматизма. |
15 | Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения. |
16 | Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы. |
17 | Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся. |
18 | Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года. |
19 | Проведение инструктажей с учащимися по охране труда. |
5.2.
Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
№ | Тема |
1 | В семье растет сын. |
2 | В семье растет дочь. |
3 | Детский травматизм на дорогах. |
4 | Досуг в семье. |
5 | Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников. |
6 | За здоровый образ жизни. |
7 | Каким будет ваш ребенок. |
8 | Физические и душевные травмы. |
VI. Основные направления работы классного руководителя
Блоки реализуются через основные направления работы, представленные по годам (см. Приложение 1):
7 класс – “Здоровье – это здорово!”, под девизом “Твой завтрашний успех начинается сегодня”;
8 класс – “Здоровье – это спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай”;
9 класс – “Здоровье – это победа над собой!” под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”;
10 класс – “Здоровье – это умение общаться!” под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”;
11 класс – “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”.
В учебной деятельности здоровьесберегающий компонент реализуется в ходе уроков. Во внеурочной деятельности программа “Я – здоровый человек!” опирается на школьную программу воспитательной работы “Будущее в настоящем” (см. Приложение 6).
Основные направления и предполагаемые результаты реализации программы
Направления работы | Исполнители | Предполагаемые результаты |
7 класс – “Здоровье – это здорово!”, по девизом “Твой завтрашний успех начинается сегодня”; | Классный руководитель, учителя-предметники | - создание благоприятного психо-эмоционального фона; -развитие адаптационных возможностей; - формирование у обучающихся потребности ЗОЖ. |
8 класс – “Здоровье – это спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай”; | Классный руководитель, учитель физической культуры | - совершенствование физических качеств; - формирование приоритетного отношения к своему здоровью. |
9 класс – “Здоровье – это победа над собой!” под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”; | Классный руководитель, учителя-предметники | - развитие самопознания; - формирование психологической культуры личности. |
10 класс – “Здоровье – это умение общаться!” под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”; | Классный руководитель, учителя-предметники | - совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности. |
11 класс – “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”. | Классный руководитель, учителя-предметники | Формирование здоровой целостной личности |
VII. Предполагаемые результаты
Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику
(см. Приложение 3, Приложение 4).
В Приложении 8 приводится аналитическая справка за три года реализации данной программы.
В результате работы может быть построена модель здорового школьника (см. Рисунок 2).
Механизм осуществления программы
Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков.
Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.
Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8