СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по здоровьесбережению "Я — здоровый человек!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель создания программы:

ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия.

Просмотр содержимого документа
«Программа по здоровьесбережению "Я — здоровый человек!"»

Программа по здоровьесбережению

"Я — здоровый человек!"

В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье

Паспорт программы

Необходимость создания программы:

ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия.

Основные разработчики программы:

классный руководитель: Прошкина А.Ф.,

учителя-предметники:

(русский язык – Татанова В.А., физическая культура – Филимонова Н.В., учитель математики Белова Н.Н,),

медицинский работник - фельдшер Кузина Н.Н..


ЦЕЛЬ: 

формирование у обучающихся второй ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:

  • отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;

  • создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;

  • организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;

  • формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;

  • осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков;

Сроки реализации программы.

2011 – 2016 гг.

Перечень основных блоков:

  • Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);

  • Психологический;

  • Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);

  • Блок двигательной активности (физическое развитие).

Исполнители:

Классный руководитель и педагоги школы.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы будут:

  • снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),

  • повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;

  • апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;

  • увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;

  • разработана школьная программа по здоровьесбережению;

  • разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;

  • включено в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);

  • создана комната психологической разгрузки для обучающихся;

  • организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.

Система управления и контроля за реализацией программы:

Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО классных руководителей.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Мы можем организовать отдельные виды внеклассных работ, направленных на создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.

II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

  • Необеспеченность детей полноценным питанием;

  • Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;

  • Невысокий уровень общей культуры сельского населения.

  • Занятость некоторых родителей работой и недостаточное внимание с их стороны на детей.

Критериями работы учителя по данному направлению являются:

  1. индивидуальный режим;

  2. эмоциональный режим;

  3. смена видов деятельности;

  4. наличие физпауз на уроке;

  5. учет физиологических особенностей в развитии детей;

  6. расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.



В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

  • 14 % детей практически здоровы;

  • 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

  • 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.

В нашем классе наблюдаются хронические заболевания, связанные с дыхательной системой и желудочно-кишечным трактом. Еще одним фактором, подтолкнувшим к созданию данной программы, послужило наличие в классе обучающихся с нарушениями осанки и зрения.

Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей данного класса:

  • интенсификация учебного процесса и гиподинамия;

  • стрессовая ситуация в семье и школе;

  • несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

  • недостатки в существующей системе физического воспитания;

  • низкий уровень медицинского обслуживания, направленного, как правило, только на оказание экстренной, необходимой медицинской помощи;

  • отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.

Миссия программы — научить “безопасному плаванию по жизни”

III. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.



IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

4.1.Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение.

  • Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;

  • Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;

  • Питание в школьной столовой;

  • Наличие стенда или справочной и художественной литературы в кабинете.

II блок – организация учебного процесса:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;

  • Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;

  • Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

  • Индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

  • Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

  • Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

  • Эффективная работа с учащимися на уроках физкультуры;

  • Организация подвижных игр;

  • Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;

  • Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

  • Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;

  • Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;

  • Привлечение медработника к просвещению родителей.

4.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:

  1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.

  2. Число видов деятельности: 4-7.

  3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.

  4. Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.

  5. Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

4.3. Принципы работы учителя на уроке:

  1. Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).

  2. принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).

  3. Интерактивный режим (работа в группах).

  4. Эмоциональная насыщенность (Мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).

4.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.

  2. Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.

  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.

  4. Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.

  6. Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

5.1.

Содержание работы

1

Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

2

Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

3

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

-влажная уборка,

-расписание уроков,

-создание интерьера класса

4

Работа с паспортом здоровья учащихся класса.

5

Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

6

Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

7

Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

8

Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

9

Составление выставки книг по вопросам здоровья.

10

Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.

11

Участие в конкурсах плакатов, рисунков по пропаганде здорового образа жизни.

12

Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

13

Консультирование родителей.

14

Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

15

Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.

16

Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.

17

Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

18

Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

19

Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.

5.2.

Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Тема

1

В семье растет сын.

2

В семье растет дочь.

3

Детский травматизм на дорогах.

4

Досуг в семье.

5

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

6

За здоровый образ жизни.

7

Каким будет ваш ребенок.

8

Физические и душевные травмы.

VI. Основные направления работы классного руководителя

Блоки реализуются через основные направления работы, представленные по годам (см. Приложение 1):

7 класс – “Здоровье – это здорово!”, под девизом “Твой завтрашний успех начинается сегодня”;

8 класс – “Здоровье – это спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай”;

9 класс – “Здоровье – это победа над собой!” под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”;

10 класс – “Здоровье – это умение общаться!” под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”;

11 класс – “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”.

В учебной деятельности здоровьесберегающий компонент реализуется в ходе уроков. Во внеурочной деятельности программа “Я – здоровый человек!” опирается на школьную программу воспитательной работы “Будущее в настоящем” (см. Приложение 6).

Основные направления и предполагаемые результаты реализации программы

Направления работы

Исполнители

Предполагаемые результаты

7 класс – “Здоровье – это здорово!”, по девизом “Твой завтрашний успех начинается сегодня”;

Классный руководитель, учителя-предметники

- создание благоприятного психо-эмоционального фона;

-развитие адаптационных возможностей;

- формирование у обучающихся потребности ЗОЖ.

8 класс – “Здоровье – это спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай”;

Классный руководитель, учитель физической культуры

- совершенствование физических качеств;

- формирование приоритетного отношения к своему здоровью.

9 класс – “Здоровье – это победа над собой!” под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”;

Классный руководитель, учителя-предметники

- развитие самопознания;

- формирование психологической культуры личности.

10 класс – “Здоровье – это умение общаться!” под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”;

Классный руководитель, учителя-предметники

- совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности.

11 класс – “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”.

Классный руководитель, учителя-предметники

Формирование здоровой целостной личности







VII. Предполагаемые результаты

Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику

(см. Приложение 3Приложение 4).

В Приложении 8 приводится аналитическая справка за три года реализации данной программы.

В результате работы может быть построена модель здорового школьника (см. Рисунок 2).

Механизм осуществления программы

  1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков.

  2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.

  3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!