
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
« Детская школа искусств им. М.П. Мусоргского г. Фокино »
Программа
по учебному предмету «Живопись»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись»
(срок обучения – 5 (6) лет)
Фокино 2012 г.
I. Пояснительная записка
Не каждый, кто смотрит, умеет видеть красоту. Если вы научитесь этому, то сможет стать не только образованным, интересным человеком, но и художником, способным войти в большой мир искусства и открыть его тайны. Художником в душе может быть каждый. Красота окружающего мира во все времена изумляла и вдохновляла человека на творчество. Мы воспринимаем мир в цвете, бесконечная смена цветовых ощущений сопровождает нас всю жизнь. Для художника же важно увидеть не только красоту, но и суметь выразить свое отношение к ней.
Живопись как учебная дисциплина является неотъемлемой частью изобразительного процесса. В задачу курса живописи входит развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии цветосветовых отношений. Пользуясь живописными средствами, научить лепить форму цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью. В результате работы учащиеся должны научиться последовательно вести этюд, брать цветовые отношения, передавать световоздушную среду и материальность предметов. Данная программа предполагает последовательность в обучении живописи и рассчитана для детей в возрасте от 9 до 17 лет.
Срок освоения учебной программы «Живопись» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с девяти до тринадцати лет, составляет 5 лет. Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, программой предусмотрен дополнительный год обучения.
Программа строится по принципу "от простого к сложному", от знакомства с основами цветоведения и простейших плоскостных этюдов к длительным заданиям на материальность и цельность изображения, и на создание в изображении определенного образа.
Основная цель программы:
развитие чувства цвета, цветового вкуса, художественного восприятия окружающей действительности, образного мышления;
саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи программы:
учить видеть красоту в предметах и явлениях действительности;
предавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира;
видеть цветовое богатство окружающего мира, связывать форму и цвет изображаемого предмета;
свободно владеть различными приемами работы гуашью и акварелью;
анализировать форму, конструкцию, пространственное положение и цвет изображаемых предметов.
расширение общекультурного кругозора учащихся;
развитие качеств творческой личности, умеющей: а) ставить цель; б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблемы; в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Сложность задания определяется поставленной задачей. Учебный процесс строится на чередовании коротких и длительных учебных заданий.
Программа дисциплины определяет общий объем знаний, подлежащих обязательному усвоению учащимися.
Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Форма занятий, предусмотренная программой – мелкогрупповые (численностью от 4 до 10 человек), продолжительность занятий - три академических часа в неделю в каждом классе.
При реализации данной программы со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки составляет – 495 часов. При реализации программы с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной нагрузки составляет – 594 часов.
Реализация учебной программы «Живопись» обеспечивается консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, просмотрам, экзаменам, творческим конкурсам, выставкам. Консультации могут проводится рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 20 часов при реализации программы со сроком обучения 5 лет и 24 часа с дополнительным годом обучения.
Объем самостоятельной работы обучающихся по учебному предмету «Живопись» в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, а также параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Планируется следующим образом: 1-2 классы по 2 часа в неделю; 3 - 5 классы по 3 часа в неделю; 6 класс по 3 часа в неделю.
II. Учебно-тематический план (1 год обучения)
| ТЕМА | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоя- тельная работа (в часах) | Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1 | Вводное занятие. Чем и как рисует художник? | 1 | | |
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 | Выполнить несколько упражнений на овладение выразительными и техническими свойствами гуаши в виде свободных композиций Этюд по воображению «Любимый кот» (пес) Выполнить ахроматическую шкалу Выполнить свободную композицию на тему: «город», «деревня», «пейзаж», «животное» Выполнить на листе цветовой круг, в круг поместить основные и составные цвета, дополнительный круг – основные цвета с добавлением черной и белой краски, фон – произвольные переходы оттенков основных и составных цветов Этюды с натуры предметов и драпировок, сложных по цвету Выполнить этюды по воображению в холодной и теплой гамме на темы (по выбору учащегося): «Дворец грустной или злой колдуньи» и «Дворец доброй феи», «Рассвет» и «Закат», «Волшебный город утром» и «Волшебный город вечером» Выполнить этюды с натуры: натюрморт в теплой цветовой гамме, натюрморт в холодной цветовой гамме Этюд с натуры 1 – 2-х предметов или чучела птицы, ясных по тону и форме, в технике «гризайль» (темные предметы на светлом фоне, или светлые на темном) Этюд с натуры того же или подобного натюрморта в цвете Этюды с натуры одиночных предметов (фруктов), поставленных так, чтобы ясно читались рефлексы снизу и сбоку при контрастном и рассеянном освещении Этюд с натуры темного предмета на ярких драпировках Этюд с натуры постановки из 2-х предметов на драпировках холодного цвета Этюд с натуры постановки из 2-х предметов на драпировках теплого цвета Этюд с натуры натюрморта, состоящего из 1 – 2-х контрастных по цвету бытовых предметов и драпировок Этюд с натуры натюрморта, состоящего из контрастных по цвету овощей или фруктов Этюд с натуры натюрморта, состоящего из вещей, близких по цвету, контрастных по тону; предметы и драпировки зеленоватых и охристых или голубовато – синих цветов Этюд с натуры натюрморта, состоящего из 2-х насыщенных по цвету предметов на сдержанном фоне
| 6 3 6 6 6 6 3 6 6 6 6 6 6 6 3 6 6 6 | 4 2 4 4 4 4 2 4 4 4 4 4 4 4 2 4 4 4 | 10 5 10 10 10 10 5 10 10 10 10 10 10 10 5 10 10 10 |
Итого: | 99 | 66 | 165 |
(2 год обучения)
| ТЕМА | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоя- тельная работа (в часах) | Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Выполнить композиции в свободной манере, широкими, сочными мазками, без стилизованных или изобразительных элементов, с последующим дорисовыванием Этюд по воображению «Любимый кот» (пес) Этюд с натуры живописных комнатных растений (передать цветом характер, окраску, цветовые отношения между листьями и фоном) Этюд с натуры мягкой игрушки или чучела Написать с натуры стеклянную зеленую бутыль на фоне драпировок различных цветов Натюрморт из предметов с насыщенной цветовой окраской различных оттенков и светлоты Этюд мягкой игрушки, насыщенной по цвету Натюрморт из предметов с малонасыщенной цветовой окраской Натюрморт с ясно выраженными цветовыми рефлексами, состоящий из 2-х бытовых предметов и цветных драпировок (главный предмет темный по тону) Белый предмет на цветных драпировках Этюд по воображению на тему: «Разноцветные камешки» (добиться постепенного перехода от теплого к холодному цвету) Этюд с натуры овощей, фруктов теплого и холодного цвета Натюрморт из 2 -3 предметов несложной формы, ясных по цвету, на несложном цветном фоне, в определенной цветовой гамме, передать цветовые и тональные отношения между предметами, объем не выявлять Этюд куба. Гризайль Этюд цилиндра. Гризайль Этюд сферы. Гризайль Натюрморт из 2 - 3 предметов, близких по форме к геометрическим телам (книга, бидон, яблоко), ясных по тону и цвету Наброски предметов сферической, цилиндрической, кубической формы на нейтральном светлом и на темном фоне Натюрморт с натуры из 2 -3 предметов и 1 - 2 драпировок без складок, простых по форме и тону, сложных по цвету.
| 6 3 3 3 6 9 3 6 9 6 6 6 9 3 3 3 6 6 6 | 4 2 2 2 4 6 2 4 6 4 4 4 6 2 2 2 4 4 4 | 10 5 5 5 10 15 5 10 15 10 10 10 15 |
14 15 16 17 18 19 | 5 5 5 10 10 10 |
Итого: | 99 | 66 | 165 |
(3 год обучения)
| ТЕМА | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоя- тельная работа (в часах) | Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Краткосрочные этюды овощей на различном цветовом фоне Этюд постановки из 2-3 предметов, простых по форме, при контрастном искусственном освещении. Этюд этой же или подобной постановки при естественном боковом освещении или при искусственном холодном освещении Этюд постановки из 2-х простых по форме предметов с чучелом птицы. Гризайль. Работа большими отношениями света и тени без проработки деталей Этюд этой же или подобной постановки в цвете Этюд драпировки. Гризайль Этюды коры дерева, клубков шерсти, птичьих перьев, рыбьей чешуи, фрагмента плетеной корзины, фрагментов чучела и т.п. Быстрый этюд постановки с контрастным теплым передним планом и холодным нюансным вторым планом (2 - 3 предмета, 2 - 3 драпировки) Постановка из 3 – 4 предметов, простых по форме, различных по фактуре (клубки, цветы, плетеный туес), с контрастным передним планом, в определенной цветовой гамме Постановка из 2 – 3 предметов с чучелом птицы | 6 6 6 9 6 6 6 6 9 9 | 4 4 4 6 4 4 4 4 6 6 | 10 10 10 15 10 10 10 10 15 15 |
| Итого | 99 | 99 | 198 |
(4 год обучения)
| ТЕМА | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоя- тельная работа (в часах) | Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1 2 3 4 5 | Быстрые этюды овощей, фруктов, предметов, чучел на различном цветовом фоне. Этюды на пленере Этюд натюрморта с цветами и 1 - 2 предметами Натюрморт из 2 – 3 крупных предметов, различных по цвету, тону и фактуре Натюрморт с крупным предметом и включением в постановку фруктов, хлеба, цветных и белых драпировок Тематический натюрморт из 3 крупных предметов, в определенной цветовой гамме | 18 18 18 24 18 | 12 12 12 16 12 | 30 30 30 40 30 |
| Итого | 99 | 99 | 198 |
(5 год обучения)
| ТЕМА | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоя- тельная работа (в часах) | Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Этюды овощей и фруктов (арбуз, тыква, яблоки). Этюд с драпировкой и предметом. Драпировка без рельефных складок, лежащая в трех плоскостях, и предмет конической формы (кофейник). Предмет и драпировка разной тональности и контрастные по цвету Монохром. Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону (чайник, кружка и т. д.), на фоне без складок; боковое освещение (софит) Натюрморт из трех предметов. Предметы (крынка, корыто, овощи или фрукты) четко различаются по тону. Тон ровный, предметы в теплой гамме; фон с холодным оттенком и светлее предметов Натюрморт из двух-трех предметов, светлых по тону и ясных по цвету, на темном фоне. Освещение рассеянное, холодно Натюрморт из двух простых предметов быта и предметов из стекла различных фактур. Один предмет матовый, с гладкой поверхностью, другой — с глянцевой поверхностью. Предметы различны по форме и массе Натюрморт в теплой цветовой гамме при холодном освещении. Два-три предмета простой конструктивной формы. Фон нейтральный, светлый Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении. Два-три предмета, близкие по материальности (матовые поверхности). Фон нейтральный. Натюрморт чучела птицы (вороны, сороки, чибиса и т. д.). Характерный силуэт, понятная простая форма. Освещение боковое (софит). Этюд со стеклянным предметом и фруктом (овощем) Натюрморт из предметов быта на контрастные цветовые отношения. Два-три предмета, один из предметов — стекло. Предварительный этюд.
| 3 6 6 9 12 12 12 12 12 6 12 | 2 4 4 6 8 8 8 8 8 4 8 | 5 10 10 15 20 20 20 20 20 10 20 |
| Итого | 99 | 99 | 198 |
|
Дополнительный год обучения ( 6 год )
| | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоя- тельная работа (в часах) | Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Этюд — овощи, фрукты и один предмет быта. Осенний натюрморт (акварель). Натюрморт «Дары леса». Осенняя цветовая гамма (корзинка, грибы, ветки рябина и т. д.). Контрастные цветовые отношения (акварель). Натюрморт на сближенные цветовые отношения. Светлые предметы на нейтральном фоне. Холодная цветовая гамма. Гуашь, акварель. Натюрморт из предметов различных фактур (2-3 предмета). Цветовой тон предметов темный, в среде темных драпировок. Освещение боковое (софит). Гуашь. Натюрморт из двух-трех простых по форме и различных по тону и цвету предметов в нейтральной цветовой среде против света. Натюрморт из крупных бытовых предметов в интерьере. Состояние в натюрморте. Свет как средство выразительности. Контрастные цветовые отношения. Живая натура: Тематическая постановка в спокойной позе, несложное движение («За рукоделием» и т. д.). Сближение цветового отношения. Противодействующий свет («У окна» и т. д.). Предметы быта (2—3 предмета) различных фактур (дерево, стекло), четкие по тону, ясные по цвету. Драпировка со складками. Контрастные цветовые отношения. Выполняется этюд.
| 6 12 12 15 12 15 12 12 | 4 8 8 9 8 9 8 8 | 10 20 20 24 20 24 20 20 |
| Итого | 99 | 99 | 198 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Обучение в первом классе начинается с «воспитания глаза», с развития «чувства цвета». Подтверждение необходимости выполнения этой задачи мы находим у художника Б. Иогансона. Он пишет: «Чуткий глаз художника видит тончайшие оттенки. Глаз человека развивается так же, как слух. Многие оттенки, которые видит зрелый мастер, он в дни своей юности не видел. Надо «поставить» глаз так, как певцу ставят голос. Для этого существует школа».
Учащиеся знакомятся с основами цветоведения, основными понятиями живописи, со свойствами гуашевых красок, с приемами живописи гуашью, с ролью больших цветовых отношений и тона в живописи.
В первом классе даются основные знания о предмете. В процессе обучения учащийся должен получить основные сведения по цветоведению, приобрести начальные знания по теории живописной грамоты, овладеть различными видами техники работы с гуашью.
В содержание заданий по живописи в первом классе входит рисование с натуры, а также по памяти и по воображению пейзажей, животных и птиц, предметов простой формы.
Вводная беседа о живописи. Знакомство с живописными материалами. Гуашь и ее свойства.
Цель: познакомить с жанрами живописи, материалами, методами работы гуашью.
Задания:
1. выполнить несколько упражнений на овладение выразительными и техническими свойствами гуаши в виде свободных композиций;
2. этюд по воображению «Любимый кот» (пес).
карандашом в свободной манере и могут отражать определенный строй чувств: радость, веселье, грусть, печаль, спокойствие;
суток;
письма плотным мазком и пятнами;
Ключевые слова: живопись, живописные материалы, цветовое пятно, живописный мазок, настроение в живописи.
Материалы: гуашь, 1/8 листа ватмана
Основы цветоведения. Ахроматические цвета.
Цель: развить способность видеть оттенки серых тонов.
Задания:
1. выполнить ахроматическую шкалу
2. выполнить свободную композицию на тему: «город», «деревня», «пейзаж», «животное»
черного, серого, белого (3 – 4 тона).
Ключевые слова: ахроматические цвета
Материалы: гуашь, 1/6 листа ватмана
Цветовой круг. Хроматические цвета. Основные и составные цвета.
Цель: развить чувствительность к оттенкам цветов, научить создавать из трех основных цветов сложные цвета и оттенки.
Задания:
1.выполнить на листе цветовой круг, в круг поместить основные и составные цвета, дополнительный круг – основные цвета с добавлением черной и белой краски, фон – произвольные переходы оттенков основных и составных цветов;
2. этюды с натуры предметов и драпировок, сложных по цвету.
добавлением белой и черной краски;
сложных цветов.
Ключевые слова: основные и составные цвета, насыщенность и светлота цвета, цветовой круг.
Материалы: гуашь, 1/4 листа ватмана
Теплая цветовая гамма. Холодная цветовая гамма.
Цель: изучить свойства холодных и теплых цветов.
Задания:
1. выполнить этюды по воображению в холодной и теплой гамме на темы (по выбору учащегося): «Дворец грустной или злой колдуньи» и «Дворец доброй феи», «Рассвет» и «Закат», «Волшебный город утром» и «Волшебный город вечером».
2. выполнить этюды с натуры: натюрморт в теплой цветовой гамме, натюрморт в холодной цветовой гамме.
драпировок, решение плоскостное. Постановка бестеневая, освещение дневное.
Ключевые слова: теплая цветовая гамма, холодная цветовая гамма.
Материалы: гуашь, 1/4 листа ватмана
Тон в живописи
Цель: показать неразрывную связь цвета и тона в живописи.
Задания:
1. этюд с натуры 1 – 2-х предметов или чучела птицы, ясных по тону и форме, в технике «гризайль» (темные предметы на светлом фоне, или светлые на темном);
2. этюд с натуры того же или подобного натюрморта в цвете.
Ключевое слово: тон, как степень светлоты, присущей цвету предмета в натуре и в произведении искусства.
Материалы: гуашь, 1/4 листа ватмана
Цветовые рефлексы.
Цель: познакомить с понятием рефлекса в живописи, его ролью в изменении локального цвета предметов.
Задания:
1. этюды с натуры одиночных предметов (фруктов), поставленных так, чтобы ясно читались рефлексы снизу и сбоку при контрастном и рассеянном освещении;
2. этюд с натуры темного предмета на ярких драпировках;
3. этюд с натуры постановки из 2-х предметов на драпировках холодного цвета;
4. этюд с натуры постановки из 2-х предметов на драпировках теплого цвета.
Ключевые слова: локальный цвет, рефлекс.
Материалы: гуашь, 1/4 листа ватмана
Цветовой контраст.
(Пары дополнительных контрастных цветов: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий).
Цель: изучить особенности дополнительных цветов, научить добиваться гармоничного единства всех элементов изображения.
Задания:
1. этюд с натуры натюрморта, состоящего из 1 – 2-х контрастных по цвету бытовых предметов и драпировок;
2. этюд с натуры натюрморта, состоящего из контрастных по цвету овощей или фруктов.
Постановка бестеневая, решение плоскостное.
Ключевое слово: контраст дополнительных цветов.
Материалы: гуашь, 1/4 листа ватмана
Нюанс в живописи.
Цель: научить видеть и передавать сближенные цветовые отношения, тонкие градации.
Задание:
этюд с натуры натюрморта, состоящего из вещей, близких по цвету, контрастных по тону; предметы и драпировки зеленоватых и охристых или голубовато – синих цветов.
Постановка бестеневая, освещение дневное.
Материалы: гуашь,1/4 листа ватмана.
Ключевое слово: нюанс.
Материлы: гуашь, 1/4 листа ватмана
8. Итоговая работа.
Цель: проверить приобретенные знания, умения и навыки.
Задание:
этюд с натуры натюрморта, состоящего из 2-х насыщенных по цвету предметов на сдержанном фоне.
Постановка бестеневая. Работа ведется самостоятельно.
Материалы: гуашь, 1/4 листа ватмана.
Второй год обучения
Во втором классе углубляются знания и навыки, полученные в первом классе. Происходит дальнейшее развитие чувства цвета и чувства тона, воспитывается художественный вкус.
Учащиеся знакомятся с акварельной живописью, получают первые сведения о технических приемах акварели. В этом классе происходит знакомство с изображением объемной формой предмета в живописи. Учащиеся получают основные навыки работы на простых примерах, знакомятся с постоянным принципом обучения живописи - неразрывность процесса работы над цветом и формой
1. Акварель и ее свойства.
Цель: познакомить с приемами и способами работы акварелью.
Задание:
выполнить композиции в свободной манере, широкими, сочными мазками, без стилизованных или изобразительных элементов, с последующим дорисовыванием.
Ключевые слова: акварель, мазки - заливки.
Материалы: акварель, 1/10 листа ватмана
2. Способ работы по сырой поверхности.
Цель: освоить способ работы по сырой поверхности бумаги, развить навык свободного владения кистью.
Задания:
этюд по воображению на тему: «Любимый пес» (кот).
Ключевое слово: способ работы по - сырому.
Материалы: акварель, 1/6 листа ватмана.
3. Способ аля- прима.
Цель: освоить способ нанесения в один слой краски нужной силы тона и цвета.
Задания:
этюд с натуры живописных комнатных растений (передать цветом характер, окраску, цветовые отношения между листьями и фоном);
2. этюд с натуры мягкой игрушки или чучела.
Ключевое слово: способ аля- прима
Материалы: акварель, 1/6 листа ватмана.
4. Способ многослойного нанесения красок (лессировка).
Цель: освоить технику лессировок.
Задание:
написать с натуры стеклянную зеленую бутыль на фоне драпировок различных цветов.
Ключевое слово: лессировка.
Материалы: акварель, ¼ листа ватмана.
5. Насыщенные цвета.
Цель: изучить свойства цвета.
Задания:
1. натюрморт из предметов с насыщенной цветовой окраской различных оттенков и светлоты;
2. этюд мягкой игрушки, насыщенной по цвету.
Примечание: эталоном насыщенности принято считать цвета спектра - чем ближе цвет приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее. Насыщенность хроматических цветов в природе неодинакова - у одних цветов она выражена больше, у других - меньше. Насыщенные цвета ассоциируются с праздником, солнцем, радостью.
Ключевое слово: насыщенность.
Материалы: акварель1/4 листа ватмана.
6. Слабонасыщенные цвета.
Цель: показать изменение характера цветов после разбеливания или затемнения.
Задание:
натюрморт из предметов с малонасыщенной цветовой окраской.
Примечание: слабонасыщенные цвета ассоциируются с пасмурным днем, вечерней дымкой, осенним дождем, грустью, нежностью.
Ключевое слово: слабонасыщенный цвет.
Материалы: акварель, ¼ листа ватмана.
7. Рефлексная взаимосвязь и цветовая характеристика предметов.
Цель: научить видеть и передавать рефлексную взаимосвязь предметов и окружающей среды.
Задания:
1. натюрморт с ясно выраженными цветовыми рефлексами, состоящий из 2-х бытовых предметов и цветных драпировок (главный предмет темный по тону);
2. натюрморт с ясно выраженными цветовыми рефлексами, состоящий из 2-х бытовых предметов и цветных драпировок (главный предмет светлый по тону);
3. белый предмет на цветных драпировках.
Материалы: акварель, ¼ листа ватмана.
8. Пространственные свойства цвета. Выступающие и отступающие цвета.
Цель: разъяснить явление «отступания» и «выступания» цвета.
Задания:
1. этюд по воображению на тему: «Разноцветные камешки» (добиться постепенного перехода от теплого к холодному цвету);
2. этюд с натуры овощей, фруктов теплого и холодного цвета.
Ключевые слова: выступающие (теплые, яркие), отступающие цвета (холодные).
Материалы: акварель, ¼ листа ватмана.
9. Итоговая работа.
Цель: закрепить знания и технические навыки работы акварелью.
Задание:
натюрморт из 2 -3 предметов несложной формы, ясных по цвету, на несложном цветном фоне, в определенной цветовой гамме, передать цветовые и тональные отношения между предметами, объем не выявлять.
Примечание: натюрморт предлагается составить учащимся самостоятельно, с помощью преподавателя.
Материалы: акварель, ¼ листа ватмана.
10. Объем и освещенность предметов.
Цель: ознакомление с особенностями передачи объема предметов в живописи.
Задания:
1. этюд куба. Гризайль;
2. этюд цилиндра. Гризайль;
3. этюд сферы. Гризайль;
4. натюрморт из 2 - 3 предметов, близких по форме к геометрическим телам (книга, бидон, яблоко), ясных по тону и цвету.
5. наброски предметов сферической, цилиндрической, кубической формы на нейтральном светлом и на темном фоне.
Освещение верхнее, боковое.
Ключевые слова: лепка формы мазком, тон, освещенность, объем предметов.
Материалы: акварель, ¼ листа ватмана
11. Контрольный натюрморт.
Цель: закрепить знания и навыки, полученные за год.
Задание:
натюрморт с натуры из 2 -3 предметов и 1 - 2 драпировок без складок, простых по форме и тону, сложных по цвету.
Примечание: работа ведется самостоятельно.
Освещение верхнее, боковое.
Материалы: акварель, ¼ листа ватмана
Третий год обучения
В третьем классе продолжается изучение основ профессиональной живописной грамоты. Совершенствуются приемы работы гуашью и акварелью. Повышаются требования в вопросах формы, колорита, цвета, освещения. Большое внимание уделяется моделировке формы предмета цветом.
Учащиеся знакомятся с большим форматом листа, учатся работать над длительными постановками, выполнять предварительные эскизы. Развивается целостность видения.
1. Лепка формы цветом.
Цель: развитие навыков работы большими цветовыми и тоновыми отношениями. Развитие способности лепки формы цветом.
Задания:
краткосрочные этюды овощей на различном цветовом фоне.
Освещение верхнее, боковое.
Примечание: демонстрация натюрмортов К. Коровина, П, Кончаловского.
Ключевые слова: большие цветовые и тоновые отношения, освещенность предметов.
Материалы: акварель, гуашь 1/6 листа ватмана.
3. Изменение теплохолодности цвета на свету и в тени в зависимости от характера освещения.
Цель: знакомство с изменением теплохолодности цвета при холодном и при теплом освещении.
Задания:
1. этюд постановки из 2-3 предметов, простых по форме, при контрастном искусственном освещении.
2. этюд этой же или подобной постановки при естественном боковом освещении или при искусственном холодном освещении .
Ключевые слова: изменение теплохолодности цвета, взаимосвязь: холодный свет - теплые тени, теплый свет - холодные тени.
Примечание: демонстрация репродукций произведений: И. Левитана "Март", "Цветущие яблони", И. Грабаря "Мартовский снег", К. Юона "Мартовское солнце", "Конец зимы", А. Пластова "Полдень", "Весна", Т. Яблонской "На базар".
Материалы: гуашь, 1/4 листа ватмана.
4. Объем предметов, сложных по форме.
Цель: развитие навыков работы широким мазком. Развитие способности объемного восприятия натуры.
Задания:
1. этюд постановки из 2-х простых по форме предметов с чучелом птицы. Гризайль. Работа большими отношениями света и тени без проработки деталей.
2. этюд этой же или подобной постановки в цвете.
3. этюд драпировки. Гризайль.
Ключевые слова: работа большими отношениями света и тени, лепка формы.
Материалы: гуашь или акварель по выбору учащегося, 1/2 листа ватмана.
3. Фактура предметов.
Цель: знакомство с приемами передачи фактуры различных поверхностей средствами живописи.
Задание:
этюды коры дерева, клубков шерсти, птичьих перьев, рыбьей чешуи, фрагмента плетеной корзины, фрагментов чучела и т.п.
Материалы: акварель, гуашь, 1/6 листа ватмана.
Примечание: этюды выполняются как акварелью, так и гуашью.
Ключевые слова: фактура поверхности.
4. Воздушная перспектива.
Цель: повторение пространственных свойств цвета. Изменение теплохолодности, четкости и контрастности предметов в зависимости от их удаленности.
Задание:
Быстрый этюд постановки с контрастным теплым передним планом и холодным нюансным вторым планом (2 - 3 предмета, 2 - 3 драпировки).
Ключевые слова: воздушная дымка, эффект "туманности", изменение теплохолодности, четкости и контрастности.
Материалы: акварель, 1/4 листа ватмана.
5. Подчинение частного общему. Колорит.
Цель: закрепление полученных знаний и навыков. Углубленное изучение этапов работы над натюрмортом.
Задание:
постановка из 3 – 4 предметов, простых по форме, различных по фактуре (клубки, цветы, плетеный туес), с контрастным передним планом, в определенной цветовой гамме.
Примечание: выполняется предварительный эскиз в тоне и этюд в цвете.
Особое внимание уделяется поэтапному ведению работы – от общего к частному, с последующим обобщением.
Беседа с учащимися о колорите, его роли в живописи.
Демонстрация натюрмортов П. Сезанна, П. Кончаловского,
Ж. Шардена.
Освещение верхнее, боковое.
Ключевые слова:
Колорит,подчинение частного общему.
Материалы: гуашь, 1/2 листа ватмана.
6. Итоговая работа.
Цель: проверка полученных знаний и навыков.
Задание:
постановка из 2 – 3 предметов с чучелом птицы.
Примечание: задание выполняется самостоятельно.
Освещение верхнее, боковое.
Материалы: гуашь, ½ листа ватмана.
Четвертый год обучения
В четвертом классе закрепляются и углубляются знания, полученные учащимися в течение всего срока обучения. В процессе работы над длительной постановкой особое значение имеет творческий подход к заданию, поиск композиционного и цветового решения натюрморта.
Наряду с длительными постановками учащиеся систематически выполняют быстрые, лаконичные этюды, цветные наброски. Эти короткие этюды выполняются в самых общих основных чертах, характеризующих цветовые отношения натуры, объемную и пространственную сущность предметов.
1. Повторение.
Цель: повторение и закрепление навыков работы большими цветовыми отношениями.
Задание:
быстрые этюды овощей, фруктов, предметов, чучел на различном цветовом фоне. Этюды на пленере.
Материалы: 1/4 листа ватмана, акварель или гуашь по выбору учащегося.
Ключевые слова: лепка формы цветом.
2. Настроение в натюрморте.
Цель: развитие образного мышления.
Задание:
этюд натюрморта с цветами и 1 - 2 предметами.
Примечание: постановка должна раскрывать определенное настроение: лирическое; беспокойное; нервное; грустное; жизнерадостное и т. п.
Демонстрация натюрмортов с цветами К. Моне, В. Ван Гога,
О. Ренуара, М. Врубеля.
Материалы: 1/4 листа ватмана, акварель.
3. Цветовая гармония и цельность натюрморта.
Цель: развитие целостного видения.
Задание:
Натюрморт из 2 – 3 крупных предметов, различных по цвету, тону и фактуре.
Примечание:
Демонстрация натюрмортов С. Андрияки.
Ключевые слова: гармония, цельность натюрморта.
Материалы: 1/2 листа ватмана, акварель или гуашь по выбору учащегося.
4. Быстрые наброски фигуры человека.
Цель: развитие смелости, глазомера, зрительной памяти.
Материалы: 1/2 листа ватмана, акварель.
5. Создание образа.
Цель: развитие образного восприятия натуры.
Задание:
Натюрморт с крупным предметом и включением в постановку фруктов, хлеба, цветных и белых драпировок.
Примечание: от учащихся требуется творческое решение композиции натюрморта, работа большими цветовыми отношениями, поиски оттенков цвета, цветовой гармонии.
Постановка должна быть радостной, праздничной по своему настроению. Освещение верхнее, боковое.
Демонстрация натюрмортов П. Сезанна, И. Машкова,
П. Кончаловского.
Ключевые слова: создание образа.
Материалы: 1/2 листа ватмана, гуашь.
6. Итоговая работа.
Цель: выявление полученных знаний, умений и навыков.
Задание:
Тематический натюрморт из 3 крупных предметов, в определенной цветовой гамме.
Материалы: 1/2 листа ватмана, акварель или гуашь по выбору учащегося.
Пятый год обучения
В 5 классе учащиеся должны успешно, творчески осознанно решать живописно-композиционные задачи. Они обязаны показывать в работе освоение ремесленной стороны искусства — умение смешивать краски (добиваясь сложных цветов, тонких отношений, а также цветов активных, насыщенных) и их сочетать. Необходимо освоить сложности техники акварельной живописи, ее разнообразные приемы и возможности; грамотно пользоваться художественными материалами.
Учащийся должен уметь решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний. Добиваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения, разбираться в цветовых и тональных отношениях. Передавать форму, глубину, освещенность. Свободно, эмоционально передавать ощущение от натуры
1 . Этюды овощей и фруктов (арбуз, тыква, яблоки).
Цель: восстановить навыки и умения работы с акварелью; вспомнить основные задачи живописи и основные понятия.
Задание:
Обобщенно вылепить форму предметов с учетом различных цветовых и тональных отношений.
Материалы: ½ ватмана, акварель.
2. Этюд с драпировкой и предметом. Драпировка без рельефных складок, лежащая в трех плоскостях, и предмет конической формы (кофейник). Предмет и драпировка разной тональности и контрастные по цвету.
Цель: закрепление основных понятий в живописи; наработка более совершенных приемов техники письма акварелью.
Задание:
Выполнить задание с учетом передачи объема предметов; выявление пространства и цветовой гармонии; взаимовлияние цвета.
Материалы: ½ ватмана, акварель.
3. Монохром. Натюрморт из двух предметов, различных по форме и тону (чайник, кружка и т. д.), на фоне без складок; боковое освещение (софит)
Цель: передача тональных отношений.
Задание:
Найти конкретные различия гона предметов и драпировки; решение объема предметов тональными средствами; передача пространства.
Материалы: ½ ватмана, акварель или гуашь по выбору.
4. На сближенные цветовые отношения. Натюрморт из трех предметов. Предметы (крынка, корыто, овощи или фрукты) четко различаются по тону. Тон ровный, предметы в теплой гамме; фон с холодным оттенком и светлее предметов.
Цель: научить различать тонкие цветовые отношения; правильно методически вести учебное задание; выполнение подготовительного этюда.
Задание:
В процессе ведения работы использовать метод последовательных лессировок; организовать контраст переднего плана.
Материалы: ½ ватмана, акварель или гуашь по выбору.
5. Натюрморт из двух-трех предметов, светлых по тону и ясных по цвету, на темном фоне. Освещение рассеянное, холодное.
Цель: добиться в задании колористической цельности; смягчение контрастов.
Задание:
Через рефлексы и полутона выразить влияние окружения цветовой среды на предметы натюрморта; использовать метод лессировок; передать глубину пространства.
Материалы: ½ ватмана, акварель или гуашь по выбору.
6. Натюрморт из двух простых предметов быта и предметов из стекла различных фактур. Один предмет матовый, с гладкой поверхностью, другой — с глянцевой поверхностью. Предметы различны по форме и массе.
Цель: передача материальности двух предметов.
Задание:
Решить возможностями акварели различия фактур предметов с учетом влияния среды на поверхности предметов
Материалы: ½ ватмана, акварель.
7. Натюрморт в теплой цветовой гамме при холодном освещении. Два-три предмета простой конструктивной формы. Фон нейтральный, светлый.
Цель: изучить влияние характера освещения в натюрморте; понятие «состояния» в натюрморте.
Задание:
Определение различий тональных и цветовых родственных цветов в натюрморте.
Материалы: ½ ватмана, акварель или гуашь по выбору.
8. Натюрморт в холодной цветовой гамме при теплом освещении. Два-три предмета, близкие по материальности (матовые поверхности). Фон нейтральный.
Цель: уяснить влияние теплого цвета на цветовые отношения в натюрморте; закрепить в натюрморте понятие «состояние».
Задание:
Решить форму, объем предметов и пространство; определить различия тональных и цветовых отношений в натюрморте.
Материалы: ½ ватмана, акварель или гуашь по выбору.
Натюрморт чучела птицы (вороны, сороки, чибиса и т. д.). Характерный силуэт, понятная простая форма. Освещение боковое (софит).
Цель: изучить понятия «пространственная среда», «силуэт».
Задание:
Вписать силуэт птицы в среду через рефлексы полутона; применить различные приемы письма акварелью.
Материалы: ½ ватмана, акварель или гуашь по выбору.
10. Этюд со стеклянным предметом и фруктом ( овощем)
Цель: передача цветового воздействия окружающей среды на предметы с помощью рефлексов , передача материальности (прозрачность стекла ).
Задание:
Выполнить этюд; правильно методически вести работу; разобраться в цветовых и тональных отношениях; передать гармонию насыщенного колорита путем рефлексных связей; найти верные тональные и цветовые отношения.
Материалы: ½ ватмана, акварель или гуашь по выбору
11. Итоговая работа. Натюрморт из предметов быта на контрастные цветовые отношения. Два-три предмета, один из предметов — стекло. Предварительный этюд.
Цель: применить знания и умения.
Задание:
Выполнить этюд; правильно методически вести работу; разобраться в цветовых и тональных отношениях; передать гармонию насыщенного колорита путем рефлексных связей; найти верные тональные и цветовые отношения.
Дополнительный год обучения (шестой год )
Необходимость в 6 классе профориентационном классе возникла не случайно. Многие выпускники художественной отделений, закончив обучение, желают продолжить занятия дальше. Получив определенные знания и умения к концу выпускного класса, ребята получают возможность поработать творчески в 6 классе и ощутить себя настоящими художниками.
1. Этюд — овощи, фрукты и один предмет быта. Осенний натюрморт (акварель).
Цель: восстановление навыков и умений работы акварелью; передать основные цветовые отношения.
Задание:
Решить форму, объем предметов, пространственную среду; техника заливок и уточнение формы мазком.
Натюрморт «Дары леса». Осенняя цветовая гамма (корзинка, грибы, ветки рябина и т. д.). Контрастные цветовые отношения (акварель).
Цель: использовать разнообразие технических приемов; добиться грамотного сочетания цветовых отношений.
Задание:
Композиционное решение, выделение центра композиции натюрморта; лепка формы цветом; влияние пространства.
3 . Натюрморт на сближенные цветовые отношения. Светлые предметы на нейтральном фоне. Холодная цветовая гамма. Гуашь, акварель.
Цель: научить разбирать сближенные отношения; нахождение контраста и отличий (нюансов) цвета.
Задание:
Решение цветовых и тональных отношений; лепка формы цветом; выявление пространства.
4. Натюрморт из предметов различных фактур (2-3 предмета). Цветовой тон предметов темный, в среде темных драпировок. Освещение боковое (софит). Гуашь.
Цель: разобраться в цветовых и тональных отношениях; передать состояние освещенности предметов в среде.
Задание:
Решение формы, объема предметов в пространственной среде.
5. Натюрморт из двух-трех простых по форме и различных по тону и цвету предметов в нейтральной цветовой среде против света.
Цель: передать состояние противодействующего света; изучение явления рефлексов.
Задание:
Решить состояние контраста, силуэтов предметов в характерном холодном освещении; контражур; решение формы, пространства, складок драпировки.
6. Натюрморт из крупных бытовых предметов в интерьере. Состояние в натюрморте. Свет как средство выразительности. Контрастные цветовые отношения.
Цель: связь со станковой композицией; выделение центра композиции натюрморта; выразительность светотональных и цветовых отношений.
Задание:
Решение формы, объема предметов, проработка деталей формы, решение пространства; материальность фактуры предметов.
7. Живая натура: Тематическая постановка в спокойной позе, несложное движение («За рукоделием» и т. д.). Сближение цветового отношения. Противодействующий свет («У окна» и т. д.).
Цель: решение сложной пластической формы (фигура человека) силуэтом; четкие тональные отношения; связь со станковой композицией.
Задание:
Передать состояние в постановке; передать характер движения и пропорции фигуры; цветом решить пространственную среду и силуэт фигуры.
8. Контрольный натюрморт. Предметы быта (2—3 предмета) различных фактур (дерево, стекло), четкие по тону, ясные по цвету. Драпировка со складками. Контрастные цветовые отношения. Выполняется этюд.
Цель: выявление уровня подготовки учащегося.
Задание:
Применение в учебной работе основных теоретических знаний и практических навыков; цветовые и тональные отношения — лепка формы цветом, решение фактуры предметов, проработка деталей предметов и складок драпировки; пространственное решение; цельность, обобщение, цветовая гармония.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся (по классам)
1 класс
Учащиеся должны получить следующие знания, навыки и умения:
уметь воспринимать оттенки цвета и тона;
уметь свободно работать кистью;
уметь работать большими цветовыми отношениями;
уметь эмоционально относиться к работе;
получить понятие о хроматических и ахроматических цветах;
получить понятие о теплых и холодных красках;
получить представление о цветовом рефлексе;
изучить цветовой круг, основные и дополнительные цвета;
изучить понятие «тон» и познакомиться с его значением в живописи;
изучить понятия «контраст» и «нюанс»;
познакомиться с красками, правилами и приемами смешивания.
2 класс Учащиеся должны получить следующие знания, навыки и умения:
уметь работать с акварелью,
уметь анализировать изображаемые предметы, сравнивать свой рисунок с натурой;
уметь передавать в работах свет, полутон, блик, рефлекс;
уметь эмоционально относиться к работе:
получить понятие о тоновых и цветовых отношениях;
закрепить навыки работы гуашью;
3 класс
Учащиеся должны получить следующие знания, навыки и умения:
уметь лепить форму предметов цветом;
уметь передавать фактуру различных поверхностей;
уметь анализировать и сравнивать форму, цвет изображаемых предметов с натурой;
расширить понятие о цвете, смешении красок, цветовых отношениях, цветовом единстве;
изучить законы изменения теплохолодности цвета на свету и в тени зависимости от характера освещения;
вырабатывать эмоциональное отношение к работе;
приобрести навыки организации листа, композиции натюрморта;
закрепить знания о последовательности работы над натюрмортом;
4 класс
Учащиеся должны получить следующие знания, навыки и умения:
уметь видеть красоту в предметах и явлениях действительности;
уметь самостоятельно применять в процессе рисования с натуры закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, законы светотени, цветоведение;
уметь владеть различными приемами работы акварелью и гуашью;
стремиться передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира;
5 класс
Учащиеся должны получить следующие знания, навыки и умения:
уметь видеть красоту в предметах и явлениях действительности;
уметь самостоятельно применять в процессе рисования с натуры закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, законы светотени, цветоведение;
стремиться передавать в работах эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира;
владеть различными приемами работы акварелью и гуашью;
видеть цветовое богатство окружающего мира, связывать цвет и форму изображаемого предмета в рисунках;
6 класс
Учащиеся должны получить следующие знания, навыки и умения:
Уметь показать в работе освоение ремесленной стороны искусства – умение смешивать краски (добиваясь сложных цветов, тонких отношений, насыщенных) и их сочетать;
Уметь решать пространственную среду. Творчески осознанно решать живописно-композиционные задачи;
Уметь грамотно пользоваться художественными материалами;
Добиваться цельности и единства цветового строя;
Развивать вкус, разбираться в цветовых и тональных отношениях.
V. Формы и методы контроля на уроках живописи
Необходимо в основе целеполагания уроков по живописи иметь в виду не детский рисунок как результат, а те приращения, возникновение которых позволяют творчески развиваться ребенку. Тогда все внимание будет уделяться не конечному продукту (рисунку), а самому художественно-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный определенный уровень развития творческого воображения, мастерства и др., а следствием ‑ детский рисунок, через который прочитывается уровень имеющихся приращений.
Необходимо, чтобы оцениванию на уроках подлежали не только специальные художественные способности ученика, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Особенно, если учесть, что принцип связи искусства с жизнью осуществляется не только и не столько в рамках урока, то существенным для педагога является вопрос оценивания познавательной деятельности учащегося вне школы. Это его работа по выполнению домашнего задания, которая может быть представлена в поисково-исследовательской деятельности, самостоятельная работа по выполнению творческих заданий и др.
Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления ученика: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д. Здесь мы исходим из того, что сама творческая способность человека предполагает наличие двух составляющих: способность накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаг в неведомое. Причем свое социальное признание учащиеся могут получить и во внеклассных мероприятиях: викторинах, конкурсах и т.д.
Но если вся оценочная деятельность будет проводиться только по результатам созданной детской продукции, тоже имеющей свои нюансы: по мастерству или творческой выразительности, – то ученику станет ясно, что его оценивают в основном как исполнителя, следующего учительским образцам, по определенным правилам, инструкциям. Тогда, естественно, неумение школьника при выполнении рисунка вписаться в предъявляемые учителем требования будут его приводить к неудовлетворенности, а, следовательно, к снижению интереса к изобразительной деятельности.
При определении критериев оценивания нужно не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества, а обозначать их условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве. Результатом же творчества определять те качественные приращения личности (личные достижения учащихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат. Кроме того, рисование и другая изобразительная деятельность есть вершина взаимодействия детей с художественной средой. И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества.
Здесь всю познавательную и созидательную деятельность ученика на уроке мы предлагаем оценивать по четырем критериям:
отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;
мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;
общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, важна значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих.
Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется ввиду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного домашнего задания, поисково-исследовательская деятельность.
Второй критерий ‑ отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:
‑ эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);
‑ волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);
‑ возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).
Третий критерий – мастерство (способы творческих действий) ‑ призван определить уровень владения учеником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:
‑ передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);
‑ сложность замысла ‑ предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);
‑ сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);
‑ оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.
Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.). Рекомендуем в 1,2 классах оценивать его совместно с учеником, в 3,4,5 классах – учеником.
Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда учащихся ‑ включает в себя:
‑ соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);
‑ сопоставление самооценки учащегося с оценкой учителя (данная составляющая оценивается учителем).
Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений ученика, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой.
Таким образом совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.
Можно использовать следующую балльную систему по изложенным критериям:
отношения, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве – 1,5 балла;
способы творческих действий, с учетом качества детской продукции – 2 балла;
общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, предусматривающее значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих – 0,5 балла.
При работе по данной системе оценивания очень важно, чтобы преподаватель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Текущая оценка познавательно-творческих достижений фиксируется по методике, указанной выше, где особое место отводится самооценке ученика, его саморазвитию. Независимо от форм фиксации главное выдержать принцип ухода от сравнения личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.
Не следует идти по пути «давления» своим авторитетом на ученика. Специфичность заключается в том, чтобы увидеть в ребенке его индивидуальную особенность и помочь ему при сохранении определенных правил изобразительной грамотности развиться творчески.
Оценка результатов деятельности
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности учащегося к обучению.
Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
Итоговое оценивание происходит в конце каждого года обучения в форме целенаправленного сбора данных.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за четверть и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой, дополнительные и домашние работы (если есть). Оценивается как качество работ, так и развитие способностей, художественного вкуса.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамены проводятся в выпускном классе в соответствии с соответствующими ФГТ и учебными планами. Итоговая аттестация проводится с применением дифференцированных систем оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, осуществляется в виде итогового задания и просмотра в конце курса обучения.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Я вся — тона жемчужной акварели,
Я бледный стебель ландыша лесного,
Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского.
Там, где фиалки и бледное золото
Скованы в зори ударами молота,
В старых церквах, где полет тишины
Полон сухим ароматом сосны, -
Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,
Я шелест старины, скользящей мимо,
Я струйки белые угаснувшей метели,
Я бледные тона жемчужной акварели. Максимилиан Волошин
Приобретение практических навыков в области живописи – процесс интересный и сложный, связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии и цвета. Овладение выразительными средствами требует также повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия. Силу воли и стойкость характера начинающему художнику приходится проявлять на уроках, где каждое учебное задание является новым испытанием.
В рамках программы по живописи в художественной школе основным жанром для изучения является натюрморт. Это самый удобный и доступный жанр в изобразительном искусстве. Только через натюрморт происходит начальное, грамотное обучение рисунку, живописи и композиции, поставленные предметы неподвижны и их можно писать много раз, при неизменных условиях.
Одним из заданий является «Натюрморт из темных предметов, насыщенных по цвету в среде темных драпировок». Тональное решение такого натюрморта должно соответствовать возможностям акварельной живописи, но возникают сложности. На темных драпировках градации света менее заметны, рефлексы на них так же видно плохо. Темная поверхность поглощает свет и отражает его очень слабо, рефлексные связи едва заметны, но даже ровная однотонная ткань без складок не пишется одним локальным цветом. Тени никогда не будут черными, они всегда окрашены. «Темный натюрморт» легче написать, если в него войдут предметы с гладкой поверхностью, хорошо принимающие рефлексы. Такой натюрморт требует специального освещения, требуется активный свет от электролампы или софита, тогда тень проходит по форме, выявляя её геометрию. Тени собственные и падающие обозначают форму: шарообразную, цилиндрическую, кубическую, конусообразную. Тень собственная строго повторяет форму предмета. Основной функцией собственной тени в живописи является пластическая моделировка объемной формы. Падающая тень ложится по форме на другие предметы, драпировки, стол и стены и служит дополнительным средством построения пространственной среды.
Поиск цветовых отношений лучше начинать с определения в натуре наиболее интенсивного цвета – цветовой доминанты (цвета который ближе к спектральному). Для натюрмортов на сближенные цветовые отношения характерен один ведущий цвет, все остальные цвета в натуре более сложные. Поиск общих тональных отношений начинается с определения самого светлого пятна в натюрморте, затем самого темного и все другие отношения определяются по отношению к ним. По ходу работы нужно постоянно сравнивать темные места со всеми темными пятнами в натюрморте, света со светлыми, тени с полутенями.
Акварель (от лат. aqua - вода) - краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Отсюда и название живописи этими красками.
Техника работы акварельными красками: ровная заливка в пределах контура, постепенный переход одной светлоты цвета в другую, «вливание» одного цвета в другой, работа "по сырому", "а-ля прима", "лессировка" (наложение одного слоя красок на другой).
Гуашь (от итал. guazzo - водяная краска) - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.). От названия красок идет и название вида письма в этой технике. Гуашь обычно употребляется для живописи по разнообразной основе (бумаге, картону, полотну, шелку). Гуашь отличается яркостью, бархатистостью, непрозрачностью. Различная светлота цвета гуаши получается путем добавления к основному цвету белой краски. Плотность и непрозрачность гуаши позволяет перекрывать один цвет другим; писать светлыми красками по темному фону и темными по светлому. При высыхании гуашь светлеет. Приёмы работы гуашью разнообразны: ровное покрытие поверхности; работа разнообразным мазком - коротким, длинным, широким, узким; сухая лессировка, работа на поверхности точками, линией и т.п.
Гамма - единство красок, сближенных по цветовому оттенку, Гамма художественного произведения бывает теплой или холодной, светлой или темной.
Колорит - это сочетание различных цветов в картине, цветовая гармония (гармония в переводе с греч. - единство в многообразии).
Колористическое единство создается родством между красками.
Понятие живописного колорита (от лат. color- цвет) - есть прежде всего понятие о взаимоотношениях цветов - об их сходстве и различии, согласии и несогласии. Цвет, не подчиненный общей тональности колорита, кажется чужим, случайным и разрушает цветовую цельность. Без колористического единства картина распадается на отдельные цветовые куски.
Светотень и цвет – то, благодаря чему мы зрительно воспринимаем объемную форму, материал предметов, их пространственное положение. Различают несколько градаций светотени: свет, блик, полутон, тень, рефлекс. Цвет рефлекса зависит от цвета противостоящего предмета. Рефлекс изменяет цветовой оттенок предмета поверхности. В живописи нельзя хаотично, бессистемно наносить мазки краски. Направление и величина мазка (короткий, длинный, широкий, узкий) должны соответствовать форме предмета и характеру его поверхности.
Теплохолодность - это сопоставление и чередование теплых и холодных цветов, цвет любой поверхности нельзя понимать только как холодный или теплый. Общепринято деление всех цветов по цветовому оттенку на теплые и холодные. Желтый, оранжевый, красный ощущаются как теплые; фиолетовый, синий и зеленый - как холодные. Любой цвет может быть и теплым, и холодным в зависимости от того, к чему ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому цвету.
Фактура - это структура поверхности предмета (блестящая, матовая, глянцевая), а также способ обработки поверхности картины, т. с. видимое и осязаемое построение красочного слоя. Это толщина слоя краски, его состав, характер, форма, направление, размер мазка, характер сочетания мазков друг с другом и с поверхностью основы (холста, картона, бумаги и т.п.)
Цветоведение - это наука о свойствах цвета и смешении красок.
В силу своего строения различные вещества, из которых состоят предметы, однообразно и постоянно реагируют на освещение - отражают или поглощают световые волны не всех, а только каких-то определенных длиннот и создают впечатление определенного цвета, свойственного данному предмету. Если его поверхность отражает равномерно все световые волны, как короткие, так и длинные, образуется ахроматическая "бесцветная" окраска. Если отражаются световые волны какой-то одной длины, а другие поглощаются, такая поверхность будет хроматической, то есть цветной или многоцветной.
Ахроматические (белые, серые, черные) цвета отличаются друг от друга только светлотой.
Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: цветовым оттенком, насыщенностью и светлотой.
Цветовой оттенок - это свойство цвета, которое мы имеем в виду, когда один цвет именуем зеленым, синим, сине-зеленым и т.д.
Насыщенность - это степень выраженности цветового оттенка, степень отличия цвета от серого.
Светлота - это кажущаяся яркость излучения того или иного предмета. Видимая светлота цвета зависит не только от степени освещенности поверхности, но также от яркости фона, на котором эта поверхность наблюдается, от адаптации глаза, от состояния чувствительности зрения и других причин. Две поверхности совершенно одинаковой яркости и цветового оттенка могут восприниматься глазом как различные по светлоте, если условия их наблюдения неодинаковы.
Давно известная азбука цветов, представшая в виде спектра - радуги, получила строгое научное обоснование. Ньютон различил в спектре семь цветов (так называемая музыкально-оптическая аналогия) и расположил их в форме круга, составленного из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового (цветовой круг).
Основными спектральными цветами принято считать триаду: красный, желтый, синий. Цвета, диаметрально противоположиые в цветовом круге, при оптическом смешении взаимно нейтрализуются. Их называют дополнительными. Легко заметить что оптическое смешение цветов не соответствует смешению красок.
Цветовые отношения - это цветовые различия предметов по
светлоте, насыщенности цвета и по цветовому оттенку
Занятия проводятся в групповой форме. Для реализации данной программы необходимы: хорошо освещенный класс, мольберты, стулья, софит, доска, натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках, шкафы для хранения реквизита и детских работ, раковина, подборка репродукций произведений различных художников.

Этапы выполнения натюрморта:
1 этап 2 этап


3 этап 4 этап





INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/B1.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/B1.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/B1.jpg" \* MERGEFORMATINET
т
Хабарова Юлия, 17 лет
INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/C1.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/C1.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/C1.jpg" \* MERGEFORMATINET
Ситова Вероника,17 лет
INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/B5.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/B5.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/B5.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/B5.jpg" \* MERGEFORMATINET
Носорева Екатерина, 16 лет
INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/A8.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/A8.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/A8.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://sergecinema.com/painting/images/A8.jpg" \* MERGEFORMATINET 
Булей Екатерина, 17 лет
Методическая литература
Алексеев С. С. О цвете и красках. М.: 1964.
Аполлон. Терминологический словарь. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. М.: Эллис Лак, 1997.
Беда В. Г. Живопись и ее изобразительные средства. – М.: 1977.
Беда В. Г. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981
Белютин Э. М. Начальные сведения о рисунке и живописи.
М.: Искусство, 1957.
Журнал «Юный художник».
Коровин К. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания. М.: 1963 г.
Платонов Н. Акварель. М.: Молодая гвардия, 1991.
Программы по рисунку, живописи, композиции для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств. Составители Н. Т. Казаченко и Н. А. Урбанович. Издательство Красноярского краевого научно – учебного центра кадров культуры, 2005.
Ростовцев Н. Н. Натюрморт. М.: Просвещение, 1974.
Смирнов Г. Б. Живопись. М.: Просвещение, 1981.
Школа изобразительного искусства. Сборник в десяти выпусках.
М.: Изобразительное искусство, 1960 - 1988.
13. Алексеев С. С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.
14. Виннер А. В. Как пользоваться акварелью и гуашью. М.: Искусство, 1951.
15. Виннер А. Как работают мастера живописи. М: Советская Россия, 1965.
16. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.
17. Дмитриева Н. А. Михаил Врубель: Жизнь и творчество. М.: Детская литература, 1988.
18. Зерновова Е. С. Будущему художнику об искусстве живописи: Заметки преподавателя. М.: Советский художник, 1976.