Программа
«Повышения качества образования
по математике»
ЦЕЛЬ:
Создание системы, обеспечивающей организационно-технологические, методические и психолого-педагогические условия подготовки и проведения итоговой аттестации по математике.
ЗАДАЧИ:
• Разработать комплекс эффективных мер и механизмов подготовки к экзамену;
• Отобрать содержание и объем программного материала, эффективные формы работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике ;
• Внедрить методы мониторинга, диагностики и прогнозирования для управления качеством знаний;
• Изучить нормативно-распорядительную и инструктивно-методическую базы ЕГЭ и ОГЭ;
• Реализовать комплекс мер по повышению эффективности систематизации знаний;
• Обеспечить учащихся, их родителей и учителей своевременной информацией.
Исходя из того, что будет создана и реализована система подготовки обучающихся к ЕГЭ, это позволит:
- повысить качество подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации по математике в формате ЕГЭ и ОГЭ;
- создать условия повышения прочности математических знаний и умений обучающихся по окончанию средней школы;
- создать условия для более успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭи более широких возможностей при выборе выпускниками дальнейшего обучения.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Одним из вариантов качественной подготовки выпускников школы к сдаче экзамена по математике является программа, которая включает следующие
компоненты:
1. Проблемно - ориентированный анализ.
2. Основные направления реализации программы
3. Этапы реализации и план действий.
4. Результаты программы.
5. Контроль реализации программы.
1. ПРОБЛЕМНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
При анализе:
• содержания контрольно - измерительных материалов итоговой аттестации по математике, которые позволяют наглядно увидеть уровень требований к выпускникам основной школы, соответствующий стандарту;
• содержания курсов математики , изучаемых в общеобразовательной школе;
• уровня знаний учащихся по математике в 9 - 11 классах;
• потребностей учащихся и родителей к уровню приобретаемых знаний;
• анкетирования выпускников об отношении к аттестации в форме ЕГЭ и ГИА;
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Организация информационной работы по подготовке всех участников образовательного процесса к ЕГЭ и ОГЭ.
2. Организация формирования предметной готовности к ЕГЭ и ОГЭ всех участников образовательного процесса.
3. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Деятельность | Направления | Содержание |
Организация | С педагогами | выработка совместных рекомендаций на ШМО по стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике; |
информационной работы | | знакомство с нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ОГЭ; |
(информационная деятельность) | | о ходе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в школе, в районе и области. |
С обучающимися | Изучение нормативно - правовых документов ЕГЭ и ОГЭ Проведение занятий по тренировке заполнения бланков. |
| С родителями | Беседа с родителями «Как помогать ребенку готовиться к ЕГЭ и ОГЭ». Индивидуальное консультирование для родителей. Информирование родителей о правилах проведения ЕГЭ и ОГЭ. |
Организация формирования предметной готовности (методическая деятельность) | С обучающимися | 1. Составление учебно - методического плана консультаций; 2. Составление учебно - методического плана повторения материала; 3. Более активное включение тестовых заданий в учебный процесс; 4. Классно-обобщающий контроль (владение учащимися программным материалом); 5. Контрольные срезы (по плану) в разных формах (контрольная работа, тест и др.). 6. Проведение пробного экзамена; 7. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки; 8. Индивидуальные консультации. |
| С педагогами | Отбор и разработка диагностических и учебных материалов для организации обучения, коррекции образовательного процесса, ведения мониторинга. Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ и ОГЭ. |
Организация психологической готовности | С обучающимися | Познакомить с возможными способами деятельности при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, выработать индивидуальный стиль. Познакомить с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Отработать навыки уверенного поведения. Развивать чувство эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим. Развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы. Помочь в осознании собственной ответственности за поступки, анализе своих установок. Обучать навыкам конструктивного взаимодействия. |
С родителями | В течении года проводить беседы с родителями о сбалансированном режиме подготовки в ЕГЭ и ОГЭ Беседа для родителей «Режим школьника в период подготовки его к экзаменам. Режим работы, отдыха и питания» |
3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Название этапа | Мероприятия | Сроки реализации |
1 | Диагностический | 1. Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ предыдущего года и результатов поступления в вузы и сузы; 2.Входной контрольный срез по математике в 9 и 11 классах; 3.Диагностика владения учащимися тестовой технологией; 4. Мониторинг вычислительных навыков 5-11 класс; 5. Распределение обучающихся по группам, в соответствии с уровнем их математической подготовки. | Сентябрь |
2 | Организационный | 1.Изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ и ОГЭ 2.Составление тематического плана консультаций к ЕГЭ и ОГЭ; 3. Определение оптимальных форм и методов работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ; 4.Подбор сетевых ресурсов для подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ; 5. Организация работы и сотрудничества с учителями математики других школ города. | Октябрь |
3 | Практический | 1. Включение тестовых заданий в учебный процесс. Отработка навыков самостоятельной работы ; 2. Введение в систему повторения тем, по которым в прошлом году знания выпускников не соответствовали допустимому уровню; 3. Организация и проведение контрольных срезов по основным темам (согласно кодификатору); 4. Дифференцированная работа с обучающимися. 6. Пробный экзамены по математике в 9, 11 классе (по демоверсии); 7.Реализация программы психологического сопровождения подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ; 8. Информационная работа с учащимися, родителями; 9. Привлечение ресурсов дистанционного обучения для подготовки; 10. Индивидуальные консультации; 11. Работа разновозрастных групп. | В течение года |
4 | Аналитический | 1. Анализ пробного экзамена; 2. Сравнительный анализ диагностик; 3. | Февраль Апрель Май |
Наряду с индивидуальными консультациями, применением тестовых заданий, тренировочных работ считаем, что основными видами деятельности учащихся на уроках в 9-11 классах являются практические занятия (70% учебного времени), что способствует развитию способностей самостоятельного конструирования знаний и умений. Структура деятельности учащихся на уроках повторения вытекает из структуры контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена. Каждый учащийся выполняет задания по всем основным содержательным разделам курсов математики базового, повышенного и высокого уровней сложности.
Организация учебной деятельности учащихся построена по следующим принципам:
1. Укрупнение дидактических единиц и структурирование учебного материала. Повторение учебного материала происходит крупным блоком, с логикой развития раздела, темы, с наличием всех внешних и внутренних связей. Каждая тема состоит из структурных единиц, связанных логически между собой.
2. Задания базового и повышенного уровней сложности выполняются учащимися самостоятельно дома (домашнее задание индивидуально). На семинарских занятиях учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят коррекцию теоретических знаний и умений решать достаточно объемные с точки зрения математических выкладок задачи.
3. Задания высокого уровня сложности выполняются учащимися индивидуально на практическом занятии. На практических занятиях при выполнении самостоятельных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки решения задач, предполагающих применение знаний сразу из двух-трёх разделов математики в измененной или новой ситуации (задания части С). На практическом занятии используются только индивидуальные формы работы с учащимися.
4.Формирование положительной самооценки учащегося. Задача учителя состоит в том, чтобы каждый ученик мог доказать самому себе, что он многое может сделать сам и получить моральное удовлетворение. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с учётом результатов выполненных практических работ.
5. Рациональное использование рабочего времени ученика и учителя. Формирование учебной деятельности идет таким образом, чтобы каждый ученик все занятие занимался активной учебной деятельностью, а не наблюдал пассивно за действиями учителя или нескольких учеников. Выполнение пробного экзамена происходит в режиме реального времени ЕГЭ и ОГЭ(это формирует у учащихся умение рационально распределять количество времени на выполнение заданий).
Деятельность обучающихся во время повторения материала можно разбить на этапы, систематизирующие работу.
Этапы работы с обучающимися при повторении материала и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
| Этап | Умения и навыки учащихся | Методы, приемы и средства работы с учащимися |
I. | Предварительный (создание психологического комфорта) | Психологическая поддержка учащихся, работа с родителями | -Психологическое тестирование -тренинги - беседы - консультации |
II. | Подготовительный (накопление теоретического материала) | - знание аксиом, теорем, правил, учение применять их на практике, теорий, основных законов, формул - формирование межпредметных связей (с естественными науками), умений переноса знаний из одной предметной области в другую; - формирование метапредметных умений; - формирование математического аппарата | -Поурочное составление краткого справочника школьника, использование системы опорных конспектов, -Анализ тематических тестов по индивидуальной карте, -Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания, -Самодиагностика по компьютерным тестам, -Работа в группах и парах при решении задач -Индивидуальные консультации |
III. | Практический (формирование умений и навыков решения задач) | - отработка практических умений и навыков решения задач различного типа: расчетных, графических, качественных, экспериментальных, геометрических, алгебраических; - формирование умений работы с различного вида условиями: графиком, экспериментальными данными, представленными в виде таблицы, фотоснимком. | -отработка алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи с вопроса; осмысление содержания задачи; |
IV. | Углубленный (отработка умений и навыков решения комбинированных задач и применение знаний в измененной ситуации) | формирование умений и отработка навыков решения типовых задач; отработка навыков решения комбинированных задач, задач исследовательского характера формирование таких мыслительных операций, как логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать знания. | - индивидуальный подход - алгоритмизация решения задач разных типов - выделение общих подходов при решении (от простого к сложному) |
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.
1. Создание организационно-методической системы подготовки школьников к итоговой аттестации по математике, которая включает в себя следующие компоненты:
Целеполагание - формирование готовности учащихся к ЕГЭ и ОГЭ(системные знания и умения предъявить эти знания в процессе выполнения контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ;
Содержание - наличие банка обучающих заданий; наличие тематического планирования повторительно - обобщающих занятий; наличие плана индивидуальных консультаций для подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике.
2. Оценка готовности выпускников к участию в ЕГЭ и ОГЭ на основе контрольно- измерительных материалов и применения методики осуществления мониторинга уровня этой готовности.
3. Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.
4. Улучшение результатов ЕГЭ и ОГЭ по математике.
5.ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
1. Системный мониторинг качества математического образования:
контроль текущих оценок по математике;
ежемесячный контроль знаний по алгебре(5-9 класс), алгебра и начала анализа (10-11 класс), геометрии (проверочные работы)
2. Результаты итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ и ОГЭ.
3. Начальная и итоговая диагностики готовности обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ.
4.Отчет о результатах выполнении программы (запланированных этапов) на педагогическом совете, заседаниях кафедры.